Вопросы к экзамену по нейропсихологии
Предмет и методы нейропсихологии.
Направления, задачи, и пути развития нейропсихологии.
История развития нейропсихологии.
Функциональные блоки (большие системы) мозга.
Типы организации нейронных групп.
Топография, организация и цитоархитектоника первичных корковых полей.
Топография, организация и цитоархитектоника вторичных корковых полей.
Топография, организация и цитоархитектоника ассоциативных корковых полей.
Структура белого вещества. Мозолистое тело.
Функциональная асимметрия мозга.
Поведенческий акт и схема его организации.
Создание функциональных систем поведения: механизм «случайная мутация / естественный отбор», условно-рефлекторный механизм.
Мышление как механизм создания функциональной системы. Рассудочная деятельность животных.
Коллективные функциональные системы. Роль знаков в трансформации психологических функций.
Локализационизм в развитии представлений локализации функций.
Антилокализационизм в развитии представлений локализации функций.
Классификация и современные представления о локализации функций.
Определение понятия и классификация нарушений сознания.
Шкала нарушения сознания при черепно-мозговой травме.
Шкала комы Глазго.
Псевдокоматозные состояния.
Качественные и пароксизмальные нарушения сознания.
Механизмы мотиваций.
Механизмы внимания.
Механизмы эмоций.
Методы диагностики нарушений мотиваций, внимания и эмоций.
Нарушения мотиваций, внимания и эмоций при поражении медиобазальных отделов префронтальной коры левого полушария мозга.
Нарушения мотиваций, внимания и эмоций при поражении медиобазальных отделов префронтальной коры правого полушария мозга.
Нарушения мотиваций, внимания и эмоций при поражении височных структур мозга и гипоталамуса.
Классификация нарушений восприятия, локализация очагов поражения.
История изучения и классификация зрительных агнозий.
Клинические проявления и диагностика зрительных агнозий.
Агнозия неречевых звуков и амузия.
Слухоречевая агнозия.
Тактильные агнозии.
Соматоагнозии.
Нарушения пространственного восприятия.
Определение и мозговая организация мышления.
Этапы развития вербально-логического мышления.
Методы исследования мышления.
Исследование интеллекта по методу Векслера.
Классификация нарушений мышления.
Префронтальное слабоумие.
Париетальное слабоумие.
Речь и физиология высшей нервной деятельности.
Механизмы коммуникации.
Принципы организации и структурные единицы речевого высказывания.
Методика исследования вербальной коммуникации.
Чтение, письмо и их исследование.
История проблемы афазии.
Определение и механизмы афазии.
Классификация афазий Вернике Лихтгейма.
Классификация афазий Лурия.
Акустико-гностическая афазия: общая характеристика и первичный дефект.
Нарушение экспрессивной речи, чтения и письма при акустико-гностической афазии.
Афферентная моторная афазия: общая характеристика и первичный дефект.
Афферентная моторная афазия: системный дефект, нарушение чтения и письма.
Эфферентная моторная афазия: общая характеристика и первичный дефект.
Эфферентная моторная афазия: системный дефект, нарушение чтения и письма.
Семантическая афазия: первичный дефект.
Нарушения экспрессивной речи при семантической афазии.
Динамическая афазия: первичный дефект.
Нарушение устного сочинения при динамической афазии.
Акустико-мнестическая афазия.
Смешанные формы афазий.
Акалькулия.
Концепция Бернштейна Н.А. об уровневом построении движений.
Построение движений рубро-спинального уровня палеокинетических регуляций А.
Нарушения движений рубро-спинального уровня А.
Построение движений таламо-паллидарного уровня синергий и штампов В.
Нарушения движений таламо-паллидарного уровня В.
Построение движений пирамидно-стриального уровня пространственного поля С.
Нарушения движений пирамидно-стриального уровня С. Методы исследования нарушений уровневого построения движений.
Построение движений теменно-премоторного уровня действий D.
Нарушение движений теменно-премоторного уровня действий D.
Классификация апраксий.
Кинетическая апраксия.
Кинестетическая (афферентная) апраксия.
Пространственная и регуляторная апраксии. Нарушение движений уровня Е.
Память: определение, классификация видов.
Классификации амнезий.
Модально-неспецифические нарушения памяти.
Модально-специфические нарушения памяти.
Нарушения памяти как целенаправленной деятельности. Системно-специфические нарушения памяти.
Клиническая классификация амнестических синдромов.
Множественный дефицит психологических функций. Деменция.
Диагностические критерии деменции.
Механизмы и клинические проявления деменции.
Классификация деменций.
Тестовая диагностика деменции.
Клиническая диагностика деменции при болезни Альцгеймера.
Клинические варианты начальных проявлений болезни Альцгеймера.
Дифференциальная диагностика деменций.
Системный подход в нейропсихологии.
Синдромный анализ в нейропсихологической диагностике.
Факторы, физиологическое и психологическое значение.
Нейропсихологические синдромы.
Особенности клинических синдромов нарушения мозгового кровообращения.
Синдромы при инфарктах в бассейне передней мозговой артерии.
Особенности бассейна средней мозговой артерии.
Синдромы при обширных инфарктах в бассейне средней мозговой артерии.
Синдромы при инфарктах в бассейне задних ветвей средней мозговой артерии, двусторонних инфарктах.
Синдромы при инфарктах в бассейне задней мозговой артерии: зрительные нарушения.
Синдромы при инфарктах в бассейне задней мозговой артерии: мнестические и пароксизмальные расстройства.
Синдром Дежерина Русси при инфарктах в бассейне глубоких ветвей задней мозговой артерии.
Синдром Киари—Фуа—Николеску при инфарктах в бассейне глубоких ветвей задней мозговой артерии.
|