|
Скачать 402.99 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации![]() ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки -111100 Зоотехния Квалификации (степень) выпускника – «бакалавр» Москва 2010 1. Цели и задачи дисциплины: Целью изучения физиологии животных при подготовке специалистов по направлению 111100 «Зоотехния», квалификации (степени) бакалавров по специальности является формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, о качественном своеобразии организма продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых бакалавру для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов. Задачами физиологии являются: - познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования; - приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства. ^ : Профессиональный цикл. При изучении дисциплины «Физиология животных» студенты должны знать особенности строения клеток, тканей, органов, их биохимический состав, уметь пользоваться микроскопической техникой, препаровать ткани и органы, готовить и окрашивать гистологические препараты. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Микробиология и иммунология», «Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами акушерства», «Свиноводство», «Скотоводство», «Овцеводство», «Птицеводство», «Коневодство», «Кролиководство», «Основы научных исследований». ^ : Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способности применять знания о функциональных особенностях нервной системы, кровообращения, дыхания, пищеварительной системы, обмена веществ, выделения, размножения, лактации, высшей нервной деятельности и поведения животных для организации оптимальных методов и приемов их содержания, кормления, разведения и эффективного использования, принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных, обоснованного использования современных средств автоматизации и механизации в животноводстве, эффективного управления продуктивными, спортивными и декоративными животными в соответствии с их предназначением. ^ Знать: физиологические процессы и функции организма млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой и с учетом влияния условий окружающей среды, технологии содержания, кормления и эксплуатации. Уметь: самостоятельно проводить исследования на животных (лабораторных и сельскохозяйственных) и составляющих системы их гомеостаза по изучению физиологических констант крови, обменных процессов и теплорегуляции, дыхания, эндокринной, иммунной, пищеварительной, лактации, выделительной систем и т.д. Владеть: знаниями механизмов регуляции физиологических процессов и функций на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой в организме млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, способствующих научной организации их содержания, кормления и эксплуатации. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.
^
^
Примечание: (+) – связь физиологии с последующими дисциплинами. . ^
^
^
^ 1) Адаптация организма животных и птицы к различным способам и рационам кормления. 2) Адаптация организма животных и птицы к различным условиям содержания и промышленной технологии. 3) Влияние биологических активных добавок на физиологические процессы организма животных и птицы. ^ а) основная литература 1.Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. – М.: КолосС, 2004. – 568 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений). 2. Лысов, В.Ф. Основы физиологии и этологии животных /В.Ф. Лысов, В.И. Максимов – М.: КолосС, 2004. – 256 с.: ил. - (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений). 3. Лысов, В.Ф., Ипполитова, Т.В., Максимов, В.И., Шевелев, Н.С. Практикум по физиологии животных / В.Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С.Шевелев; Под ред. В.И. Максимова. – М.: КолосС, 2005. – 256 с. 4. Сборник заданий к лабораторному практикуму по физиологии и этологии животных: учебное пособие/ Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Т.Е. Ткаченко и др., – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2009. - 119с. 5.Физиология и этология сельскохозяйственных птиц: Учебник /В.Ф.Лысов, Т.Е.Костина, В.И.Максимов и др.//Под ред. В.И.Максимова, - М.:КолосС, 2010. -296 с. 6.Физиология и этология сельскохозяйственных птиц: Учебник /В.А.Гудин, В.Ф.Лысов, В.И.Максимов// Под. Ред.В.И.Максимова. –СПб.: Лань, 2010. -336 с. б) дополнительная литература 1. Ажипа, Я.И. Трофическая функция нервной системы./Я.И.Ажипа – М.: Наука, 1990. – 145 с. 2. Галактионов, В.Г. Иммунология./В.Г. Галактионов – М.: Изд. МГУ, 2004. – 352 с. 3. Данилова, Н.Н. Психофизиология /Н.Н. Данилова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -205 с. 4. Иванов, А.А. Физиология рыб/А.А.Иванов – М.: Мир, 2003. -120с. 5. Иммунология / Е.С. Воронин, А.М. Петров, М.М. Серых, А.Д. Девришов . Под ред. Е.С. Воронина. – М.: Колос-Пресс, 2002. -455 с. 6. Ипполитова, Т.В. Этология животных /Т.В.Ипполитова - М.: МГАВМиБ имени К.И.Скрябина, 1999. -32 с. 7. Ипполитова, Т.В. Типы высшей нервной деятельности, их связь с реактивностью и продуктивностью с.-х. животных/Т.В. Ипполитова. - Лекция. – М.: МГАВМиБ имени К.И.Скрябина, 1999. -18 с. 8. Лысов, В.Ф., Максимов, В.И. Особенности функциональных систем и основы этологии сельскохозяйственной птицы. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений/ В.Ф.Лысов, В.И. Максимов – М.: Агроконсалт, 2003. – 96 с. 9. Начала физиологии: Учебник для вузов / А.Д. Ноздрачев, Ю.А. Баженов, А.С. Батуев и др. Под. ред. А.Д. Ноздрачева – Спб.: «Лань», 2001.- 468 с. 10. Судаков, К.В. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / К.В. Судаков.– М.: Медицин. информац. агентство. 1999. -258 с. 11. Ройт, А. Иммунология / А. Ройт, Дж. Бросттофф, Д. Мейл. – М.: Мир, 2000. -652 с. 12. Сафонов, Н.А.,Фомина, В.Д. Физиология иммунной системы: Учеб. пособие / Н.А.Сафонов, В.Д. Фомина. – 2-е изд. - М.: Моск.гос.акад.вет. мед. и биотехнологии им. К.И.Скрябина, 2003. – 126с. 13. Смит, К. Биология сенсорных систем. /К. Смит, Пер. с анг. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. -320 с. 14. Физиология сельскохозяйственных животных / А.Н. Голиков, Н.У. Базанова, З.К. Кожебеков и др.; Под редакцией А.Н. Голикова. 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991. -432 с. 15. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии/ В.В. Шульговский. – М.: Аспект-пресс, 2000.-218 с. 16. Журнал «Сельскохозяйственная биология». Серия биология животных. – М.: Россельхозакадемия. 17. Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – С.- П.: Наука. 18. Журнал «Успехи физиологических наук». – М.: Наука. 19. Журнал «Ветеринария» – М.: Колос. 20. Журнал «Молочное и мясное скотоводство» – М.: ОАО «Агроплемсоюз». 21. Журнал «Зоотехния» – М.: МСХ РФ. в) программное обеспечение Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Павлова Т.Н. Физиология животных: программированное обучение. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №20044611860 от 11 августа 2004г. М. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам. Учебные и научные фильмы, используемые по дисциплине: - Адаптация организма. - Вегетативная нервная система. - Выделительные процессы. - Выделительная функция почек. -Железы внутренней секреции. - Живая клетка. - Кровообращение. - Кровь. - Мембранное пищеварение. - Мочеобразование. - Обмен веществ, азотное питание, обмен углеводов, липидов. - Обмен веществ и энергии. - Оплодотворение. - Органы чувств. - Особенности пищеварения у жвачных животных. - Перенос газов кровью. - Пищеварение. - Потребление пищи. Аппетит, его регуляция. - Физиология дыхания. - Физиология коры больших полушарий. - Физиология мышц и нервов. - Физиология лактации. - Физиология питания жвачных животных. - Физиология пищеварения крупного рогатого скота. - Физиология размножения. - Физиология центральной нервной системы. - Электрофизиология центральной нервной системы. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http: //www.mgavm. ru/category/kafedra_fiziologii/ ^ Основные приборы и оборудование в учебной физиологической лаборатории (классе): -Анализатор диоксида углерода химический. - Аппарат для искусственного дыхания мелких лабораторных животных. - Аппарат для определения щелочного резерва крови. - Аппарат для определения основного обмена. - Аудимометр поликлинический для определения порогов слышимости. - Аудимометр речевой. - Векторэлектрокардиоскоп стационарный. - Воронки для сбора слюны из фистулы протока околоушной слюнной железы. - Воспринимающие капсулы: капсула с мехами, сильфоны, бумажная гафрированная капсула. - Газоанализатор вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (Орса, модифицированный). - Газоанализатор Холдена. - Газовый счетчик. - Гальваническая вилка. - Гематокрит. - Гемоглобинометр фотоэлектрический. - Гемометр ГС (Сали). - Датчики: индуктивные, емкостные. - Импульсный стимулятор. - Камера Горяева. - Камера для выработки двигательных, оборонительных условных рефлексов у мелких лабораторных животных. - Камера для выработки двигательно-пищевых условных рефлексов у кроликов. - Катушка индукционная (аппарат Дюбуа-Реймона, модифицированный). - Кимографы: с часовым механизмом, электрокимограф. - Коагулограф самопишущий переносной для исследования скорости свертывания крови. - Колориметр-нефелометр фотоэлектрический, ФЭК. - Лабораторный рН-метр. - Магнитный самописец. - Маски газообменные для: человека, лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки. - Метаболиметр. - Метрономы: механический, статический. - Механический лентопротяжный механизм. - Мешок Дугласа для выделяемого воздуха. - Микроскоп биологический. - Микроцентрифуга для определения гематокрита. - Микроцентрифуга Шкляра. - Набор инструментов для исследования нервной системы у сельскохозяйственных животных (по И.П. Шаптала). - Оксигемограф для регистрации степени насыщения артериальной крови кислородом. - Оксигемометр комбинированный для измерения насыщения крови кислородом. - Ольфактометр для количественного определения остроты обоняния. - Осциллограф артериальный портативный. - Осциллограф медицинский перьевой (для регистрации на бумаге исследуемых процессов). - Осциллоскоп двухканальный (для наблюдения на экране ЭКГ, ЭФГ, кривых кровяного давления и др.). - Отметчики времени: хронограф Жакэ, электромагнитные отметчики (одинарные, двойные). - Периметр Фостера. - Плетизмограф. - Пневмотахометр. - Преобразователь давления медицинский (для регистрации плетизмограмм, пневмограмм, кривых пульса и др.). - Прибор чернильно-пишущий. - Приборы для определения скорости оседания эритроцитов: эритроседиометр Неводова, капилляры Панченкова. - Пульсотахометр. - Регистратор перьевой чернильно-пишущий. - Регистрирующие рычажки: двуплечий Энгельмана (рычажок первого рода), одноплечий (рычажок второго рода). - Реограф для регистрации электрического сопротивления тканей. - Респирационная камера для мелких лабораторных животных. - Руминограф Горяиновой (для записи сокращений рубца жвачных). - Система для взятия проб альвеолярного воздуха. - Система воздушной передачи с гласс-баллоном. - Спирометр сухой портативный. - Спирометры: водный, воздушный. - Стимулятор импульсивный электронный для лабораторных работ раздражения и диагностики состояния нервов и мышц. - Сфигмограф чернильно-пишущий (приставка к ЭКГ для записи артериального пульса). - Счетчик форменных элементов крови. - Термобаня электрическая (для нагрева пробирок, колб, лабораторных стаканов в воде). - Универсальный штатив с комплектом муфт с зажимами, муфт со стержнем, прямые и изогнутые держатели, двойные подставки, блоки с шарнирами, стержень с держателем рычажка. - Урометр. - Усилитель биопотенциалов для микроэлектродных отведений (предусилитель к чернильно-пишущим и светолучевым осциллографам). - Установка для пневмографии. - Фистульные трубки для желудка и кишечника. - Фонокардиографическая приставка к электрокардиографу (для снятия и записи акустических явлений сердца). - Хронаксиметр. - Электроды для раздражений низковольтным электрическим током. - Электрогастрограф. - Электроды для раздражений низковольтным электрическим током. - Электрогастрограф. - Электроимпульсатор универсальный. - Электрокардиограф одноканальный с чернильной и тепловой записью. - Электрокардиограф двухканальный с чернильной и тепловой записью. - Электроннолучевой низкочастотный осциллограф. - Электронный измеритель давлений типа ЭИД. - Электростимулятор лабораторный (для физиологических работ). - Электротермометр с набором датчиков. - Электроэнцефаллограф. - Эритрогемометр фотоэлектрический (для определения количества эритроцитов и гемоглобина в крови). - Эстезиометр (циркуль Вебера). ^ 1. Ипполитова, Т.В. Физиология и этология животных. Программа и методические указания по специальности «Зоотехния»/ Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, В.Д. Фомина. - М.: МГАВМиБ, 2002. – 52с. 2. Ипполитова, Т.В. Физиология животных: программированное обучение – обучающая компьютерная программа по физиологии. Учебно-методическое пособие / Т.В. Ипполитова, В.И.Максимов, Т.Н. Павлова. Под ред. В.И. Максимова. – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2007, 96с. 3. Сборник заданий к лабораторному практикуму по физиологии и этологии животных: учебное пособие/ Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Т.Е. Ткаченко и др., – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2009. - 119с. Примеры тестов для контроля успеваемости: ^
^
^
^
^
^
^
8.Паращитовидные железы, синтезирующие паратгормон, обеспечивают постоянство _________ в крови.
^
^
^
^
^
^
^
^
^
18.Центы кожной чувствительности расположены в _________ зоне коры больших полушарий
^
^
21, 22 ….. не менее 100 Разработчики: МГАВМиБ зав.кафедрой Ипполитова Т.В.___ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) МГАВМиБ профессор Максимов В.И. (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) МГАВМиБ доцент Фомина В.Д.______ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты: 1. Иванов А.А., докт. биол. наук, проф. заведующий кафедрой морфологии и физиологии животных ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева», 2. Козлов С.А., докт. биол. наук, проф., заведующий кафедрой скотоводства и коневодства ФГОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина». |