Тестовая работа по теме - «Дыхание. Система дыхания»
Автор-составитель — Тимченко Надежда Николаевна
учитель биологии
ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга
Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания»
Кодификатор темы:
1
|
Строение органов дыхания
|
|
1.1
|
Строение воздухоносных путей
|
|
1.2
|
Строение легких
|
2
|
Механизм дыхания и его регуляция
|
|
2.1
|
Механизм вдоха и выдоха
|
|
2.2
|
Жизненная емкость легких
|
|
2.3
|
Регуляция процесса дыхания
|
3
|
Газообмен
|
|
3.1
|
Обмен газов в легких
|
|
3.2
|
Обмен газов в тканях
|
4
|
Гигиена дыхания
|
|
4.1
|
Источники загрязнения воздуха
|
|
4.2
|
Болезни органов дыхания
|
Вариант 1
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А 1.К органам дыхания не относятся
почки
легкие
бронхи
гортань
А 2. Легочные пузырьки, оплетенные густой сетью кровеносных капилляров называются
бронхами
трахеями
альвеолами
бронхиолами
А 3.Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха носит название
резерв вдоха
резерв выдоха
остаточный объем
дыхательный объем
А 4. Самый крупный хрящ гортани
щитовидный
надгортанный
перстневидный
черпаловидный
А 5.По рисунку 1 определите происходящий процесс
газообмен
фильтрация крови
всасывание питательных веществ
освобождение от ядовитых веществ пищи
рисунок 1.Альвеолы

А 6. Вверху гортань сообщается с
глоткой
трахеей
бронхами
носоглоткой
В 1. Выберите три верных ответа из шести
В носовой полости вдыхаемый воздух
увлажняется
согревается
окисляется
обеззараживается
насыщается кислородом
насыщается оксидом углерода
В 2. Вставьте в текст «Гуморальная регуляция дыхания» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.
При мышечной работе выделяется больше … ... Кровь с избытком углекислого газа доходит до …… и … его. Повышается возбудимость и человек начинает дышать глубже. Избыток углекислого газа … частоту и глубину дыхания, а недостаток – …. Слишком большое содержание … в крови вызывает спазмы сосудов мозга, что приводит к кислородному голоданию.
1) ускоряет
2) замедляет
3) раздражает
4) кислорода
5) углекислого газа
6) дыхательного центра
В 3. Установите соответствие между процессами, происходящими в легких и тканях человека при газообмене. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Процесс
|
Место протекания
|
А) образование оксигемоглобина
|
1) Легкие
|
Б) образование карбоксигемоглобина
|
2) Ткани
|
В) диффузия кислорода в клетки
|
|
Г) выход углекислого газа из крови
|
|
Д) диффузия кислорода в капилляры альвеол
|
|
Е) диффузия углекислого газа из клеток в кровь
|
|
С 1. Дайте полный развернутый ответ на вопрос
Как осуществляется непроизвольная регуляция дыхания у человека?
Вариант 2
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А 1. Хрящевые полукольца составляет основу скелета
трахеи
гортани
бронхиол
пищевода
А 2. При движении по воздухоносным путям воздух
согревается и отдает кислород
согревается, увлажняется и очищается
согревается, очищается и отдает кислород
очищается, принимает углекислый газ и согревается
А 3. Дыхательный центр находится в
продолговатом мозге
промежуточном мозге
коре больших полушарий
месте разветвления трахеи на бронхи
А 4. Жизненной емкостью легких называется
средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе
объём воздуха, остающийся в легких после самого глубокого выдоха
объём воздуха, вдыхаемый за одну минуту при максимальной физической нагрузке
максимальный объём воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха
А 5.Процесс, изображенный на рисунке 1 происходит в
легких
тканях
почках
желудке
рисунок 1.

А 6. Тканевым дыханием называют газообмен между:
кровью и клетками тела
наружным воздухом и воздухом альвеол,
капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол,
эритроцитами и плазмой крови в лёгочных капилляра
В 1. Выберите три правильных ответа из шести
Болезни органов дыхания, вызываемые вирусами
корь
астма
грипп
коклюш
бронхит
эмфизема легких
В 2. Установите последовательность процессов, составляющих механизм выдоха. Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.
сдавливаются легкие
сокращается объем грудной клетки
давление воздуха в легких повышается
воздух выходит из легких в окружающую среду
расслабляются межреберные мышцы и диафрагма
опускаются ребра, диафрагма принимает форму купола
^
Что происходит
|
Процесс
|
^
|
1) Вдох
|
Б) легкие расширяются
|
2) Выдох
|
В) межреберные мышцы расслабляются
|
|
^
|
|
Д) диафрагма становиться выпуклой - объем грудной полости уменьшается
|
|
^
|
|
С1. Дайте полный развернутый ответ
Как осуществляется газообмен в тканях организма человека?
Ответы:
Вариант
|
Задания
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
В1
|
В2
|
В3
|
1
|
1
|
3
|
4
|
1
|
1
|
4
|
124
|
563124
|
122112
|
2
|
1
|
2
|
1
|
4
|
2
|
1
|
134
|
562134
|
212121
|
Задание
С 1
|
-
^
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Вариант1
|
1) Непроизвольную регуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге.
2) Дыхательный центр не только регулирует ритмическое чередование вдоха и выдоха, но способен изменять частоту и глубину дыхательных движений, приспосабливая дыхание к потребностям организма.
3). Главным фактором, регулирующим частоту дыхания, служит концентрация углекислого газа в крови. Когда она повышается, рецепторы кровеносных сосудов посылают нервные импульсы в дыхательный центр. От него импульсы поступают в диафрагму и межреберные мышцы, что ведет к их сокращению.
|
|
Вариант 2
|
1) Газообмен в тканях происходит путем диффузии: кислород из артериальной крови капилляров большого круга кровообращения поступает в тканевую жидкость и затем в клетки, а углекислый газ из тканей переходит в кровь.
2) . Концентрация кислорода в крови больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них
3) Концентрация углекислого газа в тканях, где он образуется выше, чем в крови. Поэтому он переходит в кровь, где связывается химическими соединениями плазмы и отчасти гемоглобином, транспортируется кровью в легкие и выделяется в атмосферу.
|
|
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
|
3
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает три из названных выше элементов , но содержит негрубые биологические ошибки.
|
2
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.
|
1
|
Ответ неправильный
|
0
|
^
№
задания
|
код по
кодификатору
|
Надпредметные
умения
|
Уровни
деятельности
|
Качество
усвоения знаний
|
Вариант 1
|
А1
|
1.1
|
называть
|
репродуктивный
|
прочность
|
А2
|
1.2
|
характеризовать
|
знакомый
|
гибкость
|
А3
|
2.2
|
называть
|
репродуктивный
|
прочность
|
А4
|
1.1
|
называть
|
репродуктивный
|
конкретность
|
А5
|
3.1
|
распознавать
|
репродуктивный
|
оперативность
|
А6
|
1.1
|
назвать
|
репродуктивный
|
системность
|
В1
|
3.1
|
анализировать
|
репродуктивный
|
логичность
|
В2
|
2.3
|
устанавливать логическую последовательность
|
репродуктивный
|
обобщенность
|
В3
|
2.1
|
устанавливать причинно-следственные связи
|
репродуктивный
|
осознанность
|
С 1
|
2.3
|
анализировать
|
репродуктивный
|
осознанность
|
Вариант 2
|
А1
|
2.3
|
называть
|
репродуктивный
|
гибкость
|
А2
|
1.4
|
характеризовать
|
знакомый
|
прочность
|
А3
|
1.3
|
характеризовать
|
репродуктивный
|
прочность
|
А4
|
2.1
|
анализировать
|
репродуктивный
|
конкретность
|
А5
|
3.3
|
распознать
|
репродуктивный
|
системность
|
А6
|
5
|
анализировать
|
репродуктивный
|
логичность
|
В1
|
5.3
|
анализировать
|
репродуктивный
|
прочность
|
В2
|
1.5
|
устанавливать логическую последовательность
|
репродуктивный
|
осознанность
|
В3
|
5.3
|
устанавливать причинно-следственные связи
|
репродуктивный
|
осознанность
|
С 1
|
4
|
анализировать
|
репродуктивный
|
осознанность
|
|