И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия»





Скачать 0.71 Mb.
Название И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия»
страница 1/2
Дата 11.02.2013
Размер 0.71 Mb.
Тип Программа
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» В Г. ИЖЕВСКЕ


И.А. Гришанова


ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050715.65 - «ЛОГОПЕДИЯ»


ИЖЕВСК

2011

Программа итоговой государственной аттестации выпускников

филиала государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Глазовский государственный

педагогический институт им. В.Г. Короленко» в г. Ижевске

^

специальности 050715.65 - «Логопедия»




1. Пояснительная записка


Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компонент) по специальности 050715.65 - «Логопедия».

Государственным образовательным стандартом по специальности 050715.65 «Логопедия», утвержденным Минобразования России 31.01.2005 г. (регистрационный № 685), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) государственного комплексного экзамена по специальности;

б) защиты выпускной квалификационной работы.

Объем времени на подготовку и проведение государственной аттестации, в соответствии с учебным планом, восемь недель. Сроки проведения итоговой государственной аттестации, в соответствии с графиком учебного процесса: с 1 января по 30 апреля года выпуска.

Экзаменационные материалы:

  • положение об итоговой государственной аттестации выпускников;

  • положение о выпускной квалификационной работе;

  • приказ о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

  • сводная ведомость;

  • зачетные книжки студентов;

  • нормативные документы;

  • учебные программы дисциплин предметной подготовки;

  • протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии.

К защите выпускной квалификационной работы – рецензия.


^ 2. Предметно-тематическое содержание аттестации


Настоящая государственная аттестация призвана выявить уровень развития комплекса гностических, организаторских, коммуникативных и методических умений выпускника. В ходе аттестации определяется знание следующих дисциплин, составляющих систему предметов специальности 050715.65 – «Логопедия»:


  • логопедия;

  • логопсихология;

  • логопедическая ритмика;

  • психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями;

  • педагогические системы и семейное воспитание детей с речевыми нарушениями;

  • основы сурдопедагогики;

  • основы нейропсихологии;

  • логопедические технологии;

  • методика преподавания русского языка;

  • логопедические практикумы;

  • русский язык с основами языкознания;

  • психолингвистика;

  • психолого-педагогическая диагностика и консультирование.


3. Содержание государственного экзамена


^ ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ И ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛОГОПЕДИИ


3.1. Вопросы


  1. Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека.

  2. Характеристика процесса порождения речи.

  3. Восприятие и понимание речи.

  4. Формирование речевой деятельности в онтогенезе.

  5. Логопедия как наука. Предмет и задачи логопедии. Научно-теоретические основы логопедии. Связь логопедии с другими науками.

  6. Речь: ее функции, формы, компоненты. Патология отдельных структурных компонентов речи.

  7. Этиология нарушений речи.

  8. Цель и принципы анализа речевых нарушений.

  9. Классификация речевых нарушений.

  10. Логопедическое воздействие: понятие, принципы, методы, формы.

  11. Анатомо-физиологические механизмы речи. Строение речевого аппарата.

  12. Дислалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  13. Методика и этапы коррекционно-логопедического воздействия при дислалии.

  14. Звуки Р, Р,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  15. Звуки Л, Л,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  16. Звуки С, С,, З, З,, Ц. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  17. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  18. Звуки К, К,, Г, Г,, Х, Х,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  19. Звук Й. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  20. Дефекты оглушения и смягчения согласных звуков.

  21. Ринолалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  22. Закрытая ринолалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  23. Открытая ринолалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  24. Дизартрия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  25. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.

  26. Псевдобульбарная дизартрия: этиология и патогенез.

  27. Бульбарная дизартрия: этиология и патогенез.

  28. Подкорковая дизартрия: этиология и патогенез.

  29. Мозжечковая дизартрия: этиология и патогенез.

  30. Корковая дизартрия: этиология и патогенез.

  31. Система коррекционно-логопедического воздействия при дизартрии.

  32. Детский церебральный паралич: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  33. Клинико-психологическая характеристика детей с детским церебральным параличом.

  34. Особенности логопедической работы при дизартрии у детей с детским церебральным параличом.

  35. Развитие и становление голоса у детей.

  36. Нарушения голоса: общая характеристика, причины, механизм, формы.

  37. Методика коррекционно-логопедического воздействия при функциональных дефектах голосовой функции.

  38. Методика коррекционно-логопедического воздействия при органических дефектах голосовой функции.

  39. Нарушения темпа речи: общая характеристика, причины, формы.

  40. Брадилалия: механизм, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  41. Тахилалия и её разновидности: механизм, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  42. Физиологические итерации: механизм, причины, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  43. Заикание: механизмы, причины, структура дефекта, формы.

  44. Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием.

  45. Комплексный подход к преодолению заикания.

  46. Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей дошкольного возраста.

  47. Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста.

  48. Методики логопедических занятий по устранению заикания у подростков и взрослых.

  49. Алалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  50. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией.

  51. Моторная алалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  52. Сенсорная алалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  53. Афазия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  54. Акустико-гностическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  55. Акустико-мнестическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  56. Семантическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  57. Афферентная моторная афазия и методика работы по восстановлению речи.

  58. Эфферентная моторная афазия и методика работы по восстановлению речи.

  59. Динамическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  60. Алалия и детская афазия: их характеристика, сходство и различие.

  61. Общее недоразвитие речи: понятие, причины, структура дефекта.

  62. Клинические виды общего недоразвития речи.

  63. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

  64. Характеристика детской речи первого уровня развития. Методика логопедического воздействия.

  65. Характеристика детской речи второго уровня развития. Методика логопедического воздействия.

  66. Характеристика детской речи третьего уровня развития. Методика логопедического воздействия.

  67. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: понятие, причины, структура дефекта.

  68. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

  69. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

  70. Нарушения письменной речи: этиология и патогенез.

  71. Дислексия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  72. Дисграфия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  73. Диагностика дислексий и дисграфий.

  74. Методика коррекционно-логопедического воздействия при нарушениях письменной речи.

  75. Характеристика и особенности состояния устной речи детей с нарушениями слуха.

  76. Система коррекционно-логопедической работы при нарушениях слуха.

  77. Характеристика и особенности состояния устной речи детей с нарушениями зрения.

  78. Система коррекционно-логопедической работы при нарушениях зрения.

  79. Психофизиологическая характеристика и особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

  80. Нарушения устной и письменной речи и их коррекция при интеллектуальной недостаточности у детей.

  81. Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР.

  82. Особенности логопедической работы при ЗПР.

  83. Профилактика нарушений речи.

  84. Организация логопедической помощи в России и Удмуртской Республике.

  85. Отбор детей в специальные учреждения: принципы, рекомендации, противопоказания.

  86. Организация и содержание работы логопеда в дошкольных образовательных учреждениях.

  87. Организация и содержание работы логопеда в логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

  88. Организация и содержание работы логопеда в дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

  89. Организация и содержание работы логопеда в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

  90. Актуальные проблемы современной логопедии.


^ 3.2. Практические задания


  1. На основании данных, полученных в ходе обследования и занесенных в речевую карту, сделайте логопедическое заключение.

  2. На основании сведений, полученных в ходе обследования и занесенных в речевую карту, составьте перспективный план логопедической работы с данным ребёнком.

  3. Составьте план индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребёнком, страдающим дислалией.

  4. Составьте план индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребёнком, страдающим ринолалией.

  5. Составьте план индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребёнком, страдающим дизартрией.

  6. Составьте план фронтального занятия по формированию звуковой культуры и развитию фонематического восприятия у детей.

  7. Составьте план фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.

  8. Составьте план фронтального занятия по обучению детей пересказу.

  9. Составьте план фронтального занятия по обучению детей рассказыванию.

  10. На основании анализа письменной работы учащегося выявите нарушения письма (систематизируйте ошибки, укажите предполагаемые формы дисграфии).

  11. Составьте план фронтального занятия по коррекции нарушений чтения и письма на этапе формирования звуковой стороны речи.

  12. Составьте план фронтального занятия по коррекции нарушений чтения и письма на этапе формирования смысловой стороны речи.


Образец экзаменационного билета


Вопросы


  1. Алалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  2. Звуки Р, Р,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  3. На основании данных, полученных в ходе обследования и занесенных в речевую карту, сделайте логопедическое заключение.



^ 3.3.Программа государственного комплексного

экзамена по логопедии



Государственный комплексный экзамен по логопедии проводится для студентов, обучающихся по специальности 050715.65 «Логопедия».

Экзамен направлен на проверку качества подготовки учителей-логопедов, что влияет на уровень эффективности логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста, подростками и взрослыми.

Основная цель курса – сформировать у студентов суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как науки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррекционного воспитания и обучения.

В соответствии с основной целью данная дисциплина предусматривает следующие задачи:

  • получение студентами знаний о структуре речевого дефекта при различных нарушениях в развитии, причинах и механизмах этого речевого расстройства, психолого-педагогических критериях дифференциации основных клинических форм;

  • формирование у студентов теоретических и практических представлений, а также навыков обследования, умения делать диагностические и прогностические выводы;

  • разработка и осуществление комплексных программ коррекционного психолого-педагогического и логопедического воздействия и составление планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционно-формирующего воздействия.

Содержание программы государственной аттестации отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия.

Экзаменационные вопросы составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки кадров по специальности «Логопедия», с учебным планом по данной специальности, программой курса логопедии. При составлении вопросов учитывалось, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных наук: психологии, педагогики, психолингвистики, дисциплин медицинского цикла, русского языка.

Экзаменационные билеты предусматривают 3 вида вопросов:

1 вид включает проверку знаний теоретических и методологических основ логопедии, нарушений речи, где рассматриваются: характеристика рече­вого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизм, симптоматика, классификация, динамика;

2 вид включает проверку знаний методов и приемов логопедического воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения;

3 вид направлен на проверку умений анализировать логопедическую документацию, формулировать логопедическое заключение, составлять коррекционно-диагностические программы и планы индивидуальных и фронтальных логопедических занятий.


СОДЕРЖАНИЕ


Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека


Определение понятия «речевая деятельность». Структура речевой деятельности по И.А. Зимней: побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский и исполнительный уровни. Психологические механизмы речевой деятельности: осмысление, речевая память, прогнозирование. Виды речевой деятельности. Предметное содержание речевой деятельности (предмет, средства, способы, продукт, результат).


^ Характеристика процесса порождения речи


Л.С. Выготский как основатель теории порождения речи. Теория порождения речи в трудах отечественных учёных (А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя и др.). Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву. Необходимость знания механизма порождения речевого высказывания для теории и практики логопедической работы.


^ Восприятие и понимание речи


Теоретические концепции процессов восприятия и понимания речи. Параметры классификации существующих теорий восприятия речи: моторный или сенсорный характер процесса восприятия речи; активный или пассивный его характер. Общая характеристика процесса речевосприятия (уровни и составляющие их операции). Методический аспект анализа механизма восприятия речи для теории и практики логопедической работы.


^ Формирование речевой деятельности в онтогенезе


Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте. Критические периоды в развитии речевой деятельности.


^ Логопедия как наука. Предмет и задачи логопедии.

Научно-теоретические основы логопедии.

Связь логопедии с другими науками


Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Естественно-научные психофизиологические основы логопедии. Методологические принципы логопедии. Методы, используемые в логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.


^ Речь: ее функции, формы, компоненты.

Патология отдельных структурных компонентов речи


Понятие о речи как функциональной системе. Речь как средство общения, мышления, регуляции. Внешняя (устная, письменная) и внутренняя речь. Структурные компоненты речи. Речевая норма и нарушение речи. Проявления нарушения звукопроизношения (пропуск звука, искажение, замена). Качественное нарушение словаря (элизия, итерация, контаминация, персеверация, перестановки, парафазии). Нарушения грамматического строя речи (экспрессивный и импрессивный аграмматизм).


^ Этиология нарушений речи


Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представлений о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка. Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.


^ Цель и принципы анализа речевых нарушений


Цель анализа речевых нарушений. Содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений, сформулированных Р.Е.Левиной. Принцип развития. Принцип системного подхода. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Развитие комплексного анализа речевых нарушений на основе достижений логопедии и смежных наук.


^ Классификация речевых нарушений


Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация. Реализация подхода от общего к частному. Этиопатогенические, клинические и психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Формы и виды речевых нарушений.

Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от частного к общему. Лингвистические и психологические критерии построения классификации. Группы речевых нарушений и их виды.


^ Логопедическое воздействие: понятие, принципы, методы, формы


Понятие логопедического воздействия. Содержание специальных принципов логопедической работы. Общедидактические принципы: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Факторы, определяющие выбор методов логопедического воздействия. Особенности использования в логопедической работе практических, наглядных и словесных методов обучения. Формы осуществления логопедического воздействия: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие.


^ Анатомо-физиологические механизмы речи.

Строение речевого аппарата


Речевой анализатор как особое нервное устройство. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы, их строение и функция.


ДИСЛАЛИЯ


Дислалия: понятие, причины, структура дефекта, формы


Трактовка произносительных нарушений и первое появление термина "дислалия". Постепенное сужение этого понятия и более четкое определение дислалии. Формы дислалии - функциональная и механическая (органическая). Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия – фонематического, фонетического или их комбинаций. Механическая дислалия (органическая). Анатомическая патология органов артикуляции - разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной cвязки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.


^ Методика и этапы коррекционно-логопедического воздействия

при дислалии


Этапы и приемы логопедического воздействия. Подготовительный этап. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Задачи каждого этапа работы. Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.


^ Звуки Р, P`.

Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции


Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем - искажения и замены. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа - активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование артикуляционной гимнастики, тренировки фонематического восприятия пpи заменах. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.


^ Звуки Л, Л`.

Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции


Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем - искажения и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.


^ Звуки С, С,, З, З`, Ц.

Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции


Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи. Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.


Звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции


Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих звуков. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.


^ Звуки К, К,, Г, Г`, Х, Х`.

Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции


Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков.


^ Звук Й.

Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции



Характеристика звука. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в заменах звука. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звука. Приемы исправления звука. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков.


^ Дефекты оглушения и смягчения согласных звуков


Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. Замены твердых фонем мягкими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции.


РИНОЛАЛИЯ


Ринолалия: понятие, причины, структура дефекта, формы


Определение. Отличие ринолалии от дислалии и ринофонии. Формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Классификация врожденных расщелин губы и неба; расщелины верхней губы, неба, субмукозные, комбинированные пороки. Особенности комбинированных нарушений развития: хирургическое лечение, сроки оперативного вмешательства, комплексная послеоперационная реабилитация.


^ Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата


Строение и функции в норме. Строение и функции при врожденных расщелинах неба: особенности строения, функция дыхания, функция мягкого неба при фонации. Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Характеристика механизма небно-глоточного смыкания при врожденных расщелинах.


^ Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба


Особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие, соматическое состояние, сенсомоторное развитие. Развитие речи: время появления и особенности развития гуления, лепета; формирование номинативной функции речи; формирование коммуникативной функции речи. Развитие предметно-игровой деятельности: мотив, эмоциональное общение со взрослыми; развитие предметной деятельности; начальные этапы развития игровой деятельности.


^ Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта

при открытой ринолалии


Первичные нарушения: расстройства физиологического и фонационного дыхания, нарушения голоса, дефекты звукопроизношения.

Вторичные нарушения: недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; задержка психического развития; особенности личности; нарушения коммуникации; дисграфия и дислексия.


^ Закрытая ринолалия


Причины возникновения закрытой ринолалии. Виды закрытой ринолалии. Характеристика функциональной и органической закрытой ринолалии. Логопедическая работа по устранению закрытой ринолалии. Смешанная ринолалия. Ее причины. Состояние речи при смешанной ринолалии.


^ Комплексное исследование лиц с ринолалией


Сбор анамнестических данных: пренатальный, натальный, постнатальный периоды. Роль биофакторов: тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушение функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние. Состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика. Состояние слуха и интеллекта. Роль социальных факторов: микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания.

Логопедическое обследование: обследование звукопроизношения и фонематического слуха, звуко-слогового и звуко-буквенного анализа, обследование лексико-грамматического строя, слоговой структуры слова, словообразования, связной речи. Особенности ведущей деятельности детей. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации.


^ Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста,

страдающими открытой ринолалией


Дооперационный период: развитие диафрагмального типа дыхания и направленного ротового выдоха; развитие артикуляционной моторики; выработка артикуляции звуков; голосовая терапия; развитие предметно-игровой деятельности; формирование назывной, коммуникативной, когнитивной функции речи; развитие диалогической формы речи в игровых ситуациях; развитие мелкой моторики пальцев рук. Послеоперационная коррекционная работа: стимуляция небно-глоточных мышц; развитие фонационного дыхания; коррекция нарушений звукопроизношения; голосовая терапия; совершенствование коммуникативной, когнитивной и регулирующей функции речи; развитие ведущей деятельности; коррекция эмоционально-волевой сферы.


ДИЗАРТРИЯ


Дизартрия: понятие, причины, структура дефекта, формы


Краткие исторические сведения и анализ современных представлений о дизартрии. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Связь дизартрии с органическими поражениями моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического поражения моторных структур мозга.

Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрии.


^ Псевдобульбарная дизартрия


Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Особенности лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма.


^ Бульбарная дизартрия


Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных).

Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной стороны речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата. Особенности нарушения произношения гласных и согласных звуков.


^ Подкорковая дизартрия


Функции базальных ядер в организации движений. Особенности эвукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений.

Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений с эмоциональным состоянием.


^ Корковая дизартрия


Дискуссионные вопросы выделения признаков корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии.


^ Мозжечковая дизартрия


Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия, связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений звукопроизносительной стороны речи.


^ Обследование детей с дизартрией


Схема и методика сбора анамнеза. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка.

Схема и методика обследования кинестетического и кинетического праксиса; общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики, строения и движений артикуляционного аппарата; произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функций как базы для реализации интонационных компонентов и образования звуков в речевом акте, ритмо-интоннационной сферы, звуко-слогового структурирования слов); фонематического слуха, навыков фонемного анализа и синтеза слов; лексико-семантической и грамматической сторон речи; связной речи; навыков письма и чтения; оптико-пространственной ориентации; восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логических процессов; эмоционально-волевой сферы.

Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.


^ Система коррекционно-логопедического воздействия при дизартрии


Методики коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы работы. Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей, мелкой, мимической моторики, артикуляционного аппарата). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование интонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией.


^ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ


Определение. Причины органического поражения двигательных и речедвигательных систем мозга. Классификация форм речевых нарушений при детском церебральном параличе. Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом. Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом. Основные формы дизартрии у детей с церебральным параличом. Общность двигательных и речевых расстройств при детском церебральном параличе. Специфика логопедической работы при дизартрии у детей с церебральным пара­личом.


^ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА


Акустические параметры голоса


Понятие о высоте, силе, тембре - объективных характеристиках голоса. Явление резонанса в голосовом аппарате. Значение верхних и нижних резонаторов в создании защитного механизма голосового аппарата. Звуковой объем голоса. Динамический диапазон. Способы подачи голоса.


^ Исторический аспект и современное состояние

проблемы патологии голоса


Значение трудов отечественных и зарубежных ученых (Е.Н. Малютина, И.И. Левидова, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, М.И. Фомичева, В.Г.Ермолаева, Н. Гутцмана, К. Вильсона) для развития фониатрии и изучения физиологии голоса. Определение фонопедии как физиологического и дающего устойчивый положительный результат метода. Современное состояние проблемы.


^ Значение дыхания в голосообразовании


Типы физиологического дыхания - грудной, брюшной, смешанный. Отличие фонационного дыхания. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации.


^ Исследование голосового аппарата и голосовой функции


Методы исследования - клинические, инструментальные, педагогические наблюдения. Ларингоскопические исследования гортани; определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани, продолжительности фонации. Глоттография - анализ качества смыкания голосовых складок по электрическому сигналу. Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений. Аудитивная оценка основных характеристик голоса в ходе исследования. Подбор речевого материала для обследования голосовой функции.


^ Развитие и становление голоса у детей


Формирование голоса в зависимости от строения тела, эндокринной и психической сферы. Периоды мутации голоса у детей. Признаки затянувшейся и патологической мутации - изменения высоты, падение силы, нарушения тембра голоса. Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период.


^ Классификация нарушений голоса


Этиология и патогенез как основания классификации нарушений голоса. Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной. Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани (гипотонусного и гипертонусного).


^ Органические нарушения голоса


Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий. Активизация двигательной функции гортани. Нормализация функции дыхания. Голосовые упражнения, направленные на координацию дыхания и фонации.


^ Нарушения голоса при хронических ларингитах


Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.


^ Восстановление голоса при порезах и параличах гортани


Значение логопедического воздействия (восстановление двигательной функции гортани, нормализация физиологического и фонационного дыхания) в процессе восстановления голоса.


^ Восстановление голоса после удаления гортани


Структура дефекта при состояниях после удаления гортани. Анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи. Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы. Цели и задачи каждого этапа занятий.

Нарушения голоса после частичной резекции гортани. Коррекция голоса за счет компенсаторных возможностей сохранной половины гортани.


^ Функциональные расстройства голосового аппарата


Клиническая картина и характеристика нарушений голоса при парезах внутренних мышц гортани. Необходимость активизации нервно-мышечного аппарата и коррекция дыхания. Последовательность этапов логопедического воздействия.

Причины и картина нарушения голоса при гипертонусных состояниях голосового аппарата. Методика работы, направленная на восстановление координации внутренних мышц гортани, дыхания и фонации.

Функциональная афония (психогенная). Причины нарушения и особенности развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств. Дифференциальные признаки психогенноего нарушения голоса. Значение рациональной психотерапия. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при данном нарушении.


^ Профилактика нарушений голоса


Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса.


^ НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ


Проблема изучения патологически нарушенного темпа речи. Определение патологически ускоренного темпа речи (тахилалия) и патологически замедленного темпа речи (брадилалия). Механизм и структура дефекта при брадилалии, тахилалии, баттаризме и полтерне. Основные разделы комплексного обследования лиц с нарушениями темпа речи. Основные приёмы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи. Основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях. Физиологические итерации и методика коррекционно-логопедического воздействия.


ЗАИКАНИЕ


Клинические и психологические особенности проявления заикания


Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клоническая, тоническая, смешанная. Выделение мышечных судорог по месту их преимущественной локализации: артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления судорожной активности мышц речевого аппарата: легкая, умеренная, тяжелая.

Характеристика речевого дыхания при заикании. Вегетативные реакции заикающегося в процессе речи. Сопутствующие речи движения: насильственные и маскировочные, их различие. Эмболофразия. Характер личностного реагирования на заикание. Логофобии. Типы течения заикания: регредиентный, прогредиентный, рецидивирующий.


^ Исторический обзор проблемы заикания


Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины XIX века. Значение трудов русских ученых И.А.Сикорского и И.Г.Неткачева для развития теории и практики заикания в конце Х1Х-начале XX века. Взгляды А. Куссмауля, Т. Гепфнера и др. западноевропейских ученых конца XIX-начала XX века на проблему заикания. Научное развитие проблемы заикания в 30-40х гг. XX века. Вклад трудов В.А.Гиляровского, Н.А.Власовой, Ю.А.Флоренской и др. в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специализированной медико-педагогической помощи заикающимся детям. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).


^ Современные представления о заикании.

Психолого-педагогический аспект изучения заикания


Теоретические взгляды психологов и педагогов на патологические механизмы заикания. Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведеное под руководством Р.Е. Левиной. Труды Р.Е.Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.


^ Современные представления о заикании.

Клинический аспект в изучении заикания


Приоритетные направления российской клинической школы в изучении заикания. Значение клинических разработок о невротических и неврозоподобных состояниях для дальнейшего развития теоретических представлений о механизмах заикания. Роль наследственности, среды, воспитания. Биологические и социальные факторы риска в развитии заикания. Определение невротической и неврозоподобной форм заикания.


^ Невротическая форма заикания


Роль биологических и психологических факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания. Особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания. Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заикания. Особенности динамики невротической формы заикания.


^ Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей

дошкольного, школьного возраста и взрослых, страдающих невротической формой заикания


Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания. Особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в деятельности). Особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Психолого-педагогические особенности подростков, страдающих невротической формой заикания. Характерологические особенности, компенсированные и гиперкомпенсированные формы поведения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Личностные реакции подростков на речевой дефект.

Психологические особенности взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания. Особенности проявления логофобии. Общение в разных ситуациях. Особенности проявления речевого дефекта.


^ Неврозоподобная форма заикания.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания


Наврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анемнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функции, нарушение звукопроизношения.

Особенности динамики неврозоподобной формы заикания. Личностные реакции на заикание и особенности общения. Характеристика поведения детей, страдающих неврозоподобной формой заикания.


^ Современные представления о патогенетических механизмах заикания.

Нейрофизиологический аспект изучения заикания


Понятие о функциональной системе речедвигательного акта. Роль эмоциональных структур мозга в формировании речедвигательных стереотипов в норме. Особенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании.


^ Методика обследования заикающихся разного возраста.

Общая характеристика комплексного лечебно-педагогического подхода

к устранению заикания


Основные задачи и формы лечебно-оздоровительной работы с заикающимися детьми. Основные задачи и формы коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми. Виды психотерапии и ее значение в устранении заикания в разные возрастные периоды. Современные методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста. Особенности логопедических занятий с заикающимися школьниками. Особенности логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми. Дифференцированный подход к устранению заикания. Значение развивающего и коррекционного аспектов логопедической работы с заикающимися дошкольниками и школьниками. Дидактические принципы организации логопедических занятий с заикающимися. Использование информационных технологий в логопедической работе с заикающимися. Формы организации логопедической помощи заикающимся. Факторы, влияющие на эффективность преодоления заикания у детей. Причины рецидивов.


АЛАЛИЯ


^ Общие сведения об алалии


Определение. Статистические сведения о распространенности нарушения. Причины, локализация, механизм нарушения. Место алалии в системе нарушений речи. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. Краткие сведения из истории изучения алалии. Анализ основных аспектов изучения алалии. Дискуссионные вопросы по проблеме алалии.


^ Современные классификации алалии

и характеристика основных форм


Психологическая классификация алалии (по Р.Е.Левиной). Лингвистическая классификация алалии (по В.К.Орфинской). Варианты моторной алалии: афферентная и эфферентная моторная алалия, их сопоставительный анализ.


^ Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушения речи


Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при олигофрении. Сопоставительный анализ алалии и афазии. Сопоставительный анализ алалии и дислалии (ринолалии, дизартрии), алалии и временной задержки речевого развития функционального характера.


^ Моторная алалия


Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения разных звеньев порождения речевого высказывания при алалии. Алалия как общее недоразвитие речи. Нарушение языковых операций при алалии.

Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Динамика развития функций и средств речи при алалии. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка.


^ Обследование безречевого ребенка


Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника. Основные методические принципы обследования. Приемы обследования. Поэтапный ход обследования. Анализ анамнестических и катамнестичесских сведений о детях с недоразвитием речи. Формы обследования. Динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика.


^ Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии


Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми (1-ый уровень речевого развития). Задачи и содержание работы при 2-ом уровне речевого развития. Логопедическая работа с детьми, находящимися на 3-ем уровне речевого развития. Методы и при­емы фронтальной и индивидуальной работы.

Формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности. Использование знаково-символической деятельности при формировании речи. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлений. Активизация речевой деятельности в разных ситуациях общения. Данные об эффективности коррекционного воздействия при моторной алалии.


^ Сенсорная алалия


Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения. Специфика акустико-гностических и акустико-мнестических процессов при сенсорной алалии. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях. Причины и механизмы сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии слуха при сенсорной алалии. Объективная и субъективная проверка слуха. Сопоставительный анализ сенсорной алалии и олигофрении, моторной и сенсорной алалии.


^ Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии


Формирование произвольного внимания, фонематического восприятия при сенсорной алалии. Развитие акустически дифференцированных звуков неречевого и речевого характера. Использование различных средств для формирования системы значений. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью. Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи.


^ Организация коррекционного воздействия при алалии


Планирование и организация логопедических занятий при алалии. Требования к перспективному и поурочному планированию. Фронтальная и индивидуальная работа. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи разных возрастных групп. Развитие операционных навыков деятельности у детей с недоразвитием речи. Комплексный подход при устранении алалии. Лечебно-оздоровительная и психолого-педагогическая работа при моторной и сенсорной алалии. Координация работы логопеда, психолога, воспитателя и родителей при коррекции речи. Работа над личностью ребенка с алалией. Роль игры и наглядности при логопедической работе с детьми, страдающими алалией. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.


АФАЗИЯ


Определение и причины возникновения. Исторический аспект развития проблемы. Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А.Р.Лурия, положенный в основу общепринятой классификации афазии. Формы афазии.

Особенности нарушения понимания устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.

Снижение слухоречевой памяти как предпосылка акустико-мнестической афазии.

Структура речевого нарушения при сематической афазии.

Афферентная моторная афазия. Характеристика нарушений речи. Эфферентная моторная афазия. Характеристика нарушений речи.

Отсутствие речевой активности при динамической афазии.

Основные направления и специфика коррекционно-педагогической работы при разных формах афазии.


^ Алалия и детская афазия: их характеристика, сходство и различие

Место алалии и афазии в системе речевых нарушений у детей. Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии. (Анамнез. Механизм нарушения. Необходимость коррекционного воздействия. Нарушения центральной нервной системы.)


^ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Определение общего недоразвития речи (ОНР).

Клинические виды общего недоразвития речи. Неосложнённый вариант ОНР. Осложнённый вариант ОНР (неврологические и психопатологические синдромы). Грубое стойкое недоразвитие речи (моторная алалия).

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. Характеристика детской речи первого уровня развития. Характеристика детской речи второго уровня развития. Характеристика детской речи третьего уровня развития. Основные задачи и направления коррекционного обучения дошкольников с I уровнем речевого развития. Поэтапность логопедической работы с деть­ми дошкольного возраста II и III уровня речевого развития. Основные направления коррекционного воздействия при обучении детей школьного возраста с общим недоразвитием речи. Организационно-методические требования к построению процесса обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.


^ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Определение фонетико-фонематического недоразвития речи. Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Влияние фонетико-фонематического недоразвития речи на усвоение чтения и письма. Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.


^ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ


История изучения письменной речи


Представления А. Куссмауля о нарушениях чтения и письма. Рассмотрение нарушений чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности. Взгляды западноевропейских ученых конца XIX-начала ХХ века на проблему нарушений письменной речи (Ф. Варбург, О.Ортон). Научное развитие проблемы нарушений письма и чтения в 30-60 годах XX века. Значение трудов С.С. Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.С. Боскис, Р.Е. Левиной для развития научных представлений о нарушениях чтения и письма и их коррекции.


^ Современные представления о механизмах чтения и письма


Письмо как вид речевой деятельности. Психофизиологические механизмы письма.

Чтение как вид речевой деятельности. Психофизиологические механизмы чтения. Ступени формирования навыка чтения. Условия успешного овладения навыком чтения.


^ Нарушения чтения и письма


Нарушение процесса чтения (алексия, дислексия). Нарушение процесса письма (аграфия, дисграфия, дизорфография). Этиология нарушений чтения и письма. Симптоматика нарушений чтения и письма. Основные принципы создания классификаций нарушений чтения и письма. Современные классификации дислексий и дисграфий.


^ Обследование детей с нарушениями чтения и письма


Обследование устной речи. Обследование невербальных высших психических функций, принимающих участие в чтении и письме. Выявление состояния процесса чтения. Выявление состояния различных видов письма. Раннее выявление предрасположенности к дислексии и дисграфии у дошкольников.


^ Методика логопедической работы по устранению нарушений

чтения и письма


Методика формирования дифференциации фонем при устранении дислексии и дисграфии. Методика формирования языкового анализа и синтеза при устранении дислексии и дисграфии. Система логопедической работы при устранении разных форм дислексии и дисграфии. Профилактика нарушений чтения и письма.

^ Особенности логопедической работы при нарушениях слуха


Общая характеристика слухового анализатора. Понятие "стойкое нарушение слуха". Классификация и характеристика стойких нарушений слуха.

Нарушения звукопроизношения при снижении слуха. Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха. Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха. Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции.


^ Особенности логопедической работы при нарушениях зрения


Общая характеристика зрительного анализатора. Причины, механизмы нарушений зрения. Четыре уровня сформированности речи у детей с нарушениями зрения. Специфика логопедической работы со слабовидящими детьми. Комплексное многостороннее воздействие при недоразвитии речи и нарушениях зрения.


^ Особенности логопедической работы при интеллектуальной

недостаточности у детей


Интеллектуальная недостаточность: понятие, этиология, патогенез, клинические проявления, прогноз. Классификация интеллектуальной недостаточности по степени выраженности дефекта (лёгкая, умеренная, тяжёлая, глубокая).

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения фонетической стороны речи. Нарушения лексико-грамматической стороны речи. Нарушения связной речи. Распространённость нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы. Специфика логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей.


^ Особенности логопедической работы при задержке

психического развития


Задержка психического развития (ЗПР): понятие, этиология, клинические проявления, прогноз.

Нарушения речи у детей с ЗПР. Классификация групп детей с ЗПР с учётом их речевых нарушений. Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР.


^ Профилактика нарушений речи


Первичная профилактика речевых нарушений как основа предупреждения развития речевой патологии (меры социального, педагогического, психогигиенического характера). Вторичная профилактика речевых нарушений. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы. Предупреждение последствий речевой патологии. Третичная профилактика речевых нарушений. Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией. Характеристика форм профилактической логопедической работы. Направления и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.


^ Организация логопедической помощи в России и

Удмуртской Республике


Основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи (в системе народного образования, здравоохранения и социальной защиты населения). Оказание логопедической помощи взрослому населению.


^ Отбор детей в специальные учреждения


Основные задачи медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения. Принципы отбора детей в специальные учреждения. Состав медико- психолого-педагогической комиссии и организация ее работы. Рекомендации и противопоказания к зачислению детей в специальные дошкольные и школьные учреждения, логопедические пункты. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию.


^ Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста в

условиях общеразвивающего и компенсирующего видов дошкольных

учреждений


Формирование правильной речи у детей в разных возрастных группах. Оценка речевых особенностей и нарушений речи у детей. Связь логопедической и воспитательной работы. Особенности логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях их общеобразовательного воспитания и специального обучения.


^ Организация и содержание работы логопеда в школе


Организация логопедического процесса в общеобразовательной школе. Организация методической работы учителя-логопеда. Содержание и методы коррекционной работы с учащимися I – IV классов.

Работа логопеда в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Состав коррекционного учреждения V вида. Специфика коррекционной работы по произношению и обучению грамоте.


^ Актуальные проблемы современной логопедии


В числе актуальных проблем логопедии анализируются методологические и организационные вопросы, вскрывается их дискуссионный характер, раскрывается суть основных концепций по разным вопросам логопедии: интегративные психолого-педагогические и психолингвистические подходы к анализу речевых нарушений, определению стратегии и тактики коррекционного воздействия, к выбору профиля специального учреждения при комплексной патологии, в диагностически трудных случаях и др.

Объем материала по данному разделу не регламентируется, порядок изучения актуальных проблем теории и практики логопедии не ограничивает исследовательской активности студентов и обеспечивает возможность творческой интерпретации программы.


ЛИТЕРАТУРА


а) основная литература


  1. Логопедия: учебник для вузов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 703 с.


б) дополнительная литература


  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда: учебное пособие для вузов; под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 477 с.

  2. Селиверстов, В. И. История логопедии: медико-педагогические основы: учебное пособие для вузов / В. И. Селиверстов. – М.: Академ. проект, 2004. – 382 с.

  3. Белякова, Л. И., Дьякова, Е. А. Логопедия. Заикание: учебник для вузов /Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - 206 с.

  4. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 133 с.

  5. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. – 141 с.

  6. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: учебное пособие для вузов / М. В. Жигорева. - М.: Академия, 2006. - 122 с.

  7. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия : учебное пособие к спецкурсу / В.А. Ковшиков. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. - 94 с.

  8. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003. - 330 с.

  9. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников: Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 218 с.

  10. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 220 с.

  11. Логопедия. Заикание: хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Л.И.Белякова, Е. А. Дьякова. - М.: ЭКСМО-Пресс [и др.], 2001. - 414 с.

  12. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие / Л.В.Лопатина. - СПб.: Союз, 2004. - 190 с.

  13. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 525 с.

  14. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 173 с.

  15. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г.В.Чиркина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. - 209 с.

  16. Шохор-Троцкая, М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления: методические рекомендации / М. К. Шохор-Троцкая. - М.: Издательство Института общегуманитарных исследований, 2002. – 128 с.

  17. Шохор-Троцкая, М. К. Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств / М. К. Шохор-Троцкая.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 412 с.

  18. Шохор-Троцкая, М. К. Стратегия и тактика восстановления речи: Нейропсихологическое введение в логопедию: монография / М. К. Шохор-Троцкая. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 426с.

  19. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 2000. - 119 с.

  20. Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 2000. - 95 с.


^ 3.4. Процедура проведения Государственного экзамена


В ходе итоговой аттестации целесообразна проверка интегрированных (теоретических и практических) знаний выпускников через примеры, иллюстрации по вопросам билета, показ проявления положений теории в логопедической практике.

Большое значение для высокой итоговой оценки имеет способность выпускника соотносить разнопредметные знания и устанавливать связи между различными дисциплинами образовательной программы.

Наибольшую ценность имеют понимание выпускником положений, идей, концепций и его готовность свободно оперировать знаниями при решении конкретных логопедических задач.

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 050715.65 «Логопедия» учитывает предъявляемые к выпускнику требования к выполнению профессиональных функций (пункты 2.2., 2.3. ГОС ВПО).

Длительность устного ответа по трем вопросам междисциплинарного экзамена составляет 30 минут.

Нормативный срок подготовки выпускника к ответу на Государственном экзамене – 1час.

При определении экзаменационной оценки предлагается руководствоваться следующими параметрами:

  • оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии;

  • оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам;

  • оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустивший погрешности при ответе на вопросы экзаменационного билета;

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.
  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Порядок проведения итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Программа итоговой государственной аттестации выпускников ми пгу по специальности 060105 «Стоматология»

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 060103 Педиатрия Киров

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Порядок проведения и основные этапы итоговой государственной аттестации выпускников ми пгу по специальности
Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 060105 "Стоматология" проводится...
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Перечень практических манипуляций для итоговой государственной аттестации выпускников по специальности

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Программа итоговой государственной аттестации выпускников лечебного факультета казанского государственного

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon Программа итоговой государственной аттестации выпускников бмфк 2011 специальность 060109 «Сестринское

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы