«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon

«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности»





Скачать 406.65 Kb.
Название «организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
Дата 27.03.2013
Размер 406.65 Kb.
Тип Документы
Инновационный педагогический проект

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  1. Основная идея проекта

Школа является одной из ступеней, обеспечивающих вхождения человека в социальный мир, его адаптацию в нём, она должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности. Современному рынку труда нужен хороший сотрудник - человек, который может работать в команде, обладает навыками межличностного общения, способностью к самореализации, т.е. личность со сформированными ключевыми компетенциями.

В эпоху развития индустриального общества создана реальная угроза человечеству как виду (частые экологические и техногенные катастрофы, локальные войны, терроризм и пр.). Каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные опасные и чрезвычайные ситуации (ЧС), на основе прогноза разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложном, полном опасностей мире. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.

В процессе обучения основной упор делается на формирование у школьников знаний и умений безопасной жизнедеятельности, но при этом среди умений и навыков безопасной жизнедеятельности необходимо выделять умение проектировать предстоящую деятельность.

Данное умение является обобщенным и может быть использовано в процессе выполнения любой человеческой деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.), в том числе и в ходе выполнения деятельности по предупреждению и выходу из чрезвычайной ситуации, несущей угрозу жизни и здоровью человека.

Таким образом, актуальность исследования определяется повышением значимости проектирования в процессе жизнедеятельности человека, необходимостью формирования у учащихся обобщенного умения проектировать предстоящую деятельность и отсутствием научно обоснованных условий для эффективного осуществления этого процесса.

В связи с этим, проблема проектного исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективной организации процесса формирования у школьников умения проектировать предстоящую деятельность?

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке определили выбор темы исследования «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на материале курса «Основы безопасности жизнедеятельности»)».

^ Объект исследования: организация проектной деятельности на уроках ОБЖ; процесс формирования у школьников умения проектировать предстоящую деятельность.

^ Предмет исследования: педагогические условия организации проектной деятельности на уроках ОБЖ и формирования умения проектировать предстоящую деятельность у учащихся основной школы.

^ Гипотеза исследования. В процессе проектного исследования я исходила из того,что организация проектной деятельности на уроках ОБЖ будет эффективной, если выполняется следующая совокупность педагогических условий:

- реализация метапредметного подхода в проведении уроков и внеурочных занятий в основной общеобразовательной школе;

- использование специальных приемов формирования умения проектировать предстоящую деятельность;

- сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы учащихся на уроках и внеурочных занятиях;

- создание личностно ориентированных образовательных ситуаций;

- включение учащихся в самостоятельную проектную деятельность.



  1. ^ Сфера проектирования

Урок (Приложение 1) - традиционная ячейка образовательного процесса. Поскольку урок отражает всю систему обучения, включающую её философские, педагогические и дидактические основания, то принципы инноватики подходят к проектированию и реализации педагогических новшеств по отношению к уроку так же, как и ко всей системе образования.

В то же время, урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций.

Инновационным изменениям подлежат:

  • само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации;

  • типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);

  • методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;

  • методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;

  • форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.




  1. ^ Аудитория проекта

МБОУ-Старокулаткинская сош№1, в которой я работаю, является сельской школой. Основными проблемами посёлка, которые влияют на работу школы, является недостаточная конкурентоспособность выпускников сельской школы. Сегодня родители стали социальными заказчиками в образовательном процессе. На основании анкетирования большинство родителей считает главным научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. Изучив интересы учащихся, их родителей, учитывая социальный заказ государства, я пришла к выводу, что необходимо создать современную сельскую школу, обеспечивающую её выпускникам конкурентоспособность и умение быстро и адекватно реагировать в сложившихся жизненных ситуациях.



  1. ^ Цели и задачи педагогического проекта «Организация проектной деятельности на уроках ОБЖ»

  2. Цель исследования: выявить совокупность педагогических условий, необходимых для эффективной организации процесса формирования у школьников умения проектировать предстоящую деятельность.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить проектировочные умения в составе целей современного образования и уточнить содержание умения проектировать предстоящую деятельность.

  2. Выявить способы формирования у школьников умения проектировать предстоящую деятельность, а также охарактеризовать критерии и уровни сформированности данного умения.

  3. Обосновать возможности курса ОБЖ для формирования у школьников умения проектировать предстоящую деятельность.

  4. Разработать приемы, необходимые для эффективной организации проектной деятельности на уроках ОБЖ в основной общеобразовательной школе.




  1. Формы реализации проекта

  • Смена целевой установки урока "дать образование" на установку "образование как самореализация".

  • Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу учителя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока.

  • Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному. Включение в план проведения урока выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта учеников.

  • Внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития учащихся по отношению к изучаемым вопросам.

  • Вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические - открытые задания. Такие задания не имеют однозначных "правильных" ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика. Средством инновационного продвижения данного новшества выступают дистанционные эвристические олимпиады.

  • Ограниченность содержания урока рамками классных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях - и подготовка к ним - средства для перехода к открытому, распределенному образованию.

  • Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока - внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности.

  • Оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.

Проектирование является одним из компонентов высшего уровня образованности – компетентности, что говорит о необходимости организации обучения школьников умению проектировать. Выпускник школы в идеале самостоятельно проектирует и осуществляет выбор (сценарий) своего жизненного пути, при котором максимально реализуются его задатки и способности. Как деятель, выпускник проходит основные этапы деятельности: проектирование средств и способов деятельности, реализацию проекта, контроль, оценку и коррекцию действий и результатов.

В проектировочную деятельность в качестве ее составных частей могут входить элементы моделирования, конструирования, прогнозирования и планирования. Моделирование является составной частью проектирования предстоящей деятельности, так как вначале разрабатываются варианты моделей деятельности, а затем проект предстоящей деятельности. Деятельность прогнозирования дает информацию о будущем результате деятельности, при этом носит вероятностный характер и содержит предвидение результата развития того или иного явления и процесса (выдвижение гипотезы). Планирование входит в проектировочную деятельность в виде разработки плана выбранного оптимального способа деятельности.

На основании этого выделены компоненты, составляющие умение проектировать предстоящую деятельность:

  • формулирование цели предстоящей деятельности;

  • выдвижение гипотезы;

  • разработка и анализ разных способов выполнения деятельности;

  • сравнение и выбор оптимального способа выполнения;

  • подбор средств по реализации выбранного способа;

  • составление плана деятельности;

  • реализация плана деятельности;

  • анализ результатов деятельности;

  • оценка и корректировка выполненной деятельности.

Ученик, владея обобщенным умением проектировать предстоящую деятельность, может использовать его при решении широкого круга познавательных задач не только в рамках одного учебного предмета, но и на занятиях по другим учебным дисциплинам, а также в практической деятельности, в том числе и в случае возникновения реальной угрозы для жизни и здоровья человека.

Процесс формирования обобщенного умения проектировать предстоящую деятельность можно начинать уже с начальной школы, так как к концу обучения в начальном звене школьники овладевают компонентами данного умения: ставят цель, планируют основные этапы предстоящей деятельности. При этом на каждой из ступеней школьного обучения компоненты умения наполняются новым содержанием, усложняется их структура и роль в процессе осуществления школьниками проектировочной деятельности.

К способам формирования умения проектировать предстоящую деятельность, которые могут быть включены в учебно-воспитательный процесс по всем учебным дисциплинам в виде конкретных методических приемов, я отношу:

  • включение учащихся в процесс решения проблем и проблемных ситуаций, представляющих собой поисковую задачу, интеллектуальное затруднение, побуждающее учащихся искать новые знания, новые способы действия, одним из которых является проектирование;

  • включение школьников в деятельность с использованием алгоритмов, которые служат ориентирами для школьников на начальных этапах овладения проектировочной деятельностью;

  • включение школьников в игровую деятельность, в процессе которой школьники выполняют реальную деятельность, решают конкретную познавательную задачу, отвлекаясь, при этом, от реальной ситуации.

В учебно-воспитательном процессе по ОБЖ, целью которого является подготовка учащихся к возможным неординарным ситуациям, несущим угрозу его здоровью и жизни, формирование у школьников умений и навыков безопасной жизнедеятельности, одним из которых является умение проектировать предстоящую деятельность, имеются возможности для организации процесса формирования умения проектировать предстоящую деятельность.

При изучении курса ОБЖ школьники формируют у себя умения ориентироваться в опасных ситуациях, а ориентировка содержательно соотносится с проектированием, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате (в нашем случае – действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации). Кроме этого, курс содержит необходимую информацию о здоровом образе жизни, важным критерием которого является высокий уровень духовного здоровья. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и обществом, умением моделировать и прогнозировать события и составлять программу своих предстоящих действий. Таким образом, умение проектировать предстоящую деятельность является одним из важных средств достижения высокого уровня духовного здоровья.

Рассматривая проектирование как творческую деятельность, можно отметить, что, подготавливая себя к возникновению чрезвычайных ситуаций, школьники разрабатывают свой, индивидуальный стиль поведения, формируют у себя особенный, присущий только одной личности в конкретной ситуации поведенческий акт. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности каждого учащегося.

Процесс формирования у учащихся умения проектировать предстоящую деятельность осуществлялся через следующие этапы:

  • ориентировочный,  

  • подготовительный, 

  • вербальный,  

  • творческий,

  • результативный.

В ходе работы можно использовать следующие приемы, включаемые в учебно-воспитательный процесс по ОБЖ как в урочное, так и во внеурочное время:

  • выполнение учащимися творческих работ по курсу ОБЖ (написание рассказов и сочинений), в содержании которых присутствует план деятельности;

  • выполнение учащимися рисунков, раскрывающих какое-либо событие или ситуацию, а также рисунков, иллюстрирующих конкретную деятельность;




  • выпуск стенгазет на основе информации, полученной из газет, телевидения, радио, глобальной сети Интернет;

  • использование проблемных ситуаций, при решении которых необходимо разработать план предстоящей деятельности;

  • использование готовых алгоритмов, содержащих указания для выполнения конкретной деятельности (поведенческих действий) по выходу из ЧС;

  • применение незаконченных проектов деятельности в конкретной ситуации;

  • использование творческих заданий «Разработай проект», при выполнении которых школьники самостоятельно разрабатывают проект предстоящей деятельности и т.д.

У учащихся основной школы результативность работы повышается при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого школьника личностно ориентированных образовательных ситуаций.

Применение индивидуальной, парной и групповой форм работы в учебно-воспитательном процессе позволяет каждому ученику проявить себя, делает более сплоченным и дружным школьный коллектив.



  1. ^ Содержание проекта.

Конструктирующее

Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Обобщение научных исследований в области проектной деятельности. Изучение представления школьников о проектировании как виде деятельности. Изучение мнений учителей школы и районного МО о необходимости обучения школьников умению проектировать предстоящую деятельность. Анализ уровня учебных достижений учащихся в условиях традиционного обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Разработка условий внедрения модели организационного, методического и психологического сопровождения процесса становления проектного обучения. Совершенствование методической работы.

Формирующее

Разработка методики проведения эксперимента. Выделение приёмов, способствующих формированию у школьников умения проектировать предстоящую деятельность. Разработка критериев и уровней сформированности данного умения. Организация опытно-экспериментальной работы.

Развитие творческого потенциала учеников, их рефлексивных способностей, способностей к саморазвитию.

Контролирующее

Анализ экспериментальной работы, обобщение результатов проекта, уточнение модели и основных условий её эффективной реализации.

Оформление в законченном виде теоретических и практических выводов.



  1. ^ Бюджет и ресурсы проекта

При внедрении проектной деятельности в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» я основывалась на уже существующую инфраструктуру, включающую методическую и техническую базу муниципального базового общеобразовательного учреждения Старокулаткинской средней общеобразовательной школы №1, необходимо сказать, что оснащенность кабинета ОБЖ и других учебных классов удовлетворяет требованиям проекта.

В данном проекте задействованы следующие ресурсы: медиаресурсы, материально-технические. Медиаресурсами проекта являются: Интернет и школьная медиатека - как источники необходимой информации; прикладные программы пакета Microsoft Office – как средства структурирования, оформления и систематизации информации. Материально-технические ресурсы – это компьютеры, сканер, принтер, проектор.

  1. ^ Способы экспертизы

Хочется отметить, что умение проектировать предстоящую деятельность может быть сформировано у школьников только в результате специально организованного процесса с учетом выявленной в ходе исследования совокупности педагогических условий.

Проведенное проектное исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с проектированием в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. К актуальным проблемам можно отнести проблемы организации обучения школьников проектированию своей учебно-познавательной деятельности и изучения возможностей проектирования в формировании у школьников культуры безопасной жизнедеятельности.

Х. Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981. – 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10)

  2. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе. – М., 2003 г. – 76 с.

  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4. – 68 с.

  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. – 35 с.

  5. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997. – 34 с.

  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.

  7. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.

  8. Хромов А.А. «Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта», М, 2002 г. – 100 с.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Ульяновская область

^ Старокулаткинская район

МБОУ-Старокулаткинская сош№1


Проект

по Основам безопасности жизнедеятельности

по теме «Инфекционное заболевание. Грипп»

тип урока: Защита проекта (обобщение).


2013год


Паспорт проектной работы

1. Название проекта: урок-защита проекта по теме «Инфекционное заболевание. Грипп».

2. Руководитель проекта - преподаватель основ безопасности жизнедеятельности МБОУ-Старокулаткинская сош№1 Кузяева Эльмира Алимжановна

3. Консультанты проекта - школьный врач

гл.специалист ФГУ санитарии и эпидемиологии

фармацевты аптеки№35 и «Имплозия»

участковый врач - педиатр

участковый терапевт

зам.директора по учебно-воспитательной работе.

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проект - ОБЖ

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - биология, основы медицинских знаний, физическая культура.

6. Возраст учащихся- 15-16 лет, ученики 9 «б» класса.

7.Тип проекта - частично-исследовательский, практико-ориентированный.

8. Заказчик проекта- администрация школы

9. Цель проекта - выпуск стенгазеты по теме «Инфекционное заболевание. Грипп.» (практическая) - формирование знаний учащихся об инфекционном заболевании, передающихся воздушно-капельным путем - гриппе, его основных симптомах, пути передачи , способах профилактики.

10. Задачи проекта а) - совершенствовать у обучаемых умение осуществлять поиск нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

б) - совершенствовать у учащихся умение проводить учебно-исследовательскую работу в области безопасности жизнедеятельности ;

в)- способствовать развитию проектно-исследовательских умений;

г)-развивать умение анализировать и обобщать изученный материал.

11. Вопросы проекта- вопросы, рассматриваемые на уроке:

-чем опасно инфекционное заболевание- грипп?

-каковы пути передачи инфекции?

-какие меры профилактики гриппа может предпринять каждый человек?

-Какие правила необходимо соблюдать для быстрейшего выздоровления?

13. Необходимое оборудование:

-Выставка книг с информацией по теме урока

-Выставка лекарственных препаратов

-материал для создания (выпуска)стенгазеты, презентации

-СD-диск (подготовленный видеосюжет о закаливании)

-ноутбук, проектор.

подставка для книжной выставки

-плакат «Закаливание», ароматическое эвкалиптовое масло.

14. Аннотация проекта: в результате проведенного социологического исследования выяснилось, что практически все опрошенные знакомы с этим заболеванием, но половина опрошенных путают симптомы гриппа с простудными заболеваниями и, примерно, такое же количество учащихся не знают меры профилактики гриппа и правила защиты от этого заболевания; изучение этих вопросов позволит подготовить к защите от этого заболевания не только учащихся, но и позволит распространить информацию и среди родственников учащихся, а также вооруженные этими необходимыми знаниями, они смогут защитить от этого заболевания свою будущую семью и своих будущих детей,

15. Продукт проекта - презентация по теме «Инфекционное заболевание.Грипп.»

- рекомендации по профилактике заболевания и правилам быстрого выздоровления.

16. Этапы работы над проектом:

1.Этап социологического исследования - вопросы анкеты, опрос в школе и дома, изучение актуальности темы, выход- диаграмма с результатами исследования.

2. Этап теоретический - изучение этиологии заболевания по мед. Справочникам, в Интернете, выход - сообщение о механизме передачи инфекции и осложнениях гриппа.

3. Этап статистический - изучение статистики заболеваемости гриппом и вакцинации населения по России, Ульяновской области и Старокулаткинскому району.

Выход - сообщение полученной информации.

4.Этап «Наша аптека»- изучение иммуномодулирующих и противогриппозных препаратов, спроса этих препаратов жителями нашего села, Павловская аптека, ( 3 дня), выход- выставка лекарственных препаратов.

5.Этап « Профилактический Массаж»- ознакомление со специальными упражнениями, укрепляющими носоглотку, медпункт,(3 дня), выход-тренировочное занятие с учащимися.

6.Этап профилактики - анализ и обобщение народных профилактических средств против гриппа, библиотека ( статьи журналов. Справочная литература), (1 неделя), медпункт, выход- рекомендации каждому учащемуся, профилактический стол (лечебный чай, фрукты, лук, чеснок, целебное масло, пирог с яблоками, кисло-молочные продукты; эвкалиптовое масло для ароматизации помещения).

7.Этап выздоровления - изучение правил выздоровления при заболевании гриппом, медпункт, библиотека, мед.справочник, журналы, (1 неделя),

Выход - рекомендации быстрого выздоровления для каждого учащегося.


17. Распределение заданий:

1.Этап социологического исследования .

2. Этап теоретический .

3. Этап статистический.

4. Этап «Наша аптека».

5.Этап « Профилактический Массаж».

6. Этап профилактики.

7 . Этап выздоровления.

Конспект урока

1.Образовательные задачи:

- дать представление об опасном инфекционном заболевании, распространяющимся воздушно-капельным путем - гриппе, его основных симптомах, механизмах передачи и способах профилактики.

2. Развивающие задачи:

- Совершенствовать у учащихся умение проводить проектно-исследовательскую работу в области безопасности жизнедеятельности;

- Совершенствовать у обучаемых умение осуществлять поиск нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

- Развивать умение анализировать и обобщать изученный материал;

- Развивать творческие способности учащихся.


3.Воспитательные задачи:

-Способствовать развитию у ребят потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

-Способствовать воспитанию ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности.

Оборудование:

-учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред. А.Т.Смирнова, 9 класс;

-ноутбук;

-проектор;

-выставка книг с информацией по теме урока;

-выставка лекарственных препаратов (по назначению)

-материал для создания памятки по профилактике гриппа (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по теме урока;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сегодня у нас урок-проект по теме «Инфекционное заболевание. Грипп». Все учащиеся были разбиты на 7 групп, каждая группа получила задание, над которым работала немалое время и сегодня всем вам предстоит защита своей проектной работы.

II. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы познакомились с темой «Инфекционные заболевания», давайте вспомним, что называют инфекционным заболеванием?

(ответ учащихся)

-Большинству инфекционных заболеваний свойственна цикличность развития. Какие периоды развития болезней различают?

-Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большей степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие ЗОЖ, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

-Мы говорили, что все инфекционные болезни в зависимости от возбудителя подразделяются на классы. Давайте вспомним, сколько их и какие? Приведите примеры болезней каждого класса.

III. Изучение нового материала.

^ 1.Результаты социологического опроса.

Из перечисленных заболеваний названия многих вам знакомы с детства. И если вас заинтересовала информация о каком-либо названном заболевании, вы можете обратиться к нашему школьному фельдшеру,

к фельдшеру сельского фельдшерско-акушерского пункта, поискать информацию в справочной медицинской литературе, зайти на сайт в Интернете.

1).Социологическое исследование.

В группах вы исследовали материалы о заболевании, эпидемию которого ожидают каждый год. Закончилась осень, похолодало, сейчас то самое время, когда легче всего подхватить вирус гриппа. Я надеюсь, что материал, полученный в ходе нашего урока, действительно пригодиться вам в жизни,

а для учащихся нашей школы мы выпустим стенгазету по теме урока с полезной информацией- который станет результатом нашей проектной работы.

1 группа наших ребят работала над социологическим исследованием,

они подробно познакомят нас с результатами своего исследования. ^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В результате социологического опроса мы опросили 35 человек.

Вот вопросы, на которые предлагалось ответить:

-Знаете ли вы, что такое грипп?

-Чем опасно это заболевание?

-Болели ли вы гриппом? Сколько раз?

-Обращались ли вы к врачу?

-Делаете ли вы прививку от гриппа?

-Считаете ли вы ее необходимой? (поясните)

-Принимаете ли вы профилактические средства для защиты от гриппа?

(если да, какие?)

-Есть ли у вас свой проверенный способ защиты от гриппа? (какой?)

-Пользуетесь ли вы народными средствами для лечения гриппа? (какими?)

-Как вы считаете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?

Обобщив весь собранный материал, можно сказать, все 98% опрошенных знают, что грипп - это инфекционное заболевание, но, примерно половина, перечисляя симптомы гриппа, называли симптомы острого респираторного заболевания.

Все знают, что грипп опасен осложнениями, но только 8% назвали какими именно.

89% опрошенных переболели этим заболеванием.

Во время заболевания только 49% отвечающих обратились за помощью к врачу.

42% всех отвечающих не считают необходимым делать прививку от гриппа, 8% опрошенных не прививаются по противопоказаниям.

Практически все опрошенные знают о том, что существуют и другие профилактические средства против гриппа, но применяют их только половина отвечающих.

32% людей имеют свой проверенный способ защиты от гриппа, но на вопрос какой именно, ответ дали не все.

51% опрошенных пользуются народными средствами лечения гриппа.

В результате опроса, проведенного среди учителей, родителей и учащихся 9,10 классов нашей школы стало понятно, что опрошенные недостаточно владеют информацией об этом заболевании.

Ребята хорошо справились со своим этапом проекта, мы действительно увидели с вами всю актуальность рассматриваемого вопроса.

Чем же опасно это заболевание? Следующий этап работы посвящается выяснению этого вопроса. Конечно, рассмотрим мы на уроке и меры профилактики. Но сначала хотелось бы, чтобы информация, полученная сегодня вами, была оформлена в тетрадь в виде таблицы.

Признаки болезни

Источни-ки инфек-

ции

Пути пере-

дачи

инфек-

ции

Продол-

житель-

ность

болезни

Меры профи-

лактики и за-щиты

Меры в отноше-нии больных

Меры в отношении лиц, контактирующих с больными

2.) Этиология заболевания.

2 группа ребят работала над этиологией заболевания.

Готовясь уроку, учащиеся 9 «б» класса изучили медицинские справочники, нашли много материала об этом заболевании в интернете, беседовали с участковым педиатром , терапевтом и школьным врачом.


Представленный материал.

^ Что такое грипп

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара.

^ Симптомы гриппа

Грипп - острое высоко контагиозное заболевание, которое отличается резким токсикозом, умеренными катаральными явлениями с наиболее интенсивным поражением трахеи и крупных бронхов. Клиника гриппа и острых респираторных заболеваний, вызываемых различными вирусами, из-за сочетания общетоксических симптомов и поражения дыхательных путей, имеет много сходных черт.

Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.

Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь- воздушно-капельный. Также возможен бытовой путь передачи , например, через предметы обихода.

Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из 4-х форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая и гипертоксическая. Симптомы и их сила зависят от тяжести заболевания.

В случае легкой формы гриппа, температура тела может оставаться нормальной или повышаться не выше 38°С, симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.

В случае среднетяжелой формы гриппа температура повышается до 38,5-39,5°С и отмечаются классические симптомы заболевания:

  • Интоксикация

    • Обильное потоотделение;

    • Слабость;

    • Светобоязнь;

    • Суставные и мышечные боли;

    • Головная боль;

  • Катаральные симптомы

    • Гиперемия мягкого неба и задней стенки глотки;

    • Гиперемия конъюнктив;

  • Респираторный симптомы

    • поражение гортани и трахеи;

    • Сухой (в ряде случаев - влажный) болезненный кашель;

    • Нарушение фонации;

    • Боли за грудиной;

    • Ринит (насморк);

    • Гиперемия, цианотичность, сухость слизистой оболочки полости носа и глотки.

  • Синдром сегментарного поражения легких - динамично нарастающая (в течение нескольких часов) легочно-сердечная недостаточность с типичной сегментарной тенью в одном из легких; при благоприятном исходе клинико-рентгенологические изменения разрешаются (практически бесследно) в течение 2-3 дней (дифференциальное отличие от пневмонии). При гипертоксической форме возможен отек легких, обычно заканчивающийся геморрагической пневмонией.

При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа появляются признаки энцефалопатии (психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения, точечные геморрагии на мягком небе) и рвота.

При гипертоксической форме гриппа возникает серьезная опасность летального исхода, особенно для больных из группы риска. Эта форма гриппа включает в себя следующие проявления:

Если грипп протекает без осложнений, лихорадочный период продолжается 2-4 дня и болезнь заканчивается в течение 5-10 дней. Возможны повторные подъемы температуры тела, однако они обычно обусловлены наслоением бактериальной флоры или другой вирусной респираторной инфекции. После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться явления постинфекционной астении: утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, бессонница и др.

Осложнения в большинстве случаев определяются присоединением вторичной бактериальной флоры (пневмония, синусит, воспаление верхних дыхательных путей).

При лечении обязательно наблюдение у врача. Госпиталиацию проводят по жизненным и эпидеологическим показаниям. В течение всего лихорадочного периода больной должен соблюдать постельный режим , рекомендуется молочно-растительная диета, обогащенная витаминами.



  1. Анализ статистики

Грипп - это очень серьезное заболевание, к которому нельзя относиться легкомысленно. Оно не жалеет никого - ни стариков, ни детей, ни молодых. 3 группе ребят, работающих над нашим проектом, для анализа статистики заболеваемости и количества вакцинированных пришлось также обратиться к Интернету, а также очень подробную информацию они получили от главного специалиста «Центра гигиены и эпидемиологии Старокулаткинского района» Ильясовой Найли Расимовны.

^ Статистика заболевания гриппом в России

Оперативная информация о заболеваемости гриппом и ОРВИ населения Российской Федерации за январь-февраль 2013года. (данные взяты из Интернета)

На 6-й неделе 2013 года (04.02.13 - 10.02.13) на территории Российской Федерации  в целом  продолжался  рост заболеваемости ОРВИ  и гриппом. Превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости ОРВИ и гриппом по совокупному населению отмечено  в 36-ти субъектах Российской Федерации, практически во всех федеральных округах страны. Превышение эпидпорогов по центральному городу без превышения в целом по субъекту зарегистрировано в 9-ти городах России. Рост заболеваемости острыми респираторными инфекциями отмечается как среди детей, так и среди взрослого населения.  Среди детей в возрасте 0-2 года превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости ОРВИ и гриппом  зарегистрировано   в  35-ти субъектах Российской Федерации, среди детей 3-6 лет  - в  39-ти субъектах Российской Федерации, среди детей в возрасте 7-14 лет - в 32-х субъектах Российской Федерации. Среди лиц 15 лет и старше превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости ОРВИ и гриппом  отмечено в 28-ти субъектах Российской Федерации. Роспотребнадзором продолжается мониторинг за циркуляцией вирусов: на прошедшей неделе обследовано свыше 4,6 тыс. человек с признаками ОРВИ.  В структуре положительных находок преобладают вирусы гриппа, при  этом доминируют вирусы гриппа А(Н1N1)2009  и гриппа А(Н3N2). Имеются также находки вирусов гриппа А(Н1N1) и В. Выделенные вирусы по своим антигенным свойствам соответствуют вирусам, вошедшим в состав гриппозных вакцин сезона 2012-2013гг. В  связи с заболеваемостью  ОРВИ и гриппом детей в организованных коллективах для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий на отчетной неделе приостановлена деятельность 763 школ в 49  субъектах страны. В 1039 школах в 66 субъектах Российской Федерации закрыты  отдельные классы. Закрыто полностью 157 дошкольных образовательных учреждений в 35 субъектах Российской Федерации, закрыты отдельные группы в 713 дошкольных образовательных учреждениях в 53 субъектах  Российской Федерации.  Роспотребнадзор продолжает контроль за эпидситуацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции на территории Российской Федерации.

Статистика заболеваемости по Ульяновской области.

1.3.1. Эпидемиологическая обстановка

Для зимних месяцев характерно сезонное увеличение числа заболевших инфекциями, передаваемыми воздушно-капельным путем, такими как грипп и ОРВИ.

На территории Приволжского федерального округа грипп регистрируется на уровне единичных случаев. Самым эффективным методом профилактики гриппа является вакцинация.

Заболеваемость острыми кишечными инфекциями (ОКИ) в феврале будет находиться около среднестатистических значений. Основными причинами отдельных вспышек могут стать: употребление недоброкачественной питьевой воды из водопроводных сетей и нарушение санитарных норм в технологическом процессе приготовления пищи на объектах общественного питания (столовые, школы, больницы, детских сады и др).

Заболеваемость вирусным гепатитом «А», хроническими вирусными гепатитами не превысит среднестатистический уровень.

Цифры по нашей школе: всего учащихся в сош№1-363чел. Роста заболевания гриппом за последнее время не наблюдается.


Сегодня отношение к прививке против гриппа не однозначное.

Каковы по вашему мнению причины отказа от вакцинации?

Каждый может купить в аптеке лекарство против гриппа.

На доске:

Вакцина:

Гриппол (Россия)-? рублей

Грипповак (Россия)-?рублей

Ваксигрипп (Франция)-? рублей

Гриппал (Италия)-? рублей

Инфлюфак (Бельгия)-?рублей

Между тем, надо сказать, что для профилактики этого и ряда других вирусных заболеваний можно использовать и другие лекарственные препараты.

Следующая группа ребят посетила аптеку№35 и аптеку«Имплозия»выясняла, какие противогриппозные препараты пользуются большей популярностью среди жителей нашего села.

(выставка лекарственных препаратов)

Лекарственные препараты для лечения может прописать только врач , учитывая особенности вашего возраста, состояния организма, результатов анализов и др.. Также может порекомендовать профилактические средства.

Но с некоторыми препаратами мы все же решили вас познакомить.

В последнее время для лечения гриппа и острых респираторных заболеваний успешно применяют так называемые иммунномодулирующие препараты. Они мобилизуют организм на самостоятельную борьбу с вирусами и микробами.

В нашей аптеке наибольшим спросом пользуются иммуномодулирующие препараты, как анаферон, арбидол, но в аптеке можно найти также инаферон, гриппферон, анаксин.


Для защиты свого организма существуют так называемые иммунностимуляторы, которые усиливают защитные силы нашего организма. Так в аптеке продается настойка эхинацеи, иммунал покупают реже- он подороже.

Для укрепления организма необходимо применять и витамины, а лучше поливитамины, как компливит, ревит, алфавит, гексавит и др. Все эти витамины можно приобрести в нашей аптеке.

Если вы почувствовали, что заболеваете , то для облегчения симптомов заболевания и своего состояния можете применить такие препараты , как антигриппин, феервекс, гриппофлю, Флюкоденс, риниколд.


И обязательно на прием к врачу.

И хотелось бы сказать, что покупая лекарственные препараты, даже выписанные врачом, внимательно прочитайте аннотацию и убедитесь, что не имеете противопоказаний, срок годности препарата.

Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней . Человек- сам творец своего здоровья. Ведь издавна известно, что на 50-70% на наше здоровье оказывает наш образ жизни. Прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию, сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым к разным вирусам .

5) Упражнения для профилактики.

Из беседы с врачом - педиатром Бурнашевой Нелей Тимуровной, узнали, что существуют даже специальные упражнения для профилактики простудных заболеваний и осложнений гриппа.

5группа ребят научит вас выполнять эти упражнения.

-Поглаживание и растирание кожи лба (10-15 раз)

-Интенсивное быстрое поглаживание и растирание крыльев носа и кожи по краям от них (10-15 раз)- профилактика гайморита

-Массаж кожи за ушными раковинами в течение 1 минуты - профилактика отита

-Массаж неба языком (10 движений) и сильное высовывание языка (2-3 раза)- профилактика ангины

Упражнения для улучшения носового дыхания:

Дыхание через нос более физиологично, чем ртом, поскольку воздух, проходя через полость носа, согревается, увлажняется и очищается.

-Плотно закрыть рот, прижать одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через вторую ноздрю, затем также через правую.

-Вдох через одну ноздрю (вторая прижата), выдох - через другую (первая прижата).

-Медленный вдох ртом, сильный выдох через нос.

-Рот закрыт, длинный выдох через нос, на выдохе медленно произнести звук «м-м-м»

^ 6). Рекомендации для каждого

Ежегодно гриппом заболевают более 500 млн. человек, а значит избежать попадания в поле действия опасного вируса крайне сложно. В процессе работы над проектом и в результате анализа социологического исследования мы увидели необходимость проанализировать и обобщить материал о средствах профилактики гриппа, которые у нас всегда под рукой и с которыми вы знакомы с детства.

Над этим материалом работала 6 группа ребят, попросим познакомить нас с изученным материалом.


^ Рекомендации для каждого

Хотите защититься от напасти? Тогда не ленитесь в сезон вспышки гриппа каждый день выполнять простые советы:

1.Почаще открывайте форточку в собственной квартире. Возьмите за правило перед сном хотя бы на 15-30 минут выходить на свежий воздух.

2. Принимайте поливитаминные препараты, содержащие витамины А и С. Они сделают непроницаемыми для инфекции слизистые оболочки, принимающие на себя основной удар.

3.Имейте в виду: заболевание может «прицепиться» к вам не только через поцелуй или «чих» больного гриппом человека, но и через грязные руки. Поэтому мойте их как можно чаще!

Во избежание самозаражения пользуйтесь не носовым платком, а одноразовыми бумажными платками.

4. Не переохлаждайтесь, одевайтесь по погоде, которая осенью коварна. Перед выходом на улицу смажьте слизистую носа оксолиновой мазью, закапайте в каждый носовой ход по 3 капли интерферона или свежевыжатого сока грейпфрута. Выходя из дома, положите за щеку ломтик лимона и, перекладывая его из стороны в сторону, подержите во рту 10-15 минут. Находясь в транспорте, старайтесь прикрыть рот и нос чистым носовым платком, в крайнем случае - шарфом.

5.Избегайте людных мест, где легко подцепить возбудителя инфекции.

На работе и дома чаще проветривайте помещение. Придя с улицы, промойте нос соляным раствором или водой с небольшим количеством сока лимона. 6.Вечером подышите целебными ароматическими парами, которые обладают противовоспалительным и антибактериальным действием. В кипящую воду добавьте немного соли, эвкалиптового (лавандового, гвоздичного) масла. Осторожно вылейте в глубокую миску и подышите над ней.

7. Перед сном приготовьте антипростудный чай. Смешайте в равных пропорциях сухие листья черной смородины, мяты, липового цвета. 1 стол. Ложку смеси заварите стаканом кипятка, настаивайте 5-10 минут. Выпейте маленьким глоточками с 1 чайн. ложкой гречишного меда.

8.Особое внимание в период инфекций гриппа следует уделить питанию. Меню должно включать овощи и фрукты. Регулярно ешьте квашеную капусту, грейпфруты, клюкву, черную смородину.

В профилактике важны витамины, особенно витамин С. Апельсины, лимоны, мандарины доступны и осенью, и зимой. Можно заменить их натуральными соками.

Будем, есть лук и чеснок или вдыхать их ароматы.

Полезны натуральные кисломолочные продукты (кефир, ряженка, йогурт и др.)

Используйте отвары липы, лаванды, розмарина, черной бузины, шалфея. Они дезинфицируют горло и дыхательные пути. Укрепить здоровье можно с помощью имбиря и прополиса. Кусочек последнего просто кладите под язык.

7). Правила выздоровления.

Кто из людей рискует стать жертвой коварного недуга в первую очередь? (дети, старики, слабые физически люди, школьники, люди таких специальностей, как врачи, учителя, кондукторы, полицейские и др. профессий)

100% гарантии от гриппа нет. Единственный эффективный способ–это носить маску, что не очень принято у нас в стране, но можно наблюдать в Японии, США. И коль уж мы заболели , то обязательно должны обратиться к врачу, ведь только он может назначить квалифицированное лечение, но мы и сами можем помочь своему выздоровлению.

Правила выздоровления изучала 7 группа ребят. Пожалуйста, познакомьте нас с результатами работы.

-Строго соблюдайте предписания врача, соблюдайте постельный режим.

-Не пренебрегайте правилами личной гигиены: пользуйтесь отдельной посудой и полотенцем, чаще ополаскивайте лицо теплой водой. Общаясь с близкими , прикрывайте рот одноразовыми бумажными салфетками.

-Чаще проветривайте комнату, в которой находитесь.

-Чтобы быстрее очистить организм от продуктов интоксикации, пейте в день не менее 1,5-2 литров жидкости: теплый чай с малиной, медом, вареньем из черной смородины, брусничный, клюквенный морс, фруктовые соки (особенно цитрусовые), лимонный напиток. Это очистит организм от продуктов вирусной интоксикации и снабдит его необходимыми витаминами и минералами.


IV. Обобщение.

Мы сегодня получили большую информацию об этом заболевании.

-Что же является возбудителем гриппа?

-Каким образом передается грипп?

-Какие симптомы характерны для этого заболевания?

-Чем опасен грипп?

Вы, ребята, добросовестно поработали над нашим проектом. Я надеюсь, что полученные знания, действительно пригодятся вам в жизни, и вы будете применять их на практике. Результатом работы над проектом сталпамятки по профилактике гриппа, который мы вывесим после урока на наш информационный стенд, чтобы все ребята, учителя, персонал и гости нашей школы могли ознакомиться с полезной информацией.

V. Домашнее задание.

Закончить заполнение таблицы по теме урока.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка для населения по профилактике гриппа

^ Что нужно знать о гриппе?

       Памятка для населения 
по профилактике гриппа


Что нужно знать о гриппе?

       С наступлением холодного времени года резко возрастает число острых респираторных  вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа.

        Грипп – это высоко контагиозная вирусная инфекция, распространенная повсеместно. Характерные клинические проявления гриппа: внезапное острое начало заболевания, сопровождающееся резким повышением температуры тела (выше 38˚С), ознобом,  головной болью, болью в мышцах, общей слабостью, кашлем. Болезнь может протекать легко, однако могут наблюдаться тяжелые формы течения вплоть до смертельных исходов.

   Возбудители гриппа– вирусы типов А и В, которые отличаются агрессивностью, исключительно высокой скоростью размножения. За считанные часы после заражения вирус гриппа приводит к глубоким поражениям слизистой оболочки дыхательных путей, открывая возможности для проникновения в нее бактерий. Это объясняет большее число бактериальных осложнений, возникающих при гриппе. Также важной особенностью вирусов гриппа является   их  способность  видоизменяться: практически ежегодно появляются все новые варианты вирусов.

^ Чем опасен грипп?

           Грипп крайне опасен своими осложнениями:

- Легочные осложнения (пневмония, бронхит). Именно пневмония является причиной большинства смертельных исходов от гриппа.

-  Осложнения со стороны верхних дыхательных путей и ЛОР органов (отит, синусит, ринит, трахеит).

-  Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит).

- Осложнения со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты).

   Грипп часто сопровождается обострением имеющихся хронических заболеваний.


Влияние осложнений на системы жизнеобеспечения организма



Грипп к сожалению влияет на все жизненно-важные системы человеческого организма, именно поэтому это одно из самых непредсказуемых заболеваний. 


Осложнения подразделяют на две группы 




Вторая группа бактериальных осложнений обычно развивается при недолеченном гриппе после того, как больному становится лучше.

Осложнения

Ринит – воспаление слизистой оболочки носа.

Синусит – воспаление придаточных пазух носа.

Гайморит – воспаление гайморовых пазух.

Отит – воспаление уха.

Бронхит острое воспаление слизистой оболочки бронхов.

ПневмонияОдно из наиболее частых осложнений гриппа причем, как правило, пневмония, это вторичная бактериальная инфекция (вызванная Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, или Staphylococcus aureus). Реже встречающаяся и соответственно более тяжелая форма осложнений - комбинированная инфекция (вирусная и бактериальная пневмония).

Первичная вирусная пневмония (вызывается вирусами высочайшей степени вирулентности), характеризуется высокой смертностью из-за развития молниеносных геморрагических пневмоний, продолжающихся не более3-4 дней. Истинная первичная гриппозная пневмония возникает, прежде всего, у больных, страдающих хроническими заболеваниями сердца и легких, сопровождающимися застойными явлениями в легких.

Синдром Рейе встречается практически исключительно у детей (в основном после заболевания гриппом В) после употребления салицилатов (аспирина) и проявляется сильной рвотой, которая может привести к коме в связи с отеком мозга.

Миокардит – воспаление сердечной мышцы (миокарда).

Перикардит – воспалительное поражение серозной оболочки сердца.

Сердечная недостаточность это комплекс симптомов и клинических признаков, появляющихся на фоне нарушения насосной функции сердца.

Миозит – воспаление скелетных мышц.

Пиелонефрит –воспаление тканей почек.

Острый поперечный миелит синдром для которого характерно острое поперечное поражение спинного мозга - как серого, так и белого вещества - в одном из нескольких смежных грудных сегментов. Заболевание начинается с внезапных болей в спине, затем развиваются сенсорные и двигательные нарушения, распространяющиеся от стоп вверх.

Менингит – воспаление оболочек головного и спинного мозга.

Энцефалит  воспаление головного мозга.

Бактериальная суперинфекция - наслоение на ослабленный гриппом организм бактериальной инфекции (пневмококковой, гемофильной, стафилококковой).

Обострения хронических заболеваний - бронхиальной астмы и хронического бронхита, сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений обмена веществ, заболеваний почек и др. 


^ Диагностика осложнений

Для диагностики некоторых послегриппозных осложнений большую роль играют анализ крови и мочи, рентгенологическое исследование и другие современные методы исследования. 


Профилактика осложнений

1. Вакцинация - один из способов предотвратить заболевание, соответственно избежать осложнений.

^ 2. Обращение к врачу в течение 48 часов после появления первых признаков заболевания.

3. Выполнение всех назначений врача. 



Смертность от осложнений при гриппе

В каждый эпидемический год осложнения гриппа уносят в среднем в год от 2000 до 5000 человекВ основном это люди старше 60 лет и дети. В 50% случаев причиной смерти становятся осложнения со стороны сердечно–сосудистой системы и в 25% случаев осложнения со стороны легочной системы. 


^ Как защитить себя от гриппа?

   Основной мерой специфической профилактики гриппа является вакцинация.

Она осуществляется  эффективными противогриппозными вакцинами, содержащими актуальные штаммы вирусов гриппа, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения на предстоящий эпидсезон.

     Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана контингентам из групп риска: детям начиная  с 6 месяцев, людям преклонного возраста, страдающим хроническими заболеваниями, медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания, транспорта. Вакцинация проводится не позднее, чем за 2-3 недели до начала эпидемического подъема заболеваемости.

          В период эпидемического подъема заболеваемости рекомендуется принимать меры неспецифической профилактики:

-  Избегать  контактов с  лицами, имеющими признаки заболевания;

-  Сократить время пребывания в местах массового скопления людей и в общественном транспорте;

-  Носить медицинскую маску (марлевую повязку);

- Регулярно и тщательно мыть руки с мылом или протирать их специальным средством для обработки рук;

- Осуществлять влажную уборку, проветривание и увлажнение воздуха в помещении;

- Вести здоровый образ жизни (полноценный сон, сбалансированное питание, физическая активность).

В целях повышения устойчивости организма к респираторным вирусам, в том числе, к вирусам гриппа, как мера неспецифической профилактики, используются (по рекомендации врача) различные препараты и средства, повышающие иммунитет. 

^ Что делать, если Вы заболели гриппом?

   Следует остаться дома и немедленно обратиться к врачу. Самолечение при гриппе недопустимо. Именно врач должен поставить диагноз и назначить необходимое  лечение, соответствующее Вашему состоянию и возрасту. Необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача: своевременно принимать лекарства и соблюдать постельный режим во время болезни, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно - сосудистую, иммунную и другие системы организма. Рекомендуется обильное питье - горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды.      

     Для предупреждения распространения инфекции, больного следует изолировать от здоровых лиц (желательно выделить отдельную комнату). Помещение, где находится больной,  необходимо  регулярно проветривать, предметы обихода, а также полы протирать дезинфицирующими средствами.

Общение с больным, по возможности, следует ограничить. При уходе за больным гриппом следует использовать медицинскую маску (марлевую повязку).


Содержание инновационного педагогического проекта:

      1. Основная идея проекта……………………..….1-3

      2. Сфера проектирования…………………….….3-4

      3. Аудитория проекта………………………….…..4

      4. Цели и задачи педагогического проекта ………4

      5. Цель исследования ……………………………...5

      6. Формы реализации проекта………………...6-10

      7. Содержание проекта…………………………..11

      8. Бюджет и ресурсы проекта…………………...11

      9. Способы экспертизы…………………………..12

      10. Список литературы…………………………. ..12

      11. Приложение……………………………….. 13-36



отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной...
«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности
Тема урока: Правила поведения человека в условиях вынужденного автономного существования. 12
«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности....
«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Правила безопасности на уроках физической культуры

«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Программа Обучения детей и подростков Правилам пожарной безопасности (обеспечение безопасности жизнедеятельности)

«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента...
«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Методика работы на уроках физической культуры с детьми с нарушением зрительной деятельности

«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Тесты безопасности 4 организация лечебно-профилактической помощи детям на фельдшерско-акушерском

«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Предмет, цель и содержание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". "Человек и среда обитания"
Предмет, цель и содержание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". "Человек и среда обитания"...
«организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности» icon Важным звеном в деятельности поликлиник является организация работы участковых врачей (УВ) терапевтов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы