|
Скачать 0.49 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700.68 Техносферная безопасность Квалификация (степень): магистр 1.Пояснительная записка Программа вступительных испытаний по Безопасность жизнедеятельности в магистратуру составлена на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию. ^ Экзамен проводится с целью определить уровень знаний, полученных выпускниками в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, а также выявить практическую подготовленность по безопасности жизнедеятельности к выполнению профессиональных задач. 1.2. Задачи Выявить уровень базовых компетентностей в области безопасности жизнедеятельности путем оценки обобщенных знаний о безопасности человека в условиях чрезвычайных ситуаций, включая теорию и практику защиты и обеспечения безопасности человека, общества, государства, природы от опасных и вредных факторов различного характера, а также влияния опасных факторов на здоровье. ^ Вступительный экзамен по направлению 280700.68 «Техносферная безопасность» носит междисциплинарный характер. Экзамен должен выявить умение выпускников формировать знания о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищённости человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. ^ В ходе экзамена выпускник должен продемонстрировать соответствие следующим требованиям ГОС ВПО безопасности жизнедеятельности уметь:
знать:
Специалист должен иметь представление о: - психологии поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения; - основных современных теориях и методах оздоровления, укрепления и сохранения здоровья; - методах, средствах, способах и организации оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения; - современных теориях и практике обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения; - теории риска и факторах, обуславливающих возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения ^ Вступительное испытание проводится в устной форме по билетам, которые позволяют определить не только качество усвоения знаний и умений по безопасности жизнедеятельности, но и выявить степень развития профессиональной мотивации к освоению магистерской программы. По результатам вступительного испытания выставляется оценка по 100-балльной шкале. Объявление итогов экзамена происходит в соответствии с графиком оглашения результатов вступительных испытаний в магистратуру. ^ оцениваются знания студента, глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе, последовательно его излагающий, в ответе тесно увязывающий теорию с практикой, свободно справляющегося с задачами, вопросами и другими видами применения знаний. ^ - оценка за твердое знание программного материала, грамотное и конкретное изложение, без существенных неточностей, правильное применение теоретических сведений, положений при решении практических вопросов и задач, владение необходимыми приемами и навыками. ^ - оценка студенту, который знает общие понятия, но не усвоил его деталей, допускает неточности при их формулировке, нарушения последовательности и существенные ошибки в изложении программного материала, неуверенно, с затруднениями выполняющего практические задания. ^ получает студент, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно с большими затруднениями выполняет практические задания. За каждую ошибку при ответе снимается 5 баллов. ^ Вступительный экзамен включает вопросы, требующие знания следующих дисциплин: Теоретические основы безопасности человека, Опасные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них, Гражданская оборона, Информационная безопасность, Социология безопасности, Основы обороны государства и военной службы, Основы медицинских знаний, Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности, Основы национальной безопасности. Включение перечня указанных дисциплин определяется тем, что они являются базовыми, определяющими уровень профессиональной подготовки специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Структура билета включает три теоретических вопроса междисциплинарного характера, третий вопрос направлен также на выявление умений выпускников использовать знания по основам медицинских знаний для решения конкретных практических заданий. 1.7. Предшествующий уровень образования студента Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем образовании. ^ вступительных испытаний по Безопасности жизнедеятельности 2.1. Разделы и их содержание 2.1.1. Теоретические основы безопасности человека Понятие безопасности и опасности. Вредные и травмирующие факторы. Происшествие, авария, катастрофа, стихийное бедствие. Виды опасностей и системы безопасности. Виды безопасности. ^ Биосфера и техносфера. Взаимодействие человека и среды обитания. Жизнедеятельность. Техногенные аварии и катастрофы, причины их возникновения. Мониторинг и информационная стратегия государства по защите человека в условиях техносферы. Аксиомы безопасности в техносфере. Критерии комфортности и безопасности техносферы. Предельно допустимые концентрации и уровни воздействия. Риск и методы его оценки. Показатели негативности и комфортности техносферы. Опасные зоны и зоны пребывания человека. Защита человека расстоянием и сокращением опасных зон. Способы обеспечения безопасности человека. ^ ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Классификация ЧС по характеру возникновения и масштабу распространения. Фазы развития ЧС. Поражающие и негативные факторы при ЧС. Предупреждение ЧС. Чрезвычайные ситуации повседневной жизни, защита от них. Основы защиты человека на производстве. ^ Способы и средства защиты человека в условиях ЧС. Направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС. Меры по снижению ущерба от ЧС. Ликвидация последствий ЧС. Организация и ведение спасательных работ. Организация и ведение аварийных работ при ликвидации последствий ЧС. Определение материального ущерба и числа жертв. ^ Законодательство РФ о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Основные задачи, уровни организации и функции единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Органы РСЧС. Задачи и структура Всероссийской служба медицины катастроф. ^ Аварийность и экологическая ситуация. Антропогенное состояние природной среды. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы, загрязнение атмосферы. Почва – важная составляющая часть биосферы, загрязнение почвы. Вода- основа жизненные процессов в биосфере, загрязнение природных вод. Качество среды обитания современного человека. Примерные вопросы:
^ Опасные ситуации природного и техногенного характера Опасности природно-техногенного характера Понятие о ЧС природно-техногенного характера и принципы их возникновения. Падение небесных тел. Грозовые разряды. Молниезащита. Правила безопасного поведения при грозе. Активность Солнца и магнитные бури. Неблагоприятные по геофизическим условиям дни и их влияние на здоровье человека. Изменение климата и парниковый эффект. Влияние природного радиоактивного фона на здоровье человека. Морские природные явления. Опасные ситуации природного характера и защита от них Опасные чрезвычайные ситуации в природе, их классификация. Опасные гидрометеорологические природные явления. Опасные геологические природные явления. Опасные природные явления наиболее характерные для территории России и региона. Законодательные, правовые и нормативные документы в области обеспечения безопасности населения и территорий при ЧС природного характера. Землетрясение Происхождение землетрясений. Очаг землетрясения. Эпицентр землетрясения. Основные параметры землетрясения. Последствия землетрясения: природные, для городов и других населенных пунктов, для человека. Меры, принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений. Цунами. Меры защиты при цунами. Вулканы Крупнейшие извержения вулканов в истории человечества. Виды вулканов и их строение. Процесс образования извержения вулкана. Виды извержений. Продукты извержения вулканов (жидкие, твердые и газообразные). Магма. Вулканы и озоновый слой. ^ Характеристика оползней, селей и обвалов. Формы нарушения устойчивости и скорость деформации склонов и откосов. Поражающие факторы и оценка. Возможные последствия. Снежные лавины и камнепады. Меры по предупреждению оползней, селей, обвалов и снижению ущерба от их последствий. Рекомендации по действиям во время оползней, селей и обвалов. Ликвидация последствий оползней, селей и обвалов. ^ Характеристика ураганов, бурь и смерчей. Шкала Бофорта. Снежные бури и заносы. Смерч – торнадо. Циклоны. Возможные последствия и меры по обеспечению безопасности и снижению ущерба от последствий ураганов, бурь и смерчей. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Ликвидация последствий ураганов, бурь и смерчей. Наводнения Основные понятия, классификация и критерии наводнений. Поражающие факторы наводнений. Возможные последствия от наводнений. Мероприятия по снижению ущерба от наводнений. Действия населения при угрозе и время наводнений. Ликвидация последствий наводнений. Несчастный случай на воде. ^ Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Виды лесных пожаров. Возможные последствия лесных и торфяных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров. Борьба с природными пожарами. Правила безопасного поведения во время пожаров, защита от них. Правила пожарной безопасности в лесу. ^ Инфекционная болезнь. Источники возбудителей инфекции. Инфекционная заболеваемость людей: эпидемии, пандемии, опасные инфекции. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: эпизоотии, энзоотии, панзоотии и др. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей. Меры профилактики и борьбы с ними. ^ Общие понятия о мониторинге и прогнозировании. Сейсмический мониторинг и прогноз землетрясений. Научные основы прогноза землетрясений. Этапы прогноза землетрясений, гидрометеорологический мониторинг и прогноз опасных природных явлений. Психологический аспект ЧС природного происхождения. Методика расчета и оценки последствий ЧС природного характера. ^ Производственные аварии и катастрофы Основные причины возникновения и фазы развития ЧС. Опасные, вредные и травмирующие факторы. Характеристика очагов поражения, возможные последствия, пути минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС. Системы безопасности по объектам защиты. Устойчивость промышленных объектов в условиях ЧС. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». ^ Характеристики и виды пожаров и взрывов. Категории помещений и зданий по пожарной и взрывной опасности. Классы конструктивной пожарной опасности зданий, группы горючести строительных материалов. Пожаро- и взрывоопасные объекты промышленности. Возможные последствия при пожарах и взрывах. Система предупреждения пожаров. Противопожарные, профилактические мероприятия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения при пожарах и при угрозе возникновения взрывов. Локализация и тушение пожаров. Средства тушения пожаров. Федеральный закон «О пожарной безопасности». ^ Химически опасные вещества. Предельно допустимые и поражающие концентрации. Классификация химически опасных объектов и территорий, локальные системы оповещения. Химически опасные вещества, используемые в промышленности региона, их физико-химические и токсические свойства. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Определение размеров зон заражения АХОВ. Приборы для определения АХОВ. Средства и способы защиты, оказания первой помощи. Организация защиты населения при угрозе и возникновении ЧС с выбросом химически опасных веществ. Химически опасные объекты региона и возможные последствия при авариях на них. Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом химически опасных веществ. ^ Физическая природа ионизирующих излучений, их взаимодействие с веществами. Принципы обнаружения ионизирующих излучений, единицы измерения. Приборы и оборудование радиационного контроля. Биологическое воздействие ионизирующих излучений, нормирование облучения. Радиационная защита и социальная защита населения пострадавшего в результате аварий с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях. Радиационная обстановка в регионе. Организация радиационного контроля. Ведение хозяйства на территории загрязненной радиоактивными осадками. Санитарно-гигиенические мероприятия радиационной защиты для населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. ^ Гидротехнические сооружения и их строение. Причины и виды гидродинамических аварий, их последствия. Гидротехнические сооружения региона и возможные последствия аварий на них. Меры по защите населения от неблагоприятных последствий гидродинамических аварий. Действие населения в условиях угрозы и в ходе наводнений при гидродинамических авариях. ^ Инфекционная болезнь. Источники возбудителей инфекции. Инфекционная заболеваемость людей: эпидемии, пандемии, опасные инфекции. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: эпизоотии, энзоотии, панзоотии и др. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей. Меры профилактики и борьбы с ними. ^ Понятие промышленной безопасности. Основные направления деятельности по обеспечению промышленной безопасности. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Организация и осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности. Государственные надзорные органы. Декларирование безопасности. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». ^ Опасные ситуации социального происхождения, их виды и причины возникновения. Понятие социума. Виды чрезвычайных ситуаций социального происхождения, их последствия и опасные факторы. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера. Наиболее характерные случаи их проявления. Кражи, грабежи. Мошенничество. Азартные игры. Рэкет. Похищение людей. Вымогательство. Шантаж. Угрозы по телефону и др. Детская преступность. ^ характера. Возможные случаи возникновения опасностей социально-политического и социально-экономического характера и формы их проявления. Причины, приводимые к их возникновению. Наиболее характерные случаи их проявления, митинги и демонстрации, забастовки и другие акции протеста, чрезвычайное положение, безработица, вооруженные конфликты. Скопление больших масс людей – чрезвычайные ситуации: толпа и ее проявление. Паника как один из видов толпы. Массовые беспорядки. Наказания за их организацию. Хулиганство, вандализм. ^ Безопасность в подростковом периоде. Сущность личности безопасного типа. Социальная характеристика личности безопасного типа. Психологическая характеристика личности безопасного типа. Личный путь безопасности. Формирование нового гражданина Российского общества. ^ Криминогенная ситуация в стране и регионе. Характерные случаи ее проявления. Динамика развития. Государственные органы борьбы с преступностью. Формы и методы борьбы с преступностью. Зоны повышенной криминогенной опасности. Наличие криминогенной опасности в местах общественного пользования, в местах отдыха и скопление людей. Вокзалы, рынки, киноконцертные залы и стадионы, парки отдыха и пляжи, гостиницы, общественный транспорт. Паника. ^ Основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения в различных криминогенных ситуациях. Меры предосторожности. Государственные и негосударственные органы защиты. ^ Нормативные документы, подтверждающие права на самооборону и ее пределы. Самозащита от нападения преступников и хулиганов. Уязвимые части человеческого тела. Стратегия и тактика поведения при нападении. Основы эффективной защиты при самообороне. Уязвимые части человеческого тела. ^ Оружие самообороны, его виды. Порядок приобретения, хранения и применения. Федеральный закон РФ «Об оружии». Терроризм Общие сведения о терроризме. Терроризм в России. Классификация терроризма: по идеологической основе и сфере проявления; по масштабам; по количеству применяемых сил и средств; по целям и задачам; по видам применяемых средств. Правовые мероприятия, проводимые в целях предупреждения террористических актов. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленной террористическим актом. Примерные вопросы:
^ Понятие гражданской обороны (ГО), её роль и место в общей системе национальной безопасности. Гуманитарная направленность гражданской обороны. Основы государственной политики в области гражданской обороны. Нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Задачи и организационная структура гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) ГО. Классификация НАСФ. Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика. Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте. Мероприятия гражданской обороны при переводе объекта с мирного на военное время. ^ Оружие массового поражения (ОМП). Ядерное оружие, виды ядерных взрывов. Химическое оружие. Биологическое оружие. Новые виды ОМП (лучевое, радиочастотное, инфразвуковое, радиологическое, геофизическое оружие). Современные обычные средства поражения (боеприпасы объёмного взрыва, зажигательное оружие). Очаги поражения, возникающие в результате опасных природных явлений. Очаг комбинированного поражения. ^ военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС Классификация средств индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие дыхательные аппараты. Самоспасатели. Средства индивидуальной защиты кожи (фильтрующие и изолирующие). Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка индивидуальная АИ-2, пакет перевязочный индивидуальный ППИ, индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-10). Коллективные средства защиты. ^ Правовая база в области инженерной защиты. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС. Основные типы защитных сооружений ГО. Требования к защитным свойствам и размещению защитных сооружений ГО. Создание, сохранение и использование на территории Орловской области защитных сооружений ГО. Мероприятия по подготовке защитного сооружения к приёму укрываемых. Порядок заполнения защитного сооружения укрываемыми. Создание фонда защитных сооружений ГО. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий населения. Организация работы по гражданской обороне в учебном заведении. Общие положения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне бедствия. Особенности проведения эвакуации населения. Осуществление подготовки по курсу Гражданской обороны в учебных заведений. ^ Основы устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС. Сущность устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС. Основы оценки устойчивости работы объекта. Методика оценки устойчивости функционирования объектов экономики. Оценка физической устойчивости объекта к воздействию ударной волны. Оценка воздействия теплового излучения и других поражающих факторов на объект. ^ Общие понятия и определения. Методы, способы и общие основы обеззараживания. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства обеззараживания. Примерные вопросы:
^ Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности Основные понятия информационной безопасности. Угрозы безопасности информации и каналы утечки информации. Комплексный подход к защите информации. Организационная защита информации. Правовое обеспечение информационной безопасности. Инженерно-техническая, криптографическая и программно-аппаратная защита информации ^ в компьютерных системах Способы несанкционированного доступа к информации и защиты от него. Способы аутентификации пользователей компьютерных систем. Протоколы аутентификации при удаленном доступе. Методы управления доступом к объектам компьютерных систем. Средства защиты информации в глобальных вычислительных сетях. Разграничение полномочий и управление доступом к ресурсам в защищенных версиях ОС Windows. Разграничение полномочий и управление доступом к ресурсам в ОС Unix. Стандарты безопасности компьютерных систем и информационных технологий. ^ Способы симметрического шифрования. Современные алгоритмы симметрического шифрования. Абсолютно стойкий шифр. Принципы создания и свойства асимметрических криптосистем. Примеры асимметрических криптосистем. Электронная цифровая подпись и ее использование. Функции хеширования. Принципы использования криптографического интерфейса ОС Windows. Компьютерная стеганография и ее применение. ^ Организация защиты информации в РФ. Понятия о видах разведки. Мероприятия по противодействию техническим разведкам. Основные методы добывания информации. Ознакомление с техническими возможностями некоторых средств перехвата информации из помещений, от технических средств по эфиру и линиям связи. Физические принципы образования каналов утечки и способов защиты информации. Методы и средства защиты информации от утечки из помещений, от технических средств по эфиру и линиям связи. Общие понятия о возможных методах несанкционированного, в том числе деструктивного, воздействия на информационные ресурсы и оборудование информационных систем. Электромагнитный и кибертерроризм, как реалии сегодняшнего дня. Тактика применения инженерно- технической защиты. Особенности отдельных методов идентификации и верификации личности. ^ Вредоносные программы и их классификация. Методы обнаружения и удаления вирусов. Программные закладки и защита от них. ^ информационных ресурсов Принципы построения и состав систем защиты от несанкционированного копирования. Методы защиты от копирования инсталляционных дисков и установленного программного обеспечения. Влияние развития информационно-технических средств на изменение окружающей информационной среды. Отрицательное влияние информации на здоровье индивидуума. Информация и психогигиена. Отрицательное влияние информации на общественное здоровье. Информация и последствия для общественного здоровья при экологических и техногенных катастрофах. Экологическая информация и общественное здоровье. Финансово-экономическая информация и общественное здоровье. Примерные вопросы:
^ Методологические основы социологического анализа безопасности Феномен безопасности, актуальность безопасности для оценки жизнедеятельности человека, семьи, государства и общества. Институализация феномена безопасности (Закон РФ «О безопасности» (1992 г.). Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г., № 24)). Особенности институализации социологии безопасности. Неопределённость и напряжённость во взаимосвязи безопасности и среды безопасности. Роль высоких гуманитарных технологий в обеспечении безопасности. Методологическая схема исследования социологии безопасности. Становление институционально-сетевой методологии социологического анализа безопасности. Сетевой подход в социологических исследованиях: работы М. Кастельса и О.Н. Яницкого. Применение институционально-сетевой методологии в социологических исследованиях проблем безопасности: работы В.Н. Кузнецова. Проблемы безопасности российского общества. Геоэкономические, геополитические и геокультурные факторы обеспечения безопасности России. ^ Основные этапы становления и развития социально-философских знаний о безопасности: древность, средние века, новое время, современная эпоха. Цивилизационный и современный подходы к социальной периодизации истории человеческого общества. Истоки и предпосылки знаний о безопасности. Безопасность как форма взаимодействия человека с окружающей средой. Философские и социальные представления о безопасности в древних цивилизациях (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Греция). Взгляды античных философов на природу безопасности (Платон, Аристотель и др). Трансформация взглядов европейской общественно-политической мысли на проблему безопасности. Т. Гоббс о природе безопасности государства. Идеи социальной и национальной безопасности в работах Дж.Г. Вико, Дж.С. Милля о безопасности международного общения. Постиндустриальное общество и исследование безопасности в трудах У. Уорнера, А. Маслоу, Ф. Юнгера. Современные представления о безопасности в трудах Н. Лумана, Э. Гидденса, Э. Валлерстайна, М. Кастельса и других. Исторические типы культур и виды безопасности: восточная и западная. Социокультурные традиции этнокультурного и религиозного понимания безопасности. ^ Российская цивилизация: основные исторические модели социокультурного развития и характер обеспечения национальной безопасности (теория и практика). Представления о безопасности в историко-культурных памятниках Древней Руси: «Слово о полку Игореве», «Свод древнейших известий о славянах», «Русская правда Ярослава Мудрого», «Домострой» и другие. Социально-философское осмысление проблем и феномена безопасности в российской гуманитарной науке: Ю. Крижанич, Н. Карамзин, В. Ключевский, Н. Покровский и другие. Питирим Сорокин и основы социологического анализа безопасности. Концептуальное понимание безопасности в современной российской социологии. ^ Базовая модель безопасности общества: уравновешивание соотношения человека, технологий и окружающей среды (В. Гейзен). Безопасность природной среды обитания, ее составляющие. Защищенность основных факторов среды: биологических, географических, геологических. Особенность адаптации человека к среде существования, практическое освоение действительности. Безопасность существования человека как существа биосоциального. Безопасность социоприродных и социокультурных факторов среды. Природа как условие существования человечества. Безопасность общества как социальной системы. Основные сферы безопасности общества: социальная, экономическая, политическая, духовная Социальная безопасность в общей системе безопасности. Причины и источники социальных опасностей. Соотношение социальной и общественной безопасности. Социальная безопасность как структурообразующий элемент социальной системы. Социальная безопасность и социальные общности. Социальная безопасность и социальная политика. Политическая безопасность как способность государства и общества защищать свои интересы и предупреждать внутренние и внешние угрозы. Стратегия предотвращения и культура предотвращения как ключевые понятия политической безопасности. Государство как основной гарант политической и национальной безопасности. Гражданское общество как механизм эффективного функционирования политической и национальной безопасности. Экономическая безопасность: понятие и уровни обеспечения. Характер экономических угроз и экономические стратегии государства. Экономическая безопасность в разных типах экономических систем. Геоэкономическая парадигма и особенности стратегии экономической безопасности России. Духовная безопасность как смысловое ядро социологии безопасности. Культура безопасности. Соотношение мировой и российской духовной культуры. Социокультурная напряженность в современной России. Соотношение понятий «духовной» и «информационной» безопасности в контексте защищенности духовных ценностей и общественного сознания. ^ Значение региональной безопасности в условиях глобализирующегося мира. Субъективные и объективные факторы региональной и международной безопасности. Особенности стратегий региональной безопасности в контексте геополитики. Соотношений региональной и международной безопасности. Динамика международной безопасности XXI века. Организационная структура обеспечения региональной и международной безопасности. Проблема насилия ненасилия в обеспечении глобальной безопасности. Нормативно-правовые документы предотвращения международных конфликтов и угроз. Особенность исторического опыта России в обеспечении национальной безопасности личности, государства и общества. Общая характеристика основных проблем внутренней и внешней безопасности России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура и содержание. ^ Россия как полиэтническое общество. Особенности современных этнонациональных отношений в России. Характер и особенности этносоциальных проблем безопасности в современном российском обществе. Соотношение национальных интересов, традиций и менталитета. Типология и методы разрешения этносоциальных конфликтов. Международный и российский опыт разрешения и предотвращения этносоциальных конфликтов. Культура предотвращения как основной механизм учета этносоциальности в интересах безопасности. Современные военные опасности и угрозы. Средства и способы предотвращения войн. Основные направления военной политики России. Основные принципы обеспечения военной безопасности. Соотношение понятий культура войны и культура мира. Современный терроризм как угроза национальной безопасности России. Терроризм как социальное явление. Проблема профилактики и предотвращения терроризма. ^ российского общества. Актуальность экологической безопасности в современных условиях. Особенности социологического подхода к анализу социальных проблем экологической безопасности. Критерии экологической безопасности. Социологические источники социальной экологии. Экологическая среда общества и человека. Биологическая и социальная экосферы. Социально- экологическая картина мира. Приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере. ^ Значение обеспечения национальной безопасности современной российской молодёжи. Реальные и потенциальные угрозы российской молодёжи. Обеспечение безопасности российской молодежи в Концепции национальной безопасности РФ. Соотношение социальных интересов личности молодого человека, государства и общества. Особенности усвоения молодежью господствующих в обществе ценностей и норм. Молодёжь как объект и субъект социальной безопасности. Цель и механизмы обеспечения национальной безопасности молодежи. Особая роль молодежи в обеспечении национальной безопасности. Принципы и критерии построения социальной безопасности молодежи. Концептуальные основы социальной защиты молодёжи. Проблемы социального неравенства и социального статуса молодежи. Новые основания социальной стратификации молодежи. Угрозы, связанные с социальной мобильностью молодежи. Молодежь и вероятностные угрозы экономической и социальной безопасности России. Источники социальной безопасности молодежи. Воспитание культуры межнационального общения. Особенности воздействия СМИ на становление национального самосознания молодежи. Формирование самосознания молодежи в процессе социализации. Социально-психологические методы обеспечения личной и профессиональной безопасности молодёжи. ^ Экстремальные ситуации и особенности массовой общественной психологии. Социально-психологическая характеристика толпы. Проблема предотвращения возникновения агрессивной, стяжательной и панической толпы. Социально-психологические особенности развития эксцессов. Социально-психологическая диагностика экстремальной ситуации. Соотношение социального и биологического. Социально-психологические аспекты агрессивности и насилия. Проблема неоднородности человеческого вида. Социобиологические концепции и проблема безопасности развития общества. Малые и крупные сетевые структуры в контексте биополитики. Биотехнологии и безопасность. Примерные вопросы:
^ Вооружённые Силы Российской Федерации. История создания вооруженных сил России. Исторический опыт тактики военных действий ВС России (победы Александра Невского, освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига, становление Московского государства). Военные реформы Ивана Грозного, Петра-1, реформы Д.А. Милютина. Полководцы России. Дни воинской славы (победные дни) России. Организационная структура ВС. Назначение Вооруженных сил. ^ Сухопутные войска. Ракетные войска стратегического назначения. Военно-воздушные силы. Войска ПВО. Военно-морской флот. История их создания и предназначение. Функции и основные задачи. Их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. ^ чести в ВС России. Верность боевому знамени. Патриотизм, верность своему Отечеству. Честь, достоинство, жертвенность. Великодушие, справедливость, гуманизм. Честь мундира, честь своего подразделения. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Боевые награды (медали, ордена, именное оружие, эмблемы и знаки различия, символизирующие принадлежность воина к определенному подразделению. Ритуалы ВС РФ). Воинская обязанность. Организация воинского учета и его предназначение. ^ Конституция РФ, федеральные законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" Основы и организация обороны страны, полномочия органов государственной власти, силы и средства, привлекаемые для обороны. Подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы. Сроки военной службы. Прохождение военной службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Правовая, социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. ^ Первые уставы русской армии, история создания воинских уставов. Основные положения и требования общевойсковых уставов. Современные уставы ВС РФ, их классификация, общие положения. Строевой устав. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной службы. ^ Военная присяга. Воинские должности и назначения на них. Составы военно-служащих. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Присвоение воинских званий. Примерные вопросы:
^ Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие Болезнь как медико-социальная проблема. Причины болезней, внешние и внутренние факторы, способствующие заболеванию, повреждению. Течение болезни: периоды и стадии, степени тяжести, осложнения, требующие неотложной помощи. Понятие о лечении. Значение ухода за тяжелобольными. ^ Неотложные состояния при заболеваниях органов дыхании и кровообращения. Приступ бронхиальной астмы, острый бронхит с астматическим компонентом, ларингит. Причины, особенности у детей. Гипертоническая болезнь: признаки, проявления. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда, причины. Первая медицинская помощь. Отравления: причины, виды, проявления. Первая медицинская помощь. ^ причины, признаки. Первая медицинская помощь. Ожоги: причины, проявления. Первая медицинская помощь. Судорожный синдром: причины, проявления. Первая медицинская помощь. Отморожения: причины, проявления. Первая медицинская помощь. ^ Диабетическая кома и гипогликемическая кома. Первая медицинская помощь. Открытые повреждения. Раны. Понятия об открытых повреждениях, раны, характеристика ран. Признаки ран: боль, кровотечения, зияние краев раны, ограничений функций, осложнения. Особенности течения у детей. Роль учителя в оказании первой медицинской помощи при ранениях. Понятие о десмургии. Перевязочный материал. Повязки на голову, туловище, конечности. ^ Понятия о закрытых повреждениях. Ушибы, растяжения, разрывы связочного аппарата суставов. Вывихи, переломы, признаки. Роль учителя в оказании первой медицинской помощи. Транспортная иммобилизация. Шины стандартные и импровизированные. Понятие о аутоиммобилизации. Правила иммобилизации при повреждении, позвоночника и таза. ^ Методы временной и окончательной остановки кровотечений. Остановка кровотечений путем наложения давящей повязки, пальцевого прижатия, максимального сгибания конечности в суставах. Перетягивание жгутом, закруткой, приданием возвышенного положения. Остановка кровотечений: носовых, из полости рта, легочных, желудочных. ^ Цели и задачи лекарственной терапии. Понятие о лекарственном сырье, лекарственном веществе, лекарственной форме. Правила хранения лекарственных веществ в домашних условиях. Пути введения лекарственных веществ в организм человека, их достоинства и недостатки. Основные виды действия лекарственных препаратов: главное, побочное, местное, резорбтивное, рефлекторное. Понятие о лечебных дозах: взрослых, детских, разовых, суточных Виды лекарственной терапии: этиотерапия, патогенетическая, симптоматическая, комплексная. ^ Понятие о травмах, травматизме, травматологии. Виды травм. Их опасность для пострадавшего. Детский травматизм: травмы в школе, быту, дорожно-транспортный, спортивный травматизм. Причины, меры профилактики. Роль учителя в профилактике детского травматизма и оказания первой медицинской помощи. Понятие о травматическом шоке. Первая медицинская помощь при шоке. ^ Определение пульса, артериального давления. Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела, особенности термотерапии у детей. Постановка банок, горчичников. Ингаляция в домашних условиях. Определение роста, веса, объема грудной клетки, телосложения, осанки. ^ Понятие терминальных состояний, их причины, классификация. Признаки клинической смерти. Понятие реанимации. Искусственное дыхание «рот в рот», «рот в нос», с помощью трубки. Непрямой массаж сердца. Особенности проведения у детей. ^ и социальная проблема Понятия здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни как биологическая и медико-социальные проблемы. Компоненты здорового образа жизни и пути его формирования. Вредные привычки и болезненные пристрастия. Алкоголизм, токсикомания, наркомания как медико-социальные проблемы. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков. ^ Общая характеристика факторов окружающей среды, воздействующих на человека. Природные и антропогенные факторы. Физические факторы окружающей среды и влияние их на здоровье человека. Химические факторы природной среды, источники загрязнения водой, воздушной среды. ^ Понятие о здоровье и болезни. Здоровье как общественная и личная ценность. Показатели коллективного и индивидуального здоровья. Группы здоровья. Факторы, формирующие здоровье детей. Состояние здоровья детей в России и Орловской области. Демографические показатели. ^ Классификация соматических и инфекционных болезней. Факторы, их определяющие. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация: назначение, средства, методы. Основные направления борьбы с инфекционными болезнями и их профилактики. Профилактики соматических и инфекционных заболеваний. ^ Понятие и микробиологии, иммунологии и эпидемиологии, инфекционных болезнях. Инфекционный и эпидемический процесс. Общие сведения об иммунитете, прививках. Спорадическая заболеваемость, эпидемия, пандемия. ^ Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки. Роль ФК в сохранении и укреплении здоровья. Примерные вопросы:
^ Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности Цели и задачи курса по методике обучения, руководящие нормативные документы, должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ. Обеспечение научно-методической литературой. Кадровое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение курса. Понятия “методика”, “методология”,“метод”,“прием”,“средство” обучения, их сущность и взаимосвязь. Классификация методов обучения: по уровню активности, по уровню включения в продуктивную деятельность, по источнику получения знаний, по дидактическим целям, по способу учебной деятельности, организационная классификация Ю.К. Бабанского. Классификация методов активного обучения. ^ Введение образовательных стандартов в общеобразовательной школе. Характеристика учебной программы, учебников и учебных пособий по ОБЖ. Примерный расчет учебных часов по разделам курса ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений. ^ Структурная модель методического и материального обеспечения учебного процесса по курсу ОБЖ в общеобразовательной школе: I уровень – основные элементы УМБ, характерные для всех школ; II уровень –дополнительные элементы УМБ, характерные для базовых школ по ОБЖ; III уровень – полигон с дополнительными элементами УМБ, характерными для городских (районных) центров ОБЖ. ^ Современные требования к уроку и его характеристики. Урок как целостная система. Организация учебной деятельности на уроке. Требования к уроку. Требования к структуре урока. Система уроков по теме. Подготовка учителя к уроку Планирование уроков по теме, разделу, курсу. Конкретизация планирования. Тематическое планирование. Поурочное планирование. Краткий конспект урока. Развёрнутый (опорный) комплект урока. Требования к конспекту. Методический банк учителя ОБЖ. Структура и типы урока ОБЖ. Структура: оргмомент, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, первичная проверка понимания материала, закрепление новых знаний, подведение итогов урока, инструктаж по выполнению домашнего задания, Типология уроков. Формы урока: вводный урок, объяснительный урок, учётно-повторительный, обобщающе-повторный, комбинированный урок. Основные методы работы с материалом курса ОБЖ. Речевые методы: рассказ, лекция, беседа, доклад; наглядные методы: педагогический рисунок, таблицы, схемы, видео – и слайдфильмы, эксперимент; ТСО: экранные ТСО (эпипроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, компьютер и т.д.), звуковые ТСО; лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы; контрольные методы: терминологический диктант, программированный контроль, контрольная работа, зачёт, экспресс-опрос, опрос, опорные конспекты, репродуктивное домашнее задание, превентивное дом. задание, конспект, реферат; игры: кроссворды, головоломки; компьютерные программы. Виды анализа урока. Требования к анализу урока. Комплексный анализ урока (4 направления). Структурно-временной анализ урока. Психологический анализ урока. Самоанализ урока. Методика обучения курсу ОБЖ в начальной школе. План-конспект урока: виды, требования, особенности, структура. ^ поведения учащихся в школе, в быту, при проведении массовых мероприятий Учебный план по ОБЖ. Виды учебных планов. Региональный базисный план. Федеральный, национально-региональный и местный компоненты. Тематический план. Расписание занятий. Контроль за ходом учебного процесса: текущий (оперативный) контроль, периодический контроль, итоговый контроль. Педагогические условия совершенствования учебно-воспитательного процесса. ^ к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера Город как источник опасности: особенности города как среды обитания; современное жилище, его конструкция и особенности его жизнеобеспечения; чрезвычайные ситуации криминогенного характера; оказание помощи в полевых условиях. ^ по вопросам безопасности жизнедеятельности Организация и проведение родительских собраний. Тематика и разработка комплекта родительского собрания. Индивидуальная работа с родителями учащихся. Привлечение родителей учащихся к организации, проведению, судейству, сопровождению, дежурству при проведении внеурочных мероприятий тематики ОБЖ. Учебно-методические семинары для родителей учащихся. ^ Организация работы с подразделениями МВД. Организация работы с военными камисариатами. Передовой педагогический опыт в обучении безопасности жизнедеятельности. ^ История организации и проведение комплексных учений, командно-штабных учений, тактико-специальных учений, тренировок. Примерные вопросы:
^ Концепция национальной безопасности РФ. Основные положения концепции. Национальные интересы России. Основные задачи в области национальной безопасности РФ. ^ Источники внешних и внутренних угроз. Дестабилизирующие факторы современности, причины их возникновения, характеристика. Превентивные меры обеспечения национальной безопасности. Примерные вопросы:
^
Дополнительная литература
^ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ^ Билеты для вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки 280700.68 Техносферная безопасность Профессиональная образовательная программа – Безопасность жизнедеятельности в техносфере Степень – магистр Дисциплина – Безопасность жизнедеятельности Билет № 1
__________________________________________________________________ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ^ Билеты для вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки 280700.68 Техносферная безопасность Профессиональная образовательная программа – Безопасность жизнедеятельности в техносфере Степень – магистр Дисциплина – Безопасность жизнедеятельности Билет № 2
|