Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность icon

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность





НазваниеПрограмма вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность
Дата20.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА








ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


по безопасности жизнедеятельности


по направлению подготовки

280700.68 Техносферная безопасность

Квалификация (степень): магистр


1.Пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по Безопасность жизнедеятельности в магистратуру составлена на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.


^ 1.1. Цель экзамена

Экзамен проводится с целью определить уровень знаний, полученных выпускниками в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, а также выявить практическую подготовленность по безопасности жизнедеятельности к выполнению профессиональных задач.


1.2. Задачи

Выявить уровень базовых компетентностей в области безопасности жизнедеятельности путем оценки обобщенных знаний о безопасности человека в условиях  чрезвычайных ситуаций, включая теорию и практику защиты и обеспечения безопасности человека, общества, государства, природы от опасных и вредных факторов различного характера, а также влияния опасных факторов на здоровье.


^ 1.3. Требования к вступительному экзамену

Вступительный экзамен по направлению 280700.68 «Техносферная безопасность» носит междисциплинарный характер. Экзамен должен выявить умение выпускников формировать знания о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищённости человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

^ Требования, соответствие которым подлежит оценке на экзамене

В ходе экзамена выпускник должен продемонстрировать соответствие следующим требованиям ГОС ВПО безопасности жизнедеятельности уметь:

  • идентифицировать негативные воздействия среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

  • реализовать меры защиты человека и среды обитания от негативных воз­действий с оценкой их технико-экономической эффективности;

  • оценивать социально-экономический ущерб здоровью человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

  • использовать различные методики и технологии в процессе преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях;

  • выявить степень опасности экстремальной ситуации, связанной с авто­номным выживанием в природных условиях и адекватно использовать факторы и тактику выживания;

  • прогнозировать развитие и оценивать последствия ЧС;

  • производить эвакуационные мероприятия;

  • организовывать первую медицинскую доврачебную помощь пострадавшим в условиях массовых поражений при чрезвычайных ситуациях различного происхождения;

  • оказывать первую медицинскую доврачебную помощь пострадавшим при ряде инфекционных и неинфекционных заболеваний, ранений, травм, ушибов, повреждений и неотложных состояниях;

  • вести пропаганду здорового образа жизни;

  • принимать решения по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств защиты, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

  • грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни.

знать:

  • современные виды оружия массового поражения людей, способы защиты от них;

  • вопросы обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

  • основные правовые документы Российской Федерации по гражданской обороне (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС);

  • опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни человека;

  • основные острые состояния, требующие оказание неотложной помощи;

  • принципы профилактики острых состояний на основе здорового образа жизни;

  • опасные природные явления: землетрясения, наводнения, ураганы и др.;

  • порядок работы гражданских организаций, сил и средств ГО;

  • структуру и организацию Вооружённых Сил России, их функции и основные задачи;

  • общевойсковые уставы ВС РФ, боевые традиции, символы воинской чести, воинские ритуалы;

Специалист должен иметь представление о:

- психологии поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения;

- основных современных теориях и методах оздоровления, укрепления и сохранения здоровья;

- методах, средствах, способах и организации оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения;

- современных теориях и практике обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;

- теории риска и факторах, обуславливающих возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения


^ 1.4. Форма проведения экзамена

Вступительное испытание проводится в устной форме по билетам, которые позволяют определить не только качество усвоения знаний и умений по безопасности жизнедеятельности, но и выявить степень развития профессиональной мотивации к освоению магистерской программы.

По результатам вступительного испытания выставляется оценка по 100-балльной шкале. Объявление итогов экзамена происходит в соответствии с графиком оглашения результатов вступительных испытаний в магистратуру.


^ 1.5.Критерии оценки знаний на экзамене:

Оценка знаний проводится по 100 бальной системе в следующем порядке:

100-80 – баллов - оцениваются знания студента, глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе, последовательно его излагающий, в ответе тесно увязывающий теорию с практикой, свободно справляющегося с задачами, вопросами и другими видами применения знаний.

^ 79 – 60 баллов - оценка за твердое знание программного материала, грамотное и конкретное изложение, без существенных неточностей, правильное применение теоретических сведений, положений при решении практических вопросов и задач, владение необходимыми приемами и навыками.

^ 59 – 40 баллов - оценка студенту, который знает общие понятия, но не усвоил его деталей, допускает неточности при их формулировке, нарушения последовательности и существенные ошибки в изложении программного материала, неуверенно, с затруднениями выполняющего практические задания.

^ Менее 40 баллов - получает студент, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно с большими затруднениями выполняет практические задания.

За каждую ошибку при ответе снимается 5 баллов.


^ 1.6. Обоснование перечня дисциплин, выносимых на вступительный экзамен

Вступительный экзамен включает вопросы, требующие знания следующих дисциплин: Теоретические основы безопасности человека, Опасные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них, Гражданская оборона, Информационная безопасность, Социология безопасности, Основы обороны государства и военной службы, Основы медицинских знаний, Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности, Основы национальной безопасности. Включение перечня указанных дисциплин определяется тем, что они являются базовыми, определяющими уровень профессиональной подготовки специалиста в области безопасности жизнедеятельности.

Структура билета включает три теоретических вопроса междисциплинарного характера, третий вопрос направлен также на выявление умений выпускников использовать знания по основам медицинских знаний для решения конкретных практических заданий.


1.7. Предшествующий уровень образования студента


Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем образовании.


^ 2 .СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

вступительных испытаний по Безопасности жизнедеятельности


2.1. Разделы и их содержание


2.1.1. Теоретические основы безопасности человека


Понятие безопасности и опасности. Вредные и травмирующие факторы. Происшествие, авария, катастрофа, стихийное бедствие. Виды опасностей и системы безопасности. Виды безопасности.

^ Безопасность в системе «Природа - Общество – Человек».

Биосфера и техносфера. Взаимодействие человека и среды обитания. Жизнедеятельность. Техногенные аварии и катастрофы, причины их возникновения. Мониторинг и информационная стратегия государства по защите человека в условиях техносферы. Аксиомы безопасности в техносфере. Критерии комфортности и безопасности техносферы. Предельно допустимые концентрации и уровни воздействия. Риск и методы его оценки. Показатели негативности и комфортности техносферы. Опасные зоны и зоны пребывания человека. Защита человека расстоянием и сокращением опасных зон. Способы обеспечения безопасности человека.

^ Характеристика чрезвычайных ситуаций

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Классификация ЧС по характеру возникновения и масштабу распространения. Фазы развития ЧС. Поражающие и негативные факторы при ЧС. Предупреждение ЧС. Чрезвычайные ситуации повседневной жизни, защита от них. Основы защиты человека на производстве.

^ Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Способы и средства защиты человека в условиях ЧС. Направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС. Меры по снижению ущерба от ЧС. Ликвидация последствий ЧС. Организация и ведение спасательных работ. Организация и ведение аварийных работ при ликвидации последствий ЧС. Определение материального ущерба и числа жертв.

^ Основные направления государственной политики Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС

Законодательство РФ о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Основные задачи, уровни организации и функции единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Органы РСЧС. Задачи и структура Всероссийской служба медицины катастроф.

^ Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности

Аварийность и экологическая ситуация. Антропогенное состояние природной среды. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы, загрязнение атмосферы. Почва – важная составляющая часть биосферы, загрязнение почвы. Вода- основа жизненные процессов в биосфере, загрязнение природных вод. Качество среды обитания современного человека.


Примерные вопросы:

  1. Федеральный Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

  2. Понятие безопасности и опасности. Вредные и травмирующие факторы.

  3. Основы ликвидации последствий заражения.

  4. Классификация ЧС по характеру возникновения и масштабу распространения.

  5. Поражающие и негативные факторы при ЧС.

  6. Антропогенное состояние природной среды.

  7. Организация и ведение аварийных работ при ликвидации последствий ЧС.

  8. Способы и средства защиты человека в условиях ЧС.

  9. Чрезвычайные ситуации повседневной жизни, защита от них.

  10. Микроклимат помещений.


^ 2.1.2. Опасные ситуации природного, техногенного и социального

характера и защита от них


Опасные ситуации природного и техногенного характера

Опасности природно-техногенного характера

Понятие о ЧС природно-техногенного характера и принципы их возникновения. Падение небесных тел. Грозовые разряды. Молниезащита. Правила безопасного поведения при грозе. Активность Солнца и магнитные бури. Неблагоприятные по геофизическим условиям дни и их влияние на здоровье человека. Изменение климата и парниковый эффект. Влияние природного радиоактивного фона на здоровье человека. Морские природные явления.

Опасные ситуации природного характера и защита от них

Опасные чрезвычайные ситуации в природе, их классификация. Опасные гидрометеорологические природные явления. Опасные геологические природные явления. Опасные природные явления наиболее характерные для территории России и региона. Законодательные, правовые и нормативные документы в области обеспечения безопасности населения и территорий при ЧС природного характера.

Землетрясение

Происхождение землетрясений. Очаг землетрясения. Эпицентр землетрясения. Основные параметры землетрясения. Последствия землетрясения: природные, для городов и других населенных пунктов, для человека. Меры, принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений. Цунами. Меры защиты при цунами.

Вулканы

Крупнейшие извержения вулканов в истории человечества. Виды вулканов и их строение. Процесс образования извержения вулкана. Виды извержений. Продукты извержения вулканов (жидкие, твердые и газообразные). Магма. Вулканы и озоновый слой.

^ Оползни, сели и обвалы

Характеристика оползней, селей и обвалов. Формы нарушения устойчивости и скорость деформации склонов и откосов. Поражающие факторы и оценка. Возможные последствия. Снежные лавины и камнепады. Меры по предупреждению оползней, селей, обвалов и снижению ущерба от их последствий. Рекомендации по действиям во время оползней, селей и обвалов. Ликвидация последствий оползней, селей и обвалов.

^ Ураганы, бури и смерчи

Характеристика ураганов, бурь и смерчей. Шкала Бофорта. Снежные бури и заносы. Смерч – торнадо. Циклоны. Возможные последствия и меры по обеспечению безопасности и снижению ущерба от последствий ураганов, бурь и смерчей. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Ликвидация последствий ураганов, бурь и смерчей.

Наводнения

Основные понятия, классификация и критерии наводнений. Поражающие факторы наводнений. Возможные последствия от наводнений. Мероприятия по снижению ущерба от наводнений. Действия населения при угрозе и время наводнений. Ликвидация последствий наводнений. Несчастный случай на воде.

^ Природные пожары

Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Виды лесных пожаров. Возможные последствия лесных и торфяных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров. Борьба с природными пожарами. Правила безопасного поведения во время пожаров, защита от них. Правила пожарной безопасности в лесу.

^ Инфекционная заболеваемость людей и сельскохозяйственных животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

Инфекционная болезнь. Источники возбудителей инфекции. Инфекционная заболеваемость людей: эпидемии, пандемии, опасные инфекции. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: эпизоотии, энзоотии, панзоотии и др. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей. Меры профилактики и борьбы с ними.

^ Прогнозирование ЧС природного происхождения и их последствия

Общие понятия о мониторинге и прогнозировании. Сейсмический мониторинг и прогноз землетрясений. Научные основы прогноза землетрясений. Этапы прогноза землетрясений, гидрометеорологический мониторинг и прогноз опасных природных явлений. Психологический аспект ЧС природного происхождения. Методика расчета и оценки последствий ЧС природного характера.

^ Опасные ситуации техногенного характера и защита от них

Производственные аварии и катастрофы

Основные причины возникновения и фазы развития ЧС. Опасные, вредные и травмирующие факторы. Характеристика очагов поражения, возможные последствия, пути минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС. Системы безопасности по объектам защиты. Устойчивость промышленных объектов в условиях ЧС. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

^ Пожары и взрывы

Характеристики и виды пожаров и взрывов. Категории помещений и зданий по пожарной и взрывной опасности. Классы конструктивной пожарной опасности зданий, группы горючести строительных материалов. Пожаро- и взрывоопасные объекты промышленности. Возможные последствия при пожарах и взрывах. Система предупреждения пожаров. Противопожарные, профилактические мероприятия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения при пожарах и при угрозе возникновения взрывов. Локализация и тушение пожаров. Средства тушения пожаров. Федеральный закон «О пожарной безопасности».

^ Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Химически опасные вещества. Предельно допустимые и поражающие концентрации. Классификация химически опасных объектов и территорий, локальные системы оповещения. Химически опасные вещества, используемые в промышленности региона, их физико-химические и токсические свойства. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Определение размеров зон заражения АХОВ. Приборы для определения АХОВ. Средства и способы защиты, оказания первой помощи. Организация защиты населения при угрозе и возникновении ЧС с выбросом химически опасных веществ. Химически опасные объекты региона и возможные последствия при авариях на них. Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом химически опасных веществ.

^ Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Физическая природа ионизирующих излучений, их взаимодействие с веществами. Принципы обнаружения ионизирующих излучений, единицы измерения. Приборы и оборудование радиационного контроля. Биологическое воздействие ионизирующих излучений, нормирование облучения. Радиационная защита и социальная защита населения пострадавшего в результате аварий с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях. Радиационная обстановка в регионе. Организация радиационного контроля. Ведение хозяйства на территории загрязненной радиоактивными осадками. Санитарно-гигиенические мероприятия радиационной защиты для населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения.

^ Гидродинамические аварии

Гидротехнические сооружения и их строение. Причины и виды гидродинамических аварий, их последствия. Гидротехнические сооружения региона и возможные последствия аварий на них. Меры по защите населения от неблагоприятных последствий гидродинамических аварий. Действие населения в условиях угрозы и в ходе наводнений при гидродинамических авариях.

^ Аварии с выбросом возбудителей инфекционных заболеваний

Инфекционная болезнь. Источники возбудителей инфекции. Инфекционная заболеваемость людей: эпидемии, пандемии, опасные инфекции. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: эпизоотии, энзоотии, панзоотии и др. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей. Меры профилактики и борьбы с ними.

^ Промышленная безопасность

Понятие промышленной безопасности. Основные направления деятельности по обеспечению промышленной безопасности. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Организация и осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности. Государственные надзорные органы. Декларирование безопасности. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


^ Опасные ситуации социального характера и защита от них

Опасные ситуации социального происхождения, их виды

и причины возникновения.

Понятие социума. Виды чрезвычайных ситуаций социального происхождения, их последствия и опасные факторы. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера. Наиболее характерные случаи их проявления. Кражи, грабежи. Мошенничество. Азартные игры. Рэкет. Похищение людей. Вымогательство. Шантаж. Угрозы по телефону и др. Детская преступность.

^ Опасности социально-политического и социально-экономического

характера.

Возможные случаи возникновения опасностей социально-политического и социально-экономического характера и формы их проявления. Причины, приводимые к их возникновению. Наиболее характерные случаи их проявления, митинги и демонстрации, забастовки и другие акции протеста, чрезвычайное положение, безработица, вооруженные конфликты. Скопление больших масс людей – чрезвычайные ситуации: толпа и ее проявление. Паника как один из видов толпы. Массовые беспорядки. Наказания за их организацию. Хулиганство, вандализм.

^ Личность безопасного типа

Безопасность в подростковом периоде. Сущность личности безопасного типа. Социальная характеристика личности безопасного типа. Психологическая характеристика личности безопасного типа. Личный путь безопасности. Формирование нового гражданина Российского общества.

^ Общая криминогенная ситуация в стране и регионе

Криминогенная ситуация в стране и регионе. Характерные случаи ее проявления. Динамика развития. Государственные органы борьбы с преступностью. Формы и методы борьбы с преступностью.

Зоны повышенной криминогенной опасности. Наличие криминогенной опасности в местах общественного пользования, в местах отдыха и скопление людей. Вокзалы, рынки, киноконцертные залы и стадионы, парки отдыха и пляжи, гостиницы, общественный транспорт. Паника.

^ Защита от чрезвычайных ситуаций социального происхождения

Основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения в различных криминогенных ситуациях. Меры предосторожности. Государственные и негосударственные органы защиты.

^ Самооборона и ее правовая основа

Нормативные документы, подтверждающие права на самооборону и ее пределы. Самозащита от нападения преступников и хулиганов. Уязвимые части человеческого тела. Стратегия и тактика поведения при нападении. Основы эффективной защиты при самообороне. Уязвимые части человеческого тела.

^ Оружие самообороны и порядок его применения

Оружие самообороны, его виды. Порядок приобретения, хранения и применения. Федеральный закон РФ «Об оружии».

Терроризм

Общие сведения о терроризме. Терроризм в России. Классификация терроризма: по идеологической основе и сфере проявления; по масштабам; по количеству применяемых сил и средств; по целям и задачам; по видам применяемых средств.

Правовые мероприятия, проводимые в целях предупреждения террористических актов. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленной террористическим актом.


Примерные вопросы:

  1. Опасные природные явления, их классификация, наиболее крупные ЧС в истории человечества.

  2. Оружие самообороны и порядок его применения.

  3. Социально-опасные явления, их классификация, причины возникновения.

  4. Геофизические опасные явления: причины, классификация, механизм действия, поражающие факторы, меры по снижению потерь и ущерба.

  5. Опасные ситуации, связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ.

  6. Геологические опасные явления: причины, классификация, механизм действия, поражающие факторы, меры по снижению потерь и ущерба.

  7. Метеорологические опасные явления: причины, классификация, механизм действия, поражающие факторы, меры по снижению потерь и ущерба.

  8. Методика проведения занятий по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций в результате аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ с учащимися.

  9. Гидрологические опасные явления: причины, классификация, механизм действия, поражающие факторы, меры по снижению потерь и ущерба.

  10. Природные пожары: причины, классификация, механизм действия, поражающие факторы, меры по снижению потерь и ущерба.

  11. Понятие и определение производственных аварий и катастроф: характеристика очагов поражения и возможных последствий.

  12. Опасные природные явления космического происхождения: причины, классификация, механизм действия, поражающие факторы, меры по снижению потерь и ущерба.

  13. Характеристика и возможные последствия при пожарах и взрывах; пожаро- и взрывоопасные объекты промышленности.

  14. Общественная опасность терроризма.

  15. Система обеспечения пожарной безопасности; средства локализации и тушения пожаров.

  16. Химические опасные объекты производства: классификация химически опасных веществ, объектов и территорий.

  17. Организация защиты и правила поведения населения при угрозе и возникновении ЧС с выбросом химических опасных веществ.

  18. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Правила безопасного поведения.

  19. Последствия, правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.

  20. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище.


^ 2.1.3. Гражданская оборона


Понятие гражданской обороны (ГО), её роль и место в общей системе национальной безопасности. Гуманитарная направленность гражданской обороны. Основы государственной политики в области гражданской обороны. Нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Задачи и организационная структура гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) ГО. Классификация НАСФ. Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика. Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте. Мероприятия гражданской обороны при переводе объекта с мирного на военное время.

^ Современные средства поражения и поражающие факторы

Оружие массового поражения (ОМП). Ядерное оружие, виды ядерных взрывов. Химическое оружие. Биологическое оружие. Новые виды ОМП (лучевое, радиочастотное, инфразвуковое, радиологическое, геофизическое оружие). Современные обычные средства поражения (боеприпасы объёмного взрыва, зажигательное оружие). Очаги поражения, возникающие в результате опасных природных явлений. Очаг комбинированного поражения.

^ Защита населения от опасностей, возникающих при ведении

военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС

Классификация средств индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие дыхательные аппараты. Самоспасатели. Средства индивидуальной защиты кожи (фильтрующие и изолирующие). Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка индивидуальная АИ-2, пакет перевязочный индивидуальный ППИ, индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-10). Коллективные средства защиты.

^ Защитные сооружения гражданской обороны

Правовая база в области инженерной защиты. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС. Основные типы защитных сооружений ГО. Требования к защитным свойствам и размещению защитных сооружений ГО. Создание, сохранение и использование на территории Орловской области защитных сооружений ГО. Мероприятия по подготовке защитного сооружения к приёму укрываемых. Порядок заполнения защитного сооружения укрываемыми. Создание фонда защитных сооружений ГО.

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий населения. Организация работы по гражданской обороне в учебном заведении.

Общие положения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне бедствия. Особенности проведения эвакуации населения. Осуществление подготовки по курсу Гражданской обороны в учебных заведений.

^ Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

Основы устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС. Сущность устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС. Основы оценки устойчивости работы объекта. Методика оценки устойчивости функционирования объектов экономики. Оценка физической устойчивости объекта к воздействию ударной волны. Оценка воздействия теплового излучения и других поражающих факторов на объект.

^ Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Общие понятия и определения. Методы, способы и общие основы обеззараживания. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства обеззараживания.


Примерные вопросы:

  1. Планирование мероприятий гражданской обороны.

  2. Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ), их классификация.

  3. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

  4. Средства индивидуальной защиты. Экобиозащитная техника.

  5. Мероприятия гражданской обороны при переводе объекта с мирного на военное время.

  6. Особенности проведения эвакуации населения.

  7. Основные типы защитных сооружений ГО. Требования к защитным свойствам и размещению защитных сооружений ГО.

  8. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

  9. Гражданская оборона, её роль и место в общей системе национальной безопасности РФ. Задачи и организационная структура.

  10. Физическая подготовка личного состава спасателей и спецподразделений.


^ 2.1.4.Информационная безопасность


Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности

Основные понятия информационной безопасности. Угрозы безопасности информации и каналы утечки информации. Комплексный подход к защите информации. Организационная защита информации. Правовое обеспечение информационной безопасности. Инженерно-техническая, криптографическая и программно-аппаратная защита информации

^ Защита от несанкционированного доступа к информации

в компьютерных системах

Способы несанкционированного доступа к информации и защиты от него. Способы аутентификации пользователей компьютерных систем. Протоколы аутентификации при удаленном доступе. Методы управления доступом к объектам компьютерных систем. Средства защиты информации в глобальных вычислительных сетях. Разграничение полномочий и управление доступом к ресурсам в защищенных версиях ОС Windows. Разграничение полномочий и управление доступом к ресурсам в ОС Unix. Стандарты безопасности компьютерных систем и информационных технологий.

^ Криптографические методы защиты информации

Способы симметрического шифрования. Современные алгоритмы симметрического шифрования. Абсолютно стойкий шифр. Принципы создания и свойства асимметрических криптосистем. Примеры асимметрических криптосистем.

Электронная цифровая подпись и ее использование. Функции хеширования. Принципы использования криптографического интерфейса ОС Windows. Компьютерная стеганография и ее применение.

^ Методы и средства защиты объектов информатизации.

Организация защиты информации в РФ. Понятия о видах разведки. Мероприятия по противодействию техническим разведкам. Основные методы добывания информации. Ознакомление с техническими возможностями некоторых средств перехвата информации из помещений, от технических средств по эфиру и линиям связи. Физические принципы образования каналов утечки и способов защиты информации. Методы и средства защиты информации от утечки из помещений, от технических средств по эфиру и линиям связи. Общие понятия о возможных методах несанкционированного, в том числе деструктивного, воздействия на информационные ресурсы и оборудование информационных систем.

Электромагнитный и кибертерроризм, как реалии сегодняшнего дня. Тактика применения инженерно- технической защиты.

Особенности отдельных методов идентификации и верификации личности.

^ Защита от вредоносных программ

Вредоносные программы и их классификация. Методы обнаружения и удаления вирусов. Программные закладки и защита от них.

^ Защита от несанкционированного копирования

информационных ресурсов

Принципы построения и состав систем защиты от несанкционированного копирования. Методы защиты от копирования инсталляционных дисков и установленного программного обеспечения. Влияние развития информационно-технических средств на изменение окружающей информационной среды.

Отрицательное влияние информации на здоровье индивидуума. Информация и психогигиена. Отрицательное влияние информации на общественное здоровье. Информация и последствия для общественного здоровья при экологических и техногенных катастрофах. Экологическая информация и общественное здоровье. Финансово-экономическая информация и общественное здоровье.


Примерные вопросы:

  1. Криптографические методы защиты информации.

  2. Защита от несанкционированного доступа к информации в компьютерных системах.

  3. Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности.

  4. Классификация компьютерных преступлений.

  5. Методы перехвата компьютерной информации.

  6. Классификация и виды вредоносных программ.

  7. Отрицательное влияние информации на общественное здоровье.

  8. Информация и последствия для общественного здоровья при экологических и техногенных катастрофах.

  9. Принципы образования каналов утечки и способов защиты информации.

  10. Электромагнитный и кибертерроризм.


^ 2.1.5.Социология безопасности


Методологические основы социологического анализа безопасности

Феномен безопасности, актуальность безопасности для оценки жизнедеятельности человека, семьи, государства и общества. Институализация феномена безопасности (Закон РФ «О безопасности» (1992 г.). Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г., № 24)). Особенности институализации социологии безопасности. Неопределённость и напряжённость во взаимосвязи безопасности и среды
безопасности. Роль высоких гуманитарных технологий в обеспечении безопасности. Методологическая схема исследования социологии безопасности. Становление институционально-сетевой методологии социологического анализа безопасности. Сетевой подход в социологических исследованиях: работы М. Кастельса и О.Н. Яницкого. Применение институционально-сетевой методологии в социологических исследованиях проблем безопасности: работы В.Н. Кузнецова.

Проблемы безопасности российского общества. Геоэкономические, геополитические и геокультурные факторы обеспечения безопасности России.

^ Историческая эволюция изучения безопасности

Основные этапы становления и развития социально-философских знаний о безопасности: древность, средние века, новое время, современная эпоха. Цивилизационный и современный подходы к социальной периодизации истории человеческого общества. Истоки и предпосылки знаний о безопасности. Безопасность как форма взаимодействия человека с окружающей средой. Философские и социальные представления о безопасности в древних цивилизациях (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Греция). Взгляды античных философов на природу безопасности (Платон, Аристотель и др). Трансформация взглядов европейской общественно-политической мысли на проблему безопасности. Т. Гоббс о природе безопасности государства. Идеи социальной и национальной безопасности в работах Дж.Г. Вико, Дж.С. Милля о безопасности международного общения.

Постиндустриальное общество и исследование безопасности в трудах У. Уорнера, А. Маслоу, Ф. Юнгера.

Современные представления о безопасности в трудах Н. Лумана, Э. Гидденса, Э. Валлерстайна, М. Кастельса и других.

Исторические типы культур и виды безопасности: восточная и западная. Социокультурные традиции этнокультурного и религиозного понимания безопасности.

^ Российская цивилизация и проблемы безопасности

Российская цивилизация: основные исторические модели социокультурного развития и характер обеспечения национальной безопасности (теория и практика). Представления о безопасности в историко-культурных памятниках Древней Руси: «Слово о полку Игореве», «Свод древнейших известий о славянах», «Русская правда Ярослава Мудрого», «Домострой» и другие. Социально-философское осмысление проблем и феномена безопасности в российской гуманитарной науке: Ю. Крижанич, Н. Карамзин, В. Ключевский, Н. Покровский и другие.

Питирим Сорокин и основы социологического анализа безопасности. Концептуальное понимание безопасности в современной российской социологии.

^ Безопасность общества как предмет социологического изучения

Базовая модель безопасности общества: уравновешивание соотношения человека, технологий и окружающей среды (В. Гейзен). Безопасность природной среды обитания, ее составляющие. Защищенность основных факторов среды: биологических, географических, геологических. Особенность адаптации человека к среде существования, практическое освоение действительности. Безопасность существования человека как существа биосоциального. Безопасность социоприродных и социокультурных факторов среды. Природа как условие существования человечества.

Безопасность общества как социальной системы. Основные сферы безопасности общества: социальная, экономическая, политическая, духовная Социальная безопасность в общей системе безопасности. Причины и источники социальных опасностей. Соотношение социальной и общественной безопасности. Социальная безопасность как структурообразующий элемент социальной системы. Социальная безопасность и социальные общности. Социальная безопасность и социальная политика.

Политическая безопасность как способность государства и общества защищать свои интересы и предупреждать внутренние и внешние угрозы. Стратегия предотвращения и культура предотвращения как ключевые понятия политической безопасности. Государство как основной гарант политической и национальной безопасности. Гражданское общество как механизм эффективного функционирования политической и национальной безопасности. Экономическая безопасность: понятие и уровни обеспечения. Характер экономических угроз и экономические стратегии государства. Экономическая безопасность в разных типах экономических систем. Геоэкономическая парадигма и особенности стратегии экономической безопасности России.
Духовная безопасность как смысловое ядро социологии безопасности. Культура безопасности. Соотношение мировой и российской духовной культуры. Социокультурная напряженность в современной России. Соотношение понятий «духовной» и «информационной» безопасности в контексте защищенности духовных ценностей и общественного сознания.

^ Проблемы региональной и глобальной безопасности

Значение региональной безопасности в условиях глобализирующегося мира. Субъективные и объективные факторы региональной и международной безопасности. Особенности стратегий региональной безопасности в контексте геополитики. Соотношений региональной и международной безопасности. Динамика международной безопасности XXI века. Организационная структура обеспечения региональной и международной безопасности. Проблема насилия ненасилия в обеспечении глобальной безопасности. Нормативно-правовые документы предотвращения международных конфликтов и угроз. Особенность исторического опыта России в обеспечении национальной безопасности личности, государства и общества. Общая характеристика основных проблем внутренней и внешней безопасности России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура и содержание.

^ Этносоциальные проблемы безопасности

Россия как полиэтническое общество. Особенности современных этнонациональных отношений в России. Характер и особенности этносоциальных проблем безопасности в современном российском обществе. Соотношение национальных интересов, традиций и менталитета. Типология и методы разрешения этносоциальных конфликтов. Международный и российский опыт разрешения и предотвращения этносоциальных конфликтов. Культура предотвращения как основной механизм учета этносоциальности в интересах безопасности.

Современные военные опасности и угрозы. Средства и способы предотвращения войн. Основные направления военной политики России. Основные принципы обеспечения военной безопасности. Соотношение понятий культура войны и культура мира.

Современный терроризм как угроза национальной безопасности России. Терроризм как социальное явление. Проблема профилактики и предотвращения терроризма.

^ Социальные проблемы экологии и безопасности

российского общества.

Актуальность экологической безопасности в современных условиях. Особенности социологического подхода к анализу социальных проблем экологической безопасности. Критерии экологической безопасности. Социологические источники социальной экологии. Экологическая среда общества и человека. Биологическая и социальная экосферы. Социально- экологическая картина мира. Приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере.

^ Молодёжь в системе национальной безопасности общества

Значение обеспечения национальной безопасности современной российской молодёжи. Реальные и потенциальные угрозы российской молодёжи. Обеспечение безопасности российской молодежи в Концепции национальной безопасности РФ. Соотношение социальных интересов личности молодого человека, государства и общества. Особенности усвоения молодежью господствующих в обществе ценностей и норм. Молодёжь как объект и субъект социальной безопасности. Цель и механизмы обеспечения национальной безопасности молодежи. Особая роль молодежи в обеспечении национальной безопасности. Принципы и критерии построения социальной безопасности молодежи. Концептуальные основы социальной защиты молодёжи. Проблемы социального неравенства и социального статуса молодежи. Новые основания социальной стратификации молодежи. Угрозы, связанные с социальной мобильностью молодежи. Молодежь и вероятностные угрозы экономической и социальной безопасности России.

Источники социальной безопасности молодежи. Воспитание культуры межнационального общения. Особенности воздействия СМИ на становление национального самосознания молодежи. Формирование самосознания молодежи в процессе социализации. Социально-психологические методы обеспечения личной и профессиональной безопасности молодёжи.

^ Социально-психологические аспекты безопасности

Экстремальные ситуации и особенности массовой общественной психологии. Социально-психологическая характеристика толпы. Проблема предотвращения возникновения агрессивной, стяжательной и панической толпы. Социально-психологические особенности развития эксцессов. Социально-психологическая диагностика экстремальной ситуации. Соотношение социального и биологического. Социально-психологические аспекты агрессивности и насилия. Проблема неоднородности человеческого вида.
Социобиологические концепции и проблема безопасности развития общества. Малые и крупные сетевые структуры в контексте биополитики. Биотехнологии и безопасность.


Примерные вопросы:

  1. Социально-психологические аспекты безопасности.

  2. Социальные проблемы экологии и безопасности российского общества.

  3. Этносоциальные проблемы безопасности.

  4. Безопасность общества как предмет социологического изучения.

  5. Российская цивилизация и проблемы безопасности.

  6. Методологические основы социологического анализа безопасности.

  7. Типология и методы разрешения этносоциальных конфликтов.

  8. Социальная безопасность в общей системе безопасности.

  9. Соотношение социальных интересов личности, государства и общества.

  10. Социально-психологическая диагностика экстремальной ситуации.


^ 2.1.6. Основы обороны государства и военной службы


Вооружённые Силы Российской Федерации.

История создания вооруженных сил России. Исторический опыт тактики военных действий ВС России (победы Александра Невского, освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига, становление Московского государства). Военные реформы Ивана Грозного, Петра-1, реформы Д.А. Милютина. Полководцы России. Дни воинской славы (победные дни) России. Организационная структура ВС. Назначение Вооруженных сил.

^ Виды Вооружённых Сил России

Сухопутные войска. Ракетные войска стратегического назначения. Военно-воздушные силы. Войска ПВО. Военно-морской флот. История их создания и предназначение. Функции и основные задачи. Их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

^ Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской

чести в ВС России.

Верность боевому знамени. Патриотизм, верность своему Отечеству. Честь, достоинство, жертвенность. Великодушие, справедливость, гуманизм. Честь мундира, честь своего подразделения. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Боевые награды (медали, ордена, именное оружие, эмблемы и знаки различия, символизирующие принадлежность воина к определенному подразделению. Ритуалы ВС РФ). Воинская обязанность. Организация воинского учета и его предназначение.

^ Правовые основы военной службы

Конституция РФ, федеральные законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" Основы и организация обороны страны, полномочия органов государственной власти, силы и средства, привлекаемые для обороны. Подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы. Сроки военной службы. Прохождение военной службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Правовая, социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

^ Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ

Первые уставы русской армии, история создания воинских уставов. Основные положения и требования общевойсковых уставов. Современные уставы ВС РФ, их классификация, общие положения. Строевой устав. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной службы.

^ Военная присяга

Военная присяга. Воинские должности и назначения на них. Составы военно-служащих. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Присвоение воинских званий.


Примерные вопросы:

  1. Подготовка гражданина к военной службе.

  2. Назначение Вооружённых Сил, их организационная структура.

  3. Военная присяга. Воинские должности и назначение на них. Составы военно-служащих и воинские звания.

  4. Воинские уставы, их значение.

  5. Воинская дисциплина, её сущность и значение.

  6. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести.

  7. Основные требования Конституции и законов РФ к военной службе.

  8. Военно-учебные заведения Министерства обороны РФ. Перспективы военной школы.

  9. Воинская обязанность. Организация воинского учёта и его предназначение.

  10. Роль и место вооруженных сил в системе обеспечения национальной безопасности страны.


^ 2.1.7. Основы медицинских знаний


Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы,

их вызывающие

Болезнь как медико-социальная проблема. Причины болезней, внешние и внутренние факторы, способствующие заболеванию, повреждению. Течение болезни: периоды и стадии, степени тяжести, осложнения, требующие неотложной помощи. Понятие о лечении. Значение ухода за тяжелобольными.

^ Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях

Неотложные состояния при заболеваниях органов дыхании и кровообращения. Приступ бронхиальной астмы, острый бронхит с астматическим компонентом, ларингит. Причины, особенности у детей. Гипертоническая болезнь: признаки, проявления. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда, причины. Первая медицинская помощь.

Отравления: причины, виды, проявления. Первая медицинская помощь.

^ Обморок, коллапс: причины, признаки. Первая медицинская помощь.

Ожоги: причины, проявления. Первая медицинская помощь.

Судорожный синдром: причины, проявления. Первая медицинская помощь.

Отморожения: причины, проявления. Первая медицинская помощь.

^ Сахарный диабет. Диабетическая кома и гипогликемическая кома. Первая медицинская помощь.

Открытые повреждения. Раны. Понятия об открытых повреждениях, раны, характеристика ран. Признаки ран: боль, кровотечения, зияние краев раны, ограничений функций, осложнения. Особенности течения у детей. Роль учителя в оказании первой медицинской помощи при ранениях. Понятие о десмургии. Перевязочный материал. Повязки на голову, туловище, конечности.

^ Закрытые повреждения. Переломы. Понятия о закрытых повреждениях. Ушибы, растяжения, разрывы связочного аппарата суставов. Вывихи, переломы, признаки. Роль учителя в оказании первой медицинской помощи. Транспортная иммобилизация. Шины стандартные и импровизированные. Понятие о аутоиммобилизации. Правила иммобилизации при повреждении, позвоночника и таза.

^ Меры воздействия на кровообращение. Методы временной и окончательной остановки кровотечений. Остановка кровотечений путем наложения давящей повязки, пальцевого прижатия, максимального сгибания конечности в суставах. Перетягивание жгутом, закруткой, приданием возвышенного положения. Остановка кровотечений: носовых, из полости рта, легочных, желудочных.

^ Применение лекарственных средств

Цели и задачи лекарственной терапии. Понятие о лекарственном сырье, лекарственном веществе, лекарственной форме. Правила хранения лекарственных веществ в домашних условиях. Пути введения лекарственных веществ в организм человека, их достоинства и недостатки. Основные виды действия лекарственных препаратов: главное, побочное, местное, резорбтивное, рефлекторное. Понятие о лечебных дозах: взрослых, детских, разовых, суточных Виды лекарственной терапии: этиотерапия, патогенетическая, симптоматическая, комплексная.

^ Характеристика детского травматизма. Меры профилактики

Понятие о травмах, травматизме, травматологии. Виды травм. Их опасность для пострадавшего. Детский травматизм: травмы в школе, быту, дорожно-транспортный, спортивный травматизм. Причины, меры профилактики. Роль учителя в профилактике детского травматизма и оказания первой медицинской помощи. Понятие о травматическом шоке. Первая медицинская помощь при шоке.

^ Физиологические пробы определения здоровья

Определение пульса, артериального давления. Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела, особенности термотерапии у детей. Постановка банок, горчичников. Ингаляция в домашних условиях. Определение роста, веса, объема грудной клетки, телосложения, осанки.

^ Терминальные состояния. Принципы и методы реанимации

Понятие терминальных состояний, их причины, классификация. Признаки клинической смерти. Понятие реанимации. Искусственное дыхание «рот в рот», «рот в нос», с помощью трубки. Непрямой массаж сердца. Особенности проведения у детей.

^ Здоровый образ жизни как биологическая

и социальная проблема

Понятия здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни как биологическая и медико-социальные проблемы. Компоненты здорового образа жизни и пути его формирования. Вредные привычки и болезненные пристрастия. Алкоголизм, токсикомания, наркомания как медико-социальные проблемы. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков.


^ Человек и окружающая среда. Система "природа - человек"

Общая характеристика факторов окружающей среды, воздействующих на человека. Природные и антропогенные факторы. Физические факторы окружающей среды и влияние их на здоровье человека. Химические факторы природной среды, источники загрязнения водой, воздушной среды.

^ Здоровье и факторы, его определяющие

Понятие о здоровье и болезни. Здоровье как общественная и личная ценность. Показатели коллективного и индивидуального здоровья. Группы здоровья. Факторы, формирующие здоровье детей. Состояние здоровья детей в России и Орловской области. Демографические показатели.

^ Характеристика соматических и инфекционных заболеваний.

Классификация соматических и инфекционных болезней. Факторы, их определяющие. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация: назначение, средства, методы. Основные направления борьбы с инфекционными болезнями и их профилактики. Профилактики соматических и инфекционных заболеваний.

^ Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии

Понятие и микробиологии, иммунологии и эпидемиологии, инфекционных болезнях. Инфекционный и эпидемический процесс. Общие сведения об иммунитете, прививках. Спорадическая заболеваемость, эпидемия, пандемия.

^ Физическая культура и ее оздоровительное значение

Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки. Роль ФК в сохранении и укреплении здоровья.


Примерные вопросы:

  1. Кровотечения. Способы остановки кровотечений. Оказание первой помощи при носовом кровотечении.

  2. Сахарный диабет. Диабетическая кома и гипогликемическая кома. Оказание первой помощи при комах.

  3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

  4. Ожоги: причины, проявления. Оказание первой помощи при ожоге огнем тыльной поверхности кистей рук.

  5. Поражение электрическим током. Оказание первой помощи.

  6. Вывихи, растяжения. Признаки. Оказание первой помощи при растяжении связок локтевого сустава.

  7. Ожоги: причины, проявления. Оказание первой помощи при ожоге ног кипятком.

  8. Переломы. Признаки. Оказание первой помощи при переломе ключицы.

  9. Терминальные состояния: определение, причины, признаки клинической смерти. Реанимация, методы проведения реанимационных мероприятий.

  10. Раны: причины, проявления. Оказание первой помощи при проколе гвоздем свода стопы.

  11. Судорожный синдром: причины, проявления. Оказание первой помощи при судорогах икроножной мышцы.

  12. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда. Оказание первой помощи при признаках приступа стенокардии.

  13. Раны: причины, проявления. Оказание первой помощи при ране ладони от пореза острым предметом.

  14. Гипертоническая болезнь: признаки, проявления. Оказание первой помощи при гипертоническом кризе.

  15. Раны: причины, проявления. Оказание первой помощи при ране стопы от порезов осколками стекла от стеклянной тары.

  16. Отморожения: причины, проявления. Оказание первой помощи при обморожении лица и кистей рук.

  17. Переломы. Признаки. Оказание первой помощи при переломе лучевой и малоберцовой кости.

  18. Вывихи, растяжения. Признаки. Оказание первой помощи при растяжении связок лучезапястного и голеностопного сустава.

  19. Спасение утопающего на воде. Оказание первой помощи на суше.

  20. Отравления: причины, виды, проявления. Оказание первой помощи при пищевом отравлении.


^ 2.1.8. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности


Научные и организационно-педагогические основы обучения

учащихся безопасности жизнедеятельности

Цели и задачи курса по методике обучения, руководящие нормативные документы, должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ. Обеспечение научно-методической литературой. Кадровое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение курса. Понятия “методика”, “методология”,“метод”,“прием”,“средство” обучения, их сущность и взаимосвязь. Классификация методов обучения: по уровню активности, по уровню включения в продуктивную деятельность, по источнику получения знаний, по дидактическим целям, по способу учебной деятельности, организационная классификация Ю.К. Бабанского. Классификация методов активного обучения.

^ Структура школьного курса “Основы безопасности жизнедеятельности “

Введение образовательных стандартов в общеобразовательной школе. Характеристика учебной программы, учебников и учебных пособий по ОБЖ. Примерный расчет учебных часов по разделам курса ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений.

^ Учебно-материальная база кабинета ОБЖ

Структурная модель методического и материального обеспечения учебного процесса по курсу ОБЖ в общеобразовательной школе: I уровень – основные элементы УМБ, характерные для всех школ; II уровень –дополнительные элементы УМБ, характерные для базовых школ по ОБЖ; III уровень – полигон с дополнительными элементами УМБ, характерными для городских (районных) центров ОБЖ.

^ Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения

Современные требования к уроку и его характеристики. Урок как целостная система. Организация учебной деятельности на уроке. Требования к уроку. Требования к структуре урока. Система уроков по теме.

Подготовка учителя к уроку Планирование уроков по теме, разделу, курсу. Конкретизация планирования. Тематическое планирование. Поурочное планирование. Краткий конспект урока. Развёрнутый (опорный) комплект урока. Требования к конспекту. Методический банк учителя ОБЖ.

Структура и типы урока ОБЖ. Структура: оргмомент, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, первичная проверка понимания материала, закрепление новых знаний, подведение итогов урока, инструктаж по выполнению домашнего задания, Типология уроков. Формы урока: вводный урок, объяснительный урок, учётно-повторительный, обобщающе-повторный, комбинированный урок.

Основные методы работы с материалом курса ОБЖ. Речевые методы: рассказ, лекция, беседа, доклад; наглядные методы: педагогический рисунок, таблицы, схемы, видео – и слайдфильмы, эксперимент; ТСО: экранные ТСО (эпипроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, компьютер и т.д.), звуковые ТСО; лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы; контрольные методы: терминологический диктант, программированный контроль, контрольная работа, зачёт, экспресс-опрос, опрос, опорные конспекты, репродуктивное домашнее задание, превентивное дом. задание, конспект, реферат; игры: кроссворды, головоломки; компьютерные программы.

Виды анализа урока. Требования к анализу урока. Комплексный анализ урока (4 направления). Структурно-временной анализ урока. Психологический анализ урока. Самоанализ урока. Методика обучения курсу ОБЖ в начальной школе. План-конспект урока: виды, требования, особенности, структура.

^ Планирование и проведение занятий по обеспечению безопасного

поведения учащихся в школе, в быту, при проведении массовых мероприятий

Учебный план по ОБЖ. Виды учебных планов. Региональный базисный план. Федеральный, национально-региональный и местный компоненты. Тематический план. Расписание занятий. Контроль за ходом учебного процесса: текущий (оперативный) контроль, периодический контроль, итоговый контроль. Педагогические условия совершенствования учебно-воспитательного процесса.

^ Организация и проведение занятий по подготовке учащихся

к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера

Город как источник опасности: особенности города как среды обитания; современное жилище, его конструкция и особенности его жизнеобеспечения; чрезвычайные ситуации криминогенного характера; оказание помощи в полевых условиях.

^ Работа с родителями учащихся

по вопросам безопасности жизнедеятельности

Организация и проведение родительских собраний. Тематика и разработка комплекта родительского собрания. Индивидуальная работа с родителями учащихся. Привлечение родителей учащихся к организации, проведению, судейству, сопровождению, дежурству при проведении внеурочных мероприятий тематики ОБЖ. Учебно-методические семинары для родителей учащихся.


^ Методика пропаганды безопасности жизнедеятельности

Организация работы с подразделениями МВД. Организация работы с военными камисариатами. Передовой педагогический опыт в обучении безопасности жизнедеятельности.

^ Организация и проведение «Дня защиты детей»

История организации и проведение комплексных учений, командно-штабных учений, тактико-специальных учений, тренировок.


Примерные вопросы:

  1. Современный урок ОБЖ. Требования к уроку. Структура урока.

  2. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жиз­недеятельности: цели и задачи курса по методике обучения, руководящие нормативные до­кументы, должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ.

  3. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Межпредметные свя­зи. Примерный расчет учебных часов по разделам курса ОБЖ для учащихся общеобразова­тельных учебных заведений России.

  4. Учебно-материальное обеспечение курса “Основы безопасности жизнедеятельности” в общеобразовательных учреждениях.

  5. Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения.

  6. Методика обучения курсу ОБЖ в начальной школе. План-конспект урока: виды, требования, особенности, структура.

  7. Методика организации и проведения «Дня защиты детей», соревнований «Школа выживания», военно-спортивных игр «Вперёд, мальчишки!», «Зарница», «Орлёнок» в учреждениях среднего и общего профессионального образования.

  8. Работа с родителями учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности.

  9. Город как источник опасности. Наличие зон повышенной опасности. Обеспечение безопасности в городе.

  10. Методика и организация проведения практического занятия по ОБЖ в школе в зависимости от возраста учащихся.


^ 2.1.9. Основы национальной безопасности


Концепция национальной безопасности РФ.

Основные положения концепции. Национальные интересы России. Основные задачи в области национальной безопасности РФ.


^ Угрозы национальной безопасности РФ.

Источники внешних и внутренних угроз. Дестабилизирующие факторы современности, причины их возникновения, характеристика. Превентивные меры обеспечения национальной безопасности.


Примерные вопросы:

  1. Молодёжь в системе национальной безопасности общества.

  2. Проблемы региональной и глобальной безопасности.

  3. Взаимосвязь безопасности страны, общества, государства, личности.

  4. Территориальная целостность страны. Сохранение гражданского мира свободы и прав.

  5. Геополитическое положение России, её территория, запас природных ресурсов и пресной воды, как постоянный фактор интереса других государств тяготения к овладению ими.

  6. Факторы дестабилизирующие основы национальной безопасности, причины возникновения.

  7. Законность, ответственность органов и сил национальной безопасности за её обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.

  8. Экономическая составляющая опасностей и угроз.

  9. Геополитика как одна из важнейших составных частей теории национальной безопасности.

  10. Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.



^ 3. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/В.Ю. Миклюков. – Ростов н. /Д: Феникс, 2006.

  2. Безопасность жизнедеятельности/ Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин и др. – СПб.: Питер, 2006.

  3. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. Пособие/В.М. Губанонов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – М.: Дрофа, 2007.

  4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  5. Мельников В.П. Информационная безопасность: 3е издание – М: Издательский центр «Академия», 2008.

  6. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: учебное пособие – СПб: Питер, 2008.

  7. Филин С.А. Информационная безопасность: учебное пособие – М: Альфа-Пресс, 2006.

  8. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности: учебник – М: РАГС, 2005.

  9. Алтунин А.Т., Гражданская оборона: учебное пособие /Под. ред. А.Т. Алтунина. - М.: 2009.

  10. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М.: Изд-во «Академический проспект», 2008. – 560 с.

  11. Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд.центр Акад., 2009.

  12. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа – М, 2006.

  13. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. – М.: Академия, 2007.

  14. Вайнер Э.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Э.Н. Вайнер.-Липецк, 2009.

  15. Кукин П.П., Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин В.Л. Лапин Н.Л. Пономарев. - М.: Высш. шк., 2006.

  16. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн 1 Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2008.  

  17. Микрюков В.Ю. Обеспечение   безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн. 1 Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2007.  

  18. Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, 2006.

  19. Русак О.Н.   Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. – СПБ.: Издательство «Лань», 2008.


Дополнительная литература

  1. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  2. Безопасность жизнедеятельности. (Учебник) Под ред. Э.А. Арустамова (2006, 10-е изд., 476с.)

  3. Безопасность жизнедеятельности. (Учебник) Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. (2007, 616с.)

  4. Безопасность жизнедеятельности. (Учебное пособие) Григоренко М.М. (СПбГУЭФ; 2008, 112с.)

  5. Безопасность жизнедеятельности. (Учебное пособие) Павлов А.И., Тушонков В.Н., Титаренко В.В. (МИЭМП; 2006, 302с.)

  6. Безопасность жизнедеятельности. (Учебное пособие для вузов) Смирнов А.Т. и др. (2009, 375с.)

  7. Безопасность жизнедеятельности. (Учебно-метод. компл.) Сычев Ю.Н. (ЕАОИ; 2008, 311с.) 

  8. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. (Учебно-практ. пос.) Сычев Ю.Н. (МЭСИ; 2005, 226с.)

  9. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды.  Белов С.В. (2011, 680с.)

  10. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций.  Алексеев В.С., Жидкова О.И., Ткаченко Н.В. (2008, 160с.)

  11. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. (Учебное пособие) Чумаков Н.А. (2006, 247с.)

  12. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. (Учебное пособие) Фролов А.В., Бакаева Т.Н. (2008, 750с.)

  13. Безопасность жизнедеятельности. Шпаргалка. (2010, 127c.)

  14. Безопасность жизнедеятельности. Шпаргалки.  Жидкова О.И., Алексеев В.С., Ткаченко Н.В. (2008, 32с.)

  15. Безопасность жизнедеятельности. Шпаргалка.  Мурадова Е.О. (2009)

  16. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. (Учебное пособие) Петров С.В., Макашев В.А. (2008, 224с.)

  17. Основы безопасности жизнедеятельности. (Учебное пособие) Алексеев В.С., Иванюков М.И. (2007, 240с.)

  18. Охрана труда. (Учебник для ссузов) Девисилов В.А. (2009, 496с.)

  19. Охрана труда. (Учебное пособие) Михнюк Т.Ф. (Минск; 2007, 320с.)

  20. Охрана труда. (Учебное пособие) Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. (ФГОУ ВПО ПИГМУ; 2007, 449с.)

  21. Охрана труда и основы экологии. (Учебное пособие) Михнюк Т.Ф. (Минск; 2007, 356с.)

  22. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника. Бобкова О.В. (2008, 290с.)

  23. Охрана труда на производстве и в учебном процессе. (Учебное пособие) Петров С.В., Вольхин С.Н., Петрова М.С. (2006, 232с.)

  24. Охрана труда. Справочник.  Сост. Арустамов Э.А. (2008, 588с.)

  25. Способы автономного выживания человека в природе. (Учебник) Под ред. Михайлова Л.А. (2008, 272с.)

  26. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.  Юртушкин В.И. (2008, 368с.)

  27. Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности. Ткаченко И.В., Жидкова О.И. (2005, 48с.)

  28. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (22 июля 2008, № 123-ФЗ) 

  29. Комментарий к федеральному закону "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ. Сальков О.А. (2009, 712с.)

  30. Раско, С. Л., Овчаренко А.Г. Эксплуатационная безопасность конденсированных взрывчатых веществ./ Изд-во Алт. гос. ун-та, 2006.-147с.

  31. Овчаренко, А. Г., Раско С.Л. Электростатическая безопасность пожаро- и взрывоопасных производств./ Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2006. - 156 с.

  32. Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. / Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт.гос.техн.ун-т, БТИ, - Бийск, 2006. - 336с.

  33. Овчаренко А. Г., Раско С.Л. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок./ Изд-во Алт. гос. ун-та. - Бийск, 2008. - 110 с.

  34. Раско, С.Л.,Овчаренко А. Г. Введение в курс "Безопасность жизнедеятельности": метод, рекомендации по выполнению практических занятий по курсу "Безопасность жизнедеятельности" / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 41 с.

  35. Раско, С.Л.,Овчаренко А. Г. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: учебное пособие к практическим работам по курсу "Безопасность жизнедеятельности" / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 72 с.

  36. Овчаренко, А. Г., Раско С.Л. Определение запыленности весовым способом: метод, рекомендации к лабораторной работе по курсу "Безопасность жизнедеятельности" / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 20 с.

  37. Раско С.Л. Водопользование и очистка промстоков: учебное пособие к практическим занятиям по курсу "Безопасность жизнедеятельности" для студентов всех форм обучения /С.Л. Раско, Г.В. Давиденко, А.Г. Овчаренко. Изд-во Алт.гос.техн.ун-т, БТИ. - Бийск. 2007. - 64с.

  38. Овчаренко А.Г., Фролов А.В., Раско С.Л., Афанасьев Ю.Г. Методические указания к разделу "Безопасность жизнедеятельности" дипломного проекта Изд-во Алт.гос.техн.ун-т, БТИ. - Бийск. 2005. - 23с.

  39. Баленко С. Выживание/ Н-м литература, 2005 – 2 экз.

  40. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. 2006 – 1 экз.

  41. Вишняков Основы противодействия терроризму М.:Академия (2006) – 2 экз.

  42. Маринченков Безопасность жизнедеятельности. М.:Дашков 2007.

  43. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.:Академия (2006) – 1 экз.

  44. ОБЖ. Основы безопасности жизни. Научно-методический и информационный журнал, 2008 – 3 экз.

  45. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : Учебник для студ.вузов / под ред.Михайлова,Л.А. - СПб.: Питер, 2006. - 301с.: табл. - (Учебник для вузов). - Библиогр.:с.298-301. - ISBN 5-94723-954-Х : 141-00.

  46. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебн. пособие для студ.вузов / П. Э. Шлендер, В. М. Маслова, С. И. Подгаецкий; ред.Полиевктова,Е.В. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 207с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.:с.205. - ISBN 5-9558-0004-2 : 41-00.

  47. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов, и др. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 476с. - Библиогр.:с.472-173. - ISBN 5-94798-832-1: 193-00.

  48. Гуров П.И. Учебно-методическая разработка к практическому занятию по хирургии на тему: "Обезболивание. Реанимация на этапах медицинской эвакуации", Орел, 2008г., 30 с.

  49. Гуров П.И. Закрытые повреждения. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических институтов и университетов. – Орел, 2008.

  50. Гуров П.И. Десмургия. Транспортная иммобилизация. Учебно-методическое пособие. – Орел, 2008.

  51. Гуров П.И., Петрище И.П. Патологические состояния опорно-двигательного аппарата у школьников. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей университетов. – Орел, 2007.

  52. . Гуров П.И., А.А. Исайкин Способы транспортной иммобилизации при переломах костей черепа, челюстей, ключицы, ребер, позвоночника и таза. Методическая разработка к практическому занятию. – Орел, 2007.

  53. Петрище И.П. Учебно-методическая разработка на тему: «Основные принципы лекарственной помощи», Орел. 1991.

  54. Гуров П.И., Кочерыгин В.А., Исайкин А.А. Учебно-методическое пособие к практическому занятию "Кровотечение. Переливание крови и её заменителей", Орёл, 2007 г., 45 с.

  55. Гуров П. И., Кочерыгин В.А., Учебно-методическое пособие к практическому занятию по хирургии на тему: "Десмургия. Транспортная иммобилизация", Орёл, 2007 г., 59 с.

  56. Тропкин П.А. Охрана жизнедеятельности образовательного учреждения. Издательство «учитель», Волгоград, 2007..



^ Образец экзаменационного билета


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Билеты для вступительного экзамена в магистратуру

Направление подготовки 280700.68 Техносферная безопасность

Профессиональная образовательная программа –

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Степень – магистр

Дисциплина – Безопасность жизнедеятельности


Билет № 1


  1. Теоретические основы безопасности человека. Понятие безопасности и опасности

  2. Биологическое воздействие ионизирующих излучений, нормирование облучения. Радиационная защита и социальная защита населения пострадавшего в результате аварий с выбросом радиоактивных веществ.

  3. Причины и виды гидродинамических аварий, их последствия.



__________________________________________________________________

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Билеты для вступительного экзамена в магистратуру

Направление подготовки 280700.68 Техносферная безопасность

Профессиональная образовательная программа –

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Степень – магистр

Дисциплина – Безопасность жизнедеятельности


Билет № 2


  1. Теоретические основы безопасности человека. Понятие безопасности и опасности.

  2. Характеристика и фазы развития ЧС. Поражающие и негативные факторы.

  3. Гидротехнические сооружения региона и возможные последствия аварий на них. Меры по защите населения от неблагоприятных последствий гидродинамических аварий.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена для приема по направлению магистерской

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению (специальности) подготовки 030300
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 050700

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 020400 Биология Магистерская

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconРабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний на 3- ий курс бакалавриата по направлению 030300. 62 «Психология»,

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности....
Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 020400. 68 «Биология»

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний по направлению 020400. 68 «Биология» (физиология человека и животных)

Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность iconПрограмма вступительных испытаний Программа вступительных испытаний по биологии На экзамене по биологии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы