МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Согласовано на 2008/2009 уч. год
Начальник УМУ
________________С.В. Щедроткина
« » ________________ 2009г.
Дисциплина: «Основы нейропсихологии»
Специальность: 030301 Психология
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
Нейропсихология как наука. Задачи нейропсихологии. Роль А.Р.Лурия в создании отечественной нейропсихологии.
Высшие психические функции (ВПФ) как функциональные системы, их отличие от физиологических функциональных систем.
Характеристика ВПФ как психической деятельности.
Понятие «функция» в современной нейропсихологии.
Отличия и сходства психоморфологического и антилокализационного направлений в нейропсихологии.
Сравнительно-анатомические и физиологические данные о функциональной организации мозга.
Отличия луриевской нейропсихологии от других школ, ее достижения и значение.
Основные функциональные блоки мозга (по А.Р.Лурия). Их взаимосвязь
Морфологические и функциональные особенности первичных, вторичных и
третичных полей задних и передних отделов мозга
Блок регуляции тонуса и бодрствования:
а) отличие состояния сна от бодрствования с точки зрения нейродинамики и закона силы;
б) характеристика нисходящих и восходящих волокон РФ;
в) основные источники активации РФ, их характеристика.
10. Блок приема, переработки и хранения информации:
а) общая и частная характеристика первичных полей;
б) общая и частная характеристика вторичных полей;
в) третичные поля, их характеристика;
г) закон иерархического строения корковых зон второго блока;
д) закон убывающей специфичности зон второго блока;
е) закон прогрессивной латерализации функций.
11. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Характеристика
первичных, вторичных и третичных полей.
12. Типы межполушарной асимметрии в норме, их значение в психодиагностике.
Анатомические, физиологические и клинические доказательства функциональной асимметрии мозга (ФАМ).
13. Основные этапы развития теории ФАМ.
14. Основные положения теории ФАМ.
15. Основные направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга.
16. Роль межполушарного взаимодействия в обеспечении ВПФ.
Сенсорные нарушения зрительной системы при поражении периферического, подкоркового и коркового звеньев зрительного анализатора.
18. Зрительные агнозии. Краткая характеристика разных видов агнозий.
Сенсорные нарушения кожно-кинестетической системы при поражении спинного мозга, таламуса, первичных корковых полей и кожно-кинестетического анализатора.
Тактильные агнозии. Краткая характеристика.
Нарушение схемы тела.
Сенсорные нарушения работы слуховой системы при поражении слухового анализатора.
Слуховые агнозии. Краткая характеристика нарушений восприятия речевого и неречевого слуха.
Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии: классификация по А.Р. Лурия.
Основные уровни организации движения по Н.А.Бернштейну и типы нарушения их работы.
Пирамидная и экстрапирамидная системы. Основные принципы строения. Нарушения движений при поражении пирамидной и экстрапирамидной системы.
Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий по А.Р.Лурия
Нейропсихологические синдромы нарушения памяти
Нейропсихологические синдромы нарушения мыщления
Нарушения внимания.
Специфика нарушений эмоций в зависимости от локализации поражения в левом или правом полушариях мозга.
Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга.
Основные принципы синдромного анализа нарушений ВРФ.
Основные симптомы нарушения разных психических функций, связанные с пространственным фактором.
Основные симптомы нарушения разных психических функций, связанные с кинетическим фактором.
Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий
Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга.
Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Психологии»
Протокол № 7 от 19 февраля 2009г.
Заведующий кафедрой Р.В. Кишиков
|