|
Скачать 0.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» В Г. ИЖЕВСКЕ И.А. Гришанова ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050715.65 - «ЛОГОПЕДИЯ» ИЖЕВСК 2011 Программа итоговой государственной аттестации выпускниковфилиала государственного образовательного учреждения высшегопрофессионального образования «Глазовский государственныйпедагогический институт им. В.Г. Короленко» в г. Ижевске^1. Пояснительная записка Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компонент) по специальности 050715.65 - «Логопедия». Государственным образовательным стандартом по специальности 050715.65 «Логопедия», утвержденным Минобразования России 31.01.2005 г. (регистрационный № 685), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде: а) государственного комплексного экзамена по специальности; б) защиты выпускной квалификационной работы. Объем времени на подготовку и проведение государственной аттестации, в соответствии с учебным планом, восемь недель. Сроки проведения итоговой государственной аттестации, в соответствии с графиком учебного процесса: с 1 января по 30 апреля года выпуска. Экзаменационные материалы:
К защите выпускной квалификационной работы – рецензия. ^ Настоящая государственная аттестация призвана выявить уровень развития комплекса гностических, организаторских, коммуникативных и методических умений выпускника. В ходе аттестации определяется знание следующих дисциплин, составляющих систему предметов специальности 050715.65 – «Логопедия»:
3. Содержание государственного экзамена ^ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛОГОПЕДИИ 3.1. Вопросы
^
Образец экзаменационного билета Вопросы
^ Государственный комплексный экзамен по логопедии проводится для студентов, обучающихся по специальности 050715.65 «Логопедия». Экзамен направлен на проверку качества подготовки учителей-логопедов, что влияет на уровень эффективности логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста, подростками и взрослыми. Основная цель курса – сформировать у студентов суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как науки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррекционного воспитания и обучения. В соответствии с основной целью данная дисциплина предусматривает следующие задачи:
Содержание программы государственной аттестации отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия. Экзаменационные вопросы составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки кадров по специальности «Логопедия», с учебным планом по данной специальности, программой курса логопедии. При составлении вопросов учитывалось, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных наук: психологии, педагогики, психолингвистики, дисциплин медицинского цикла, русского языка. Экзаменационные билеты предусматривают 3 вида вопросов: 1 вид включает проверку знаний теоретических и методологических основ логопедии, нарушений речи, где рассматриваются: характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизм, симптоматика, классификация, динамика; 2 вид включает проверку знаний методов и приемов логопедического воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения; 3 вид направлен на проверку умений анализировать логопедическую документацию, формулировать логопедическое заключение, составлять коррекционно-диагностические программы и планы индивидуальных и фронтальных логопедических занятий. СОДЕРЖАНИЕ Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека Определение понятия «речевая деятельность». Структура речевой деятельности по И.А. Зимней: побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский и исполнительный уровни. Психологические механизмы речевой деятельности: осмысление, речевая память, прогнозирование. Виды речевой деятельности. Предметное содержание речевой деятельности (предмет, средства, способы, продукт, результат). ^ Л.С. Выготский как основатель теории порождения речи. Теория порождения речи в трудах отечественных учёных (А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя и др.). Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву. Необходимость знания механизма порождения речевого высказывания для теории и практики логопедической работы. ^ Теоретические концепции процессов восприятия и понимания речи. Параметры классификации существующих теорий восприятия речи: моторный или сенсорный характер процесса восприятия речи; активный или пассивный его характер. Общая характеристика процесса речевосприятия (уровни и составляющие их операции). Методический аспект анализа механизма восприятия речи для теории и практики логопедической работы. ^ Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте. Критические периоды в развитии речевой деятельности. ^ Научно-теоретические основы логопедии. Связь логопедии с другими науками Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Естественно-научные психофизиологические основы логопедии. Методологические принципы логопедии. Методы, используемые в логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. ^ Патология отдельных структурных компонентов речи Понятие о речи как функциональной системе. Речь как средство общения, мышления, регуляции. Внешняя (устная, письменная) и внутренняя речь. Структурные компоненты речи. Речевая норма и нарушение речи. Проявления нарушения звукопроизношения (пропуск звука, искажение, замена). Качественное нарушение словаря (элизия, итерация, контаминация, персеверация, перестановки, парафазии). Нарушения грамматического строя речи (экспрессивный и импрессивный аграмматизм). ^ Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представлений о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка. Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения. ^ Цель анализа речевых нарушений. Содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений, сформулированных Р.Е.Левиной. Принцип развития. Принцип системного подхода. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Развитие комплексного анализа речевых нарушений на основе достижений логопедии и смежных наук. ^ Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация. Реализация подхода от общего к частному. Этиопатогенические, клинические и психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Формы и виды речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от частного к общему. Лингвистические и психологические критерии построения классификации. Группы речевых нарушений и их виды. ^ Понятие логопедического воздействия. Содержание специальных принципов логопедической работы. Общедидактические принципы: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода. Факторы, определяющие выбор методов логопедического воздействия. Особенности использования в логопедической работе практических, наглядных и словесных методов обучения. Формы осуществления логопедического воздействия: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие. ^ Строение речевого аппарата Речевой анализатор как особое нервное устройство. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы, их строение и функция. ДИСЛАЛИЯ Дислалия: понятие, причины, структура дефекта, формы Трактовка произносительных нарушений и первое появление термина "дислалия". Постепенное сужение этого понятия и более четкое определение дислалии. Формы дислалии - функциональная и механическая (органическая). Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия – фонематического, фонетического или их комбинаций. Механическая дислалия (органическая). Анатомическая патология органов артикуляции - разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной cвязки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии. ^ при дислалии Этапы и приемы логопедического воздействия. Подготовительный этап. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Задачи каждого этапа работы. Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии. ^ Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем - искажения и замены. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа - активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование артикуляционной гимнастики, тренировки фонематического восприятия пpи заменах. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков. ^ Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем - искажения и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков. ^ Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи. Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих звуков. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков. ^ Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков. ^ Характеристика звука. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в заменах звука. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звука. Приемы исправления звука. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков. ^ Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. Замены твердых фонем мягкими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. РИНОЛАЛИЯ Ринолалия: понятие, причины, структура дефекта, формы Определение. Отличие ринолалии от дислалии и ринофонии. Формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Классификация врожденных расщелин губы и неба; расщелины верхней губы, неба, субмукозные, комбинированные пороки. Особенности комбинированных нарушений развития: хирургическое лечение, сроки оперативного вмешательства, комплексная послеоперационная реабилитация. ^ Строение и функции в норме. Строение и функции при врожденных расщелинах неба: особенности строения, функция дыхания, функция мягкого неба при фонации. Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Характеристика механизма небно-глоточного смыкания при врожденных расщелинах. ^ Особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие, соматическое состояние, сенсомоторное развитие. Развитие речи: время появления и особенности развития гуления, лепета; формирование номинативной функции речи; формирование коммуникативной функции речи. Развитие предметно-игровой деятельности: мотив, эмоциональное общение со взрослыми; развитие предметной деятельности; начальные этапы развития игровой деятельности. ^ при открытой ринолалии Первичные нарушения: расстройства физиологического и фонационного дыхания, нарушения голоса, дефекты звукопроизношения. Вторичные нарушения: недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; задержка психического развития; особенности личности; нарушения коммуникации; дисграфия и дислексия. ^ Причины возникновения закрытой ринолалии. Виды закрытой ринолалии. Характеристика функциональной и органической закрытой ринолалии. Логопедическая работа по устранению закрытой ринолалии. Смешанная ринолалия. Ее причины. Состояние речи при смешанной ринолалии. ^ Сбор анамнестических данных: пренатальный, натальный, постнатальный периоды. Роль биофакторов: тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушение функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние. Состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика. Состояние слуха и интеллекта. Роль социальных факторов: микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания. Логопедическое обследование: обследование звукопроизношения и фонематического слуха, звуко-слогового и звуко-буквенного анализа, обследование лексико-грамматического строя, слоговой структуры слова, словообразования, связной речи. Особенности ведущей деятельности детей. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации. ^ страдающими открытой ринолалией Дооперационный период: развитие диафрагмального типа дыхания и направленного ротового выдоха; развитие артикуляционной моторики; выработка артикуляции звуков; голосовая терапия; развитие предметно-игровой деятельности; формирование назывной, коммуникативной, когнитивной функции речи; развитие диалогической формы речи в игровых ситуациях; развитие мелкой моторики пальцев рук. Послеоперационная коррекционная работа: стимуляция небно-глоточных мышц; развитие фонационного дыхания; коррекция нарушений звукопроизношения; голосовая терапия; совершенствование коммуникативной, когнитивной и регулирующей функции речи; развитие ведущей деятельности; коррекция эмоционально-волевой сферы. ДИЗАРТРИЯ Дизартрия: понятие, причины, структура дефекта, формы Краткие исторические сведения и анализ современных представлений о дизартрии. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Связь дизартрии с органическими поражениями моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического поражения моторных структур мозга. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрии. ^ Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений. Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Особенности лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма. ^ Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных). Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной стороны речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата. Особенности нарушения произношения гласных и согласных звуков. ^ Функции базальных ядер в организации движений. Особенности эвукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений. Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений с эмоциональным состоянием. ^ Дискуссионные вопросы выделения признаков корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии. ^ Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия, связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений звукопроизносительной стороны речи. ^ Схема и методика сбора анамнеза. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Схема и методика обследования кинестетического и кинетического праксиса; общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики, строения и движений артикуляционного аппарата; произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функций как базы для реализации интонационных компонентов и образования звуков в речевом акте, ритмо-интоннационной сферы, звуко-слогового структурирования слов); фонематического слуха, навыков фонемного анализа и синтеза слов; лексико-семантической и грамматической сторон речи; связной речи; навыков письма и чтения; оптико-пространственной ориентации; восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логических процессов; эмоционально-волевой сферы. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. ^ Методики коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы работы. Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей, мелкой, мимической моторики, артикуляционного аппарата). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование интонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией. ^ Определение. Причины органического поражения двигательных и речедвигательных систем мозга. Классификация форм речевых нарушений при детском церебральном параличе. Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом. Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом. Основные формы дизартрии у детей с церебральным параличом. Общность двигательных и речевых расстройств при детском церебральном параличе. Специфика логопедической работы при дизартрии у детей с церебральным параличом. ^ Акустические параметры голоса Понятие о высоте, силе, тембре - объективных характеристиках голоса. Явление резонанса в голосовом аппарате. Значение верхних и нижних резонаторов в создании защитного механизма голосового аппарата. Звуковой объем голоса. Динамический диапазон. Способы подачи голоса. ^ проблемы патологии голоса Значение трудов отечественных и зарубежных ученых (Е.Н. Малютина, И.И. Левидова, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, М.И. Фомичева, В.Г.Ермолаева, Н. Гутцмана, К. Вильсона) для развития фониатрии и изучения физиологии голоса. Определение фонопедии как физиологического и дающего устойчивый положительный результат метода. Современное состояние проблемы. ^ Типы физиологического дыхания - грудной, брюшной, смешанный. Отличие фонационного дыхания. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации. ^ Методы исследования - клинические, инструментальные, педагогические наблюдения. Ларингоскопические исследования гортани; определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани, продолжительности фонации. Глоттография - анализ качества смыкания голосовых складок по электрическому сигналу. Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений. Аудитивная оценка основных характеристик голоса в ходе исследования. Подбор речевого материала для обследования голосовой функции. ^ Формирование голоса в зависимости от строения тела, эндокринной и психической сферы. Периоды мутации голоса у детей. Признаки затянувшейся и патологической мутации - изменения высоты, падение силы, нарушения тембра голоса. Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период. ^ Этиология и патогенез как основания классификации нарушений голоса. Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной. Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани (гипотонусного и гипертонусного). ^ Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий. Активизация двигательной функции гортани. Нормализация функции дыхания. Голосовые упражнения, направленные на координацию дыхания и фонации. ^ Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса. ^ Значение логопедического воздействия (восстановление двигательной функции гортани, нормализация физиологического и фонационного дыхания) в процессе восстановления голоса. ^ Структура дефекта при состояниях после удаления гортани. Анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи. Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы. Цели и задачи каждого этапа занятий. Нарушения голоса после частичной резекции гортани. Коррекция голоса за счет компенсаторных возможностей сохранной половины гортани. ^ Клиническая картина и характеристика нарушений голоса при парезах внутренних мышц гортани. Необходимость активизации нервно-мышечного аппарата и коррекция дыхания. Последовательность этапов логопедического воздействия. Причины и картина нарушения голоса при гипертонусных состояниях голосового аппарата. Методика работы, направленная на восстановление координации внутренних мышц гортани, дыхания и фонации. Функциональная афония (психогенная). Причины нарушения и особенности развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств. Дифференциальные признаки психогенноего нарушения голоса. Значение рациональной психотерапия. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при данном нарушении. ^ Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса. ^ Проблема изучения патологически нарушенного темпа речи. Определение патологически ускоренного темпа речи (тахилалия) и патологически замедленного темпа речи (брадилалия). Механизм и структура дефекта при брадилалии, тахилалии, баттаризме и полтерне. Основные разделы комплексного обследования лиц с нарушениями темпа речи. Основные приёмы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи. Основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях. Физиологические итерации и методика коррекционно-логопедического воздействия. ЗАИКАНИЕ Клинические и психологические особенности проявления заикания Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клоническая, тоническая, смешанная. Выделение мышечных судорог по месту их преимущественной локализации: артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления судорожной активности мышц речевого аппарата: легкая, умеренная, тяжелая. Характеристика речевого дыхания при заикании. Вегетативные реакции заикающегося в процессе речи. Сопутствующие речи движения: насильственные и маскировочные, их различие. Эмболофразия. Характер личностного реагирования на заикание. Логофобии. Типы течения заикания: регредиентный, прогредиентный, рецидивирующий. ^ Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины XIX века. Значение трудов русских ученых И.А.Сикорского и И.Г.Неткачева для развития теории и практики заикания в конце Х1Х-начале XX века. Взгляды А. Куссмауля, Т. Гепфнера и др. западноевропейских ученых конца XIX-начала XX века на проблему заикания. Научное развитие проблемы заикания в 30-40х гг. XX века. Вклад трудов В.А.Гиляровского, Н.А.Власовой, Ю.А.Флоренской и др. в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специализированной медико-педагогической помощи заикающимся детям. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов). ^ Психолого-педагогический аспект изучения заикания Теоретические взгляды психологов и педагогов на патологические механизмы заикания. Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведеное под руководством Р.Е. Левиной. Труды Р.Е.Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др. ^ Клинический аспект в изучении заикания Приоритетные направления российской клинической школы в изучении заикания. Значение клинических разработок о невротических и неврозоподобных состояниях для дальнейшего развития теоретических представлений о механизмах заикания. Роль наследственности, среды, воспитания. Биологические и социальные факторы риска в развитии заикания. Определение невротической и неврозоподобной форм заикания. ^ Роль биологических и психологических факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания. Особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания. Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заикания. Особенности динамики невротической формы заикания. ^ дошкольного, школьного возраста и взрослых, страдающих невротической формой заикания Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания. Особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в деятельности). Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Психолого-педагогические особенности подростков, страдающих невротической формой заикания. Характерологические особенности, компенсированные и гиперкомпенсированные формы поведения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Личностные реакции подростков на речевой дефект. Психологические особенности взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания. Особенности проявления логофобии. Общение в разных ситуациях. Особенности проявления речевого дефекта. ^ Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания Наврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анемнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функции, нарушение звукопроизношения. Особенности динамики неврозоподобной формы заикания. Личностные реакции на заикание и особенности общения. Характеристика поведения детей, страдающих неврозоподобной формой заикания. ^ Нейрофизиологический аспект изучения заикания Понятие о функциональной системе речедвигательного акта. Роль эмоциональных структур мозга в формировании речедвигательных стереотипов в норме. Особенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании. ^ Общая характеристика комплексного лечебно-педагогического подхода к устранению заикания Основные задачи и формы лечебно-оздоровительной работы с заикающимися детьми. Основные задачи и формы коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми. Виды психотерапии и ее значение в устранении заикания в разные возрастные периоды. Современные методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста. Особенности логопедических занятий с заикающимися школьниками. Особенности логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми. Дифференцированный подход к устранению заикания. Значение развивающего и коррекционного аспектов логопедической работы с заикающимися дошкольниками и школьниками. Дидактические принципы организации логопедических занятий с заикающимися. Использование информационных технологий в логопедической работе с заикающимися. Формы организации логопедической помощи заикающимся. Факторы, влияющие на эффективность преодоления заикания у детей. Причины рецидивов. АЛАЛИЯ ^ Определение. Статистические сведения о распространенности нарушения. Причины, локализация, механизм нарушения. Место алалии в системе нарушений речи. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. Краткие сведения из истории изучения алалии. Анализ основных аспектов изучения алалии. Дискуссионные вопросы по проблеме алалии. ^ и характеристика основных форм Психологическая классификация алалии (по Р.Е.Левиной). Лингвистическая классификация алалии (по В.К.Орфинской). Варианты моторной алалии: афферентная и эфферентная моторная алалия, их сопоставительный анализ. ^ Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при олигофрении. Сопоставительный анализ алалии и афазии. Сопоставительный анализ алалии и дислалии (ринолалии, дизартрии), алалии и временной задержки речевого развития функционального характера. ^ Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения разных звеньев порождения речевого высказывания при алалии. Алалия как общее недоразвитие речи. Нарушение языковых операций при алалии. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Динамика развития функций и средств речи при алалии. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка. ^ Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника. Основные методические принципы обследования. Приемы обследования. Поэтапный ход обследования. Анализ анамнестических и катамнестичесских сведений о детях с недоразвитием речи. Формы обследования. Динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика. ^ Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми (1-ый уровень речевого развития). Задачи и содержание работы при 2-ом уровне речевого развития. Логопедическая работа с детьми, находящимися на 3-ем уровне речевого развития. Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы. Формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности. Использование знаково-символической деятельности при формировании речи. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлений. Активизация речевой деятельности в разных ситуациях общения. Данные об эффективности коррекционного воздействия при моторной алалии. ^ Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения. Специфика акустико-гностических и акустико-мнестических процессов при сенсорной алалии. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях. Причины и механизмы сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии слуха при сенсорной алалии. Объективная и субъективная проверка слуха. Сопоставительный анализ сенсорной алалии и олигофрении, моторной и сенсорной алалии. ^ Формирование произвольного внимания, фонематического восприятия при сенсорной алалии. Развитие акустически дифференцированных звуков неречевого и речевого характера. Использование различных средств для формирования системы значений. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью. Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи. ^ Планирование и организация логопедических занятий при алалии. Требования к перспективному и поурочному планированию. Фронтальная и индивидуальная работа. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи разных возрастных групп. Развитие операционных навыков деятельности у детей с недоразвитием речи. Комплексный подход при устранении алалии. Лечебно-оздоровительная и психолого-педагогическая работа при моторной и сенсорной алалии. Координация работы логопеда, психолога, воспитателя и родителей при коррекции речи. Работа над личностью ребенка с алалией. Роль игры и наглядности при логопедической работе с детьми, страдающими алалией. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. АФАЗИЯ Определение и причины возникновения. Исторический аспект развития проблемы. Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А.Р.Лурия, положенный в основу общепринятой классификации афазии. Формы афазии. Особенности нарушения понимания устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии. Снижение слухоречевой памяти как предпосылка акустико-мнестической афазии. Структура речевого нарушения при сематической афазии. Афферентная моторная афазия. Характеристика нарушений речи. Эфферентная моторная афазия. Характеристика нарушений речи. Отсутствие речевой активности при динамической афазии. Основные направления и специфика коррекционно-педагогической работы при разных формах афазии. ^ Место алалии и афазии в системе речевых нарушений у детей. Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии. (Анамнез. Механизм нарушения. Необходимость коррекционного воздействия. Нарушения центральной нервной системы.) ^ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Определение общего недоразвития речи (ОНР). Клинические виды общего недоразвития речи. Неосложнённый вариант ОНР. Осложнённый вариант ОНР (неврологические и психопатологические синдромы). Грубое стойкое недоразвитие речи (моторная алалия). Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. Характеристика детской речи первого уровня развития. Характеристика детской речи второго уровня развития. Характеристика детской речи третьего уровня развития. Основные задачи и направления коррекционного обучения дошкольников с I уровнем речевого развития. Поэтапность логопедической работы с детьми дошкольного возраста II и III уровня речевого развития. Основные направления коррекционного воздействия при обучении детей школьного возраста с общим недоразвитием речи. Организационно-методические требования к построению процесса обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. ^ Определение фонетико-фонематического недоразвития речи. Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Влияние фонетико-фонематического недоразвития речи на усвоение чтения и письма. Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. ^ История изучения письменной речи Представления А. Куссмауля о нарушениях чтения и письма. Рассмотрение нарушений чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности. Взгляды западноевропейских ученых конца XIX-начала ХХ века на проблему нарушений письменной речи (Ф. Варбург, О.Ортон). Научное развитие проблемы нарушений письма и чтения в 30-60 годах XX века. Значение трудов С.С. Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.С. Боскис, Р.Е. Левиной для развития научных представлений о нарушениях чтения и письма и их коррекции. ^ Письмо как вид речевой деятельности. Психофизиологические механизмы письма. Чтение как вид речевой деятельности. Психофизиологические механизмы чтения. Ступени формирования навыка чтения. Условия успешного овладения навыком чтения. ^ Нарушение процесса чтения (алексия, дислексия). Нарушение процесса письма (аграфия, дисграфия, дизорфография). Этиология нарушений чтения и письма. Симптоматика нарушений чтения и письма. Основные принципы создания классификаций нарушений чтения и письма. Современные классификации дислексий и дисграфий. ^ Обследование устной речи. Обследование невербальных высших психических функций, принимающих участие в чтении и письме. Выявление состояния процесса чтения. Выявление состояния различных видов письма. Раннее выявление предрасположенности к дислексии и дисграфии у дошкольников. ^ чтения и письма Методика формирования дифференциации фонем при устранении дислексии и дисграфии. Методика формирования языкового анализа и синтеза при устранении дислексии и дисграфии. Система логопедической работы при устранении разных форм дислексии и дисграфии. Профилактика нарушений чтения и письма. ^ Общая характеристика слухового анализатора. Понятие "стойкое нарушение слуха". Классификация и характеристика стойких нарушений слуха. Нарушения звукопроизношения при снижении слуха. Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха. Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха. Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции. ^ Общая характеристика зрительного анализатора. Причины, механизмы нарушений зрения. Четыре уровня сформированности речи у детей с нарушениями зрения. Специфика логопедической работы со слабовидящими детьми. Комплексное многостороннее воздействие при недоразвитии речи и нарушениях зрения. ^ недостаточности у детей Интеллектуальная недостаточность: понятие, этиология, патогенез, клинические проявления, прогноз. Классификация интеллектуальной недостаточности по степени выраженности дефекта (лёгкая, умеренная, тяжёлая, глубокая). Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения фонетической стороны речи. Нарушения лексико-грамматической стороны речи. Нарушения связной речи. Распространённость нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы. Специфика логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей. ^ психического развития Задержка психического развития (ЗПР): понятие, этиология, клинические проявления, прогноз. Нарушения речи у детей с ЗПР. Классификация групп детей с ЗПР с учётом их речевых нарушений. Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР. ^ Первичная профилактика речевых нарушений как основа предупреждения развития речевой патологии (меры социального, педагогического, психогигиенического характера). Вторичная профилактика речевых нарушений. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы. Предупреждение последствий речевой патологии. Третичная профилактика речевых нарушений. Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией. Характеристика форм профилактической логопедической работы. Направления и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний. ^ Удмуртской Республике Основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи (в системе народного образования, здравоохранения и социальной защиты населения). Оказание логопедической помощи взрослому населению. ^ Основные задачи медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения. Принципы отбора детей в специальные учреждения. Состав медико- психолого-педагогической комиссии и организация ее работы. Рекомендации и противопоказания к зачислению детей в специальные дошкольные и школьные учреждения, логопедические пункты. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию. ^ условиях общеразвивающего и компенсирующего видов дошкольных учреждений Формирование правильной речи у детей в разных возрастных группах. Оценка речевых особенностей и нарушений речи у детей. Связь логопедической и воспитательной работы. Особенности логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях их общеобразовательного воспитания и специального обучения. ^ Организация логопедического процесса в общеобразовательной школе. Организация методической работы учителя-логопеда. Содержание и методы коррекционной работы с учащимися I – IV классов. Работа логопеда в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Состав коррекционного учреждения V вида. Специфика коррекционной работы по произношению и обучению грамоте. ^ В числе актуальных проблем логопедии анализируются методологические и организационные вопросы, вскрывается их дискуссионный характер, раскрывается суть основных концепций по разным вопросам логопедии: интегративные психолого-педагогические и психолингвистические подходы к анализу речевых нарушений, определению стратегии и тактики коррекционного воздействия, к выбору профиля специального учреждения при комплексной патологии, в диагностически трудных случаях и др. Объем материала по данному разделу не регламентируется, порядок изучения актуальных проблем теории и практики логопедии не ограничивает исследовательской активности студентов и обеспечивает возможность творческой интерпретации программы. ЛИТЕРАТУРА а) основная литература
б) дополнительная литература
^ В ходе итоговой аттестации целесообразна проверка интегрированных (теоретических и практических) знаний выпускников через примеры, иллюстрации по вопросам билета, показ проявления положений теории в логопедической практике. Большое значение для высокой итоговой оценки имеет способность выпускника соотносить разнопредметные знания и устанавливать связи между различными дисциплинами образовательной программы. Наибольшую ценность имеют понимание выпускником положений, идей, концепций и его готовность свободно оперировать знаниями при решении конкретных логопедических задач. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 050715.65 «Логопедия» учитывает предъявляемые к выпускнику требования к выполнению профессиональных функций (пункты 2.2., 2.3. ГОС ВПО). Длительность устного ответа по трем вопросам междисциплинарного экзамена составляет 30 минут. Нормативный срок подготовки выпускника к ответу на Государственном экзамене – 1час. При определении экзаменационной оценки предлагается руководствоваться следующими параметрами:
|