Динамика показателей здоровья детей во время пребывания в школе (основные группы заболеваний) Основными группами заболеваний обучающихся МОУ СОШ № 25 являются:
Нарушение остроты зрения - одно из самых распространённых заболеваний обучающихся МОУ СОШ № 25. Причинами этого могут быть различные факторы:
Педагогический коллектив школы целенаправленно работает над проблемой сохранения зрения обучающихся. В системе используются комплексы упражнений методики В.Ф. Базарного для снятия напряжения с органов зрения:
Системные занятия по методике В.Ф.Базарного, использование на уроках в качестве физкультурных пауз упражнений для снятия усталости и напряжения с глазных мышц, соблюдение режима освещения кабинетов, проведение на уроках окружающего мира бесед по теме «Гигиена зрения», «Коррекции зрения», инструктажи по соблюдению правил поведения на перемене и на уроках физкультуры, о правильном обращении с острыми предметами на уроках труда, отразились на показателях количества обучающихся, имеющих нарушения зрения. За последние два года процент обучающихся с нарушением зрения снизился. (диаграмма № 1) Диаграмма № 1. Мониторинг количества обучающихся, имеющих нарушения зрения ![]() Так, в 2008/09 учебном году из 805 учащихся (100%) нарушение зрения было выявлено у 192 человек (23,9%). В 2009/10 учебном году из 819 человек с проблемами зрения было 179 человек (21,9%). Сравнивая показатели за последние два года, можно сделать вывод, что процент обучающихся с нарушением остроты зрения снизился на 2%. Нарушение осанки. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушений осанки выделяются следующие:
Системные занятия по методике А.Н. Стрельниковой, использование на уроках в качестве физкультурных пауз упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, соблюдение режима смены положения тела, проведение занятий по лечебной гимнастике, инструктажи по соблюдению правил поведения на перемене и на уроках физкультуры, внедрение подвижных физпауз отразились на показателях количества обучающихся, имеющих нарушения осанки. За последние два года процент обучающихся с нарушением осанки снизился. (диаграмма № 2) Диаграмма № 2. Мониторинг количества обучающихся, имеющих нарушения осанки ![]() В 2008/09 году из 805 детей (100%) было выявлено 409 (50,8%). В 2009/10 году из 819 человек нарушением осанки страдает 356 человек (43,5%). Таким образом, все проводимые оздоровительные мероприятия дают ощутимые результаты в сторону снижения показателей уровня заболеваемости. За последние два года уровень нарушения осанки снизился на 7,3%. Простудные заболевания. Причинами заболеваемости могут быть различные факторы:
Для мобилизации защитных сил организма, а также с целью профилактики острых респираторно-вирусных инфекций (ОРВИ), гриппа, ангины, обучающиеся получают курс витаминотерапии (аскорбиновая кислота, поливитамины, фиточаи), в осеннее – весенний период производится прием адаптогенов (настойка аралии, элеутерококка и т.д.), полоскание горла настоем трав, орошение зева раствором йодинола, раствором Люголя, обработка носа оксалиновой мазью. Во избежание распространения инфекции дети с признаками ОРВИ до занятий не допускаются, строго соблюдаются правила проветривания и проведения влажной уборки. Родители получают рекомендации по санитарно-эпидемиологическому режиму, по профилактике заболевания. Результатом систематически осуществляющихся оздоровительных мероприятий является стабильное снижение инфекционно-вирусной заболеваемости среди детей 6-10 лет. Системные занятия по методике А.Н. Стрельниковой, И.Ф Змановского, мероприятия по укреплению иммунитета, санпросвет работа, реклама закаливания, пропаганда здорового образа жизни, массовые прививки, витаминизация отразились на показателях количества обучающихся, имеющих простудные заболевания. За последние два года процент обучающихся с простудными заболеваниям снизился. (диаграмма № 3) Диаграмма № 3. Мониторинг количества обучающихся, перенесших простудные заболевания ![]() В 2008/09 учебном году из 805 учащихся (100%) школы № 25 простудными заболеваниями переболели 631 человек (78,4%). В 2009/10 году из 819 детей (100%) простудным заболеваниям были подвержены уже 501 человек (61,2%). Таким образом, идёт снижение заболеваемости простудными заболеваниями на 17,2%. Нервно-психические заболевания, вызванные дезадаптацией. Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально—стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. С целью оказания помощи первоклассникам была разработана программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе. Данная программа включает мероприятия, направленные на выявление недостатков готовности детей к школе и их коррекцию, своевременное выявление и преодоление трудностей адаптации первоклассников, а также оказание психолого-педагогической помощи родителям. Кроме того, в программу работы по адаптации детей к школе входят:
В результате проведенной работы снизилось количество дезадаптированных обучающихся 1-х классов (диаграмма № 4) Диаграмма № 4. Мониторинг количества дезадаптированных обучающихся1-х классов ![]() В 2008/2009 учебном году из 92 первоклассников 3 ученика (3,3 %) – дезадаптированы. В 2009/2010 учебном году из 96 первоклассников 2 (2,1 %) дезадаптированы. Таким образом, за прошедшие два года наметилась положительная динамика: количество дезадаптированных учащихся снизилось на 1,2 %. С целью оказания помощи пятиклассникам была разработана программа преемственности обучения в начальной и средней школе и профилактики школьной дезадаптации пятиклассников. Изучение процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене, проведённое в нашей школе, выявило снижение успеваемости учащихся, повышение уровня тревожности, нарушение межличностных отношений с ровесниками и взрослыми (учителями и родителями). Объективной причиной этого является начало «переходного» возраста: дети становятся младшими подростками. Трудности адаптации связаны и с изменением условий обучения. Названные причины трудностей обучения детей при переходе из начальной школы в среднюю часто приводят к дезадаптации пятиклассников в новых условиях учебной деятельности. Поэтому цель данной программы — разрешить выявленные проблемы и таким образом облегчить учащимся начальной школы переход в среднее звено, предупредить возникновение школьной дезадаптации пятиклассников. Задачи программы: 1)пределить критерии готовности детей к обучению на второй ступени школьного образования; 2) составить программу диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено; 3) разработать психолого-педагогическую карту выпускника начальной школы; 4) наметить совещания учителей начальной и средней школы, на которых были бы обсуждены не только индивидуальные особенности будущих пятиклассников, которые требуют к себе повышенного внимания в средней школе, но также формы и методы работы с детьми данного класса, его специфика как детского коллектива. А также наметить и провести совещания по другим выявленным проблемам (объем, темп изложения материала, требования к его оформлению, критерии оценивания и др.); 5) повысить знания учителей средней школы о психологии и физиологии младших подростков; б) мотивировать учителей-предметников на учет индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся. Таким образом, за прошедшие два года наметилась положительная динамика: количество дезадаптированных пятиклассников (диаграмма № 5) и количество детей, имеющих повышенную школьную тревожность (диаграмма № 6) уменьшилось. Диаграмма № 5. Мониторинг количества дезадаптированных обучающихся 5-х классов ![]() В результате проведенной работы снизилось количество дезадаптированных учащихся. Это видно из следующей диаграммы. Если в 2008/2009 учебном году из 79 обучающихся в пятом классе были 4 ученика (5,1 %) дезадаптированными, в 2009/2010 учебном году из 82 пятиклассников - 2 ученика (2,4%) дезадаптированные. Таким образом, за прошедшие два года наметилась положительная динамика: количество дезадаптированных пятиклассников снизилось на 2,7 %. Диаграмма № 6 Динамика показателей здоровья детей в отношении нервно-психических заболеваний по результатам диагностики школьной тревожности ![]() В 2008/09 учебном году из 805 обучающихся 128 учеников имели повышенный и высокий уровни тревожности (15,9 %), а в 2009/10 г. из 819 обучающихся 81 ученик имели повышенный и высокий уровни тревожности (9,8 %). Из данной диаграммы очевидно, что в ходе проведенной работы снижено количество детей с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности на 6,1 %. |
![]() |
Е. Е. Сомов заболевания и повреждения органа зрения раздел I. Общая симптоматика функциональных нарушений, |
![]() |
Курс 5 Специальность 051301 «общая медицина» Авторы: Ахмедьянова З. У Офтальмология наука, изучающая анатомию, физиологию органа зрения, заболевания, относящиеся к органу... |
![]() |
«Использование графического моделирования при обучении дошкольников с депривацией зрения составлению «Осуществление комплексного подхода в работе по активизации инициативной связной речи дошкольников... |
![]() |
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся |
![]() |
Профилактика нарушения зрения |
![]() |
В помощь родителям детей с нарушениями зрения Развитие невербальных средств общения у детей с нарушениями |
![]() |
Конспект урока биологии в 8 классе по теме Гигиена зрения |
![]() |
конспект занятия по валеологии "Профилактика нарушения зрения" |
![]() |
Тема: Выявление причин нарушения зрения у школьников |
![]() |
19 августа День здоровья школьников, профилактика нарушения зрения |