|
Скачать 43.32 Kb.
|
Корнилова Евгения Андреевна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад №3 г.Архангельск ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В статье раскрываются особенности развития и пути коррекции произвольной регуляции деятельности дошкольников с нарушением слуха Ключевые слова: нарушение слуха, процесс контроля и регуляции, комплексы упражнений На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований», подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из новообразований дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения. Данное новообразование является важным в связи с предстоящим школьным обучением. В период дошкольного возраста ребёнок овладевает способностью контролировать свои действия, планировать эти действия, после овладения данными способностями деятельность становится целенаправленной. Недостаточно полноценное развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста значительно затрудняет процесс усвоения знаний, формирования учебной деятельности. Поэтому развитие произвольного поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста является актуальным направлением работы педагогов. В настоящее время отмечается некоторое увеличение детей с нарушениями слуха различной степени тяжести. При этом большое количество детей страдают тяжёлыми нарушениями речи. У детей также нарушены мышление, память, внимание, но также существенно нарушаются волевые процессы, эмоциональное развитие, произвольное поведение. Для исследования состояния процессов контроля и регуляции за протеканием собственной деятельности возможно использование следующих методик:
Проведенное нами исследование выявило дефицит компонентов произвольной организации деятельности детей с нарушением слуха и определило необходимость проведения коррекционно-развивающей работы. В качестве основного средства данной работы мы использовали следующие упражнения: 1. Растяжки. Данные упражнения нормализуют гипертонус и гипотонус мышц, способствуют развитию произвольной регуляции силы мышечного напряжения. Пример упражнения (Растяжка «Гусеница»): руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед, снова ноги шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрывать от пола.
Пример упражнения: Исходная позиция — лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. 3. Пальчиковые упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Пример упражнения («Ухо—нос»): Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 4. Функциональные упражнения направлены на развитие всех компонентов произвольной регуляции. Пример упражнения («Сороконожка»): Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова сороконожки», последний — «кончик хвоста». Сороконожка будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если сороконожка не поймает свой хвост за определенное время, то на место её головы встает другой ребенок. 5. Упражнения для релаксации (снятия напряжения). Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Пример упражнения («Пляж»): Исходная позиция — лежа на спине. Педагог поясняет: «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем». Описанные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они развивают не только произвольность, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память. Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной регуляции психических процессов, эмоциональных проявлений, поведения как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции. Литература: 1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. 2. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: Учеб.пособие/Под ред. М.М.Безруких. 3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. 4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. |