|
Скачать 109.9 Kb.
|
Подготовка к уроку
^
Учитель ОБЖ: - Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока – сердечно-сосудистые заболевания, клиника и прогноз. Оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:
Хотелось бы узнать, какие ассоциации у вас вызывает слово «сердце»? Ученики: (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.) (прошло 1мин 20 сек) Учитель биологии:
2. Изложение нового материала. Учитель ОБЖ: - Итак, жизнь, смерть, сердце... Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно-сосудистой системы. ^ Ученики: Варианты ответов: инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). (прошло 2 мин 48 сек) Учитель ОБЖ: Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение. Учащиеся: Я считаю, что на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, стоят заболевания сердечно-сосудистой системы. Учитель ОБЖ: - А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?
Не зря сердечно-сосудистые заболевания называют болезнями века. Учитель ОБЖ А как вы думаете какие причины провоцируют сердечно-сосудистые заболевания? Учащийся:
- нерациональное питание. Учитель ОБЖ:
Среди всех сердечно-сосудистых заболеваний наиболее серьезные - инсульт и инфаркт. Видео №1 Инфаркт не кара небесная, а людская беспечность! (3 минуты) (прошло 8 минут) Как же распознать их, в чем отличие? Учитель биологии: - Дайте определение инфаркта и инсульта. Учащиеся: Инфаркт миокарда - это тяжелое заболевание, характеризующееся гибелью части сократительных клеток миокарда с последующим замещением погибших (некротизированных) клеток грубой соединительной тканью (т.е. формированием постинфарктного рубца). Инсульт - это заболевание головного мозга, обусловленное закупоркой или разрывом того или иного сосуда, питающего часть мозга, или же кровоизлиянием в оболочки мозга. (прошло 9 минут) Учитель биологии: - Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больных (зачитываются карточки и вывешиваются на доску): ^ 1-й вариант - выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта; ^ - симптомы проявления инсульта. Карточки (все перемешано) После выполнения - разбор задания. Карточки: С ![]() Н ![]() Б ![]() В ![]() Ч ![]() Г ![]() С ![]() Р ![]() ^ - интенсивная боль (давящая, сжимающая, жжение) за грудиной, в области шеи, в левом плече, локтевой области, в спине; - боли продолжаются несколько минут и постоянно повторяются (имеют волнообразный характер); - чувство неравномерного биения сердца; - нехватка воздуха и/или одышка; - появление головокружения и слабости; - ощущение тошноты и позывы на рвоту, рвота; - покрытие холодным потом; - появление бледности на лице. ^ - внезапная слабость в руке и/или ноге, в большинстве случаев с одной стороны тела; - появление бледности на лице; - спутанность сознания; - затруднение в произношении слов и понимание речи; - нарушение зрения; - головокружение; - нарушение чувства равновесия и координаций движения; - внезапная сильная головная боль (по неизвестной причине); - обморочное и/или бессознательное состояние. А сейчас мы посмотрим небольшие видеофрагменты в которых указываются симптомы инсульта и инфаркта. (видео 2. Симптомы инфаркта 1 минута, 3. Симптомы инсульта Что такое инсульт 3 минуты 40 секунд) (прошло 14 минут) Учитель ОБЖ Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? Да, конечно же, самое первое - это вызвать «скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?
Учитель ОБЖ
Учащийся:
- Мочки ушей и несколько раз сильно сдавить. -Несколько раз надавить на пальцы у основания ногтей. Обычно после этого человек приходит в себя. Можно дать ему горячего сладкого чаю или кофе. Учитель ОБЖ - Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний? Учащийся:
Учитель ОБЖ: - Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность. Иногда это временное состояние, а иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным? Под уходом понимается:
Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть. Ежедневно проводить влажную уборку. При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:
Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток. Организация правильного ухода за больным -предпосылка к скорому выздоровлению. (прошло 19 минут) Физкультминутка. Выполнение упражнений для глаз. Разминка для рук и шеи. 3. ^ Учитель ОБЖ: - Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем «круглый стол» и попросим принять в нем участие врача-кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся). Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14-летнию девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли это вообще быть в таком возрасте? Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование. Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца? Ответ: для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца. Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок? Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть одышка, а также перебои в работе в области сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно - вести активный образ жизни, но не надрываться. Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце! Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца. Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца? Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм красного вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно-сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, ничего однозначно рекомендовать нельзя. (прошло 24 минуты) Подведение итогов,рефлексия Итак дети,подведем итоги. Мы с вами научились определять симптомы инфаркта и инсульта,а также оказывать первую помощь в этих состояниях. Кроме того, вы закрепили навыки составления ассоциативных схем и работы в группах. Следовательно главная цель нашего урока достигнута! Возьмите пожалуйста листочки и закончите на них предложения (листочки раздать заранее) СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я Узнал… Научился… Хотел бы узнать ещё… Пока вы их заполняете,послушайте пожалуйста оценку вашей работы на сегодняшнем уроке. Особенно хотелось бы отметить работу…. Неплохо поработали….. А вот ….поработали пока недостаточно….. Дома составьте пожалуйста план параграфа или составьте небольшое эссе на тему «Жизнь с человеком после инсульта» Спасибо за урок! |
![]() |
«Могилевский областной лечебно-диагностический центр» Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика. Свирепствовавшие в прежние времена страшнейшие эпидемии чумы, оспы, тифа ушли в прошлое, но их место... |
![]() |
Сердечно-сосудистые заболевания |
![]() |
Диабет и сердечно-сосудистые заболевания |
![]() |
Тема урока: Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование |
![]() |
Высокое кровяное давление, сердечно-сосудистые заболевания и сок tahitian noni |
![]() |
Сердечно сосудистые заболевания — одна из главных причин потери трудоспособности. Они же в основном Большинство случаев возникновения сердечно-сосудистых заболеваний (далее ссз) связано с образом жизни... |
![]() |
«Сердечно-сосудистые заболевания» Бюллетень Национального радиационно-эпидемиологического регистра «Радиация и риск» |
![]() |
Обусловленные клинические диагнозы ослабленных детей и работа с ними сердечно-сосудистые заболевания |
![]() |
Тема урока: Предупреждение сердечно-сосудистых заболевании |
![]() |
Тема урока: «Гигиена сердечно-сосудистой системы» |