|
Скачать 68.49 Kb.
|
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЗИГЛЕ Л.А. г. Санкт-Петербург, ГДОУ № 41 «Центр интегративного воспитания» МИКШИНА Е.П. г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс, реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако и педагогам, и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование – это не только открытая дверь в общеобразовательную школу или детский сад, но это ещё и ответственность за результат образования. Качество образования напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ОВЗ. Для того чтобы образовательные учреждения могли адекватно на них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику. Целью городского опытно-экспериментального проекта «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга» (2008 2011 гг.) являлось улучшение качества обслуживания детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста и разработка проекта региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга. На начало реализации экспериментального проекта в Санкт-Петербурге уже имелся определенный стихийный опыт по интеграции детей с нарушением слуха в группы общеразвивающей направленности и в группы для детей с нарушением речи компенсирующей направленности. В реализации данного проекта принимало участие четыре дошкольных образовательных учреждения, соответствующих следующим критериям: наличие опыта работы с детьми с нарушением слуха; наличие у персонала практики интегрированного образования данной категории воспитанников; наличие в структуре учреждения разных организационных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и слышащих детей. Для детей с нарушением слуха в данных дошкольных образовательных учреждениях организационные условия позволили выделить 6 образовательных маршрутов: 1) группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста; 2) служба ранней помощи для детей от рождения до 3 лет; 3) включение ребёнка с нарушенным слухом в общеобразовательную группу; 4) включение ребёнка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи; 5) включение ребёнка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха, 6) включение ребёнка с нарушенным слухом в группу комбинированной направленности (интегративного воспитания). По результатам опытно-экспериментальной работы был разработан проект региональной модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При его разработке учитывался накопленный региональный научно-практический опыт интегрированного образования в группах компенсирующей направленности и организации в дошкольных образовательных учреждениях раннего психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (далее: «ранняя помощь»), а также экспериментальный опыт совместного воспитания детей с отдельными проблемами в развитии и нормально развивающихся сверстников. Базовым элементом региональной модели является служба ранней помощи, в которую за помощью могут обратиться семьи, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста. Реализация программ раннего вмешательства в службе ранней помощи может осуществляться до достижения ребёнком 3-летнего возраста. На вопрос, где эффективнее всего могут создаваться такие службы, в каких организационных формах, разработчики предлагают использовать уже имеющийся потенциал учреждений компенсирующего вида, в первую очередь, наличие кадров и уже созданные материально-технические условия. Конечно же, специалисты, работающие в этих службах, должны будут пройти определённую профессиональную переподготовку. Службы ранней помощи, организованные в каждом административном районе, должны стать первичным звеном региональной модели по формированию базы данных о детях с ОВЗ. На последнем этапе обслуживания в программах раннего вмешательства специалисты службы ранней помощи осуществляют планирование дальнейшего образовательного маршрута малыша и информируют ближайшие к месту жительства ребёнка образовательные учреждения о детях - кандидатах на поступление в дошкольные группы. Это позволит руководителям образовательных учреждений заранее осуществлять перспективное планирование состава групп, думать о ресурсном обеспечении особых образовательных потребностей будущих воспитанников. У педагогических коллективов появится временной резерв на подготовку себя с профессиональной точки зрения, подготовку детских коллективов и родительского сообщества к встрече с новой семьёй. Понимая, что в настоящий момент не в полной мере ясен механизм подушевого финансирования, когда деньги, следуя за ребёнком, будут полностью обеспечивать его образовательные потребности, разработчики региональной модели предлагают на переходном этапе максимально использовать существующую в Санкт-Петербурге уникальную систему дошкольных учреждений компенсирующего вида. Это позволит уже сегодня реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с различными образовательными потребностями, в том числе и при совместном воспитании и обучении разных категорий детей, обеспечить им специальное сопровождение. Это положительно скажется на оптимизации уже существующей сети специализированных дошкольных учреждений, разнообразит предоставляемые ими образовательные услуги за счёт расширения контингента обслуживаемых детей, в том числе, за счет детей условной нормы развития. Учреждения компенсирующего вида преобразуются в дошкольные образовательные учреждения интегративного (совместного) образования, и появится мостик перехода к инклюзивному образованию. Положение о деятельности дошкольного образовательного учреждения региональной модели совместного образования детей дошкольного возраста, по мнению разработчиков, должно иметь инвариантную часть и вариативную. Содержание инвариантной части определяется уставом образовательного учреждения и его локальными актами, в которых законодательно закреплены: обязанность учреждения предоставлять образовательные услуги всем детям; условия реализации совместного образования; алгоритм действий образовательного учреждения по созданию условий для получения образования в соответствии с образовательными потребностями воспитанников. Одним из положений предмета договора с родителями является совместное обучение и воспитание. Содержание вариативной части отражается в разделе «Коррекционная работа» образовательной программы дошкольного образования, которую разрабатывает каждое дошкольное образовательное учреждение в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это должно быть описанием условий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различных видах интеграции (интернальной и экстернальной, временной, полной и т.д.). Как показывает практика, основная проблема организации совместного обучения и воспитания связана с тем, что контингент детей с ОВЗ может изменяться каждый год. Учредителям и заведующим необходимо за год до поступления ребенка, благодаря деятельности службы ранней помощи, знать особые образовательные потребности ребенка, поступающего в образовательное учреждение. На основе этих данных психолого-педагогический консилиум учреждения компенсирующего вида или же педагогический совет детского сада общеразвивающего вида определяет условия, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей, затем обращается в ГМПК с целью разработки индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций, которые предоставляются в медико-социальную экспертизу (МСЭ) и в районную или городскую администрацию. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых для ребенка специалистов, ГМПК изыскивает возможности для оказания специализированной помощи детям:
Сведения об эффективности помощи, оказываемой в образовательном учреждении, предоставляются в ГМПК ежегодно, и при необходимости в разработанные ранее рекомендации вносятся коррективы. Таким образом, говоря о разработке региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования, необходимо, чтобы в центре внимания оказались следующие аспекты:
|