В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon

В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо





Скачать 469.72 Kb.
Название В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо
Дата конвертации 25.03.2013
Размер 469.72 Kb.
Тип Документы
Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи обонятельного восприятия и межличностных отношений.

    1. Обоняние как один из видов восприятия.

    2. Физиологические аспекты обонятельного восприятия

    3. Передача информации по обонятельному каналу у социальных животных.

    4. Особенности обонятельного восприятия у человека

    5. Связь обоняния с межличностными отношениями у человека.

Заключение

Выводы по 1 главе.

Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ



Проблема человека, как личности, обладающей своими особенностями, в т.ч. и особенностями восприятия, и взаимоотношений такого человека с другими людьми всегда была актуальной. Эта проблема тесно связана с другой: проблемой влияния индивидуальных особенностей личности, особенностей ее восприятия на социальный уровень, на отношения с миром.

Как пишет Д.И.Фельдштейн, «наиболее значимыми выступают изменения человека» в современном мире, которые проявляются и в отношениях к обществу, и другим людям и самому себе [33]. Среди разнообразных характеристик человека большинство психологов на первое место ставят характеристики восприятия, как базовые для формирования всех остальных когнитивных, личностных и социально-психологических черт. И.П. Смирнов подчеркивает, что мир внутренних переживаний человека «может существовать только в связи с другими мирами – общества, природы, Космоса»[28].

Д. Майерс вводит специальный термин «социальная перцепция», относя к ней все виды восприятия человеком других людей, зрительное, аудиальное, тактильно-кинестетическое и обонятельное восприятие[18].

В.Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще – одна из групп способностей, на их базе формируются более сложные способности: когнитивные и духовные. К духовным В.Д.Шадриков отнес многие многие качества личности, являющиеся социально-психологическими по своей сути, и определяющие взаимоотношения человека: отношения любви, отношения воспитания. Как именно сформируются отношения такого рода зависит и от того, какими особенностями восприятия человек обладает [37].

Исследованиями межличностных взаимоотношений и их взаимосвязи с сознанием занимались многие авторитетные исследователи в нашей стране и за рубежом (К.А.Абульханова, Д.Майерс, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, и др.) [1, 4, 8,22]

Несмотря на то, что роль восприятия в формировании личностных особенностей человека и его взаимоотношений с другими людьми не оспаривается ни одним исследователем, однако именно роль обонятельного восприятия остается практически не изученной в современной психологии.

В основном исследованиями обоняния в стране занимаются физиологи (Г Шепперд, И. А. Шевелев и др.). Большинство изученных нами работ по обонянию также касалось физиологии обоняния [35,36,38,40,41] или изучение обоняния у животных [15, 21,29, 31, 32]. Известны многие исследования обонятельного языка у социальных насекомых (муравьев, пчел) (Резникова Ж.И.), известны исследования обоняния в жизни собак (К.Лоренц, Л.Ф Уитни и другие). В последних исследованиях показаны способности собак находить по запаху не только преступника, оружие или наркотики, но и диагностировать болезни людей, а также определять их эмоциональное состоянии [21,32].

Однако требования методологии научного исследования утверждают необходимость изучения и социального и биологического уровней организации психики в их единстве [16,24]. Обращаясь к нашей теме это делает актуальных изучения сочетания обонятельных способностей человека, биологических по сути, с его социальными характеристиками.

В обобщающей монографии Х.Шиффмана «Ощущение и восприятие» представлены результаты психологического изучения роли обоняния человека [39]. Это оригинальные исследования, в которых показывается принципиальная возможность людей передавать и получать информацию от других людей с помощью запахов: по запаху можно определить пол человека, его эмоциональное состояние, тревожность, наличие у него заболеваний и другое. Также показано влияние различных запахов других людей на состояние человека, с помощью некоторых запахов можно лечить депрессию человека, или изменять его психофизиологическое состояние, влиять на физиологию организма (месячные ритмы).

Все это делает тему нашего дипломного исследования актуальной и интересной.


^

1.1Обоняние как один из видов восприятия.




Согласно «Психологическому словарю», «восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности» [20, с.66]. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку человека в окружающем мире. С.Л. Рубинштейн подчеркивал в качестве важнейших свойств восприятия его связь с осознанием : «Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделившегося из окружения противостоящего субъекту предмета»[25, с.226].

Л.С. Выготский рассматривал восприятие, прежде всего, как высшую психическую функцию, которая формируется на базе низшей психической функции – ощущении, благодаря ее опосредованию знаками [9].

Исследованием процессов восприятия занимались такие известные ученые как А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.П. Зинченко, Н.Н. Ланге и другие.

Обонятельное восприятие – это один из видов человеческого восприятия. Согласно классификации видов восприятия по основной модальности, обонятельное восприятие составляет один из видов восприятия, наряду со зрительным, слуховым, осязательным и вкусовым восприятием. Эта классификация базируется на известной классификации ощущений Ч. Шеррингтона, где обонятельное ощущение рассматривается как дистантное, экстероцептивное.

Любой вид восприятия включает в себя ощущение и основывается на нем, это же относится и к обонянию. Однако восприятие выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. При этом синтез может происходить как в пределах одной модальности, так и нескольких. В пределах одной модальности, например для зрения – это когда отдельные зрительные ощущения объединяются в целостные образы. Как будет показано ниже, то же является верным и для обоняния. При синтезе в пределах нескольких модальностей в единый образ объединяются ощущения, приходящие из различных органов чувств. Как пишет А.Г. Маклаков: «воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем [17, с.201]

Обонятельное восприятие также может производить синтез в пределах одного обонятельного анализатора, этот будет запах конкретного объекта, который будет соединяться с нашим знанием он нем, т.е., человек будет по запаху создавать целостный образ предмета с подключением другим анализаторов.

Создатели НЛП Р.Бендлер и Дж.Гриндер, подчеркивали важность обоняния при создании целостных образов реальности. Как писали они, иногда человеку бывает достаточно почувствовать какой-то запах, чтобы по нему как по якорю абсолютно четко вспомнить ситуацию, когда он его впервые почувствовал его, вспомнить людей которые с ним тогда были, свои чувства к ним, разговоры. И это все благодаря чуть слышному запаху промелькнувшему в воздухе [3].

Обонятельные ощущения также могут входить в состав полимодальных образов, в качестве одного из ощущений. Значимость обоняния для человека – вопрос спорный. Некоторые авторы утверждают, что обоняние для человеческих сообществ играет минимальную роль. «Запах играет меньшую роль в человеческом сообществе, в стадах приматов и в птичьих стаях. Предки этих созданий, покинули кишащую запахами поверхность земли, дабы подняться к деревьям, а в этой древесной среде более значимыми стали другие чувства, особенно зрение./…/ По сравнению с большинством обитателей поверхности земли, человеческие создания весьма убоги в области обоняния. Но это вовсе не означает, что в человеческой жизни нет места запахам. Они предупреждают нас о надвигающейся опасности (когда например, мы чувствуем запах газа), они добавляют много приятных тогда мы едим что-нибудь вкусное; запахи – основа всей парфюмерно-дезодорантной индустрии» [10, с.218].

Однако другие авторы делают упор на важности именно обоняния для человека.

«Особая важность обоняния для жизнедеятельности выс­ших позвоночных выражается уже в том факте, что для вос­приятия запахов и передачи обонятельной информации в мозг существует целых три (три!) отдельных органа чувств и три независимых нервных пути. Сравните, для зрения и для слуха природа создала только по одному пути (глаза и уши), а для обоняния целых три. А природа ничего просто так не делает. Значит, посредством обоняния мы получаем такую ценную информацию из внешнего мира, что нужна двойная (нет, тройная гарантия), что она дойдет»[5, с.84].


^

1.2 Физиологические аспекты обонятельного восприятия




Вообще современные физиологи относят человека к пло­хо обоняющим существам - микросматикам, в отличие от животных со значительно более развитой обонятельной си­стемой - макросматиков. Главную роль в восприятии запаха выполняют рецепторные нейроны, расположенные в верхней носовой камере. У человека их около 107, а у овчарки примерно в 20 раз больше - 2,2 х108 [40]. Однако чувствитель­ность обонятельных рецепторов человека при этом очень велика. По мнению И. А. Шевелева, «чувствительность обо­нятельной системы человека чрезвычайно велика: один обо­нятельный рецептор может быть возбужден одной молеку­лой пахучего вещества, а возбуждение небольшого количества рецепторов приводит к возникновению ощуще­ния» [19, с. 88]. Аналогичные данные относительно обоня­тельных нейронов приводят Р Шмитдт и Г Тевс: «...одиноч­ная сенсорная клетка деполяризуется и генерирует потенциал действия в ответ на одну, самое большее на несколько моле­кул пахучего вещества»[40, с. 309].

Дифференциальная чувствительность обонятельных кле­ток также очень велика: человек способен различать до 10 000 различных запахов (а ведь еще возможны сочетания запахов) [2]. Так что у человека достаточно возможностей кодировать информацию через обонятельный ряд. Вот только эта информация недостаточно хорошо осознается, поскольку обонятельный анaлизатор слабо представлен в новой коре больших полушарий, зато вплотную связан с лимбической системой, иногда называемой исследователями обонятель­ным мозгом. Как известно, обонятельная информация, вос­принимаемая через рецепторы верхней носовой камеры, да­лее отправляется непосредственно в особый отдел конечного мозга, называемый обонятельной луковицей (это единствен­ный анализатор непосредственно проецирующийся сразу в большие полушария). От обонятельной луковицы начина­ется обонятельный тракт, который заканчивается в различ­ных отделах переднего мозга: гиппокампе, через миндалину в вегетативных ядрах гипоталамуса и даже во фронтaльной коре.

Исследователи подчеркивают прямую связь обоняния с лимбической системой, ответственной у человека за генера­цию эмоций и за активность мотивационно -потребностной сферы [26]. Но обычно единственным следствием таковой связи считают эмоциональный компонент запахов: «Прямая связь с лимбической системой объясняет выраженный эмо­циональный компонент обонятельных ощущений. Запахи могут вызывать удовольствие или отвращение (гедонисти­ческие компоненты), влияя соответствующим образом на аффективное состояние организма [40, с. 311]. Однако, связь обоняния с лимбической системой гораз­до сложнее. Многие авторы считают, что не обонятельный анализатор связан с лимбической системой, а лимбическая система яв­ляется центральным отделом обонятельного анализатора.

Любой анализатор (слух, зрение) имеет периферический отдел (глаза и уши) и центральное представительство, вклю­чающее в себя целую систему стволовых и подкорковых ядер, первичную, вторичную и третичную кору У обонятельного анализатора нет своего центрального отдела или же eгo цен­тральный отдел - лимбическая система! Как видно из ана­томии ЦНС, морфологическим и функциональным продол­жением путей, идущих от обонятельной луковицы, являются структуры лимбической системы. Недаром многие нейрофи­зиологи называли лимбическую систему обонятельным моз­гом. «В настоящее время к лимбической системе относят три группы структур головного мозга, - пишет В. В. Шульговс­кий, - первая группа включает филогенетически более ста­рые структуры коры: гиппокамп (старая кора), обонятель­ные луковицы и обонятельный бугорок (древняя кора). Вторая группа представлена областями новой коры: лимби­ческой корой на медиальной поверхности полушария, а так­же орбита-фронтaльной корой на базaльной части лобной доли мозга. К третьей группе относят структуры конечного, промежуточного и среднего мозга: миндaлину, перегородку, гипотaламус, переднюю группу ядер таламуса, центральное серое вещество среднего мозга» [41]. Практически все эти структуры известный специaлист по физиологии обоняния Г Шепперд относил к центральным отделам обонятельной сенсорной системы [38].

По аналогии с другими анализаторами получается, что обонятельная информация обрабатывается именно лимби­ческой системой. И обонятельная информация не гаснет где-­то между обонятельным трактом и обонятельным треуголь­ником, а многократно обрабатывается и перерабатывается на разных уровнях ЦНС, превращаясь в эмоции и мотива­ции, чувства и настроения, переживания и интуитивные ощущения.

Запаховые ощущения воз­никают очень легко, потому что чувствительность обонятельного эпителия велика достаточно, чтобы в носовую полость попала хотя бы одна молекула химического вещества, как обонятельные нейроны немедленно на нее отреагируют. Но эти ощущения не осознаются. Нет восприятия запаха.

Что такое восприятие запаха, мы все с вами хорошо зна­ем. Это и есть запах - такое вот специфическое чувство, когда чем-то явно пахнет, и мы поводим носом.

А вот что такое ощущение запаха (без восприятия)? Осоз­нания нет, значит, как такового запаха мы не чувствуем. Но анaлизатор работает, подкорка возбуждается, лимбическая система реагирует. Значит, это неосознаваемое обонятельное ощущение для организма чрезвычайно важно. Особая важность обоняния для жизнедеятельности выс­ших позвоночных выражается уже в том факте, что для вос­приятия запахов и передачи обонятельной информации в мозг существует целых три (три!) отдельных органа чувств и три независимых нервных пути. Сравните, для зрения и для слуха природа создала только по одному пути (глаза и уши), а для обоняния целых три. А природа ничего просто так не делает. Значит, посредством обоняния мы получаем такую ценную информацию из внешнего мира, что нужна двойная (нет, тройная гарантия), что она дойдет.

Первый путь - классический, который обычно имеют в пиру, когда говорят об обонянии. Орган чувств - нос, точ­нее, верхняя обонятельная камера. Морфологически - это глубоко внутри и где-то на уровне «между глаз». От обоня­тельных нейронов (а рецепторы обоняния - это именно ней­рины) отходит обонятельный нерв прямо в большие полушария мозга, точнее, в обонятельную луковицу, а от нее по латеральному обонятельному тракту информация расходит­ся пo многочисленным отделам коры и подкорки.

Второй путь начинается от дополнительного органа обоняния - якобсонова органа, иначе называемого вомероназальный орган; он находится у наземных позвоночных в рай­оне нижнемедиaльной стенки носовой перегородки (где-то между носом и ртом). От якобсонова органа отходит допол­нительный обонятельный нерв, он поступает в дополнитель­ную обонятельную луковицу, от которой информация по до­полнительному обонятельному тракту поступает в кору и подкорку. Таким образом, самые важные отделы головного мозга (лобная кора, гипотaламус, миндалина) получают обо­нятельную информацию двумя путями. И если один путь разрушить, второй останется.

О существовании якобсонова органа широкой публике обычно вообще не известно, поэтому остановимся подробнее на его работе. Эти данные автором получены на кошке. Раньше считали, что у человека Якобсонова органа вообще не существует, точнее, что у человека якобсонов орган ре­дуцируется еще во времена эмбриогенеза. Однако, в 1991 года ученые установили, что у взрослых людей он очень даже есть, достаточно развит и активно реагирует на запахи [по 35, с. 2б5], и выяснилось, что мы о нем практически ничего не знаем.

«Часть обонятельной области носа обособляется в так на­зываемый якобсонов орган. Его иногда называют вомеронасаль­ным - по местоположению в основании пасти. Он состоит из двух симметрично расположенных трубок, продолжающихся на небе в стенсоновы каналы. внешней средой этот орган соеди­няют небольшие отверстия, расположенные за передними зу­бами. При использовании якобсонова органа кошка втягивает воздух в эти отверстия. При этом она останавливается как вкопанная, открывает пасть и втягивает губы, собирая кожу на голове в своеобразную гримасу (улыбку Флемена).

Функции якобсонова органа до сих пор неясны. Существуют по крайней мере три основных гипотезы. Согласно первой этот орган воспринимает запах пищи, поступившей в ротовую полость, как бы дополняя информацию о ней, полученную орга­ном обоняния. Сторонники этой гипотезы считают, что кош­ка, таким образом, обладает ротовым обонянием. Во второй гипотезе кошка анализирует воздушные потоки атмосферы, отражающие незначительные изменения химического соста­ва, в основном в связи с крупными событиями - извержением вулкана, землетрясением, приближением лесного пожара и т. д. Сторонники этой гипотезы называют этот орган шестым чувством, позволяющим кошкам предсказывать особенно важ­ные для нее катастрофические события. Третья гипотеза от­водит якобсонову органу роль информатора, специализирован­ного на восприятии запахов, относящихся к половой сфере - феромонов. Конечно, соблазнительно предполагать роль якоб­сонова органа в восприятии тонких запахов, которые мы не чув­ствуем, однако оснований для этого предположения пока недо­статочно» [15].

Третий путь осуществляется с помощью обычных черепно-мозговых нервов. Оказывается, слизистая оболочка носа содержит свободные окончания тройничного нерва, часть которых тоже способна реагировать на запахи. И, наконец, в ротовой полости, точнее, в области глотки запахи способны возбуждать волокна языкоглоточного черепно-мозгового не­рва (IX) и блуждающего (Х) черепно-мозгового нерва. Этим путем информация о запахах поступает в ствол мозга, к яд­рам соответствующих нервов, и дaлее обычным для перифе­рической информации путем движется к коре.

Итак, целых три пути для того, чтобы довести до голов­ного мозга информацию об окружающих нас запахах. Полу­чается, мы всегда получаем обонятельную информацию. Если «забит нос» и даже если носа вообще нет. Мы получаем информацию о запахах просто вместе с дыханием (третий путь).


^

2.2.Передача информации по обонятельному каналу у социальных животных.




Обоняние играет очень большую роль в жизни многих социальных животных. Именно по запаху передается информация у многих насекомых, а также рыб и млекопитающих.

Именно на основании роли обоняния в организации жизни социальных животных мы можем сделать выводы о его роли для человека.

Начнем с насекомых. Как известно, у социальных насекомых существует «язык», с помощью которого они могут передавать различную информацию: о пище, об опасности, о наличии врагов и т.д. Важнейший компонент этого языка – обонятельный.

Об особенностях социальной организации муравьев пишет К.И.Резникова [23] . По ее мнению, один из самых интригующих вопросов – это вопрос об «языке» насекомых. Социальными насекомыми являются пчелы и муравьи. Раньше исследователи, считали, что язык муравьев представляет собой преимущественную передачу запахов, в то время, как язык пчел – танцы. Однако современные исследования на первый план выводят роль обоняния, как в жизни пчел, так и муравьев.

Групповые действия муравьев во многом определяются их способностями к передаче друг другу информации, т.е. к подражанию и научению. Информация передается различными путями, из которых наиболее важные – это передача информации химическим путем – через феромоны. Экспериментально доказано, что многие муравьи могут решать задачи, требующие логических операций. Эти способности играют важную роль в процессах передачи и считывания информации муравьями. Характер обмена сведениями и модальность сигналов обусловлены различными факторами: динамической плотностью особей на кормовом участке психофизиологическими свойствами и состоянием разведчика, в частности индивидуальными особенностями его ориентации, а также внешними условиями (например, освещенностью).

Экспериментально показано, что муравьи могут передавать информацию и с помощью пахучего следа, и с помощью прямого показа, а также, возможно, и путем дистанционного наведения. Сведениями, передаваемые фуражирами о координатах кормушки, содержат около 7 бит информации. Эти исследования требуют продолжения, но К.И.Резникова считает, что они дают основания поставить вопрос об языковом поведении муравьев [23]

Согласно со­временным данным обонятельная информация может распро­страняться на значительные расстояния. Наиболее изучен этот аспект в исследовании поведения насекомых. В литературе приводится данные, согласно которым самец майского жука способен почувствовать самку на расстоянии 5 км, при этом. концентрация в воздухе пахучих веществ, выделяемых сам­кой, очень низкая (не больше, а то и меньше, чем соответ­ствующие выделения млекопитающего), и способности жука обеспечиваются только его высокой чувствительностью к это­му виду запаха. Подобные способности демонстрируют мно­гие другие насекомые, для которых запахи - это основной способ передачи информации о себе себе подобным. Способ­ность улавливать запахи на расстоянии нескольких километров демонстрируют некоторые хищные рыбы.

«Благодаря «обонятельному мозгу» акулы наделены исклю­чительно тонким обонянием. Каплю крови в «океане» воды акула чует на большой дистанции. Если заткнуть ноздри акуле так, что чувствительная оболочка перестанет омываться водой, акула, проплывет мимо пищи, не заметив ее, хотя бы пища была бы прямо перед ее глазами. Если обонятельные клепки свободно получают сигналы, акула сделает стойку над пищей даже в том случае, если пища спрятана от нее [31]».

Более того, акулы чувствительны не только к запахам пиши, но и к запахам мыслей, точнее, эмоций других живых существ.

«В опытах акулы обнаруживали явно «гастрономические» устремления, когда к ним в бассейн подливали воду из аквариу­ма, где жили напуганные (специально) рыбы. По-видимому, привлекают акул и какие-то вещества, которые попадают в воду от раненых и паникующих животных. За неимением луч­шего эти вещества можно назвать «запахом страха». Экспе­риментально доказано, что у некоторых рыб и амфибий такие вещества есть. Наверное, и у человека тоже. Во всяком слy­чае, из группы пловцов акулы выбирают жертвой чаще всего того, у которого беспорядочные, панические движения. Способ­ность распознавать химические стимулы облегчает и обнару­жение других акул или поиск самок своего вида»[31].

В литературе о животных также пригодятся факты об уди­вительных обонятельных способностях млекопитающих, чаще собак, которые способны находить дорогу домой за несколько десятков километров или преследовать преступ­ника на расстоянии многих и многих километров.

«Рекорд по длительности преследования принадлежит блад­хаунду по кличке Ник Картер. Работая в полиции Соединенных Штатов, однажды он шел по следу 105 часов. А другой бладха­унд прославился тем, что преследовал преступника на рассто­янии 138миль»[21].

Следует отметить, что большинство наиболее часто демонстрируемых экстра­сенсорных феноменов вполне могла исполнить говорящая собака. Как известно, многие болезни сопро­вождаются изменением телесного запаха, некоторые особо чувствительные врачи даже могут по запаху предположить возможный диагноз.

Конечно, врачи это могут сделать лишь при обострении болезни, но, скорее всего, даже маленький очаг заболевания ведет к легкому изменению запаха, остающемуся вне чув­ствительности человеческого носа (но не собачьего).

«Собаки открывают новые горизонты для медицины. Нико­го не удивляет то, что собачий нюх во много раз превосходит человеческий. Но реальные возможности собак поистине уни­кальны. Нет, речь идет не об охоте, не о собаках-поводырях, службе спасения или поиске наркотиков, где их заслуги неоспо­римы. Недавние исследования дали шокирующие результаты. Так, собаки способны предчувствовать как минимум за 20ми­нут эпилептический припадок или понижение уровня сахара в крови, определить рак или отличить одежду здоровых дeтeй от детей, страдающих аутизмом. Собаки реально могут по­мочь людям, страдающим этими недугами, и продвинуть ме­дицину и уход за такими больными на новый уровень» [29 ].

Собаки могут отыскивать по запаху руду, преступника, труп, орудие преступление или спрятанные наркотики. Проводились эксперименты по поиску подземных ископаемых с со­баками.

« Такой эксперимент был удачно выполнен финским ученым­ - геологом профессором Кахма на его собаке Лари. Лари удалось обнаружить залежи медных руд. С 1966 года в нашей стране также начали применять собак для поиска полезных ископаемых. Сотрудники Карельского филиала Академии наук СССР с помощью собак отыскали месторождение вольфрама на Колыком полуострове, никеля - в Приладожье и другие»[по 29],

Еще пример: артист оригинального жанра (Вольф Мес­синг) выполняет задание, диктуемое ему мысленно кем-то из зала. То же самое могла выполнить обладающая речью собака. Сидящий в зале мысленно кричит. «Правильно... неправильно.., туда... не туда» изменяя при этом свой за­пах), а собачка, принюхиваясь, движется по залу. Как пишет Бергман: «Каждая собака в определенной степени обладает способ­ностью «читать» запахи. Я всегда развлекал приятелей своих детей, собравшихся в компании, устраивая представление с одним бладхаундом. Дети рассаживались по комнате в круг. Я брал у кого-нибудь носовой платок, выходил, подзывал пса,, про­сто махал платком у него перед носом и пускал, приказывая: «Ищи». Он входил в комнату и, даже не принюхиваясь к детям, шел прямо к владельцу платка, ожидая награды».


^

2.4. Особенности обонятельного восприятия у человека



Как известно из собственного жизненного опыта и из эмпирических исследований, человек способен определить источники огромного числа знакомых запахов. Американские психологи эмпирически установили, что взрослые люди прекрасно справляются с такой задачей, как определение знакомых неодушевленных источников сложных запахов. В исследованиях Дезора и Веаихмана [по 39] использовались в качестве стимулов 64 источников различных запахов, таких как кофе, попкорн, человеческая моча и др. После непродолжительной тренировки их испытуемые идентифицировали эти запахи почти безошибочно. Также в тех же авторов приводятся данные, что слепые испытуемые справлялись с заданием легче, чем зрячие.

Не исключено, что это следствие повышенного внимания слепых к информации, получаемой с помощью других сенсорных систем. Обобщая результаты изучения идентификации запахов, полученные разными исследователями, Кейн пришел к выводу о том, что успешное определение одоранта зависит от знакомства с ним, установления прочной связи между запахом и его названием и от той помощи, которая оказывается человеку, пытающемуся вспом­нить это название в ситуации, когда оно, что называется, вертится у него на языке. [по 39].

Существует большое количество исследований, показывающих связь обонятельного восприятия с другими когнитивными процессами. Например, известны исследования особенностей памяти на запахи и зрительной памятью.

«Власть запаха над памятью неоспорима. Думая о своей жизни в Париже, я редко вспо­минаю дома, в которых жила, и улицы, по которым ходила. Я вспоминаю запахи. Из кафе, когда я утром проходила мимо его открытой двери, долетал острый запах вина.

Думая о кондитерской, за одним из столиков которой я писала свои статьи, я чувствую смешанный аромат закваски, масла, «черепицы» и яблок, и это чувство настолько сильно, что я ощущаю вкус дрожжевого теста во рту и запах холодного уличного воздуха, врывающегося в кондитерскуто вместе с разносчиком. Но если вы спросите меня, какого цвета было печенье, я не смогу ответить на ваш вопрос» Эти слова журналистки из газеты «Нью-Йортс Таймс», пишущей на гастрономические темы, приводит Х.Шиффман в своей монографии, и они подчеркивают нашу неординарную способность запоминать запахи, которая временами превосходит зрительную память [39]. Действительно, одной из поразительных особенностей этой способности является то, что хотя в лабораторных условиях в первый момент распознавание и идентификация обонятельных стимулов явно уступают распознаванию и идентификации визуальных стимулов, но запахи, изучаемые в лабораторных условиях, так и запахи, связанные с определенными эпизодами (т. е. ассоциирующиеся с реальными жизненными событиями), запоминаются надолго. Несмотря на то что лабораторные запахи распознаются гораздо хуже, чем лабораторные визуальные стимулы , они значительно лучше сохраняются в памяти. Когда испытуемым в лабораторных условиях были предъявлены запахи 20 знакомых продуктов, количество правильных идентификаций непосредственно после предъявления состави­ло 70 % . Во время тестирования, проводившегося спустя 1, 7, :10 и 90 дней, около 70 % изначально предъявленных запахов все еще распознавались правильно. Более того, когда примерно 20% от общего числа испытуемых были протестированы через год, среднее количество правильных ответов составило почти 65%. Если сопоставить эти данные с результатами аналогичного по своей природе эксперимента, в котором предъявлялись визуальные стимулы или аудиальные (например, известной кривой забывания Эббингауза), то можно предположить, что память на запахи менее подвержена влиянию времени.


Запахи, связанные с определенными эпизодами, запоминаются очень хорошо. Память о визуальных стимулах, которая вначале столь же крепка, как и память об эпизодических запахах, с течением времени быстро ослабевает. Лабораторные запахи вначaле распознаются хуже, чем эпизодические, но хорошо сохраняются в памяти. В отличие от визуальных стимулов запахи одномерны и либо вызывают какое-то ощущение, либо нет. А это значит, что принцип «все или ничего» приложимый к кодированию информации о запахах, может оказывать влияние на начальный процесс научения и быть причиной ошибок непосредственно сразу после их предъявления. Однако целостность запахов делает их и более устойчивы к «выветриванию из памяти»; благодаря этой «унитарности» один запах трудно спутать с другим, а значит, в будущем его легче распознать. Именно поэтому «обонятельная система скорее может быть названа системой, предназначенной для того чтобы не забывать, чем системой, предназначенной для того, чтобы помнить. Сказанное прежде всего справедливо по отношению к низшим животным, для которых некоторые запахи (например, запахи, связанные с едой и половыми партнерами) играют жизненно важную роль. Следовательно, они должны быстро научиться различать эти запахи, узнавать и прочно запоминать.

Запахи как мнемические признаки стимулов

Запахи могут ассоциироваться с событиями и способствовать их запоминанию. Уникальность этого явления заключается в том, что подобные ассоциации легче распознается в присутствии этого запаха. Связь запаха с запоминаниями облегчает выполнение когнитивных заданий, не связанных с визуальными стимулами. Описан эксперимент, в котором двум группам испытуемых предлагали перечень 40 наиболее распространенных прилагательных (например, «больной», «красивый» и т. д.) и просили составить перечень их антонимов. Во время выполнения этого задания участники эксперимента стимулировались запахом шоколада. На следуютщий день испытуемых попросили вспомнить как можно больше антонимов, записанных накануне. Одна группа вспоминала «под аккомпанемент» запаха шоколада, вторая - без него. Оказалось, что та группа, которая и записывала и вспоминала антонимы под запах шоколада вспомнила больше слов, чем группа, работавшая без запаха шоколада [по 39].

Иными словами, обонятельная стимуляция, если она имеет место как в процессе научения, так и воспроизведения, помогает обучению, а это значит, что сопутствующая обонятельная стимуляция может быть полезна для восстановления в памяти определенного события. Следует отметить, что подобное улучшение запоминания не является следствием одной лишь привлекательности запаха шоколада. Аналогичный эффект облегчения запоминания наблюдался и тогда, когда в качестве источника запаха вместо шоколада использовалось средство от моли. Связь между запахом и запоминанием может быть использована теми, кто в течение одного периода времени вынужден изучать несколько предметов или несколько тем в рамках одного предмета (например, студентами во время экзаменационной сессии); студент может готовиться к экзаменам под «аккомпанемент» разных запахав. Использование запаха для облегчения запоминания можно рассматривать как уникальный пример научения, зависящего от состояния , т., е. тенденции, в соответствии с которой человек лучше вспоминает изученный материал тогда, когда находится в том же физиологическом или психологическом состоянии, в котором был, когда изучал его. Следовательно, согласно этому тезису, какой бы сенсорный стимул - визуальный, аудиальный и т. д. - ни предъявлялся в процессе научения и потом, когда человеку нужно вспомнить то, чему его учили, этот стимул, выступив в качестве признака, облегчающего процесс вспоминания, повлияет на состояние индивидуума, и он лучше справится со стоящей перед ним задачей.

Другое важное направление в изучении особенностей обоняния человека – это исследование эффектов подпороговых запахов. Существует, концепция подпорогового обонятельного восприятия для человека, как основного пути для формирования особого чувства – чувства реальности предметов и явлений [4] . У детей одновременно со зрительно/слухово/кинестетическим восприятием объектов внешнего мира формируется и обонятельное чувство реальности каждого впервые им встреченного предмета. Именно это чувство заставляет ре­бенка удивляться: «А почему стол именно стол?», «А откуда первый человек узнал, что стол называется столом?». Это чувство называется чувством реальности или «реaлинкой». Предположительно, что именно оно формируется при ощущении (без восприятия) запаха. Если концентрация запаховых молекул в воздухе ниже пороговой, то восприя­тия запаха как аромата не будет. На базе неосознаваемого ощущения этого запаха сформируется чувство реальности происходящего («реaлинки» людей, предметов, явлений). И формируется оно как ответ лимбической системы на внеш­ние обонятельные стимулы.

Как пишет Т.Н.Березина: «Что такое световые, звуковые или тактильные ощущения, мы знаем. Мы видим стол (предмет) - это зрительное ощу­щение. Можем постучать по нему и услышать, как он гудит, - звуковые ощущения. Можем потрогать - кинестетичес­кие. Чувство реальности формируется на базе неосознаваемого запаха стола. Без этого стол был как бы нереальный. Имен­но запах дает нам чувство реальности происходящего[5, с.87].

Это чувство формируется при участии лимбической системы. Это высший отдел обонятельного анализатора. Лимбическая система отвечает за эмоции и мотивации (радостно, тревожно, грус­тно, хочется /не хочется) и принимает участие в формирова­нии вегетативного ответа организма (забилось сердце, сокра­тились сфинктеры, и кровь быстрее побежала по жилам). Именно этот ответ и есть чувство реальности. Вегетативно, эмоционально, мотивационно люди реагируют на стол - имен­но как на стол по его исконному, только ему присущему запаху

Постепенно формируется свойство, которое психологи называют константностью восприятия. Люди запоминают предметы в разных ракурсах, создавая их интегральный об­раз. «И этот образ вбирает в себя не только зрительные харак­теристики, но и обонятельные. Во-первых, он константен, что означает, что мы легко узнаем знакомые образы, в каком бы ракурсе они нам ни предъявлялись. Смотрим на челове­ка в профиль, смотрим в анфас и даже смотрим со спины - для нас это все равно один и тот же человек несмотря на то, что мы все время видим разные картинки. Во-вторых, он ре­ален. Потому что вобрал в себя все наши лимбические реак­ции на все варианты своих запахов. Сегодня человек пах се­ледкой, завтра табаком, послезавтра - духами, но это все - он. Реально - это он» [5, с.86].

У маленьких детей и животных такой константности нет, поэтому маленький ребенок теряется, увидев маму в новом платье. Вроде это уже не его мама. И пахнет уже не совсем мамой, а новыми духами.

Константность восприятия, а также развитие речи и аб­страктного мышления приводят к тому, что чувство реaль­ности вытесняется, становиться совсем неосознанным, бо­лее того, в ряде случаев мы можем его только представлять, и нам этого оказывается достаточно. В принципе, именно это и называется воображением. Особенность человеческо­го воображения - что оно реалистично, т, е. воображая про себя образы внешнего мира, мы воображаем и его реальность (воображаем неосознаваемое ощущение запаха - которое, впрочем, тоже не осознаем). У животных нет воображения. Они не способны фантазировать, представлять несуществу­ющие образы, в которые хочется хоть немного поверить. Воображение не развито также у лиц с тяжелыми формами умственной от­сталости и с патологией мозга. «У олигофренов, у которых нет осложнений в виде заболеваний органов чувств, ощуще­ния иногда несколько притуплены, во всяком случае воспри­ятие их несколько замедлено. <...> Многие больные не на­учаются различать перспективу или вообще картины (компас - «это шар», песочные часы - «бутылка»). Они не понимают смысла изображенных на картине сцен и воспринимают одни лишь детали («мужчина держит другого за руку, лежит в по­стели, дальше стоит монашка»), а не всю совокупность («врач у постели больного»). Отдельные больные вообще не могут научиться понимать картины» [6, с. 487].

Кстати, интересно то, что развитие олигофрении у чело­века часто сопровождается нарушением обоняния. Точнее, нарушение обоняния у маленького ребенка почти законо­мерно ведет к развитию умственной отсталости. Как пишет врач-отоларинголог А. Грушина: «Кроме того, многие логопеды и дефектологи указывают, что среди детей, чье ум­ственное развитие отстает, достаточно высокий процент со­ставляют дети с нарушенным или полным отсутствием обо­няния» [11].

Вот вам и «не играющее особой роли для человека» обо­няние. Полное отсутствие обоняния у человека получить довольно трудно, описанные выше три обонятельных пути с тройной степенью надежности несут информацию о запахах. Кстати, значительная часть этой информации принципиально не осознается (например, та, что идет через рот), поэтому, если осознание запахов у вас слабое, это еще не значит, что вы на самом деле не различае­те запахи. Но, если уж все три обонятельных пути забуксовали, особенно у ре­бенка, возникает проблема в формировании «реалиноки» внешнего мира, которая с большой долей вероятности мо­жет привести к слабоумию и отсутствию способности к во­ображению.

Для воображения нужна ассоциативная кора. У животных и дебилов она развита плохо. Зато, вероятно, на всю жизнь у них сохраняется пронзительное чувство реальности окружа­ющего мира, когда каждое дерево не просто абстрактное словосочетание, а обжигающе зеленая реальность. С дугой сто­роны, они не смогут так ярко вспоминать это дерево, или придумать несуществующий куст, или любоваться нарисо­ванным пейзажем, или даже просто смотреть «клуб кинопу­тешествий» по телевизору. Как известно, животные (кроме высших обезьян, разумеется) не способны «понять» нарисо­ванное изображение, не могут «увидеть» в зеркале самих себя или не понимают, что это и есть они, а по телевизору видят только мигание темных и светлых пятен. «По-разному отно­сятся к своему отражению в зеркале собаки. Большинство из них равнодушно проходят мимо, никак не реагируя на собственное отражение, возможно, потому, что видят его постоянно. Некоторые сначала облаивают «чужую собаку», но это быстро проходит, вероятно, потому что такой «враг» ничем не пахнет» [14, с. Х31].

Человеческое воображение включает в себя и воображе­ние допороговых запахов. Например, воображая стол, человек не просто представляет картину стола, но и одновременно вос­создает посредством лимбической системы ощущение его реальности (такое, какое вызывается запахом стола). «Имен­но такое наше свойство позволяет нам сопереживать героям кинофильма, как живым; мучиться по утрам, глядя в зерка­ло на свою опухшую физиономию, и плакать, рассматривая фотографии давно ушедших из твоей жизни людей. Потому что в нашей памяти хранятся неосознаваемые запахи этих людей и предметов, вспоминая которые наша лимбическая система воссоздает эмоциональный и вегетативный ответ организма на эти раздражители, формируя «реaлинки» во­ображаемого. У здорового человека воображаемое чувство реальности по интенсивности и, возможно, по каким-то еще компонентам уступает реальной реальности, да, но ведь и воображаемый образ предмета отличается от самого объек­та» [5, с.89] . Именно это и позволяет нам отличать внешнюю действи­тельность от своего внутреннего мира.

При шизофрении оно нарушается, отчуждается от своего образа и слова. Отчуждение ощущения реальности предмета от его обра­за и слова в психиатрии называется явлением дереaлизации и является одним из спутников шизофрении. Дереaлизация в переводе и будет что-то типа нарушения реaльности или нереальность. По определению, дереaлизация - это ощущение изменившейся реaльности, при этом окружающая среда кажется странной или нереальной. У больных изменяется восприятие окружающего мира, все вокруг кажется застыв­шим, бесцветным, безжизненным; короче говоря, нереaль­ным, иногда больные говорят, что окружающее похоже на рисунок или фотографию. Наконец, все это вплотную связано с обонянием [6].

Э. Блейлер выделил следующие признаки развития у человека шизофренического заболевания: расстройства мышления, расстройства самовосприятия, расстройства вос­приятия (галлюцинации и иллюзии), бред, аффективные на­рушения, нарушения волевой сферы и поведения, амбива­лентность, аутизм, некоторые изменения личности и т. п. Практически все эти симптомы включают в себя нарушение чувства реальности. Страдает не только восприятие реaль­ности, которую шизофреники воспринимают иначе, чем подавляющее большинство из нас (например, слышат голо­са), но и суждения о реальности: о реальных людях и о физи­ческом мире (бред величия - больной убежден, что он - чу­дотворец, бред ревности - больной уверен, что жена ему изменяет, и т. д.). Даже аффективные (эмоциональные) рас­стройства включают в себя нарушение чувства реальности, например больной становится равнодушен к реально близ­ким ему людям (жене, детям, родителям) до такой степени, чти даже их смерть его не огорчает, зато он может искренне горевать, случайно раздавив комара на щеке.

Интересно проследить, как нарушение чувства- реальности влияет на процесс мышления. Как известно, для мышления шизофреников характерна масса случайных ассоциаций, оторванных от реальности, в то время как явные связи между явлениями и предметами не улавлива­ются. В литературе приводится много примеров наруше­ния мышления.

Больная А. провела классификацию, руководствуясь окончаниями написанных на карточке слов. Так, в одну группу она объединила мак, жук, а в другую - морковь, гусь, тетрадь, лошадь. Отдельныё группы она подбирала по количеству букв в словах: пила, рыба, коза, слон» [7, с. 245].

Говорящее животное, руководствующееся чувством реальности, никогда бы так не сделало. В одну группу оно бы объ­единило съедобно пахнущие предметы, в другую -живых существ, издающих ароматы жизни, и т, д. Для шизофреника реальность предметов перестает быть значимой, он больше не ощущает этого острого чувства реальности «стол - это именно стол, потому что он стол и ни чем другим он быть не может», о котором сообщают дети. Поэтому на первый план выходят случайные связи: по количеству гласных, по послед­ней букве. Потому что за словом больше уже ничто не стоит, не ощущается реальность. Если мне бы предложили класси­фицировать существительные древнеегипетского языка, пе­ревода которых я не знаю, именно так я бы и поступила.

Но наиболее интересны, конечно, классические наруше­ния восприятия. Обычно сюда относят иллюзии, гaллюци­нации, психосенсорные расстройства, дереaлизацию и де­персонaлизацию. Галлюцинации - это когда больной видит объекты, которых в действительности нет, но в реальности которых он уверен. Это немного похоже на воображение. Человек может очень живо вообразить белого слона, но в глубине души он всегда буду знать, что никаким слоном здесь даже не пах­нет (кстати, интересное выражение, характеризующее край­нюю степень отсутствия объекта). Извращенное чувство ре­альности у шизофреника вызовет (вероятно, из памяти или путем перекомбинаций) допороговое ощущение запаха сло­на и воссоздаст полную эмоциональную, мотивационную и вегетативную реакцию организма - так воображенный слон станет реальным. Шизофреника невозможно убедить, что его иллюзии не существуют, потому что для него они существу­ют (сопровождаются возникновением чувства реальности, не возникающим у нас). На основании этого можно показать, что «чувство реальности» су­ществует; у каждого предмета и явления есть не только об­раз, не только слово, его обозначающее, но есть и характерное только для него переживание действительности. Именно последнее называется чувством реальности или «реaлинкой» данного предмета.

Cуществует характернейший симптом шизофрении. Это искажение запахов предметов. Фор­мы искажения могут быть любыми, но часто проявляются в виде обонятельных галлюцинаций. Обонятельные гaллюци­нации обычно имеют характер неприятных запахов. Кстати, жалобы на постоянно появление неприятных запахов могут быть одним из предвестников развивающегося шизофрени­ческого заболевания, особенно у подростков. «Бывает, что ребенок вдруг заявляет, что чувствует запах гнили, чеснока, хотя их нет поблизости. Дети могут жаловаться на дурной запах пищи, отказываться от еды («плохо пахнет», «там по­рошок какой-то»). У подростков могут иметь место изоли­рованные обманы обоняния - неприятный запах, исходя­щий от тела, анaльной области, кишечных газов. Это повод обеспокоиться и посоветоваться с врачом, потому что обонятельные галлюцинации, которые представляют собой мни­мые запахи, обычно тесно связаны с бредовыми пережива­ниями (шизофренией)»[11]

Обонятельные галлюцинации только вершина айсберга, они свидетельствуют о том, что расстройство обонятельного восприятия столь велико, что даже осознается. Как я уже го­ворила, ощущения реальности предметов («реaлинки») фор­мируются при подпороговых запахах. При низких концент­рациях пахучих веществ в воздухе (запах обычного предме­та) у здорового человека возникает ощущение реальности этого предмета. При шизофрении эта функция обонятель­ного анализатора нарушается в первую очередь. Заболевание развивается постепенно, выручает воображение, поначaлу человек «помнит» истинные запахи предметов. Это помога­ет ему какое-то время компенсировать нарушения восприя­тия работой мысли (воображением).

Таким образом, поведем итоги этого раздела нашего диплома. Обонятельное восприятие – это один из видов восприятия человека. У человека при восприятии обычно формируются сложные полимодальные образы цвето-звуко-осязательно-обонятельной природы. Существует концепция того, что вклад обоняния более важен, чем это представлялось ранее. Неосознаваемые запахи участвуют в формировании чувства реальности предметов.

Чувство реальности предмета - это ответ организма на запах этого предмета и ответ лимбической системы на изме­нения в организме, произошедшие под влиянием запаха. Чувство реальности может нарушаться при расстройствах обонятельного анализатора.

Снижение или исчезновение обоняния, особенно в ран­нем детстве, когда ощущения реальности только формиру­ются, может привести к развитию тяжелых форм умствен­ной недостаточности. Согласно данным дефектологов и логопедов, в огромном большинстве случаев ранней олиго­френии у детей было нарушение обоняния, а то и полное его отсутствие.

С другой стороны, повышенная чувствительность пери­ферических обонятельных нейронов при извращении функ­ций лимбической системы может привести к развитию ши­зофрении. Как известно, у шизофреников часто наблюдаются обонятельные галлюцинации, они ощущают неприятные запахи, которых никто другой не чувствует (запахи гнили, анального отверстия, кишечных газов). Далее, основные мор­фофизиологические расстройства в ЦНС, возникающие при шизофрении, - это дегенеративные изменения лимбичес­кой системы; у больных нарушается деятельность как гип­покампа, миндалины, поясной извилины, так и структур обо­нятельного треугольника. Все это ведет к нарушению обоняния и сложностям в формировании чувства реальности.

^

2.5 Связь обоняния с межличностными отношениями у человека.



Идентификация и память на запахи

Человек способен определить источники огромного числа знакомых запахов. Некоторые из этих источников связаны с другими людьми, и способность идентифицировать их появляется в младенческом возрасте. Так, шестинедельный младенец способен отличить свою мать по запаху.

Американскими психологами доказана возможность идентификация пола исключительно на основании запаха пота. Согласно результатам одного исследования, испытуемые по запаху определяли пол человека, носившего в течение 24 ч нижнюю рубашку, не принимая в это время душа и не пользовавшегося никакой парфюмерией . Также есть эмпирические данные, что пол человека можно определить по запаху руки, причем количество правильных определений составляет более 80%. Мужчины и женщины, чьи руки использовались в качестве «носителей запаха», до тестирования надевали стерильные, лишенные запахов перчатки, чтобы увеличить потоотделение. Женщины лучше, чем мужчины, определяли пол человека по запаху его руки, что согласуется с данными других авторов. Идентифицировать пол можно не только по запаху рук, но и по запаху дыхания . При выполнении этого теста женщины также допустили меньше ошибок, чем мужчины. [по 39]

Некоторые люди способны по запаху подмышек определять эмоциональное состояние мужчин и женщин (например, такие чувства, как радость тили страх). Подобные наблюдения свидетельствуют о том, что изменения запаха тела человека может быть источником информации об изменении эмоционального состояния. И эту задачу женщины выполнили лучше мужчин [по 39].

По запаху умели распознавать некоторые болезни древние целители. Запах больного тифом похож на аромат черного све­жего хлеба, от больного золотухой пахнет прокисшим пивом. Известный в прошлом клиницист М. Я. Мудров наставлял молодых медиков: «Обоняние твое да будет чувствительно не к масти благовонной для глас твоих, не к ароматам, из одеж­ды твоей испаряемым, кои все противны больным, но к за­пертому и зловонному воздуху, окружающему больного, к за­разительному его дыханию, поту и всем его извержениям» [27].

Как известно, запахи являются более мощными сигналами для памяти, чем стимулы других сенсорных модальностей. Это происходит потому, что запах не только способен подтолкнуть память, но и вызывает определенную эмоцию, что позволяет предположить существование связи между запахами, памятью и эмоциями. Рассмотрим это подробнее.

Запахи и эмоции

Способность запахов вызывать эмоции широко известна, в том числе и социальные эмоции, т.е. эмоции по отношению к другим людям. . Это происходит потому что обонятельный анализатор входит в состав лимбической системы – структуры головного мозга, кодирующей информацию об эмоциях, а также являющуюся центром научения и памяти. Следовательно, такие выражения, как «запах страха», вполне возможно, не просто фигуры речи. Пожалуй, наиболее часто для иллюстрации связи между памятью, чувствами и запахами ссылаются на знаменитого французского питателя Марселя Пруста; (1871-1922), В начале своего романа «На пути к Сванну>> (опубликован в 1913 г,, первый том монументального произведения еВ поисках утраченного времени) Пруст описывает, как , обмакнув в чай сдобную булочку-мадаленку и почувствовав ее особый запах, герой романа сразу же вспомнил давно забытые чувства и образы, связанные с детством (этот эпизод послужил писателю отправной точкой для всего дальнейшего повествования). Эмоциональную реакцию способны вызвать даже несильные запахи. Кирк Смит с коллегами пишут о том, что если незнакомый нейтральный запах, пусть даже очень слабый, оказывается связанным с эмоциональным событием или ситуацией, он в дальнейшем способен вызвать соответствующие чувства и перемену настроения [по 39]. Связь между запахами и эмоционально переживаемыми событиями может проявляться на подсознательном уровне. Точно так же запахи, которые преимущественно ассоциируются с приятным и радостными событиями, вызывают положительные эмоции. Например, известно, что именно поэтому в терминалах лондонского аэропорта Хитроу с помощью ароматизаторов поддерживается запах сосны. Для большинства людей лес всегда ассоциируется с отдыхом, прогулками, пикниками и другими приятными занятиями.

Запах, исходящий от человека, также может воздействовать на настроение других людей, и это не зависит ни от интенсивности запаха, ни от того, воспринимается ли он как приятный или неприятный. Американские исследователи обоняния сообщают, что изменению в лучшую сторону настроения испытуемых, находящихся в депрессивном состоянии, больше способствует кратковременная стимуляция запаха пота женщин и более пожилых, чем они сами, людей, нежели мужчин и тех людей, которые моложе их, причем действие запаха не зависит от того, приятен он или неприятен .[по 39]

Представленные выше данные свидетельствуют о том, настсолысо сильна свя между запахом и памятью, основанной иа эмоциях. Запахи пробуждазот более эмциональные воспоминания, нежели иныесенсорны е впечатлентя (например, звуки или фотографии.) Доказано, что сильные, эмоционально значимые ассоциации являются причиной не вызывающей сомнений способности многих пробуждаемых запахами воспоминаний сохранятся долгое время. При этом эти способности никак не связанны с особенностями запаха как такового.

Независимо от причины нашей прекрасной «памяти на запахи» мы должны признать, что они наряду с эмоциями занимают особое место в памяти. Их способность проникать в наше сознание, даже ошеломлять нас не вызывает сомнения.

Запахи и феромоны.

Хотя хемокоммуникация с участием вомероназальной системы более свойственна представителям животного мира, имеются доказательства того, что взрослые люди тоже имеют вомероназальный орган, располагающийся вблизи основан носовой перегородки. Однако вопрос о назначении этого органа и о его функциональной роли остается открытым.

На вопрос о том, существуют ли феромоны у человека, до сих пop нет однозначного ответа, однако некоторые предположения и соображения по этому поводу высказаны. Как отмечалось выше, некоторые факты свидетельствуют в пользу того что обонятельные стимулы способствуют правильной идентификации пола у человека, определению его эмоционального состояния и др.

Некоторые косвенные сведения получены из прикладной химии и химической технологии. Некоторые феромоны млекопитающих используются в парфюмерии, например циветон, выделяемый циветами - ведущих ночной образ жизни представителями семейства кошачыих, а также мускус (секрет расположенной на животе пахучей железы кабарги). В естественных условиях и циветон, и мускус используется их донорами для ольфакторного мечения территории и в качестве половых аттрактантов.

Складывается такое впечатление, что запахи половых аттрактантов низших млекопитающих в известной мере привлекательны и для человека, и эти соединения используются не только с чисто утилитарной целью - для расширения ассортимента наиболее ценных компонентов парфюмерной промышленности. Чувствительность женщин к многим запахам зависит от периода репродуктивного цикла. Большинству женщин нравиться запах мускуса. Близкое по химическому строению вещество было обнаружено в моче взрослых людей, причем в моче мужчин его содержание примерно в два раза выше, чем в моче женщин. Можно предположить, что этот экзалтолид выступает в роли сексуально релевантного человеческого феромона. Также было высказано предположение, что возможно роль феромонов человека играют летучие жирные кислоты, входящие в состав женского вагинального секрета и аналогичные сосединениям, являющихся для низших животных половыми аттрактантами.

Судя по всему, человек обладает и гландулярным, и прочими механизмами, необходимыми для передачи химических сигналов для хемокоммуникации. Человек имеет большое количество апокринных желез, - особенно в частях тела, покрытых волосами (например, в подмышечных впадинах), - которые вместе с потом выделяют и одоранты. Если в первый момент выделения этих желез имеют приятный мускусный аромат, то как только за них «принимаются» бактерии, они приобретают отвратительный запах тухлятины. Более того, химический состав пота зависит от эмоционального состояния человека и, возможно, от состояния его психики. Известно, например, что пот шизофреников имеет специфический кислый запах, идентифицировано вещество, определятощее его [по 39].

Еще один известный факт связи обоняния с отношениями людей – это известный эффект Мак-Клинтока, утверждающий возможность синхронизации месячных ритмов совместно приживающих женщин. . В 1971 г., изучая женщин, студенток колледжа, живущих в общежитии, Мак_Клинток пришел к выводу о синхронности менструальных циклов близких подруг и соседок по комнате. Решающую роль в возникновении подобной синхронности играет то, что женщины постоянно общаются друг с другом и всегда находятся рядом.

Исследования этого феномена показали, что принципиальное значение для дости­жения синхронности имеет образ жизни женщин, то, насколько тесно они зсонтак­тируют друг с другом . Количество или характер социальных контактов с мужчинами никак не влияет на менструаль­ную синхронность. Одно из объяснений этих данных заключается в том, что механизм, лежащий в основе менструальной синхронности (эффекта Мак-Клинтока), по своей природе феромональный. Имеются данные о том, что секрет подмышечной железы - это именно то химическое соединение, которое через обоняние создает менструальную синхронность. Рассеял с соавторами, Прети с соавторами установили, что если женщинам-реципиетам трижды в неделю смазывать верхнюю губу секретом подмышечных желез жен щин-доноров, то через 3-5 циклов первые начинают менструировать синхронно с вторыми (известно, что феромон человека регулирует время наступления овуляции [по 39].

Другой фактор, способным влиять на время наступления и продольность менструации у женщин, - секрет подмышечных желез мужчин. Используя методку, аналогичную той, которая была использована в описанном выше исследованы Катлер с соавторами изучили влияние этого секрета на женщин в возрасте от 19 до 30 лет с нарушениями менструального цикла (менструальные циклы этих женщин продолжались либо менее 26, либо более 32 дней). После то как в течение 14 недель их верхние губы регулярно смазывали секретом подмышо ных желез гетеросексуальнык мужчин-доноров, количество аномальных по продолжительности циклов уменьшилось. Следовательно, можно говорить о том, что и у человека некий химический сигнал от особи мужского пола, который предназначен для восприятия особью женского пола только во время коитуса, в извести мере способен оказывать некое регулирующее воздействие на репродуктивную этиологию особи женского пола.

Какую адаптивную пользу могут извлечь приматы из синхронизации месячных циклов и одновременной овуляции? Можно предположить, что самки с регулярными менструальными циклами более плодовиты чем те, менструальные циклы нерегулярны. Следовательно, химические сигналы, способствующие репродукции тем, что регулируют время наступления овуляции через менструальную синхронизацию, способны увеличить шансы на то, что совокупление завершится зачатием. С другой стороны, поскольку синхронные месячные циклы и одновременная овуляция служат сигналом для синхронизации брачных игр, зачатий и рождений детенышей (в пределах определенной группы можно рассчитывать на получение более многочисленного и более здорового потомства, посколысу самки вместе исполняют материнские обязанности).

Хотя сама мысль о существовании феромонов человека многим авторам представляется заман­чивой, существузющие доказательства ее справедливости умозрительные и но большей части косвенные. Более того, приобретенная человеком в ходе эволюции замечательная способность объяснять словами свои поступки и выражать свои чувства сделала коммуникацию с помощью запахов менее нужной. К тому же огромная исследовательская литература, посвященная системам химической ком­миникации и феромонам, по крайней мере литература о биологических видах, стоя­щих на эволюционной лестнице ниже приматов, свидетельствует о значительном влиянии обонятельной системы на поведение.

Вопрос о том, являются ли обычные летучие выделения подмышечных желез или гениталиев половыми аттрактантами как для мужчин, так и для женщин не имеет однозначного ответа. Хотя то, чтоу женщин, постоянно и тесно общающиеся друг с другом, по прошествии какого-то времени синхронизируются месячные ритмы является установленным фактом.

В нашей стране было проведено исследование взаимосвязи обонятельного восприятия с социальными отношениями в малых группах людей. Т.Н.Березиной было проведено исследование взаимосвязи обонятельных способностей человека с другими когнитивными и социально-психологическими характеристиками человека.

Остановимся подробнее на этом исследовании, потому что оно очень близко связано с нашей собственной работой. У группы испытуемых дополнительно были измерены социально-психологические и личностные особенности, и проанализирована взаимосвязь обонятельных способностей с другими психологическими характеристиками с помощью факторного анализа. Были выдели три фактора, в которые входили обонятельные способности. Приведем их здесь подробнее.

Фактор 1 – интуиции, когнитивно – обонятельный (он же фактор новизны). Он включает в себя показатели многих обонятельных дифференцировок и все когнитивно-вербальные (внутренняя речь, продуктивность вербальной памяти, количество читаемых книг) характеристики. Следует отметить, что невербальные когнитивные характеристики в исследовании не замерялись, поэтому сказать что-то определенное о связи, например, образной памяти и обоняния невозможно. Авторы охарактеризовали этот фактор, как фактор новизны, потому что в него с положительными нагрузками вошли все первые дни новых опытов (и не вошли повторные опыты). Вероятно, этот фактор выражает собой определенное свойство личности, названное ими интуицией. Эта интуиция позволяет человеку бессознательно (по запаху) получать информацию от внешнего мира, от находящихся в нем людей, об их настроениях, чувствах, переживаниях. И эта та интуиция, про которую говорится, что она обостряется в момент опасности; на самом деле она обостряется в любой новой ситуации (эффект новизны). Кстати, ситуация новизны, обостряющая обонятельные способности испытуемых, близка к описанию среды, которая по мнению В.Н.Дружинина, обеспечивает актуализацию креативности: «среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей» [12]

Психофизиологическая основа такой интуиции в интегральной работе связки лобная кора – гиппокамп. Об активности лобной коры свидетельствует включение в этот фактор всех вербальных характеристик, а об активности гиппокампа – включение переменной, характеризующей долговременную память. Согласно информационно – потребностной теории П.В. Симонова, гиппокамп и фронтальные отделы новой коры относятся информационным структурам мозга, а их совместная деятельность выполняет прогностическую роль – предсказывает будущее, точнее оценивает вероятность удовлетворения человеческих потребностей миром. Иначе, чем интуицией эту функцию назвать трудно.

Согласно теории автора, главенствующую роль в обеспечении этой самой интуиции играет неосознаваемое нами обоняние. Именно по запаху (как и показало наше исследование) интуитивный человек получает необходимую ему информацию от внешнего мира. Ситуация новизны автоматически приводит к активации нейронов новизны, расположенных преимущественно в лобной коре и гиппокампе. Активация гиппокампа ведет к усилению чувствительности обонятельной луковицы и соответственно повышению способности к обонятельным дифференцировкам. В результате активировавшиеся информационные структуры (фронтальная кора и гиппокамп) получают правильную информацию о наличии вокруг человека других людей, о мыслях и чувствах этих других, об искренности их и лживости, об их эмоциях. Остается только сделать выводы, чего и делает наша с вами фронтальная кора. Сам себе человек это объяснит интуицией.

Фактор 2 – «социального нюха», он же социально-психологического обучения. Сюда вошли с высокими положительными нагрузками все социально-психологические переменные, а также некоторые обонятельные дифференцировки. Причем нагрузки повторных опытов выше, чем первых, это говорит об эффекте постепенного обучения испытуемых. Впрочем, эффект обучения здесь присутствует для феноменов сравнительно несложных (тест «угадай, кто пришел»). В этот фактор входят с положительными нагрузками социально-психологические характеристики (социометрический статус и близость) и с отрицательными некоторые когнитивные параметры. Итак, этот фактор выражает другое свойство личности – способность учиться, развивать «социальный нюх». В какой-то степени, это тоже интуиция, поскольку обучение социальному чувству происходит бессознательно, человек учиться воспринимать свое социальное окружение по запаху, постепенно понимать отношение к себе и настроения окружающих людей не умом (ум-то как раз для этого фактора лишний), а как-то иначе, в обыденных представлениях, это называется именно так «по нюху». Этот свойство во многом противоположно предыдущему. Там был механизм усиления чувствительности обонятельной луковицы через активацию нейронов новизны гиппокампа в новой для человека ситуации, здесь типичное обучение, постепенно раз от разу человек с хорошими социальными способностями учиться улавливать социально-психологические тенденции «по нюху». Человек с плохими социальными способностями – этому не учится. При этом человек с развитой когнитивной интуицией будет хорош именно в новых для себя ситуациях (ему проще произвести впечатление на новый для себя коллектив, чем ужиться в старом), а человек с хорошим социальным нюхом будет упрочнять свои социальные позиции на своем (привычном) месте, сопротивляясь нововведениям.

Возможно, зависимость обратная, именно способность обучаться обонятельным дифференцировкам (учиться понимать других по запаху), лежит в основе развития социальных навыков и умений. Как, в общем-то, и было показано в данном исследовании, люди, имеющие хорошие способности к обонятельным дифференцировкам, имеют и более высокий социометрический статус, и большую степень близости и т.д. Кстати, высокий уровень средней близости, с одной стороны, говорит об уживчивости человека, о его положительном отношении к людям вообще (он склонен всех встреченных принимать «как близких друзей», со всеми вытекающими из этого последствиями). С другой стороны, он свидетельствует об отсутствии избирательности в отношениях (все – близкие друзья) и может быть об отсутствии ценности дружбы как таковой (если случайный партнер по тренингу – уже является близким другом, то возможен ли у этого человека по настоящему близкий друг?). Кстати, данный фактор, говорит о возможности человека с хорошим «социальным нюхом» добиться более высокого социального положения, сблизится с нужными людьми, но не включает в себя показатель «взаимности выборов», возможно, это потому, что для этого социального качества взаимность чувств – не главное (а главное - собственно статус).

Фактор 4 – дружбы, дополнительный социально-психологический фактор. В этот фактор вошли некоторые обонятельные дифференцировки, причем дифференцировки сложные (определение по запаху позы человека и состояния боли) и ряд социально-психологических показателей (в частности «взаимность выборов» и употребление местоимения Ты во внутренней речи). Употребление местоимения Ты во внутренней речи – показатель как когнитивный (характеризующий сложность внутренней речи), так и социально психологический (восприятия Другого как собеседника как Тебя, а не как объекта манипулирования, как Его). По Г.М.Кучинскому, появление во внутренней речи Ты говорит о развитие более сложной формы мышления – внутреннем диалоге, согласно К.А.Абульхановой, мысленное обращение к Другому человеку на Ты связано с восприятием Другого как субъекта (это уважительное отношение одного творческого человека к равному ему человеку – творцу) [1]. И, скорее всего, этот фактор – тоже характеризует способность обучаться (поскольку в него вошли результаты 4 и 6 дней опыта), но обучаться уже более глубинному восприятию другого человека по запахам (понимать его боль), а не просто угадывать «кто, пришел». И не просто любого другого, а того одного, с которым работаешь в паре. Этот фактор представляет еще одно социально-психологическое свойство личности, базирующееся на интуиции, он характеризует избирательность в отношениях с людьми, с одной стороны, сохранять дистанцию в отношениях, с другой стороны – ценить Друга как конкретного Другого, именно этого человека (а не любого из группы).

Это качество, по мнению авторов, лежит в основе явления «близкой дружбы». Оно предполагает высокую избирательность в отношениях: дистанцирование по отношению к окружающему большинству и стремление к установлению более глубоких отношений с принятыми «в качестве близких друзей». Подчеркнутое дистанцирование снижает чувствительность обонятельной луковицы и соответственно уменьшает социальную интуицию таких людей (они не чувствуют Других по запаху так легко, как обладающие предыдущим свойством, наоборот, у них скоре наблюдается установка – не чувствовать других). Однако высокая избирательность контактов предполагает усиление дифференциальной чувствительности обонятельной луковицы. По мере возникновения отношений дружбы резко повышается чувствительность к запахам разных состояний конкретного Другого, человек начинает чувствовать состояния именно этого человека (расслабление/ напряжение, боль/ отсутствие боли и т.д.), но не всех остальных людей. Механизм возникновения дифференциальной чувствительности по отношению к конкретному Другому, вероятно, такой же как и для любого другого объекта. Сильная потребность в объекте в несколько раз повышает чувствительность обонятельной луковицы к запахам именно этого объекта также, как у голодного человека обостряется восприимчивость запахов пищи и т.д. Аналогично, потребность в Другом обостряет чувствительность к запахам именно его состояний и облегчает восприятие информации именно о нем по обонятельному каналу.


^

Выводы по 1 главе.



1. Особенно изучен феномен передачи обонятельной информации у животных. Как известно из литературы, обоняние очень хорошо развито у животных- макросматиков (многих насекомых, некоторых млекопитающих). По обонятельному каналу информация может распространяться на значительные расстояния. В литературе приводятся разные данные на этот счет, самец майского жука способен почувствовать самку на расстоянии от 5 км до 50. Способность улавливать запахи на расстоянии нескольких километров демонстрируют некоторые позвоночные(акулы, собаки). Было показано, что акулы чувствительны не только к запахам пищи, но и к запахам эмоций других живых существ, в опытах они сильнее реагировали на испуганного человека. В литературе о животных также приводятся факты об удивительных обонятельных способностях млекопитающих, чаще собак, которые способны находить дорогу домой за несколько десятков километров или преследовать преступника на расстоянии многих и многих километров.

2. Существует принципиальная возможность передавать и принимать информацию от человека к человеку по обонятельному каналу. Установленным фактом можно считать, что состояния человека, отличающиеся друг от друга, различаются запахами. Различие в запахах на пределе возможностей обонятельного анализатора человека. Однако, тем не менее, после специальной подготовки, человек может улавливать эти различия (осуществлять обонятельные дифференцировки). Было показано, что люди могут по запаху определять пол другого человека, его эмоциональное состоянии и др. Также различия человеческих состояний по запаху могут осуществлять специально обученные собаки. С помощью запахов других людей можно также изменять состояние человека: в литературе описан способ лечения депрессии с помощью запахов лиц противоположного пола и людей старших по возрасту.

3 Обонятельный анализатор очень капризный, чувствительность обонятельной луковицы к конкретным запахам может изменяться в сотни раз на протяжении дня. Соответственно не стабильны и обонятельные способности испытуемых. Чувствительность обонятельной луковицы, и соответственно обонятельные способности, усиливаются по отношению к объектам, которые могут удовлетворить актуальную потребность (у голодного человека к запахам пищи), а также к новым объектам.

4. В литературе описано исследование связи обонятельных способностей с межличностными особенностями людей. Факторный анализ результатов позволил выделить три фактора связанных с передачей информации от человека к человеку по обонятельному каналу. Фактор интуиции. Фактор «социального нюха». Фактор дружбы. Фактор интуиции включил в себя большинство когнитивных качеств: долговременную память, вербальные способности, хорошее развитие внутренней речи и угадывание состояний партнера в новых опытах. Фактор «социального нюха» включил в себя социально-психологические качества испытуемых (высокий социометрический статус, легкое установление близких отношений с людьми) и хорошую обучаемость испытуемых распознаванию состояния партнеров по запахам. Наличие у человека данных качеств нашло выражение в поговорке «держать нос по ветру», означающей умение человека угадывать настроение власть имущих. Фактор дружбы включил в себя показатели важности для испытуемых субъект-субъектых отношений (взаимность социометрических выборов, употребление Ты во внутренней речи по отношению к партнеру) и показатели, свидетельствующие об улучшении сложных обонятельных дифференцировок (запах боли), обычно при повторных взаимодействиях именно с данным партнером.


Литература





  1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М. : МПСИ, Воронеж, НПО “Модэк”, 1999, 224с.

  2. Батуев А.С. (ред) Физиология сенсорных систем. Л.: Медицина, 1976.

  3. Бендлер Р., Гриндер Д. Формирование транса. М.: Каас, 1994.

  4. Березина Т.Н. Резервные возможности человека. М.: Когито-Центр, 2000, 112 с.

  5. Березина Т.Н. Телепатия как она есть. М.:Астрель, 2003, 221с.

  6. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. М.,1993, 542 с.

  7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М.:МПСИ, 2002, 512с.

  8. Братусь Б.С. Современный мир и психология. //Мир психологии, 2005, № 1. с. 51-59.

  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.2.: Проблемы общей психологии, М. Педагогика, 1982.

  10. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб, «Речь», 2001, с.201-252

  11. Грушина А. Болезни детей, 2006, . http://baby.com.ua/

  12. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности.// Проблема субъекта в психологиче­ской науке. М.2001, : «Академический проект», с.64-75.

  13. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: МПСИ, 2004, 336с.

  14. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М.: Аспект пресс, 2001, 320с.

  15. Ильичев В. Кошачьи чувства: обоняние и вкус//журнал «Друг» (кошки), 1997, No6.

  16. Кремнет И.И. Соотношение биологического и социального в человеке. //Мир психологии, 2005, № 4. с. 38-45.

  17. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб : Питер, 2000, 592 с.

  18. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997.

  19. Основы психофизиологии. М.: Инфра-М, 1997, 432 с.

  20. Психология. Словарь. М.:Политиздат, 1990

  21. Работа собак. . http://dog-servis.h1.ru

  22. Райков В.Л. Мыцшление как процесс сознания. //Мир психологии, 2005, № 2. с. 110-114

  23. Резникова Ж.И. Межвидовые отношения муравьев. Новосибирск, Наука, 1983, с.51-91.

  24. Розин В.М. Биологический подход: редукция и обяснение (к проблеме соотношения биологического и небиологического планов). //Мир психологии, 2005, № 4. с. 13-29.

  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:Питер, 1999, 720с.

  26. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М.: ИПРАН, 1998, 98с.

  27. Скрупский В.А. Анализировать выдыхаемый воздух. Материал получен по интернету . http://chem.msu.su/rus/journals/chemlife/2000/vidoch/html

  28. Смирнов И.П. Социализация и цивилизация. //Мир психологии, 2005, № 1. с. 24-31.

  29. Собаки России – самые, самые, самые. Каталог. Материал получен по интернету. . http://dogcatalog.net/dogwork_1/shtml

  30. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: МГУ, 1981, 140с.

  31. Тени в море. Акулы. http://potior/boom.ru

  32. Уитни Л.Ф. Психология собаки. . http://goldengreta.narod.ru/psihologi

  33. Фельдштейн Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития. //Мир психологии, 2005, № 1. с. 15-32.

  34. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.М.: издательство института психотерапии, 2002, 490 с.

  35. Физиология сенсорных систем (п\ред Я.А.Альтмана). СПб: «Паритет», 2003, 352 с.

  36. Хамская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М: МГУ,1992, 232с.

  37. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: МПСЙ, Воронеж, НПО "Модэк", 1997, 288с.

  38. Шеперд Г. Нейробиология. В двух томах. М.: Мир, 1987.

  39. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, Питер, 2003 с.732 – 769

  40. Шмидт Р., Теве Г. (ред) Физиология человека в 3 томах. М.: Мир, т.1, 1996.

  41. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М.:МГУ, 1997, 397с.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников

В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon 1 Понятие о реабилитации, ее задачи, принципы и средства
Термин происходит от латинского слова Habilis «способности» rehabilis «восстановление способности»
В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon А. А. Люблинская указывала, что «6 7-летний возраст сензитивный период для развития многих двигательных

В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Развитие сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения
Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки....
В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Развитие ритмической способности детей как условие реализации речевой деятельности луцкая г. А

В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Задачи: формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии; развивать

В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Информация по профилактике вич-инфекции, спида при проведении родительского всеобуча (для родителей)
Это заболевание, которое вызывается вич – Вирусом Иммунодефицита Человека. Иммунодефицит – это потеря...
В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Мнения исследователей мобильные телефоны влияют на умственные способности

В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Вопросы на компьютерное тестирование
Абсолютным показателем к ортопедическому лечению является потеря жевательной способности эффективности...
В. Д. Шадриков в своей классификации способностей выделил обонятельные способности как один из видов перцептивных способностей. Перцептивные способности вообще одна из групп способностей, на их базе формируются бо icon Особенности состава углеводного компонента гликопротеиновых рецепторов тромбоцитов и их агрегационной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина