Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния





Скачать 402.99 Kb.
Название Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния
Дата конвертации 25.03.2013
Размер 402.99 Kb.
Тип Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

«Физиология животных»


Рекомендуется для направления подготовки -111100 Зоотехния


Квалификации (степень) выпускника – «бакалавр»


Москва 2010


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения физиологии животных при подготовке специалистов по направлению 111100 «Зоотехния», квалификации (степени) бакалавров по специальности является формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, о качественном своеобразии организма продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых бакалавру для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов.

Задачами физиологии являются:

- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;

- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Профессиональный цикл. При изучении дисциплины «Физиология животных» студенты должны знать особенности строения клеток, тканей, органов, их биохимический состав, уметь пользоваться микроскопической техникой, препаровать ткани и органы, готовить и окрашивать гистологические препараты. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Микробиология и иммунология», «Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами акушерства», «Свиноводство», «Скотоводство», «Овцеводство», «Птицеводство», «Коневодство», «Кролиководство», «Основы научных исследований».


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способности применять знания о функциональных особенностях нервной системы, кровообращения, дыхания, пищеварительной системы, обмена веществ, выделения, размножения, лактации, высшей нервной деятельности и поведения животных для организации оптимальных методов и приемов их содержания, кормления, разведения и эффективного использования, принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных, обоснованного использования современных средств автоматизации и механизации в животноводстве, эффективного управления продуктивными, спортивными и декоративными животными в соответствии с их предназначением.

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: физиологические процессы и функции организма млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой и с учетом влияния условий окружающей среды, технологии содержания, кормления и эксплуатации.

Уметь: самостоятельно проводить исследования на животных (лабораторных и сельскохозяйственных) и составляющих системы их гомеостаза по изучению физиологических констант крови, обменных процессов и теплорегуляции, дыхания, эндокринной, иммунной, пищеварительной, лактации, выделительной систем и т.д.

Владеть: знаниями механизмов регуляции физиологических процессов и функций на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой в организме млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, способствующих научной организации их содержания, кормления и эксплуатации.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

^ Аудиторные занятия (всего)

72

44

28

В том числе:










Лекции

32

18

14

Практические занятия (ПЗ)

4




4

Лабораторные работы (ЛР)

36

26

10

^ Самостоятельная работа (всего)

72

36

36

В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат

+

+

+

^ Другие виды самостоятельной работы






















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




за-чет

экза-мен

Общая трудоемкость, часы

144

80

64

Зачетные единицы

4








^ 5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение

Наука физиология. История развития физиологии. Связь физиологии с другими науками. Методы физиологии.

2.

Физиология клетки

Химический состав и морфология клетки. Пластический и энергетический обмен в клетке.

3.

Физиология возбудимых тканей.

Электрические явления в тканях. Скелетные и гладкие мышцы, их свойства. Механизм и виды сокращения мышц. Сила, работа, утомление мышц.

4.

Физиология нервной системы.

Нервная система как основной компонент рефлекторного механизма регуляции функций. Строение и функции синапсов. Деятельность организма по принципу функциональных систем.

Функции отдельных образований центральной нервной системы.

5.

Сенсорные системы.


Общие свойства анализаторов, принципы их строения и кодирования сигналов. Назначение анализаторов.

6.

Эндокринная система.

Понятие о железах внутренней секреции. Характеристика отдельных желез внутренней секреции и их гормонов.

7.

Физиология системы крови.

Понятие о внутренней среде организма и гомеостазе. Основные функции и свойства крови. Плазма и форменные элементы крови, их роль в физиологических процессах организма.

8.

Физиология иммунной системы.

Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы, их виды и функции. Врожденная и приобретенная формы иммунного ответа.

9.

Физиология кровообращения.

Физиология сердца и кровеносных сосудов.

Свойства сердечной мышцы. Регуляция сердечной деятельности.

Гемодинамика. Регуляция давления и движения крови.

Внешние проявления деятельности сердца и кровеносных сосудов.



10.

Физиология дыхания.

Легочная вентиляция. Жизненная и общая емкость легких. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью. Газообмен в тканях. Регуляция процессов дыхания.

11.

Физиология пищеварения.

Особенности пищеварения у жвачных животных, лошадей, свиней и птицы.

12.

Физиология обмена веществ и энергии.

Значение обмена веществ и энергии. Методы исследования обмена веществ и энергии. Обмен белков, углеводов, жиров и их регуляция.

13.

Физиология системы выделения.

Почки и мочевыводящие пути. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды организма. Образование и выведение мочи.

14.

Физиология системы размножения.

Характеристика органов размножения и их функций у самцов.

Характеристика органов размножения и их функций у самок. Физиология беременности и родов.

15.

Физиология системы лактации.

Образование молока, его распределение и накопление в емкостной системе вымени. Молоко и молозиво.

Выведение молока при доении и сосании. Остаточное молоко. Физиологические основы сосания, ручного и машинного доения.

16.

Физиология высшей нервной деятельности.

Образование и торможение условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности. Динамический стереотип и его роль в организации ухода и содержания животных.

17.

Физиологическая адаптация.

Понятие и механизмы адаптации. Адаптация животных и птицы к температуре, газовому составу окружающей среды, шумам, технологическим условиям. Природные факторы среды.


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими дисциплинами)

№№

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1.

Кормление животных

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Микробиология и иммунология




+













+

+




























3.

Разведение животных

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Зоогигиена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Безопасность жизнедеятельности

+

















































6.

Молочное дело

+







+




+






















+

+




+

7.

Звероводство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8.

Основы ветеринарии

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9.

Биотехника воспроизводства с основами акушерства

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10.

Свиноводство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11.

Скотоводство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12.

Овцеводство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13.

Птицеводство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14.

Коневодство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15.

Кролиководство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16.

Основы научных исследований.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Примечание: (+) – связь физиологии с последующими дисциплинами.

.


^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лекц.

Практ.

Зан.

Лаб.

Зан.

Семин.

СРС

Всего

1.

Введение

2

-

2

-

-

4

2.

Физиология клетки

-

-

-

-

4

4

3.

Физиология возбудимых тканей.

2

-

3

-

6

11

4.

Физиология нервной системы

4

-

4

-

6

14

5.

Физиология сенсорных систем

2

-

3

-

4

9

6

Физиология эндокринной системы

2

-

2

-

4

8

7.

Физиология системы крови

2

-

4

-

2

8

8

Физиология иммунной системы

2

-

-

-

4

6

9.

Физиология кровообращения и лимфообращения

2

-

4

-

4

10

10.

Физиология системы дыхания

2

-

2

-

4

8

11.

Физиология пищеварения

2

-

4

-

10

16

12.

Физиология обмена веществ и энергии. Теплорегуляция.

2

2

-

2

6

12

13.

Физиология выделения.

2

-

2

-

2

6

14.

Физиология размножения

2

-

2

-

4

8

15.

Физиология лактации

2

-

2

-

4

8

16.

Физиология высшей нервной деятельности

2

-

2

-

4

8

17.

Физиологическая адаптация животных

-

-

-

-

4

4




Итого

32

2

36

2

72

144



^ 6. Лабораторный практикум.




п/п

Разделы

Темы занятий, № и наименование работ

Кол-во

час

1

ВВЕДЕНИЕ

^ Вводное занятие. Правила работы в учебной аудитории при выполнении лабораторных и практических занятий. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Методы и приборы, применяемые при физиологических исследованиях.


2

2

^ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

1. Возбудимость нервов и мышц.

Работа 1. Приготовление нервно-мышечного препарата.

Работа 2. Определение порога возбудимости нерва и мышц.

3. Сокращение мышц.

Работа 8. Влияние частоты раздражения на сокращение скелетной мышцы.

4. Свойства гладкой мышцы.

Работа 10. Возбудимость и сократимость гладкой мышцы.

3

3

^ ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

7. Учение о рефлексе.

Работа 16. Рефлексы спинного мозга и анализ рефлекторной дуги.

Работа 17. Определение времени рефлекса.

8. Свойства нервных центров.

Работа 20. Суммация возбуждений в нервных центрах.

Работа 21. Иррадиация возбуждения в нервных центрах.

Работа 22. Влияние нервных центров на тонус скелетных мышц.

7. Учение о рефлексе.

Работа 18. Исследование двигательных рефлексов у сельскохозяйственных животных.

11. Тонические рефлексы.

Работа 27. Исследование тонических рефлексов у животных.

4

4

^ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

44. Общие свойства анализаторов. Зрительный анализатор.

Работа 113. Изучение влияния света на величину зрачка.

Работа 114. Изучение аккомодации.

45. Слуховой анализатор.

Работа 115. Изучение явления резонанса.

Работа 116. Исследование костной и воздушной проводимости звука.

Работа 117. Определение локализации источника звука.

2

5

^ Коллоквиум по разделам «Физиология возбудимых тканей. Физиология нервной системы. Физиология сенсорных систем».

1

6

^ ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

(ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ)

13. Гормоны адаптации

Работа 31. Влияние адреналина на диаметр зрачка глаза.

Работа 32. Влияние адреналина на изолированное сердце лягушки.

14. Гормоны, регулирующие процессы размножения

Работа 34. Влияние хориальных (сывороточных) гонадотропинов на половые железы самок.


2



7

^ ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

КРОВИ

15. Состав крови

Работа 35. Определение объемного соотношения плазмы и форменных элементов крови.

Работа 36. Определение количества эритроцитов и лейкоцитов.

Работа 37. Определение количества гемоглобина в крови.

Работа 38. Спектральный анализ гемоглобина.


2



8

Коллоквиум по разделам: «Физиология системы крови. Физиология иммунной системы».

2

9

^ ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

КРОВООБРА

ЩЕНИЯ

19. Сердечный цикл.

Работа 46. Регистрация сокращений сердца лягушки.

20. Автоматия сердца.

Работа 47. Автоматия сердца и влияние на нее различных факторов.

Работа 48. Проводящая система сердца.


2



10.

^ ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ДЫХАНИЯ

27. Внешнее дыхание

Работа 61. Графическая регистрация дыхательных движений грудной клетки (пневмография) при различных физиологических состояниях.

Работа 63. Определение дыхательных объемов и жизненной емкости легких.

28. Газообмен в легких и тканях

Работа 65. Сравнительное определение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

Работа 66. Наблюдение за выделением углекислого газа при сокращении мышц (опыт Либиха).


2


11.
^
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
ПИЩЕВАРЕНИЯ




29. Ротовое пищеварение

Работа 68. Изучение ферментов слюны.

30. Пищеварение в желудке

Работа 70. Изучение ферментов желудочного сока.

31. Пищеварение в кишечнике

Работа 72. Изучение ферментов поджелудочного сока.

Работа 73. Изучение действий желчи на жир.

33. Особенности пищеварения у жвачных животных и лошади

Работа 76. Сравнительное определение реакции слюны у коров и лошади.

Работа 79. Наблюдение инфузорий рубцового содержимого под микроскопом.


4



12.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ

ВЫДЕЛЕНИЯ

36. Функции почек и мочевыводящих путей

Работа 84. Изучение диуреза у белых мышей.

Работа 85. Определение удельного веса мочи.

Работа 86. Определение реакции мочи.

2

13.

Коллоквиум по разделам: «Физиология системы пищеварения», «Физиология обмена веществ, энергии и терморегуляции», «Физиология системы выделения»

2

14.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ

РАЗМНОЖЕНИЯ

38. Физиология размножения самцов

Работа 92. Состав спермы, строение и движение спермиев.

Работа 94. Влияние температуры на спермиев.

Работа 95. Влияние кислотности среды на спермиев.

39.Физиология размножения самок

Работа 96. Изучение строения яйцеклетки свиньи.

Работа 97. Наблюдение процесса освобождения яйцеклетки от клеток яйценосного бугорка и лучистого венца.

2



15.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ

ЛАКТАЦИИ
^

№40 Выведение молока


Работа 99. Получение разных фракций (порций) молока

№41. Состав молока Работа 101. Исследование молока разных фракций (порций).


Работа 102. Определение в молоке белков: казеина, лактоальбуминов и лактоглобулинов.

2


16.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ

НЕРВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
^

№42. Условные рефлексы


Работа 105. Двигательно-пищевые условные рефлексы.

Работа 107. Наблюдение процесса выработки слюноотделительного пищевого условного рефлекса на электрофицированной модели.

43. Торможение условных рефлексов

Работа 108. Внешнее торможение условного рефлекса.

Работа 109. Угасательное торможение условного рефлекса.

Работа 110. Дифференцировочное торможение условного рефлекса.

2









ВСЕГО:

36




^ 7. Практические занятия (семинары)



п/п

Разделы

Темы занятий, № и наименование работ

Кол-во

час

1.

^ ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

34. Обмен веществ. Обмен белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды (семинар).

2



34. Обмен энергии

Работа 81. Определение обмена энергии у животного методом непрямой калориметрии (практич. занятие).

2








Всего:



4

^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

1) Адаптация организма животных и птицы к различным способам и рационам кормления.

2) Адаптация организма животных и птицы к различным условиям содержания и промышленной технологии.

3) Влияние биологических активных добавок на физиологические процессы организма животных и птицы.


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература

1.Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. – М.: КолосС, 2004. – 568 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

2. Лысов, В.Ф. Основы физиологии и этологии животных /В.Ф. Лысов, В.И. Максимов – М.: КолосС, 2004. – 256 с.: ил. - (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

3. Лысов, В.Ф., Ипполитова, Т.В., Максимов, В.И., Шевелев, Н.С. Практикум по физиологии животных / В.Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С.Шевелев; Под ред. В.И. Максимова. – М.: КолосС, 2005. – 256 с.

4. Сборник заданий к лабораторному практикуму по физиологии и этологии животных: учебное пособие/ Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Т.Е. Ткаченко и др., – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2009. - 119с.

5.Физиология и этология сельскохозяйственных птиц: Учебник /В.Ф.Лысов, Т.Е.Костина, В.И.Максимов и др.//Под ред. В.И.Максимова, - М.:КолосС, 2010. -296 с.

6.Физиология и этология сельскохозяйственных птиц: Учебник /В.А.Гудин, В.Ф.Лысов, В.И.Максимов// Под. Ред.В.И.Максимова. –СПб.: Лань, 2010. -336 с.


б) дополнительная литература

1. Ажипа, Я.И. Трофическая функция нервной системы./Я.И.Ажипа – М.: Наука, 1990. – 145 с.

2. Галактионов, В.Г. Иммунология./В.Г. Галактионов – М.: Изд. МГУ, 2004. – 352 с.

3. Данилова, Н.Н. Психофизиология /Н.Н. Данилова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -205 с.

4. Иванов, А.А. Физиология рыб/А.А.Иванов – М.: Мир, 2003. -120с.

5. Иммунология / Е.С. Воронин, А.М. Петров, М.М. Серых, А.Д. Девришов . Под ред. Е.С. Воронина. – М.: Колос-Пресс, 2002. -455 с.

6. Ипполитова, Т.В. Этология животных /Т.В.Ипполитова - М.: МГАВМиБ имени К.И.Скрябина, 1999. -32 с.

7. Ипполитова, Т.В. Типы высшей нервной деятельности, их связь с реактивностью и продуктивностью с.-х. животных/Т.В. Ипполитова. - Лекция. – М.: МГАВМиБ имени К.И.Скрябина, 1999. -18 с.

8. Лысов, В.Ф., Максимов, В.И. Особенности функциональных систем и основы этологии сельскохозяйственной птицы. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений/ В.Ф.Лысов, В.И. Максимов – М.: Агроконсалт, 2003. – 96 с.

9. Начала физиологии: Учебник для вузов / А.Д. Ноздрачев, Ю.А. Баженов, А.С. Батуев и др. Под. ред. А.Д. Ноздрачева – Спб.: «Лань», 2001.- 468 с.

10. Судаков, К.В. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / К.В. Судаков.– М.: Медицин. информац. агентство. 1999. -258 с.

11. Ройт, А. Иммунология / А. Ройт, Дж. Бросттофф, Д. Мейл. – М.: Мир, 2000. -652 с.

12. Сафонов, Н.А.,Фомина, В.Д. Физиология иммунной системы: Учеб. пособие / Н.А.Сафонов, В.Д. Фомина. – 2-е изд. - М.: Моск.гос.акад.вет. мед. и биотехнологии им. К.И.Скрябина, 2003. – 126с.

13. Смит, К. Биология сенсорных систем. /К. Смит, Пер. с анг. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. -320 с.

14. Физиология сельскохозяйственных животных / А.Н. Голиков, Н.У. Базанова, З.К. Кожебеков и др.; Под редакцией А.Н. Голикова. 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991. -432 с.

15. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии/ В.В. Шульговский. – М.: Аспект-пресс, 2000.-218 с.

16. Журнал «Сельскохозяйственная биология». Серия биология животных. – М.: Россельхозакадемия.

17. Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – С.- П.: Наука.

18. Журнал «Успехи физиологических наук». – М.: Наука.

19. Журнал «Ветеринария» – М.: Колос.

20. Журнал «Молочное и мясное скотоводство» – М.: ОАО «Агроплемсоюз».

21. Журнал «Зоотехния» – М.: МСХ РФ.


в) программное обеспечение


Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Павлова Т.Н. Физиология животных: программированное обучение. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №20044611860 от 11 августа 2004г. М. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам.

Учебные и научные фильмы, используемые по дисциплине:

- Адаптация организма.

- Вегетативная нервная система.

- Выделительные процессы.

- Выделительная функция почек.

-Железы внутренней секреции.

- Живая клетка.

- Кровообращение.

- Кровь.

- Мембранное пищеварение.

- Мочеобразование.

- Обмен веществ, азотное питание, обмен углеводов, липидов.

- Обмен веществ и энергии.

- Оплодотворение.

- Органы чувств.

- Особенности пищеварения у жвачных животных.

- Перенос газов кровью.

- Пищеварение.

- Потребление пищи. Аппетит, его регуляция.

- Физиология дыхания.

- Физиология коры больших полушарий.

- Физиология мышц и нервов.

- Физиология лактации.

- Физиология питания жвачных животных.

- Физиология пищеварения крупного рогатого скота.

- Физиология размножения.

- Физиология центральной нервной системы.

- Электрофизиология центральной нервной системы.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http: //www.mgavm. ru/category/kafedra_fiziologii/


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Основные приборы и оборудование в учебной физиологической лаборатории (классе):


-Анализатор диоксида углерода химический.

- Аппарат для искусственного дыхания мелких лабораторных животных.

- Аппарат для определения щелочного резерва крови.

- Аппарат для определения основного обмена.

- Аудимометр поликлинический для определения порогов слышимости.

- Аудимометр речевой.

- Векторэлектрокардиоскоп стационарный.

- Воронки для сбора слюны из фистулы протока околоушной слюнной железы.

- Воспринимающие капсулы: капсула с мехами, сильфоны, бумажная гафрированная капсула.

- Газоанализатор вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (Орса, модифицированный).

- Газоанализатор Холдена.

- Газовый счетчик.

- Гальваническая вилка.

- Гематокрит.

- Гемоглобинометр фотоэлектрический.

- Гемометр ГС (Сали).

- Датчики: индуктивные, емкостные.

- Импульсный стимулятор.

- Камера Горяева.

- Камера для выработки двигательных, оборонительных условных рефлексов у мелких лабораторных животных.

- Камера для выработки двигательно-пищевых условных рефлексов у кроликов.

- Катушка индукционная (аппарат Дюбуа-Реймона, модифицированный).

- Кимографы: с часовым механизмом, электрокимограф.

- Коагулограф самопишущий переносной для исследования скорости свертывания крови.

- Колориметр-нефелометр фотоэлектрический, ФЭК.

- Лабораторный рН-метр.

- Магнитный самописец.

- Маски газообменные для: человека, лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки.

- Метаболиметр.

- Метрономы: механический, статический.

- Механический лентопротяжный механизм.

- Мешок Дугласа для выделяемого воздуха.

- Микроскоп биологический.

- Микроцентрифуга для определения гематокрита.

- Микроцентрифуга Шкляра.

- Набор инструментов для исследования нервной системы у сельскохозяйственных животных (по И.П. Шаптала).

- Оксигемограф для регистрации степени насыщения артериальной крови кислородом.

- Оксигемометр комбинированный для измерения насыщения крови кислородом.

- Ольфактометр для количественного определения остроты обоняния.

- Осциллограф артериальный портативный.

- Осциллограф медицинский перьевой (для регистрации на бумаге исследуемых процессов).

- Осциллоскоп двухканальный (для наблюдения на экране ЭКГ, ЭФГ, кривых кровяного давления и др.).

- Отметчики времени: хронограф Жакэ, электромагнитные отметчики (одинарные, двойные).

- Периметр Фостера.

- Плетизмограф.

- Пневмотахометр.

- Преобразователь давления медицинский (для регистрации плетизмограмм, пневмограмм, кривых пульса и др.).

- Прибор чернильно-пишущий.

- Приборы для определения скорости оседания эритроцитов: эритроседиометр Неводова, капилляры Панченкова.

- Пульсотахометр.

- Регистратор перьевой чернильно-пишущий.

- Регистрирующие рычажки: двуплечий Энгельмана (рычажок первого рода), одноплечий (рычажок второго рода).

- Реограф для регистрации электрического сопротивления тканей.

- Респирационная камера для мелких лабораторных животных.

- Руминограф Горяиновой (для записи сокращений рубца жвачных).

- Система для взятия проб альвеолярного воздуха.

- Система воздушной передачи с гласс-баллоном.

- Спирометр сухой портативный.

- Спирометры: водный, воздушный.

- Стимулятор импульсивный электронный для лабораторных работ раздражения и диагностики состояния нервов и мышц.

- Сфигмограф чернильно-пишущий (приставка к ЭКГ для записи артериального пульса).

- Счетчик форменных элементов крови.

- Термобаня электрическая (для нагрева пробирок, колб, лабораторных стаканов в воде).

- Универсальный штатив с комплектом муфт с зажимами, муфт со стержнем, прямые и изогнутые держатели, двойные подставки, блоки с шарнирами, стержень с держателем рычажка.

- Урометр.

- Усилитель биопотенциалов для микроэлектродных отведений (предусилитель к чернильно-пишущим и светолучевым осциллографам).

- Установка для пневмографии.

- Фистульные трубки для желудка и кишечника.

- Фонокардиографическая приставка к электрокардиографу (для снятия и записи акустических явлений сердца).

- Хронаксиметр.

- Электроды для раздражений низковольтным электрическим током.

- Электрогастрограф.

- Электроды для раздражений низковольтным электрическим током.

- Электрогастрограф.

- Электроимпульсатор универсальный.

- Электрокардиограф одноканальный с чернильной и тепловой записью.

- Электрокардиограф двухканальный с чернильной и тепловой записью.

- Электроннолучевой низкочастотный осциллограф.

- Электронный измеритель давлений типа ЭИД.

- Электростимулятор лабораторный (для физиологических работ).

- Электротермометр с набором датчиков.

- Электроэнцефаллограф.

- Эритрогемометр фотоэлектрический (для определения количества эритроцитов и гемоглобина в крови).

- Эстезиометр (циркуль Вебера).

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:


1. Ипполитова, Т.В. Физиология и этология животных. Программа и методические указания по специальности «Зоотехния»/ Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, В.Д. Фомина. - М.: МГАВМиБ, 2002. – 52с.

2. Ипполитова, Т.В. Физиология животных: программированное обучение – обучающая компьютерная программа по физиологии. Учебно-методическое пособие / Т.В. Ипполитова, В.И.Максимов, Т.Н. Павлова. Под ред. В.И. Максимова. – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2007, 96с.

3. Сборник заданий к лабораторному практикуму по физиологии и этологии животных: учебное пособие/ Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Т.Е. Ткаченко и др., – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2009. - 119с.


Примеры тестов для контроля успеваемости:


^ 1.Потенциалом действия является

  1. пикообразное колебание потенциала в результате перезарядки клеточной мембраны и последующего восстановления исходного заряда




  1. разность потенциалов между невозбужденным и возбужденным участками мембраны клетки




  1. разность зарядов между поврежденным и неповрежденным участками мембраны клетки




  1. отсутствие разности зарядов на мембране клетки


^ 2.Потенциалом покоя является

  1. разность зарядов между наружной и внутренней поверхностями клеточной мембраны в состоянии физиологического покоя




  1. разность зарядов между целыми и поврежденными клетками в состоянии физиологического покоя




  1. разность заряда на клеточной мембране, возникающая вслед за возбуждением




  1. отсутствие разности зарядов на разных участках мембраны клетки


^ 3.Скорость проведения возбуждения в мякотных нервных волокнах достигает

  1. 70-120 м/сек




  1. 12 -15 м/сек




  1. 2 -10 м/сек




  1. 0,5-3,0 м/сек


^ 4.Наименьшее образование, обладающее свойством сократимости, являющееся функциональной единицей поперечно-полосатой мышцы, называется …

  1. саркомер




  1. актин




  1. миозин




  1. филамент


^ 5.Закономерная ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием центральной нервной системы, называется …

  1. рефлексом




  1. тетанусом




  1. висцерорецепцией




  1. аккомодацией



^ 6.В координации сложных двигательных актов организма, включая произвольные движения, участвует …

  1. Стриатум




  1. Мозжечок




  1. Таламус




  1. гипоталамус



^ 7.Гипоталамус обеспечивает связь центральной нервной системы с гормональной системой организма благодаря …


  1. либеринам и статинам




  1. эстрогенам и андрогенам




  1. адреналину и дофамину




  1. инсулину и глюкагону


8.Паращитовидные железы, синтезирующие паратгормон, обеспечивают постоянство _________ в крови.

  1. кальция




  1. натрия




  1. медиаторов




  1. сахара


^ 9.К центральным органам иммунной системы относит(ят)ся …

  1. красный костный
    мозг




  1. поджелудочная железа




  1. лимфатические узлы

  2. пейеровы бляшки


^ 10.Большой круг кровообращения  начинается в …

  1. левом желудочке




  1. правом желудочке




  1. левом предсердии




  1. правом предсердии


^ 11.Секреторная деятельность печени проявляется в образовании …

  1. желчи




  1. энтерокиназы




  1. трипсина




  1. глюкагона


^ 12.Отрыгивание и повторное пережевывание принятого корма у некоторых видов животных называется …

  1. жвачка




  1. рвота




  1. ферментация




  1. реверсия


^ 13.В процессе обмена веществ превращение углеводов начинается под действием ферментов в …

  1. ротовой полости




  1. желудке




  1. кишечнике




  1. печени


^ 14.Соединением угарного газа с гемоглобином является …

  1. карбоксигемоглобин




  1. оксигемоглобин




  1. карбогемоглобин




  1. метгемоглобин


^ 15.Структурной и функциональной единицей почек является …

  1. нефрон




  1. нейрон




  1. лоханка




  1. мальпигиев клубочек


^ 16.Процесс воспроизведения себе подобных называется …

  1. размножение




  1. распределение




  1. разведение




  1. распространение


^ 17.Первый вдох новорожденного вызван накоплением в его организме…

  1. углекислого газа




  1. кислорода




  1. мочевины




  1. аммиака


18.Центы кожной чувствительности расположены в _________ зоне коры больших полушарий

  1. теменной




  1. лобной




  1. височной




  1. затылочной


^ 19.Совокупность процессов, обеспечивающих  приспособление организма к изменяющимся условиям среды, называется …

  1. адаптацией

  2. локомоцией




  1. трансформацией




  1. периодизацией


^ 20. Высшая нервная деятельность– это деятельность …

  1. коры больших полушарий и подкорковых образований головного мозга




  1. только коры больших полушарий головного мозга




  1. мозжечка и среднего мозга




  1. головного и спинного мозга



21, 22 ….. не менее 100


Разработчики:

МГАВМиБ зав.кафедрой Ипполитова Т.В.___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


МГАВМиБ профессор Максимов В.И.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

МГАВМиБ доцент Фомина В.Д.______

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

1. Иванов А.А., докт. биол. наук, проф. заведующий кафедрой морфологии и физиологии животных ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева»,

2. Козлов С.А., докт. биол. наук, проф., заведующий кафедрой скотоводства и коневодства ФГОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина».

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины физиология и этология животных рекомендуется для направления

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» Рекомендуется для направления подготовки

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины «Патологическая физиология» Рекомендуется для направления

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий)

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа по дисциплине «Морфология животных» Направление подготовки 111100 Зоотехния

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины «Генетика и биометрия» Рекомендуется для направления

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины «иммунология» Рекомендуется для направления подготовки

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная генетика» Рекомендуется для направления

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины «Клиническая диагностика» Рекомендуется для направления

Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния icon Примерная программа наименование дисциплины «акушерство и гинекология» Рекомендуется для направления

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина