Введение
Понятие Аюрведы.
Аюрведа – древняя Индийская медицинская наука, происхождение которой прослеживается в веках более 5000 лет. Источник Аюрведы – древние Веды, самые старые доступные классические источники.
Аюрведа (Ayurveda) – санскритское слово, полученное из двух корней: "ayur", что означает жизнь, и "veda", означающий знание. Справедливо говорить, что Аюрведа – наука жизни.
В практической медицине понятие здоровья есть, прежде всего, отрицание наличия у человека болезни. Поэтому многие из них считают, что абсолютное здоровье существует лишь в качестве недоступного идеала, и поэтому придумали термин "относительное здоровье", выражая его короткой формулировкой: "практически здоров". Так современная "традиционная" медицина, вооружась огромной системой классификации болезней, зачастую рассматривает и пытается вылечить отдельно взятый орган, состояние или часть тела.
Аюрведа – наука, имеющая дело не только с лечением некоторых болезней, но и – полный путь жизни. Это не только система медицины, которая включает предложения и средства для здоровых и больных людей. За столетия до Всемирной Организации Здравоохранения признали, что здоровье не просто физическое благополучие, и является не только отсутствием болезни. Здоровье в Аюрведе – это умственное, физическое и социальное благополучие индивидуума.
Аюрведические врачи утверждают, что здоровье, в первую очередь, складывается как основная характеристика ментальности человека, но она объяснима она, пожалуй, лишь на уровне квантовой механики, поскольку он более к тому, что мы называем изначальной энергией или состоянием (конституцией) – Пракрити, позволяющей увидеть цепь причин и следствий. Аюрведа говорит, что ключ к управлению телом лежит в нашем сознании. При правильном его использовании, мы можем полностью контролировать функции нашего организма, по собственному желанию избавляться от болезней и поддерживать хорошее здоровье, причем даже более успешно, чем привычными средствами. Аюрведические средства лечения призваны лишь помочь в этом.
Под воздействием стрессов и неправильного образа жизни мы пропитываемся вредными веществами – шлаками и токсинами. Для их выведения в аюрведе используется комплексная система очищения Панчакарма (или "пять действий").
Аюрведа имеет в своем арсенале различные приемы. Это и физические упражнения, массаж (абхьянга), воздействие на биологически активные точки, ароматическую, цветовую, вкусовую и аудио терапию, включающую слушание соответствующей музыки, а иногда и пение аюрведческих гимнов, соответствующих различным биологическим и космическим ритмам, используются лекарственные растения и различные минералы, из которых в настоящее время производится более 10 тысяч наименований препаратов.
В настоящее время только в Индии факультеты Аюрведы имеется почти в двух сотнях университетах, работают более 100 аюрведических колледжей, немало их и в других странах. Как правило, при каждом университете или колледже имеется своя клиника. Постепенно происходит интеграции Аюрведы и современной медицины.^
Согласно Аюрведе каждый индивидуум (и вообще любое тело во вселенной) составлен из пяти элементов, а именно: Prithvi или земля, Ара или вода, Tejas или огонь, Vayu или воздух, Akash или эфир.
Но не нужно думать, что земля – это та земля, что под нами, а вода – та, что мы пьем. Сначала было создано пространство, или то, где все протекает – это эфир. Его характеристика – звук (пли отзвук, в более широком понимании, чем звуковые волны). Воздух – это просто энергия, которая обеспечивает движение всего. Его характеристика – подвижность. Огонь – это излучение, электричество внутри каждого тела. Его характеристика – внутренняя радиация. Вода, или жидкое состояние – это сила, связывающая между собой различные элементы. Ее характеристика – это соединение и смешивание. Земля – это твердое состояние. Его характеристики – упругость и жесткость. Каждый атом в соответствии с Аюрведой состоит из этих более тонких, чем он сам, элементов. Рассмотрим сам атом. Субатомные частицы – это элемент земли, сила их взаимопритяжения – это элемент воды, энергия заключенная внутри атома – элемент огня, движение электронов по своим орбитам обеспечивается элементом воздуха, и все это происходит в элементе эфира (пространстве).
Структурный аспект тела составлен из этих пяти элементов, но функциональный аспект органа управляется тремя биологическими тканевыми жидкостями. Эфир и воздух объединяются, чтобы формировать то, что известно в Аюрведе как Вата доша. Вата управляет принципом движения и поэтому может быть описана как сила, которая направляет импульсы нерва, кровообращение, дыхание, и устранение. Огонь и вода объединяются, чтобы формировать Питта дошу. Питта доша управляет процессом преобразования или метаболизма. Переваривание пищи в нашем органе – пример функции Питты. Питта также ответственна за метаболизм в теле, также как и за клеточный метаболизм. Наконец, вода и земля объединяются, чтобы формировать Кафа дошу, которую во многих русскоязычных источниках, из-за ошибочной транскрипции (kapha), часто именуют капха дошей.
^
|
Доша
|
Вата
|
Питта
|
Кафа
|
Качества
|
движение и текучесть
|
нагревание и трансформация
|
прочность и устойчивость
|
Основа в физиологии
|
дыхание, кровообращение, нейромышечная активность
|
метаболическая деятельность, энергетический обмен, пищеварение
|
строение и связывание, баланс жидкости в организме
|
Проблемы в физиологии при дисбалансе
|
заболевания нервной системы, хронические боли, аритмия сердца, нарушения ревматического характера, запоры
|
язвенная болезнь желудка, артериальная гипертония, воспалительные болезни кишечника, заболевания кожи и аллергические реакции
|
заболевания дыхательной системы, синусит, сахарный диабет, ожирение, атеросклероз, опухоли
|
Проблемы в уме при дисбалансе
|
беспокойство, бессонница, страх
|
гнев, зависть, ревность
|
чувство привязанности, жадность
|
Элементы (состояния)
|
воздух и эфир
(пространство)
|
огонь и вода
|
вода и земля
|
Имеются семь типов тел: монотипы (Вата, Питта или Кафа преобладающий), двойные типы (Вата-Питта, Питта-Кафа или Кафа-Вата), и равные типы, (Вата, Питта и Кафа в равных частях). Каждый индивидуум имеет уникальную комбинацию из этих трех дош. Понимать уникальность каждого индивидуума – самое основное в Аюрведе.
Качества:
Аюрведа классифицирует человеческие характеры по трем основным качествам: саттвичные, раджасичные и тамасичные. Саттвичные качества подразумевают чистоту и ясность восприятия, которые являются ответственными за совершенство и счастье. Раджас ответственен за все движения, и действия. Это ведет к жизни чувственного удовольствия, удовольствия и боли, усилия и неугомонности. Тамас – темнота, инерция, тяжесть и материалистические отношения. Имеется постоянное взаимодействие этих трех гун (качеств) в индивидуальном сознании, но относительное господство Саттвы, Раджаса или Тамаса ответственно за индивидуальную психологическую конституцию.
|