|
Скачать 274.79 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗО ВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ директор ИК «______» _______________ 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ Б.3 Профессиональный цикл. Б. 3. 00 Базовая часть Модуль 2 «Медико-биологические основы дефектологии» ^ 4 Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки Логопедия 050700.62 Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения - это наука о строении, функционировании органов слуха, речи и зрения в норме и патологии, Курс является базовым для изучения многих специальных логопедических дисциплин. Учитель – логопед должен хорошо представлять себе строение, функции, регуляцию, физиологические взаимосвязи речевого аппарата и сенсорных систем. Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях, грамотно планировать и проводить коррекционно-педагогическую работу. Цель: формирование систематизированных знаний о строении, функционировании и наиболее часто встречающейся патологии органов слуха, речи и зрения и использование их при выборе адекватных методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений. Задачи:
Учебная дисциплина « Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» - обязательная дисциплина профессионального блока Б.3. Базовая часть, модуль «медико-биологические основы дефектологии». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса педагогического факультета. Она является основой для последующего изучения дисциплин: основы генетики, основы медицинских знаний, ранняя диагностика и коррекция развития, введение в логопедическую специальность, логопедия, онтогенез речевой деятельности, логопсихология, методика обучения и развития детей слуха, речи, развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Данная дисциплина базируется на данных анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, логопедии, физики, психологии. Она обеспечивает подготовку специалистов для работы с детьми с нарушениями слуха, речи, зрения. 3. Требования к уровню освоения программы. Студент должен знать:
слуха, речи, зрения; Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
Студент должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):
Студент должен обладать профессиональными компетенциями:
^
^
^
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). ^ Общие представления о сенсорных системах (анализаторах). Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа. Звук его характеристика, распространение звука в среде, понятие о резонансе. Механизм восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы. Костная проводимость звука. Чувствительность слуховой сенсорной системы, слуховая адаптация, слуховое утомление. Возрастные особенности строения и функционирования органа слуха. Методы исследования слуха у взрослых и особенности исследования слуха у детей. Значение слуха для развития речи и общего психического развития. Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Классификация стойких нарушений слуха у детей и особенности их речевого развития. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей. ^ Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата. Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи. Возрастные особенности органов дыхания. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, хрящи гортани. Эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные), голосовая щель. Наружные и внутренние мышцы гортани, их значение, функции гортани. Возрастные и половые особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр, диапазон. Понятие о регистрах. Возрастные особенности диапазона голоса. Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, возрастные особенности этих отделов речевого аппарата. Строение и функции языка, мышцы языка, их значение. Роль языка в речевой функции. Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе, ее отделы. Строение и функции полости носа, придаточные пазухи носа, их значение. Строение и функции отделов глотки (носоглотки, ротоглотки, гортанной части). Глоточное лимфоидное кольцо, его значение. Возрастные особенности резонаторного отдела речевого аппарата. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития, повреждения и заболевания) органов речи у детей, клиническая характеристика и особенности течения болезни, влияние на голосо- и речеобразование. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей. ^ Строение глаза, вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм. Строение и функции сетчатки глаза. Функциональное значение палочек и колбочек. Цветовое зрение, острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение. Проводящие пути корковый отдел зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы. Методы исследования зрительных функций у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Роль зрительного восприятия в формировании речи у тугоухих и глухих детей и их психофизическом развитии. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией зрения. Гигиена и охрана зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения. 5. 3. Практические занятия
Для проведения практических работ имеется практикум: Казионова Л.Ф., Низкодубова С.В., Седокова М.Л. Физиология человека и животных «Высшая нервная деятельность и сенсорные системы». ^
^
^
^ Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:
^ Для лучшего усвоения дисциплины необходимо использование разнообразного иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях; проведение текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. 7.1. Методические рекомендации преподавателю
7.2. Методические указания для студентов Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:
^
8.2 Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся. 1.Кратко охарактеризуйте строение слухового анализатора. 2. Опишите строение наружного уха. Какие функции выполняют части наружного уха? 3. В чем особенности строения среднего уха? Какую функцию выполняют слуховые косточки? 4. Периферические отделы каких анализаторов расположены во внутреннем ухе? Расскажите о периферическом отделе слухового анализатора. 5. Характеристика основных свойств звука. 6 Звуки речи и их основные акустические характеристики. 7. Какие виды звукопроведения вам известны? Расскажите о них. 8. В чем физиологический смысл звуковосприятия? 9. Какими основными показателями характеризуется чувствительность органа слуха? 10. Выделите основные этапы становления слуховой функции у детей. 11. Какие заболевания наружного уха вам известны? Как они отражаются на слуховой функции? 12. Кратко охарактеризуйте основные заболевания среднего уха, приводящие к стойким нарушениям слуха. 13. Какие заболевания внутреннего уха вам известны? Какова их роль в нарушении слуховой функции? 14. На какие группы и по какому признаку можно разделить детей со стойкими нарушениями слуха? 15. Особенности строения наружного носа и носовой полости. 16. Какие мышцы образуют губы, щеки, обеспечивают изменение формы ротового отверстия, движение нижней челюсти? 17. Как размещаются зубы в верхней и нижней челюстях? Что такое зубная формула? Что такое прикус? 18. Что такое твердое небо и чем оно образовано? 19. Каковы функции мягкого неба? 20. Какие мышцы формируют язык? Какие движения они обеспечивают? 21. В чем особенности анатомического строения глотки? 22. Какие хрящи образуют гортань? 23. Мышечной аппарат гортани (наружные и внутренние мышцы). 24. Отличительные особенности дыхания при речи. 25. Жизненная емкость легких, типы дыхания. Какой тип дыхания чаще встречается у женщин, мужчин, детей? 26. Опишите механизм голосообразования. 27. В чем заключается механизм шепота, фальцета? 28. Расскажите об основных свойствах голоса: сила, высота, тембр. От чего они зависят? 29. Какие режимы работы гортани вы знаете? В чем их отличия? 30. Что такое атака звука? Какие виды атак вы знаете? Какая атака в гигиеническом отношении наиболее предпочтительна? 31. Что такое мутация голоса? Каковы особенности мутации у мальчиков и девочек? 32. Как производят исследование органов речи у детей с дефектами речи? 33. Расскажите об основных заболеваниях носа и носовой полости. Как они отражаются на нарушениях голоса и речи? 34. Что такое гнусавость? Какие виды гнусавости вы знаете? В чем их отличие? 35. Расскажите о щелевых дефектах верхней губы и неба, их влияние на речевую функцию. 36. Что такое аномалии прикуса? Какие аномалии прикуса вы знаете, нарушения произнесения звуков? 37. Какие заболевания глотки вы знаете? 38. Расскажите о заболеваниях гортани, приводящих к нарушению голосовой функции. 39. Расскажите об устройстве зрительного анализатора. 40. Расскажите о строении и функциях фиброзной оболочки глаза. 41. Расскажите о строении и функциях сосудистой оболочки глаза. 42. Каковы особенности строения сетчатой оболочки? 43. Что такое аккомодация? Какие структуры глаза принимают участие в аккомодации? Особенности аккомодации у детей. 44. Какие виды фотопигментов вы знаете? Расскажите о механизме фоторецепции. 45. Что такое острота зрения? Что такое угол зрения? 46. Какие методы определения остроты зрения вы знаете? 47. Что такое цветоощущение? 48. Оптическая система глаза 49. В чем отличие физической рефракции от клинической? 50. Какие аномалии рефракции вы знаете? 51. Расскажите о возрастных изменениях зрительного анализатора. 52. Что такое катаракта? Какие изменения структур глаза вызывают это заболевание? 53. Что относится к нарушениям цветового зрения? Чем они обусловлены? 54. Что такое глаукома? Первые признаки глаукомы? Нарушение какого процесса внутри глаза приводит к этому заболеванию? 55. Расскажите о заболеваниях вспомогательных органов глаза, приводящих к нарушению зрения. 56. Дайте классификацию нарушений зрения. 57. Какие методы коррекции зрения вы знаете? 8.3 Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий 1. В чем отличие слухового анализатора от органа слуха? 2. Раскройте роль слухового восприятия в развитии речи. 3. Что является главными причинами стойких нарушений слуха? 4. Расскажите об основных объективных методах исследования слуховой функции. 5. Расскажите о субъективных методах исследования слуха в детском возрасте. Сформулируйте их практическую значимость. 6. В чем заключается значение остатков слуха для глухих детей? 7. Расскажите об основных мерах профилактики стойких нарушений слуха у детей. 8. В чем отличие дыхания при голосообразовании? 9. Охарактеризуйте основные этапы развития произносительной стороны речи у детей. В чем отличие становления речи у слабослышащих детей? 10. Какие меры профилактики нарушений голоса и речи у детей вы знаете? 11. Какие нервно-мышечные нарушения могут привести к нарушению речи? 12. Раскройте роль трех функциональных блоков мозга в речеобразовании. 13. Охарактеризуйте состояние устной речи при минимальном снижении остроты слуха в детском возрасте. 14. В чем отличие органа зрения от зрительного анализатора? 15. Чем обусловлены аномалии рефракции? 16. Какие негативные воздействия могут оказать влияние на формирование зрительного анализатора у плода? 17. Какие врожденные нарушения зрения вам известны? 18. Как нарушение зрения может повлиять на становление речи и высших психических функций у детей? 19. Расскажите о профилактике нарушений зрения у детей 8.4. Примеры тестов ^ желтое пятно 2. слепое пятно 3. стекловидное тело 4. роговица 2. Периферический отдел слуховой сенсорной системы расположен в … 1. наружном ухе 2. внутреннем ухе 3. среднем ухе 4. височной коре ^ 1. преддверие и улитка 2. костные ячейки 3. слуховые косточки 4. слуховой и вестибулярный нервы 4. Атрезия наружного слухового прохода – это … 1. травма наружного слухового прохода 2. воспаление наружного слухового прохода 3. искривление наружного слухового прохода 4. заращение наружного слухового прохода ^ 1. диффузный гнойный лабиринтит 2. ограниченный лабиринтит 3. катаральный средний отит (тубоотит) 4. оставшееся прободение в барабанной перепонке ^ 1. восприятие звуковых колебаний 2. возможность различения высоты звука 3. выравнивание давления по обе стороны барабанной перепонки 4. определение направления звука ^ ![]() 8. У детей до 8 - 10 лет глаз является ...
^ 1. небная 2. носоглоточная 2. язычная 4. Трубная 10. Голосовая мышца прикрепляется к хрящам … 1. черпаловидному и перстневидному 2. клиновидному и щитовидному 3. надгортаннику и клиновидному 4. щитовидному и черпаловидному ^ 1. расширение голосовой щели 2. сужение голосовой щели 3. натяжение голосовых связок ^ 1. осаживает язык книзу 2. выдвигает язык вперед 2. втягивает язык в полость рта 4. укорачивает язык, загибает его кончик книзу ^ 1. воздух при произнесении звуков речи проходит только через нос 2. воздух при произнесении звуков речи проходит только через рот 3. воздух при произнесении звуков речи проходит через рот и нос 8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к экзамену 1. Общая характеристика сенсорных систем (анализаторов). 2. Строение наружного, среднего и внутреннего уха. 3. Проводящие пути и корковый отдел зрительной сенсорной системы. 4. Звук, его характеристики, Распространение звука в среде. Понятие о резонансе. 5. Механизм возникновения слуховых ощущений. 6. еханизм восприятия звуков разной высоты. 7. Костная проводимость звука 8. Чувствительность слуховой сенсорной системы. Слуховая адаптация, слуховое утомление. 9. Бинауральный слух, его значение. 10. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. 11. Исследование слуха у детей (шепотной и громкой речью, камертонами, аудиометром). 12. Значение слуха для развития речи у детей.
Острое гнойное воспаление среднего уха (острый гнойный средний отит), причины возникновения, особенности течения заболевания у детей разного возраста, лечение, осложнения после болезни.
30. Аномалии развития носа, повреждения носа, инородные тела носа. 31. Заболевания носа: острый насморк, причины, течение. Хронический насморк, причины, формы (простой, гипертрофический, атрофический, аллергический), лечение. Влияние насморка на голосо –и речеобразование.
49. Нарушения рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
53. Заболевания зрительного нерва, атрофия зрительного нерва. 8.7 Формы контроля самостоятельной работы Плановые консультации, контрольные работы, тестирование, экзамен. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия». Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена: доцентом кафедры МБД Казионовой Л.Ф. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры ____________ протокол № __ от ________________20 года Зав. кафедрой МБД _______________________ Низкодубова С.В. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией ___________________ института культуры Протокол № ___от _______________20 года Председатель методической комиссии ИК ____________ Батурина О.А. Согласовано: Декан ИК _____________ Каюмова Е.А. |