АННОТАЦИЯ
рабочей учебной программы по специальности
_______060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО________
1. Название дисциплины: «Хирургические болезни»
V курс
2. Трудоемкость:
Виды учебной работы
|
Трудоемкость (час.)
|
Аудиторные занятия:
|
|
лекции
|
24
|
семинары, практические занятия
|
48
|
экзамен
|
экзамен
|
^
|
49
|
Конкретизировать формы работы
|
|
работа с источниками, учебными и научными изданиями
работа со справочными изданиями
курация больного с оформлением клинической истории болезни
работа с Интернет-источниками
научно-исследовательская деятельность
|
9
9
6
10
15
|
Общая трудоемкость
|
121
|
2.2 СЕМЕСТРЫ ИЗУЧЕНИЯ, СРОКИ – IX – X семестры.
2.3 ЭКЗАМЕН ИЛИ ЗАЧЕТ, КОГДА – экзамен в X семестре, в июне текущего учебного года
2.4 ОЧНОЕ
^
Общекультурные компетенции (текст компетенции)
|
Коды форми-руемых компетенций
|
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК- 1
|
способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
|
ОК - 2
|
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию
|
ОК - 3
|
способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики
|
ОК - 4
|
способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
|
ОК - 6
|
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
ОК - 8
|
Профессиональные компетенции
|
|
- общепрофессиональные:
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат;
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;
способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-интрументальных исследований, морфологического анализа, операционного и секционного материала, написать медицинскую карату амбулаторного и стационарного больного;
способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;
способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными;
способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
|
ПК - 1
ПК – 2
ПК – 3
ПК – 4
ПК – 5
ПК – 6
ПК – 7
ПК - 9
|
- в профилактической деятельности:
способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин;
способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;
способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.
|
ПК - 10
ПК – 11
ПК – 12
ПК – 14
|
- в диагностической деятельности:
способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организмам в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
|
ПК - 15
ПК– 16
ПК – 17
|
- в лечебной деятельности:
способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной , эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушения дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов;
способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации;
способность и готовность назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения.
|
ПК – 19
ПК - 20
ПК – 21
ПК - 22
|
- в реабилитационной деятельности:
способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний;
способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фототерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков.
-в психолого - педагогической деятельности
способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни;
способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
|
ПК – 23
ПК – 24
|
ПК - 25
ПК – 26
|
- в организационно-управленческой деятельности:
способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам;
способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций;
способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков.
|
ПК – 27
ПК – 28
ПК – 29
ПК - 30
|
- в научно-исследовательской деятельности:
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
|
ПК – 31
ПК - 32
|
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
1. этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;
2. клиническую картину этих заболеваний и их осложнений;
3. современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;
4. способы лечения, показания к их применению;
5. деонтологические аспекты в хирургии.
Уметь:
1. собрать анамнез; проводить общеклиническое обследование больных хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования; сформировать предварительный диагноз;
2. составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования;
3. сформулировать окончательный клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза;
4. сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению;
5. выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции.
Владеть:
- методикой воспроизведения симптомов, характерных для острого живота;
- ректальным пальцевым исследованием;
- наложением швов на кожу;
- снятием швов;
- десмургией, применяемой в хирургии;
- техникой выполнения сифонной клизмы;
- техникой наложения кровеостанавливающего жгута Эсмарха;
- техникой промывания желудка;
- катетеризацией мочевого пузыря мягким катетером.
^
Темы лекций по госпитальной хирургии для студентов V курса (лечебное дело):
1. Постхолецистэктомический синдром
|
2 часа
|
2. Болезни оперированного желудка
|
2 часа
|
3. Хирургические заболевания органов средостения
|
2 часа
|
4. Хирургические заболевания пищевода
|
2 часа
|
5. Хирургические заболевания диафрагмы
|
2 часа
|
6. Хирургические заболевания печени и селезенки
|
2 часа
|
7. Хронический панкреатит, свищи и кисты поджелудочной железы
|
2 часа
|
8. Гнойные заболевания легких. Эхинококкоз легких
|
2 часа
|
9. Гнойные заболевания плевры. Спонтанный пневмоторакс
|
2 часа
|
10. Хирургические заболевания щитовидной железы
|
2 часа
|
11. Хирургические заболевания сердца
|
2 часа
|
12. Хирургические заболевания ободочной кишки
|
2 часа
|
Всего:
|
24 часа
|
Тематика практических занятий по госпитальной хирургии
для студентов V курса (лечебное дело)
1. Постхолецистэктомический синдром
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
2. Болезни оперированного желудка
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
3. Хирургические заболевания органов средостения и пищевода
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
4. Хирургические заболевания диафрагмы (диафрагмальные грыжи,
|
|
|
|
|
релаксация диафрагмы, диафрагматиты)
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
5. Хирургические заболевания печени. Портальная гипертензия.
|
|
|
|
|
Хирургические заболевания и повреждения селезенки
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
6. Хронический панкреатит. Свищи и кисты поджелудочной железы.
|
|
|
|
|
Гормональные опухоли поджелудочной железы.
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
7. Гнойные заболевания легких. Эхинококкоз легких
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
8. Гнойные заболевания плевры. Спонтанный пневмоторакс
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
9. Хирургические заболевания щитовидной железы
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
10. Хирургические заболевания ободочной кишки
|
4
|
часа
|
16
|
мин
|
11. Хирургические заболевания сердца (диагностика и хирурги-
|
|
|
|
|
ческие методы лечения врожденных, приобретенных пороков
|
|
|
|
|
сердца, ишемической болезни сердца, хирургия нарушений
|
|
|
|
|
проводимости сердечной мышцы).
|
|
|
|
|
Зачет по клинической истории болезни
|
4
|
часа
|
20
|
мин
|
Всего: 48 часов
Тема 1. Постхолецистэктомический синдром (ПХЭС)
Содержание темы:
1. Актуальность темы.
2. Осложнения ЖКБ
3. Определение понятия ПХЭС.
4. Классификация ПХЭС
5. Диагностика.
6. Реконструктивные операции при ПХЭС.
Тема 2. Болезни оперированного желудка (БОЖ)
Содержание темы:
1. История желудочной хирурги и
2. Хирургические методы лечения осложненной язвенной болезни желудка
3. Понятие «Болезни оперированного желудка»
4. Классификация
5. Диагностика.
6. Консервативные и хирургические методы лечения БОЖ.
Тема 3. Хирургические заболевание органов средостения и пищевода.
Содержание темы:
1. Топаографо-анатомические особенности пищевода и органов средостения
2. Особенности клинического и инструментального обследования больных заболеваниями
пищевода и органов средостения
3. Лечебная тактика.
Тема 4. Хирургические заболевания диафрагмы (диафрагмальные грыжи,
|
релаксация диафрагмы, диафрагматиты)
|
Содержание темы:
1. Топаографо-анатомические особенности диафрагмы.
2. Классификация диафрагмальных грыж
3. Современные методы диагностики
4. Лечебная тактика.
5. Релаксация диафрагмы.
6. Классификация диафрагматитов.
7. Диагностика и лечебная тактика.
Тема 5. Хирургические заболевания печени. Портальная гипертензия.
|
Хирургические заболевания и повреждения селезенки
|
Содержание темы:
1. Актуальность
2. Классификация заболеваний печени
3. Патогенез осложнений.
4. Диагностика.
5. Показания к хирургическому лечению
6. Портальная гипертензия. Хирургическая тактика.
7. Постспленэктомические синдромы.
|
|
|
|
|
Тема 6. Хронический панкреатит. Свищи и кисты поджелудочной железы.
Содержание темы:
1. Определение понятия хронического панкреатита.
2. Классификация.
3. Диагностика.
4. Современные методы лечения кист и свищей поджелудочной железы.
Тема 7. Гнойные заболевания легких. Эхинококкоз легких.
|
|
Содержание темы:
1. Классификация заболеваний легких
2. Абсцесс и гангрена легких (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечебная тактика)
3. Причины спонтанного пневмоторакса. Диагностика. Лечебная тактика.
4. Периоды клинического течения эхинококка легких. Диагностика. Лечебная тактика.
Тема 8. Гнойные заболевания плевры. Спонтанный пневмоторакс
Содержание темы:
1. Этиология и патогенез эмпиемы плевры.
2. Клиника
3 Диагностика
4. Лечебная тактика.
Тема 9. Хирургические заболевания щитовидной железы
Содержание темы:
1. Топографо-анатомические особенности щитовидной железы
2. Клиника заболеваний щитовидной железы
3. Современные методы диагностики
4. Методы хирургического лечения заболеваний щитовидной и паращитовидных желез.
Тема 10. Хирургические заболевания ободочной кишки.
Содержание темы:
1. Топографо-анатомические особенности ободочной кишки.
2. Клинические проявления заболеваний ободочной кишки. Синдром раздраженной толстой
кишки.
3. Инструментальные методы исследования.
4. Хирургические методы лечения патологии ободочной кишки.
Тема 11. Хирургические заболевания сердца (диагностика и хирурги-
|
ческие методы лечения врожденных, приобретенных пороков
|
сердца, ишемической болезни сердца, хирургия нарушений
|
проводимости сердечной мышцы).
Содержание темы:
1. Пороки сердца классификация, диагностика, методы хирургического лечения.
1. Патогенез окклюзионных поражений магистральных артерий.
2. Классификации
2. Клиника
3. Диагностика по стадиям заболевания
4. Показания к выбору хирургического лечения и основные его виды.
5. Аритмология в хирургическом аспекте.
|
Зачет по клинической истории болезни
|
^
Собеседование. Тестовый контроль. Ситуационные задачи.
Аттестационные педагогические измерительные материалы.
Экзамен.
^
Виды учебной работы
|
Трудоемкость (час.)
|
^
|
|
лекции
|
54
|
семинары, практические занятия
|
75
|
экзамен
|
экзамен
|
^
|
84
|
Конкретизировать формы работы
|
|
работа с источниками, учебными и научными изданиями
работа со справочными изданиями
работа с Интернет-источниками
научно-исследовательская деятельность
|
20
18
18
28
|
Общая трудоемкость
|
213
|
2.2 СЕМЕСТРЫ ИЗУЧЕНИЯ, СРОКИ – XI – XII семестры.
2.3 ЭКЗАМЕН ИЛИ ЗАЧЕТ, КОГДА – ИГА в июне текущего учебного года
2.4 ОЧНОЕ
^
Общекультурные компетенции (текст компетенции)
|
Коды форми-руемых компетенций
|
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК- 1
|
способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
|
ОК - 2
|
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию
|
ОК - 3
|
способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики
|
ОК - 4
|
способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК - 5
|
способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
|
ОК - 6
|
способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
|
ОК - 7
|
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
ОК - 8
|
Профессиональные компетенции
|
|
- общепрофессиональные:
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат;
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;
способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-интрументальных исследований, морфологического анализа, операционного и секционного материала, написать медицинскую карату амбулаторного и стационарного больного;
способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;
способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными;
способность и готовность проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта;
способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
|
ПК - 1
ПК – 2
ПК – 3
ПК – 4
ПК – 5
ПК – 6
ПК – 7
ПК – 8
ПК - 9
|
- в профилактической деятельности:
способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин;
способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;
способность и готовность организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры взрослого населения и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты, проводить отбор взрослого населения и подростков для наблюдения с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты;
способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.
|
ПК - 10
ПК – 11
ПК – 12
ПК – 13
ПК – 14
|
- в диагностической деятельности:
способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организмам в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы.
|
ПК - 15
ПК– 16
ПК – 17
ПК - 18
|
- в лечебной деятельности:
способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной , эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушения дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов;
способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации;
способность и готовность назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения.
|
ПК – 19
ПК - 20
ПК – 21
ПК - 22
|
- в реабилитационной деятельности:
способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний;
способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фототерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков.
-в психолого - педагогической деятельности
способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни;
способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
|
ПК – 23
ПК – 24
|
ПК - 25
ПК – 26
|
- в организационно-управленческой деятельности:
способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам;
способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций;
способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков.
|
ПК – 27
ПК – 28
ПК – 29
ПК - 30
|
- в научно-исследовательской деятельности:
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
|
ПК – 31
ПК - 32
|
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
1. этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;
2. клиническую картину этих заболеваний и их осложнений;
3. современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;
4. способы лечения, показания к их применению;
5. деонтологические аспекты в хирургии.
Уметь:
1. собрать анамнез; проводить общеклиническое обследование больных хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования; сформировать предварительный диагноз;
2. составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования;
3. сформулировать окончательный клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза;
4. сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению;
5. выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции.
Владеть:
- методикой воспроизведения симптомов, характерных для острого живота;
- ректальным пальцевым исследованием;
- наложением швов на кожу;
- снятием швов;
- десмургией, применяемой в хирургии;
- техникой выполнения сифонной клизмы;
- техникой наложения кровеостанавливающего жгута Эсмарха;
- техникой промывания желудка;
- катетеризацией мочевого пузыря мягким катетером.
^
Темы лекций госпитальной хирургии для студентов VI курса (лечебное дело)
1. Исторические аспекты развития хирургии.
Актуальные вопросы диагностики и лечения грыж (ошибки, опасности, ослож-
нения) 2 часа
2. Хирургические заболевания диафрагмы (диафрагмальные грыжи, релаксация
диафрагмы, диафрагматиты) 2 часа
Актуальные вопросы патологических синдромов оперированного желудка 2 часа
Дифференциальная диагностика и лечение синдромов оперированного желудка 2 часа
5. Желудочно- кишечные кровотечения (диагностика, лечение) 2 часа
Актуальные вопросы хирургии поджелудочной железы (хронический панкреатит, кисты, свищи) 2 часа
Желчнокаменная болезнь. Осложнения, диагностика, лечение. Дифференциальная
диагностика желтух 2 часа
Болезни оперированных желчевыводящих путей
(постхолецистэктомический синдром) 2 часа
Актуальные вопросы хирургии пищевода. Синдром дисфагии 2 часа
Ожоги, дивертикулы, доброкачественные стриктуры. Инородные тела пищевода.
Гастроэзофагеальная болезнь 2 часа
Актуальные вопросы хирургии ободочной кишки 2 часа
Хронические окклюзионные заболевания артерий (диагностика, тактика, лечение).
Симптоматические гипертензии 2 часа
Осложнения острых тромбофлебитов и флеботромбозов
(абсцессы, флегмоны, эмболии легочной артерии) 2 часа
Посттромбофлебитический синдром, диагностика, лечение.
Заболевания лимфатических сосудов 2 часа
Актуальные вопросы хирургии органов средостения (диагностика, лечение).
Острый и хронический медиастинит 2 часа
Хирургия врожденных и приобретенных пороков сердца 2 часа
Хирургия ИБС и нарушений проводимости системы сердца 2 часа
Ранения сердца. Перикардиты. Эндокардиты. Опухоли сердца 2 часа
19. Актуальные вопросы хирургии печени и селезенки.
Эхинококкоз, альвеококкоз печени 2 часа
20. Портальная гипертензия (диагностика, лечение) 2 часа
21. Актуальные вопросы хирургии щитовидной и паращитовидных желез 2 часа
22. Хирургические заболевания легких (диагностика, лечение) 2 часа
|
23. Хирургические заболевания плевры (диагностика, лечение) 2 часа
|
24. Легочные кровотечения. Спонтанный пневмоторакс. Эхинококкоз легких 2 часа
|
25. Эндокринная хирургия (надпочечников, гипофиза, гормональные опухоли,
|
поджелудочной железы) 2 часа
|
26. Современная трансплантология органов и тканей 2 часа
|
^
|
аппендицита (ошибки, опасности, осложнения) 2 часа
|
^ |
лечение) 2 часа
|
29. Актуальные вопросы диагностики и лечения острого холецистита 2 часа
|
30. Актуальные вопросы диагностики и лечения острого панкреатита 2 часа
|
31. Актуальные вопросы кишечной непроходимости. Спаечная болезнь 2 часа
|
32. Острый живот. Дифференциальная диагностика 2 часа
|
33. Заболевания прямой кишки 2 часа
|
34. Перитонит. Туберкулезный перитонит 2 часа
|
35. Кишечные свищи 2 часа
|
^
|
артерий 2 часа
|
37. Варикозная болезнь нижних конечностей. Пороки развития вен 2 часа
|
38. Хирургическая инфекция. Сепсис 2 часа
|
39. Новое в хирургии. Заключительная лекция 2 часа
|
Всего: 78 часов
Тематика практических занятий госпитальной хирургии для студентов VI курса (лечебное дело)
Грыжи. Диафрагмальные грыжи 5 часов
Болезни оперированного желудка 5 часов
Профузные кровотечения из органов пищеварительного тракта 5 часов
Хр. панкреатит, кисты, свищи поджелудочной железы 5 часов
Постхолецистэктомический синдром 5 часов
Хирургические заболевания пищевода. Заболевания средостения 5 часов
Хирургические заболевания ободочной кишки 5 часов
Хронические окклюзионные заболевания артерий. Симптоматические гипертензии 5 часов
Острые тромбофлебиты, флеботромбозы, их осложнения. ПТФС.
Эмболия легочной артерии 5 часов
10 Хирургия заболеваний сердца. Ранения сердца. Перикардиты, эндокардиты 5 часов
11 Хирургические заболевания печени и селезенки. Повреждения селезенки
Портальная гипертензия 5 часов
Заболевания щитовидной железы и паращитовидных желез 5 часов
14 Хирургические заболевания легких. Спонтанный пневмоторакс. Легочные
кровотечения 5 часов
15. Гнойные заболевания плевры. 5 часов
16. 0стрый и хронический аппендицит 5 часов
Осложненные язвы желудка и 12-перстной кишки 5 часов
Острый панкреатит 5 часов
Острый холецистит 5 часов
Кишечная непроходимость. Спаечная болезнь 5 часов
Заболевания прямой кишки 5 часов
Перитонит. Туберкулезный перитонит 5 часов
Кишечные свищи 5 часов
Артериальные тромбозы и эмболии. Аневризмы аорты и артерий 5 часов
Варикозная болезнь. Пороки развития вен 5 часов
Хирургическая инфекция. Сепсис 5 часов
Всего: 130 часов
Раздел 1. Абдоминальная хирургия
Тема 1. Грыжи передней брюшной стенки. Диафрагмальные грыжи.
Содержание темы:
1.Топографо-анатомическое строение передней брюшной стенки
2. Классификация грыж
3. Диагностика грыж
4. Хирургическое лечение грыж
5.Топографо-анатомические особенности диафрагмы
6.Клинические особенности диафрагмальных грыж
7.Инструментальные методы диагностики грыж.
8.Методы лечения диафрагмальных грыж в зависимости от вида грыжи.
Тема 2. Острый и хронический аппендицит
Содержание темы:
1. Этиология и патогенез аппендицита.
2. Классификации
3. Современные методы диагностики
4. Лечебная тактика.
5. Реабилитация больных после операции.
Тема 3. Осложненные язвы желудка и 12-ти перстной кишки
Содержание темы:
1. Актуальность
2. Классификация
3. Патогенез осложнений.
4. Диагностика.
5. Показания к хирургическому лечению
Тема 4. Болезни оперированного желудка (БОЖ)
Содержание темы:
1. Хирургические методы лечения осложненной язвенной болезни желудка
2. Диагностика осложнений течения язвенной болезни желудка.
3. Понятие «Болезни оперированного желудка»
4. Классификация
5. Диагностика.
6. Консервативные и хирургические методы лечения БОЖ.
Тема 5. Профузные кровотечения из органов желудочно-кишечного тракта
Содержание темы:
1. Причины и степени тяжести кровотечений.
2. Активность кровотечения.
3. Диагностика.
4. Лечебная тактика
Тема 6. Острый панкреатит.
Содержание темы:
1.Патогенез острого панкреатита.
2. Классификация
2. Клиника.
3. Лабораторная и инструментальная диагностика
4. Фазы течения острого панкреатита.
5. Лечебная тактика.
Тема 7. Хронический панкреатит. Свищи и кисты поджелудочной железы.
Содержание темы:
1. Определение понятия хронического панкреатита.
2. Классификация.
3. Диагностика.
4. Современные методы лечения кист и свищей поджелудочной железы.
Тема 8. Острый холецистит
Содержание темы:
1. Патогенез острого холецистита
2. Классификация.
3.Клиника.
4. Инструментальные методы диагностики
5. Лечебная тактика.
Тема 9. Постхолецистэктомический синдром (ПХЭС)
Содержание темы:
1. Патогенез желчнокаменной болезни.
2. Хирургическое лечение осложненного течения ЖКБ
3. Определение понятия ПХЭС.
4. Классификация ПХЭС
5. Диагностика.
6. Реконструктивные операции при ПХЭС.
Тема 10. Хирургические заболевания печени и селезенки. Повреждения селезенки.
Содержание темы:
1. Топаографо-анатомические особенности печени и селезенки.
2. Особенности клинического и инструментального обследования больных заболеваниями
печени и селезенки.
3. Лечебная тактика.
Тема 11. Портальная гипертензия (ПГ).
Содержание темы:
1. Патогенез ПГ
2. Клиника.
3. Диагностика.
4. Хирургические методы коррекции.
Тема 12. Кишечная непроходимость. Спаечная болезнь.
Содержание темы:
1. Этиология и патогенез кишечной непроходимости.
2. Классификация
3. Современные методы диагностики
4. Лечебная тактика.
5. Реабилитация больных после операции.
Тема 13. Перитонит. Туберкулезный перитонит.
Содержание темы:
1. Этиология перитонитов.
2. Классификация
3. Диагностика.
4. Лечебная тактика в зависимости от вида и распространенности перитонита.
Тема 14. Хирургические заболевания ободочной кишки.
Содержание темы:
1. Топографо-анатомические особенности ободочной кишки.
2. Клинические проявления заболеваний ободочной кишки. Синдром раздраженной толстой
кишки.
3. Инструментальные методы исследования.
4. Хирургические методы лечения патологии ободочной кишки.
Тема 15. Заболевания прямой кишки.
Содержание темы:
1. Топографо-анатомические особенности прямой кишки.
2. Клинические проявления заболеваний прямой кишки.
3. Инструментальные методы исследования.
4. Хирургические методы лечения патологии прямой кишки.
Тема 16. Кишечные свищи.
Содержание темы:
1. Этиология и патогенез кишечных свищей.
2. Классификация
3. Диагностика
4. Консервативные и хирургические методы лечения кишечных свищей.
Раздел 2. Хирургические заболевания пищевода и средостения.
Тема 17. Актуальные вопросы хирургии пищевода и средостения
Содержание темы:
1. Топаографо-анатомические особенности пищевода и органов средостения
2. Особенности клинического и инструментального обследования больных заболеваниями
пищевода и органов средостения
3. Лечебная тактика.
Тема 18. Заболевания щитовидной железы и паращитовидных желез
Содержание темы:
1. Топографо-анатомические особенности щитовидной железы и паращитовидных желез.
2. Клиника заболеваний щитовидной железы
3. Клиника заболеваний паращитовидных железы
4. Современные методы диагностики
5. Методы хирургического лечения заболеваний щитовидной и паращитовидных желез.
Раздел 3. Сердечно-сосудистая хирургия
Тем а 19. Хронические окклюзионные заболеваний артерий. Симптоматические гипертензии.
Содержание темы:
1. Патогенез окклюзионных поражений магистральных артерий.
2. Классификации
2. Клиника
3. Диагностика по стадиям заболевания
4. Показания к выбору хирургического лечения и основные его виды.
Тема 20. Артериальные тромбозы и эмболии. Аневризмы аорты и периферических артерий.
Содержание темы:
1.Этиология
2.Классификация острых окклюзий артериальных сосудов и аневризм.
3. Диагностика.
4. Показания к хирургическому лечению и основные его виды.
Тема 21. Хирургические заболевания сердца. Ранения сердца. Перикардиты и эндокардиты.
Содержание темы:
1. Этиология и патогенез заболеваний сердца.
2. Классификации врожденных и приобретенных пороков сердца
3. Диагностика заболеваний сердца. Показания к хирургическому лечению ИБС и пороков сердца.
4. Хирургическое лечение аритмий сердца.
5. Диагностика и лечебная тактика при ранениях сердца
6.Лечебная тактика при перикардитах и эндокардитах.
Тема 22. Варикозная болезнь. Пороки развития вен.
Содержание темы:
1. Патогенез варикозной болезни ног и пороки развития венозной системы.
2. Диагностика заболеваний вен
3. Показания к склерозирующей терапии.
4. Показания к хирургическому лечению первичного варикоза.
5. Реконструктивные операции при патологии вен нижних конечностей.
Тема 23. Острые тромбофлебиты, флеботромбозы, их осложнения. Посттромбофлебитический
Синдром. Эмболии легочной артерии.
Содержание темы:
1. Патогенез острых тромбофлебитов и флеботромбозов.
2. Клиника.
3. Диагностика.
4. Формы ПТФС
5. Хирургические методы острых заболеваний вен.
6. Реконструктивные операции при ПТФС.
Раздел 4. Заболевания легких и плевры.
Тема 24. Хирургические заболевания легких. Спонтанный пневмоторакс. Легочные кровотечения.
Эхинококк легких.
Содержание темы:
1. Классификация заболеваний легких
2. Абсцесс и гангрена легких (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечебная тактика)
3. Причины спонтанного пневмоторакса. Диагностика. Лечебная тактика.
4. Периоды клинического течения эхинококка легких. Диагностика. Лечебная тактика.
Тема 25. Гнойные заболевания плевры.
Содержание темы:
1. Этиология и патогенез эмпиемы плевры.
2. Клиника
3 Диагностика
4. Лечебная тактика.
Тема 26. Хирургическая инфекции. Сепсис.
Содержание темы:
1. Классификация
2. Диагностика.
3.Лечебная тактика.
5. Формы контроля. Оценочные средства:
Собеседование. Тестовый контроль. Ситуационные задачи.
Аттестационные педагогические измерительные материалы.
Итоговая государственная аттестация выпускников.
Зав. кафедрой д.м.н. А.И.Фетюков
25.02.2012 г.
|