АННОТАЦИЯ
рабочей учебной программы по специальности
_______060103 «педиатрия»
1. Название дисциплины: хирургические болезни - V курс
2. Трудоемкость:
Виды учебной работы
|
Трудоемкость (час.)
|
Аудиторные занятия:
|
|
лекции
|
36
|
семинары, практические занятия
|
70
|
экзамен
|
экзамен
|
^
|
54
|
Конкретизировать формы работы
|
|
работа с источниками, учебными и научными изданиями
работа со справочными изданиями
работа с Интернет-источниками
оформление клинической истории болезни
|
21
11
11
11
|
Общая трудоемкость
|
160
|
|
|
2.2 СЕМЕСТРЫ ИЗУЧЕНИЯ, СРОКИ – IX – X семестры.
2.3 ЭКЗАМЕН ИЛИ ЗАЧЕТ, КОГДА – зачет X семестр.
2.4 ОЧНОЕ
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:
3.1.Перечень формируемых компетенций
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (текст компетенции):
|
Коды формируемых компетенций
|
Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК-1
|
Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
|
ОК - 2
|
Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию
|
ОК - 3
|
Способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики
|
ОК - 4
|
Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК - 5
|
Способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
|
ОК - 6
|
Способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и рамках своей профессиональной компетенции
|
ОК - 7
|
Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
ОК - 8
|
Профессиональные компетенции
|
|
- общепрофессиональные:
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
|
ПК - 1
|
способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использо-
вать для их решения соответствующий физико-химический и математи-ческий аппарат;
|
ПК – 2
|
способность и готовность к формированию системного подхода к анали-
зу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использова-
нием теоретических знаний и практических умений в целях совершен-ствования профессиональной деятельности;
|
ПК – 3
|
способность и готовность анализировать результаты собственной дея-тельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;
|
ПК – 4
|
способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физи-кальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных
лабораторно-интрументальных исследований, морфологического анали-
за, операционного и секционного материала, написать медицинскую кар-ту амбулаторного и стационарного больного;
|
ПК – 5
|
способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные
методы( принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилакти-
ки среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп
|
ПК – 6
|
способностью и готовностью применять методы асептики и антисепти-
ки, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских орга-низаций, владеть техникой ухода за больными
|
ПК – 7
|
способностью и готовностью проводить судебно-медициское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в про-цессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта
|
ПК – 8
|
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информа-цией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
|
ПК - 9
|
- в профилактической деятельности:
способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологической, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин
|
ПК – 10
|
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам
|
ПК – 11
|
способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
ПК – 12
|
способностью и готовностью организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры взрослого населения и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты, проводить отбор взрослого населения и подростков для наблюдения с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты
|
ПК – 13
|
способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях
|
ПК - 14
|
- в диагностической деятельности:
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
|
ПК - 15
|
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
ПК – 16
|
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутсвующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
|
ПК – 17
|
способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы
|
ПК - 18
|
- в лечебной деятельности:
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушения дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия
|
ПК – 19
|
способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов
|
ПК - 20
|
способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации
|
ПК – 21
|
способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения
|
ПК - 22
|
- в реабилитационной деятельности:
способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний
|
ПК – 23
|
способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков
|
ПК - 24
|
-в психолого - педагогической деятельности:
способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медперсонала правилам сан - гигиен. режима пребывания пациентов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни
|
ПК – 25
|
способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек
|
ПК - 26
|
- в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а так же документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
|
ПК – 27
|
способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг населению
|
ПК-28
|
способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций
|
ПК-29
|
способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (временной и стойкой) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-санитарную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков
|
ПК-30
|
- в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
ПК-31
|
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
ПК-32
|
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
1. этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;
2. клиническую картину этих заболеваний и их осложнений;
3. современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;
4. способы лечения, показания к их применению;
5. деонтологические аспекты в хирургии.
Уметь:
1. собрать анамнез; проводить общеклиническое обследование больных c хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования;
2. составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования;
3. сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза;
4. сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению;
5. выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции.
Владеть:
- методикой воспроизведения симптомов, характерных для острого живота;
- ректальным пальцевым исследованием;
- наложением швов на кожу;
- снятием швов;
- десмургией, применяемой в хирургии;
- техникой выполнения сифонной клизмы;
- техникой наложения кровеостанавливающего жгута Эсмарха;
- техникой промывания желудка;
- катетеризацией мочевого пузыря мягким катетером.
Краткое содержание дисциплины
Темы лекций по госпитальной хирургии
для студентов V курса (педиатрия)
Заболевания пищевода 2 часа
Заболевания органов средостения 2 часа
Болезни оперированного желудка после органоуносящих операций 2 часа
Болезни оперированного желудка после органосохраняющих операций 2 часа
Хронический панкреатит. Свищи, кисты и опухоли поджелудочной железы 2 часа
Постхолецистэктомический синдром 2 часа
Постхолецистэктомический синдром 2 часа
Заболевания ободочной кишки 2 часа
Грыжи (диафрагмальные). Заболевания диафрагмы 2 часа
Врожденные и приобретенные пороки сердца 2 часа
Ишемическая болезнь сердца. Постинфарктные аневризмы. Перикардиты 2 часа
Хирургия нарушений проводящей системы сердца. Эндокардиты. 2 часа Опухоли сердца
Облитерирующие заболевания ветвей дуги аорты, висцеральных ветвей 2 часа брюшного отдела аорты, аневризмы аорты, вазоренальная артериальная гипертензия.
Заболевания щитовидной железы 2 часа
Хирургические заболевания легких. Хирургические аспекты лечения хр.обструктивной болезни легких. Эхинококкоз легких. 2 часа
Гнойные заболевания плевры. 2 часа
Заболевания печени. Портальная гипертензия. Эхинококкоз печени. 2 часа
18. Заболевания и повреждения селезенки 2 часа
Всего: 36 часов
^
V курса (педиатрия)
Заболевания щитовидной железы (поликлиника) 4час.30мин
Заболевания органов средостения 4час.30мин
Заболевания пищевода 4час.30мин
Хирургические заболевания легких. Эхинококкоз легких 4час.30мин
Гнойные заболевания плевры 4час.30мин
Грыжи. Диафрагмальные грыжи. Заболевания диафрагмы. 4час.30мин
Врожденные и приобретенные пороки сердца 4час.30мин
Ишемическая болезнь сердца. Постинфарктные аневризмы 4час.30мин
Заболевания печени. Заболевания и повреждения селезенки. 4час.30мин Эхинококкоз и альвеококкоз печени.
Постхолецистэктомический синдром 4час.30мин
Хронический панкреатит. Свищи поджелудочной железы, кисты поджелудочной железы 4час.30мин
Болезни оперированного желудка 4час.30мин
Заболевания ободочной кишки 4час.30мин
Хронические окклюзионные поражения ветвей дуги аорты. 4час.30мин Аневризмы аорты
Хронические окклюзионные поражения ветвей брюшной аорты. 4час.30мин
Заключительное занятие. Защита клинических историй болезни. 2час.30мин
Всего: 70 часов
5. Формы контроля. Оценочные средства:
1.Собеседование. Тестовый контроль. Ситуационные задачи.
2.Аттестационные педагогические измерительные материалы.
3.Экзамен
зав. кафедрой д.м.н. А.И.Фетюков
24.02.2012 г.
|