1. Характеристика детей с нарушением слуха icon

1. Характеристика детей с нарушением слуха





Скачать 280.95 Kb.
Название 1. Характеристика детей с нарушением слуха
Дата 04.03.2013
Размер 280.95 Kb.
Тип Документы
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


1. Характеристика детей с нарушением слуха


2. Особенности реабилитации детей с нарушением слуха

1. Характеристика детей с нарушением слуха


1.1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха


Причины стойких нарушений слуха


Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными.


Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный.


Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась.


Причины врожденных нарушений слуха у детей:

Инфекционные заболевания у матери во время беременности (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового органа является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности.

^ Воздействие некоторых химических веществ: употреблении матерью во время беременности алкоголя, из лекарственных веществ – стрептомицина и хинина.

^ Травма плода, особенно в первые месяцы беременности.


Причины приобретенных нарушений слуха у детей:

Последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита).

^ Заболевания носа и носоглотки и связанное с этими заболеваниями нарушение проходимости евстахиевой трубы.

Поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва.

^ Острые инфекционные заболевания:

  • эпидемический цереброспинальный менингит, грипп, свинка вызывают поражение нервного аппарата слухового анализатора (кортиева органа или ствола слухового нерва);

  • корь, скарлатина – преимущественно воздействуют на среднее ухо.

Токсическое воздействие некоторых химических веществ:

  • промышленные токсины;

  • лекарственные вещества: некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.

^ Предродовая травма: повреждения слухового органа вследствие сдавливания и деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов.


Патология слуха

В слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат.


^ К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана).

К звуковоспринимающему аппарату относятся все остальные отделы анализатора – от волосковых клеток кортиева органа до нервных клеток слуховой области коры головного мозга.


^ Заболевания наружного уха:


Атрезия наружного слухового прохода (страдает главным образом восприятие низких звуков).

Серная пробка.

Инородные тела.


^ Заболевания барабанной перепонки


Заболевания среднего уха:


Катар среднего уха.

Острое воспаление среднего уха (острый средний отит).

^ Хроническое воспаление среднего уха (хронический средний отит).

Отосклероз (является одновременно заболеванием среднего и внутреннего уха).


^ Заболевания внутреннего уха:

Дефекты и повреждения внутреннего уха: аномалии развития внутреннего уха (недоразвитие кортиева органа) и повреждения внутреннего уха во время родового акта.

^ Воспаление внутреннего уха (лабиринтит).


Заболевания слухового нерва, проводящих путей

и слуховых центров в головном мозге:


Неврит слухового нерва, включает:

заболевания ствола слухового нерва;

поражения нервных клеток, входящих в состав спирального нервного узла,

некоторые патологические процессы в клетках кортиева органа.


^ Шумовые поражения – при длительном воздействии шума развиваются дегенеративные изменения в волосковых клетках кортиева органа, распространяющиеся на нервные волокна и на клетки спирального нервного узла.


Воздушная контузия – действие взрывной волны.


Функциональные нарушения слуха – временные расстройства слуховой функции, сочетающиеся иногда с нарушениями речи.


По состоянию слуха различают детей глухих и слабослышащих (страдающих тугоухостью).

^ Глухие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.

С точки зрения Неймана выделяют 4 группы глухоты:

  • люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний);

  • люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду)- низкие гласные;

  • люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду - гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов;

  • люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду - знакомые краткие слова и предложения;

Слабослышащие (страдающие тугоухостью) дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

Эта группа людей также условно делится на две подгруппы:

 - люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи;

- люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи.

В зависимости от времени возникновения нарушения все дети делятся на две группы:

- ранооглохшие -дети, которые родились не слышащими или потеряли слух на первом или втором году жизни, до момента овладения речью;

- позднооглохшие- лица, которые потеряли слух в 3 – 4 года и позже, однако сохранили речь в той или иной степени. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи.


1.2 Психофизическое развитие и двигательные способности глухих детей дошкольного возраста


^ Все разнообразие нарушений в развитии неслышащего ребенка не является следствием только ограниченного доступа звуковых раздражителей.


Как прямое следствие вытекают лишь нарушения в речевом развитии.


Потеря слуха у детей сопровождается:

  • в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;

  • в 43,6% – дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.);

  • в 80% случаев – задержкой моторного развития;

  • у 70% глухих детей наблюдаются сопутствующие заболевания;

  • отмечается задержка развития локомоторных статических функций.


Неслышащие дошкольники отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной двигательной подвижностью.


Установлено, что неслышащие дети дошкольного возраста отстают от своих сверстников в психофизическом развитии на 1-3 года.


^ Нарушения двигательной сферы у детей проявляются:

  • в снижении уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качеств, скоростных качеств – от 12 до 30%;

  • в трудности сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом – до 21%;

  • в недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

  • в относительно низком уровне ориентировки в пространстве;

  • в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими детьми.


Особенности развития познавательной сферы детей с нарушением слуха:

  • у них не формируется с рождения слуховое внимание;

  • у многих детей очень рано отмечается концентрация внимания на губах говорящего, что свидетельствует о поиске самим ребенком компенсаторных средств, роль которых берет на себя зрительное восприятие;

  • трудности в переключении внимания;

  • у детей доминирует зрительное восприятие, поэтому весь процесс запоминания в основном строится на зрительных образах;

  • имеется отставание не только в развитии наглядно-образного, но и наглядно-действенного мышления;

  • у детей с нарушением слуха речь не участвует в процессе решения наглядных задач, отсутствует планирующая функция речи.


Характерной особенностью нарушения слуха является зависимость от смены климатических условий, которая оказывает влияние на состояние здоровья, двигательную активность неслышащих детей в каждом биологическом ритме года.


^ Можно выделить пять периодов, в которые происходит изменение общего самочувствия, состояния здоровья и характера двигательной активности неслышащих детей:

1. Начало и середина осени: физическая работоспособность детей после летнего отдыха наилучшая, способствующая обучению новым движениям и развитию физических качеств.

^ 2. Переходный период от осени к зиме: физическая работоспособность резко снижается, отмечается ухудшение самочувствия. После работы на выносливость наблюдается плохое восстановление, снижается ловкость, координация движений и глазомер.

^ 3. Зимний период: физическая работоспособность стабилизируется – это наиболее благоприятный период для развития и совершенствования физических качеств и закрепления движений.

^ 4. Переходный весенний период: отличается снижением двигательной активности и общего самочувствия неслышащих детей. В это время необходимо планировать больше игр и проводить занятия на основе игрового сюжета.

^ 5. Середина весны и весь летний период: благоприятны для физического совершенствования.

В течение последних десятилетий ученые убедительно доказали необходимость ранней диагностики и помощи детям с нарушением слуха. Считается, что в период до трех лет возможно оказание наиболее эффективной и действенной как медицинской, так и психолого-педагогической помощи. 

Нейрофизиологи доказали, что при длительном отсутствии слуховых раздражителей вследствие нарушений во внутреннем ухе, даже при условии, что в три года ребенку подобран слуховой аппарат, невозможно наверстать упущенное в его развитии, так как период активного формирования нервных связей и слуховых центров мозга практически закончен. Критической фазой для формирования слухового анализатора считается период до 18 месяцев жизни ребенка. Именно поэтому развитие младенца с нарушением слуха во многом будет зависеть от своевременной и адекватной медицинской и психолого-педагогической помощи.

^ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Основная цель реабилитации – организация комплексной диагностики, составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка специалистами разного профиля (врачами, сурдопедагогами, психологами, логопедами, социальными педагогами) и формирование особенной коррекционно-педагогической среды в условиях семьи для всестороннего, максимально полноценного развития ребенка и его социализации.

Система комплексной реабилитации лиц с нарушением слуха включает несколько этапов:

^ Первый этапдиагностический. На этом этапе велика роль врачей, которые с помощью современного медицинского оборудования устанавливают диагноз. Но полученные у детей аудиологические данные зависят от многих факторов – от возраста, наличия дополнительных нарушений, в том числе психоневрологического статуса, самочувствия и поведения во время обследования. Поэтому сурдопедагог также проводит оценку состояния слуховой функции ребенка и сопоставляет объективные параметры аудиологических тестов с субъективными данными педагогического тестирования для подтверждения или уточнения порогов слухового восприятия.

Кроме того, на этом этапе подключается психолог для определения уровня психического развития ребенка с целью выявления дополнительных нарушений или разграничения сенсорных (нарушение слуха, зрения) и интеллектуальных.

^ Второй этапкоррекционно-реабилитационный. Врач сурдолог подбирает и настраивает слуховой аппарат. Подстройка, перенастройка слухового аппарата – это процесс, который должен проходить в течение всего дошкольного детства и продолжаться в школе. Подбор режима работы слухового аппарата зависит от многих параметров: медицинских показателей, сурдопедагогических требований к слухопротезированию на данном возрастном и коррекционно-реабилитационном этапе, психологических и возрастных особенностей плохослышащего, возможностей семьи.

В это же время психолог работает с родителями малыша, так как после постановки диагноза родители находятся в стрессовом состоянии. Психолог помогает преодолеть эти переживания, принять и любить не такого как все ребенка. Психолог учит родителей наблюдать за развитием малыша и анализировать полученные результаты.

В этот период подключается и социальный педагог. Он объясняет родителям права и обязанности плохослышащих, помогает оформить инвалидность и дает рекомендации по заполнению индивидуальной реабилитационной карты малыша. Социальный педагог показывает перспективы дальнейшего обучения ребенка, возможности его социализации и адаптации в современном обществе, раскрывает роль родителей в этом сложном процессе.

Помощь логопеда.

Методы реабилитации детей с нарушениями слуха:

1. ^ Медицинские методы - консервативное лечение и хирургические методы, в том числе, кохлеарная имплантация.

2. Технические методы - слухопротезирование слуховыми аппаратами и кохлеарная имплантация.

3. ^ Психолого-педагогические методы – включают развитие у детей слуха, речи, мышления и других психических функций, использование специальных сурдологических и логопедических методик. Необходимы при использовании любых медицинских и технических методов реабилитации.

4. ^ Социальные методы - направлены на социализацию неслышащего ребенка, на то, чтобы он стал полноправным членом общества, мог получить образование, работу. К этим методам, можно отнести законодательную базу, обеспечивающую бесплатное предоставление детям слуховых аппаратов (СА) и кохлеарных имплантов (КИ), возможность выбора родителями глухого ребенка типа образовательного учреждения и многое другое.

5. Двигательная реабилитация – направлена развитие и коррекцию жизненно важных двигательных умений и навыков, физических качеств.

6. Верботональный метод.

1. Кохлеарная имплантация представляет собой хирургическую операцию, направленную на восстановление слуха. Сущность метода заключается в установке в организме пациента устройства, способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе. Однако следует понимать, что сразу после имплантации слух не вернётся, требуется длительный период реабилитации, в течение которого организм под руководством специалистов адаптируется к имплантату.

Кохлеарный имплантат представляет собой медицинское устройство, состоящее из микрофона, звукового процессора и передатчика, которые устанавливаются снаружи, на волосах или коже больного, а также приёмника, имплантируемого подкожно, и цепочки электродов, введённых внутрь улитки посредством хирургической операции. Функция кохлеарного имплантата заключается в стимуляции электрическими импульсами волокон слухового нерва в улитке.



2. Слухопротезирование




Используется при лечении тугоухости, вызванной изменениями в звукопроводящем аппарате. Проводится достаточно успешно. При поражении звуковоспринимающего аппарата используется комплекс медикаментозных, физиотерапевтических средств. При недостаточной эффективности этих мероприятий используется слухопротезирование — подбор слуховых аппаратов, усиливающих звук. Пригодность слухового аппарата оценивается после адаптационного периода, в течение которого пациент привыкает к необычной громкости воспринимаемой речи и различным посторонним шумам. Техническое совершенство аппаратуры и правильность индивидуального подбора определяют эффективность слухопротезирования.

В настоящее время признано, что ребенок с нарушением слуха должен быть слухопротезирован в возрасте 2-4 мес., а кохлеарную имплантацию глухому ребенку надо провести до 2-х лет. В этих случаях 80% детей с большими потерями слуха могут успешно обучаться в массовых школах.

Необходимо отметить, что медицинская диагностика и слухопротезирование детей невозможны без участия сурдопедагога. Дело в том, что ребенок не может сам оценить, насколько хорошо настроен слуховой аппарат, поэтому сурдопедагог оценивает настройку по результатам занятий с ребенком, наблюдая за тем, как идет развитие его речи и общее развитие. Кроме того, слухопротезирование само по себе не решает главной проблемы ребенка с нарушенным слухом – полноценное развитие, формирование речи, умения общаться с окружающими. Без специальных занятий с сурдопедагогом и психологом малыш по-прежнему будет отставать в своем развитии от слышащих сверстников.

За слухопротезированием следует интенсивная слухоречевая абилитация. Цель ее - научить воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые), понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи. В процессе послеоперационной реабилитации участвует целая команда специалистов: оториноларинголог, логопед, сурдопедагог, психолог, психиатр, инженер и т.д.

Наряду с профессиональным сопровождением специалистов важную роль играет подключение родителей в терапевтический процесс

^ Традиционные методы обучения речи глухих детей можно разделить на 2 группы:

  1. Устные методы (oral methods).

  2. Жестовые методы (manual methods).

Устные методы (oral methods). Цель этих методов – научить ребенка с нарушенным слухом устной речи с помощью зрения, тактильных и кинестетических ощущений, остаточного слуха. При этом устная речь должна стать для глухого ребенка первым языком, который он осваивает.

Основоположником этой группы методов является Самюэль Гейнике (S.Heinike), который разработал «чистый» устный метод в 19 веке - эпоху слуховых трубок [1,11.15]. В этом методе ведущее значение отводится формированию звукопроизношения, которое становится основой для развития устной речи. Для этих целей используется чтение (письменная речь), дактильная азбука (позы пальцев, обозначающие буквы алфавита), чтение с губ и опора на тактильные и кинестетические ощущения. При этом полностью исключалось использование жестов. Устный метод получил широкое распространение в Германии, где он развивался J.Vatter  и другими последователями С. Гейнике [1,11]. Устный метод с 19 века и до сих пор является официальным методом обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для детей с нарушенным слухом в России.

К группе «устных» методов относится также «верботональный метод», разработанный П.Губерина (Хорватия). Метод появился в 50-е годы 20 века, когда в разработке слуховых аппаратов (СА) стали использоваться транзисторы, что сделало их доступными широкому кругу пользователей и позволило создать модели СА, носимые на голове. Компонентами верботонального метода являются вибрационная, ритмическая и музыкальная стимуляция, аудио-визуальный курс, обучение родителей [10]. Для оценки состояния остаточного слуха и его развития для формирования речи у тугоухих детей П.Губерина со своими сотрудниками разработали специальное оборудование, использование которого было обязательной частью метода. Однако и в этом методе ведущее значение отводится формированию произношения, которое должно стать основой для развития устной речи. Важной составляющей метода является фонетическая ритмика – система упражнений по развитию звукопроизношения, основанных на связи речи с движениями тела.

^ Метод Э.И.Леонгард. Разработан в 60-е годы 20 века в России [7]. В основу метода положена идея «материнской школы» - создание условий для речевого общения ребенку с нарушенным слухом посредством вовлечения родителей в процесс развития у него речи. В отличие других устных методов Э.И.Леонгард большое внимание уделяет развитию у ребенка с нарушенным слухом понимания речи, используя для накопления пассивного словаря раннее обучение глобальному чтению, зрительно-слуховое восприятие речи. Для развития произношения также как в верботональном методе используется фонетическая ритмика. Мамы проходили обучение в центрах Э.И.Леонгард и самостоятельно занимались с ребенком дома, не отдавая его в детский сад для детей с нарушенным слухом, где не было условий для речевого общения. Многие мамы впоследствии сами становились профессиональными сурдопедагогами.

Жестовые методы (manual methods). Эти методы наиболее активно развивались во Франции с начала 19 века (Ш.М.де Л’Эпе, Р.А.Сикар) [1,11]. В соответствии с этой группой методов ребенок овладевает жестовым языком глухих как первым языком для общения. В дальнейшем жестовый язык используется  как основа для обучения ребенка письменной и устной речи. Овладение жестовым языком глухих как первым языком для общения естественным образом происходит в семьях неслышащих родителей. В эту группу входит билингвальный метод, предполагающий возможность использования жестов глухих для объяснения ребенку значения нового слова при овладении нового учебного материала и чтении [4]. Метод тотальной коммуникации (равноправное использование жестов, дактилирования, устной и письменной речи), широко используемый при обучении глухих в США, также можно отнести к этой группе, поскольку устные методы либо исключают, либо крайне ограничивают возможность использования жестов.

^ Основные принципы реабилитации слабослышащих следующие:

  1. Раннее выявление нарушения слуха и раннее начало реабилитационных мероприятий.

  2. Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов.

  3. Интенсивность и систематический характер слуховой тренировки, составляющей основу процесса реабилитации.

  4. Естественное речевое окружение ребенка, постоянно общение с людьми, имеющими нормальный слух и нормальную речь .

Наиболее ценным периодом для реабилитации являются первые три года жизни ребенка. При тугоухости, возникшей у человека, умеющего говорить, в дальнейшем развиваются расстройства речи в виде монотонности, неритмичности. Кроме того, возникшая тугоухость затрудняет общение с окружающими.

В процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, хоровая декламация с музыкальным сопровождением. В дальнейшем проводятся речевые занятия с помощью усилителей и слуховых аппаратов. Такая работа проводится в специальных детских садах для слабослышащих детей, начиная с 2-3-летнего возраста. В дальнейшем она продолжается в специализированных школах. Во многих случаях работа по реабилитации выполняется родителями в условиях естественного речевого общения. Это требует неизменно большего труда и времени, но дает часто хорошие результаты. Но работа эта должна быть совместной с сурдопедагогами и проходить под их наблюдением.


Формы коррекционной работы в дошкольном возрасте

С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. В дошкольный период обучения родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка родителями успехов в обучении ребенка может иметь тяжелые последствия в виде педагогической запущенности, отставания в развитии от сверстников, воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в специальном детском саду или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком. Если есть такая возможность, детям, воспитывающимся дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременного пребывания, где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в присутствии родителей, дают рекомендации по поводу занятий дома. Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дошкольники. Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и обучения в семье детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Большое значение может иметь знакомство с публикациями родителей, подготовленными на основании своего опыта. Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Воспитание и обучение происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности. Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длительность которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы, чередование которых делает их неутомительными для детей. Так же как и при организации работы с детьми раннего возраста, обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком. В работах различных специалистов подчеркивается необходимость работы по всестороннему развитию ребенка. Наиболее полно различные направления работы с глухими и слабослышащими дошкольниками и методика их проведения представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д.Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).

^ Физическое воспитание рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке. В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.

^ Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми. Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов, побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми. Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения.

^ Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при условии наглядно представленного условия. Математические знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда возникает потребность использовать различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять между участниками и т. д.

^ Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности, важное значение придается игре как средству развития речи: обозначению атрибутов игры, называнию ролей и определению сюжета, общению с другими детьми в процессе игры.

^ Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на формирование умения передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в процессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобразительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказыванию. Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.

^ Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию устной и письменной речи детей. Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по фонетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речи некоторые нормы орфоэпии.

^ Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое значение. При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами. Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем сами дети. Изготовление книжек-самоделок и их неоднократное чтение поддерживает у ребенка интерес к чтению. Постоянное чтение подписей к картинкам, материала различных занятий, книжек-самоделок должно подвести к формированию навыка чтения адаптированных и неадаптированных текстов, пониманию их содержания. В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в процессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок. Для закрепления структуры слова, уточнения звукобуквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для формирования интереса к письму используются разнообразные методические приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба, слухозрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях других людей, дать описание сюжетной картинки, написать несколько связных предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно уточняться в плане понимания значения написанных слов и фраз. Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесно связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках окружающего мира. В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе восприятия речи.

Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний, фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова. Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях, в быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового восприятия, естественно, будут разными у слабослышащих и глухих детей в зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки. Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов, сольного и хорового исполнения. Одним из средств развития слухового восприятия является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта, природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями детского сада. Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка. Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов.


^ Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста


У неслышащих детей дошкольного возраста выявлены значительное отставание в показателях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях координационных способностей.


^ Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста – основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков.


^ Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями:

1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия);

2) повышение уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос»).


Целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности создает благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей.

В дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни, что и у здоровых детей – с 4 до 6 лет.


Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей.


Для усиления коррекционного воздействия методика включает:

- упражнения для развития равновесия;

- упражнения для активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции;

- упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна.


Средствами развития скоростно-силовых качеств являются (таблица 1):

- различные виды бега;

- прыжки;

- метания;

- упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).


Основные методы – игровой и соревновательный:

- эстафеты, подвижные игры;

- повторные задания;

- сюжетные игровые композиции;

- круговая форма организации занятий.


^ Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений.


Особенности проведения занятий:

1. Из трех занятий в неделю по 30-40 мин (в зависимости от возраста) два отвести развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно – коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия.

^ 2. Прыжковые упражнения выполняются в основной части занятия.

Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) ноге, на двух ногах с усложнением задания (составление кирпичиков рядом друг с другом или постановка их друг на друга), включения «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться (таблица 2). Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20-30 с.

3. Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5-1 кг в парах.

Упражнения: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.

4. На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики.

Упражнения: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя, сидя, лежа.

^ 8. Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении.

Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища (воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата).

Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловища, поворотами на 1800, 3600 как на месте прыжком, так и во время ходьбы и бега.

На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление движений.

^ 9. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами.

Эти упражнения представляют для неслышащих детей большую сложность.

^ 10. Упражнения в метании на точность мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора.

При их выполнении приходится запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость, т.е. включать в работу различные сенсорные системы.


При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований:

  • подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;

  • специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;

  • упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

  • упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;

  • упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;

  • в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon Вопрос №1. Классификации детей с нарушением слуха. Общая характеристика психического развития глухих

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon Восприятие у детей с нарушением слуха

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon Особенности педагогического сопровождения детей с нарушением слуха

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon К вопросу об интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду Любимов М. Л

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon Использование икт на внеклассных занятиях для детей с нарушением слуха

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением...
1. Характеристика детей с нарушением слуха icon О некоторых трудностях детей с нарушением слуха в процессе обучения в общеобразовательной школе

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях ппмс центра

1. Характеристика детей с нарушением слуха icon «Минская областная государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы