|
Скачать 408.34 Kb.
|
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (письмо Минздрава России ректорам медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации от 15.06.2000 № 2510/6646-26) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ соответствии с законом Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего медицинского и фармацевтического образования, является обязательной. Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях Министерства здравоохранения Российской Федерации и на медицинских факультетах университетов Министерства образования Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию по медицинским специальностям, предусмотренным государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Итоговая государственная аттестация выпускников проводится по окончании полного курса обучения по соответствующим специальностям и заключается в определении соответствия уровня профессиональной подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с последующей выдачей диплома государственного образца о высшем образовании. Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях по каждой специальности. ^ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ Итоговая государственная аттестация выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности, предусматривающего оценку теоретической и практической профессиональной подготовленности на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника определяются программами итоговой государственной аттестации и перечнями практических умений по специальностям, разработанными на основе действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и квалификационных характеристик и утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. Высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения, медицинские факультеты университетов проводят итоговую государственную аттестацию выпускников в объеме требований, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующей специальности. Итоговая государственная аттестация по специальности должна наряду с требованиями к знанию содержания отдельных дисциплин учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и квалификационной характеристикой по данной специальности. ^ � по специальностям осуществляется поэтапно и включает следующие обязательные аттестационные испытания: – проверку уровня освоения практических умений; – проверку уровня теоретической подготовленности путем тестового экзамена на безмашинной или компьютерной основе; – оценку умений решать конкретные профессиональные задачи в ходе собеседования. Последовательность проведения этапов аттестационных испытаний, их порядок, сроки и продолжительность устанавливаются Ученым советом высшего учебного заведения. По решению Ученого Совета медицинского факультета СПбГУ итоговые испытания выпускников включают также экзамены по дисциплинам: «внутренние болезни», «акушерство и гинекология», « хирургические болезни». Аттестационные испытания, составляющие итоговый междисциплинарный экзамен, должны проводиться у постели больного с использованием тренажеров, муляжей, фантомов, инструментов, аппаратуры, модульных и ситуационных клинических задач, ЭКГ, рентгенограмм, лабораторных данных, слайдов, рецептов и демонстрацией одного или нескольких практических умений на пациенте. Программа, форма и условия проведения итоговой государственной аттестации доводятся до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации. Студенты должны иметь возможность ознакомиться со структурой и образцами тестовых заданий, с этой целью им создаются необходимые условия для подготовки к экзаменам. К итоговой государственной аттестации и защите выпускной квалификационной дипломной работы (дипломного проекта) допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по соответствующей специальности и сдавшие все установленные учебным планом зачеты и экзамены. Этапы итоговой государственной аттестации проводятся на открытых заседаниях аттестационных комиссий с участием не менее 2/3 их состава. Результаты первых двух аттестационных испытаний имеют качественную оценку "зачет" – "не зачет" и являются основанием для допуска к собеседованию. Результаты завершающего этапа аттестационных испытаний (собеседование) определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Критерии оценок каждого из этапов аттестационных испытаний утверждаются председателем Государственной аттестационной комиссии. Результаты аттестации объявляются выпускнику в тот же день после оформления и утверждения в установленном порядке протоколов заседания Государственной аттестационной комиссии. Студент, не сдавший один из двух первых этапов аттестационных испытаний, не допускается к собеседованию (пересдача не разрешается). Выпускник, не прошедший итоговую государственную аттестацию в установленные сроки, отчисляется из высшего учебного заведения с выдачей академической справки или, по его просьбе, диплома о неполном высшем образовании. Повторное прохождение итоговой государственной аттестации допускается по решению Государственной аттестационной комиссии в период ее работы. Выпускникам, не прошедшим итоговую государственную аттестацию по уважительной причине, ректором вуза может быть продлен срок обучения до следующего периода работы Государственной аттестационной комиссии, но на срок не более одного года. ^ ФУНКЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ РАБОТЫ Государственная аттестационная комиссия обеспечивает проведение каждого из этапов итоговой государственной аттестации или защиту выпускных квалификационных работ по специальности. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем Государственной аттестационной комиссии должен быть доктор наук, профессор, имеющий опыт педагогической работы в вузе не менее 10 лет. Председатель Государственной аттестационной комиссии утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по представлению Ученого совета вуза не позднее чем за 6 месяцев до начала работы Государственной аттестационной комиссии. Государственная аттестационная комиссия формируется из числа профессорско-преподавательского состава и ведущих научных сотрудников выпускающего вуза и специалистов практического здравоохранения. Состав Государственной аттестационной комиссии утверждается ректором высшего учебного заведения не позднее, чем за 6 месяцев до начала работы Государственной аттестационной комиссии. Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются: – комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и квалификационной характеристики по соответствующей специальности; – принятие решения о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о высшем образовании; – разработка рекомендаций по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов на основе анализа результатов аттестации выпускников. Государственная аттестационная комиссия руководствуется в своей деятельности настоящим Положением, Программой итоговой государственной аттестации, государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и квалификационными характеристиками выпускников в части государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки по специальности, учебно-методическими документами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. Решения Государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем образовании выпускникам по результатам итоговой государственной аттестации или защиты выпускной квалификационной дипломной работы (дипломного проекта) принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, а при равном числе голосов – голос председателя Государственной аттестационной комиссии является решающим. Выпускникам, достигшим особых успехов в учебе, имеющим по результатам курсовых экзаменов не менее 75% оценок "отлично" (остальных "хорошо") и прошедшим итоговую государственную аттестацию с оценкой "отлично", может быть выдан диплом с отличием. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве высшего учебного заведения. Отчет о работе государственной аттестационной комиссии ежегодно докладывается на Ученом совете высшего учебного заведения и с рекомендациями по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов в месячный срок представляется в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Настоящее Положение является обязательным для подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, а также для других образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров на территории Российской Федерации по медицинским специальностям в соответствии с требованиями соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и квалификационных характеристик. Настоящее Положение действует до создания Государственной аттестационной службы. ^ ВРАЧА – ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» Квалификационная характеристика составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 "Лечебное дело", утвержденного при согласовании с Минздравом РФ приказом Гособразования РФ, от 10.03.2000, №130 мед/сп ^ 1 "Лечебное дело" является сохранение и укрепление здоровья населения. Врач-выпускник по специальности 060101 "Лечебное дело" должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: – профилактической; – диагностической; – лечебной; – воспитательно-образовательной; – организационно-управленческой; – научно-исследовательской. ^ 1 "Лечебное дело" имеет право: – проводить лечебно-профилактическую деятельность под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за его профессиональную деятельность. Самостоятельная лечебно-профилактическая деятельность разрешена при наличии сертификата специалиста и лицензии на право ведения определенного вида деятельности; – заниматься научно-исследовательской деятельностью по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины. ^ 1 "Лечебное дело" при проведении профессиональной деятельности должен быть подготовлен к решению следующих задач: – проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов); – диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования; – диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях; – лечение с использованием терапевтических и хирургических методов; – диагностика беременности, ведение физиологической беременности и прием родов; – экспертиза трудоспособности больных; – судебно-медицинская экспертиза; – гигиеническое воспитание больных и членов их семей; – организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации; – медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения; – самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками). ^ � сформированы принципы врачебной этики, основы клинического мышления, умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных. Врач-выпускник по специальности 060101 "Лечебное дело" должен уметь: – осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных; – анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды, качество медицинской помощи населению; – проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия; – проводить диагностику и лечение заболеваний и патологических состояний при оказании плановой и неотложной медицинской помощи, изучение которых предусмотрено учебными программами и планами обучения в медицинском вузе; – вести медицинскую документацию; – проводить судебно-медицинскую экспертизу; – оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения; – организовать работу подчиненного ему медицинского персонала; – вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных, пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья; – применять современные методы научного познания, средства и методы психолого-педагогического воздействия на личность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека; – работать с лечебно-диагностической аппаратурой, с ЭВМ; – участвовать в управлении и организации медицинской помощи населению. Врач-выпускник по специальности 060101 "Лечебное дело" в своей профессиональной деятельности должен применять знания (целостные представления): – о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, этапах и тенденциях их развития; – об основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностях, процессах и явлениях в норме и патологии, а также о строении, топографии и развитии клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, об особенностях организменного и популяционного уровней организации жизни; – о математических методах решения профессиональных задач; – об основных характеристиках лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаниях и противопоказаниях к назначению и применению для профилактики и лечения, оформлении рецептов; – основ законодательства об охране здоровья граждан; – прав и социальной защиты пациентов и медицинского персонала; – иностранного и латинского языков для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности. ^ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» Общие положения В соответствии с законом Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования, является обязательной. Цель аттестации заключается в определении соответствия уровня профессиональной подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с последующей выдачей диплома государственного образца о высшем образовании. В медицинских, фармацевтических вузах и медицинских факультетах университетов итоговая государственная аттестация выпускников проводится на основании разработанного и утвержденного Минздравом России положения "Об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Российской Федерации" (письмо ректорам медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации от 15.06.2000 № 2510/ 6646-26). В Положении определены формы экзаменационных испытаний по конкретным специальностям, структура и порядок проведения итоговой государственной аттестации, состав государственной аттестационной комиссии, функции и порядок ее работы. В соответствии с Положением итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 040100 "Лечебное дело" проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена, целью которого является оценка теоретической и практической подготовленности, предусмотренной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности*. Объем государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника определяется настоящей программой итоговой государственной аттестации по специальности 040100 "Лечебное дело", разработанной на основе действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и квалификационной характеристики, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации. Теоретическая подготовка предусматривает знания основ гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, медико-биологических, медико-профилактических, клинических дисциплин, необходимых для понимания этиологии, патогенеза, клиники, методов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики основных болезней человека. Врач-выпускник, освоивший основную образовательную профессиональную программу по специальности 040100 "Лечебное дело", должен уметь провести обследование пациента, поставить предварительный диагноз общего соматического заболевания, принять решение о направлении его к соответствующим специалистам, а также выполнять основные врачебные диагностические и лечебные мероприятия при оказании первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. Программа итоговой государственной аттестации разработана в соответствии с действующими учебными программами в рамках учебного плана по специальности. Она включает перечень общемедицинских проблем, перечень состояний и заболеваний и перечень практических умений, на основании которых формируются аттестационные тестовые задания и ситуационные клинические задачи. Перечень состояний и заболеваний представлен в соответствии с учебными программами на основе международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Разделы перечня состояний и заболеваний построены по системному принципу и объединяют всю патологию, относящуюся к данной системе органов по разным клиническим дисциплинам. По каждому состоянию и заболеванию выпускнику необходимо знать: – этиологию и патогенез; – современную классификацию; – клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний у различных возрастных групп; – синдромологию поражения различных органов и систем с использованием знаний, полученных на прикладных дисциплинах; – методы диагностики, позволяющие поставить диагноз; – обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, определить прогноз. Знания лечебных мероприятий должны включать все виды воздействий: режим, диету, устранение причинных факторов; медикаментозное, хирургическое, физиотерапевтическое лечение, лучевую терапию, методы детоксикации, трансфузионное лечение, методы электроимпульсной терапии, трансплантацию органов. По отношению ко всем специальным методам лечения, включая оперативное, необходимо знание сущности принципов их проведения и показания к ним. Кроме того, выпускник должен знать: – основы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению, стационарного лечения больных, помощи пострадавшим в очагах массовых потерь в современной системе здравоохранения России; – основы организации страховой медицины; – вопросы организации экспертизы нетрудоспособности и медико-юридической помощи населению; – основные показатели лечебно-диагностической работы ЛПУ; – вопросы организации неспецифической и специфической профилактики основных инфекционных и неинфекционных заболеваний; – основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; – организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения. Врач-выпускник должен соблюдать правила медицинской этики, морально-этические нормы взаимоотношений медицинских работников между собой и с пациентами. В связи с реализацией концепции непрерывного высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования итоговая государственная аттестация должна учитывать, что выпускник – это специалист, имеющий качественную фундаментальную подготовку, но при этом владеющий лишь начальным опытом ее применения в практической деятельности. Поэтому критерием качества высшего медицинского образования является определение способности выпускника применять основные понятия, положения, методы всех дисциплин учебного плана в качестве методологического, теоретического и технологического средства обоснования и выполнения целевых видов познавательной и профессиональной деятельности на этапах его дальнейшей учебы и работы. ^ 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение Критерии (показатели) общественного здоровья и их определение. Основные факторы, определяющие здоровье населения. Виды профилактики, основные задачи и показатели ее эффективности. Методы изучения здоровья населения. Роль медицинской статистики в изучении состояния здоровья различных возрастно-половых групп населения и деятельности основных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Правовые основы деятельности органов и учреждений здравоохранения. Системы здравоохранения, особенности здравоохранения в России. Основные принципы организации учреждений здравоохранения, структура и показатели деятельности. Особенности работы врача в амбулаторных и стационарных учреждениях. 1.2. Медицинская этика Морально-этические нормативы взаимоотношений врач-пациент, врач-врач, врач- средний и младший медперсонал, врач- родственники пациента. Врачебная тайна. Ответственность врача за профессиональные нарушения. 1.3. Возрастно-половые особенности функционирования организма. ^ 1.5. Роль иммунных нарушений в патогенезе разных заболеваний, гуморальный и клеточный иммунитет. ^ * I. Инфекционные и паразитарные болезни Кишечные инфекции и инвазии: брюшной тиф, паратифы, дизентерия, сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции, холера, ботулизм, вирусные гепатиты, иерсиниоз, амебиаз, лямблиоз, гельминтозы. ^ : ОРВИ, синдром крупа ОРВИ, грипп, аденовирусная инфекция, герпетическая инфекция, краснуха, корь, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, скарлатина, эпидемический паротит, менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз, микоплазменная инфекция, полиомиелит, туберкулез. ^ : сыпной тиф, малярия. Антропозоонозные инфекции: бруцеллез, чума, туляремия, сибирская язва, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство. ^ : рожа, столбняк. Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем: гонорея, сифилис, СПИД (ВИЧ-инфекция), хламидиоз, трихомониаз. Грибковые поражения. ^ III. Болезни крови и кроветворных органов Анемии: постгеморрагические, железодефицитные, В12-фолиево-дефицитные, апластические, гемолитические врожденные и приобретенные (иммунные и неиммунные). Панцитопении, агранулоцитоз. ^ : тромбоцитопения, гемофилия, болезнь Рандю–Ослера, геморрагический васкулит, ДВС-синдром, гемолитическая болезнь новорожденных, лучевая болезнь. Гемобластозы: острые лейкозы у детей и взрослых, хронические лейкозы, миеломная болезнь, истинная полицитемия (эритремия); лимфомы (лимфогрануломатоз и другие). Лейкемоидные реакции. Гемотрансфузионные реакции. Эозинофилии. ^ Болезни щитовидной железы: эндемический зоб, диффузный токсический зоб, аденомы, рак, тиреодит, гипотиреоз, микседема. Гипер- и гипопаратиреоз. ^ : акромегалия, нанизм, болезнь Иценко–Кушинга, несахарный диабет. Сахарный диабет 1 и 2 типа, кетоацидоз, гиперосмолярная кома, макро- и микроангиопатии. Гипогликемия, гиперинсулинизм. ^ : глюкостерома (синдром Иценко–Кушинга), альдостерома (синдром Конна), феохромоцитома, андрено-генитальный синдром, надпочечниковая недостаточность. ^ : гиперэстрогенизм, гипогонадизм, склерокистозный овариальный синдром (Штейна–Левенталя). Мастопатии. Нарушения обмена веществ: ожирение, дислипидемии, гепатолентикулярная дегенерация (болезнь Вильсона–Коновалова), гемохроматоз. ^ Неврозы (неврастения, истерия), фобии, состояние тревоги, нарушения настроения. Нарушения, связанные с алкоголизмом и наркоманиями. Алкогольные психозы, острая алкогольная интоксикация. Шизофрения, маниакально-депрессивный психоз. Инволюционный психоз. Половые расстройства: вагинизм, гиперсексуальность, импотенция, фригидность. ^ Невриты и невралгии, полинейропатии, дискогенные радикулопатии при заболеваниях позвоночника. Сосудистые болезни головного мозга: острые нарушения мозгового кровообращения (инсульт, тромбоз, эмболия), субарахноидальное кровотечение, синдром повышенного внутричерепного давления; дисциркуля-торная энцефалопатия, перинатальная энцефалопатия. ^ : менингит, энцефалит, СПИД (ВИЧ-инфекция), абсцесс, нейросифилис, миелит. Медленные инфекции: болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона. Разные: миастении, детский церебральный паралич, мигрень, эпилепсия. Энурез. ^ � Острый конъюнктивит, дакриоцистит, блефарит, ячмень; ретинопатии при заболеваниях внутренних органов; близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, катаракта, глаукома, кератит, отслойка сетчатки, слепота. VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка Глухота, тугоухость, отит, мастоидит, отосклероз, неврит слухового нерва, болезнь Меньера. ^ Болезни эндокарда: ревматический и инфекционный эндокардит, приобретенные пороки сердца. Врожденные пороки: открытый артериальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки, тетрада Фалло, коарктация аорты. ^ : миокардиты, кардиомиопатии, дистрофии миокарда. Болезни перикарда: перикардиты фибринозный, экссудативный, констриктивный, тампонада сердца, травматические повреждения сердца. ^ : эссенциальная (гипертоническая болезнь), симптоматические. Нейроциркуляторная дистония. Атеросклероз, дислипидемии. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда. Расслаивающая аневризма аорты. ^ : острая (сердечная астма, отек легких, шок), хроническая застойная. Нарушение ритма и проводимости сердца: экстрасистолия, мерцание и трепетание предсердий, пароксизмальные тахикардии, фибрилляция желудочков, асистолия, блокады. ^ : эндартериит, атеросклероз, тромбоз, эмболия. Болезни вен: варикоз, тромбоз, тромбофлебит, хроническая венозная недостаточность, целлюлит. Болезни сосудов легких: тромбоз и эмболия легочной артерии; инфаркт легкого, легочная гипертензия, легочное сердце. ^ Болезни носа, околоносовых пазух, глотки, гортани, трахеи: ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, ангина, перитонзиллярный абсцесс; острый ларинготрахеит; обстукция гортани, глотки; травмы. ^ : острый бронхит, пневмонии, абсцесс, туберкулез. Обструктивные болезни легких: хронический бронхит, бронхоэктазия; бронхиальная астма, эмфизема легких; ателектаз, аспирация. Пневмокониозы (силикоз, асбестоз и другие) и фиброзирующие болезни (альвеолиты, саркоидоз). ^ � острая и хроническая, в том числе острый респираторный дистресс-синдром у детей и взрослых. Болезни плевры: плевриты, пневмоторакс, гемоторакс. ^ Болезни полости рта, зубов, слюнных желез, ротоглотки. Болезни пищевода: рефлюксный эзофагит, грыжа диафрагмы, кардиоспазм. ^ : гастрит, язва желудка. Болезни кишечника: энтероколит, язва двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника, терминальный илеит (болезнь Крона), неспецифический язвенный колит, синдром мальабсорбции, аппендицит, кишечная непроходимость, тромбоз мезентериальных сосудов, дивертикулез, геморрой, трещины заднего прохода, парапроктит. Дисбактериоз. Желудочно-кишечные кровотечения. Грыжа: пищеводного отдела диафрагмы, белой линии живота, бедренная, паховая, пупочная, послеоперационная. Перитонит. Болезни поджелудочной железы: панкреатиты, муковисцидоз, гастринома (синдром Золлингера–Эллисона). ^ : гепатиты, циррозы, эхинококкоз, абсцесс, печеночная недостаточность, желтухи; портальная гипертензия, асцит. Желчно-каменная болезнь, холециститы, холангит. Постхолецистэктомический синдром. Дискинезии желчных путей. ^ � Инфекции кожи и подкожной клетчатки: фурункул, карбункул, панариций, гидраденит, абсцессы, герпес простой, опоясывающий; пиодермии, угри; дерматофитозы . ^ : экзогенный дерматит, экзема, псориаз, лишай, эритемы, крапивница, пузырчатка. Трофические язвы, гангрена. XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани ^ : ревматизм, ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилоартрит, системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит, ревматическая полимиалгия, узелковый периартериит; бурсит, тендовагинит. Инфекционные: остеомиелит, септический артрит, туберкулез суставов, костей. Дегенеративные: деформирующий остеоартроз, остеохондроз позвоночника, контрактура Дюпюитрена, лопаточно-плечевой синдром. Метаболические: остеопороз, хондрокальциноз, подагра, рахит. ^ : врожденный вывих бедра; кривошея, сколиотическая болезнь, плоскостопие, асептический некроз головки бедренной кости, миопатии. ^ � Болезни мочевыделительной системы: гломерулонефрит острый и хронический, амилоидоз почек, нефротический синдром; острая и хроническая почечная недостаточность. Острый и хронический пиелонефрит, мочекаменная болезнь, паранефрит, нефроптоз, поликистоз, инфаркт почек. Пиелит, цистит, уретрит, обструкции мочевых путей, гидронефроз, недержание мочи, энурез. Стриктура уретры, уретеролитиаз. ^ : простатит, аденома, орхоэпидидимит, варикоцеле, водянка яичка и семенного канатика. Семинома, крипторхизм, фимоз, парафимоз, баланопостит, импотенция, мужское бесплодие. ^ �. Воспалительные и невоспалительные болезни женских тазовых и половых органов: вульвит, бартолинит, кольпиты, эндометрит, сальпингоофорит, тубоовариальные опухоли, параметрит, пельвиоперитонит, перитонит; эндометриоз, миома матки, фоновые и предраковые заболевания женских половых органов; аменорея, дисфункциональные маточные кровотечения, альгоменорея, бесплодие; острый живот в гинекологии. ^ Особенности ведения беременности, родов и послеродового периода при физиологическом их течении и в случаях осложнений. Планирование семьи. Контрацепция, стерилизация. ^ ) XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, неклассифицированные в других рубриках (Экстремальные и терминальные состояния) Кома, делирий, деменция, обморок, атаксия, нарушения сна. ^ � Травмы различной локализации. Инородные тела. Поражения электрическим током, отморожения различной локализации. Утопление, повешение; аспирационная, компрессионная и другие виды асфиксии. ^ . Анафилактический шок. Отравления лекарственными и токсическими веществами. Эффекты воздействия высокой температуры, света и химическими веществами. перечень практических умений врача-выпускника* ^ Сбор и оценка анамнеза: – социального; – биологического; – генеалогического. Антропометрическое обследование пациента: – измерение массы и длины тела, окружности грудной клетки, окружности головы; – оценка физического развития пациента на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов. Психометрическое обследование и оценка нервно-психического развития (состояния) пациента. Проведение и оценка результатов функциональных нагрузочных проб по Шалкову, Штанге–Генча. Измерение и оценка артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыханий в минуту у пациента. Определение группы здоровья пациента на основании комплексной оценки состояния здоровья. Клиническое обследование здорового и больного пациента: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация. Сбор материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у пациента: крови, мочи, кала, костного мозга, спинномозговой жидкости. Оценка результатов анализов: – общего анализа крови, анализов мочи общего, по Нечипоренко, Аддису–Каковскому, Амбурже, пробы по Зимницкому, копрограммы; – биохимических анализов крови при соматических и инфекционных заболеваниях: ревматологический комплекс (общий белок, белковые фракции, сиаловая кислота, проба Вельтмана, С-реактивный белок, формоловая проба); почечный комплекс (общий белок, белковые фракции, холестерин, мочевина, остаточный азот, клиренс по эндогенному креатинину, электролиты – калий, кальций, фосфор, натрий, хлор); печеночный комплекс (общий белок, белковые фракции, холестерин, общий билирубин, его фракции, проба Вельтмана, сулемовая проба, тимоловая проба, АЛТ, ACT, ЩФ); – кислотно-основного состояния крови; – сахара крови натощак, амилазы крови, диастазы мочи; – серологического маркерного спектра у больных вирусными гепатитами А, В, С; – исследования иммунного статуса при различных формах инфекционных заболеваний у пациента; – исследования на сывороточные маркеры при краснухе, ВИЧ-инфекции, ЦМВ-инфекции, токсоплазмозе, инфекционном мононуклеозе и др.; – проб Манту, Пирке. Определение группы крови по системе ABO и Rh. Выполнение пробы на: – индивидуальную совместимость крови донора и больного; – пригодность крови, кровезаменителей, других растворов для переливания. Оценка коагулограммы: время свертывания, длительность кровотечения, толерантность к гепарину, протромбиновый индекс, протромбиновое время, время рекальцификации. Оценка результатов инструментальных методов исследования: – ультразвукового сканирования; – желудочного и дуоденального зондирования; – рентгенографического исследования; – электрокардиографического исследования; – бронхоскопии и бронхографии; – люмбальной, стернальной, плевральной пункций. Подготовка пациента к рентгенологическому и ультразвуковому обследованию органов желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы; к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Выполнение пальцевого исследования прямой кишки. Проведение постурального дренажа бронхов. Проведение наружного и внутреннего обследования беременных в ранних и поздних сроках беременности. Определение реакции зрачков на свет. Оценка выявленных при обследовании пациента патологических изменений и формулирование предварительного диагноза. Обоснование этиологической, патогенетической и посиндромной терапии при различных патологических состояниях у пациентов. Обработка полости рта, ушей, носа. Промывание глаз. Удаление инородного тела: – из конъюнктивы; – из наружного слухового прохода, из полости носа; – из полости рта. Обработка глаз при ожогах. Проведение передней тампонады при носовом кровотечении. Остановка наружного кровотечения путем: – пальцевого прижатия сосуда; – наложения давящей повязки; – наложения жгута. Промывание желудка. Постановка очистительных, сифонных и лекарственных клизм. Отсасывание содержимого из верхних дыхательных путей (с использованием электро- и механического отсосов). Наложение калоприемника. Обработка пролежней. Выполнение инъекций лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутрикожно, внутривенно), расчет доз и разведений лекарственных средств. Подготовка системы для внутривенной инфузии и проведение внутривенного переливания жидкостей. Установка воздуховода. Подготовка набора инструментов, материалов, медикаментов и проведение первичной хирургической обработки раны. Наложение повязки на все области тела. Перевязка чистой и гнойной раны. Наложение бактерицидных повязок. Использование индивидуального перевязочного пакета. Наложение эластичного бинта на нижнюю конечность. Выполнение иммобилизации при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей путем использования: – подручных средств; – транспортных шин. Определение правильности наложения гипсовой лангеты. Выполнение непрямого массажа сердца. Демонстрация техники работы с дефибриллятором. Выполнение ИВЛ способом рот-в-рот, рот-в-нос, мешком Амбу. Оказание неотложной помощи при: – ожогах, отморожениях и электротравме; – острой дыхательной недостаточности на догоспитальном и госпитальном этапах; – остром отеке легких; – отравлениях и интоксикациях; – ожогах пищевода; – острой дегидратации; – шоке разного генеза; – гипертермии; – остром нарушении мозгового кровообращения; – гипертоническом кризе; – отеке мозга; – судорогах; – эпилептиформном припадке; – ДВС-синдроме; – обмороке, коллапсе; – солнечном и тепловом ударе; – утоплении; – острых аллергических реакциях; – приступе бронхиальной астмы; – ангинозном статусе; – диабетической коме; – приступе почечной колики; – острых кишечных и респираторных инфекциях; – укусах животными, змеями и насекомыми. Выписка и оформление рецептов, в том числе льготных, на наркотические и приравненные к ним препараты. Ведение типовой медицинской документации. Организация работы сестринского поста. Составление плана и проведение санитарно-просветительной работы. Проведение противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции. Проведение анализа показателей работы врачей и лечебно-профилактических учреждений. ПОЛОЖЕНИЕ ^ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (новая редакция) Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1155.
РАСПИСАНИЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ^
Состав государственной аттестационной комиссии для проведения итоговой государственной аттестации выпускников медицинского факультета 2007 года Председатель комиссии: Петрищев Николай Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, декан лечебного факультета Санкт - Петербургского государственного медицинского университета им И.П.Павлова. Члены комиссии:
* По решению ученого совета вуза в дополнение к итоговому междисциплинарному экзамену могут проводиться на 9-10 семестрах итоговые экзамены по отдельным дисциплинам (по медико-профилактическим, терапевтическим, хирургическим, акушерству и гинекологии, педиатрии). * По решению ученого совета вуза перечень может быть расширен. * По решению ученого совета перечень может быть расширен. - - |