|
Скачать 0.86 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма УТВЕРЖДАЮ Декан факультета физической культуры, спорта и туризма ________________ М.М.Полевщиков « ____ » ________20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина Б.3.4 Физиология человека Направление подготовки 034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Квалификация (степень) выпускника бакалавр Кафедра теоретических основ физического воспитания Курс 2 семестр 3, 4 форма обучения очная
Рецензент(ы) __________________________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
^
^ Физиология – одна из фундаментальных биологических наук. Эта дисциплина рассматривает как функции отдельных клеток, так и взаимодействие этих клеток в процессе формирования функций тканей и органов, объединяемых в регуляторные системы организма. Изучение взаимодействия регуляторных систем дает возможность студентам понять механизмы, поддерживающие постоянство среды и адекватную реакцию организма на события в окружающем мире. Программа дисциплины «Физиология человека» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. по специальности 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Цель дисциплины «Физиология» на факультетах физической культуры педагогических вузов – сформировать у студентов достаточный объем физиологических знаний, исследовательских умений и практических навыков, являющихся естественнонаучной основой для изучения общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, составляющих фундамент профессиональной подготовки. ^ : – сформировать основные понятия о жизнедеятельности организма человека, его функциях, целостности и взаимодействии с окружающей средой; – изучить анатомо-функциональные особенности физиологических систем крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, двигательного аппарата, сенсорных систем, нервной системы организма человека и особенности его высшей нервной деятельности; – показать взаимодействие физиологических систем в различных условиях жизнедеятельности организма, особенности и принципы нейрогуморальной регуляции всех функций и процессов, включая особенности регуляции высших психических функций человека (высшую нервную деятельность); – изучить анатомо-функциональные возрастные особенности организма детей и подростков на различных этапах индивидуального развития и овладеть основными понятиями о закономерностях роста и развития детей и подростков; – показать взаимодействие средовых и наследственных факторов, средств и методов физической культуры и спорта в оптимизации физического и психического развития детей и подростков; – научить студентов активно использовать полученные знания по физиологии при изучении дисциплин психолого-педагогических и медико-биологических циклов и дисциплин предметной подготовки теории и методики физического воспитания и спорта, базовых и новых видов спорта, физкультурно-спортивного педагогического совершенствования, а также выполнения курсовых и квалификационных работ; – научить применять физиологические знания, исследовательские умения и практические навыки для оптимальной организации учебного процесса по физической культуре и тренировочных занятий по видам спорта для различных возрастно-половых групп населения и в разнообразных условиях обучения. ^ «Физиология человека» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Курс тесно связан с анатомией человека. Дисциплина проводится на 2 курсе, в течение 3 и 4 семестров. Формой отчетности в третьем семестре является зачет, в четвертом семестре – экзамен.
ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен знать: – анатомо-физиологические основы физического воспитания и спорта; – биологическую природу и целостность организма человека, анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых; – физиологические закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков; – физиологические основы методики физкультурно-спортивных оздоровительных занятий с различными группами населения. Студент должен уметь: – применять физиологические знания для планирования и проведения основных видов физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, подростками и взрослыми людьми; – применять физиологические знания, исследовательские умения и практические навыки в процессе медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий; – использовать знания общей и возрастной физиологии в процессе проведения научно-исследовательской работы по проблемам физического воспитания и спортивной тренировки; – применять физиологические знания при оказании первой помощи при травмах в процессе выполнения физических упражнений. Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); - готовностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); - осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе в глобальных компьютерных сетях (сеть Интернет) (ОК-10). Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): педагогическая деятельность: - готовностью использовать на практике средства, методы и приёмы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительнои и туристско-краеведческои деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования (ПК-3); - способностью определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям индивида в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности (ПК-4); - готовностью использовать комплекс мер осуществления мониторинга физического состояния индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной и реабилитационной деятельности (ПК-6); - способностью на практике осуществлять комплекс мер по разработке и соблюдению правил и норм охраны труда, и техники безопасности занимающихся в процессе тренировочной, соревновательной, рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности (ПК-8); - готовностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9); - готовностью использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебно-тренировочного, рекреационно-оздоровительного, рекреационно-реабилитационного и туристского спортивно-оздоровительного процесса, учета выполняемых нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, их корректировки, а также решения других практических задач (ПК-10); - готовностью использовать мультимедийные технологии (ПК-11); - способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению (ПК-12); - способностью формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни (ПК-13); организационно-управленческая деятельность: - способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ПК-18); - способностью конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов (ПК-27); - готовностью разрабатывать программы, режимы занятий по спортивно-оздоровительному туризму, двигательной рекреации и реабилитации населения, подбора соответствующих средств и методов их реализации по циклам занятий различной продолжительности (ПК-29). научно-исследовательская деятельность: - способностью определять цели и задачи исследования (ПК-30); - способностью использовать современные методы исследования проблем сферы рекреации и туризма (ПК-31); - способностью на практике применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования (ПК-32); - готовностью обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя компьютерную технику и компьютерные программы (ПК-34).
1. Введение. Предмет, задачи и методы изучения физиологии человека. История развития физиологии. Связь физиологии с другими науками и учебными дисциплинами. Значение физиологических знаний в системе подготовки бакалавров по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму. Уровни организации живых организмов. Общая схема строения организма человека. Функциональная система органов. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Саморегуляция. Организм человека как единое целое. ^ Кровь как соединительная ткань. Функции крови. Количество крови в организме. Химический состав плазмы. Свойства крови (осмотическое давление, вязкость, реакция крови и поддержание ее постоянства). Понятие о физиологическом растворе. Форменные элементы крови. Свертывание крови. Группы крови человека. Резус-фактор. Кроветворение и регуляция системы крови. Иммунитет, его виды и биологическое значение. Роль некоторых структур системы крови в обеспечении иммунитета. Современные представления о механизмах иммунных реакций организма. ^ Кровообращение. Органы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Работа сердца. Свойства и автоматия сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Сердечный цикл. Влияние различных факторов на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Тоны сердца. Сердечный толчок. Электрические явления в сердце. Регуляция работы сердца: нервная и гуморальная. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Кровеносные сосуды. Скорость кровотока. Причины движения крови по сосудам. ^ Состав, свойства и значение лимфы. Лимфатическая система, функции. Лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, лимфатические протоки (стволы). Механизмы передвижения лимфы. ^ Значение дыхания. Органы дыхания. Этапы процесса дыхания. Пневмоторакс. Строение альвеол. Сурфактант. Механизм вдоха и выдоха. Диффузия газов. Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Газообмен в легких и тканях. Жизненная ёмкость легких и ее измерение. Рефлекторная регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Особенности дыхания в разных условиях жизнедеятельности. ^ Понятие о пищеварении. Основные функции системы пищеварения. Методы изучения пищеварения. Виды (типы) пищеварения: полостное, пристеночное, симбиотическое. Основные ферменты пищеварительных соков и их роль в пищеварении. Основные механизмы поступления питательных веществ в кровь и лимфу: диффузия, осмос, фильтрация, сокращение гладких мышц ворсинок, активный транспорт. Пищеварение в полости рта. Слюна, ее состав. Регуляция слюноотделения. Безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное слюноотделение. Пищеварение в желудке. Состав и функции желудочного сока. Образование и выделение желудочного сока. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Сокращения гладкой мускулатуры желудка. Пищеварение в тонком кишечнике. Состав и свойства кишечного сока. Маятникообразные и перистальтические сокращения (движения) тонкой кишки. Типы пищеварения в тонкой кишке: полостное и пристеночное (или мембранное). Пищеварение в толстом кишечнике. Регуляция пищеварения: нервная и гуморальная. ^ Значение обмена веществ и энергии. Питательные вещества, их значение и обмен в организме. Понятие о пластическом и энергетическом обменах. Взаимосвязь анаболических и катаболических реакций (пластического и энергетического обмена. Обмен белков. Состав, структура и функции белков. Физиологическое значение аминокислотного состава пищевых белков и их биологическая ценность. Азотистый баланс. Мышечная работа и обмен белков. Регуляция обмена белков. Обмен липидов. Состав и функции липидов в организме. Жировое депо. Регуляция обмена липидов. Обмен углеводов. Состав и функции углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов. Влияние различных факторов на обен углеводов. Обмен минеральных солей и воды. Макро- и микроэлементы. Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза. Регуляция водно-солевого обмена. Влияние различных факторов на водно-солевой обмен. Витамины. Биологическое значение витаминов. Превращение и расход энергии в организме человека. Изменения обмена энергии при воздействии различных факторов. Обмен энергии при физическом и умственном труде. Определение норм питания. Болезни обмена веществ. Регуляция обмена энергии. ^ Органы выделения. Почки, строение и их функциональное значение. Механизмы образования и выведения мочи. Состав мочи. Регуляция образования и выведения мочи. Потоотделение. Терморегуляция. Физиология терморегуляции. Теплообразование и теплоотдача в организме человека при физических нагрузках. Нейрогуморальные механизмы терморегуляции. ^ Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Понятие о гормонах, их химическая природа, основные свойства. Механизм действия гормонов. Железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная железа, околощитовидные (паращитовидные) железы, эпифиз (шишковидная железа), надпочечники, тимус (вилочковая или зобная железа), эдокринные части поджелудочной железы, семенников и яичников. Расположение желез внутренней секреции в организме, название и функции основных гормонов, проявление гипо- и гиперфункции железы. Параганглии (хромаффинные тела). Одиночные гормонообразующие клетки (диффузная эндокринная система). Влияние нервной системы на работу желез внутренней секреции. Место гипофиза и промежуточного мозга в гуморальной регуляции. Гипоталамо-гипофизарная система. Деятельность желез внутренней секреции в различных условиях жизнедеятельности человека. ^ Строение и функции скелетных мышц. Саркомер – структурная единица мышечного волокна. Основные функциональные свойства мышц: возбудимость, проводимость, сократимость. Пороговое раздражение. Сократительная функция скелетных мышц. Этапы мышечного сокращения. Непроизвольные (рефлекторные) и произвольные типы мышечных сокращений. Изометрические и изотонические типы мышечных сокращений. Типы мышечных реакций: одиночное сокращение, тетаническое сокращение, тоническое сокращение (или тонус мышц), контактура (судорожное сокращение). Понятие двигательной единицы. Изменения мышц при тренировках. Тренировочный эффект. Работа и сила мышц. Физиологические показатели мышечной силы и выносливости. Утомление, его причины. Влияние ритма и нагрузки на утомление. Динамическая и статическая работа. Гиподинамия. Влияние мышечной работы на функциональное состояние физиологических систем организма. Физиология трудовых процессов и физических упражнений. ^ Строение и основные функции нервной системы. Нервные волокна. Характеристика миелиновых и безмиелиновыех нервных волокон. Синаптическая передача нервного импульса. Особенности синапсов. Химические и электрические синапсы. Основные свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость. Нервные импульсы. Понятие мембранного потенциала, потенциала действия. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторное кольцо. Процессы возбуждения и торможения, лежащие в основе рефлекторных реакций. ^ Соматическая и вегетативная нервная система. Симпатический отдел. Парасимпатический отдел. Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Продолговатый мозг, задний мозг (мост, мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг, конечный (передний) мозг – большие полушария. ^ Понятие и значение органов чувств. Анализаторы. Строение анализатора: периферическое звено, проводниковое звено, центральное звено. Свойства звеньев анализатора. Типы рецепторов: экстерорецепторы, проприорецепторы, интерорецепторы. Виды анализаторов – зрительный, слуховой, равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обонятельный, вкусовой – и их работа (механизмы работы). ^ Понятие высшей нервной деятельности. Основные методы изучения коры больших полушарий. Понятие рефлекса. Безусловный рефлекс. Инстинкт. Запечатление, или импринтинг. Типы безусловных рефлексов и инстинктов. Характеристика условных и безусловных рефлексов. Условный рефлекс. Навык. Типы условных рефлексов. Условия, необходимые для выработки условного рефлекса. Механизм образования условного рефлекса. Динамические стереотипы. Торможение условных рефлексов. Явление доминанты. Закон взаимной индукции. Понятие о рассудочной деятельности. Особенности ВНД у человека. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Типы темперамента по Гиппократу. Слово. Речь человека, ее функции, классификация. Понятие о функциональной асимметрии больших полушарий. Эмоции. Физиологическая природа эмоций. Память. Физиологическая природа памяти. Виды памяти. Сон, сновидение, характеристика сна. ^
|