|
Скачать 219.92 Kb.
|
Вопрос № 4 (II). Зрительно-пространственный гнозис и его мозговая организация. Зрительно-пространственные расстройства ВПФ. См вопрос просто, что зрительный анализатор исключительно важен (вопрос 3) См вопрос про зону ТПО (вопрос № 18) и про то, что он отвечает за пространственные и квазипространственные отношения и за интеграцию. Осталось только подробно упомянуть про то, что к расстройствам зрительно-пространственного гнозиса относятся такие как:
Вопрос № 5 (II). Тактильный гнозис и его мозговая организация. Тактильные агнозии. Кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди всех видов чувствительности. Она биологически более значима, чем специальные виды чувствительности (зрение, слух и др). Отсутствие специальных видов чувствительности совместимо с жизнью, отсутствие общей – нет. Выделяют элементарные сенсорные расстройства в работе кожно-кинестетического анализатора и более сложные – гностические тактильные расстройства. Основные составляющие, участвующие в работе элементарных форм кожно-кинестетического анализатора мы рассматривать не будем, это какой-то полный бред. Мозговую организацию тактильного гнозиса удобно рассмотреть через расстройства, которые возникают при выключении того, или иного элемента этого анализатора. ^ При их поражении возникают тактильные агнозии – нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности тактильного восприятия. ^
Нижнетеменной: Поражение постцентральных областей коры, граничащих с 1, 2, 3, зонами, представительствами руки и лица и 39 и 40 полей левого и правого полушария. При этом элементарные звенья функции остаются сохранными. ^
^ Из-за того, что эта область(верхняя теменная) примыкает к первичной сенсорной коры кожно-кинестетического анализатора, в который проецируется информация, поступающая от разных частей тела, здесь при нарушении появляются:
Вопрос № 6 (II) «Схема тела».Мозговая организация. Соматоагнозия. Пару слов о прогрессивной латерализации (см вопрос 18 (I )). Лурия: Субдоминантное (т.е. левое у правшей, а как же мы, оставшиеся 10 процентов человечества???? Сцуки) полушарие изучено значительно меньше левого. Тем не менее известно, что для нормальной работы сложной психической функции необходима совместная работа обоих полушарий, каждое из которых вносит в неё свой вклад. Правое полушарие плохо изучено, но точно доказано два факта:
Кроме того, важен тот факт, что доминантность понятие относительное, так как суещствует много переходов от абсолютной доминантности к амбидекстрии. ^ предположил, что правое полушарие имеет прямое отношение к перцептивным процессам и является аппаратом, обеспечивающее более непосредственные .наглядные формы отношения с внешним миром. Другими словами, оно имеет отношение в частности к анализу информации, которую субъект получает от своего собственного тела и которая не связана с вербально-логическими кодами. Поражение правого полушария значительно чаще, чем нарушение левого приводит к нарушению нормального ощущения своего тела, т.е. нарушению «схемы тела». Схема тела является как бы точкой отсчёта для восприятия тела в пространстве. У субъекта должна сначала формироваться внутренняя схема тела ,которая выступает предшественницей для дальнейшей ориентировки в пространстве. Так же возможно игнорирование противоположной стороны (левой) тела и левой стороны пространства(гемисоматоагнозия). Эти симптомы могут проявляться при «левосторонней фиксированной гемианопсии» или невнимания к левой стороне. Т.е. игнорируется прикосновение к этой стороне, снижается кожная чувствительность, может даже быть игнорирование к левому из двух прикосновений. Но иногда повреждение правого полушария приводит даже к нарушению схемы тела так грубо, что голова больного, одна рука, ноги воспринимаются как непропорционально большие или непропорционально маленькие. Это заболевание связано с «Апраксией одевания» (хз что это). Соматоагнозии: Возникает при повреждении верхней теменной области коры левого и правого полушария, которая примыкает к корковым проекциям разных частей тела. При этом нарушается синтез информации от разных участков тела и проприорецепторов в следствии поражения вторичных зон коры. У больного грубо нарушается схема тела, опознание частей своего тела, их расположения относительно друг друга. Как вторичное проявление – возникновение ложных соматических образов (соматопарагнозий), может нарушаться моторика (особенно мелкая). + гемисоматоагнозия – см выше Хомская: Нарушение соматогнозиса как один из видов тактильного гнозиса, это верхнетеменной синдром. См вопрос 5. Вопрос № 7 (II) Акустический гнозис (неречевой слух), мозговая организация. Слуховые агнозии. Слуховая система – это совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражители и определяющих направление и степень удалённости источника звука, т.е. осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве. Слуховая система имеет как и все другие уровневое строение, но в отличие от других этих уровней у неё много. (уровни –это кортиев орган, слуховой нерв, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело, слуховое сияние, 41-е первичное поле коры височной области мозга ). Слуховая система ответвилась когда-то от вестибулярной системы ,на это указывает схожесть принципа их строения. Звук характеризуется четырьмя основными физическими параметрами, которым соответствуют основные физиологические качества слуховых ощущений. Это:
Слуховой анализатор не только анализирует звуки по этим параметрам, но и учувствует в ориентировке в пространстве. В основном этим занимается зрительный анализатор, но слуховой тоже даёт свой вклад (например, если человек слеп, он всё равно способен ориентироваться в пространстве). Это происходит благодаря двум характеристикам звука – его направленности и удалённости. ^
Мозговая организация неречевого слуха и слуховые агнозии: Для того, чтобы появились элементарные слуховые расстройства, необходимо поражение одного из звеньев (уровней) слухового анализатора(см выше перечисленные уровни). Но мне кажется об этом не надо подробно говорить, т.к. у нас акустический ГНОЗИС, ну если что посмотрите в Хомской. В целом за неречевой гнозис ответственны височные доли мозга, вторичные зоны коры правого полушария. ^ возникает при повреждении вторичных зон правого (иногда левого тоже) височного отдела. Больной не способен определить значение предметных звуков и шумов. Он не способен определить его происхождение. Это возникает из-за выпадения операции синтеза слуховой информации, т.е. потери предметной отнесённости звука. В следствии этого сильно нарушается ориентировка больного в привычных ситуациях. При этом слух как таковой полностью остаётся сохранным, они способны определить все физиологические параметры звука (см выше). Подобные заболевания редки. ^ при нарушении работы вторичных зон правого височного отдела. Эти больные способны различать звуко-высотные отношения и смысл звуков они улавливают, но у них проблемы со слуховой дифференцировкой, т.е. запомнить два и более звуковых эталонов. А также нарушается способность к запоминанию комплексов звуков. При этом нарушается восприятие предметного окружения. 3) Аритмия – её описывал Лурия. Возникает в следствии нарушения вторичных зон левого и правого височного отдела коры. Больной не может правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух. Т.е. нарушается способность к восприятию и дифференцировке ритмических конструкций, синтезу звуков в целостные комплексы. В следствии этого больной теряет способность воспринимать музыку, танец, ритмические движения и прочее. ^ нарушение вторичных зон правого височного отдела мозга. При этом нарушается способность узнавать знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой. Другими словами, нарушается восприятие и дифференцировка мелодий, синтез музыкальных звуков в целостные комплексы. Важен тот факт, что полностью сохраняется речевой слух. У больных наблюдается появление негативного отношения к музыке в следствии невозможности подняться над разрозненным набором звуков до уровня целостной мелодии, она может вызывать у них головную боль. ^ поражение правой височной области. Больной не только не различает интонации собеседника, но и не очень выразителен в собственной речи, которая лишена модуляции, интонационного разнообразия и т.д. Они не могут петь, так как при пении интонационный комплекс усиливается. У них нарушается операция слухового синтеза, а как следствие целостное восприятие просодических характеристик речи. Вопрос № 8 (II). Речевая деятельность. Функции речи, её структурные единицы. Мозговая организация (основные нейропсихологические факторы). Лурия: ^ Изучение речи насчитывает более чем столетнюю историю. Сначала этот процесс описывался в терминах ассоцианизма. Они пытались искать мозговые субстраты для сенсорной речи, моторной речи и их различных связей. Но это было неверно. Потом речь рассматривали с ноэтической позиции, определяя её как духовную деятельность. При этом речь не имела отношение к той или иной части мозга, а воплощалась в работе мозга как целого. И это было не верно. Потом появляется лингвистическое направление – изучение афазий с позиции лингвистического анализа нарушений. Главная заслуга этого направления в том, что обратили внимание на структурные единицы речи(фонемы, лексемы и т д.), но и они пытались соотнести какой-то психологический процесс с узколокализационной зоной мозга, что уже как сказали раньше, было неверно. Правильно рассматривать психическую функцию не узколокализованную, а как функциональную систему ,включающую в себя много звеньев. Опр: Речь – это средство общения, т.е. сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, и субъект, воспринимающий его. ^
Речевая система – совокупность речевых функций, объединённых в единое целое. Все эти формы формируются в разное время в онтогенезе и достаточно автономны. Функции речи:
(в лекции дали немного по другому: коммуникативная, номинативная, сообщение, обобщение, регуляторная) ^ Так как речь человека характеризуется исполнительной стороной, важен анализ её звеньев или структурных единиц:
Данная функциональная система включает многие афферентные и эфферентные звенья. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы, следовательно мозговая организация речи очень сложна, а нарушения многообразны. Нарушение речи- афазия. ^ За речь ответственно левое полушарие, это в основном связано с трудом. Вообще появление речи связано с освоением человеком форм труда. (писать не буду, все и так на ляля развести умеют). Эта классификация была предложении Лурия, её критерий – фактор, который нарушен в следствии повреждения зон мозга. ^
^
Вопрос № 9 (II). Акустический гнозис (речевой слух), мозговая организация. Сенсорная афазия. Смотри вопрос № 7, про слуховую систему, до разделения на две подсистемы. Хомская: Речевой слух (акустический гнозис) является главным афферентным звеном речевой системы. Так же существует неречевой слух. Они являются двумя самостоятельными формами работы слуховой системы. Речевой слух является прижизненным образованием, на него оказывает влияние среда, в которой растёт индивид. В качестве врождённых задатков можно рассматривать лишь некие особенности работы слухового анализатора. ^ , т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают свою звуковую структуру языка. Фонема – это минимальная смыслоразличительная единица речи, первично представленная в форме звука. Фонемные признаки:
Фонемы русского языка:
Овладение фонематическим слухом является первичной речевой деятельностью, т.е. она формируется первой у ребёнка из всех форм речевой деятельности. Она предшествует устной речи, письму, чтению. Т.е. фонематический слух является основой всей сложной речевой системы. ^
Лурия: Мозговым субстратом, отвечающим за акустический гнозис является вторичные зоны височной коры левого полушария. Эта зона связана с нижележащими отделами постцентральной и премоторной коры, т.е. со всеми теми аппаратами мозга, благодаря которым осуществляется артикулированная речь. Это даёт им возможность участвовать в мозговой организации речи. ^ Ей посвящена книга Лурия «Травматическая афазия». Возникает при повреждении зоны Вернике (вторичные отделы височной коры ЛП). При этом нарушается фактор фонематического слуха. ^ Нарушение фонематического слуха ведёт к резкой дезорганизации речевой системы. В зависимости от силы нарушения либо вообще теряется способность различать речь человеческую, либо быструю и зашумленную речь. У Лурии это называют «отчуждением смысла слов» Особенно проблематично восприятие слов с оппозиционными фонемами: голос –холос, колоз и т.д. ^
Сохранно:
Методы выявления :
Вопрос № 10 (II). Импрессивная речь. Мозговая организация. Афазии. История изучения речевой деятельности: (см. вопрос 8 (II)). Опр: Речь – это средство общения, т.е. сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, и субъект, воспринимающий его. ^
Импрессивная речь – это путь от слова к мысли. Данный путь проходит ряд этапов –
Формы расстройств, при которых проблемы с декодированием сообщения:
Понимание значения смысла фразы (или формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения) , мозговая организация этого этапа является более сложной, чем мозговая организация декодирования. ^
^
возникает при поражении средних отделов коры левой височной области (вторичные по видимому зоны). Симптомом является то, что нарушается способность больного запомнить даже небольшой материал из-за нарушения слухоречевой памяти. В норме объем слухоречевой памяти 7, плюс минус 2, но у больных он снижется до 2-3 единиц. Т.е. это вторичное непонимание устной речи (речь то он понимает, а вот запомнить не может, поэтому вторичное). Также трудности в активной устной речи, в виде поиска нужных слов, вербальных парафазий (замена одних слов схожими). Их речь характеризуется скудностью, частыми пропусками слов. Кроме того, снижается скорость переработки поступающей информации, нужно говорить слова медленно с небольшими интервалами, чтобы больной их понял. Все эти трудности запечатления и воспроизведения слов возникают из-за усиления процессов ретроактивного(помнит последнее, но не помнит первое) и проактивного(помнит первое, но не может запомнить последнее) торможения. Для таких больных характерно явление словесной реминисценции – лучшее воспроизведение словесного материала через несколько часов после его предъявления. Эффект Крайля – запоминание первого и последнего элементов ряда. Также для усиления запоминания содержания используется интонация и жестикуляция. Сохранно: Фонематический слух
Возникает при поражении зоны ТПО (на границе височной, теменной и затылочной части коры) это третичная область коры. Нарушается одновременный симультатный анализ и синтез элементов речи, т.е. комплексной аферентации. Первичный симптом: нарушение пространственного и квазипространственного фактора. В следствии этого больной не понимает многих грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные и квазипространстваенные отношения:
Также нарушается способность к счётным операциям, конструктивного праксиса и наглядно-образного мышления. Вопрос № 11 (II). Экспрессивная речь. Мозговая организация. Афазии. История изучения речевой деятельности: (см вопрос 9) Опр: Речь – это средство общения, т.е. сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, и субъект, воспринимающий его. Формы речевой деятельности (Хомская):
В ходе экспрессивной речи путь от мысли к слову проходит ряд этапов :
Лурия: Наиболее элементарный вид экспрессивной речи – повторная речь. Для её успешного осуществления необходимо соблюдение ряда условий:
Более сложной формой экспрессивной речи является называние объектов. ^
^ Экспрессивная речь начинается с намерения или мысли, которые потом должны перекодироваться в словесную форму и найти в своё воплощение в речевом высказывании. Оба эти процесса требуют участия лобных долей. При их поражении возникает лобный синдром, характеризующийся аспонтанностью речевой деятельности, эхолалией. Но это ещё не отдельная форма афазии, а частное проявление общей аспонтанности больного. Переход от общего смысла к развёрнутому высказыванию требует перекодирования мысли в речь, формирование «линейной схемы-фразы». Существенную роль в этом процессе играет внутренняя речь, имеющая предикативный характер. У больных с поражениями нижних заднелобных отделов ЛПШ возникает нарушение этого процесса. Т.е. у них возникают проблемы с выражением своих мыслей (т.е. все мы поголовно этим страдаем =)))) Это нарушение получило название динамической афазии. ^
|