Приложение 2

|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой мобилизационной Декан стоматологического факультета
подготовки здравоохранения и СГМУ
медицины катастроф
д.м.н., доц. Ю.Е. Барачевский д.м.н. А.С. Оправин
«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
«18» июня 2012 г.
Протокол № 9
^
По дисциплине – Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
По направлению подготовки 060201 – стоматология
Курс 2, 3 (3,4,5 семестры)
Вид промежуточной аттестации – экзамен
Кафедра – Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
Трудоемкость дисциплины 216 (час.) / 6 (зач. ед.)
Архангельск, 2012
^
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (БЖД и МК) является формирование культуры безопасности, готовности и способности к действиям по предназначению выпускника по специальности Стоматология в различных видах чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
Реализация целей достигается путем решения следующих задач:
а) понимания:
- проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях;
- рисков, обусловленных воздействием поражающих факторов различных видов чрезвычайных ситуаций;
- рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы;
- необходимости познания основ научного анализа в сфере безопасности вообще и медицинской безопасности, в частности.
б) приобретения:
- теоретических знаний о сущности и развитии крупных аварий и катастроф, последующем формировании ЧС на той или иной территории (объекте), о создании и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- знаний по организации функционирования и совершенствования системы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, организации оказания первой, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС мирного и военного времени;
- знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов, находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения;
- навыков по основам научного анализа прогнозируемых и свершившихся ЧС, их медико-санитарных последствий, порядка и организации их ликвидации.
в) формирования:
- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности к участию в проведении мероприятий по защите населения и медицинского персонала от угроз мирного и военного времени;
- способности и готовности к организации проведения медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС природного, техногенного и социального характера;
- способностей для грамотного и аргументированного обоснования принимаемых управленческих решений с точки зрения безопасности;
- мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.
^
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности Стоматология ВПО.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, иностранный и латинский языки, психология, педагогика;
- в цикле математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин: физика, математика, медицинская информатика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология;
- в цикле профессиональных дисциплин: гигиена, эпидемиология, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, факультетская терапия, факультетская хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные болезни, анестезиология, реанимация и интенсивная терапия, травматология и ортопедия, медицинская психология, медицинская реабилитация, общественное здоровье и здравоохранение, экономика и управление здравоохранения.
^
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
^
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
01
|
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
03
|
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию
|
07
|
способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
|
08
|
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
ПК -№
|
^
|
01
|
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
|
04
|
способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
|
05
|
способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного
|
06
|
способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп
|
07
|
способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными
|
12
|
способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам
|
13
|
способность и готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
16
|
способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях
|
20
|
способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
|
21
|
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
22
|
способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах;
выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
|
27
|
способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях
|
28
|
способность и готовность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических
|
39
|
способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях
|
44
|
способность и готовность понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача стоматолога
|
45
|
способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций
|
50
|
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
51
|
способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине
|
52
|
способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
^
Знать:
- особенности организации и оказания медицинской помощи при проведении массовых и спортивных мероприятий, в ЧС и катастрофах мирного и военного времени;
- методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;
- риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы;
- основы безопасности личности, общества и государства;
- основные понятия, определение и классификации ЧС:
- классификации и поражающие факторы ЧС природного характера;
- классификации, источники и поражающие факторы ЧС техногенного и социального характера;
- медико-санитарные последствия ЧС;
- задачи, основы организации и структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения;
- основы безопасности жизнедеятельности в учреждениях здравоохранения;
- задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);
- определение и цели видов медицинской помощи, их объем; организацию медицинской сортировки и медицинской эвакуации пострадавших в ЧС;
- особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных средств боевого воздействия;
- особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, спасателей и медицинского персонала в ЧС;
- особенности организации медицинской помощи детям в ЧС;
- основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС химической и радиационной природы, транспортного, взрыво- и пожароопасного, гидродинамического и другого техногенного характера;
- организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС природного характера;
- основы организации проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС мирного и военного времени;
- содержание мероприятий по медицинскому снабжению учреждений и формирований службы медицины катастроф в различных режимах функционирования;
- основные положения нормативных правовых актов по организации медицинского обеспечения населения в ЧС различного характера;
- организацию взаимодействия медицинских формирований и учреждений между собой и с другими службами РСЧС при ликвидации медико-санитарных последствий в очагах поражения;
Уметь:
- оказывать первую и первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения ЧС;
- идентифицировать опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации;
- оценивать медицинскую обстановку в ЧС;
- выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов ЧС;
- применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача;
- применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача и обеспечивать их выполнение подчиненными работниками;
- осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в ЧС;
- определять вид и объем медицинской помощи для пострадавших в ЧС в зависимости от медицинской обстановки;
- решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим (пораженным) в ЧС;
- определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение;
Владеть:
- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф;
- приемами и способами использования индивидуальных средств защиты;
- способами оказания первой помощи, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим в ЧС;
- приемами медицинской сортировки и способами медицинской эвакуации пострадавших в ЧС;
- способами применения антидотов и радиопротекторов в объеме оказания пострадавшим первой и первой врачебной помощи;
- алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
^
|
Всего часов
|
Семестр
|
3
|
4
|
5
|
Аудиторные занятия (всего)
|
120
|
36
|
36
|
48
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
40
|
12
|
12
|
16
|
Практические занятия (ПЗ)
|
40
|
12
|
12
|
16
|
Семинары (С)
|
40
|
12
|
12
|
16
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
|
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
|
|
|
^
|
60
|
20
|
20
|
20
|
Экзамен
|
36
|
|
|
36
|
Общая трудоемкость (час.)
|
216
|
56
|
56
|
104
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
^
|
1.1.
|
Понятие о жизнедеятельности человека и его безопасности.
|
Понятие о жизнедеятельности человека и среде его обитания. Окружающая человека среда, ее эволюция и факторы риска. Составляющие системы «человек-среда обитания»: бытовая, производственная, городская, природная среда.
Секъюритология (наука о безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека и человечества): определение, цели, задачи, подходы, методы, способы и средства ее обеспечения; нормативно-правовое регулирование.
Значение БЖД населения в развитии России, научные основы БЖД, проблемы и перспективы развития.
Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические, химические, биологические, психофизиологические, травмирующие. Показатели оценки воздействия негативных факторов: численность погибших и травмированных, проблемы демографии, материальный и социальный ущерб и т.п.
Безопасность быта и услуг: воды, продовольствия, лекарств, бытовой техники и бытовой химии.
Здоровье человека, как один из основных факторов БЖД. Факторы среды обитания, формирующие здоровье человека (режим труда и отдыха, питание, физкультура, семья) и его разрушающие (гиподинамия, вредные привычки, заболевания, профессиональные вредности и т.д.)
Культура БЖД, механизмы ее привития, роль человеческого фактора в снижении рисков опасности и значение морально-психологической подготовки населения.
|
1.2
|
Национальная безопасность, ее внешние и внутренние угрозы.
|
Национальная безопасность, ее сущность и правовая основа. Геополитическое положение России в мировом сообществе. Стратегия национальной безопасности и система национальных интересов России.
Безопасность личности, общества и государства. Виды безопасностей учреждений здравоохранения (УЗ) и мероприятия, выполняемые по обеспечению устойчивости функционирования УЗ и защите их персонала.
Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности. Современные средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы. Виды войн и их медицинские аспекты.
|
1.3
|
Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
|
Понятие о ЧС, их источники, распространенность, поражающие факторы, виды поражений (повреждений), структура социально-экономических и медико-санитарных последствий. Фазы развития ЧС. Классификации ЧС и их среднегодовая структура. Методы прогнозирования и оценки обстановки в ЧС.
Источники и виды прогнозируемых ЧС на территории европейского севера России и Архангельской области.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее роль в Российской Федерации, цели, задачи, структура, силы и средства, организация и принципы работы на всех уровнях территориального устройства.
Режимы функционирования РСЧС и выполняемые в них мероприятия. Основы организации и порядка проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
Система гражданской обороны, ее задачи, структура, основные направления деятельности.
|
I.4
|
Защита населения от поражающих факторов различных видов чрезвычайных ситуаций мирного времени и от современных средств боевого воздействия.
|
Понятие о защите населения в ЧС мирного и военного времени, ее нормативно-правовое регулирование. Основные цели, задачи, принципы, способы и средства защиты населения и личного состава Вооруженных Сил РФ в ЧС мирного и военного времени. Классификация и характеристика средств индивидуальной и коллективной защиты. Медицинские средства защиты, их характеристика.
Эвакуация населения, как способ защиты в ЧС, организационные основы ее подготовки и проведения.
Методы и средства обнаружения (определения) опасных веществ в окружающей среде и на различных объектах.
Специальная обработка: виды, сущность и организация проведения.
Порядок и организация подготовки населения к реализации мероприятий по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
|
1.5.
|
Безопасность функционирования учреждений здравоохранения
|
Характеристика и формы проявления угроз здоровью и жизни медицинских специалистов и пациентов УЗ. Система обеспечения охраны труда, техники безопас-ности персонала УЗ и безопасного предоставления медицинских услуг пациентам. Вопросы, проблемы, основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности труда медицинских работников. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях УЗ. Роль медицинского освидетельствования персонала УЗ и всего населения.
Пути и направления обеспечения пожарной, энергетической, технологической, радиационной, химической, биологической, психологической и иной безопасности персонала УЗ.
Лечебно-охранительный режим и санитарно-противоэпидемический режим работы УЗ. Санитарная обработка пациентов. Организационные вопросы и проблемы эвакуация больных и медицинского персонала в загородную зону (ЗЗ). Порядок эвакуации УЗ в ЗЗ.
|
^
|
2.1.
|
Всероссийская служба медицины катастроф: цели, задачи и организационная структура
|
Структура органов управления и учреждений здравоохранения (УЗ) субъекта РФ, их предназначение. Организация ведения работы по совершенствованию готовности УЗ к работе в ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК): аспекты ее развития, цели, задачи, организационная структура, уровни и режимы функционирования. Нормативно-правовая основа.
Виды и характеристика учреждений и формирований ВСМК, их документация, порядок комплектования персоналом и оснащения имуществом. Организация подготовки персонала СМК к действиям в ЧС, правила и обязанности при работе в ЧС.
Организация управления и взаимодействия СМК. Учет и отчетность в СМК.
|
2.2.
|
Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
|
Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) населения в ЧС. Понятие об этапе медицинской эвакуации, видах и объеме медицинской помощи пострадавшим в ЧС, медицинской сортировке и медицинской эвакуации пострадавших в ЧС, видах, способов и организации их проведения.
Особенности ЛЭО детей в ЧС.
|
2.3.
|
Основы организации медицинского психологического обеспечения (сопровождения) населения, персонала здравоохранения и спасателей в ЧС
|
Психотравмирующие факторы ЧС, виды нервно-психических расстройств и особенности их развития у населения, спасателей и медицинских работников.
Основы организации медико-психологического обеспечения населения, спасателей и медицинских работников в ЧС.
|
2.4.
|
Основы и сущность санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
|
Понятие о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в ЧС. Сущность организации санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в ЧС, его цели и задачи. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы в ЧС, мероприятия по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой в ЧС, их особенности. Виды учреждений и формирований подсистемы РСЧС для работы в ЧС.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) за окружающей средой: структура, задачи и организация работы медицинского звена.
Виды санитарно-эпидемиологического состояния территорий в зонах ЧС и их медицинская характеристика. Обсервация и карантин, как виды режимных мероприятий: сущность, организация введения и исполнения мероприятий.
|
2.5.
|
Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях
|
Понятие о медицинском снабжении в ЧС, его цели, задачи, принципы. Определение потребности в медицинском имуществе для ЧС.
Классификация медицинского имущества, его характеристика, организация учета и отчетности.
Виды резервов медицинского имущества СМК, порядок их создания, накопления, хранения, снабжения формирований и учреждений СМК и варианты использования.
Подготовка аптечных учреждений и их персонала к работе в ЧС. Организация защиты медицинского имущества в условиях ЧС.
|
2.6.
|
Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий
|
Виды и характеристика ионизирующих излучений, их биологическое действие и количественная оценка. Структура радиационно-опасных объектов (РОО).
Классификация и краткая характеристика радиационных аварий и катастроф. Понятие о медико-тактической характеристике очагов и зон радиационного поражения (загрязнения). Факторы, вызывающие поражение людей при радиационных катастрофах и ядерных взрывах.
Медицинская характеристика радиационных поражений, исходя из путей поступления радиоактивных веществ и доз внешнего облучения. Допустимые дозы облучения и дозы, вызывающие острую лучевую болезнь. Характеристика лучевых поражений. Ближайшие и отдаленные последствия облучения.
Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий ЧС радиационного характера. Организационные подходы к ликвидации медико-санитарных последствий радиационных катастроф. Средства профилактики и терапии радиационных поражений.
|
2.7.
|
Медико-тактическая характеристика химических катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий
|
Источники техногенной и бытовой химической опасности. Понятия об аварийно-опасных химических веществах (АОХВ), боевых отравляющих веществах (БОВ) и химически-опасных объектах (ХОО), их классификации.
Виды аварий на ХОО и этапы их развития. Понятие об очагах химического поражения и заражения, их классификация и медико-тактическая оценка.
Токсикологическая характеристика АОХВ и БОВ нейротоксического, цитотоксического, пульмонотоксического, общеядовитого, психотического и раздражающего действия; ядовитые технические жидкости Закономерности взаимодействия организма с этими токсикантами (пути поступления в организм, механизм взаимодействия, клинические проявления, принципы оказания медицинской помощи, лечения и меры профилактики).
Основы медико-санитарного обеспечения населения пострадавшего в ЧС химического характера (принципы неотложной помощи, антидотная терапия, организационно-тактические особенности лечебно-эвакуационных мероприятий).
|
2.8.
|
Медико-тактическая характеристика транспортных аварий и катастроф. Организационные подходы к предупреждению и ликвидации их медико-санитарных последствий
|
Виды транспортных катастроф, их характеристика.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и дорожно-транспортные катастрофы (ДТК): причины, частота, последствия, структура повреждений у людей.
Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте: причины, структура повреждений у людей.
Происшествия, аварии и катастрофы на авиационном транспорте: характеристика, структура повреждений у людей.
Аварии и катастрофы на водном (морском и речном) транспорте: особенности и структура повреждений у людей.
Аварии на трубопроводном транспорте, их медико-социальные аспекты.
Организационные подходы к оказанию медицинской помощи пострадавшим в различных транспортных катастрофах на догоспитальном и госпитальном этапах медицинской эвакуации.
|
2.9.
|
Медико-тактическая характеристика террористических актов. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий
|
Понятие о терроризме, как виде социальных ЧС и глобальной мировой проблеме во всех сферах человеческой деятельности.
Классификация терактов по виду используемых средств, характеру их применения и способу причинения ущерба. Масштабы терактов в зависимости от целей и способов их осуществления.
Виды терактов по исполнению (на открытой территории и в закрытых помещениях), структура пострадавших и их повреждений.
Особенности терактов, оказывающих непосредственное влияние на организационные принципы и порядок оказания медицинской помощи пострадавшим.
Общие правила поведения медицинского персонала при захвате больницы террористами.
|
2.10.
|
Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций пожаро- взрывоопасного характера. Организационные подходы к ликвидации медико-санитарных последствий.
|
Понятие о пожаре, взрыве, пожаровзрывоопасных веществах и объектах. Классификация пожаров.
Величина и структура потерь населения при пожарах.
Организационные принципы оказания медицинской помощи пострадавшим в пожарах.
|
2.11.
|
Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий
|
Понятие о природных катастрофах (стихийных бедствиях), их классификация.
Наводнение – причины, структура травм и нарушений здоровья, их зависимость от внешних факторов и периода суток. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим. Превентивные меры, проводимые здравоохранением на потенциально-затапливаемых территориях.
Землетрясение – характер, величина и структура потерь среди населения. Медицинское обеспечение спасательных работ.
Прочие природные катастрофы и их медико-тактическая оценка (морозы, снегопады; жара, засуха; ураганы, циклоны, смерчи; сели, сход лавин и т.п.).
|
2.12.
|
Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера (эпидемий). Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий
|
Понятие о биолого-социальных ЧС: источники возникновения, факторы развития и распространения.
Основные виды вспышечной инфекционной заболеваемости и особо опасных инфекций, их медицинская характеристика.
Организация ликвидации медико-санитарных последствий (создание зон обсервации и карантина, контрольно-пропускных пунктов проведение экстренной неспецифической и специфической профилактики, взаимодействие с ведомственным здравоохранением и исполнительной властью).
|
2.13.
|
Гражданская оборона в сфере здравоохранения (ГОЗ): цели, задачи, структура, особенности в организации работы.
|
Исторический аспект ГО в сфере здравоохранения. Задачи, структура, силы, средства и принципы функционирования ГОЗ. Виды больниц ГО и создаваемых ими формирований.
Понятие о загородной зоне (ЗЗ), эвакуации и рассредоточении населения в ЗЗ. Правовое регулирование и медицинское обеспечение этих мероприятий. Порядок эвакуации УЗ в ЗЗ.
|
2.14.
|
Основы мобилизационной подготовки и мобилизации в системе здравоохранения
|
Понятие и сущность мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения, их правовая основа. Воинский учет персонала УЗ.
Особенности организации ЛЭО личного состава ВС РФ при применении противником современных видов боевого оружия. Специальные формирования здравоохранения: виды, предназначение, задачи, структура, принципы развертывания. Принципы комплектования персоналом и оснащения различными видами имущества.
Оперативные койки военного времени: предназначение, виды и организация развертывания.
Служба крови – составная часть мобилизационной готовности здравоохранения.
Мобилизационный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества: предназначение, порядок создания, накопления, хранения и освежения. Организация получения имущества мобилизационного резерва.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела
дисциплины
|
Лекц
|
Практ. зан
|
Сем. зан
|
СРС
|
Всего часов
|
^
|
1.1.
|
Понятие о жизнедеятельности человека и ее безопасности.
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
1.2.
|
Национальная безопасность, ее внешние и внутренние угрозы.
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
1.3.
|
Чрезвычайные ситуации и их классификации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
12
|
1.4.
|
Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
|
2
|
6
|
2
|
5
|
15
|
1.5.
|
Безопасность функционирования учреждений здравоохранения.
|
2
|
4
|
4
|
5
|
15
|
|
Итого за I раздел:
|
12
|
12
|
12
|
18
|
54
|
^
|
2.1.
|
Всероссийская служба медицины катастроф: задачи и организационная структура.
|
4
|
4
|
2
|
5
|
15
|
2.2.
|
Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
|
2
|
4
|
|
3
|
9
|
2.3.
|
Основы медико-психологического обеспечения (сопровождения) населения, спасателей и персонала здравоохранения при развитии чрезвычайных ситуаций.
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
2.4.
|
Основы и сущность санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
9
|
2.5.
|
Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
9
|
2.6.
|
Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
9
|
2.7.
|
Медико-тактическая характеристика химических катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.
|
2
|
4
|
2
|
4
|
12
|
2.8.
|
Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.
|
|
2
|
2
|
2
|
6
|
2.9.
|
Медико-тактическая характеристика террористических актов. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
2.10
|
Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций пожаровзрывоопасного характера Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.
|
|
|
2
|
1
|
3
|
2.11
|
Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.
|
|
2
|
2
|
2
|
6
|
2.12
|
Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера. Организационные подходы к ликвидации их медико-санитарных последствий.
|
|
|
2
|
1
|
3
|
2.13
|
Гражданская оборона в сфере здравоохранения (ГОЗ): цели, задачи, организационная структура, особенности в организации работы.
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
2.13
|
Медицинское обеспечение мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения в загородную зону.
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
2.14
|
Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.
|
6
|
4
|
4
|
7
|
21
|
^
|
28
|
28
|
28
|
42
|
126
|
Всего за весь период обучения:
|
40
|
40
|
40
|
60
|
180
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1
|
2.6. Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф
|
Кейс с элементами деловой игры
|
3 часа
|
2
|
2.7. Медико-тактическая характеристика химических катастроф.
|
Кейс с элементами деловой игры
|
3 часа
|
3
|
2.8. Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф: а) железнодорожные, б) морские, в) авиационные.
|
Кейс с элементами деловой игры
|
9 часов
|
Итого (час.)
|
15 часов
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
12,5 %
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
^
|
|
2.6. Медико-тактическая характеристика радиационных катастроф
|
Реферат
|
Доклад с презентацией
|
|
2.7. Медико-тактическая характеристика химических катастроф.
|
Реферат
|
Доклад с презентацией
|
|
2,8. Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф:
|
Реферат
|
Доклад с презентацией
|
|
2.9. Медико-тактическая характеристика террористических актов.
|
Реферат
|
Доклад с презентацией
|
|
2.10. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций пожаровзрывоопасного характера
|
Реферат
|
Доклад с презентацией
|
|
2.11. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера
|
Реферат
|
|
|
2.14. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.
|
Реферат
|
Доклад с презентацией
|
^
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
- письменные (выполнение тестовых заданий, контрольных работ, написание
рефератов, конспектов, решение задач).
8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен.
Этапы проведения экзамена:
1. Этап – Тестирование
2. Этап – Ситуационная задача (Кейс)
3. Этап – Собеседование по вопросам
^
1. Барачевский Ю.Е., Грошилин С.М. Основы мобилизационной подготовки здравоохранения: учебное пособие для студентов мед. вузов. Архангельск. – 2011. – 95 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа. – 2009. – 616 с.: ил.
3. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: учебн. Пособие. Т.1 / Под ред. П.И. Сидорова. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2008. – 505 с.
4. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: учебн. Пособие. Т.2 / Под ред. П.И. Сидорова. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2008. – 267 с.
5. Сидоров П.И. Медицина катастроф: учеб. пособие для студ. мед вузов / П.И. Сидоров, И.Г. Мосягин, А.С. Сарычев. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 320 стр.
^
Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - М.: Высшая школа, 2007. – 592 с.
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для студ. средн. проф. учебн. завед. / С.Б. Варющенко и соавт.; Под ред. Н.М. Киршина. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 320 с.
Верещагин В.К. Организация и оказание фармацевтической помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – Пятигорск, 2001. – 67с.
Куценко С.А., Бутомо Н. В., Гребенюк А.Н. и др. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: Учебник / Под ред. С.А. Куценко. – СПб: 000 «Издательство ФОЛИАНТ», 2004. – 528 с.: ил.
Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций: [учебное пособие для мед. вузов] – М.,: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – С. 224-238.
Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников медицины и фармацевтики / Ю.М. Михайлов. – М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2010 г. – 208 с.
Мобилизационная подготовка здравоохранения Учебное пособие / Под ред. чл. корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. М: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 2011.
Сафронов Г.А., Александров М.В., Головко А.И. и др. Экстремальная токсткология: учебник / Под ред. Г.А. Сафронова, М.В. Александрова – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2912. – 256 с.
Токсикология аварийно-опасных химических веществ (в таблицах) Учебное пособие / Под ред. О.В. Бабенко. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2007. – 190 с.
Травкин А.К. Пожарная безопасность в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.
^
1. Power Point, Word, Excel, Интернет браузеры
2. Сайт ВЦМК «Защита», сайты ГУ МЧС в субъектах РФ, сайты Минздрава и Роспотребнадзора. Электронная библиотека www.elibrary.ru, www. medline.ru
^
Лекционные и учебные аудитории.
Компьютерный класс.
Специализированный учебный класс, оснащенный тренажерами для отработки практических навыков по оказанию первой помощи.
Технические средства обучения: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы с ноутбуком, локальная сеть и веб-камеры для дистанционного обучения.
Учебно-тренировочные средства (индивидуальный перевязочный пакет, костюм специальный легкий Л-1. и т.д.).
Учебные стенды и фильмы.
^
9. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине МПЗ и МК
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (БЖД и МК) – анонимная.
Уважаемый студент! Просим Вас заполнить анкету-отзыв о изученной дисциплине «БЖД и МК». Обобщенные данные анкет будут использованы для совершенствования преподавания этой учебной дисциплины. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество методических материалов, используемых при подготовке к занятиям?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Насколько Вы удовлетворены использованием преподавателями активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы (ситуационные задачи), интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей бытовой и практической деятельности?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания дисциплины БЖД и МК?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие преподаватели кафедры у Вас оставили позитивный след в изучении
дисциплины БЖД и МК, а какие – негативный и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО, УДАЧ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ УЧЕБЕ!
Разработчики программы – профессорско-преподавательский состав кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (г. Архангельск) Минздрава России:
И.М. Бойко – к.м.н., доцент
А.Н. Ишеков – к.б.н.. ст. преподаватель
Эксперт:
Заведующая кафедрой патологической физиологии СГМУ
к.м.н., доцент Н.В. Соловьева
|