Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon

Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П





Скачать 68.49 Kb.
Название Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П
Дата 26.03.2013
Размер 68.49 Kb.
Тип Документы
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ЗИГЛЕ Л.А.

г. Санкт-Петербург, ГДОУ № 41 «Центр интегративного воспитания»

МИКШИНА Е.П.

г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена


Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс, реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако и педагогам, и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование – это не только открытая дверь в общеобразовательную школу или детский сад, но это ещё и ответственность за результат образования. Качество образования напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ОВЗ. Для того чтобы образовательные учреждения могли адекватно на них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику.

Целью городского опытно-экспериментального проекта «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга» (2008  2011 гг.) являлось улучшение качества обслуживания детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста и разработка проекта региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга.

На начало реализации экспериментального проекта в Санкт-Петербурге уже имелся определенный стихийный опыт по интеграции детей с нарушением слуха в группы общеразвивающей направленности и в группы для детей с нарушением речи компенсирующей направленности. В реализации данного проекта принимало участие четыре дошкольных образовательных учреждения, соответствующих следующим критериям: наличие опыта работы с детьми с нарушением слуха; наличие у персонала практики интегрированного образования данной категории воспитанников; наличие в структуре учреждения разных организационных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и слышащих детей.

Для детей с нарушением слуха в данных дошкольных образовательных учреждениях организационные условия позволили выделить 6 образовательных маршрутов: 1) группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста; 2) служба ранней помощи для детей от рождения до 3 лет; 3) включение ребёнка с нарушенным слухом в общеобразовательную группу; 4) включение ребёнка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи; 5) включение ребёнка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха, 6) включение ребёнка с нарушенным слухом в группу комбинированной направленности (интегративного воспитания).

По результатам опытно-экспериментальной работы был разработан проект региональной модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При его разработке учитывался накопленный региональный научно-практический опыт интегрированного образования в группах компенсирующей направленности и организации в дошкольных образовательных учреждениях раннего психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (далее: «ранняя помощь»), а также экспериментальный опыт совместного воспитания детей с отдельными проблемами в развитии и нормально развивающихся сверстников.

Базовым элементом региональной модели является служба ранней помощи, в которую за помощью могут обратиться семьи, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста. Реализация программ раннего вмешательства в службе ранней помощи может осуществляться до достижения ребёнком 3-летнего возраста.

На вопрос, где эффективнее всего могут создаваться такие службы, в каких организационных формах, разработчики предлагают использовать уже имеющийся потенциал учреждений компенсирующего вида, в первую очередь, наличие кадров и уже созданные материально-технические условия. Конечно же, специалисты, работающие в этих службах, должны будут пройти определённую профессиональную переподготовку.

Службы ранней помощи, организованные в каждом административном районе, должны стать первичным звеном региональной модели по формированию базы данных о детях с ОВЗ. На последнем этапе обслуживания в программах раннего вмешательства специалисты службы ранней помощи осуществляют планирование дальнейшего образовательного маршрута малыша и информируют ближайшие к месту жительства ребёнка образовательные учреждения о детях - кандидатах на поступление в дошкольные группы. Это позволит руководителям образовательных учреждений заранее осуществлять перспективное планирование состава групп, думать о ресурсном обеспечении особых образовательных потребностей будущих воспитанников. У педагогических коллективов появится временной резерв на подготовку себя с профессиональной точки зрения, подготовку детских коллективов и родительского сообщества к встрече с новой семьёй.

Понимая, что в настоящий момент не в полной мере ясен механизм подушевого финансирования, когда деньги, следуя за ребёнком, будут полностью обеспечивать его образовательные потребности, разработчики региональной модели предлагают на переходном этапе максимально использовать существующую в Санкт-Петербурге уникальную систему дошкольных учреждений компенсирующего вида. Это позволит уже сегодня реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с различными образовательными потребностями, в том числе и при совместном воспитании и обучении разных категорий детей, обеспечить им специальное сопровождение. Это положительно скажется на оптимизации уже существующей сети специализированных дошкольных учреждений, разнообразит предоставляемые ими образовательные услуги за счёт расширения контингента обслуживаемых детей, в том числе, за счет детей условной нормы развития. Учреждения компенсирующего вида преобразуются в дошкольные образовательные учреждения интегративного (совместного) образования, и появится мостик перехода к инклюзивному образованию.

Положение о деятельности дошкольного образовательного учреждения региональной модели совместного образования детей дошкольного возраста, по мнению разработчиков, должно иметь инвариантную часть и вариативную.

Содержание инвариантной части определяется уставом образовательного учреждения и его локальными актами, в которых законодательно закреплены: обязанность учреждения предоставлять образовательные услуги всем детям; условия реализации совместного образования; алгоритм действий образовательного учреждения по созданию условий для получения образования в соответствии с образовательными потребностями воспитанников. Одним из положений предмета договора с родителями является совместное обучение и воспитание.

Содержание вариативной части отражается в разделе «Коррекционная работа» образовательной программы дошкольного образования, которую разрабатывает каждое дошкольное образовательное учреждение в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это должно быть описанием условий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различных видах интеграции (интернальной и экстернальной, временной, полной и т.д.).

Как показывает практика, основная проблема организации совместного обучения и воспитания связана с тем, что контингент детей с ОВЗ может изменяться каждый год. Учредителям и заведующим необходимо за год до поступления ребенка, благодаря деятельности службы ранней помощи, знать особые образовательные потребности ребенка, поступающего в образовательное учреждение. На основе этих данных психолого-педагогический консилиум учреждения компенсирующего вида или же педагогический совет детского сада общеразвивающего вида определяет условия, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей, затем обращается в ГМПК с целью разработки индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций, которые предоставляются в медико-социальную экспертизу (МСЭ) и в районную или городскую администрацию. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых для ребенка специалистов, ГМПК изыскивает возможности для оказания специализированной помощи детям:

  • решает вопрос о виде интеграции и особенностях требуемого сопровождения (длительное; кратковременное; периодическое);

  • решает вопрос об открытии новой штатной единицы в конкретном образовательном учреждении или прикреплении соответствующего специалиста из другого образовательного учреждения к обслуживанию ребенка для оказания специализированной помощи с учетом действующей Санкт-Петербургской методики расчёта штатного расписания;

  • решает вопрос о привлечении сотрудника соцзащиты в качестве ассистента для ребенка с ОВЗ.

Сведения об эффективности помощи, оказываемой в образовательном учреждении, предоставляются в ГМПК ежегодно, и при необходимости в разработанные ранее рекомендации вносятся коррективы.

Таким образом, говоря о разработке региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования, необходимо, чтобы в центре внимания оказались следующие аспекты:

  1. Создание районных служб ранней помощи на базе коррекционных дошкольных учреждений, что способствует эффективному использованию имеющегося кадрового потенциала.

  2. Разработка путей оптимизации деятельности существующих учреждений компенсирующего вида через расширение спектра образовательных услуг и контингента обслуживаемых детей, в том числе, за счет условной нормы.

  3. Формирование механизма обеспечения специализированной индивидуальной помощи детям с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, для чего учитывается:

  • методика расчёта штатного расписания, действующая в Санкт-Петербурге;

  • необходимость организации межведомственного взаимодействия для реализации содержания индивидуальной программы реабилитации (ИПР) через разработку ГМПК индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций, которые предоставляются в МСЭ;

  • имеющийся опыт и предложения общественных объединений родителей детей-инвалидов.

  1. Решение вопроса профессиональной подготовки кадров для работы в группах совместного воспитания и обучения в условиях практикоориентированных программ повышения квалификации.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Порядок предоставления меры социальной поддержки в форме обеспечения воспитания и обучения детей

Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Распоряжение Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга от 6 февраля 2001 г. N 28-р
Санкт-Петербурга от 16. 10. 2000 года n 1090-р "О территориальной программе государственных гарантий...
Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Выдержка из Постановления Правительства Санкт-Петербурга №655 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга

Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Закономерности физического и психического развития глухих и слабослышащих
Сурдопедагогика (лат surdus «глухой» + греч paidagōgikē «искусство воспитания») – раздел дефектологии,...
Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Правительство санкт-петербурга постановление от 3 апреля 2012 г. N 283 о реализации закона санкт-петербурга

Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Комитет по здравоохранению
Санкт-Петербурга в области охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения...
Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Комитет по здравоохранению
Санкт-Петербурга в области охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения...
Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Правительство санкт-петербурга постановление от 5 апреля 2011 года n 417 о реализации Закона Санкт-Петербурга

Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon Правительство Санкт-Петербурга Комитет по здравоохранению стандарт административно-территориальный

Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования г. Санкт-петербурга зигле л. А. г. Санкт-Петербург, гдоу №41 «Центр интегративного воспитания» микшина е. П icon «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке гоу дпо «Санкт-Петербургская медицинская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы