Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов»





Скачать 76.13 Kb.
Название Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов»
Дата 25.03.2013
Размер 76.13 Kb.
Тип Методические рекомендации
Методические рекомендации для студентов VI курса педиатрического факультета

Практическое занятие

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов»

Актуальность темы и мотивация к ее изучению обусловлена распространенностью острой пневмонии в детской популяции; сохраняющейся летальностью от пневмонии; важностью амбулаторного этапа в своевременной диагностике острой пневмонии с целью раннего назначения лечебных мероприятий и полноценной реабилитации реконвалесцентов; профилактической направленностью деятельности участкового врача.

^ Цель занятия: научить студентов профилактике, ранней и дифференциальной диагностике, лечению детей, больных острой пневмонией на этапе поликлиники, реабилитации реконвалесцентов.

Общее время: 6 часов.

Оснащение занятия:

  • Истории развития детей(форма 112/у).

  • Контрольная карта диспансерного больного (форма 030/у).

  • Классификация клинических форм бронхо - легочных заболеваний у детей.

  • Набор рентгенограмм по теме занятия.

  • Приказ МЗ СССР №725 от 15 июня 1983 г.

  • Папка методических рекомендаций по теме занятия.

  • Паспорт участка.

  • Направление на стационарное лечение.

  • Направления на исследования в клиническую, биохимическую, иммунологическую и бактериологическую лаборатории.

Место проведения занятия: учебная комната, регистратура, кабинеты медицинского статистика и здорового ребёнка и отделение восстановительного лечения.

^ Вопросы для повторения:

  • Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей различного возраста и подростков;

  • Особенности методики исследования органов дыхания у детей и подростков;

  • Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение острой пневмонии у детей и подростков;

  • Дифференциальный диагноз острой пневмонии с бронхитом и бронхиолитом.

Вопросы для самоконтроля по теме занятия:

I. По базисным знаниям:

  1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков, предрасполагающие к возникновению пневмонии;

  2. Этиология, патогенез, классификация острой пневмонии.

  3. Клинические и рентгенологические особенности очаговой, сегментарной, лобарной (крупозной), интерстициальной пневмонии. Особенности клинического течения у подростков.

  4. Критерии и алгоритм диагностики острой пневмонии. Показания к госпитализации.

  5. Принципы терапии острой пневмонии. Особенности антибактериального лечения внебольничных пневмоний.

II. По теме, планируемой на обсуждение

  1. Актуальность проблемы острой пневмонии, ее распространенность

  2. Роль участкового педиатра в профилактике и раннем выявлении острой пневмонии.

  3. Группы риска детей по развитию острой пневмонии.

  4. Диагностика пневмонии на этапе поликлиники. Дифференциальный диагноз.

  5. Показания и порядок направления детей на стационарное лечение.

  6. Организация стационара на дому. Комплекс лечебно-диагностических и организационных мероприятий

  7. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами пневмонии, его эффективность.

8.Знание рецептуры: феноскиметилпенициллин, амоксициллин/клавулановая кислота, азитромицин, цефалексин, рулид, сальбутамол, бромгексин, эуфиллин, алтейный корень.

^ Формы контроля и самоконтроля:

1.Учебная ситуационная задача с эталоном ответов.

Повторный вызов участкового врача к ребенку (девочка) 5 лет

Температура 38,50С.

ЧД - 43 в 1 минуту.

ЧСС - 120 в 1 минуту.

^ Жалобы матери на повышение температуры до 390С, сухой кашель, отсутствие аппетита, головную и мышечную боли у ребенка.

Анамнез жизни:
Девочка от I беременности. Беременность протекала на фоне токсикоза I половины. Женщина 2 раза болела ОРВИ при сроке беременности 20 и 32 недели, получала симптоматическую терапию. Интранатальный и неонатальный периоды протекали физиологически. Находилась на грудном вскармливании до 5 месяцев, затем переведена на искусственное вскармливание. Продукты витаминизации и прикорма введены в положенные сроки. Физическое и психомоторное развитие протекло без отклонений от нормы. Профилактические прививки сделаны по возрасту. Посещает ясли-сад с 3-х лет 6 месяцев, адаптация к ДОУ была средней степени тяжести. До 3-х лет болела редко, в последние 6 месяцев перенесла 1 раз ОРВИ с явлениями бронхита. В лечении применялись антибиотики.

^ Генеалогический анамнез: с низкой отягощенностью - у дедушки по линии матери - хронический бронхит; у отца ребенка - хронический тонзиллит.

Анамнез болезни: Девочка заболела остро 5 дней назад, когда вечером поднялась температура до 390С, появился насморк. Был вызван участковый врач, который диагностировал ОРВИ и назначил симптоматическое лечение: полноценное питание, усиленный питьевой режим, жаропонижающие средства, полоскание носоглотки. Состояние ребенка через 3 дня улучшилось, температура нормализовалась и мать к врачу больше не обращалась. Накануне вечером самочувствие и состояние резко ухудшилось, появился сухой, навязчивый кашель, подъем температуры до 390С, отсутствие аппетита, ночь спала плохо, по поводу чего повторно был вызван участковый врач.

Объективно: Состояние средней степени тяжести. Кожные покровы чистые, бледные с умеренным периоральным цианозом. Зев гиперемирован, рыхлый, небные миндалины гипертрофированы до II степени, без налетов. Перкуторно определяется укорочение легочного звука справа внизу под углом лопатки. Отмечается умеренное затруднение вдоха и выдоха. Аускультативно: над зоной укорочения перкуторного звука дыхание резко ослаблено; на высоте вдоха крепитирующие хрипы в нижних отделах правого легкого. Тоны сердца ритмичные, ясные. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Диурез адекватный, стула не было.

Задание

1.Сформулировать и обосновать клинический диагноз в соответствии с действующей классификацией.

2.Охарактеризовать заболеваемость данной нозологической формой и вероятность смертности от нее в детской популяции.

3.Указать факторы риска в возникновении данного заболевания, уточнить, какие факторы оказали влияние на возникновение и течение заболевания у ребенка.

4.Перечислить дополнительные методы исследования для подтверждения диагноза и вероятные изменения в них.

5.Провести дифференциальный диагноз с бронхитом, бронхиолитом и обструктивным бронхитом.

6.Перечислить показания для госпитализации ребенка с данной патологией.

7.Перечислить лечебные и организационно - тактические мероприятия, которые предусматривает стационар на дому.

8.Обосновать полагаемую этиологию заболевания и базисную этиотропную терапию, сделать другие назначения.

9.Перечислить, какие группы отхаркивающих препаратов вы знаете. Назвать механизм их действия.

10. Назвать возможные осложнения данного заболевания и критерии выписки ребенка в детский сад, обосновать необходимость и сроки реабилитационных мероприятий.

^ Эталон ответа

  1. Сформулировать и обосновать клинический диагноз в соответствии с действующей классификацией.

Диагноз клинический: пневмония внебольничная, в области нижней доли правого легкого, нетяжелая, ДН II степени.

Обоснование:

  • анамнестические данные (предшествующая респираторная инфекция);

  • клинические признаки (синдром катаральных явлений - кашель; синдром дыхательной недостаточности - бледность кожных покровов, тахипноэ; смешенная одышка, цианоз в покое; синдром интоксикации - t 390, ухудшение самочувствия, снижение аппетита, мышечные и головная боли; локальные изменения в легких - укорочение перкуторного звука в области нижней доли справа, ослабление дыхания, крепитирующие хрипы над зоной укорочения);

  • средняя степень тяжести - умеренная интоксикация, ДН II степени, отсутствие осложнений

  • ДН II степени подтверждается соотношением числа дыхания и числа сердечных сокращений до 1:2,5, наличием бледности кожных покровов, цианоза в покое, наличием клинических признаков смешенной одышки (затруднение вдоха и выдоха)

  • внебольничное происхождение пневмонии подтверждается развитием заболевания в домашних условиях.

2.Контрольный итоговый тест в виде ситуационных заданий.

План самостоятельной работы на практическом занятии:

Цель самостоятельной работы: овладеть навыками диагностики и лечения, реабилитации детей и подростков с острой пневмонией на педиатрическом участке.

^ Время самостоятельной работы: 3 часа.

Порядок проведения самостоятельной работы:

Работа на приеме педиатра, в отделении восстановительного лечения, дневном стационаре или проведение патронажей к пациентам, больным острой пневмонией, на дому.

В результате изучения данной темы

а) студент должен знать:

1. Критерии диагностики острой пневмонии.

2. Показания к госпитализации и принципы организации стационара на дому.

3. Методику проведения ЛФК, массажа и физиотерапевтических методов лечения у детей с острой пневмонией на этапе поликлиники.

4. Правила и сроки забора материала для лабораторных исследований при острой пневмонии (общий анализ крови, мочи). Порядок и сроки направления на рентгенологическое обследование при острой пневмонии.

5. Принципы терапии острой внебольничной пневмонии.

6. Методы реабилитации реконвалесцентов пневмонии.

б) студент должен уметь:

1.Выделять детей группы риска по возникновению острой пневмонии на педиатрическом участке

2.Проводить клиническое обследование ребенка с острой пневмонией (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

3.Назначить и оценить результаты анализов (общий анализ крови) при острой пневмонии, назначать и оценивать рентгенограмму грудной клетки

4.Выписать рецепты на следующие препараты: феноскиметилпенициллин, амоксициллин/клавулановая кислота, азитромицин, цефалексин, рулид, сальбутамол, бромгексин, эуфиллин, алтейный корень.

5.Оформить медицинскую документацию (ф.№№ 112/у, 030/у)

6.Оформить лист нетрудоспосибности по уходу за ребенком с острой пневмонией и справку в детское учреждение реконвалесценту пневмонии.

7.Назначить лечение и организовать динамическое наблюдение за ребёнком больным острой пневмонией.

Рекомендуемая литература по теме занятия:

Основная:

  1. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. /Под ред. А.А.Баранова. – М., ГЭОТАР –МЕДИА, 2006. – 608с.

  2. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 040200 «Педиатрия». – М., 2006.

Дополнительная:

  1. Практическое руководство по детским болезням. Т.5 /под ред.Коколиной В.Ф. –Медпрактика –М, 2005. -600с

  2. Поликлиническая педиатрия /Под. Ред. Чернышова В.Н. –М.; ВУНМЦ, 2004. -335с.

  3. Черная Н.Л., Мозжухина Л.И., Ганузин В.М. и др. Сборник материалов по здоровому образу жизни, способам сохранения и укрепления здоровья, оздоровительным технологиям. - Ярославль 2004 -72с.

  4. Энциклопедия лекарств (РЛС), электронная версия. - М , 2008.

  5. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии.- (электронная версия), 2006.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях»

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Тесты безопасности 4 организация лечебно-профилактической помощи детям на фельдшерско-акушерском

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Организация лечебно-профилактической помощи детям на фельдшерско-акушерском пункте

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Организация лечебно-профилактической помощи населению

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Диспансеризация новорожденных по группам риска. Особенности лечебно-профилактической помощи недоношенным

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Важным звеном в деятельности поликлиник является организация работы участковых врачей (УВ) терапевтов

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Содержание программы курса пк «Здоровье подростка и организация лечебно-профилактической помощи подросткам»

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon 1 1 Организация лечебно-профилактической стоматологической помощи населению
Значение регистрации, лицензирования, сертификации, аккредитации лпу стоматологического профиля
Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon ЗУбарев Анатолий Юрьевич Гигиеническая оценка воздействия химических факторов риска на сердечно-сосудистую

Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по развитию пневмонии в амбулаторных условиях. Организация стационара на дому. Реабилитация реконвалесцентов» icon Тема : организация работы детского стационара

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы