Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека





Скачать 0.86 Mb.
Название Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека
страница 1/5
Дата 25.03.2013
Размер 0.86 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет физической культуры, спорта и туризма


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета физической

культуры, спорта и туризма

________________ М.М.Полевщиков

« ____ » ________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебная дисциплина Б.3.4 Физиология человека


Направление подготовки

034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Кафедра теоретических основ физического воспитания


Курс 2 семестр 3, 4

форма обучения очная


Программа разработана

доцентом Дороговой Ю.А., к.б.н.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2011



Рекомендована к утверждению решением учебно-методического совета факультета физической культуры, спорта и туризма_

направление 032100 – физическая культура и спорт

(название фак./инст., спец-ти)

протокол № _ от

" ___ " _______ 20___ г.

Полевщиков М.М..

(подпись, Ф.И.О. председателя)




Рассмотрена и одобрена на

заседании кафедры теоретических основ физического воспитания

(название кафедры)

протокол № __ от

" ___ " _______ 20___ г.

Шрага А.М..

(Ф.И.О. председателя, подпись)







^ Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения







































^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Физиология – одна из фундаментальных биологических наук. Эта дисциплина рассматривает как функции отдельных клеток, так и взаимодействие этих клеток в процессе формирования функций тканей и органов, объединяемых в регуляторные системы организма.

Изучение взаимодействия регуляторных систем дает возможность студентам понять механизмы, поддерживающие постоянство среды и адекватную реакцию организма на события в окружающем мире.

Программа дисциплины «Физиология человека» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. по специальности 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».



  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Цель дисциплины «Физиология» на факультетах физической культуры педагогических вузов – сформировать у студентов достаточный объем физиологических знаний, исследовательских умений и практических навыков, являющихся естественнонаучной основой для изучения общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, составляющих фундамент профессиональной подготовки.

^ Задачи дисциплины:

– сформировать основные понятия о жизнедеятельности организма человека, его функциях, целостности и взаимодействии с окружающей средой;

– изучить анатомо-функциональные особенности физиологических систем крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, двигательного аппарата, сенсорных систем, нервной системы организма человека и особенности его высшей нервной деятельности;

– показать взаимодействие физиологических систем в различных условиях жизнедеятельности организма, особенности и принципы нейрогуморальной регуляции всех функций и процессов, включая особенности регуляции высших психических функций человека (высшую нервную деятельность);

– изучить анатомо-функциональные возрастные особенности организма детей и подростков на различных этапах индивидуального развития и овладеть основными понятиями о закономерностях роста и развития детей и подростков;

– показать взаимодействие средовых и наследственных факторов, средств и методов физической культуры и спорта в оптимизации физического и психического развития детей и подростков;

– научить студентов активно использовать полученные знания по физиологии при изучении дисциплин психолого-педагогических и медико-биологических циклов и дисциплин предметной подготовки теории и методики физического воспитания и спорта, базовых и новых видов спорта, физкультурно-спортивного педагогического совершенствования, а также выполнения курсовых и квалификационных работ;

– научить применять физиологические знания, исследовательские умения и практические навыки для оптимальной организации учебного процесса по физической культуре и тренировочных занятий по видам спорта для различных возрастно-половых групп населения и в разнообразных условиях обучения.

^ Место дисциплины в учебном процессе. «Физиология человека» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Курс тесно связан с анатомией человека. Дисциплина проводится на 2 курсе, в течение 3 и 4 семестров. Формой отчетности в третьем семестре является зачет, в четвертом семестре – экзамен.

  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ


Студент должен знать:

– анатомо-физиологические основы физического воспитания и спорта;

– биологическую природу и целостность организма человека, анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых;

– физиологические закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

– физиологические основы методики физкультурно-спортивных оздоровительных занятий с различными группами населения.

Студент должен уметь:

– применять физиологические знания для планирования и проведения основных видов физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, подростками и взрослыми людьми;

– применять физиологические знания, исследовательские умения и практические навыки в процессе медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;

– использовать знания общей и возрастной физиологии в процессе проведения научно-исследовательской работы по проблемам физического воспитания и спортивной тренировки;

– применять физиологические знания при оказании первой помощи при травмах в процессе выполнения физических упражнений.

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- готовностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе в глобальных компьютерных сетях (сеть Интернет) (ОК-10).

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

педагогическая деятельность:

- готовностью использовать на практике средства, методы и приёмы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительнои и туристско-краеведческои деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования (ПК-3);

- способностью определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям индивида в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности (ПК-4);

- готовностью использовать комплекс мер осуществления мониторинга физического состояния индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной и реабилитационной деятельности (ПК-6);

- способностью на практике осуществлять комплекс мер по разработке и соблюдению правил и норм охраны труда, и техники безопасности занимающихся в процессе тренировочной, соревновательной, рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности (ПК-8);

- готовностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);

- готовностью использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебно-тренировочного, рекреационно-оздоровительного, рекреационно-реабилитационного и туристского спортивно-оздоровительного процесса, учета выполняемых нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, их корректировки, а также решения других практических задач (ПК-10);

- готовностью использовать мультимедийные технологии (ПК-11);

- способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению (ПК-12);

- способностью формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни (ПК-13);

организационно-управленческая деятельность:

- способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ПК-18);

- способностью конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов (ПК-27);

- готовностью разрабатывать программы, режимы занятий по спортивно-оздоровительному туризму, двигательной рекреации и реабилитации населения, подбора соответствующих средств и методов их реализации по циклам занятий различной продолжительности (ПК-29).

научно-исследовательская деятельность:

- способностью определять цели и задачи исследования (ПК-30);

- способностью использовать современные методы исследования проблем сферы рекреации и туризма (ПК-31);

- способностью на практике применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования (ПК-32);

- готовностью обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя компьютерную технику и компьютерные программы (ПК-34).



  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение.

Предмет, задачи и методы изучения физиологии человека. История развития физиологии. Связь физиологии с другими науками и учебными дисциплинами. Значение физиологических знаний в системе подготовки бакалавров по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму.

Уровни организации живых организмов. Общая схема строения организма человека. Функциональная система органов. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Саморегуляция. Организм человека как единое целое.

^ 2. Физиология крови и иммунитет.

Кровь как соединительная ткань. Функции крови. Количество крови в организме. Химический состав плазмы. Свойства крови (осмотическое давление, вязкость, реакция крови и поддержание ее постоянства). Понятие о физиологическом растворе. Форменные элементы крови. Свертывание крови. Группы крови человека. Резус-фактор. Кроветворение и регуляция системы крови.

Иммунитет, его виды и биологическое значение. Роль некоторых структур системы крови в обеспечении иммунитета. Современные представления о механизмах иммунных реакций организма.

^ 3. Физиология кровообращения.

Кровообращение. Органы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Работа сердца. Свойства и автоматия сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Сердечный цикл. Влияние различных факторов на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Тоны сердца. Сердечный толчок. Электрические явления в сердце. Регуляция работы сердца: нервная и гуморальная. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Кровеносные сосуды. Скорость кровотока. Причины движения крови по сосудам.

^ 4. Физиология лимфообращения.

Состав, свойства и значение лимфы. Лимфатическая система, функции. Лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, лимфатические протоки (стволы). Механизмы передвижения лимфы.

^ 5. Физиология дыхания.

Значение дыхания. Органы дыхания. Этапы процесса дыхания. Пневмоторакс. Строение альвеол. Сурфактант. Механизм вдоха и выдоха. Диффузия газов. Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Газообмен в легких и тканях. Жизненная ёмкость легких и ее измерение. Рефлекторная регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Особенности дыхания в разных условиях жизнедеятельности.

^ 6. Физиология пищеварения.

Понятие о пищеварении. Основные функции системы пищеварения. Методы изучения пищеварения. Виды (типы) пищеварения: полостное, пристеночное, симбиотическое. Основные ферменты пищеварительных соков и их роль в пищеварении. Основные механизмы поступления питательных веществ в кровь и лимфу: диффузия, осмос, фильтрация, сокращение гладких мышц ворсинок, активный транспорт.

Пищеварение в полости рта. Слюна, ее состав. Регуляция слюноотделения. Безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное слюноотделение. Пищеварение в желудке. Состав и функции желудочного сока. Образование и выделение желудочного сока. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Сокращения гладкой мускулатуры желудка. Пищеварение в тонком кишечнике. Состав и свойства кишечного сока. Маятникообразные и перистальтические сокращения (движения) тонкой кишки. Типы пищеварения в тонкой кишке: полостное и пристеночное (или мембранное). Пищеварение в толстом кишечнике. Регуляция пищеварения: нервная и гуморальная.

^ 7. Обмен веществ и энергии.

Значение обмена веществ и энергии. Питательные вещества, их значение и обмен в организме. Понятие о пластическом и энергетическом обменах. Взаимосвязь анаболических и катаболических реакций (пластического и энергетического обмена.

Обмен белков. Состав, структура и функции белков. Физиологическое значение аминокислотного состава пищевых белков и их биологическая ценность. Азотистый баланс. Мышечная работа и обмен белков. Регуляция обмена белков.

Обмен липидов. Состав и функции липидов в организме. Жировое депо. Регуляция обмена липидов.

Обмен углеводов. Состав и функции углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов. Влияние различных факторов на об­ен углеводов.

Обмен минеральных солей и воды. Макро- и микроэлементы. Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза. Регуляция водно-солевого обмена. Влияние различных факторов на водно-солевой обмен.

Витамины. Биологическое значение витаминов.

Превращение и расход энергии в организме человека. Изменения обмена энергии при воздействии различных факторов. Обмен энергии при физическом и умственном труде. Определение норм питания. Болезни обмена веществ. Регуляция обмена энергии.

^ 8. Физиология выделительных процессов.

Органы выделения. Почки, строение и их функциональное значение. Механизмы образования и выведения мочи. Состав мочи. Регуляция образования и выведения мочи.

Потоотделение.

Терморегуляция. Физиология терморегуляции. Теплообразование и теплоотдача в организме человека при физических нагрузках. Нейрогуморальные механизмы терморегуляции.

^ 9. Физиология желез внутренней секреции.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Понятие о гормонах, их химическая природа, основные свойства. Механизм действия гормонов. Железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная железа, околощитовидные (паращитовидные) железы, эпифиз (шишковидная железа), надпочечники, тимус (вилочковая или зобная железа), эдокринные части поджелудочной железы, семенников и яичников. Расположение желез внутренней секреции в организме, название и функции основных гормонов, проявление гипо- и гиперфункции железы. Параганглии (хромаффинные тела). Одиночные гормонообразующие клетки (диффузная эндокринная система).

Влияние нервной системы на работу желез внутренней секреции. Место гипофиза и промежуточного мозга в гуморальной регуляции. Гипоталамо-гипофизарная система. Деятельность желез внутренней секреции в различных усло­виях жизнедеятельности человека.

^ 10. Физиология скелетных мышц.

Строение и функции скелетных мышц. Саркомер – структурная единица мышечного волокна. Основные функциональные свойства мышц: возбудимость, проводимость, сократимость. Пороговое раздражение. Сократительная функция скелетных мышц. Этапы мышечного сокращения. Непроизвольные (рефлекторные) и произвольные типы мышечных сокращений. Изометрические и изотонические типы мышечных сокращений. Типы мышечных реакций: одиночное сокращение, тетаническое сокращение, тоническое сокращение (или тонус мышц), контактура (судорожное сокращение). Понятие двигательной единицы. Изменения мышц при тренировках. Тренировочный эффект. Работа и сила мышц. Физиологические показатели мышечной силы и выносливости. Утомление, его причины. Влияние ритма и нагрузки на утомление. Динамическая и статическая работа. Гиподинамия.

Влияние мышечной работы на функциональное состояние физиологических систем организма. Физиология трудовых процессов и физических упражнений.

^ 11. Физиология основных нервных структур.

Строение и основные функции нервной системы. Нервные волокна. Характеристика миелиновых и безмиелиновыех нервных волокон. Синаптическая передача нервного импульса. Особенности синапсов. Химические и электрические синапсы. Основные свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость. Нервные импульсы. Понятие мембранного потенциала, потенциала действия. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторное кольцо. Процессы возбуждения и торможения, лежащие в основе рефлекторных реакций.

^ 12. Физиология периферической и центральной нервной системы.

Периферическая нервная система.
Соматическая и вегетативная нервная система. Симпатический отдел. Парасимпатический отдел.

Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Продолговатый мозг, задний мозг (мост, мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг, конечный (передний) мозг – большие полушария.

^ 13. Физиология анализаторов.

Понятие и значение органов чувств. Анализаторы. Строение анализатора: периферическое звено, проводниковое звено, центральное звено. Свойства звеньев анализатора. Типы рецепторов: экстерорецепторы, проприорецепторы, интерорецепторы. Виды анализаторов – зрительный, слуховой, равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обонятельный, вкусовой – и их работа (механизмы работы).

^ 14. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД).

Понятие высшей нервной деятельности. Основные методы изучения коры больших полушарий. Понятие рефлекса. Безусловный рефлекс. Инстинкт. Запечатление, или импринтинг. Типы безусловных рефлексов и инстинктов. Характеристика условных и безусловных рефлексов. Условный рефлекс. Навык. Типы условных рефлексов. Условия, необходимые для выработки условного рефлекса. Механизм образования условного рефлекса. Динамические стереотипы. Торможение условных рефлексов. Явление доминанты. Закон взаимной индукции. Понятие о рассудочной деятельности. Особенности ВНД у человека. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Типы темперамента по Гиппократу. Слово. Речь человека, ее функции, классификация. Понятие о функциональной асимметрии больших полушарий. Эмоции. Физиологическая природа эмоций. Память. Физиологическая природа памяти. Виды памяти. Сон, сновидение, характеристика сна.


^ 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Зачетные единицы

Общая трудоемкость

216

3, 4

6

Аудиторные занятия

84







Лекции

24







Лабораторные занятия

60







Самостоятельная работа

96







Вид итогового контроля




зачет (3 сем.),

экзамен (4 сем.)



  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Рабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование)

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Рабочая программа учебная дисциплина б 5 Анатомия и морфология человека

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Рабочая программа Учебная дисциплина Этология человека. (наименование учебной дисциплины) по специальности

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Учебная дисциплина: «Физиология и биохимия крови» Специальность «011618 Физиология человека и животных»

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области
Дисциплина "Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области" относится к математическому,...
Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Учебная дисциплина: «Физиология животных» Специальность «011618 Физиология человека и животных» Нижний

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Учебная дисциплина: «Физиология животных» Специальность «011618 Физиология человека и животных» Нижний

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Рабочая программа учебная дисциплина Нейрофизиология

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Рабочая программа учебная дисциплина б 7 Анатомия

Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека icon Рабочая программа учебная дисциплина б 33 Иммунитет и здоровье

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы