|
Скачать 0.59 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Южный федеральный университет» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель ПИ ЮФУ, профессор ___________Мареев В.И. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «Анатомия и физиология центральной нервной системы» для студентов дневного отделения ПИ ЮФУ, обучающихся по специальности 050700 – «Психология» г. Ростов – на - Дону 2009 г. Составитель: доцент Бутяева В.В. Учебно- методический комплекс утвержден на заседании кафедры анатомии и физиологии детей и подростков ( протокол №____ от «24» ___февраля____2009г.) Зав. кафедрой: Менджерицкий А.М. Учебно- методический комплекс принят в фонд учебно- методического управления ПИ ЮФУ____________2009г. Учебно- методический комплекс утвержден ученым советом ПИ ЮФУ Пр. №___ от «__» _________ 2009г. Председатель учебного совета ПИ ЮФУ, Руководитель ПИ ЮФУ, проф. В.И. Мареев ^ Данная программа разработана для студентов 1 курса Психологического отделения ИПП в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ (2005г.) по специальности 050700 Педагогика. Профиль «Практический психолог в образовании» психология. Прослушав курс анатомии и физиологии ЦНС, выпускник должен знать и понимать: -строение нервной системы; -принципы переработки информации в центральной нервной системе; -нейронные механизмы психических процессов и состояний; -принципы интегративности и саморегуляции; -физиологию движений; -механизмы возбуждения -интеграцию вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций мозга. ^
^
Перечень лабораторных занятий.
^ Физиология нервной системы является объектом исследования многочисленных школ и поэтому является одной из наиболее развивающихся областей изучения мозга. Знание механизмов деятельности мозга - непременное условие для понимания закономерностей функционирования всех систем организма, ибо запуск, контроль, регуляция деятельности этих систем осуществляется прежде всего структурами мозга. Физиология нервной системы имеет несколько глобальных направлений, которые в основном заняты исследованиями ряда принципов ее функционирования: возбуждения и торможения, обратной связи, пространственной синхронизации, доминанты, функциональной межполушарной асимметрии, параллельной обработки информации, полисенсорности, интегративности, саморегуляции, а также рефлекторного вероятностно-статистического и др. Современный специалист в области психологии, для глубокого понимания механизмов протекания психологических процессов, должен владеть всем понятийным арсеналом физиологии нервной системы. Настоящая программа и курс по физиологии нервной системы учитывает все достижения нейронауки и построена так, чтобы наиболее полно учесть интересы студентов, специализирующихся в области психологии. ^ Методы изучения физиологии центральной нервной системы: аналитические, нейрокибернетические, нейропсихологические. ^ Строение нервной ткани. Классификация и морфология нейрона. Межклеточные взаимодействия в нервной системе. Рецепторы. Структурная и функциональная характеристика глиальных клеток. Миелинизация нервных волокон. Гистогенез нервной ткани. ^ Общие представления о развитии нервной системы. Оболочки спинного и головного мозга. Желудочки мозга. Гематоэнцефалический барьер. ^ Понятие биологических реакций, раздражение, раздражимость, возбуждение и возбудимость. Физиология нейрона. Электрические процессы в нейронах: потенциал покоя и трансмембранные токи при возбуждении. Межклеточные пространства в нервной системе. Аксонный транспорт. Физиология синапсов. Нейроглия. ^ Эволюция нервной системы. Нервные сети и основные законы их функционирования. Рефлексы и рефлекторные дуги. Общие принципы координационной деятельности ЦНС. Интегративная и координационная деятельность нервной клетки. Кодирование информации в нервной системе. Торможение в ЦНС. Принцип доминанты. ^ Спинной мозг, его морфофункциональная организация. Проводящие пути спинного мозга. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Электрическая активность. Возбудительно-тормозные отношения в спинном мозге. Спинальные рефлексы. ^ Продолговатый мозг, его строение, ядра и черепно-мозговые нервы, вегетативные, соматические рефлексы. Ретикулярная формация. Мост и средний мозг. Морфофункциональная организация и рефлекторная деятельность варолиева моста. Морфо-функциональная организация и рефлекторная деятельность среднего мозга. Черепномозговые ядра моста и среднего мозга. Строение и функции мозжечка. Ядра и проводящие пути мозжечка. ^ Морфофункциональная организация таламуса. Ядра таламуса, их распределение в зависимости от расположения к морфофункциональной организации. Гипоталамус, его роль в регуляции вегетативных функций и поведенческих реакций. Гипоталамо-гипофизарная система. Роль гипоталамо -гипофизарно-надпочечниковой системы в адаптации и стрессе. ^ Анатомические структуры лимбической системы. Функции лимбической системы. Роль лимбической системы в формировании эмоций. 10.БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ. Стриапаллидарная система. Хвостатое и чечевицеобразное ядра, Полосатое тело. Связи базальных ядер с моторными центрами коры и подкорки. Функции базальных ядер. ^ Морфофункциональная организация коры больших полушарий, древняя, старая и новая кора. Классификация нейронов коры. Афференты и эфференты коры головного мозга. Проводящие пути конечного мозга. Морфофункциональная характеристика новой коры. Проекционные зоны коры. Колончатая организация зон коры. Электроэнцефалограмма. Локализация функций в коре. Функциональная межполушарная асимметрия мозга. Структурная организация речевой функции. Возрастные особенности нервной системы в онтогенезе. ^ Механизм мышечного сокращения. Механика и энергетика мышц. Общие принципы организации двигательных функций. Управление ориентировочными движениями и позой. Управление локомоцией. Организация манипуляторными движениями. Корковая сенсомоторная интеграция. Организация моторных систем коры большого мозга. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. ^ Морфофункциональное строение вегетативной (автономной) нервной системы. Её симпатическая, парасимпатическая и метасимпатические части. Особенности конструкции автономной нервной системы. Вегетативный статус. Синаптическая передача возбуждения в автономной нервной системе. Влияние вегетативной нервной системы на организм. Особенности симпатической и парасимпатической нервных систем. Центральная регуляция вегетативных функций: спинальный, стволовой, гипоталамический, мозжечковый, ретикулярный и корковый уровни. ^ Совершенствование регуляторных механизмов в процессе эволюции. Нервная регуляция как высший этап развития приспособления организма к меняющимся условиям среды. Характеристика гуморальных механизмов регуляции. Функциональное значение и механизм действия гормонов. Классификация гормонов. Единство нервных и гуморальных механизмов регуляции. Саморегуляция функций организма. Принцип обратной связи как один из ведущих механизмов в регуляции функций организма. Рефлекторный принцип регуляции функций. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций мозга человека. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система и нейрогуморальные механизмы адаптации и стресса. Тезисное изложение содержания лекций Тема 1. Предмет, методы и этапы развития физиологии. Понятие о биологических реакциях, раздражимость и возбудимость, законы раздражения. Адекватные и неадекватные раздражители. Активное и деятельное состояние живых образований. Тема 2. Биоэлектрические реакции, механизм возникновения биопотенциалов покоя и действия. Их роль в жизнедеятельности возбудимых образований. Особенности строения возбудимых мембран. Потенциалзависимые, хемозависимые и механозависимые каналы. Волна возбуждения как совокупность изменений электрического состояния мембраны. Местное и распространяющееся возбуждение. Следовые процессы, сопровождающие процесс возбуждения. Полярный закон и парабиоз. Учение о функциональной подвижности. Тема3. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Возбудимость различных частей нейрона. Классификация и развитие нейронов. Фоновоактивные нейроны и их роль в функционировании нервной системы. Структура и функции нервных волокон. Мякотные и безмякотные волокна. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Особенности проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам. Фактор надежности. Проведение серии импульсов по нервному волокну. Механизмы трансформации ритма возбуждения. Изолированное и двустороннее проведение возбуждения. Практическая неутомляемость нервных волокон. Механизмы синаптической передачи возбуждения. К истории изучения синаптической передачи. Типы синапсов, их функциональная структура и расположение. Передача возбуждения в синапсах с химическим механизмом. Идентификация медиаторов и нейропептидов. Особенности проведения возбуждения в пресинаптических окончаниях. Возникновение импульса и интеграции возбуждения в постсинаптической мембране. ВПСП и ТПСП. Особенности проведения возбуждения в нервно-мышечных, центральных и вегетативных синапсах. Эфаптическая передача возбуждения. Формирование синаптических контактов и их изменение с возрастом. Тема 4. Рефлекс - как основной акт нервной деятельности. Классификация рефлексов. Отличия соматических и вегетативных рефлекторных дуг. Время рефлекса и рецепторные поля. Рефлекторный принцип регуляции функций. Тема 5. Торможение в ЦНС. Первичное и вторичное торможение. Их виды и механизмы. Значение процессов торможения для координации нервной деятельности. Тема 6.Современные представления о нервных центрах. Иерархический принцип их построения. Особенности проведения возбуждения в нервных цепях: одностороннее проведение возбуждения, суммация возбуждения (временная и пространственная), облегчение и окклюзия, конвергенция возбуждения, принцип общего конечного пути, дивергенция и иррадиация возбуждения, тонус и утомление нервных центров. Пластичность нервных центров. Интегративная деятельность нервной системы. Механизмы координации функций организма: иррадиация, индукция. Реципрокность как частный случай индукции. Механизмы этих процессов. Учение Ухтомского о доминанте. Совершенствование с возрастом координационной функции нервной системы. Нейронные комплексы и их роль в деятельности ЦНС. Тема 7. Механизм и биоэнергетика мышечных сокращений. Структура саркомера и механизм сокращения мышечного волокна. Одиночное мышечное сокращение. Гладкий и зубчатый тетанус. Немышечные формы двигательной активности. Тема8. Функциональное значение различных отделов ЦНС. Рефлексы спинного мозга и его проводниковые функции. Ствол мозга и его рефлекторные и проводниковые функции. Функции вегетативной нервной систем, особенности ее рефлекторных дуг. Вегетативный статус и его значение. Вегетососудистая дистония. Темы для самостоятельной работы по анатомии и физиологии центральной нервной системы I курс, факультета педагогики и психологии
Промежуточный контроль (тестовые задания). Тестовые задания по физиологии человека. Из предложенных Вам вопросов и вариантов ответов на них выберите правильные ответы, указав номер вопроса и букву правильного варианта ответа. ^ 1.Что является мерой возбудимости А. сила сокращения мышцы; Б. порог раздражения; В. величина тока; Г. функциональная подвижность. 2.Порог раздражения электрическим током у первой мышцы 2В, увторой-3В. У какой из мышц возбудимость выше? Обоснуйте ответ. А. у второй; Б. он одинаков у обеих мышц; В. у первой мышцы; Ток при напряжении 2В меньше, чем при напряжении 3В. Следовательно, порог раздражения у первой мышцы ниже, а возбудимость выше, чем у второй. 3.При измерении электродным методом потенциала покоя нервной клетки, что будет регистрировать прибор при проколе мембраны нейрона микроэлектродом: А. ноль; Б. величину, равную потенциалу покоя; В. гиперполяризацию; Г. потенциал действия. 4.В каком нервном волокне при возбуждении выделяется больше тепла – мякотном или безмякотном? Почему? А. мякотном, т.к. в нем ионы проходят только через перехваты Ранвье; Б. безмякотном, т.к. в нем больше работает натрий калиевый насос; В. мякотном, т.к. он быстрее проводит возбуждение; Г.безмякотном, т.к. он проводит возбуждение с декрементом. 5.Тетродотоксин – это яд, блокирующий натриевые каналы клеточной мембраны. Как повлияет этот яд на величину потенциала покоя? А. потенциал покоя уменьшится; Б. потенциал покоя увеличится; В. потенциал покоя не изменится; Г. потенциал покоя станет равным нулю. |