№3. Физиология центральной нервной системы icon

№3. Физиология центральной нервной системы





Скачать 137.01 Kb.
Название№3. Физиология центральной нервной системы
Дата25.03.2013
Размер137.01 Kb.
ТипМетодическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ


Утверждаю

заведующий кафедрой,

профессор _____________В.С.Никольский


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов 2 курса

специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

по учебной дисциплине

нормальная физиология


^ ТЕМА №3. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ЗАНЯТИЕ №1. Морфофункциональная характеристика ЦНС.


Обсуждена на заседании кафедры

нормальной физиологии

«__»____________2012 г.

Протокол №


Методическая разработка составлена:

доцент Е.В.Елисеева.

«__»_______________2012 г.


СТАВРОПОЛЬ 2012

Тема 3. Физиология центральной нервной системы.

Занятие № 1. Морфофункциональная характеристика ЦНС


Учебные вопросы занятия

  1. Современные представления о структурно-функциональной организации ЦНС. Классификация, функции нейронов.

  2. Синаптическая организация ЦНС. Виды синапсов, характеристика медиаторов.

  3. Основные принципы распространения возбуждения в нервных центрах. Принципы координационной деятельности ЦНС.

  4. Виды торможения в ЦНС, его механизмы и значение в интегративной деятельности мозга.

  5. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Виды рефлексов.

  6. Морфофункциональная характеристика спинного мозга, его рефлекторная деятельность.

  7. Морфологическая основа миотатических рефлексов. Механизм возникновения и регуляции мышечного тонуса на спинальном уровне.

  8. Пути и механизмы влияния надсегментарных структур мозга на мышечный тонус (роль продолговатого и среднего мозга, мозжечка, коры больших полушарий).

  9. Участие структур спинного, продолговатого и среднего мозга в осуществлении тонических статических и статокинетических рефлексов.


Задания для самостоятельной работы и демонстрации

1. Анализ рефлекторной дуги.

2. Центральное торможение спинномозговых рефлексов.

3. Сухожильные рефлексы у человека.

4. Наблюдение тонических рефлексов (опыт на морской свинке).

5. Мозжечковые пробы человека.


Место проведения занятия: учебный корпус №1, кафедра нормальной физиологии, учебные комнаты 1-4.


Материально-лабораторное обеспечение: наглядные пособия – таблицы, видеофильм по теме занятия; приборное обеспечение - препаровальный набор, секундомер, неврологический молоточек; лабораторные животные: лягушки, морские свинки.


^ Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по теме занятия, научиться использовать эти знания для понимания механизмов регуляции основных процессов в организме.

б) частные цели ­– Вам необходимо сформировать представления о структурно-функциональной организации ЦНС, рефлекторном принципе ее деятельности.

^ В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

ЗНАТЬ: - принципы организации и функционирования центральной нервной системы у человека;

- физиологический смысл процессов, обеспечивающих координированную деятельность центральной нервной системы;

- физиологический смысл процессов, характерных для возникновения и распространения процесса возбуждения, для формирования процесса торможения;

- роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических функций организма, рефлекторные дуги с соматическим компонентом;

- роль сегментарных и надсегментарных структур мозга в организации и регуляции мышечного тонуса, закономерности взаимодействия этих структур;

УМЕТЬ: - анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы;

- схематически изображать структуру рефлекторной дуги, проводить ее анализ по схеме и в эксперименте;

- схематически изображать структуру рефлекторной дуги миотатического рефлекса поддержания мышечного тонуса;

- проводить исследования рефлекторной деятельности нервной системы;

ВЛАДЕТЬ: - навыком проведения учебного эксперимента;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - способности и готовности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в различных видах профессиональной деятельности;

- способности и готовности использовать знания потребностей человека, его ценностных ориентаций, мотивации в деятельности для решения профессиональных задач;

- способности и готовности использовать знания о закономерностях развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья для совершенствования профессиональной деятельности;

- способности и готовности к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия на основе теоретических и практических знаний в области физиологии человека;

- способности и готовности использовать знания компенсаторных возможностей организма человека у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

- способности и готовности использовать знания возможностей организма человека по приспособлению (адаптации) к различным изменениям внешней среды, необходимых для реализации основных видов жизнедеятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - об особенностях взаимодействия структурных элементов центральной нервной системы;

- об интегративной и координационной деятельности надсегментарных структур на примере разработки и коррекции двигательных программ организма, системном принципе регуляции.


^ Обязательная литература

  1. Караулова Л.К. Физиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Л.К.Караулова, Н.А.Красноперова, М.М.Расулов. – М: издательский центр «Академия», 2009, стр. 44-70, 74-78.

  2. Нормальная физиология под ред. профессора В. М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 62-65, 66-118.

  3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова 3-е издание. — М. Издательский центр «Академия» 2010, стр. 39-43, 48-50, 57-65.

  4. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.


Ваши действия по подготовке к занятию и

отработке программы занятия

1. При подготовке к занятию

Проработайте известный Вам материал по анатомии и гистологии центральной нервной системы. Обратите внимание на ранее изученные механизмы передачи возбуждения по нервному волокну и в химическом синапсе.

Ответьте на вопросы 1-9 занятия, решите тесты и ситуационные задачи из сборника тестовых заданий.

Обратите внимание на таблицу «Установочные тонические рефлексы (реакции, направленные на сохранение нормального положения тела в пространстве.


^ Установочные тонические рефлексы (реакции, направленные на сохранение нормального положение тела в пространстве).

  1. Статические рефлексы проявляются при изменении положения, не связанного с перемещением тела:

Рефлексы позы

Выпрямительные рефлексы

Возникают

при изменениях положения головы по отношению к туловищу в пространстве:

с рецепторов лабиринтов,

с проприорецепторов мышц шеи и сухожилий.

при нарушении нормальной позы:

выпрямление головы (с рецепторов лабиринтов), выпрямление туловища

(с рецепторов мышц шеи, кожи, туловища, с рецепторов сетчатки глаза).


Направлены

на сохранение нормальной позы при угрозе ее нарушения

на восстановление нормальной позы в условиях ее нарушения

Выражаются

в перераспределении мышечного тонуса разгибателей, предотвращающем нарушение равновесия.

в последовательном восстановлении нормального положения головы и всего тела в пространстве.



  1. ^ Стато-кинетические рефлексы проявляются при ускорениях прямолинейного и вращательного движений:

Рефлексы при вращении тела

Рефлексы при прямолинейном движении в вертикальном направлении.

Возникают

при вращении тела в пространстве (с лабиринтов полукружных каналов)


при быстром подъеме и спуске – лифтные рефлексы.

при приземлении – рефлексы приземления

(с рецепторов лабиринтов, отолитового аппарата и полукружных каналов).

Направлены

На сохранение положения тела в пространстве при вращательном движении

На сохранение положения тела в пространстве при подъеме, спуске и приземлении

Выражаются

В изменениях тонуса мышц головы и глаз (нистагм глаз, головы), а так же туловища и конечностей

При подъеме – в сгибании и последующем разгибании головы, туловища и конечностей; при спуске – в обратной последовательности тех же реакций; при приземлении – конечности принимают положение, способное поддержать равновесии тела при встрече его с землей.


^ 2. Для выполнения программы практических работ

Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ.

При выполнении первого задания обратите внимание на особенности приготовления препарата спинальной лягушки.

При выполнении второго задания обратите внимание на уровень пересечения ствола мозга лягушки, сравните результаты, полученные в опыте с торможением и в 1 задании.

При выполнении третьего задания проработайте порядок определения каждого сухожильного рефлекса, обратите внимание на положение испытуемого, действия экспериментатора, для проверки правильности своих действий воспользуйтесь таблицами в учебной комнате.

При выполнении четвертого задания обратите внимание на нормальное положение животного, изменение тонуса мышц конечностей, шеи и туловища при изменении позы животного.

При выполнении пятого задания давайте четкие команды испытуемому для правильного выполнения мозжечковых проб, оцените результаты.

По выполнении программы занятия представьте преподавателю протокол работы. Задайте вопросы по работам, вызвавшим у Вас затруднения.


^ 3. При проведении заключительной части занятия решите предложенные ситуационные задачи выходного контроля, поясните смысл Ваших ответов. Приведите в порядок Ваше рабочее место. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при выполнении домашнего задания. Получите задание на следующее занятие.

^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

^ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ


Утверждаю

заведующий кафедрой,

профессор _____________В.С.Никольский


^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов 2 курса

специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

по учебной дисциплине

нормальная физиология


^ ТЕМА №3. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ЗАНЯТИЕ №2. Физиология вегетативной нервной системы. Вегетативные рефлексы.


Обсуждена на заседании кафедры

нормальной физиологии

«__»____________2012 г.

Протокол №


Методическая разработка составлена:

доцент Е.В.Елисеева.

«__»_______________2012 г.


СТАВРОПОЛЬ 2012

Тема 3. Физиология центральной нервной системы.

Занятие № 2. Физиология вегетативной (автономной) нервной системы. Вегетативные рефлексы.


Учебные вопросы занятия

  1. Автономная (вегетативная) нервная система, ее функции. Роль различных отделов ЦНС в регуляции функции автономной нервной системы.

  2. Структурно - функциональные особенности симпатического, парасимпатического, метасимпатического отделов автономной нервной системы. Рефлекторные дуги.

  3. Роль вегетативной нервной системы в регуляции функций организма.

  4. Ганглии вегетативной нервной системы, их замыкательная функция.

  5. Вегетативные рефлексы. Центры регуляции вегетативных функций. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций.

  6. Представление о типологических особенностях вегетативной регуляции гемодинамики. Методы определения функций вегетативной нервной системы.

  7. Современные электрофизиологические методы исследований функций ЦНС (методы ЭЭГ, ЭКоГ, вызванных потенциалов, микроэлектродной техники, микроионофореза и др.). Стереотаксическая техника.


Задания для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Электроэнцефалография.

  2. Выявление тонуса вегетативной нервной системы по холодовой и тепловой пробам у человека.


Место проведения занятия: учебный корпус №1, кафедра нормальной физиологии, учебные комнаты 1-4.


^ Материально-лабораторное обеспечение: наглядные пособия – таблицы, видеофильм по теме занятия; приборное обеспечение - тонометр, фонендоскоп, ёмкости с холодной и теплой водой.


^ Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по теме занятия, научиться использовать эти знания в профессии врача общей практики.

б) частные цели ­– Вам необходимо сформировать представление о структурно-функциональной организации и основных физиологических свойствах и функциях вегетативной нервной системы, методах исследования ЦНС.

^ В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

ЗНАТЬ: - основные физиологические свойства и функции вегетативной нервной системы;

- роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции висцеральных функций организма, рефлекторные дуги с висцеральным компонентом;

- роль симпатического, парасимпатического, метасимпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции функций организма;

- особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения;

- физиологические основы современных методов исследования функций центральной нервной системы;

УМЕТЬ: - анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы;

- схематически изображать структуру рефлекторной дуги вегетативного рефлекса;

- проводить исследования рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;

ВЛАДЕТЬ: - навыком проведения вегетативных проб;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - способности и готовности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в различных видах профессиональной деятельности;

- способности и готовности использовать знания потребностей человека, его ценностных ориентаций, мотивации в деятельности для решения профессиональных задач;

- способности и готовности использовать знания о закономерностях развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья для совершенствования профессиональной деятельности;

- способности и готовности к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия на основе теоретических и практических знаний в области физиологии человека;

- способности и готовности использовать знания компенсаторных возможностей организма человека у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

- способности и готовности использовать знания возможностей организма человека по приспособлению (адаптации) к различным изменениям внешней среды, необходимых для реализации основных видов жизнедеятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о структурно-функциональной организации и основных физиологических свойствах и функциях вегетативной нервной системы.


^ Обязательная литература

  1. Караулова Л.К. Физиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Л.К.Караулова, Н.А.Красноперова, М.М.Расулов. – М: издательский центр «Академия», 2009, стр. 67-70, 78-80.

  2. Нормальная физиология под ред. профессора В. М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 118-121, 128-142.

  3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова 3-е издание. — М. Издательский центр «Академия» 2010, стр. 264-270.

  4. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.


Ваши действия по подготовке к занятию и

отработке программы занятия


^ 1. При подготовке к занятию

Проработайте известный Вам материал по анатомии и гистологии вегетативной нервной системы, зарисуйте схемы рефлекторных дуг различных вегетативных рефлексов. Обратите внимание на Методические указания к заданию №2.

Ответьте на вопросы 1-7 занятия, решите тесты и ситуационные задачи из сборника тестовых заданий.

^ Методическое указание к заданию № 2

Вегетативные пробы

В положении пациента лежа подсчитывают частоту сердечных сокращений и измеряют артериальное давление. После этого кисть другой руки опускают на 1 минуту в холодную воду (t 4оС), затем вынимают руку из воды и каждую минуту регистрируют артериальное давление и частоту пульса до возвращения показателей к исходному уровню. В норме это происходит через 2-3 мин.

При повышении артериального давления более чем на 20 мм рт. ст. реакция оценивается как выраженная симпатическая, менее чем на 10 мм рт. ст. – как умеренная симпатическая, а при снижении давления – как парасимпатическая. Повторяют пробу с теплой водой, сравнивают результаты.


^ 2. Для выполнения программы практических работ

Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ.

При выполнении первого задания в режиме демонстрации ознакомьтесь с методикой электроэнцефалографии, обратите внимание на различия в электрической активности мозга испытуемого при выполнении им заданий экспериментатора.

При выполнении второго задания воспользуйтесь Методическими указаниями, активизируйте свои практические навыки по регистрации пульса, обратите внимание на необходимость строгого соблюдения времени проведения проб, сравните результаты у разных студентов.

По выполнении программы занятия представьте преподавателю протокол работы. Задайте вопросы по работам, вызвавшим у Вас затруднения.


3. При проведении заключительной части занятия решите предложенные ситуационные задачи выходного контроля, поясните смысл Ваших ответов. Приведите в порядок Ваше рабочее место. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

№3. Физиология центральной нервной системы icon№2. Физиология центральной нервной системы

№3. Физиология центральной нервной системы iconФизиология центральной нервной системы

№3. Физиология центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физиология центральной нервной системы»

№3. Физиология центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Составитель

№3. Физиология центральной нервной системы iconУчебное пособие Часть 1 физиология центральной нервной системы нижний Новгород 2008 ббк 74. 58 С

№3. Физиология центральной нервной системы iconПрограмма дисциплины физиология центральной нервной системы для направления 521000 Психология подготовки

№3. Физиология центральной нервной системы iconНейротрофические факторы и ионный гомеостаз у недоношенных новорожденных с гипоксическим поражением

№3. Физиология центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс «Анатомия и физиология центральной нервной системы» для студентов дневного

№3. Физиология центральной нервной системы iconСостояние протеолитических систем, сосудистого эндотелия и церебральной гемодинамики у новорожденных

№3. Физиология центральной нервной системы iconПрограмма курса «Нейрофармакология» Введение Нейрофармакология как наука, ее связь с биологическими

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы