|
Скачать 442.48 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма УТВЕРЖДАЮ Декан факультета физической культуры, спорта и туризма ________________ М.М.Полевщиков « ____ » ________20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина Б.3.33 Иммунитет и здоровье Направление подготовки 034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Квалификация (степень) выпускника бакалавр Кафедра теоретических основ физического воспитания Курс 3 семестр 5 форма обучения очная
Рецензент(ы) __________________________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
^ Дисциплина « Иммунитет и здоровье» преподается во 5 семестре по направлению 034600.62 «Рекреация и спортивно- оздоровительный туризм». На ее изучение отводится 108 часов. В рабочую программу включены разделы: лекционный, практический, самостоятельная работа. В лекциях дается представление о современном уровне иммунологии как науки, о норме и патологии в иммунном ответе, о роли современных условий жизни в снижении эффективности иммунитета, о методах поддержания активности иммунной системы, позволяющих успешно сопротивляться инфекциям, о нарушениях и болезнях иммунной системы. Материал излагается с позиции фило- и онтогенеза. На практических занятиях студенты учатся распознавать симптомы некоторых иммунозависимых заболеваний (аллергии, инфекционно-простудные заболевания дыхательных путей и др.), обучаются методам их предупреждения, первой помощи в острых случаях, знакомятся с традиционными и нетрадиционными подходами к лечению.
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о современном уровне иммунологии, основных механизмах иммунного ответа и основных нарушениях иммунной защиты организма. Задачи дисциплины: - ознакомить студентов с предметом иммунологии; - показать зависимость уровня здоровья от состояния иммунной системы; - дать представление о путях сохранения и развития возможностей иммунной системы. ^ Дисциплина «Иммунитет и здоровье» является факультативной. Она тесно связана с анатомией и физиологией человека. Предмет изучается на 3 курсе, в течение 5 семестра. Формой отчетности в 5 семестре является экзамен.
ДИСЦИПЛИНЫ Изучив дисциплину, студент должен иметь представление: - об основах иммунитета; - о защитных системах организма; - о структуре и функциях органов иммунной защиты; - о возрастных особенностях иммунной системы; - о традиционных и нетрадиционных подходах к лечению иммунозависимых заболеваний; знать: - теоретические основы закономерностей строения и функции иммунной системы организма; - возрастные особенности иммунной защиты; - виды иммунитета; - значение прививок; - нарушения в иммунной системе – иммунодефициты; - профилактику и коррекцию иммунодефицитов; - способы поддержания здоровья и здорового образа жизни; уметь: - распознавать симптомы некоторых иммунозависимых заболеваний; - оказывать первую помощь в острых случаях при иммунозависимых заболеваниях. Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-4); - осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе в глобальных компьютерных сетях (сеть Интернет) (ОК-10). Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): педагогическая деятельность: - способностью самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительнои, туристско-краеведческои, рекреационо-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности (ПК-1); - способностью отбирать адекватные поставленным задачам средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этно-культурных и социально-демографических факторов (ПК-2); - готовностью использовать на практике средства, методы и приёмы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительнои и туристско-краеведческои деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования (ПК-3); - способностью определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям индивида в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности (ПК-4); - способностью на практике внедрять инновационные технологии туристских и рекреационно-оздоровительных услуг во все типы учебных заведений, в туристско-рекреационные и санаторно-курортные учреждения (ПК-5); - готовностью использовать комплекс мер осуществления мониторинга физического состояния индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной и реабилитационной деятельности (ПК-6); - способностью оценивать эффективность используемых средств и методов в учебно-тренировочном процессе, рекреационно-оздоровительной, туристской, коррекционной и консультационной деятельности (ПК-7); - способностью на практике осуществлять комплекс мер по разработке и соблюдению правил и норм охраны труда, и техники безопасности занимающихся в процессе тренировочной, соревновательной, рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности (ПК-8); - готовностью использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебно-тренировочного, рекреационно-оздоровительного, рекреационно-реабилитационного и туристского спортивно-оздоровительного процесса, учета выполняемых нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, их корректировки, а также решения других практических задач (ПК-10); - готовностью использовать мультимедийные технологии (ПК-11); - способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению (ПК-12); - способностью формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни (ПК-13); - способностью к формированию устойчивой мотивации на профессиональную деятельность личности, её профессиональный рост и развитие (ПК-14); - готовностью к творчеству в профессиональной деятельности, способен формировать активную жизненную позицию и условия для социализации личности в процессе рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности (ПК-15). организационно-управленческая деятельность: - осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов российской Федерации, принимаемых в пределах их полномочий (ПК-16); - способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ПК-18); - готовностью организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в учреждениях образовательного, культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля (ПК-24); - способностью конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов (ПК-27); - готовностью планировать и организовывать деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности (ПК-28); - готовностью разрабатывать программы, режимы занятий по спортивно-оздоровительному туризму, двигательной рекреации и реабилитации населения, подбора соответствующих средств и методов их реализации по циклам занятий различной продолжительности (ПК-29). научно-исследовательская деятельность: - способностью определять цели и задачи исследования (ПК-30); - способностью использовать современные методы исследования проблем сферы рекреации и туризма (ПК-31); - способностью на практике применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования (ПК-32); - готовностью обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя компьютерную технику и компьютерные программы (ПК-34).
1. Введение. Физическое и психическое здоровье человека. Понятие. Норма. Здоровье в гармонии с социумом. Взаимодействие человека с внешней средой. Барьерные системы организма. ^ Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Иммунная система. Учение об антигенах, антителах. Понятие о гуморальном и клеточном иммунитете. Защитные системы организма. История открытия иммунитета. Структура и функции органов иммунной системы. Лейкоциты. Лейкопоэз. Лейкоциты, их виды. Лейкоформула. Лимфоциты, виды, функции, значение. Иммунитет детского организма. Иммунные отношения матери и плода. Иммунитет и наследственность. Особенности иммунной защиты детей раннего возраста. Врожденный иммунитет. Виды иммунной защиты. Иммунокомпетентные клетки. Т- и В-лимфоциты. Иммуноглобулины, виды, значение. Методы оценки иммунитета человека. Специфические и неспецифические факторы защиты. Иммунологическая память. Трансплантационный и противоопухолевый иммунитет. Иммунология старения. Антигены. Антитела. Иммуноглобулины, виды, функции, значение. Иммунологический надзор. Иммунологическая толерантность. ^ Простудные заболевания и их профилактика. Инфекционные простудные заболевания дыхательных путей. Факторы, способствующие возникновению заболеваний, пути профилактики. Симптомы заболевания как адаптивная реакция организма. Закаливание. Методы закаливающих процедур. Закаливание к холоду и контрастным температурам. Сущность закаливания, методы – традиционные и нетрадиционные. Возможности адаптации организма к низким температурам. Эффект закаливания. Закаливание как метод профилактики заболеваний. Закаливание к действию высоких температур. Русская баня, суховоздушная сауна. Особенности влияния на организм. ^ . Аллергия. Понятие об аллергии. Механизм аллергической реакции. Значение иммунитета. Наследственные факторы аллергии. Типы аллергических реакций. Особенности проявления разных форм аллергических реакций детского организма. Значение диеты, физических нагрузок, закаливания, гигиены в профилактике аллергии. Понятие об аутоиммунных заболеваниях. ^ Коррекция иммунодефицитных состояний. Иммунодефициты. История открытия иммунодефицита человека. Особенности иммунодефицитов новорожденных и детей первого года жизни. Первичные и вторичные иммунодефициты, их проявления и причины возникновения. СПИД, пути заражения, симптомы. Профилактика и сохранение здоровья. ^ Поддержание здоровья в детском и подростковом возрасте. Закаливание как основной фактор здоровья. Пути повышения иммунной защиты организма ребенка. Методы иммунной защиты. Профилактические прививки, их назначение и особенности. Сроки прививок, возможные осложнения, показания и противопоказания к проведению прививок. Организация прививок в детском возрасте. ^ 4.1. Тематический план учебной дисциплины
^ Лекционный курс по «Иммунитету и здоровью», рассчитанный на 5 тем (10 ч), позволяет усвоить студентам часть дисциплины. Помимо учебных пособий для закрепления лекционного материала студентам предлагаются презентационные материалы, комплекты таблиц, тестовые задания, вопросы для самоконтроля. ^
^ Основная 1. Агаджанян Н.А. Стресс и теория адаптации. – М., 2005. – 190 с. 2. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Чеснокова С.А. Физиология человека. – М., 2003. – 527 с. 3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – М., 2002. –590 с. Дополнительная 1 Брязгунова И.П. Научите детей не болеть. – М., Владос, 2004. – 255 с. 2. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. – М., 2001. – 560 с. 3. Иммунодефицитные состояния. /ред. В.С.Смирнов, И.С.Фрейдлин. – СПб, 2000. – 568с. 4. Тель Л.З. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М., 2001. –480 с. ^ Практические занятия включают вопросы для теоретического ознакомления с темой. Для выполнения работы студент заранее получает необходимые вопросы, самостоятельно на них отвечает. На практическом занятии проводится проверка усвоенного материала в виде собеседования, контрольной работы, тестирования, научного доклада, реферата и др. Пропущенное занятие должно быть отработанно. При отработке студент полностью сдает теоретический материал по соответствующей теме. ^
Проведение практических занятий Практическое занятие № 1. Введение (2 часа). Вопросы для теоретического ознакомления с темой и контрольного опроса:
Практические занятия № 2-3. Основы иммунитета (4 часа). Вопросы для теоретического ознакомления с темой и контрольного опроса:
Практические занятия № 4-5. Иммунная система при экстремальных воздействиях на организм (2 часа). Вопросы для теоретического ознакомления с темой и контрольного опроса:
Практические занятия № 6-8. Нарушения в иммунной системе (6 часов). Вопросы для теоретического ознакомления с темой и контрольного опроса:
Практические занятия № 9-11. Иммунодефицитные состояния (6 часов). Вопросы для теоретического ознакомления с темой и контрольного опроса:
Практические занятия № 12-13. Иммунитет как составляющая здоровья человека (4 часа). Вопросы для теоретического ознакомления с темой и контрольного опроса:
^ Основная 1. Агаджанян Н.А. Стресс и теория адаптации. – М., 2005. – 190 с. 2. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Чеснокова С.А. Физиология человека. – М., 2003. – 527 с. 3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – М., 2002. –590 с. Дополнительная 1 Брязгунова И.П. Научите детей не болеть. – М., Владос, 2004. – 255 с. 2. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. – М., 2001. – 560 с. 3. Иммунодефицитные состояния. /ред. В.С.Смирнов, И.С.Фрейдлин. – СПб, 2000. – 568с. 4. Тель Л.З. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М., 2001. –480 с. ^ «ИММУНИТЕТ И ЗДОРОВЬЕ»
Самостоятельная работа студентов по дисциплине призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал в учебниках и учебных пособиях, рекомендованных преподавателем. Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и предоставить его для отчета в форме реферата или конспекта. Некоторые лабораторные работы предусматривают самостоятельную подготовку по вопросам теоретического ознакомления с темой. Проверка выполнения плана и заданий самостоятельной работы проводится во время практического занятия, экзамена. ^
^ 1. Простудные заболевания и их профилактика. 2. Профилактика инфекционных простудных заболеваний дыхательных путей. 3. Факторы, способствующие возникновению заболеваний, профилактика. 4. Симптомы и проявления простудных заболеваний как адаптивная реакция организма. 5. Закаливание. Методы закаливающих процедур. 6. Закаливание к холоду и контрастным температурам. Сущность закаливания, методы – традиционные и нетрадиционные. 7. Возможности адаптации организма к низким температурам. Эффект закаливания. 8. Закаливание как один из методов профилактики простудных и инфекционных заболеваний. 9. Закаливание к действию высоких температур. Русская баня, суховоздушная сауна. Особенности влияния на организм. 10. Особенности закаливания в детском возрасте. Значение закаливающих процедур на организм ребенка. ^ 1. Дать определение понятия «Иммунитет». Виды иммунитета. Роль иммунитета в организме. 2. Иммунная система. Учение об антигенах, антителах. 3. Понятие о гуморальном и клеточном иммунитете. 4. Специфические и неспецифические факторы защиты. 5. Иммунокомпетентные клетки. Т- и В-лимфоциты. 6. Иммунологическая память. Трансплантационный и противоопухолевый иммунитет. Иммунология старения. 7. Органы иммунной системы. Теория иммунитета. 8. Фазы иммунного ответа. Антигены. Антитела. 9. Иммуноглобулины, виды, функции, значение. Иммунологический надзор. Иммунологическая толерантность. 10. Иммунитет детского организма. Иммунные отношения матери и плода. Иммунитет и наследственность. 11. Особенности иммунной защиты детей раннего возраста. Врожденный иммунитет. 12. Пути повышения иммунной защиты организма ребенка. Методы иммунной защиты. 13. Профилактические прививки, их назначение и особенности. Сроки прививок, возможные осложнения, показания и противопоказания к проведению прививок. Организация прививок в детском возрасте. 14. Понятие об аллергии. Механизм аллергической реакции. Значение иммунитета. Наследственные факторы аллергии. 15. Типы аллергических реакций. Особенности проявления разных форм аллергических реакций детского организма. Значение диеты, физических нагрузок, закаливания, гигиены в профилактике аллергии. 16. Понятие об аутоиммунных заболеваниях. 17. Иммунодефициты. Особенности иммунодефицитов новорожденных и детей первого года жизни. 18. Первичные и вторичные иммунодефициты, их проявления и причины возникновения. 19. СПИД, пути заражения, симптомы. Профилактика СПИДа. 20. Простудные заболевания и их профилактика. 21. Инфекционные простудные заболевания дыхательных путей. 22. Факторы, способствующие возникновению заболеваний, пути профилактики. Симптомы заболевания как адаптивная реакция организма. 23. Закаливание. Методы закаливающих процедур. 24. Закаливание к холоду и контрастным температурам. Сущность закаливания, методы – традиционные и нетрадиционные. 25. Возможности адаптации организма к низким температурам. Эффект закаливания. 26. Закаливание как метод профилактики заболеваний. 27. Закаливание к действию высоких температур. Русская баня, суховоздушная сауна. Особенности влияния на организм. ^ 1.Основоположник экспериментальной иммунологии: а. Пастер б. Мечников в. Павлов 2. Метод позволяющий стимулировать иммунный ответ и создавать иммунитет к возбудителю: а. вариоляция б. вакцинация в. презентация антигена 3. Исследователь, открывший общий принцип стимуляции иммунитета с помощью вакцин: а. Дженнер б. Пастер в. Миллер 4. Исследователь, доказавший, что гены иммунореактивности относятся к ГКГС: а. Мак-Девит б. Бенацерраф в. Бернет 5. Создатели клонально-селекционной теории иммунитета: а. Тизелиус, Кэбот б. Келер, Мильстайн в. Бернет, Ерне 6. Исследователь, доказавший зависимость иммунного ответа от тимуса: а. Миллер б.Кох в. Бернет 7. Создатели клеточной теории иммунитета: а. Ландштейнер б. Эрлих в. Мечников 8. Открытие явления анафилаксии принадлежит: а. Медавару, Гашеку б. Рише, Портье в. Бернет, Ерне 9. Теория боковых цепей сформулирована: а. Ландштейнером б. Эрлихом в. Монтанье 10. Учение об иммунологической толерантности сформулировали: а. Келер, Мильштайн б. Медавар, Гашек в. Бернет, Ерне 11. Один из основателей трансплантационной иммуннологии: а. Ж.Доссе б. Д.Гоуэнс в. Д.Снелл 12. Фактор, от которого зависит степень иммуногенности: а. антигенность б. чужеродность в. специфичность 13. Валентность антигена зависит от числа: а. эпитопов б. антидетерминант в. гаптенов 14. Неимунногенны: а. белки б. полисахариды в. липиды 15. Вещества, усиливающие иммуногенность антигенов: а. детерминанты б. гаптены в. адьюванты 16.Способность к специфическому взаимодействию с продуктами иммунного ответа: а. иммуногенность б. антигенность в. специфичность 17. Субстанция, способная вызывать иммунный ответ: а. антиген б. антитело в. гаптен 18. Наибольшей способностью к фагоцитозу обладают: а. базофилы и лимфоциты б. нейтрофилы и моноциты в. эозинофилы и лимфоциты 19. Антитела синтезируются в: а. нейтрофилах б. базофилах и эозинофилах в. лимфоцитах 20. Участок антигена, не перекрывающийся с эпитопами, но взаимодействующий с продуктами МНС: а. носитель б. гаптен в. агретоп 21. Субстанция, специфически реагирующая с антигеном: а. агретоп б. антитело в. гаптен 22. Антигены генетически идентичных индивидов: а. аутоантигены б. ксеноантигены в. изоантигены 23. Антигены вызывающие повышенную реактивность: а. аллергены б.толерогены в. гаптены 24. Антигены клеточной поверхности, контролируемые ГКГС: а. трансплантационные б. толерогены в. изоантигены 25. Антигены, вызывающие гиперчувствительность немедленного типа: а. аллергены б.толерогены в. гаптены 26. Аффинность – это: а. прочность связи антитела с соответствующим антигеном, б. прочность связи между отдельными антидетерминантами и детерминантами, в. прочность связи тяжелых и легких цепей 27. Иммуноглобулин, обладающий способностью проходить через плаценту: а. Ig G, б. Ig A, в. Ig D 28. Обнаружение у плода антител этого класса указывает на внутриматочную инфекцию: а. Ig D б. Ig А в. Ig М 29. Иммуноглобулин, содержащийся как в сыворотке, так и в слизистых оболочках: а. Ig G б. Ig A в. Ig D 30. Приносящими называют те лимфатические сосуды, по которым лимфа поступает в: а. лимфатические узлы, б. лимфатические протоки, в. артериальное кровеносное русло 31. Кровь в лимфатические узлы поступает: а. по венам и артериям б. по венам в. по артериям 32. Периферическая иммунная система состоит из: а. лимфатических узлов и нервных сплетений б. скоплений лимфатических узлов и прилегающих к ним межклеточных пространств, заполненных межтканевой жидкостью в. проводящих путей – протоков, сосудов, капилляров, лимф. узлов, скоплений лимф. фолликулов (типа миндалин), селезенка 33. Орган, служащий фильтром, улавливающим антигены: а. тимус б. селезенка в. лимфатический узел 34. Способность восстанавливать Т-систему иммунитета принадлежит гормону: а. тимозин б. АФТ - 6 в. тироксин 35. К центральным органам иммунной системы относят: а. костный мозг б. селезенка в. лимфатический узел 36. Селезенка закладывается на … недели эмбриогенеза: а. 5 – 6 недели б. 9 – 12 недели в. 14 – 16 недели 37. Патологически повышенная реакция организма на определенные субстанции антигенной природы: а. анафилаксия б. аллергия в. аутоиммунные заболевания 38. Микробы, вирусы, грибки, гельминты, вакцинные препараты относятся к аллергенам: а. биологическим б. лекарственным в. физическим 39. Феномен, в результате которого на несколько дней утрачивается гиперчувствительность к данному антигену: а. сенсибилизации б. десенсибилизации в. Артюса 40. Бактерии, защищенные слоем арабиногалактанта и миколовыми кислотами: а. грамотрицательные б. микобактерии в. спирохеты 41. В качестве защитного механизма после адгезии бактерий на клетках эпителия является: а. Ig A б. Ig E в. Ig D 42. Гельминты способны инфицировать человека, и могут вызвать рак желчного протока: а. глисты б. филярии в. клонорхи 43. В структуре вирусов содержится: а. ДНК и РНК б. только ДНК в. ДНК или РНК 44. Вирус полиомиелита относится к группе: а. риновирусы б. энтеровирусы в. ретровирусы 45. Переносчик возбудителя энцефалита: а. таежный клещ б. чесоточный клещ в. блоха 46. Патогенными называются бактерии: а. вызывающие заболевания живых организмов б. живущие на теле других организмов в. вызывающие гниение пищевых продуктов 47. Вирусы гриппа, кори относятся к группе: а. риновирусы б. миксовирусы в. ретровирусы 48. Локальное тканевое скопление лимфоцитов вдоль тонкого кишечника - это: а. первичные фолликулы б. пейеровы бляшки в. тучные клетки 49. Возбудитель Спида поражает: а. Т- помощники б. Т- киллеры в. Т- супрессоры 50. Наиболее активными клетками в разрушении опухоли являются: а. Т- клетки б. В- клетки в. макрофаги 51. Опухоль возникает в результате: а. отторжения чужеродной ткани б. действия канцерогенных веществ в. аллергических реакций 52. Вирус Спида относится к группе: а. риновирусы б. аренавирусы в. ретровирусы 53. От подбородка, губ, щек, зубов, носа, нижнего века лимфа оттекает в лимфатические узлы: а. околоушные б. шейные в. поднижнечелюстные 54. От нижней конечности, нижней части спины, ягодичной области лимфа оттекает в лимфатические узлы: а. подколенные б. паховые в. подвздошные 5.6. Глоссарий Адаптивный (приобретенный) иммунный ответ – специфический по отношению к антигену ответ, осуществляемый клонами Т- и В – клеток, имеющих соответствующие антигенраспознающие рецепторы. Аллерген – антиген внешней среды, инициирующий аллергическую реакцию гиперчувствительности немедленного типа. ^ – ответ предсуществующих антител на контакт организма с аллергеном; наиболее типичным проявлением реакции является взаимодействие аллергена с предсуществующими IgE – антителами, связанными с тучными клетками или базофилами, которые после прошедшего взаимодействия секретируют медиаторы воспаления. Аллергия – реакция повышенной чувствительности немедленного типа в ответ на ряд веществ внешней среды с антигенными свойствами. Аллотрансплантат - обозначение для клеток, тканей, органов, пересаживаемых с одного индивидуума на другой внутри вида. Аллотрансплантация – пересадка органов и тканей между генетически отличающимися особями одного и того же вида или между особями разных инбредных линий определенного вида. ^ – острая форма аллергической реакции на систематически поступающий в организм антиген, что приводит к отеку дыхательных путей, удушью; в основе реакции лежит массированное взаимодействие антигена с IgE – антителами на тучных клетках соединительной ткани. Анергия – состояние неотвечаемости клеток на внешние стимулы, или отсутствие реакции на антиген со стороны Т- или В-клеток. Антиген – структурно чужеродное для данного конкретного организма вещество, способное вызвать иммунный ответ. ^ – высокоспециализированные клетки, способные к поглощению и переработке антигена, а также представлению пептидных антигенных фрагментов переработанного антигена на клеточной поверхности в комплексе с молекулами I и II классов ГКГС. Основные АПК – макрофаги, дендритные клетки, В-клетки. Антисыворотка – жидкая часть крови, которая содержит антитела против антигенов, использованных для иммунизации. ^ – белки сыворотки крови, продуцируемыеплазмоцитами в ответ на введение антигена; характерная особенность антител – строгая специфичность по отношению к введенному в организм антигену. Апоптоз – програмированная клеточная смерть как нормальный физиологический процесс, сопровождающийся деградацией ядерной ДНК, разрушением ядра и последующим фагоцитозом погибшей клетки. ^ – явление, обусловленное немедленной гиперчувствительностью к аллергену, взаимодействующему с антителами IgE. Аутоантигены – антигены собственных клеток, полимерных молекул конкретного индивидуума. Аутоиммунитет – явление разрушения собственных клеток и тканей организма аутоантителами или Т – клетками. Аутотрансплантация – пересадка ткани с одного участка тела на другой у того же самого индивидуума. Аффинность – сила связывания между отдельными участками взаимодействующих молекул. ^ – клетки со значительным количеством включений (гранул), по размеру большие, чем типичные лимфоциты, к категории этих клеток относят киллерные клетки и НК-клетки. ^ – инфекционный агент, вызывающий развитие синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД); ВИЧ является ретровирусом семейства лентивирусов. Вакцина – препарат, лишенный патогенных свойств возбудителя того или иного инфекционного заболевания (аттенуированный), но сохраняющий иммуногенные свойства, обеспечивающие развитие иммунного ответа. Вирусы – внеклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться в этих клетках, используя их биосинтетический аппарат. Воспаление – реакция организма на тканевое повреждение, инфекцию; характеризуется повышением проницаемости сосудов, накоплением жидкости и клеток в месте инфекции или физического повреждения. ^ – усиленная иммунная реакция в ответ на повторное введение антигена, использованного при первичной иммунизации. Гаптены – простые химические соединения в основном ароматического ряда, обладающие иммуногенностью, но характеризующиеся антигенной специфичность, что определяется по их способности взаимодействовать с предсуществующими антителами. ^ – гены, контролирующие силу иммунного ответа; локализованы в I – области главного комплекса гистосовместимости. Гранулёма – локальное хроническое воспаление, образуется вследствие постоянного привлечения макрофагов в очаг воспаления. Не подвергающиеся перевариванию материалы могут быть изолированы плотными скоплениями макрофагов. Иммунитет – способ защиты организма от всех антигенно чужеродных веществ как экзогенной, так и эндогенной природы, фактор стабильности онтогенеза. ^ – долговременное сохранение способности иммунной системы отвечать более сильной реакцией на повторную встречу с антигеном вызвавшим первичный ответ. ^ – цитокины, продуцируемые лимфоцитами, макрофагами, натуральными киллерами, другими клетками; основная функция – регуляция иммунитета. ^ – гидролитический фермент секретов слюны, фактор неспецифической иммунной защиты. ^ – тонкостенные, содержащие лимфу сосуды, разветвленные по всему организму; внеклеточная жидкость и лимфоциты, которые накапливаются в тканях, собираются в лимфатических сосудах и, проходя через лимфатические узлы, поступают в основной лимфатический сосуд – грудной проток. Лимфокины – цитокины, продуцируемые лимфоцитами. Лимфома – злокачественное перерождение лимфоцитов, размножающихся в лимфоидной ткани и не проникающих в кровь. Макрофаги – большие мононуклеарные клетки, широко представлены в тканях организма; производные костномозговых предшественников; играют критическую роль в развитии иммунитета; в неспецифическом врожденном иммунитете выполняют роль фагоцитирующих клеток с киллерной активностью, а также участников воспалительной реакции. ^ – лимфоцитоподобные клетки, лишенные признаков Т – или В- клеток; способны к уничтожению некоторых опухолевых и вирусинфицированных клеток; являются важным фактором неспецифического (врожденного) иммунитета. ^ – чужеродные для данного организма антигены, возникающие на злокачественно трансформированных клетках в результате действия канцерогенных соединений, инфицирования клеток онкогенными вирусами, точковых мутаций генов, контролирующих поверхностные клеточные белки. ^ – разрушение тканевого или органного трансплантата иммунокомпетентными клетками генетически отличающегося реципиента. Пейеровы бляшки – локальное тканевое скопление лимфоцитов вдоль тонкого кишечника. ^ – гистологически выявляемые структуры лимфоидной ткани, составленные из дендритных клеток и покоящихся В–лимфоцитов; первичные фолликулы являются местом формирования центров размножения (вторичных фолликулов) при антигенной стимуляции. Персистенция – защитные механизмы микроорганизмов, позволяющие избегать разрушающего действия иммунных факторов. Они способны длительно находиться в организме носителя, вызывая хронические и трудноизлечимые заболевания. Пролиферация – увеличения числа клеток путем митоза. Трансплантационные антигены – антигены клеточной поверхности, контролируемые главным комплексом гистосовместимости. ^ – явление иммунного отторжения трансплантируемой чужеродной ткани или органа; в реакции отторжения принимает участие главным образом Т- система иммунитета. Фагоцитоз – захват и внутриклеточное переваривание корпускулярного материала (бактерий, чужеродных и собственных отмирающих клеток, инертных частиц и др.). Хемокины – низкомолекулярные цитокины, принимающие участие в миграции и активации фагоцитирующих клеток и лимфоцитов; играют центральную роль в воспалительном ответе. Цитокины – эндогенные белковые регуляторы, принимающие участие в наиболее эффективном проявлении иммунного ответа. ^ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература 1. Агаджанян Н.А. Стресс и теория адаптации. – М., 2005. – 190 с. 2. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Чеснокова С.А. Физиология человека. – М., 2003. – 527 с. 3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – М., 2002. –590 с. Дополнительная литература 1 Брязгунова И.П. Научите детей не болеть. – М., Владос, 2004. – 255 с. 2. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. – М., 2001. – 560 с. 3. Иммунодефицитные состояния. /ред. В.С.Смирнов, И.С.Фрейдлин. – СПб, 2000. – 568с. 4. Тель Л.З. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М., 2001. –480 с.
Справка о материально-техническом обеспечении дисциплины (модуля) «Иммунитет и здоровье» (наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)
^
Рецензия На проект рабочей программы по «Иммунитет и здоровье» (полное название учебной дисциплины (модуля) направлению подготовки ^ профилю подготовки _____________________________________, выполненный преподавателем Дороговой Юлией Александровной, кандидатом биологических наук, доцентом (Фамилия И.О., ученая степень, ученое звание) кафедры теоретических основ физического воспитания (полное название кафедры) ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». В программе отражены:
Указаны темы самостоятельных работ. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Необходимо также отметить достоинства рабочей программы, авторские разработки. Заключение: Проект программы может быть использован для обеспечения основной образовательной программы по направлению подготовки ^ дисциплине «Иммунитет и здоровье» как базовый вариант. Рецензент __________________________________________________________________ (Фамилия И.О., место работы, должность, ученая степень, ученое звание) Дата личная подпись М.П. Рецензия рассмотрена на заседании УМК _______________________________________, протокол №___ от_________________20___ г. Председатель УМК __________________________________________________ (Фамилия И. О., должность, ученая степень, ученое звание) Дата личная подпись |