|
Скачать 48.29 Kb.
|
Лекция 3.2 Специфика электронного учебникаОбщепринято, что электронный учебник - является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. : 1) традиционный учебник, представленный в оцифрованном (отсканированном) виде, не обладающий признаками гипертекстового документа. Это скорее учебник на электронном носителе. Например, учебник «Образовательный комплекс. Современные методы принятия оптимальных решений» Казанского государственного университета (http://www.itlab.unn.ru/uploads/des/SprBook.pdf); 2) традиционный учебник, имеющий признаки гипертекстового документа (например, имеющий оглавление и гиперссылки на разделы, или средства навигации по страницам). Это переходная форма к электронному учебнику, тяготеющая к традиционному учебнику на электронном носителе. Среди просмотренных документов можно назвать целый ряд учебников, расположенных на сайте Федерации Интернет-образования (http://www.center.fio.ru/som/items.asp?id=10001373), в т.ч. «История Востока» (http://www.kulichki.com/~gumilev/HE1/), учебник В.Ю.Волошиной и А.Г.Быковой «Советский период российской истории (1917-1993 гг)» (http://aleho.narod.ru/book2/). Тем не менее, среди таких учебников появляется все больше очень интересных документов, например, учебник профессора В.А.Каймина «Информатика» (http://bak2.narod.ru/tests/infogl.htm); учебник В.Степанова «Интернет в профессиональной информационной деятельности» (http://www.libs.ru/doc/textbook/); 3) электронный учебник, созданный как самостоятельный документ, обладающий отличительными признаками, графическими или аудио-графическими формами представления информации. Наиболее интересными из просмотренных материалов представляются «Электронный учебник StatSoft» (http://www.statsoft.ru/home/textbook/), электронные учебники на сайте e-издательства дистанционного образования (http://www.teachpro.ru/). Таким образом, электронный учебник – самостоятельное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, официально утвержденное в качестве данного вида издания, обладающее графическим или аудио-графическим представлением информации с помощью презентационных систем. Полностью оцифрованные аналоги традиционных учебников возможно называть только «учебник на электронном носителе». Л.Х Зайнутдинова дает следующее определение: электронные учебники - "это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи".(4) В настоящее время отсутствует единое мнение на предмет того, как должен выглядеть. Электронный учебник, как правило, представляет собою самостоятельное мультимедийное средство обучения, поэтому этого структура электронного учебника должна быть представлена на качественно новом уровне. Учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:
Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения.
Таким образом, электронный учебник – самостоятельное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, официально утвержденное в качестве данного вида издания, обладающее графическим или аудио-графическим представлением информации с помощью презентационных систем. Полностью оцифрованные аналоги традиционных учебников возможно называть только «учебник на электронном носителе». |