Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности





Скачать 0.92 Mb.
Название Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности
страница 1/6
Иголкина Альбина Николаевна
Дата конвертации 21.05.2013
Размер 0.92 Mb.
Тип Урок
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38 г. Томска


Тестовый цифровой терминологический диктант


Методическое пособие для преподавателей-организаторов

основ безопасности жизнедеятельности

муниципальных общеобразовательных учреждений


Автор: Иголкина Альбина Николаевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МАОУ СОШ № 38 г. Томска


Томск 2013

Содержание

Пояснительная записка 4

^ Задания для 5 класса. 8

Тема урока: Средства тушения пожаров. 8

Тема урока: Загрязнение воды и почвы. 8

Тема урока: Опасные газы. 9

Тема урока. Средства бытовой химии как источник опасности. 9

Тема урока: Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях. 10

Тема урока Продукты под контролем 10

^ Задания для 6 класса. 12

Тема урока: Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. 12

Тема урока: Правила поведения человека в условиях вынужденного автономного существования. 12

Тема урока: Сигналы бедствия. 13

Тема урока: Характеристика различных видов травм и повреждений. Первая помощь при травмах. 14

Тема урока: Укусы животных. 14

^ Задания для 7 класса 16

Тема урока: Виды лесных пожаров и их последствия. 16

Тема урока: Меры по защите от наводнений. 16

Тема урока: Последствия наводнений. Классификация наводнений по масштабу распространения. 17

Тема урока: Бури, ураганы, смерчи. Основные понятия. Классификация. 18

Тема урока: Происхождение, классификация, поражающие факторы селей. 19

Тема урока: Причины возникновения, происхождение обвалов, оползней. 19

^ Задания для 8 класса. 21

Тема урока: Радиоактивность и радиационно опасные объекты. 21

Тема урока: Первая помощь пострадавшим от АХОВ. 21

Тема урока: Ионизирующее излучение. 22

Тема урока: Характеристика очагов поражений при радиационных авариях. Принципы защиты от И.И. 23

Тема урока: Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. 23

^ Задания для 9 класса. 25

Тема урока: Основные понятия о здоровье. 25

Тема урока: История создания, цели, задачи, принципы гуманитарной деятельности. 25

Тема урока: Первая доврачебная помощь. 26

Тема урока: Жизнеобеспечение человека. 27

Тема урока: Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. 27

Тема урока: ВИЧ – инфекция и СПИД. 28

Тема урока: Вредные привычки. Табакокурение. 29

Тема урока: Преодоление препятствий. 29

^ Задания для 10 класса 31

Тема урока: Общие принципы защиты населения и оказания первой медицинской помощи. 31

Тема урока: Структура Вооруженных Сил РФ. 32

Тема урока: Символы воинской чести. Боевое Знамя. 32

Тема урока: Виды В.С., рода войск. 33

Тема урока: Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие. 34

Тема урока: Современные средства поражения и их поражающие факторы. 34

Тема урока: Сохранение и укрепление здоровья. 35

Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних 36

^ Задания для 11 класса 38

Тема урока: Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. 38

Тема урока: Первая медицинская помощь при ранениях. 38

Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах и остановке сердца. 39

Тема урока: Права и ответственность военнослужащих. 40

^ Список использованной литературы 41

Пояснительная записка


В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только узкопредметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно содержанию общего образования эти результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают большой перечень универсальных учебных действий и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование всех УУД в рамках одного предмета невозможно. В рамках освоения курса ОБЖ, можно реализовать работу по формированию логических и познавательных УУД. А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по задания на формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ. На сегодняшний день в рамках изучения предмета ОБЖ разработано не очень много разнообразных форм проведения проверки качества знаний.

Для контроля качества усвоения знаний я использую методику цифрового терминологического диктанта. Цифровой терминологический диктант это метод проверки остаточных знаний обучающихся по тематике урока, требующий от ученика соотнесения встречающиеся в ходе урока терминов, имен, дат с их признаками, определениями, свойствами. Данная работа проводится с целью:

  • Оценки уровня усвоения знаний на уроке;

  • Выявления наиболее трудных для учащихся элементов содержания при изучении новой темы

В заданиях, разработанных мною для обучающихся 5 - 11 классов, необходимо найти соответствие между терминами и их признаками. Для удобства можно обозначить термины буквами, а признаки - цифрами и оформить в виде таблицы. Можно проводить диктант, только зачитывая термины, таким образом, учитель проверяет их правописание. Используя только второй столбец печатного раздаточного материала, можно дать обучающимся задание найти соответствующие признаки или определения к предложенным терминам. Такой вид работ позволяет задействовать разные органы восприятия, что немаловажно для «аудиалов» и «визуалов».

Цифровой диктант требует от обучающихся не только хорошо развитой памяти, но и умения логически мыслить, быть внимательным, сравнивать, анализировать и делать правильный выбор.

Проверка не требует много времени, при этом цифровой диктант обеспечивает объективность оценки знаний. Обучающиеся могут использовать данные тесты для взаимопроверки и самопроверки.

Для успешного усвоения знаний диктант можно проводить при проверке знаний; на этапе закрепления знаний; как опорный материал для работы с учебником; при изучении нового материала. В качестве домашнего задания или любого из этапов урока можно предложить учащимся самостоятельно составить подобные терминологические цифровые диктанты.

В данных тестовых заданиях использованы метапредметные связи с литературой, географией, физикой, химией, историей. Например, в заданиях есть имена поэтов, писателей, известных в истории, физике, химии, медицине личностей, и их цитаты, отрывки из произведений, или упоминания о том, свидетелем каких чрезвычайных ситуаций являлись эти люди, какие открытия совершали, есть географические названия, в которых происходили ЧС.

Диктант используется не только как обучающий, но и как корректирующий метод. Обучающиеся самостоятельно могут обнаружить пробелы в знаниях и восстановить пропущенный материал.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня в цифровом терминологическом диктанте соответствует отметка «удовлетворительно» при правильном выполнении от 5 до 3 заданий.

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);при правильном выполнении от 8 до 6 заданий

  • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5») правильные ответы на 9-10 заданий


Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);при правильных ответах на 2 и меньше заданий.

Для составления терминологических цифровых диктантов использовались учебники для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» издательства АСТ «Астрель» Москва 2006 под редакцией Ю.Л. Воробьева.


^ Пример заданий для 5 класса.

Тема урока: Средства тушения пожаров.

Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.


Термины

Признаки для соответствия







  1. Доступные средства тушения огня

  1. Существуют в крупных зданиях




  1. Виды огнетушителей

  1. Огнетушитель




  1. Заменяет ванну воды

  1. Вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, веник, покрывало, огнетушитель




  1. Электрооборудование, находящееся под напряжением

  1. Нельзя тушить пенным огнетушителем




  1. Пожарные краны

  1. Первое, что необходимо делать при пожаре




  1. Вызвать пожарных и защитить себя

  1. Порошковые, углекислотные, химические пенные



Правильные ответы:


А

Б

В

Г

Д

Е

3

6

2

4

1

5




Пример заданий для 6 класса

Тема урока: Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению.

Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.



Термины

Признаки для соответствия







  1. Осложнения при переправах через таежные и горные реки

  1. Система веревок, обвязок, предназначенных для обеспечения безопасности человека




  1. «Окна»

  1. Быстрое течение, скользкие камни на дне




  1. Виды узлов

  1. Преодолевать их лучше зигзагами, а не по прямой




  1. Опасности в горных районах

  1. Участки прозрачной воды посреди болота, опасные ярко-зеленые поляны, покрытые травой и цветами, ненадежный травяной покров, который сразу проваливается под ногами




  1. Страховочное снаряжение

  1. Скопление плотного снега в виде навеса на подветренной стороне острого гребня, возникающее во время метелей




  1. Преодоление крутых склонов

  1. Прямой, беседочный, рыбацкий, фламандский и т.д




  1. Лавина или снежный обвал

  1. Масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов




  1. Виды лавин

  1. Резкие перепады температуры, сильные ветры, туманы, толстый снежный покров, лавины, снежные карнизы




  1. Снежные карнизы

  1. Надо найти сухое место вдали от возвышенностей и отдельно стоящих деревьев




  1. Защита от молнии

  1. Могут быть мокрые и сухие. Мокрые могут возникать во время оттепелей



^ Правильные ответы:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

2

4

6

8

1

3

7

10

5

9



^ Задания для 5 класса.

Тема урока: Средства тушения пожаров.

Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.


Термины

Признаки для соответствия







  1. Доступные средства тушения огня

  1. Существуют в крупных зданиях




  1. Виды огнетушителей

  1. Огнетушитель




  1. Заменяет ванну воды

  1. Вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, веник, покрывало, огнетушитель




  1. Электрооборудование, находящееся под напряжением

  1. Нельзя тушить пенным огнетушителем




  1. Пожарные краны

  1. Первое, что необходимо делать при пожаре




  1. Вызвать пожарных и защитить себя

  1. Порошковые, углекислотные, химические пенные




А

Б

В

Г

Д

Е

3

6

2

4

1

5



^ Тема урока: Загрязнение воды и почвы.

Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.


Термины

Признаки для соответствия







  1. Самоочищение

  1. Дожди, с которыми в водоемы из атмосферы попадают грязь, пыль, остатки удобрений, пестициды и т.д.




  1. Основные загрязнители воды

  1. Химическое вещество, добавляемое в водозабор, для уничтожения микробов




  1. Кислотные дожди

  1. Способность водных организмов разрушать компоненты загрязнения.




  1. Бытовые фильтры

  1. Устройство для очищения воды в домашних условиях




  1. Вымораживание

  1. Поверхностный живой слой Земли, образующийся благодаря растениям, животным, микроорганизмам




  1. Хлор

  1. Процесс разрушения почвы водой, ветром, в результате которого образуются овраги, поднимаются пылевые бури




  1. Почва

  1. Нефть и нефтепродукты




  1. Эрозия почв

  1. Процесс, происходящий в результате деятельности человека. Приводит к наступлению пустынь «по всему фронту»




  1. Загрязнители почв крупных городов

  1. Одно из надежных способов очищения воды




  1. Опустывание

  1. Представляет опасность для здоровья населения



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

3

7

1

4

9

2

5

6

10

8



^ Тема урока: Опасные газы.

Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.


Термины

Признаки для соответствия







  1. Газ становится опасным

  1. Грунтовый газ




  1. Виды газов

  1. Может быть двух видов: магистральный (метан) и сжиженный (пропан + бутан)




  1. Оксид углерода

  1. Пламя газовой горелки




  1. Он тяжелее воздуха, скапливается в низинах

  1. Угарный газ




  1. Бытовой газ

  1. Если произошла неконтролируемая утечка этого вещества; если его много собралось в закрытом помещении




  1. Должно быть ровным и голубым

  1. Угарный газ, оксид азота, грунтовый газ, бытовой газ, газы, выделяющиеся при горении синтетических материалов




А

Б

В

Г

Д

Е

5

6

4

1

2

3



^ Тема урока. Средства бытовой химии как источник опасности.

Термины

Признаки для соответствия

  1. Токсикоман

  1. Правила, которые нужно соблюдать при пользовании химическими препаратами

  1. Алкоголь

  1. От него человек очень быстро превращается в психически неполноценного человека

  1. Пассивные курильщики

  1. Безопасные, относительно безопасные, огнеопасные, ядовитые.

  1. Группы бытовых веществ по степени опасности

  1. Человек, вдыхающий клей, дихлофос, бензин, для получения удовольствия

  1. Инструкция

  1. Могут содержать тяжелые металлы

  1. Свинец

  1. Ее обязательно нужно наклеивать на емкость, в которой хранится химическое вещество

  1. Косметические препараты

  1. Люди, находящиеся рядом с курящими

  1. Формальдегид

  1. Вещество опасное для здоровья, входит в состав аккумуляторных батареек

  1. Пути попадания ядовитых веществ в организм

  1. Через воду, пищу, воздух

  1. Этикетка

  1. Химическое вещество, способное вызвать раковые заболевания



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

4

2

7

3

1

8

5

10

9

6



^ Тема урока: Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях.

Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.



Термины

Признаки для соответствия







  1. Первая медицинская помощь

  1. Любое повреждение кожи




  1. Рана

  1. Вещества, уничтожающие микробов, к которым относятся йод, зеленка, клей БФ- 6 и т. д




  1. Опасности при ранении.

  1. Капиллярное, венозное, артериальное. Наружное, внутреннее.




  1. Столбняк, газовая гангрена

  1. Срочные неотложные меры, предпринимаемые для спасения жизни человека




  1. Антисептики

  1. Кровеносный сосуд, в котором самое высокое давление и кровотечение при ранении очень большое




  1. Капилляры

  1. Опасность инфицирования и кровотечение




  1. Виды кровотечений

  1. Давящая повязка, закрутка, жгут, пальцевое прижатие, максимальное сгибание конечности




  1. Венозное кровотечение

  1. Самые мелкие кровеносные сосуды




  1. Артерия

  1. Заболевания, которые могут быть вызваны микробами, попавшими в рану




  1. Способы остановки кровотечения

  1. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно равномерной и непрерывной струей



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

4

1

6

9

2

8

3

10

5

7



  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной...
Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Настоящее методическое пособие рекомендуется для проведения занятий по темам, посвященным безопасности

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Учебно-методическое пособие для студентов 1, 2 курсов всех факультетов медицинских вузов, преподавателей

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon «организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Методическое пособие по оториноларингологии для преподавателей факультета «медицинских сестер» 3

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей медицинских вузов (2-е издание)

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Методическое пособие для преподавателей Волгоград, 2009 удк 161. 1/. 4: 378. 4

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Настоящее методическое пособие предназначено для организаторов здравоохранения, главных отоларинголо­гов,

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Как создать надежный педагогический тест научно-методическое пособие для преподавателей Ярославль

Методическое пособие для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности icon Методическое пособие для преподавателей по выполнению лабораторных работ, вопросы программированного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина