Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология icon

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология





Скачать 409.51 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология
Дата25.02.2013
Размер409.51 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Приложение 2





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой мобилизационной Декан стоматологического факультета

подготовки здравоохранения и СГМУ

медицины катастроф

д.м.н., доц. Ю.Е. Барачевский д.м.н. А.С. Оправин


«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.


Рассмотрено на заседании кафедры

«18» июня 2012 г.

Протокол № 9


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине – Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

По направлению подготовки 060201 – стоматология

Курс 2, 3 (3,4,5 семестры)

Вид промежуточной аттестации – экзамен

Кафедра – Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

Трудоемкость дисциплины 216 (час.) / 6 (зач. ед.)


Архангельск, 2012

^ 1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (БЖД и МК) является формирование культуры безопасности, готовности и способности к действиям по предназначению выпускника по специальности Стоматология в различных видах чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.

Реализация целей достигается путем решения следующих задач:

а) понимания:

- проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях;

- рисков, обусловленных воздействием поражающих факторов различных видов чрезвычайных ситуаций;

- рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы;

- необходимости познания основ научного анализа в сфере безопасности вообще и медицинской безопасности, в частности.

б) приобретения:

- теоретических знаний о сущности и развитии крупных аварий и катастроф, последующем формировании ЧС на той или иной территории (объекте), о создании и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

- знаний по организации функционирования и совершенствования системы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, организации оказания первой, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС мирного и военного времени;

- знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов, находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения;

- навыков по основам научного анализа прогнозируемых и свершившихся ЧС, их медико-санитарных последствий, порядка и организации их ликвидации.

в) формирования:

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности к участию в проведении мероприятий по защите населения и медицинского персонала от угроз мирного и военного времени;

- способности и готовности к организации проведения медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС природного, техногенного и социального характера;

- способностей для грамотного и аргументированного обоснования принимаемых управленческих решений с точки зрения безопасности;

- мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности Стоматология ВПО.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, иностранный и латинский языки, психология, педагогика;

- в цикле математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин: физика, математика, медицинская информатика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология;

- в цикле профессиональных дисциплин: гигиена, эпидемиология, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, факультетская терапия, факультетская хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные болезни, анестезиология, реанимация и интенсивная терапия, травматология и ортопедия, медицинская психология, медицинская реабилитация, общественное здоровье и здравоохранение, экономика и управление здравоохранения.


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

^ Коды

формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

01

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

03

способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию

07

способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции

08

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну

ПК -№

^ Профессиональные компетенции

01

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

04

способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность

05

способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

06

способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп

07

способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными

12

способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

13

способность и готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

16

способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях

20

способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом

21

способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

22

способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах;

выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

27

способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях

28

способность и готовность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических

39

способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях

44

способность и готовность понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача стоматолога

45

способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций

50

способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

51

способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине

52

способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- особенности организации и оказания медицинской помощи при проведении массовых и спортивных мероприятий, в ЧС и катастрофах мирного и военного времени;

- методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;

- риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы;

- основы безопасности личности, общества и государства;

- основные понятия, определение и классификации ЧС:

- классификации и поражающие факторы ЧС природного характера;

- классификации, источники и поражающие факторы ЧС техногенного и социального характера;

- медико-санитарные последствия ЧС;

- задачи, основы организации и структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

- основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения;

- основы безопасности жизнедеятельности в учреждениях здравоохранения;

- задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);

- определение и цели видов медицинской помощи, их объем; организацию медицинской сортировки и медицинской эвакуации пострадавших в ЧС;

- особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных средств боевого воздействия;

- особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, спасателей и медицинского персонала в ЧС;

- особенности организации медицинской помощи детям в ЧС;

- основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС химической и радиационной природы, транспортного, взрыво- и пожароопасного, гидродинамического и другого техногенного характера;

- организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС природного характера;

- основы организации проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС мирного и военного времени;

- содержание мероприятий по медицинскому снабжению учреждений и формирований службы медицины катастроф в различных режимах функционирования;

- основные положения нормативных правовых актов по организации медицинского обеспечения населения в ЧС различного характера;

- организацию взаимодействия медицинских формирований и учреждений между собой и с другими службами РСЧС при ликвидации медико-санитарных последствий в очагах поражения;

Уметь:

- оказывать первую и первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения ЧС;

- идентифицировать опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации;

- оценивать медицинскую обстановку в ЧС;

- выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов ЧС;

- применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача;

- применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача и обеспечивать их выполнение подчиненными работниками;

- осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в ЧС;

- определять вид и объем медицинской помощи для пострадавших в ЧС в зависимости от медицинской обстановки;

- решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим (пораженным) в ЧС;

- определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение;

Владеть:

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф;

- приемами и способами использования индивидуальных средств защиты;

- способами оказания первой помощи, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим в ЧС;

- приемами медицинской сортировки и способами медицинской эвакуации пострадавших в ЧС;

- способами применения антидотов и радиопротекторов в объеме оказания пострадавшим первой и первой врачебной помощи;

- алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

3

4

5

Аудиторные занятия (всего)

120

36

36

48

В том числе:













Лекции (Л)

40

12

12

16

Практические занятия (ПЗ)

40

12

12

16

Семинары (С)

40

12

12

16

Лабораторные практикумы (ЛП)













Клинические практические занятия (КПЗ)













^ Самостоятельная работа (всего)

60

20

20

20

Экзамен

36







36

Общая трудоемкость (час.)

216

56

56

104



^ 5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

^ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.

Понятие о жизнедеятельности человека и его безопасности.


Понятие о жизнедеятельности человека и среде его обитания. Окружающая человека среда, ее эволюция и факторы риска. Составляющие системы «человек-среда обитания»: бытовая, производственная, городская, природная среда.

Секъюритология (наука о безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека и человечества): определение, цели, задачи, подходы, методы, способы и средства ее обеспечения; нормативно-правовое регулирование.

Значение БЖД населения в развитии России, научные основы БЖД, проблемы и перспективы развития.

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические, химические, биологические, психофизиологические, травмирующие. Показатели оценки воздействия негативных факторов: численность погибших и травмированных, проблемы демографии, материальный и социальный ущерб и т.п.

Безопасность быта и услуг: воды, продовольствия, лекарств, бытовой техники и бытовой химии.

Здоровье человека, как один из основных факторов БЖД. Факторы среды обитания, формирующие здоровье человека (режим труда и отдыха, питание, физкультура, семья) и его разрушающие (гиподинамия, вредные привычки, заболевания, профессиональные вредности и т.д.)

Культура БЖД, механизмы ее привития, роль человеческого фактора в снижении рисков опасности и значение морально-психологической подготовки населения.

1.2

Национальная безопасность, ее внешние и внутренние угрозы.

Национальная безопасность, ее сущность и правовая основа. Геополитическое положение России в мировом сообществе. Стратегия национальной безопасности и система национальных интересов России.

Безопасность личности, общества и государства. Виды безопасностей учреждений здравоохранения (УЗ) и мероприятия, выполняемые по обеспечению устойчивости функционирования УЗ и защите их персонала.

Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности. Современные средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы. Виды войн и их медицинские аспекты.

1.3

Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Понятие о ЧС, их источники, распространенность, поражающие факторы, виды поражений (повреждений), структура социально-экономических и медико-санитарных последствий. Фазы развития ЧС. Классификации ЧС и их среднегодовая структура. Методы прогнозирования и оценки обстановки в ЧС.

Источники и виды прогнозируемых ЧС на территории европейского севера России и Архангельской области.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее роль в Российской Федерации, цели, задачи, структура, силы и средства, организация и принципы работы на всех уровнях территориального устройства.

Режимы функционирования РСЧС и выполняемые в них мероприятия. Основы организации и порядка проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Система гражданской обороны, ее задачи, структура, основные направления деятельности.

I.4


Защита населения от поражающих факторов различных видов чрезвычайных ситуаций мирного времени и от современных средств боевого воздействия.

Понятие о защите населения в ЧС мирного и военного времени, ее нормативно-правовое регулирование. Основные цели, задачи, принципы, способы и средства защиты населения и личного состава Вооруженных Сил РФ в ЧС мирного и военного времени. Классификация и характеристика средств индивидуальной и коллективной защиты. Медицинские средства защиты, их характеристика.

Эвакуация населения, как способ защиты в ЧС, организационные основы ее подготовки и проведения.

Методы и средства обнаружения (определения) опасных веществ в окружающей среде и на различных объектах.

Специальная обработка: виды, сущность и организация проведения.

Порядок и организация подготовки населения к реализации мероприятий по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

1.5.

Безопасность функционирования учреждений здравоохранения



Характеристика и формы проявления угроз здоровью и жизни медицинских специалистов и пациентов УЗ. Система обеспечения охраны труда, техники безопас-ности персонала УЗ и безопасного предоставления медицинских услуг пациентам. Вопросы, проблемы, основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности труда медицинских работников. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях УЗ. Роль медицинского освидетельствования персонала УЗ и всего населения.

Пути и направления обеспечения пожарной, энергетической, технологической, радиационной, химической, биологической, психологической и иной безопасности персонала УЗ.

Лечебно-охранительный режим и санитарно-противоэпидемический режим работы УЗ. Санитарная обработка пациентов. Организационные вопросы и проблемы эвакуация больных и медицинского персонала в загородную зону (ЗЗ). Порядок эвакуации УЗ в ЗЗ.

^ 2. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

2.1.

Всероссийская служба медицины катастроф: цели, задачи и организационная структура

Структура органов управления и учреждений здравоохранения (УЗ) субъекта РФ, их предназначение. Организация ведения работы по совершенствованию готовности УЗ к работе в ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК): аспекты ее развития, цели, задачи, организационная структура, уровни и режимы функционирования. Нормативно-правовая основа.

Виды и характеристика учреждений и формирований ВСМК, их документация, порядок комплектования персоналом и оснащения имуществом. Организация подготовки персонала СМК к действиям в ЧС, правила и обязанности при работе в ЧС.

Организация управления и взаимодействия СМК. Учет и отчетность в СМК.

2.2.

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) населения в ЧС. Понятие об этапе медицинской эвакуации, видах и объеме медицинской помощи пострадавшим в ЧС, медицинской сортировке и медицинской эвакуации пострадавших в ЧС, видах, способов и организации их проведения.

Особенности ЛЭО детей в ЧС.

2.3.


Основы организации медицинского психологического обеспечения (сопровождения) населения, персонала здравоохранения и спасателей в ЧС

Психотравмирующие факторы ЧС, виды нервно-психических расстройств и особенности их развития у населения, спасателей и медицинских работников.

Основы организации медико-психологического обеспечения населения, спасателей и медицинских работников в ЧС.

2.4.

Основы и сущность санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Понятие о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в ЧС. Сущность организации санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в ЧС, его цели и задачи. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы в ЧС, мероприятия по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой в ЧС, их особенности. Виды учреждений и формирований подсистемы РСЧС для работы в ЧС.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) за окружающей средой: структура, задачи и организация работы медицинского звена.

Виды санитарно-эпидемиологического состояния территорий в зонах ЧС и их медицинская характеристика. Обсервация и карантин, как виды режимных мероприятий: сущность, организация введения и исполнения мероприятий.

2.5.

Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях


Понятие о медицинском снабжении в ЧС, его цели, задачи, принципы. Определение потребности в медицинском имуществе для ЧС.

Классификация медицинского имущества, его характеристика, организация учета и отчетности.

Виды резервов медицинского имущества СМК, порядок их создания, накопления, хранения, снабжения формирований и учреждений СМК и варианты использования.

Подготовка аптечных учреждений и их персонала к работе в ЧС. Организация защиты медицинского имущества в условиях ЧС.

2.6.

Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий


Виды и характеристика ионизирующих излучений, их биологическое действие и количественная оценка. Структура радиационно-опасных объектов (РОО).

Классификация и краткая характеристика радиационных аварий и катастроф. Понятие о медико-тактической характеристике очагов и зон радиационного поражения (загрязнения). Факторы, вызывающие поражение людей при радиационных катастрофах и ядерных взрывах.

Медицинская характеристика радиационных поражений, исходя из путей поступления радиоактивных веществ и доз внешнего облучения. Допустимые дозы облучения и дозы, вызывающие острую лучевую болезнь. Характеристика лучевых поражений. Ближайшие и отдаленные последствия облучения.

Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий ЧС радиационного характера. Организационные подходы к ликвидации медико-санитарных последствий радиационных катастроф. Средства профилактики и терапии радиационных поражений.

2.7.

Медико-тактическая характеристика химических катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий


Источники техногенной и бытовой химической опасности. Понятия об аварийно-опасных химических веществах (АОХВ), боевых отравляющих веществах (БОВ) и химически-опасных объектах (ХОО), их классификации.

Виды аварий на ХОО и этапы их развития. Понятие об очагах химического поражения и заражения, их классификация и медико-тактическая оценка.

Токсикологическая характеристика АОХВ и БОВ нейротоксического, цитотоксического, пульмонотоксического, общеядовитого, психотического и раздражающего действия; ядовитые технические жидкости Закономерности взаимодействия организма с этими токсикантами (пути поступления в организм, механизм взаимодействия, клинические проявления, принципы оказания медицинской помощи, лечения и меры профилактики).

Основы медико-санитарного обеспечения населения пострадавшего в ЧС химического характера (принципы неотложной помощи, антидотная терапия, организационно-тактические особенности лечебно-эвакуационных мероприятий).

2.8.

Медико-тактическая характеристика транспортных аварий и катастроф. Организационные подходы к предупреждению и ликвидации их медико-санитарных последствий


Виды транспортных катастроф, их характеристика.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и дорожно-транспортные катастрофы (ДТК): причины, частота, последствия, структура повреждений у людей.

Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте: причины, структура повреждений у людей.

Происшествия, аварии и катастрофы на авиационном транспорте: характеристика, структура повреждений у людей.

Аварии и катастрофы на водном (морском и речном) транспорте: особенности и структура повреждений у людей.

Аварии на трубопроводном транспорте, их медико-социальные аспекты.

Организационные подходы к оказанию медицинской помощи пострадавшим в различных транспортных катастрофах на догоспитальном и госпитальном этапах медицинской эвакуации.

2.9.

Медико-тактическая характеристика террористических актов. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий


Понятие о терроризме, как виде социальных ЧС и глобальной мировой проблеме во всех сферах человеческой деятельности.

Классификация терактов по виду используемых средств, характеру их применения и способу причинения ущерба. Масштабы терактов в зависимости от целей и способов их осуществления.

Виды терактов по исполнению (на открытой территории и в закрытых помещениях), структура пострадавших и их повреждений.

Особенности терактов, оказывающих непосредственное влияние на организационные принципы и порядок оказания медицинской помощи пострадавшим.

Общие правила поведения медицинского персонала при захвате больницы террористами.

2.10.

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций пожаро- взрывоопасного характера. Организационные подходы к ликвидации медико-санитарных последствий.

Понятие о пожаре, взрыве, пожаровзрывоопасных веществах и объектах. Классификация пожаров.

Величина и структура потерь населения при пожарах.

Организационные принципы оказания медицинской помощи пострадавшим в пожарах.

2.11.

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий


Понятие о природных катастрофах (стихийных бедствиях), их классификация.

Наводнение – причины, структура травм и нарушений здоровья, их зависимость от внешних факторов и периода суток. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим. Превентивные меры, проводимые здравоохранением на потенциально-затапливаемых территориях.

Землетрясение – характер, величина и структура потерь среди населения. Медицинское обеспечение спасательных работ.

Прочие природные катастрофы и их медико-тактическая оценка (морозы, снегопады; жара, засуха; ураганы, циклоны, смерчи; сели, сход лавин и т.п.).

2.12.

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера (эпидемий). Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий


Понятие о биолого-социальных ЧС: источники возникновения, факторы развития и распространения.

Основные виды вспышечной инфекционной заболеваемости и особо опасных инфекций, их медицинская характеристика.

Организация ликвидации медико-санитарных последствий (создание зон обсервации и карантина, контрольно-пропускных пунктов проведение экстренной неспецифической и специфической профилактики, взаимодействие с ведомственным здравоохранением и исполнительной властью).

2.13.

Гражданская оборона в сфере здравоохранения (ГОЗ): цели, задачи, структура, особенности в организации работы.

Исторический аспект ГО в сфере здравоохранения. Задачи, структура, силы, средства и принципы функционирования ГОЗ. Виды больниц ГО и создаваемых ими формирований.

Понятие о загородной зоне (ЗЗ), эвакуации и рассредоточении населения в ЗЗ. Правовое регулирование и медицинское обеспечение этих мероприятий. Порядок эвакуации УЗ в ЗЗ.

2.14.

Основы мобилизационной подготовки и мобилизации в системе здравоохранения

Понятие и сущность мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения, их правовая основа. Воинский учет персонала УЗ.

Особенности организации ЛЭО личного состава ВС РФ при применении противником современных видов боевого оружия. Специальные формирования здравоохранения: виды, предназначение, задачи, структура, принципы развертывания. Принципы комплектования персоналом и оснащения различными видами имущества.

Оперативные койки военного времени: предназначение, виды и организация развертывания.

Служба крови – составная часть мобилизационной готовности здравоохранения.

Мобилизационный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества: предназначение, порядок создания, накопления, хранения и освежения. Организация получения имущества мобилизационного резерва.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лекц

Практ. зан

Сем. зан

СРС

Всего часов

^ I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.

Понятие о жизнедеятельности человека и ее безопасности.

2




2

2

6

1.2.

Национальная безопасность, ее внешние и внутренние угрозы.

2




2

2

6

1.3.

Чрезвычайные ситуации и их классификации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4

2

2

4

12

1.4.

Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2

6

2

5

15

1.5.

Безопасность функционирования учреждений здравоохранения.

2

4

4

5

15




Итого за I раздел:

12

12

12

18

54

^ II. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

2.1.

Всероссийская служба медицины катастроф: задачи и организационная структура.

4

4

2

5

15

2.2.

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

2

4




3

9

2.3.

Основы медико-психологического обеспечения (сопровождения) населения, спасателей и персонала здравоохранения при развитии чрезвычайных ситуаций.

2




2

2

6

2.4.

Основы и сущность санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2

2

2

3

9

2.5.

Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях.

2

2

2

3

9

2.6.

Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.

2

2

2

3

9

2.7.

Медико-тактическая характеристика химических катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.

2

4

2

4

12

2.8.

Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.




2

2

2

6

2.9.

Медико-тактическая характеристика террористических актов. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.

2




2

2

6

2.10

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций пожаровзрывоопасного характера Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.







2

1

3

2.11

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.




2

2

2

6

2.12

Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.







2

1

3

2.13

Гражданская оборона в сфере здравоохранения (ГОЗ): цели, задачи, организационная структура, особенности в организации работы.

2




2

2

6

2.13

Медицинское обеспечение мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения в загородную зону.

2




2

2

6

2.14

Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.

6

4

4

7

21

^ Итого за II раздел:

28

28

28

42

126

Всего за весь период обучения:

40

40

40

60

180

^ 6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

2.6. Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф

Кейс с элементами деловой игры

3 часа

2

2.7. Медико-тактическая характеристика химических катастроф.

Кейс с элементами деловой игры

3 часа

3

2.8. Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф: а) железнодорожные, б) морские, в) авиационные.

Кейс с элементами деловой игры

9 часов

Итого (час.)

15 часов

Итого (% от аудиторных занятий)

12,5 %

^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля




2.6. Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф

Реферат

Доклад с презентацией




2.7. Медико-тактическая характеристика химических катастроф.

Реферат

Доклад с презентацией




2,8. Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф:

Реферат

Доклад с презентацией




2.9. Медико-тактическая характеристика террористических актов.

Реферат

Доклад с презентацией




2.10. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций пожаровзрывоопасного характера

Реферат

Доклад с презентацией




2.11. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера

Реферат







2.14. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.

Реферат

Доклад с презентацией


^ 8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (выполнение тестовых заданий, контрольных работ, написание

рефератов, конспектов, решение задач).

8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен.

Этапы проведения экзамена:

1. Этап – Тестирование

2. Этап – Ситуационная задача (Кейс)

3. Этап – Собеседование по вопросам


^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Барачевский Ю.Е., Грошилин С.М. Основы мобилизационной подготовки здравоохранения: учебное пособие для студентов мед. вузов. Архангельск. – 2011. – 95 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа. – 2009. – 616 с.: ил.

3. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: учебн. Пособие. Т.1 / Под ред. П.И. Сидорова. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2008. – 505 с.

4. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: учебн. Пособие. Т.2 / Под ред. П.И. Сидорова. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2008. – 267 с.

5. Сидоров П.И. Медицина катастроф: учеб. пособие для студ. мед вузов / П.И. Сидоров, И.Г. Мосягин, А.С. Сарычев. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 320 стр.

^ 9.2. Дополнительная литература

  1. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - М.: Высшая школа, 2007. – 592 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для студ. средн. проф. учебн. завед. / С.Б. Варющенко и соавт.; Под ред. Н.М. Киршина. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 320 с.

  3. Верещагин В.К. Организация и оказание фармацевтической помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – Пятигорск, 2001. – 67с.

  4. Куценко С.А., Бутомо Н. В., Гребенюк А.Н. и др. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: Учебник / Под ред. С.А. Куценко. – СПб: 000 «Издательство ФОЛИАНТ», 2004. – 528 с.: ил.

  5. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций: [учебное пособие для мед. вузов] – М.,: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – С. 224-238.

  6. Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников медицины и фармацевтики / Ю.М. Михайлов. – М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2010 г. – 208 с.

  7. Мобилизационная подготовка здравоохранения Учебное пособие / Под ред. чл. корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. М: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 2011.

  8. Сафронов Г.А., Александров М.В., Головко А.И. и др. Экстремальная токсткология: учебник / Под ред. Г.А. Сафронова, М.В. Александрова – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2912. – 256 с.

  9. Токсикология аварийно-опасных химических веществ (в таблицах) Учебное пособие / Под ред. О.В. Бабенко. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2007. – 190 с.

  10. Травкин А.К. Пожарная безопасность в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.

^ 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. Power Point, Word, Excel, Интернет браузеры

2. Сайт ВЦМК «Защита», сайты ГУ МЧС в субъектах РФ, сайты Минздрава и Роспотребнадзора. Электронная библиотека www.elibrary.ru, www. medline.ru


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Лекционные и учебные аудитории.

  • Компьютерный класс.

  • Специализированный учебный класс, оснащенный тренажерами для отработки практических навыков по оказанию первой помощи.

  • Технические средства обучения: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы с ноутбуком, локальная сеть и веб-камеры для дистанционного обучения.

  • Учебно-тренировочные средства (индивидуальный перевязочный пакет, костюм специальный легкий Л-1. и т.д.).

  • Учебные стенды и фильмы.

^ 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине


9. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине МПЗ и МК



Примерная анкета-отзыв на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (БЖД и МК) – анонимная.

Уважаемый студент! Просим Вас заполнить анкету-отзыв о изученной дисциплине «БЖД и МК». Обобщенные данные анкет будут использованы для совершенствования преподавания этой учебной дисциплины. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.


1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?



  1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество методических материалов, используемых при подготовке к занятиям?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


4. Насколько Вы удовлетворены использованием преподавателями активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы (ситуационные задачи), интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей бытовой и практической деятельности?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания дисциплины БЖД и МК?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    1. Какие преподаватели кафедры у Вас оставили позитивный след в изучении

дисциплины БЖД и МК, а какие – негативный и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СПАСИБО, УДАЧ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ УЧЕБЕ!


Разработчики программы – профессорско-преподавательский состав кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (г. Архангельск) Минздрава России:

И.М. Бойко – к.м.н., доцент

А.Н. Ишеков – к.б.н.. ст. преподаватель


Эксперт:

Заведующая кафедрой патологической физиологии СГМУ

к.м.н., доцент Н.В. Соловьева

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» по специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Материаловедение» По направлению подготовки 060201 стоматология
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос...
Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология по направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология
Терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической...
Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине (модулю) «зубопротезирование (простое протезирование)»
«Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся...
Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы

Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине микробиология, вирусология микробиология полости рта По направлению
Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы