|
Скачать 419.21 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ МОСКОВСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Элективные курсыМОСКВА 2011-2012 учебный год 1. Элективный курсдля студентов 6 курса дневного отделения «ЭКГ в практике врача-терапевта» Цель: сформировать у студентов 6 курса дневного отделения знания и умения по теме «Электрокардиограмма (ЭКГ) в практике врача-терапевта».Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Мотивация и актуальность. Электрокардиография, являясь рутинной методикой, тем не менее, несет огромную информационную нагрузку. Умение регистрировать ЭКГ и интерпретировать полученные данные позволяет врачу любой специальности быстрее проводить дифференциальный диагноз, а следовательно быстрее оказывать необходимую помощь. Элективный курс включает в себя такие занятия, как: закрепление знаний нормальной ЭКГ, выявление и интерпретация патологических изменений. Проведение дифференциально-диагностического поиска. ЭКГ картина при неотложных состояниях (ОКС, ТЭЛА) и наиболее частых патологиях терапевтического профиля. Изменение ЭКГ картины под действием лекарственных препаратов. ЭКГ при изменениях концентрации электролитов плазмы крови. Специфичность и чувствительность электрокардиографического исследования при заболеваниях. Знание частоты назначения ЭКГ исследования при различных заболеваниях. Все это способствует расширению кругозора студента, более внимательному отношению к таким дополнительным методам исследования как ЭКГ. Актуальным и своевременным следует считать материалы, применяемые в элективном курсе. Так ряд занятий проводится в компьютерном классе кафедры с использованием программы Cardis. Данная программа создана отечественными разработчиками и используется совместно с отечественными аппаратами ЭКГ «Альтон». Данным компьютерным комплексом уже сейчас оснащены целый ряд структур здравоохранения города Москвы (например, скорая медицинская помощь). Обучение студентов с использованием данной компьютерной программы анализа и просмотра ЭКГ способствует их быстрейшей адаптации на рабочем месте. Материалы и оборудование. Наглядные материалы:
Учебный план элективного курса «ЭКГ в практике врача-терапевта» для студентов 6 курса дневного отделения (осенний семестр) 2 недели обучения – 112 часов
^ «ЭКГ в практике врача-терапевта» для студентов 6 курса дневного отделения (осенний семестр) Организационная форма обучения - лекция
Организационная форма обучения – практическое занятие
^ для студентов 6 курса вечернего отделения «Основы ЭКГ в практике врача-терапевта» Цель: сформировать у студентов 6 курса вечернего отделения знания и умения по теме «Основы Электрокардиограммы (ЭКГ) в практике врача-терапевта».Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Мотивация и актуальность. Электрокардиография, являясь рутинной методикой, тем не менее, несет огромную информационную нагрузку. Умение регистрировать ЭКГ и интерпретировать полученные данные позволяет врачу любой специальности быстрее проводить дифференциальный диагноз, а следовательно быстрее оказывать необходимую помощь. Элективный курс включает в себя такие занятия, как: закрепление знаний нормальной ЭКГ, выявление и интерпретация патологических изменений. Проведение дифференциально-диагностического поиска. ЭКГ картина при неотложных состояниях (ОКС, ТЭЛА) и наиболее частых патологиях терапевтического профиля. Изменение ЭКГ картины под действием лекарственных препаратов. ЭКГ при изменениях концентрации электролитов плазмы крови. Специфичность и чувствительность электрокардиографического исследования при заболеваниях. Знание частоты назначения ЭКГ исследования при различных заболеваниях. Все это способствует расширению кругозора студента, более внимательному отношению к таким дополнительным методам исследования как ЭКГ. Актуальным и своевременным следует считать материалы, применяемые в элективном курсе. Так ряд занятий проводится в компьютерном классе кафедры с использованием программы Cardis. Данная программа создана отечественными разработчиками и используется совместно с отечественными аппаратами ЭКГ «Альтон». Данным компьютерным комплексом уже сейчас оснащены целый ряд структур здравоохранения города Москвы (например, скорая медицинская помощь). Обучение студентов с использованием данной компьютерной программы анализа и просмотра ЭКГ способствует их быстрейшей адаптации на рабочем месте. Материалы и оборудование. Наглядные материалы:
Учебный план элективного курса для студентов 6 курса вечернего отделения (весенний семестр) 1 неделя обучения – 39 часов
^ «Основы ЭКГ в терапевтической практике» для студентов 6 курса вечернего отделения (весенний семестр) Организационная форма обучения - лекция
Организационная форма обучения – практическое занятие
для студентов 6 курса дневного отделения «Неотложная кардиология в амбулаторной практике» Цель: сформировать у студентов 6 курса дневного отделения знания и умения по теме «Неотложная кардиология в амбулаторной практике».Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Мотивация. Неотложные состояния в кардиологии таят в себе опасность внезапного развития, в том числе на приеме у участкового врача или вне учреждения здравоохранения. Они требуют предельно быстрого начала медицинского воздействия, но и, при адекватно оказанной помощи, значительно повышают уверенность врача в правильном выборе профессии, а также способствует укреплению доверия среди пациентов. Актуальность. Элективный курс построен на базе международных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации последней редакции (2005 год). Кроме того, студентам представляются последние регламентирующие документы Департамента здравоохранения г. Москвы по профильности госпитализации больных с различной ургентной патологией. Неотложная кардиология не может рассматриваться отдельно от рутинного, но достаточно информативного метода исследования – электрокардиографии. Поэтому актуальным и своевременным следует считать материалы, применяемые в элективном курсе. Так ряд занятий проводится в компьютерном классе кафедры с использованием программы Cardis. Данная программа создана отечественными разработчиками и используется совместно с отечественными аппаратами ЭКГ «Альтон». Данным компьютерным комплексом уже сейчас оснащены целый ряд структур здравоохранения города Москвы (например, скорая медицинская помощь). Обучение студентов с использованием данной компьютерной программы анализа и просмотра ЭКГ способствует их быстрейшей адаптации на рабочем месте. Материалы и оборудование. Наглядные материалы:
^ 1.Неотложна помощь в поликлинике. Более 30 лет мировое сообщество разрабатывает алгоритмы оказания неотложной помощи, оказывать которую должны не только специалисты, но и обычные граждане. Рассматриваются вопросы формирования системы сердечно-легочной реанимации (СДР), изменения в последних международных рекомендациях по СЛР. Дается понятие: алгоритм СЛР («азбука реаниматолога»), особенности реанимационных манипуляций у разных возрастных групп, вопросы безопасности больного и спасателя. Проводятся практические занятия по отработке методики СЛР на манекенах. ^ Рассматриваются причины, вызывающие острую боль в грудной клетке. Особо рассматриваются состояния, при которых необходима экстренная помощь (острый коронарный синдром, тромбоэмболия ветвей легочной артерии, расслаивающая аневризма аорты, пневмоторакс). Дифференциальный диагноз этих заболеваний и тактика ведения в зависимости от причины острой боли. Неотложные лечебные мероприятия, лекарственные средства, профильность госпитализации. ^ Острый коронарный синдром, включающий в себя нестабильную стенокардию и острый инфаркт миокарда, представляет собой угрожающее жизни состояние, адекватное лечение которого на наиболее ранних этапах развития патологического процесса способно положительно повлиять на прогноз заболевания. Рассматривается клиническая и ЭКГ картина ОКС, дифференциальный диагноз, неотложные мероприятия в условиях поликлиники. Тактика участкового врача терапевта. Профильность госпитализации. ^ Нарушения ритма и проводимости сердца – огромная группа патологических состояний, которые могут быть как проявлением основного заболевания, так и симптомом патологического процесса. Классификация нарушений ритма и проводимости сердца. Заболевания и состояния, приводящие к аритмиям. Дифференциальная диагностика в условиях поликлиники. Выделение групп больных по необходимости быстроты оказания помощи и агрессивности воздействия. Вопросы лечения нарушений ритма и блокад сердца, лекарственного обеспечения, направления в специализированные лечебные учреждения. Реабилитация и профилактика пациентов. Медицинская экспертиза. ^ Нарушение гемодинамики вне зависимости от направленности этого нарушения (гипертония или гипотония) не только тягостно субъективно воспринимается пациентом, но и без быстрой адекватной медицинской помощи может привести к серьезным нарушениям жизненно важных органов и систем. Рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики и медицинской помощи как при снижении артериального давления (ортостатическая гипотония, аллергическая реакция, гиповолемия), так и при гипертензивных состояниях. Особый акцент ставится на варианты помощи в условиях нахождения пациента вне лечебных учреждений (на улице, на дому). ^ «Неотложная кардиология в амбулаторной практике» для студентов 6 курса дневного отделения (весенний семестр) 1 неделя обучения – 58 часов
^ «Неотложная кардиология в амбулаторной практике» для студентов 6 курса дневного отделения (весенний семестр) Организационная форма обучения - лекция
Организационная форма обучения – практическое занятие
^ для студентов 7 курса вечернего отделения «Неотложная кардиология на догоспитальном этапе» Цель: сформировать у студентов 7 курса вечернего отделения знания и умения по теме «Неотложная кардиология на догоспитальном этапе».Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Мотивация. Неотложные состояния в кардиологии таят в себе опасность внезапного развития, в том числе на приеме у участкового врача или вне учреждения здравоохранения, при прибытии врача скорой медицинской помощи на вызов к пациенту. Они требуют предельно быстрого начала медицинского воздействия, но и, при адекватно оказанной помощи, значительно повышают уверенность врача в правильном выборе профессии, а также способствует укреплению доверия среди пациентов. Актуальность. Элективный курс построен на базе международных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации последней редакции (2005 год). Кроме того, студентам представляются последние регламентирующие документы Департамента здравоохранения г. Москвы по профильности госпитализации больных с различной ургентной патологией. Неотложная кардиология не может рассматриваться отдельно от рутинного, но достаточно информативного метода исследования – электрокардиографии. Поэтому актуальным и своевременным следует считать материалы, применяемые в элективном курсе. Так ряд занятий проводится в компьютерном классе кафедры с использованием программы Cardis. Данная программа создана отечественными разработчиками и используется совместно с отечественными аппаратами ЭКГ «Альтон». Данным компьютерным комплексом уже сейчас оснащены целый ряд структур здравоохранения города Москвы (например, скорая медицинская помощь). Обучение студентов с использованием данной компьютерной программы анализа и просмотра ЭКГ способствует их быстрейшей адаптации на рабочем месте. Материалы и оборудование. Наглядные материалы:
^ 1.Неотложна помощь в поликлинике. Более 30 лет мировое сообщество разрабатывает алгоритмы оказания неотложной помощи, оказывать которую должны не только специалисты, но и обычные граждане. Рассматриваются вопросы формирования системы сердечно-легочной реанимации (СДР), изменения в последних международных рекомендациях по СЛР. Дается понятие: алгоритм СЛР («азбука реаниматолога»), особенности реанимационных манипуляций у разных возрастных групп, вопросы безопасности больного и спасателя. Проводятся практические занятия по отработке методики СЛР на манекенах. ^ Рассматриваются причины, вызывающие острую боль в грудной клетке. Особо рассматриваются состояния, при которых необходима экстренная помощь (острый коронарный синдром, тромбоэмболия ветвей легочной артерии, расслаивающая аневризма аорты, пневмоторакс). Дифференциальный диагноз этих заболеваний и тактика ведения в зависимости от причины острой боли. Неотложные лечебные мероприятия, лекарственные средства, профильность госпитализации. ^ Острый коронарный синдром, включающий в себя нестабильную стенокардию и острый инфаркт миокарда, представляет собой угрожающее жизни состояние, адекватное лечение которого на наиболее ранних этапах развития патологического процесса способно положительно повлиять на прогноз заболевания. Рассматривается клиническая и ЭКГ картина ОКС, дифференциальный диагноз, неотложные мероприятия в условиях поликлиники или на дому у пациента. Тактика врача, оказывающего помощь. Профильность госпитализации. ^ Нарушения ритма и проводимости сердца – огромная группа патологических состояний, которые могут быть как проявлением основного заболевания, так и симптомом патологического процесса. Классификация нарушений ритма и проводимости сердца. Заболевания и состояния, приводящие к аритмиям. Дифференциальная диагностика в условиях поликлиники. Выделение групп больных по необходимости быстроты оказания помощи и агрессивности воздействия. Вопросы лечения нарушений ритма и блокад сердца, лекарственного обеспечения, направления в специализированные лечебные учреждения. Реабилитация и профилактика пациентов. Медицинская экспертиза. ^ Нарушение гемодинамики вне зависимости от направленности этого нарушения (гипертония или гипотония) не только тягостно субъективно воспринимается пациентом, но и без быстрой адекватной медицинской помощи может привести к серьезным нарушениям жизненно важных органов и систем. Рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики и медицинской помощи как при снижении артериального давления (ортостатическая гипотония, аллергическая реакция, гиповолемия), так и при гипертензивных состояниях. Особый акцент ставится на варианты помощи в условиях нахождения пациента вне лечебных учреждений (на улице, на дому). ^ «Неотложная кардиология на догоспитальном этапе» для студентов 7 курса вечернего отделения (осенний семестр) 1 неделя обучения – 38 часов
^ «Неотложная кардиология на догоспитальном этапе» для студентов 7 курса вечернего отделения (осенний семестр) Организационная форма обучения - лекция
Организационная форма обучения – практическое занятие
^ Кафедра поликлинической терапии Московского факультета Учебные планы элективных курсов «Методы функциональной диагностики в амбулаторной практике» «Актуальные вопросы аритмологии» ^ Электив «Методы функциональной диагностики в амбулаторной практике» посвящен функциональным методам диагностики, проводимых в амбулаторных условиях. Студенты имеют возможность ознакомиться с практическим проведением нагрузочных проб - тредмила, велэргометрии, стресс-ЭХОКГ, мониторирования ЭКГ и АД. Электив «Актуальные вопросы аритмологии» посвящен ведению и наблюдению больных с нарушениями ритма, наиболее часто встречающихся в амбулаторной практике. Занятия проводятся на базе Консультативно-диагностической поликлиники Научно-практического центра Интервенционной кардиоангиологии доцентом, к.м.н. Соловьевой М.В., врачом функциональной диагностики высшей категории. ^ Всего в учебном году – 3 недели элективного курса (56 ч лекций/114 ч семинары) для студентов 6 курса дневного отделения 2 недели обучения (в осеннем семестре) – (36 лекции/76семинары), всего 112часов 1 неделя обучения (в весеннем семестре) – (20 лекции/38 семинары), всего 58 часов ^ Для студентов 6 курса дневного отделения 2 недели (осенний семестр)
^
Организационная форма обучения – Практические занятия
Учебный план элективного курса 6. «Актуальные вопросы аритмологии» ^ 1 неделя обучения –(20 лекции/38 семинары), всего 58 часов
^ «Методы функциональной диагностики в амбулаторной практике» Для студентов 6 курса дневного отделения (осенний семестр) ^
Организационная форма обучения – Практические занятия -38ч
^ Всего в учебном году – 2 недели элективного курса (42 ч лекций/35 ч семинары) для студентов 7 курса вечернего отделения 1 неделя обучения (в осеннем семестре) – (21 лекции / 17семинары), всего 38 часов 1 неделя обучения (в весеннем семестре) – (21 лекции / 18 семинары), всего 39 часов ^ «Методы функциональной диагностики в амбулаторной практике» Для студентов 7 курса дневного отделения 1 неделя (осенний семестр)
^
Организационная форма обучения – Практические занятия
^ «Актуальные вопросы аритмологии» Для студентов 7 курса вечернего отделения (весенний семестр) 1 неделя обучения – (21 лекция / 18 семинаров), всего 39 часов
^ «Актуальные вопросы аритмологии» Для студентов 7 курса вечернего отделения (весенний семестр) ^
Организационная форма обучения – Практические занятия -18ч
Зав. учебной частью доц., к.м.н. Литвинова С.Н. Зав. кафедрой профессор, д м.н. Чукаева И.И. |