Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология icon

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология





Скачать 404.86 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология
Дата28.01.2013
Размер404.86 Kb.
ТипРабочая учебная программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой норм. физиологии Декан стоматологического

и восстановительной медицины, факультета

д.м.н., проф. С.Л. Совершаева д.м.н., проф. А.С. Оправин


________________________ __________________________

«___»_______________2012 г. «____»_______________2012 г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области

По направлению подготовки_060201 Стоматология

^ Квалификация специалист

Курс ___1, 2_______________________________________________________

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)_экзамен_______________

Кафедра _ нормальной физиологии и восстановительной медицины ___

Трудоемкость дисциплины 144 (час.)/ 4 (зач.ед.)


Архангельск, 2012


^ 1. Цель и задачи освоения дисциплины


Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов, в том числе представление о закономерностях функционирования органов челюстно-лицевой области, участвующих в процессах компенсации нарушенных стоматологических функций.

^ Задачи дисциплины:

  • формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции аналитической методологии;

  • формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе осуществления функций организма с позиции концепции функциональных систем;

  • изучение студентом методов исследования функций организма в эксперименте, а также используемых с целью диагностики в клинической практике;

  • изучение студентом закономерностей формирования функций челюстно-лицевой области;

  • изучение студентом закономерностей процессов взаимодействия органов челюстно-лицевой области с другими системами организма;

  • формирование у студентов клинического мышления для будущей практической деятельности врача-стоматолога.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина "Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области" относится к математическому, естественнонаучному медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального образования.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология и педагогика; история медицины; латинский язык; иностранный язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, цитология, эмбриология.

Является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла.


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


^ Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-2

способностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли

ОК-7

способностью к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации

ПК -№

^ Профессиональные компетенции

ПК-3

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-12

способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

ПК-20

способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом

ПК-21

способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-26

способность и готовность анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  • основные свойства и состояния возбудимых тканей, представление о механизмах биоэлектрических явлений;

  • функциональные свойства и особенности поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры;

  • принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС);

  • роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма;

  • особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы;

  • механизмы функционирования и регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и их систем;

  • принципы взаимоотношения нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма;

  • функции крови, характеристика и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови;

  • основные этапы и показатели процесса дыхания;

  • особенности регуляции дыхания при различных нагрузках;

  • роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в организме;

  • физиологические особенности обмена веществ и энергии в организме, между организмом и внешней средой;

  • основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;

  • основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;

  • основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;

  • особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирования голода и насыщения;

  • основные свойства сердечной мышцы;

  • особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов здорового человека;

  • основные механизмы регуляции деятельности сердца, сосудистого тонуса и системной гемодинамики;

  • основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;

  • формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД), механизмы образования условного рефлекса и его торможения;

  • классификацию и характеристику типов ВНД;

  • компоненты функциональной системы поведенческого акта;

  • понятие и классификация боли;

  • особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;

  • механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.);



    Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • интерпретировать данные статистической обработки экспериментальных данных;

  • использовать знания о свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования ФУС здорового человека, функциях крови в качестве основы при анализе закономерностей организации внутренней среды организма и ее компонентах, видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения;

  • анализировать закономерности функционирования возбудимых тканей, проявления защитной функции крови, особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции, результаты клинических исследований основных физиологических свойств системы выделения, деятельность сердечно-сосудистой системы при обеспечении целенаправленной деятельности и адаптации, закономерности функционирования сенсорных систем человека;

  • проводить исследования основных физиологических свойств возбудимых тканей, - рефлекторной деятельности нервной системы, вегетативной реактивности, функций сенсорных систем, болевой чувствительности, высших психических функций, индивидуально-типологических характеристик человека;

    Владеть:

    методами:

  • спирометрии,

  • исследования энергетических затрат человека методом номограммы,

  • тестирования индивидуально-типологических свойств личности человека,

  • густометрии,

  • пальпации пульса,

  • измерения артериального давления методом Короткова,

  • оценки результатов общего анализа крови.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ зачетных единиц.


^ Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

2, 3

В том числе:







Лекции (Л)

24

2, 3

Практические занятия (ПЗ)

48

2, 3

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







^ Самостоятельная работа (всего)

36

2, 3

Экзамен

36

3

Общая трудоемкость (час.)


144

2, 3


^ 5. Содержание дисциплины:


5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение в предмет


Нормальная физиология – наука, изучающая процессы жизнедеятельности здорового организма. Понятие о функции, уровни и механизмы ее регуляции.

Аналитический и системный подходы в изучении физиологических функций.

Понятия гомеостаза, гомеокинеза. Единство организма и внешней среды. Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма. Функциональная система, как механизм саморегуляции гомеостаза.

Стоматологическая физиология (И.С.Рубинов, П.Г. Снякин, В.Ю. Курлянский, В.Н. Копейкин, В.А. Полянцев). Концепция функционального элемента (А.М. Чернух). Функциональные элементы зубочелюстной системы. Функциональный элемент как основа полифункциональности органов и систем организма.

2.

Возбудимые ткани


Раздражимость как основа реакции ткани на раздражение. Виды раздражителей.

Возбудимость. Порог раздражения. Возбуждение. История открытия биоэлектрических явлений в живых тканях. Мембранные и ионные механизмы происхождения биопотенциалов в покое. Электрофизиологическая характеристика процесса возбуждения. Потенциал действия и его фазы. Ионные механизмы возбуждения. Изменение возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и экзальтация.

Электрические явления в полости рта. Электродиагностика в стоматологии. Проводимость. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Классификация нервных волокон. Законы проведения возбуждения в нервах. Лабильность и парабиоз.

Физиология синапса. Классификация синапсов. Функциональные свойства и механизм передачи сигнала в химическом синапсе. Виды синаптических нейромедиаторов.

Физические и физиологические свойства скелетных и гладких мышц. Временное соотношение цикла возбуждения, возбудимости и одиночного сокращения скелетного мышечного волокна. Характеристика видов и режимов мышечного сокращения. Гладкий и зубчатый тетанус. Оптимум и пессимум. Механизм мышечного сокращения. Особенности мышц челюстно-лицевой области.



3.

Регуляция функций организма




3.1.

Физиология нервной системы

Морфофункциональная организация нейрона как единицы нервной системы. Типы нейронов. Интег­ративная функция нейрона. Нервный центр и его свойства. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Морфологическая основа простейшего соматического рефлекса. Понятие о приспособительном результате рефлекторной деятельности. Виды рефлексов.

Торможение в ЦНС. Функции торможения. Виды центрального торможения и их механизмы. Унитарная и бинарно-химическая теории торможения.

Тонус мышц, его рефлекторная природа и функциональное значение. Виды мышечного тонуса.

Проприорецепторы, их локализация. Сухожильный рефлекс. Механизм возникновения и регуляции мышечного тонуса на спинальном уровне (спинального тонуса). Роль структур продолговатого мозга и мозжечка в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность (контрактильный тонус) у бульбарного животного. Структуры среднего мозга, участвующие в формировании мезэнцефалического тонуса..

Роль компонентов стриа-паллидарной системы и коры больших полушарий в регуляции мышечного тонуса.

Понятие тонического рефлекса. Виды тонических рефлексов (статические и стато-кинетические).

Роль различных отделов ЦНС в реализации рефлекторных актов челюстно-лицевой области.

Автономная (вегетативная) нервная система. Ее функции. Особенности симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов автономной нервной системы. Виды рефлексов автономной нервной системы (сомато-висцеральные, висцеро-соматические, висцеро-висцеральные, висцеро-сенсорные и аксон-рефлексы). Морфо-функциональные особенности рефлексов автономной нервной системы, синаптические процессы в ней. Адаптационно-трофическая функция автономной нервной системы.

3.2.

Физиология желез внутренней секреции

Железы внутренней секреции (центральные и периферические). Диффузная эндокринная система. Эндокринные и нейроэндокринные клетки. Регуляция эндокринных функций.

Типы физиологического действия (метаболический, морфогенетический, кинетический, корригирующий) и значение гормонов.

Роль отрицательных обратных связей в саморегуляции желез внутренней секреции. Роль желез внутренней секреции в развитии и формировании органов челюстно-лицевой области. Частная физиология желез внутренней секреции: гипоталамус, гипофиз, щитовидная и околощитовидная железы, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы, эрифиз, тимус.

4.

Физиология крови.

Понятие крови, системы крови. Количество циркулирующей крови, ее состав.

Функции крови.

Основные константы крови, их величина и функциональное значение. Понятие об осмотическом давлении крови.

Представление о саморегуляторном принципе механизма поддержания констант крови. Функциональные системы, обеспечивающая поддержание постоянства рН и осмотического давления крови.

Понятие о гемолизе, его видах и плазмолизе.

Форменные элементы крови, их физиологическое значение. Понятие об эритро-, лейко- и тромбоцитопоэзе, их нервной и гуморальной регуляции.

Гемоглобин, его соединения, функциональное значение. Лимфа, ее состав и функции.

Представление о защитной функции крови и ее проявлениях (иммунные реакции, свертывание крови). Группы крови как проявления иммунной специфичности организма. Разновидности систем групп крови (АВ0, резус – принадлежность). Их значение для акушерской и хирургической практики.

Процесс свертывании крови (гемостаз), его значение.

Основные факторы, участвующие в процессе свертывания крови (тканевые, плазменные, тромбо-, эритро- и лейкоцитарные), их функциональная характеристика.

Представление о внешней (тканевой) и внутренней (кровяной) системах свертывания крови, фазах свертывания крови, процессах ретракции и фибринолиза.

Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.

Понятие о первой и второй противосвертывающих системах крови. Представление о принципах их функционирования.

Представление о функциональной системе, обеспечивающей поддержание жидкого состояния крови. Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы крови как главные аппараты реакции этой ФУС.

5

Физиология кровообращения

Понятие физиологической системы кровообращения (сердечно-сосудистой системы). Нагнетательная (насосная) функция сердца.

Морфо-функциональные особенности организации сердца. Типичные и атипичные кардиомиоциты, проводящая система сердца, клапанный аппарат, полости сердца.

Физические и физиологические свойства сердечной мышцы. Понятие функционального синцития для сердца.

Возникновение и распространение возбуждения в сердце. Автоматия, её природа, центры и градиент. Ионные механизмы возбуждения атипичных миокардиоцитов. Механизмы возникновения медленной диастолической деполяризации.

Изменения возбудимости при возбуждении типичных кардиомиоцитов. Электромеханическое сопряжение. Экстрасистола. Компенсаторная пауза.

Сердечный цикл, его фазовая структура. Изменения тонуса мышечных стенок полостей сердца, изменения их объемов, давления крови и состояния клапанного аппарата в различные фазы кардиоцикла.

Представление о хроно-,батмо-,дромо-,ино- и тонотропных эффектах как проявлениях регуляторных влияний на работу сердца.

Виды регуляции сердечной деятельности. Авторегуляция: миогенный (гетеро- и гомеометрический) и нейрогенный механизмы. Закономерности проявлений миогенной авторегуляции (закон Франка – Старлинга; закон Анрепа).

Нервный и гуморальный механизмы экстракардиальной регуляции сердечной деятельности. Гуморальные влияния гормонов, электролитов, медиаторов и других факторов на параметры деятельности сердца.

Нервная регуляция. Особенности симпатической и парасимпатической иннервации сердечной мышцы. Механизмы парасимпатических и симпатических влияний на работу сердца. Рефлекторная регуляция деятельности сердца.

Нервные центры регуляции сердечной деятельности.

Эндокринная функция сердца. Влияние атрионатрийуретического пептида на тонус сосудов и процесс мочеобразования.

Функциональная классификация кровеносных сосудов (упругорастяжимые, резистивные, обменные, емкостные, шунтирующие). Основные законы гидродинамики и их использование для объяснения физиологических функций и закономерностей движения крови по сосудам. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам.

Параметры периферического кровообращения (давление крови, линейная и объемная скорости кровотока, время кругооборота крови). Изменение сопротивления, кровяного давления и скорости кровотока в различных участках сосудистого русла.

Нервная, гуморальная и миогенная регуляция тонуса сосудов. Понятие о базальном тонусе сосуда и об авторегуляции сосудистого тонуса. Сосудодвигательный центр (прессорный и депрессорный отделы). Периферические и центральные влияния на активность нейронов сосудодвигательного центра.

Понятия систолического, диастолического, пульсового и среднего артериального давления. Факторы, определяющие величину АД. Функциональная система, поддерживающая нормальный уровень артериального давления.

Микроциркуляция и её роль в механизмах обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями. Сосудистый модуль микроциркуляции.

Капиллярный кровоток. Виды капилляров. Механизмы транскапиллярного обмена в капиллярах большого и малого кругов кровообращения.

Внешние проявления деятельности сердца (электрические, звуковые, механические)

Структурный анализ нормальной ЭКГ во II стандартном отведении. Зубцы, комплексы, интервалы, сегменты; их временные и амплитудные характеристики.

Методы исследования артериального (сфигмография) и венозного (флебография) пульса. Клиническая оценка пульса у человека.

Методы измерения артериального давления крови (прямой и непрямой). Методы Рива-Роччи и Короткова, техника их применения. Понятие сосудистых тонов, представление о механизмах их возникновения.

Сердечная деятельность при стоматологических вмешательствах. Сердечный выброс – интегральный показатель работы сердца. Механизм изменения сердечного выброса при стоматологических манипуляций..

6

Физиология дыхания.

Значение дыхания для организма. Основные этапы процесса.

Внешнее дыхание. Биомеханика вдоха и выдоха. Давление в плевральной полости, его изменения при вдохе и выдохе. Легочные объемы и емкости. Резервные возможности системы дыхания. Спирометрия, спирография.

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Анатомическое, физиологическое и функциональное мертвые пространства. Вентиляционно-перфузинные коэффициенты, их значение в клинической практике.

Аэрогематический барьер. Диффузионная способность легких. Транспорт газов кровью. График диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на процесс образования и диссоциации оксигемоглобина. Понятие кислородной емкости крови.

Носовое и ротовое дыхание, их особенности. Функциональная связь процессов дыхания, жевания и глотания. Речевое дыхание.

Понятие дыхательного центра в широком и узком смысле слова. Представление о локализации и организации строения дыхательного центра в широком смысле слова Типы дыхательных нейронов продолговатого мозга, их автоматия.

Роль различных рецепторов и отделов дыхательного центра в механизмах смены фаз дыхания. Представление о регуляции дыхания по принципу возмущения и принципу отклонения.

Защитные дыхательные рефлексы.

Механизм первого вдоха новорожденного.

Дыхание при повышенном и пониженном барометрическом давлении.

Схема ФУС, обеспечивающей поддержание постоянства газовой среды организма.

7

Физиология пищеварения

Пищеварение, его значение, типы и формы.

Нейро-гуморальные механизмы голода и насыщения.

Анализ компонентов функциональной системы поддержания постоянного уровня питательных веществ в крови.

Закономерности организации деятельности желудочно-кишечного тракта по принципу пищеварительного конвейера.

Общие принципы нейро-гуморальной регуляции функций пищеварительного тракта.

Жевание, его природа, саморегуляция. Особенности жевания при пережевывании пищи различной консистенции. Мастикациография, анализ мастикациограммы.

Слюнообразование и слюноотделение. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этих процессов. Фазы слюноотделения, слюноотделительный рефлекс, приспособительный характер слюноотделения.

Глотание, его фазы и механизмы.

Функции желудка. Количество, состав и свойства желудочного сока. Значение соляной кислоты и других компонентов желудочного сока. Фазы желудочной секреции, их нервно-гуморальные механизмы.

Представление об особенностях экспериментальных операций на желудке и их использование для изучения нервных и гуморальных влияний на секрецию желудка.

Моторная деятельность желудка. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную и эвакуаторную функции желудка.

Значение и роль пищеварения в двенадцатиперстной кишке.

Функции поджелудочной железы.

Количество, состав и свойства поджелудочного сока. Ферменты поджелудочного сока, выделяющиеся в активном состоянии и в виде зимогенов.

Механизмы регуляции поджелудочной секреции. Контуры саморегуляции секреции поджелудочной железы, их значение.

Функции печени.

Желчь, ее количество, состав, значение для пищеварения. Механизмы желчеобразования, депонирования и желчевыделения, их регуляция. Кишечно-печеночная рециркуляция желчных кислот.

Значение и роль пищеварения в тонкой кишке.

Механизм образования кишечного сока. Количество, свойство, ферментативный состав кишечного сока. Регуляция отделения кишечного сока.

Полостное и мембранное пищеварение, их взаимосвязь и выраженность в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Внутриклеточное пищеварение. Иммунокомпетентные клетки ЖКТ.

Моторная деятельность тонкой и толстой кишки, ее особенности, значение, механизмы регуляции.

Особенности пищеварения, значение микрофлоры в этом процессе. Ферментный состав сока толстой кишки. Акт дефекации как конечный результат пищеварения в толстой кишке.

Всасывание продуктов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта, его механизмы.

8.

Интегративная деятельность организма




8.1.

Физиология высшей нервной деятельности

Понятие высшей нервной деятельности, ее проявления (инстинкты, условные рефлексы, психи­ческие процессы, поведение).

Условный рефлекс. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

Образование временной связи – основа выработки условного рефлекса.

Торможение в высшей нервной деятельности, виды торможения: безусловное (врожденное) и условное (приобретенное). Современное представление о механизмах торможения в высшей нервной деятельности.

Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.

Высшие психические функции. Виды основных психических функций. Физиологические и психофизиологические методы иссле­дования психических функций.

Ощущение. Восприятие. Представление. Внимание и его виды. Мотивации, их классификация, механизмы возникновения.

Эмоции, их виды. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Биологическая и социальная роль эмоций. Физиологические проявления эмоций.

Память, ее виды, механизмы кратковременной и долговременной памяти.

Мышление, его виды.

Сознание, подсознание и сверхсознание, их соотношения в психической деятельности человека. Речь, ее виды и функции. Особенности речевой деятельности при различных психоэмоциональных состояниях.

Целенаправленное поведение. Функциональная система поведенческого акта, анализ ее компонентов. Биологическая теория формирования эмоций.

8.2.

Физиология сенсорных систем

Понятие об органах чувств, анализаторах и сенсорных системах. Свойства сенсорных систем (высокая чувствительность, вариативность, интенсивность ощущений, инерционность, способность к адаптации, функциональная мобильность).

Периферический (рецепторный) отдел сенсорной системы. Функциональные свойства и особенности рецепторов: специфичность, высокая возбудимость, кодирование информации, адаптация. Классификация рецепторов. Понятие о модальности и валентности.

Функциональные свойства и особенности проводникового отдела сенсорной системы (многоуровневость, многоканальность, наличие «сенсорных воронок», специфические и неспецифические пути передачи информации). Особенности передачи информации в проводниковом отделе сенсорных систем.

Функциональные свойства и особенности коркового отдела сенсорной системы. Функциональные отличия нейронов, входящих в состав различных корковых зон. Механизм взаимодействия сенсорных систем (конвергенция и дивергенция возбуждений, латеральное и возвратное торможение, медиаторное взаимодействие, синтез синаптических рецепторов).

Зрительная сенсорная система. Понятие поля зрения и остроты зрения. Методы их определения. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия). Зрачковый рефлекс. Механизмы рецепции цвета. Основные виды нарушения восприятия цвета.

Слуховая сенсорная система. Звукоулавливающие образования, звукопроводящие пути и звуковоспринимающий аппарат слуховой сенсорной системы. Механизмы рецепции звука. Бинауральный слух. Методы исследования слуховой сенсорной системы.

Соматосенсорная система:

А) Тактильная сенсорная система.

Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия. Методы исследования тактильной сенсорной системы. Пространственный порог тактильной чувствительности.

Б) Температурная сенсорная система. Классификация терморецепторов. Методы исследования температурной сенсорной системы. Термоэстезиометрия.

Обонятельная сенсорная система. Методы исследования обонятельной сенсорной системы. Ольфактометрия.

9

Физиология челюстно-лицевой области




9.1.

Сенсорная функция полости рта

Вкусовая сенсорная система. Рецепторы вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка. Механизм рецепции вкуса. Методы исследования вкусовой сенсорной системы. Густометрия и функциональная мобильность.

Роль взаимодействия обонятельной и других сенсорных систем в формировании вкусовых ощущений. Особенности сенсорной функции полости рта. Градиенты различных видов чувствительности в полости рта.

Функциональные элементы органа вкуса. Системные механизмы восприятия. Акцептор восприятия. Методы исследования сенсорной функции полости рта.

9.2.

Боль как ощущение

и состояние

Понятие боли, ноцицепции. Классификация боли. Функции боли.

Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы.

Боль как интегративное состояние организма на повреждающее воздействи­е раздражителя. Компоненты болевой реакции. Роль таламуса и коры больших полушарий головного мозга в интеграции и анализе болевого возбуждения. Особенности дентальных болей.

Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Уровни организации АНЦС (система нисходящего тормозно­го контроля, лимбико-гипоталамический уровень, кора больших полушарий) и ее функции. Нейрофизиологические механизмы АНЦС.

Понятие болевого порога. Топография болевой чувствительности слизистой оболочки полости рта. Зоны проекции боли при поражении различных зубов. Алгометрия.

9.3.

Защитная функция

челюстно-лицевой области

Целостность тканей как константа организма. Функциональная система сохранения целостности тканей челюстно-лицевой области. Аппараты реакции функциональной системы, обеспечивающей сохранение целостности тканей:

а) моторный и секреторный компоненты защитных реакций;

б) буферные, бактерицидные и антитоксические свойства слюны;

в) барьерная функция слизистой оболочки полости рта;

г) факторы специфической и неспецифической резистентности в полости рта;

д) оборонительное (защитное) поведение, его активные и пассивные формы.

Боль как компонент афферентного синтеза функциональной системы сохранения целостности тканей организма, ее физиологическое значение.

Особенности функциональной организации ноцицептивной системы челюстно-лицевой области. Виды болей в челюстно-лицевой области (одонтогенные, лицевые, отраженные, фантомные).

Физиологические основы различных видов обезболивания в стоматологии.

9.4.

Дыхательная и коммуникативная функции полости рта.

Носовое и ротовое дыхание, их особенности. Функциональная связь процессов дыхания, же­вания и глотания.

Речевое дыхание. Речь, ее виды и функции. Активные и пассивные органы, участвующих в звукообразовании. Характеристика отделов речеобразования. Понятие фонемы, фонации и артикуляции. Механизм фонации. Значение органов полости рта для фонации и речеобразования. Функциональная система, обеспечивающая формирование слова или фонемы.

Дислалии (палатолалии, лингвалалии, дентолалии).

Роль мимики в коммуникативной функции.

9.5.

Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с различными системами организма. Адаптация и компенсация функций челюстно-лицевой области

Значение афферентации с рецепторов полости рта в формировании восходящих активирующих влияний на различные отделы центральной нервной системы.

Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

Вкусовая сенсорная система как индикатор функционального состояния организма. Висцеролингвальные отношения (гастролингвальный рефлекс). Вкусовое восприятие при различных видах целенаправленной деятельности. Общие закономерности адаптации, ее фазы. Дезадаптация. Компенсация нарушенных функций и ее этапы.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

Введение в предмет. Основные понятия физиологии. Физиология возбудимых тканей

2

6










4

12

2

Физиология нервной системы

2

6










5

13

3

Физиология эндокринной системы

2

6










4

12

4

Физиология крови

2

6










4

12

5

Физиология кровообращения

4

6










5

15

6

Физиология дыхания

2

4










2

8

7

Физиология пищеварения

4

6










4

14

8

Физиология сенсорных систем. Физиология высшей нервной деятельности.

2


4










4

10

9

Физиология челюстно-лицевой области

2

4










4

10




Итого:

24

48










36

108


^ 6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Введение в предмет. Основные понятия физиологии. Физиология возбудимых тканей

Компьютерные симуляции.



1

2

Физиология нервной системы

Компьютерные симуляции.



1

3

Физиология эндокринной системы

Разбор клинико-физиологических ситуаций.

Деловая игра «Что? Где? Когда?»

3

4

Физиология крови

Разбор клинико-физиологических ситуаций

1

5

Физиология кровообращения

Компьютерные симуляции.

Разбор клинико-физиологических ситуаций

2

6

Физиология дыхания

Разбор клинико-физиологических ситуаций

1

7

Физиология пищеварения

Компьютерные симуляции.

Разбор клинико-физиологических ситуаций

2

8

Физиология сенсорных систем. Физиология высшей нервной деятельности.

Разбор клинико-физиологических ситуаций

1

9

Физиология челюстно-лицевой области

Разбор клинико-физиологических ситуаций

1

Итого (час.)

13

Итого (% от аудиторных занятий)

12


^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля

1

Введение в предмет. Основные понятия физиологии. Физиология возбудимых тканей

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

2

Физиология нервной системы

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

3

Физиология эндокринной системы

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

4

Физиология крови

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

5

Физиология кровообращения

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

6

Физиология дыхания

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

7

Физиология пищеварения

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

8

Физиология сенсорных систем. Физиология высшей нервной деятельности.

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

9

Физиология челюстно-лицевой области

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.


^ 8. Формы контроля


8.1. Формы текущего контроля

- устные: собеседование, опрос,

- письменные: тестирование, решение ситуационных задач.

- проверка практических навыков.


^ 8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамена)

Этапы проведения экзамена:

1 этап – компьютерное тестирование по дисциплине;

2 этап – проверка практических навыков;

3 этап – собеседование по экзаменационным вопросам.

^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А.. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, 189 с.

  2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735 с.

  3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, 333 с.

Дополнительная литература

  1. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие. Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. – М.: МГМСУ, 2008, 353 с.

  2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: Медицинское информационное агентство. 2006, 918 с.

  3. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М., «Медицина», 2007, 635 с.


^ 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. Ссылка на виртуальную физиологию http://physiology.sgu.ru/node/18

  2. Ашофф Ю., ред. Биологические ритмы. тт. 1-2, М.: «Мир», 1984, т.1, 414 с. пер. с англ. Коллективная монография. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: http://lib.prometey.org/?id=14097quotation

  3. Ашофф Ю., ред. Биологические ритмы. Т. 1-2, М.: «Мир», 1984, т.2, 262 сс. пер. с англ. Коллективная монография. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: http://lib.prometey.org/?id=14098 quotation

  4. Гиляров М.С., ред. Биологический энциклопедический словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1986. 893 с. Тщательно разработанный и хорошо иллюстрированный справочник, подготовленный большим коллективом авторитетных специалистов. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: http://lib.prometey.org/?id=14206

  5. Гурин В. Н., ред. Физиология человека и животных. Научно-методический центр «Электронная книга БГУ», 2003, 764 Кб. Практикум: Учебное пособие. URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf   

  6. Каро К., Педли Т., Шротер Р., Сид У. Механика кровообращения. Пер. с англ., М.: «Мир», 1981, 624 с. Тщательно разработанное и хорошо иллюстрированное учебное руководство. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: http://download.nehudlit.ru/    

  7. Коробков А.В. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. М.: «Высшая школа», 1986, 340 с. Учебное пособие для медицинских вузов. URL: medbook.net.ru/011624.shtml  

  8. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: «Эдиториал УРСС», 2002, 360 с. Учебное пособие для медицинских вузов. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: http://lib.prometey.org/?id=14264  

  9. Лютьен-Дреколл Э. (Lütjen-Drecoll, E), Роен Й.В. (Rohen J. W.) Анатомический атлас. Функциональные системы человека. Пер. с англ.: Lütjen-Drecoll and Rohen (1998) Atlas of anatomy: The functional systems of the human body. М.: «Медгиз», 1998, 152 с. Учебник для вузов. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer.
    URL: http://lib.prometey.org/?id=14069  


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1. Оборудованные аудитории:

- аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету.


^ 10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:

  1. Аудиовизуальные - учебные фильмы

  • Физиология возбудимых тканей

  1. Технические

  • тонометр,

  • динамометр,

  • видеодвойка

  1. Компьютерные

  • компьютеры,

  • мультимедийные проекторы.


^ 10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:

  1. Программы компьютерной симуляции «Виртуальная физиология» –выполнение практических работ по всем разделам физиологии.

  2. Компьютерные программы:

  • «Проведение возбуждения через холинергический синапс».

  • «Этапы мышечного сокращения».

  • «Механизм формирования ПД».

  1. Программа для обучающего тестирования «TTester».


^ 10.4. Наглядные пособия:

- муляжи головы человека (1 шт.);

- атласы по физиологии человека по всем разделам (40 шт.);

- таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.).


^ 10.5. Приборы и оборудование, необходимое для проведения практических занятий и изучения методик исследования различных функций организма:


№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во

1.

Тонометры

5

2.

Спирометры

4

3.

Весы

1

4

Динамометр

2

^ 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине


Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

^ 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


^ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент кафедры нормальной физиологии и ВМ

Шерстенникова А.К.
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись







































Приложение 2

^ Тематический план лекций


Учебная дисциплина – нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области

Направление подготовки – стоматология (1-й курс)

Семестр – 2 (2011-2012 уч.г.)

12.30-14.10, №2507




Тема

Дата

День


1

Физиология возбудимых тканей.


14.02

Вт.

2

Физиология нервной системы.


28.02

Вт.

3

Физиология желез внутренней секреции.


27.03

Вт.

4

Физиология крови.


10.04

Вт.

5

Физиология сердца.


08.05

Вт.

6

Физиология сосудов.


22.05

Вт.



Рассмотрено на заседании кафедры «___» января 2012 г.

протокол №___________


Зав. кафедрой нормальной физиологии

и восстановительной медицины, проф., д.м.н. ____________С.Л. Совершаева

(подпись)


^ Тематический план лекций

Учебная дисциплина – нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области

Направление подготовки – стоматология (1-й курс)

Семестр – 3 (2011-2012 уч.г.)

12.30-14.10, №2507




Тема

Дата

День


1

Физиология дыхания.


14.02

Вт.

2

Физиология выделения.


28.02

Вт.

3

Физиология пищеварения.


27.03

Вт.

4

Физиология пищеварения.


10.04

Вт.

5

Физиология анализаторов.


08.05

Вт.

6

Физиология ВНД.


22.05

Вт.



Рассмотрено на заседании кафедры «___» января 2012 г.

протокол №___________


Зав. кафедрой нормальной физиологии

и восстановительной медицины, проф., д.м.н. ____________С.Л. Совершаева

(подпись)






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология
Терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической...
Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Материаловедение» По направлению подготовки 060201 стоматология
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос...
Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология по направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа»

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области По направлению подготовки 060201 Стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине (модулю) «зубопротезирование (простое протезирование)»
«Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы