Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) icon

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины)





Скачать 112.7 Kb.
НазваниеАннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины)
рабочей программы
Дата03.04.2013
Размер112.7 Kb.
ТипДокументы
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Микробиология, вирусология

(название дисциплины)


Направление подготовки 060101 Лечебное дело


Автор рабочей программы:

кандидат медицинских наук, доцент Образцова Антонина Михайловна


1. Название дисциплины: «Микробиология, вирусология»


2. Трудоемкость:


Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия:




Лекции

42

Лабораторные занятия

102

Зачет




Экзамен

В V семестре

Контрольные работы




^ Самостоятельная работа:

72

Формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.).




Освоение теоретического материала по темам дисциплины, включенного в план аудиторных занятий.




Подготовка к лабораторным занятиям.




Подготовка к контрольным работам.




Работа с учебной литературой в НПБ РК и в медицинском отделе библиотеки Петр ГУ, разбор научных статей по основным разделам предмета.




Работа с Web-ресурсами Петр ГУ на сервере дистанционного обучения.




Изучение аннотаций к препаратам, проспектов, готовых лекарственных форм (с использованием наглядного материала).




Выполнение индивидуальных, домашних заданий в виде решения ситуационных задач, заполнения таблиц, тестов, ответов на вопросы.




Выполнение графических работ, подготовка таблиц и схем по дисциплине.




Самостоятельное изучение отдельных тем, написание контрольных работ.




Подготовка к экзамену или зачету

36

Общая трудоемокость

252


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ШГО:


3.1. Перечень формируемых компетенций

Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в разных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК-1

^ Профессиональные компетенции




общепрофессиональные:

- способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением, подростками, их родителями и родственниками;

- способен и готов выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат;

- способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;

- способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений, детских лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными, взрослыми и подростками.

профилактическая деятельность:

- способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезни у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;

- способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствий.

диагностическая деятельность:

- способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей с учетом законов течения патологий по органам, системам и организму в целом.

организационно-управленческая деятельность:

- способен и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ – 10) и т.д.), а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений.

научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность:

- способен и готов к изучению научно-медицинской и парамедицинской информации, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

- способен и готов к усвоению теоретических и экспериментальных методов исследования к созданию новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования.




ПК-1


ПК-2


ПК-3


ПК-7


ПК-11


ПК-14


ПК-15


ПК-27


ПК-31


ПК-32


3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

1. Правила техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории;

2. Основные закономерности взаимодействия микро- и макроорганизма;

3. Методы диагностики инфекционных заболеваний;

4. Основные биологические препараты, используемые для профилактики, терапии и диагностики инфекционных заболеваний.


Уметь:

1. Проводить микроскопические исследования материала с помощью светового микроскопа, выполнять простые и сложные методы окраски микробных клеток;

2. Учитывать и анализировать результаты серологических реакций;

3. Обосновывать выбор исследуемого материала при проведении лабораторной диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний.


Владеть:

1. Навыками практической работы с микроорганизмами;

2. Методами определения биологической активности антибиотиков и иммунобиопрепаратов;

3. Методами интерпретации результатов микробиологического и иммунологического анализов.


^ 4. Краткое содержание дисциплины


Раздел 1. Общая медицинская микробиология

Тема 1. Предмет и задачи медицинской микробиологии.

Содержание темы:

1. Историческое развитие дисциплины;

2. Связь микробиологии с другими дисциплинами;

3. Значение микробиологии в подготовке врача.


Тема 2. Систематика микроорганизмов, морфология, ультраструктура, химический состав бактериальной клетки.

Содержание темы:

1. Ультраструктура и химический состав бактериальной клетки;

2. Строении Гр(+) и Гр(-) бактерий;

3. Факультативные структуры бактериальной клетки;

4. Протопласты, сферопласты и L-формы бактерий.


Тема 3. Физиология микроорганизмов, питание и дыхание прокариотов.

Содержание темы:

1. Питание и дыхание прокариотов;

2. Ферменты конститутивные и индуцибельные;

3. Механизм питания бактериальной клетки;

4. Бродильный тип метаболизма;

5. Рост и размножение бактерий;

6. Фазы развития бактериальной популяции. Биотехнология.


Раздел II. Общая вирусология. Бактериофаги.

Тема 4. Вирусы и бактериофаги.

Содержание темы:

1. Особенности структурной организации вирусов, классификация и номенклатура вирусов;

2. Этапы взаимодействия вируса с клеткой, способы проникновения вируса в клетку, особенности репродукции ДНК- и РНК-вирусов;

3. Формы взаимодействия вируса с клеткой;

4. Культивирование вирусов;

5. Бактериофаги, классификация, формы взаимодействия бактериофага с клеткой;

6. Использование бактериофагов в лечебной, профилактической и диагностической целях.


Раздел III. Генетика бактерий.

Тема 5. Особенности генетики бактерий.

Содержание темы:

1. Особенности строения нуклеоида;

2. Внехромосомные факторы наследственности и их роль в жизнедеятельности бактериальной клетки;

3. Фенотипическая и генотипическая изменчивости, модификации и мутации;

4. Рекомбинационная изменчивость у бактерий: трансформация, трансдукция, коньюгация.


Раздел IV. Экология микроорганизмов.

Тема 6. Санитарная микробиология.

Содержание темы:

1. Микрофлора почвы и воды;

2. Микрофлора воздуха, бытовых и медицинских объектов, СПМ и методы исследования;

3. Микрофлора организма человека. Значение микрофлоры человека;

4. Дисбиоз. Методы коррекции;

5. Дезинфекция и стерилизация. Виды, методы контроля эффективности стерилизации и дезинфекции;

6. Асептика и антисептика. Физические и химические факторы декантаминации.


Раздел V. Симбиоз человека с микробами. Учение об инфекции.

Тема 7. Этапы и формы симбиоза микроорганизма с макроорганизмом.

Содержание темы:

1. Понятие симбиоза, классификация;

2. Этапы симбиоза микроорганизма с макроорганизмом;

3. Формы симбиоза микроорганизма с макроорганизмом;


Тема 8. Учение об инфекционном процессе.

Содержание темы:

1. Понятие о патогенности и вирулентности. Генетический контроль факторов патогенности;

2. Факторы вирулентности микроорганизма;

3. Экзо- и эндотоксины бактерий;

4. Формы инфекционных болезней.


Раздел VI. Медицинская иммунология.

Тема 9. История развития иммунологии.

Содержание темы:

1. Открытие Л. Пастера, Э. Беринга, П. Эрлиха и И. Мечникова и др.;

2. Теория иммунитета;

3. Задачи современной иммунологии.


Тема 10. Неспецифическая резистентность.

Содержание темы:

1. Неспецифические факторы защиты организма человека.

2. Фагоцитоз, этапы, завершенный, незавершенный; методы определения фагоцитарной активности гранулоцитов и макрофагов;

3. Естественные киллеры и их роль в неспецифической защите;

4. Гуморальные факторы защиты (система комплемента, белков острой фазы, лизоцима, интерферона и др.).


Тема 11. Антигены.

Содержание темы:

1. Определение, классификация Аг;

2. Аг микроорганизмов;

3. Антигенная детерминанта – эпитоп.


Тема 12. Иммунная система организма человека.

Содержание темы:

1. Понятие иммунитета, иммунокомпетентные клетки, их морфогенез и дифференцировка;

2. Иммуноглобулины, антитела; классификация, структура, функции;

3. Клеточная кооперация в ходе иммунного ответа, Аг-специфические рецепторы Т и В лимфоцитов; HLa-рестрикция иммунного ответа;

4. Формы иммунного ответа; первичный и вторичный иммунный ответ; иммунологическая память; иммунологическая толерантность.


Тема 13. Иммунная система организма человека. Аллергические реакции.

Содержание темы:

1. Аллергены, классификация;

2. Гиперчувствительности немедленного типа;

3. Гиперчувствительности замедленного типа.

Тема 14. Иммунодефициты.

Содержание темы:

1. Первичные иммунодефициты;

2. Вторичные иммунодефициты;

3. Оценка иммунного статуса.


Тема 15. Иммунобиологические препараты.

Содержание темы:

1. Вакцины и их виды;

2. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины;

3. Специфические аллергины.


Раздел VII. Частная медицинская бактериология

Тема 16. Возбудители бактериальных инфекций.

Содержание темы:

1. Гр(-) и Гр(+) кокки: стафило-, стрепто-, гоно-, менингококки и др;

2. Гр(+) палочки неправильной формы: коринебактерии, микобактерии и др.;

3. Гр(-) палочки: энтеробактерии, гемофилы, псевдомонады и др.;

4. Гр(+) спорообразующие палочки (клостридии раневой инфекции, столбняка, ботулизма и др.);

5. Изогнутые: трепонемы, боррелии, трепонемы и др.;

6. Риккетсии, хламидии, микоплазмы;


Тема 17. Возбудители протозойных и грибковых инфекций.

Содержание темы:

1. Возбудители протозойных инфекций;

2. Возбудители грибковых инфекций;

6. Возбудители контактных инфекций.


Раздел VIII. Частная медицинская вирусология


Тема 18. Возбудители вирусных инфекций.

Содержание темы:

1. Возбудители респираторных инфекций;

2. Возбудители кишечных инфекций;

3. Возбудители кровяных инфекций;

4. Возбудители контактных инфекций.


Тема 19. Возбудители медленных инфекций.

Содержание темы:

1. Возбудители прионовых инфекций;

2. Возбудители медленных вирусных инфекций.


Раздел IX. Киническая микробиология

Тема 20. Резидентная микрофлора организма человека.

Содержание темы:

1. Симбиоз микробных ассоциаций;

2. Микрофлора организма. Значение;

3. Основные биотопы и особенности состава микрофлоры;

4. Нозокомиальная инфекция. Профилактика;

5. Этиология, патогенез и диагностика оппортунистических инфекций


^ 5. Формы контроля. Оценочные средства:


Формы контроля

Оценочные средства

Текущий контроль, отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и лабораторных занятиях

  • входной контроль – письменный или устный опрос по вопросам к соответствующим темам лабораторных занятий;

  • выходной контроль – решение ситуационных задач, тестовых заданий;




Промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса

  • опрос;

  • решение ситуационных задач;

  • тестовые задания;

Итоговый контроль по дисциплине в виде экзамена (3 семестр)

  • экзамен.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconАннотация рабочей программы дисциплины биология тканевых систем цель дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconАннотация рабочей программы дисциплины иммуногенетика Цель дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconАннотация рабочей программы дисциплины. Иммунология Цель дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины основы оказания первой медицинской помощи направление

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconПримерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconРабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные...
Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconАннотация программы учебной дисциплины «Первая медицинская помощь» Цели и задачи дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconАннотация программы учебной дисциплины «анатомия и возрастная физиология» Цели и задачи дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconРабочей программы дисциплины анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения и речи Цели освоения

Аннотация рабочей программы дисциплины микробиология, вирусология (название дисциплины) iconПрограмма-минимум вступительного экзамена в аспирантуру фгоу впо «Башкирский гау» по специальности
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: ветеринарная микробиология и иммунология,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы