Приложение 5
Программа практических занятий для подготовки руководителей кабинета самодиагностики состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях Московской области
(72 ч.)
Тема 1 : «Определение здоровья» (18 ч.).
Всемирная организация здравоохранения: «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физического дефекта».
Здоровье – один из феноменов, наиболее остро определяющих состояние современного общества к новому историческому состоянию. Если ранее рассматривали проблему здоровья в рамках «дуальной оппозиции» - здоровье – нездоровье, то в настоящее время здоровье осознается как фактор социальной жизни (жизни социума). Здоровье осознается человеком как проблема, решение которой требует от него пристального внимания.
Н.А. Амосов полагает: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
С.В. Попов выделяет несколько компонентов (видов) здоровья, дает определение образа жизни.
1. ^ текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. ^ – состояние психической сферы, - основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено биологическими потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. ^ – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и поведение индивида в обществе.
Тема 2: «Эффективная форма организации образовательного процесса
c применением здоровьесберегающих технологий» (18 ч.).
Показатели эффективности работы педагогического коллектива по применению здоровьесберегающих технологий:
уровень здоровья учащихся и воспитанников;
позитивное отношение к здоровому образу жизни у учащихся и воспитанников;
здоровый нравственно-психологический климат в образовательном учреждении;
улучшение межличностных отношений в системах: учитель-ученик-родитель.
Тема 3: «Основные направления работы с применением здоровьесберегающих технологий» (9 ч.).
1 .Диагностика функциональных состояний (мониторинг здоровья):
психологическая;
интеллектуальная;
диагностика физического состояния;
скрининг – диагностика зрения;
диспансеризация учащихся.
2. Профилактика:
заболевание дыхательных путей
миопии;
вредных привычек;
предупреждение нарушения опорно-двигательного аппарата;
заболеваний нервной системы;
3. Организация образовательного процесса:
учебный план;
обеспечение санитарно – гигиенических условий образовательного процесса;
здоровьесберегающая организация учебного процесса;
обоснование содержания повышенного уровня образования;
введение валеологических курсов;
система внеклассной работы;
учебный программы по физической культуре, их реализация с максимальной пользой для ученика и воспитанника, коррекция учебных разделов программы согласно условиям.
4. Рациональное питание:
работа медицинского персонала;
работа школьной столовой, режим питания;
внедрение фитотерапии;
5. Физкультурно-оздоровительная работа;
уроки физкультуры;
работа спортивных секций;
спортивные соревнования;
лечебно – физическая культура;
общефизическая подготовка;
прогулки, игры;
дни здоровья;
введение часа подвижных игр;
экскурсионная работа;
организация летнего отдыха;
6. Пропаганда здорового образа жизни (просветительская работа):
развитие в школе служб сопровождения ребенка (валеологической, социально-психологической, медицинской);
максимальное использование возможностей учебных предметов;
мотивация педагогического, ученического и родительского коллективов на решение проблем здорового образ жизни;
сотрудничество с медицинскими учреждениями(заключение договоров о совместной деятельности);
тесная доверительная связь с семьёй.
7. Развитие внешних связей:
сотрудничество с детскими и взрослым районными поликлиниками, Центрами психолого–медико–социального сопровождения;
сотрудничество с СЭС;
сотрудничество с НМЦ округа, другими методическими центрами.
Тема 4: «Кабинет самодиагностики состояния здоровья обучающихся как новая здоровьесберегающая технология» (9 ч.).
- области применения кабинета самодиагнстики состояния здоровья обучающихся в общеобразовательной школе;
- контроль за здоровьем школьников во время уроков физкультуры;
- двигательная активность школьников;
- оснащение кабинета самодиагностики состояния здоровья обучающихся;
^ (9 ч.).
объединение усилий руководства школы, учителей, воспитателей, социально-психологической службы, медицинского персонала;
последовательность реализации программы работы «Кабинета самодиагностики состояния здоровья обучающихся» во времени;
определение характера взаимодействия всех структур на интегрированной основе;
педагогическая направленность инновационной деятельности на получение конкретных конечных результатов;
Содействие сохранению здоровья обучающихся;
формирование у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье;
обеспечение педагогов, учащихся и их родителей необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья;
создание условий для моделирования учащимися и воспитанниками индивидуальных форм безопасного поведения в области здоровья.
Программа работы «Кабинета самодиагностики состояния здоровья обучающихся» должна включать в себя пояснительную записку, которая соответствует следующим направлениям:
1) цель;
2) задачи;
3) сроки реализации;
4) исполнителей;
5) ожидаемый результат;
6) основные направления;
7) структура;
Далее составляется подробный план мероприятий по разделам:
Мероприятие
|
Исполнитель
|
Сроки реализации
|
Этапы реализации
|
Ожидаемый результат
|
|
|
|
|
|
Основные формы учебно – воспитательного процесса, способствующего оздоровлению школьников:
- уроки физической культуры;
- физминутки на уроках;
- подвижные перемены;
- спортивный час в ГПД;
- 3-й дополнительный урок физической культуры за счет ШК;
- уроки плавания.
|
Мониторинг состояния обучающихся:
- диагностика заболеваний по классам и школе, анализ;
- картотека длительно болеющих учащихся, хронически больных, детей – инвалидов;
- работа на уроках с учетом групп здоровья и диагноза;
домашнее задание для каждой группы здоровья с учетом диагноза заболевания.
|
Информационная и внеурочная работа:
- наглядная агитация;
- рефераты по здоровому образу жизни;
- соревнования, конкурсы, дни здоровья;
- тематические родительские собрания по здоровому образу жизни;
- работа с межведомственными организациями;
|
^
- варианты профилактики:
Вариант
|
Объект
|
Описание
|
Первичная
|
Общая популяция (практически здоровые)
|
Цель – предупреждение заболевания
Проведение требует предварительных массовых обследований лиц, не предъявляющих жалоб, на наличие соответствующих факторов риска
В наибольшей степени способствует сохранению здоровья и работоспособности общей популяции
|
Вторичная
|
Больные
|
Цель - предупреждение осложнений и обострений уже возникшего заболевания
Большинство мер требуют пожизненного применения
При многих заболеваниях (например, сердечно-сосудистых) вторичная профилактика позволяет в большей степени улучшить прогноз, чем симптоматическое и патогенетическое лечение
|
- методы первичной и вторичной профилактики:
Методы
|
Первичная профилактика
|
Вторичная профилактика
|
Немедикаментозные
|
Ограничение потребления поваренной соли
|
Предупреждает формирование артериальной гипертонии
|
У больных артериальной гипертонией – способствует снижению АД и повышению эффективности некоторых антигипертензивных препаратов (тиазидовые диуретики, ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов ангиотензина II)
При хронической сердечной недостаточности – способствует уменьшению клинических проявлений и потребности в диуретиках
|
Уменьшение потребления насыщенных углеводов
|
Предупреждает ожирение, инсулинорезистентность и сахарный диабет 2 типа
|
У больных сахарным диабетом 2 типа способствует достижению контроля гликемии.
При ожирении является обязательным компонентом программ по снижению массы тела
|
«Средиземноморская» диета (растительное масло, морепродукты, красное вино)
|
Уменьшает вероятность нарушений обмена липопротеидов и связанных с ними сердечно-сосудистых заболеваний
|
У больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, по-видимому, обоснована, но эффективность невелика
|
Дозированные аэробные физические нагрузки
|
Предупреждают стойкую артериальную гипертонию
Позволяют поддерживать оптимальную массу тела
|
Способствуют снижению повышенного АД
У больных ожирением и инсулинорезистентностью – приводят к снижению повышенной массы тела и улучшают утилизацию глюкозы тканями- мишенями
Эффективны в реабилитации больных хронической сердечной недостаточностью**
|
Отказ от курения
|
Предупреждает хроническую обструктивную болезнь легких и рак легкого
Предупреждает сердечно-сосудистые заболевания
Предупреждает язвенную болезнь желудка и 12-ти перстной кишки
|
У больных хроническими заболеваниями легких способствует улучшению их течения
У больных заболеваниями сердечно-сосудистой системы – предупреждает осложнения
У больных хроническими болезнями почек с протеинурией*** приводит к замедлению темпов прогрессирования почечной недостаточности
|
Диета, обогащенная пищевыми волокнами
|
Может способствовать предупреждению злокачественных опухолей толстой кишки
|
Значение не установлено
|
Медикаментозные
|
Статины
|
Оправданы при сочетании нарушений обмена липопротеидов с другими факторами риска с точки зрения предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний
|
Значительно снижают риск осложнений, в том числе повторных, при сердечно-сосудистых заболеваниях
При хронических заболевания почек с протеинурией способствуют уменьшению темпов ухудшения почечной функции
|
Ингибиторы АПФ
|
Назначение обосновано подавляющему большинству больных с сочетанием факторов риска, особенно при наличии микроальбуминурии и/или атеросклеротического поражения сонных артерий
|
Увеличивают выживаемость больных хронической сердечной недостаточностью и предупреждают ее прогрессирование
У больных сахарным диабетом 2 типа – предупреждают сердечно-сосудистые осложнения и поражение почек
При хронических заболеваниях почек с протеинурией – наиболее эффективный способ торможения ухудшения почечной функции
|
- скрининговое обследование;
- прогностическое значение факторов риска: данные популяционных исследований:
^
|
Исходные представления
|
Представления, принятые в настоящее время
|
Артериальная гипертония
|
Допустимо повышенное АД, считающееся «целевым», если пациент не предъявляет жалоб
Повышение диастолического АД более опасно в прогностическом плане, чем рост систолического АД
Лечение артериальной гипертонии у пожилых опасно (существует «возрастная норма» повышения АД
Постоянная антигипертензивная терапия не требуется: можно ограничиться лишь купированием гипертонических кризов и снижением повышенного АД при наличии характерных жалобы (головная боль и.т.д.)
|
У всех больных артериальной гипертонией АД должно быть стойко поддерживаемое на уровне, при котором риск осложнений минимален (так называемые целевые величины АД, считающиеся нормальным
Все больные артериальной гипертонией, в т.ч. пожилые, нуждаются в пожизненной антигипертензивной терапии
Повышение систолического АД более опасно с прогностической точки зрения, чем рост диастолического АД
|
Нарушения обмена липопротеидов
|
Развитие их явлется следствием пищевых пристрастий
При отсутствии клинически очевидных сердечно-сосудистых заболеваний не требуют коррекции
Основной способ устранения – модификация диеты
|
Возникают практически независимо от пищевых пристрастий
Требуют устранения всегда, особенно при сочетании с другими факторами риска
Модификация диеты малоэффективна, почти всегда необходимо лекарственное лечение (статина, фибраты, ингибиторы всасывания хиломикронов в кишке)
|
Сахарный диабет 2 типа
|
Риск сердечно-сосудистых осложнений определяется преимущественно сопутствующими обменными нарушениями
Сердечно-сосудистые осложнения развиваются только при длительном «стаже» сахарного диабета 2 типа
|
Сахарный диабет 2 типа всегда отражает очень высокий сердечно-сосудистый риск
Сердечно-сосудистые осложнения возможны уже на этапе инсулинорезистентности
|
Инфекционные агенты (Chlamydia pneumoniae, Herpes) как факторы риска атеросклероза
|
Повышение уровня антител к соответствующим возбудителям неоднократно регистрировали при сердечно-сосудистых заболеваниях
Присутствие инфекционных агентов в атеросклеротических бляшках
|
Проспективные исследования не подтвердили значения инфекционных агентов в развитии атеросклероза
В эксперименте «инфекционный» вариант атеросклероза воспроизвести не удалось
Антибактериальные препараты, эффективные в отношении соответствующих возбудителей (например, макролиды при инфекции Chlamydia pneumoniae) не влияют на риск сердечно-сосудистых осложнений
|
|