|
Скачать 73.45 Kb.
|
Наименование дисциплины: Основы нейропсихологии Направление подготовки: 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Автор: к. псх. н., доцент, доцент кафедры общей психологии Н.В.Пережигина. 1. Цель освоения дисциплины «Основы нейропсихологии» – дать студентам систематическое представление о нейропсихологии как важнейшей отрасли психологической науки и части клинико-психологического знания. Цели конкретизируются следующими задачами: а) сформировать представление о системных принципах организации мозга, динамических принципах локализации психических и когнитивных процессов в мозговом субстрате; б) дать представления о мозговых механизмах проявления нормы и патологии психических и когнитивных процессов; в) дать представление об особенностях мозговой организации модальных психических процессов и высших психических функций; г) сформировать представление о целостности мозговых механизмов в особенностях межполушарной организации; д) сформировать представления о нейропсихологической клинике, нейропсихологическом методе диагностики, коррекции и мере востребованности нейропсихологии в клинике и общепсихологической психологопедагогической практике; е) определить цели и задачи нейропсихологической работы в клинике, сформировать представления о принципах организации работы нейропсихолога в клинике и иной практической психологической деятельности; ж) сформировать представления о методе нейропсихологической диагностики, нормах и этике их использования при построении исследования, детерминированного различными психологическими задачами. 2. Дисциплина «Основы нейропсихологии» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин Б3.Б.15. Логически продолжает углубление системы общепсихологических знаний о психических процессах, личности, индивидуальности, является с одной стороны рядоположной системе профессионально-вариативного психологического знания, рассматриваемого в аспектах педагогических, социальных, организационных систем, при этом методологически и системно может быть рассмотрена как часть клиникопсихологического знания; с другой стороны является самостоятельным и целостноорганизованным знанием, продолжающим исследовательскую линию развития наук о мозге, и в этом значении ближе иных психологических дисциплин стоит к медицине. Поэтому все дисциплины биологического цикла для понимания и усвоения нейропсихологии являются строго обязательными – Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, Нейрофизиология, обязательным является усвоение в рамках изучения дисциплин модуля физиология необходимой терминологии и овладения пространственными представлениями мозговой организации. Кроме того изучение нейропсихологии углубляет метасистему представлений об особенностях проявления психики и человеческого поведения в рамках и его жизнедеятельности, профессионального поведения в ситуации нормы и не-нормы психической жизни, в особенностях нормы и не-нормы развития и функционирования нервной системы и психики. Методологически и методически дисциплина базируется на положениях о норме психического функционирования, протекания психических процессов. когнитивного развития, рассматриваемых в курсе общей психологии, и овладение системой общепсихологических знаний является необходимым условием понимания законов науки нейропсихологии. Методический аппарат нейропсихологии содержит уникальные методики, верифицированные в многочисленных кропотливых исследованиях в клинике локальных поражений мозга и на норме, выпестован исторически и уходит корнями в исследования как зарубежных авторов, так и российских, требует к себе уважительного и компетентного отношения. Понимание общности и преемственности знаний общепсихологического, клинического направления и нейропсихологии является методологически значимой компонентой дисциплины. При этом дифференциальная направленность, особенно острохарактерная для нейропсихологии, в аспектах «норма – не-норма» и поиск «законов нормы» функционирования мозга и психики для развития и становления психологического знания в целом являлась и является магистральной детерминирующей тенденцией. Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и владениях, полученных студентами при изучении следующих учебных курсов: Психофизиология, Основы психогенетики, Анатомия ЦНС, Нейрофизиология, Психодиагностика, Практикум по психодиагностике, Дифференциальная психология, Консультативная психология, Психология общения, Психология стресса. Овладение дисциплиной необходимо для практически всех последующих дисциплин, особенно клинического типа: Философская антропология и герменевтика, Социальная экология, Психология здоровья, Этиология нарушения развития, 3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - историю становления знания о мозге и его связи с психическими процессами; - возможности нейропсихологического подхода в аспектах диагностики и коррекционной практики; - пути и средства выявления возможных нарушений в психической сфере в обычной жизненной и профессиональной практике; - пути и возможности нейропсихологической коррекции и восстановлении психического и физического здоровья; - принципы системной организации мозга и механизмы локализации психических процессов в мозге; - структуру и принципы организации модальных мозговых систем с проявлением страдания на сенсорном и гностическом уровне; Уметь: - использовать систему признаков указывающих на мозговое нарушение когнитивных процессов (симптоматологию); - выделять систему и качественные особенности проявления страдания личности, при страдании мозгового субстрата разного уровня. Владеть: - научными критериями разграничения нейропсихологического исследования и нейропсихологических данных от смежных медицинских и педагогических (логопедических и дефектологических) дисциплин - базовыми методами нейропсихологического исследования 4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 5. Содержание дисциплины:
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1.Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для вузов / Е. Д. Хомская. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007.-496с 2.Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2003.-381с. б) дополнительная литература:
|