|
Скачать 0.92 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38 г. Томска Тестовый цифровой терминологический диктант Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности муниципальных общеобразовательных учреждений Автор: Иголкина Альбина Николаевна, преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ СОШ № 38 г. Томска Томск 2013 Содержание Пояснительная записка 4 ^ Тема урока: Средства тушения пожаров. 8 Тема урока: Загрязнение воды и почвы. 8 Тема урока: Опасные газы. 9 Тема урока. Средства бытовой химии как источник опасности. 9 Тема урока: Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях. 10 Тема урока Продукты под контролем 10 ^ Тема урока: Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. 12 Тема урока: Правила поведения человека в условиях вынужденного автономного существования. 12 Тема урока: Сигналы бедствия. 13 Тема урока: Характеристика различных видов травм и повреждений. Первая помощь при травмах. 14 Тема урока: Укусы животных. 14 ^ Тема урока: Виды лесных пожаров и их последствия. 16 Тема урока: Меры по защите от наводнений. 16 Тема урока: Последствия наводнений. Классификация наводнений по масштабу распространения. 17 Тема урока: Бури, ураганы, смерчи. Основные понятия. Классификация. 18 Тема урока: Происхождение, классификация, поражающие факторы селей. 19 Тема урока: Причины возникновения, происхождение обвалов, оползней. 19 ^ Тема урока: Радиоактивность и радиационно опасные объекты. 21 Тема урока: Первая помощь пострадавшим от АХОВ. 21 Тема урока: Ионизирующее излучение. 22 Тема урока: Характеристика очагов поражений при радиационных авариях. Принципы защиты от И.И. 23 Тема урока: Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. 23 ^ Тема урока: Основные понятия о здоровье. 25 Тема урока: История создания, цели, задачи, принципы гуманитарной деятельности. 25 Тема урока: Первая доврачебная помощь. 26 Тема урока: Жизнеобеспечение человека. 27 Тема урока: Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. 27 Тема урока: ВИЧ – инфекция и СПИД. 28 Тема урока: Вредные привычки. Табакокурение. 29 Тема урока: Преодоление препятствий. 29 ^ Тема урока: Общие принципы защиты населения и оказания первой медицинской помощи. 31 Тема урока: Структура Вооруженных Сил РФ. 32 Тема урока: Символы воинской чести. Боевое Знамя. 32 Тема урока: Виды В.С., рода войск. 33 Тема урока: Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие. 34 Тема урока: Современные средства поражения и их поражающие факторы. 34 Тема урока: Сохранение и укрепление здоровья. 35 Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних 36 ^ Тема урока: Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. 38 Тема урока: Первая медицинская помощь при ранениях. 38 Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах и остановке сердца. 39 Тема урока: Права и ответственность военнослужащих. 40 ^ Пояснительная записка В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только узкопредметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно содержанию общего образования эти результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают большой перечень универсальных учебных действий и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование всех УУД в рамках одного предмета невозможно. В рамках освоения курса ОБЖ, можно реализовать работу по формированию логических и познавательных УУД. А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по задания на формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ. На сегодняшний день в рамках изучения предмета ОБЖ разработано не очень много разнообразных форм проведения проверки качества знаний. Для контроля качества усвоения знаний я использую методику цифрового терминологического диктанта. Цифровой терминологический диктант это метод проверки остаточных знаний обучающихся по тематике урока, требующий от ученика соотнесения встречающиеся в ходе урока терминов, имен, дат с их признаками, определениями, свойствами. Данная работа проводится с целью:
В заданиях, разработанных мною для обучающихся 5 - 11 классов, необходимо найти соответствие между терминами и их признаками. Для удобства можно обозначить термины буквами, а признаки - цифрами и оформить в виде таблицы. Можно проводить диктант, только зачитывая термины, таким образом, учитель проверяет их правописание. Используя только второй столбец печатного раздаточного материала, можно дать обучающимся задание найти соответствующие признаки или определения к предложенным терминам. Такой вид работ позволяет задействовать разные органы восприятия, что немаловажно для «аудиалов» и «визуалов». Цифровой диктант требует от обучающихся не только хорошо развитой памяти, но и умения логически мыслить, быть внимательным, сравнивать, анализировать и делать правильный выбор. Проверка не требует много времени, при этом цифровой диктант обеспечивает объективность оценки знаний. Обучающиеся могут использовать данные тесты для взаимопроверки и самопроверки. Для успешного усвоения знаний диктант можно проводить при проверке знаний; на этапе закрепления знаний; как опорный материал для работы с учебником; при изучении нового материала. В качестве домашнего задания или любого из этапов урока можно предложить учащимся самостоятельно составить подобные терминологические цифровые диктанты. В данных тестовых заданиях использованы метапредметные связи с литературой, географией, физикой, химией, историей. Например, в заданиях есть имена поэтов, писателей, известных в истории, физике, химии, медицине личностей, и их цитаты, отрывки из произведений, или упоминания о том, свидетелем каких чрезвычайных ситуаций являлись эти люди, какие открытия совершали, есть географические названия, в которых происходили ЧС. Диктант используется не только как обучающий, но и как корректирующий метод. Обучающиеся самостоятельно могут обнаружить пробелы в знаниях и восстановить пропущенный материал. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня в цифровом терминологическом диктанте соответствует отметка «удовлетворительно» при правильном выполнении от 5 до 3 заданий. Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);при правильных ответах на 2 и меньше заданий. Для составления терминологических цифровых диктантов использовались учебники для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» издательства АСТ «Астрель» Москва 2006 под редакцией Ю.Л. Воробьева. ^ Тема урока: Средства тушения пожаров. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
Правильные ответы:
Пример заданий для 6 класса Тема урока: Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
^
^ Тема урока: Средства тушения пожаров. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
^ Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
^ Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
^
^ Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
|