|
Скачать 0.56 Mb.
|
Данные третьего поэтапного клинико-психолого-педагогического обследования детей до обучения по методике к.п.н. Т.В. Зотовой "Ликвидатор безграмотности"®, во время обучения и после обучения. Обучение, социальная реабилитация и оздоровление детей по авторской методике и дидактике к.п.н. Т. В. Зотовой "Ликвидатор безграмотности"® (лицензия Московской областной лицензионной палаты рег. № ДРИ 000001 от 13.12.2001 г.) проводится без медикаментозной поддержки. Наблюдения и обследования КДЦ ИКП РАО проводились на протяжении более трех лет и продолжаются по настоящее время. ^ в Благотворительном центре Татьяны Зотовой "Ликвидатор безграмотности"® с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), вегетативно-сосудистой дистонией (ВСД), гипердинамическим синдромом, гипертензионно-гидроцефальным синдромом, девиантным поведением, дизартрией, дисграфией, дислексией, дисорфографией, логоневрозом, задержкой психического развития (ЗПР), неврастеническим (астеническим) синдромом, неврозоподобным синдромом, нейродинамической слабостью, общим недоразвитием речи (ОНР), педагогической запущенностью, диспраксией – функциональной незрелостью определенных отделов головного мозга, несформированностью произвольной деятельности, психо-эмоциональной незрелостью, реакциями протеста, нарушениями слухо-речевой памяти, органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС), церебрастеническим синдромом, эмоциональной лабильностью, дислалией, недостаточной сформированностью слоговой структуры, и др. с помощью немедикаментозных методов позволило улучшить их неврологический, психический, логопедический, социальный и образовательный статус. У всех детей отмечалась нормализация сна, улучшение активной речи и письма, увеличение словарного запаса. Практически у всех детей уже во время обучения исчезла раздражительность, головные боли, улучшилась мелкая моторика рук, вегетативный статус, повысился эмоциональный тонус. Клиническое улучшение сочеталось с данными инструментального исследования: у большинства детей отмечалась нормализация церебральной гемодинамики (по данным реоэнцефалографии) и снижение внутричерепной гипертензии (по данным эхоэнцефалоскографии). Столь высокая эффективность комплексного медико-психолого-социально-педагогического, дефектологического и логопедического оздоровления детей с использованием немедикаментозных методов свидетельствует о необходимости его широкого внедрения в практику. Данные клинико-психолого-педагогических заключений на детей прилагаются. 14.02.2002 Зав.КДЦ, канд.пед.наук, ст.н.сотрудник ИКП РАО Дунаева З.М *** Павел Н., 25.11.1987 г.р. Анамнез: беременность – тяжелая, роды – длительные, кесарево сечение: у новорожденного внутричерепное давление повышено, сильная возбудимость, судороги при высокой температуре, беспокойный сон. С 2-х до 8-ми лет ставили диагноз ЗПР. ^ : Два раза занимался на курсах "Врожденной грамотности" – было временное улучшение. В школе: проблемы с первого класса; взаимоотношения с учителями и одноклассниками натянутые, замкнут и упрям. Низкий уровень понимания вербальных инструкций, взгляд насупленный. При любом обращении к Павлу – молчит и начинает плакать. Очень высокий рост для своих 12 лет (7 класс) – 1,86 м. ^ стертая форма дизартрии, дисграфия, недостаточно автоматизирован процесс письма. Буквы мелкие, неровные. При монологической речи – односложные ответы. Низкий словарный запас. Неадекватное поведение. Церебрастенический синдром. Неврозоподобный синдром с тревожными расстройствами (школьная депривация). Нейродинамическое расстройство деятельности. Снижение темпа деятельности. Элементы ОНР. Интеллект первично сохранен. Врач-психиатр Ишевская Г.А. Психолог Минкова Э.А. ^ очень зажат, никаких инструкций не выполняет, с трудом включается в работу. Пятый день занятий: много работает со словарем, замечено улучшение почерка – стал разборчивей; ушла зажатость; делает первые попытки устных ответов и общения с детьми. Слез нет. ^ значительное улучшение устной речи и письменной грамоты. Очень изменился, стал сам подходить с вопросами. Начал свободно общаться с ребятами. Улыбается. Стал проговаривать записываемые тексты. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 классов для поступающих на филфак МГУ: отвечал раньше других, четко проговаривая полные и научно-обоснованные грамотные ответы. Настроение приподнято. Очень быстро ориентируется в рабочей тетради. ^ прошел курс написания изложений и сочинений "Стилистика и культура речи" – 10 дней: его изложению рукоплескал класс. Май 2000 г. (разговор с мамой по телефону): "У Паши все хорошо, "4" и "5" по всем предметам, по русскому языку в четвертой четверти – "4", хотя годовая отметка "3", но для нас это огромное счастье. По литературе – "5", годовая отметка "4". Октябрь 2000 г.: в школе – хорошист. Январь 2001 г.: мама считает, что есть кардинальные сдвиги. Педагоги отмечают положительный эффект. Изменилось поведение Паши, он стал более раскованным. Родители сообщили, что Паша хочет пройти ещё и английский язык. ^ Паша стал себя раскованнее вести, исчезли многие виды ошибок, стали хвалить учителя, улучшились оценки. ^ стал более общительным, улыбается, появился юмор в ответах; раньше на многие вопросы о жизни, о планах говорил "Не знаю", теперь говорит "Да, наверное". ^ дизартрия не наблюдается; дисграфических ошибок нет; процесс письма автоматизирован; буквы намного крупнее, ровные; записи можно читать. Стал свободнее в общении, словарный запас увеличился. Стал эмоционально стабилен. Церебрастенический синдром в стадии разрешения. Неврозоподобный синдром с тревожными расстройствами (школьная депривация)- в стадии компенсации. Нейродинамические расстройства деятельности отсутствуют. Значительно увеличился темп деятельности. Элементы ОНР в стадии разрешения. Интеллект повысился. С марта 2000 г. по декабрь 2001 г. медикаментозное лечение не проводилось. Врач психиатр Ишевская Г.А. Психолог Шершнева Т.В. P.S. Декабрь 2001 г. – блестяще окончил курс английского языка. *** ^ Анамнез: беременность – N, роды тяжёлые, затяжные (у ребенка на глазном яблоке и на затылке красные пятна). Результаты обследований до начала занятий: В детском саду занималась два года с логопедом, смягчала все звуки. В школе с логопедом не занималась. В 1, 2 классе училась в гимназии на одни "2", в третьем классе перевели в обычный класс обычной средней школы. Три года 1-3 класс все уроки делала с учителем школы. Девочка достаточно контактная. ^ : "Я не могу терпеть русский. Я невнимательная." Из анкеты мамы: "Плохое письмо, чтение, внимание. Проблемы с памятью." В школе: Есть сложности с учителем по математике, переживает неуспех. Состояние письма (по тетрадям) – есть специфические ошибки; читает, угадывая. Нарушена пространственная ориентация. ^ Церебрастенический синдром. Нарушение деятельности. Снижение работоспособности. Дисграфия. Дислексия. Интеллект первично сохранен. Рекомендовано заниматься в медленном и размеренном темпе. Устно рекомендован один свободный день в школе. Врач невропатолог Новикова Н.С. Психолог Дунаева З.М. ^ ведет себя непринужденно, нет настороженности. Чувствуется низкая мотивация. Желание работать есть, но, не прилагая особых усилий. На занятия ходит с удовольствием, но домашние задания не выполняет, смотрит телевизор. Некоторое время ходила в школу. Мама отмечает повышение интереса к чтению и русскому языку. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-8 класса: вела себя раскованно, не боялась вопросов, всё время принимала участие в работе. Её даже не смущали вопросы для старшеклассников. ^ в школе за самостоятельную работу, словарный диктант, получила первую "4". Сделала всего две ошибки. Говорит, что с ходу понимает все темы по русскому языку. Появился интерес к учебе, к ненавистному ранее предмету "русский язык". ^ церебрастенический синдром в стадии разрешения. Стала спокойнее. Нарушений деятельности нет.Повысилась работоспособность, улучшились функции активного внимания и памяти. Проявляет достаточную активность в умственной и повседневной деятельности. Однако наблюдается снижение мотивации к учебной деятельности по некоторым предметам. Дисграфии и дислексии нет. Положительная динамика отмечается в уменьшении орфографических ошибок, улучшении техники чтения, понимании прочитанного. Интеллект-N. На протяжении наблюдения – с декабря 1999 г. по апрель 2000 г. – медикаментозное сопровождение не применялось. Психиатр Ишевская Т.А. Психолог Алле А.Г. ^ "После окончания занятий писала диктант и изложение. Учительница сказала, что меньше ошибок, чем раньше, похвалила. Стала лучше читать. Появилась интонация, появился интерес к предмету. Стала читать книги. По русскому языку "4" в четверти". ^ "Татьяна Владимировна, огромное спасибо за помощь! Теперь у меня по всем предметам хорошие оценки в четверти, а по математике я – лучшая ученица в классе: математические диктанты решаю раньше всех. Я счастлива! Мама до сих пор не верит моим успехам, но она очень радуется. Спасибо Вам большое. Ваша ученица, Саша." P.S. "Мне доверили заполнять классный журнал, мой почерк самый красивый и аккуратный". *** ^ Анамнез: беременность и роды N, повышено внутричерепное давление. Логоневроз накладывает отпечаток на личность ребенка. Результаты обследований до начала занятий: Мальчик достаточно скрытен. Страдает заиканием, что уже накладывает отпечаток на личность ребенка. О своих школьных проблемах говорит неохотно, хотя сознает, что они есть. Связная речь у ребенка развита хорошо, словарь соответствует возрасту. ^ (блеск – длеск), замены и-у, у-ю (в том числе под ударением), пропуск слогов. Заключение КДЦ от 30.12.1999 г.: Церебрастенический синдром. ВСД пубертатного периода. Синдром ВИТ в стадии компенсации. Логоневроз под вопросом. Элементы дисграфии на фоне слабости нейродинамических процессов. Врач-невролог Новикова Н.С. Логопед Данилевская И.П. ^ был очень зажат, говорил мало, только при общем проговаривании. К концу занятия расслабился. Одиннадцатый день занятий (последний) – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников КДЦ, письменное тестирование по программе 1-11 класса: не показал себя полностью. Было видно, что ответы на все вопросы он знает, но руку почти не поднимал. Это может объясняться весенним обострением течения заикания и сильными болями в коленном суставе: предстоит операция. ^ он стал увереннее себя чувствовать на контрольных работах. Научился находить свои ошибки. Если раньше в диктантах ошибок было 16-18, то теперь 3-4, в том числе и в классных работах. Стал находить ошибки самостоятельно. В воспитании ребёнка нет каких-то отклонений, но при рассказе о своей семье Саша не упомянул маленького брата, которому полтора года. ^ церебрастенический синдром в стадии разрешения; сохраняются признаки ВСД. Логоневроз в стадии компенсации. Элементов дисграфии нет. Слабость нейродинамических процессов отсутствует. Ушла зажатость. Положительная динамика отмечается в повышении уверенности в себе, усилении самоконтроля. Медикаментозная поддержка не проводилась. Врач-невролог Новикова Н.С. Логопед Данилевская И.П. ^ "Сразу после курсов особых результатов не было, но состояние здоровья улучшилось. Летом тетрадь просматривал. Сейчас стало легче, ошибок меньше". Если возникают затруднения, заглядывает в тетрадь. Пользуется словарями. Стал увереннее в себе. Успеваемость повысилась по всем предметам. *** ^ Результаты обследований до начала занятий: С пяти лет девочка занималась с логопедом. Речь ее развивалась с опозданием, были трудности в обучении чтению. ^ последствия органического поражения ЦНС. Астено-невротический синдром. Стертая форма дизартрии. Нарушение фонематического слуха. Дисграфия. ЗПР. Врач невропатолог Новикова Н.С. Психолог Дунаева З.М. ^ была несколько скована, но быстро включилась в работу. В перерывах между занятиями ходила в школу. Говорит, что чувствовала себя на уроках намного увереннее. Учительница удивлялась ее правильным ответам. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников КДЦ, письменное тестирование по программе 1-8 класса: включилась в работу не сразу, но достаточно быстро. Мать отмечает проявление интереса к русскому языку, улучшение техники чтения. Повысилась самооценка девочки. ^ Последствий ограниченного поражения ЦНС не обнаружено. Астено-невротический синдром в стадии разрешения. Дизартрия не наблюдается. Фонематический слух восстановлен. Дисграфических ошибок нет. ЗПР осталась неразрешенной. Отмечается положительная динамика в письменной речи – уменьшение ошибок. Повысилась уверенность в себе, увеличился темп деятельности. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Т.А. Психолог Минкова Э.А. ^ "Уроки делает самостоятельно. Писать стала лучше. Уверенность в себе и состояние здоровья сохраняются." *** Татьяна В., 11 лет Результаты обследований до начала занятий: Проблемы с учебой у Татьяны начались с первого класса. Она с трудом решала задачи, плохо читала. Учителя отказывались заниматься дополнительно, потому что девочка молчала, в контакт не вступала. Связная речь очень плохо развита. При рассказе с трудом формирует фразу. ^ нарушение письменной речи на фоне несформированности устной речи и нейродинамической слабости. Церебрастенический синдром. ^ на любой вопрос: не отвечала, сразу краснела и в истерике закрывала лицо руками, пряча испуганные глаза. Ход занятий: в ритм занятий включилась не сразу, но занималась с удовольствием. Занятия прервали по вине мамы: много лет девочка принимала сильные успокоительные лекарства. Как и всем занимающимся, так и Тане, было строго запрещено принимать любые лекарственные препараты. Но мама продолжала давать дочери сильно действующие успокоительные таблетки. Действие седативных средств заканчивалось примерно ко 2-ому уроку. Девочку начинало трясти. После работы с мамой и перерыва в 1 месяц (в это время Таня не принимала никаких успокоительных медикаментозных средств) занятий возобновились. ^ медленно сдавала зачеты. На фронтальный опрос вышла позже. Со слов мамы: стала в тетрадях делать меньше ошибок, стала находить свои ошибки при проверке. Все контрольные работы весеннего периода, в том числе и городские, выполнила лучше, чем раньше. Если раньше ей грозила "2" в четверти, то теперь учительница сказала, что у Тани твердая "3". Со стороны мамы проявляется гиперопека при выраженной воспитательской неуверенности. Поощряется сохранение детских качеств. ^ Нарушений письменной речи нет, улучшилось состояние письма. Сохраняются проблемы, связанные с несформированностью устной речи; однако общается и строит фразы намного свободнее. Нейродинамическая слабость в стадии компенсации. Церебрастенический синдром в стадии компенсации. Раскрепощена, нет истеричности при ответах на вопросы. Повысилась самооценка. ^ "Ошибки ещё есть, но стоит твердая "3", раньше грозила "2" в году. По всем предметам "3", "4", "5" – лучше, чем раньше. *** Николай Д., 14 лет Результаты обследований до начала занятий: Из беседы с Колей можно сделать вывод, что он человек мотива – если чем-то увлечется, то может многого добиться. Не считает, что у него большие проблемы, но улучшить грамотность хотел бы. А вот во взаимоотношениях с мамой проблемы есть, так как ребёнок в 2,5 года перенес гнойный менингит, у мамы присутствует страх потери ребёнка, но при этом она постоянно завышает для сына "планку успеха". Мама – филолог. Коля считает, что русский язык – алогичная система. Мальчик с математическим складом ума. ^ Астенические реакции. Слабость, истощаемость. Повышенная чувствительность к внешним раздражителям, чрезмерная впечатлительность в отношении любых событий (отрицательных и положительных). Эмоционально возбудим. Медленно восстанавливает психическую продуктивность и физические силы. Нарушение сна. Нередки головные боли, низкая грамотность. Рекомендуется щадящий режим. Психоневролог Стержанова О.М. к.п.н.. Дефектолог Воронова Г.Г. ^ был спокоен, не напряжен. Немного стеснялся выполнения общих упражнений, но потом это ушло. Занимается хорошо, трудностей больших не испытывает, по его словам, ему интересно. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников КДЦ, письменное тестирование по программе 1-11 класса для поступающих на филологический факультет МГУ: обогнал всю группу. Очень доволен своими результатами, все время улыбался. ^ у ребенка повышение желания учиться, улучшение письма в школе. Коля: "Программа "Ликбез" настолько логична, что хочется петь, когда учишься. Я изменил свое мнение. Это школьный русский язык – алогичен." ^ Астенические реакции отсутствуют. Слабость и быстрая истощаемость не наблюдается. Повышенная чувствительность к внешним раздражителям и чрезмерная впечатлительность в отношении любых событий (отрицательных и положительных) не наблюдается. Эмоционально уравновешен. Восстанавливает психическую продуктивность и физические силы. Сон в норме. Головные боли прошли. Улучшение мотивации к обучению русскому языку. Существенно улучшилась грамотность письма. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психоневролог Стержанова О.М. к.п.н., Дефектолог Воронова Г.Г. ^ "Сразу после занятий дела были просто замечательные. В IV четверти поставили по русскому языку "4". В августе прочитал рабочую тетрадь. Но в 9 классе в I четверти ошибок стало опять больше. Сам Коля говорит, что это из-за его невнимательности. Но ошибок стал делать в 3-4 раза меньше, чем до обучения. Учительница говорит, что его "3" ближе к "4". Декабрь 2001 г.: Коля – хорошист по всем предметам; состояние здоровья стабильное. Спокоен. *** Анна С., 14 лет Результаты обследований до начала занятий: Жаловалась на плохую память, трудность сосредоточиться. В тетрадях очень много орфографических ошибок. При беседе выявляется недостаточность словарного запаса. Плохое слуховое внимание. Рассеяна. По всем предметам тройки. Старается готовить уроки, но отвечает слабо. ^ Недостаточный словарный запас. Течение пубертатного периода. Тревожность, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Дисорфографические и грамматические ошибки в очень большом количестве. Врач-невропатолог Новикова Н.С. Логопед Данилевская И.П. ^ занималась с удовольствием. В середине цикла: отмечается уменьшение орфографических ошибок. Десятый день занятий (последний) – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, родственников, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: вела себя уверенно, спокойно, не обращала внимания на зал. Хорошо ориентировалась в тетради. В школе: отмечает большую уверенность в себе. Легче стало учить другие предметы. ^ Словарный запас увеличился, отмечается положительная динамика в формировании устной речи, общении. Неврозоподобные реакции пубертатного периода в стадии разрешения. Тревожности, заниженной самооценки, неуверенности в себе не отмечается. В письменном тексте прослеживается значительное уменьшение грамматических и дисорфографических ошибок. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Т.А. Психолог Алле А.Г. ^ "По русскому языку "3" (твердая). Считает, что занятия очень помогли. Ошибки все равно делает, особенно когда быстро пишет. Но ошибок меньше. По другим предметам дела идут хорошо. Стало легче учить. Не надо зубрить. Читает вникая, и запоминает. Применяет метод." Со слов мамы: стала намного спокойнее. *** Диана Г., 12 лет ^ Очень загруженный ребёнок. Занимается в музыкальной школе, занималась на курсах "Репетитор". Заключение КДЦ от 09.12.1999 г.: неврозоподобные реакции пубертатного периода. Тревожна. Нарушений письма нет. Психоневролог Стержанова О.М. Психолог Минкова Э.А. ^ была внимательна, но при выполнении заданий чувствовалось внутреннее сопротивление, которое она преодолевала с трудом. В середине цикла: были трения с родителями. Отец пытался вмешиваться в процесс обучения. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, родственников, зрителей зала, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: отвечала активно, легко ориентировалась в тетради, руку не опускала. В связи с болезнью (простуда) Диана пошла в школу не сразу. Был длительный перерыв. Придя в школу, быстро догнала одноклассников. Мама очень довольна результатами занятий. Девочка почувствовала себя уверенней на уроках, уменьшилось количество ошибок. Стала внимательнее. По другим предметам у нее все хорошо. На заключительной консультации в КДЦ Института коррекционной педагогики ей задавали много сложных вопросов по синтаксису. Отвечала Диана не спеша, взвешивая свои ответы, правильно. ^ Неврозоподобные реакции пубертатного периода в стадии разрешения. Тревожность исчезла. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психоневролог Стержанова О.М. Психолог Минкова Э.А. ^ "Курсы помогли, даже очень. Конспекты просматривает. По русскому языку твердая "4". По остальным предметам "4", "5". *** Сергей П., 16 лет Анамнез: на 8-10 месяце беременности – гипоксия; роды – в срок; закричал сразу; развивался по возрасту; в 2,5 года – общий наркоз (аппендицит). ^ В начальной школе очень стеснительный. В 8и 9 классах занимался с репетиторами по всем предметам. Занятия помогли, но не достаточно. Имеются сложности во взаимоотношениях с учителями (поведенческого характера): часто доводит учителей до срывов, жалобы с их стороны на его поведение. ^ неврозоподобный синдром на резидуальном фоне. Расстройства деятельности регуляторного характера по астеническому типу. Огромное количество ошибок при письме. Психоневролог Стержанова О.М. к.п.н. дефектолог Воронова Г.Г. ^ поведение без особенностей. Середина цикла: занимается с желанием, говорит, что ему нравится. В середине цикла в рабочей тетради отмечается уменьшение орфографических ошибок. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: отвечал уверенно, спокойно. Ответы были не всегда правильными, но активности из-за этого Сережа не снижал. ^ улучшение в отношении к учебе, улучшение в письме. Повторное заключение КДЦ после обучения от 28.03.2000 г.: неврозоподобный синдром отсутствует. Расстройства деятельности регуляторного характера по астеническому типу не выявлены. Положительная динамика в письменной речи, но выявляется небольшое количество дисорфографических ошибок. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Т.А. Психолог Минкова Э.А. ^ "Перешел в экстернат. Мама считает, что курсы помогли. Стал читать (летом запоем читал). Стал грамотней. Летом, после напоминания, прочел тетрадь. Сейчас тоже к ней возвращается. В данное время сдает экзамены. По русскому языку еще не скоро экзамен. Сейчас доволен, говорит, что ему помогло." Декабрь 2001 г.: поступил в колледж. Учится хорошо. *** ^ Результаты обследований до начала занятий: Девочка учится в 6 классе. Мама считает, что она очень ленива, учиться не хочет. Ребёнок поздний, в 5 и 8 лет – травмы головы. Два года находилась в логопедической группе детского сада. К своим проблемам Лена относится внешне спокойно, но чувствуется внутренняя тревожность. Мама каждый год куда-то водила её заниматься. Дома всё время держит девочку под контролем. ^ задержка темпов психического развития. Дисграфия. Дислексия. Замедленный темп психической деятельности. Очень возбудима. Психоневролог Стержанова О.М. к.п.н. Дефектолог Воронова Г.Г. ^ нервничает. Ход занятий: домашние задания выполняла не полностью. Дома не могла собраться, а часами слонялась по квартире. Отмечено некоторое улучшение в поведении и речи. Во время занятий на курсах, не смотря на все рекомендации, мать постоянно вмешивалась в процесс занятий, контролировала выполнение домашних заданий, чего делать было нельзя. В результате наступил момент, когда Лена перестала заниматься. Психологом и с мамой, и с ребёнком была проведена беседа. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-8 класса: полный цикл занятий не завершила, отвечала средне. После обучения в школу пошла не сразу, заболела гриппом. После болезни сначала занималась с интересом, но потом желание учиться прошло. Опять появились нарекания со стороны учителей. Мать обратилась за помощью. В ходе беседы с Леной выяснилось, что она считает себя намного подготовленней ,чем ее одноклассники, ее самооценка была необоснованно завышена. Девочка считала, что все работают очень медленно, а она все это уже знает. Она поняла свои ошибки, решила, что теперь может помочь своим друзьям. В школьных тетрадях намного уменьшилось количество дисграфических ошибок. ^ "У Лены все хорошо. Научилась не обращать внимания на агрессию со стороны учителей. Мой ребёнок – логопедический. Проблемы с поведением у нее с раннего детства. Нам было сказано ещё в детском саду и неоднократно повторялось специалистами, что помочь моему ребёнку адаптироваться к школьной среде и реальной жизни с её проблемами – невозможно. Но это произошло! Теперь у нас все хорошо, спасибо Вам огромное." ^ Улучшился темп психического развития. Сохраняется дисорфография. В результате обучения у девочки появилась мотивация к усвоению школьных предметов, стремление к самоконтролю; уменьшилось количество ошибок дисграфического характера. Дислексия в стадии компенсации. Нормализован темп психической деятельности. Спокойна. Увеличился словарный запас. Медикаментозная поддержка не проводилась. врач-невропатолог Новикова Н.С. к.п.н. Дефектолог Воронова Г.Г. *** ^ Анамнез: беременность – у матери болезнь почек; роды N. Результаты обследований до начала занятий: По словам родителей, Дима невнимателен, рассеян и отсюда все его проблемы с русским языком. За последние три года мальчик получил несколько серьезных травм, в том числе и укус собаки в первом классе. Врачи предупредили, что после серии уколов возможна некоторая задержка в развитии (со слов мамы). У обоих родителей довольно снисходительное отношение к сыну. Мама предпочитает видеть в нем как можно дольше ребёнка. При этом, время от времени, она идет по пути наименьшего удовлетворения его потребностей. Взгляды на воспитание у родителей схожи, больших противоречий не содержат. В школе: Дима считает, что все проблемы потому, что учительница его не любит. Отношения с одноклассниками нормальные, хотя всех считает придурками, а учителей – чёкнутыми. ^ черты психического инфантилизма. Расстройства деятельности нейродинамического характера. Нарушения письма. Слабая техника чтения. Психоневролог Стержанова О.М. Психолог Минкова Э.А. ^ с трудом читает по слогам. Расторможен, смешлив, очень оживлен. Отвечал часто неправильно, но это его не смущало. Работал активно. В середине цикла в рабочих тетрадях отмечалось еще много орфографических ошибок. На занятия часто опаздывал, задания выполнял небрежно, часто дома ничего не делал. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-8 класса: отвечал активно, практически всегда правильно. Письменное тестирование – допустил 2 ошибки в программе 8-ого класса. ^ черты психического инфантилизма без изменений. Расстройства деятельности нейродинамического характера не выявлено. Повышение грамотности в письме. Намного улучшилось чтение вслух и понимание прочитанного. Улучшение мотивации к обучению. Повышение общей психической активности в обучении. На этом фоне требует индивидуального подхода, т.к. часто даёт нестандартный вариант анализа и синтеза при решении задач. Психоневролог Стержанова О.М. к.п.н., Дефектолог Воронова Г.Г. ^ на курсах приносил школьную тетрадь: явное улучшение в письме, больше стал находить своих ошибок. Но учительница проигнорировала его успехи. Более того, теперь учитывалось каждое исправление. Родители довольны результатами занятий. Отмечают, что у Димы появился интерес к учебе, он стал лучше выполнять домашние задания. Стал рассудительнее. *** ^ Анамнез: беременность – токсикоз все 9 месяцев, на сохранение с 4 по 7 месяц, роды N, закричал сразу. В 1,8 лет перенес сильный ожог, к этому времени говорил слова, немного затормозился. В 2,5 года заговорил сразу и много. ^ Нежелание учиться, лень, заниженная самооценка. Психоэмоциональная незрелость. Часто путает б-д; у-ы; п-т; гласные под ударением; пропускает буквы, слоги. В школе очень много "2" по всем предметам. С большим трудом читает по слогам. В 3 классе после Нового года появилось большое количество ошибок – до 16 на странице. Путем зубрежек и переписывания диктантов смогли снизить до 8 ошибок. ^ считает, что у него проблем нет. Заключение КДЦ от 09.12.1999 г.: астенические реакции у соматически ослабленного ребёнка. Замедленный темп деятельности. Дисорфографические нарушения при письме. Рекомендованы занятия по коррекции письменной речи в медленном темпе. Врач-невропатолог Новикова Н.С. Логопед Данилевская И.П. ^ заторможен, взгляд безразличен, стал работать, но вслух не проговаривал. Ход занятий: работал с усердием. Домашние задания старался выполнять. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: устно отвечал активно и правильно, письменно – 1 ошибка. ^ астено-невротический синдром на том же уровне. Темп деятельности так же замедлен. Отмечается положительная динамика в письме и чтении. Отмечается улучшение состояния здоровья. Психоэмоциональная незрелость сохраняется, однако стал серьезнее относится к своим обязанностям дома и в школе. Улучшилась речь. Стал активнее. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Т.А. Логопед-дефектолог Симонова И.А. ^ в школе – улучшения. Учитель русского языка не поверила, что он смог написать городской диктант на "4", заставила переписать: результат подтвердился: "5". *** Дарья П., 03.12.1984 г.р. Результаты обследований до начала занятий: Мама по образованию – педагог. Сверхвозбудима, устраивает детям скандалы по поводу и без повода. Отец ушел 5 лет назад. Еще живут с бабушкой и братом. Наблюдения: Плохо говорит, боится высказывать свое мнение, ответы однозначные. Три года – частный логопед (временное улучшение грамотности). Курсы "Врожденной грамотности" – результатов нет. ^ чувствуется неудовлетворенность своей учебой. Есть желание улучшить успеваемость. Хочет стать учителем начальных классов. ^ Остаточные явления ОНР. Дислексия. Недостаточная сформированность слоговой структуры. Психоневролог Стержанова О.М. Дефектолог к.п.н. Воронова Г.Г. ^ грустная, зажатая, старается быть незаметной. К середине занятия раскрылась, начала отвечать на вопросы, задания выполняла (все время оглядывалась на маму). ^ очень активна, старательна, подходит с вопросами, следит за своей речью. Мама не оставила детей в покое. Постоянно пыталась делать домашние задания вместе. Даша отказывалась. На этой почве – конфликты. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: устно – блестяще; письменно – 100% правильных ответов. ^ Остаточные явления ОНР не обнаружены. В формирование слоговой структуры заметны улучшения. Отмечается некоторая положительная динамика в письме. Техника чтения без изменений, однако прочитанное стала понимать с первого раза. Продуктивность запоминания и усвоение учебного материала увеличилась. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Т.А. Психолог Алле А.Г. В школе улучшились отметки по всем предметам. Годовая оценка по русскому языку – "4". Декабрь 2001 г.: состояние здоровья стабильное, положительная динамика в обучении сохранена. Пчелкин Павел, 12.07.1986 Результаты обследований до начала занятий: 3 года занимались с частным логопедом. Прошел 2 ступени учебы на курсах "Репетитор". Результаты отрицательные. Семейные отношения – см. Пчелкина Дарья Заключение КДЦ от 18.01.2000 г.: Остаточные явления ОНР. Элементы дисграфии, дислексии. Вегето-сосудистая дистония. Угрожаем по заиканию. Замедленный темп деятельности. Психоневролог Стержанова О.М. Дефектолог к.п.н. Воронова Г.Г. ^ намного слабее и медлительнее Даши. Старался включиться в занятия. Многое не получалось. Ошибки; от переживаний краснел. Ход занятий: см. Пчелкина Даша. 11.02.2000 г. в диктанте из 22 слов сделал всего 1 ошибку. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников КДЦ, письменное тестирование по программе 1-11 класса: заметно увеличение словарного запаса, отвечал очень хорошо, заметно уверен в себе. Состояние эйфории. Письменно –1 ошибка. ^ Остаточные явления ОНР не выявлены. Элементы дисграфии и дислексии не отмечаются. Вегето-сосудистая дистония не обнаружена.Нет заикания.Увеличение темпа деятельности. Улучшение произвольной организации психической деятельности. Продуктивность в запоминании. Уменьшения ошибок в письме не отмечено. Нет положительной динамики в чтении, однако явно улучшилась речь. Улучшение произвольной организации психической деятельности. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психоневролог Стержанова О.М. Дефектолог к.п.н. Воронова Г.Г. *** Андрей Р., 21.11.1986 г.р. Анамнез: N Результаты обследований до начала занятий: посещал логопедический детский сад. У Андрея не было никакого желания выполнять письменные работы и вообще учиться. В тетрадях большое количество орфографических и дисграфических ошибок. Была смена школы. Нет желания учиться. Малопонятный почерк "колючий", пропуски согласных, ошибки на согласование. ^ Вегетативная дистония пубертатного периода по смешенному типу. Несформированность связной речи, как последствия ОНР. Элементы дисграфии. Огромное количество ошибок при письме. Врач-невролог Новикова Н.С. Логопед-дефектолог Данилевская И.П. ^ в работу включился сразу, старался. Ход занятий: очень старательный ученик. Много работал с толковым, этимологическим и иностранным словарями: как следствие – увеличился словарный запас и знание семантики слов. 09.02.2000 г. диктант – только грамматические ошибки. 10.02.2000 г. диктант – из 16 слов 1 ошибка. 11.02.2000 г. диктант – заметно улучшился почерк. 13.02.2000г. диктант – из 19 слов 1 ошибка. Дисграфических ошибок нет. Научился конспектировать. Стал лучше запоминать. Проявляет интерес к предмету. Научился работать с конспектами, ориентироваться в словарях. Стал быстрее делать уроки. Улучшилась память. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: 100% правильных ответов. ^ отмечается положительная динамика: Вегетативная дистония пубертатного периода по смешенному типу не обнаружена .Количество ошибок в письменных работах уменьшилось, элементов дисграфии не отмечается. Несформированность связной речи, как последствия ОНР не выявлено. Продуктивность запоминания и усвоения повысилась, увеличился темп деятельности .Повысилась мотивация к учебной деятельности .Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Г.А. Психолог Алле А.Г. *** Павел С., 15.07.1985 г.р. Анамнез: беременность, роды – без проблем. Травм и болезней – нет. ^ Мама разведена, у нее другая семья и родился 2-ой ребёнок. Живет в соседнем подъезде. Паша очень скучает по маме, видится редко. Паша живет с бабушкой, которая считает, что он – ленив. 8-ой класс, 14 лет. Уже два года бабушка платит внуку деньги за оценки. Со слов Паши: "На сигареты я себе всегда заработаю". Жалуется на память, отстает по всем предметам. Низкая самооценка. В 3-ем классе был оставлен на 2-ой год; частный логопед – много лет. Ставили дисграфию: пропуски букв и слогов, путает окончания, замена гласных под ударением, отсутствует согласование слов в предложении. ^ недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы. Отсутствие мотивации к обучению. Вегетативная дистония пубертатного периода. Много ошибок, низкий темп письма. Врач-невролог Новикова Н.С. Логопед-дефектолог Данилевская И.П. ^ ведет себя демонстративно-любопытно, показывая безразличное отношение к происходящему. Второй-пятый день занятий: не выполняет домашних заданий, опаздывает. ^ положение изменилось вследствие того, что бабушка перестала заставлять выполнять уроки. Проявляет явный интерес к занятиям. Стал стараться, хотя время и программный материал упущены. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: отвечал активно, письменное тестирование – 2 ошибки. ^ Состояние эмоционально-волевой сферы улучшилось. Мотивация к обучению в школе снижена. Вегетативная дистония отсутствует. Положительная динамика в письме. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Г.А. Логопед-дефектолог Симонова И.А. ^ "Паша стал намного лучше, стал добрее относиться к ней. В школе результаты немного улучшились. Но она снова платит внуку деньги за каждую положительную отметку." *** Сергей Ш., 14.09.1986 г.р. Анамнез: беременность N, роды N. После 3-х месяцев ВСД, были тики, но прекратились. Травм и ушибов нет. ^ Плохо с грамотностью и общей успеваемостью. Специфические ошибки очень редки. К школе не готов. Предложено индивидуальное обучение. Не уверен в себе. Нарушение произношения р-л. В 8 классе стал дополнительно заниматься по математике и физике – стало немного лучше. Ходит в студию дизайна и английского языка. Плохие отношения с классным руководителем (передразнивает, оскорбляет его). Сложные отношения с бабушкой. Считает, что она хочет помочь, но только все портит. Если большая нагрузка в школе – заболевает. Истощаем. Отдохнув, делает ошибок меньше. С большим трудом читает, угадывая окончания слов. Читать не любит. ^ неврозоподобный синдром (тики, нарушение сна). Церебрастенический синдром вследствие ММД. Элементы ОНР. Дисорфография. Дислексия. Дисграфия под вопросом. Психиатр Ишевская Т.А. к.п.н. психолог Ростягайлова Л.И. ^ пишет микроскопическим почерком, сгорблен, сутулый, старается быть незамеченным, взгляд испуганный. Ход занятий: только на 4-ый день стал писать разборчивее. Очень старается. Ушло безразличие и страх. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: отвечал блестяще, все время тянул руку. ^ русский язык – "3", алгебра – "5", литература – "4". Улучшилось чтение. Учитель была удивлена, что стал отвечать. Все диктанты и контрольные работы за полугодие написал на "хорошо". Почерк стал размашистым. Перестал бояться ответов. ^ неврозоподобный синдром отсутствует. Нарушений сна не наблюдается . Из отзыва мамы и папы, опубликованного в московском журнале "Где учиться?": " Сережа писал с ошибками с 1-го класса. С детства я читала ему много сказок, рассказов, пытаясь приохотить к чтению, к хорошим книгам. Слушал он с удовольствием, но читал неохотно. Все это продолжалось довольно долго, и я уже смирилась с его "врожденной безграмотностью". В 8-ом классе у Сережи очень обострились отношения с учительницей по русскому языку, которая почему-то невзлюбила его с самого начала, третировала, издевалась, изводила насмешками, называла недоумком. Дело дошло до того, что Сережа потребовал перевести его в другую школу – у него была настоящая истерика. И вот в этот критический момент мой муж услышал по радио передачу о "Ликвидаторе безграмотности"®. Мы заинтересовались, пришли на открытый урок, прочитали рекламные материалы и приняли решение отдать Сережу на курсы – это был единственный выход. В Институте коррекционной педагогики первоначальный диагноз был ужасный (дисграфик, дислексик и т.д.). Назначены 30 дней. После первых нескольких занятий у Сережи было упадническое настроение – говорил, что ничего не понимает. И вдруг, дней через 5-6 настроение изменилось в лучшую сторону. Он начал понимать. Занимался он добросовестно и старательно. Изменился почерк (раньше он писал мелкими, бисерными буквами). Изменилось отношение к русскому языку. Захотел пройти курс по стилистике. Наконец он пошел в школу. "Четверка" – о, чудо! – пришел после урока счастливый – он знал и понимал все, что происходило на уроке, постоянно тянул руку и очень хотел ответить у доски. Учительница была в полном недоумении. Если раньше Сережа старался быть как можно незаметнее, чтобы его, не дай Бог, не спросили, - то теперь превратился в самого активного ученика. Дома Сергей продолжает заниматься по таблицам (причем абсолютно самостоятельно, без напоминаний), задает мне вопросы, как написать то или иное трудное слово, и очень доволен, если я не знаю, а он знает. Счастлив, что вместо запланированных 30 занятий он сумел уложиться в 15. В общем, произошел явный сдвиг в лучшую сторону. Мы еще раз убедились, что не бывает плохих учеников, а бывают плохие преподаватели. Татьяна Владимировна – не только блестящий педагог и психолог, она методист "от Бога". Таких людей очень мало, это редкие люди, их надо ценить и на руках носить. Огромное спасибо. Мама и папа Сережи Шестеренко. P.S. В настоящее время у Сережи улучшились оценки не только по русскому, но и по другим предметам." ^ неврозоподобный синдром в стадии декомпенсации, тики и нарушения сна не наблюдаются, последствия ММД нейтрализованы. Церебрастенический синдром в стадии компенсации. Элементы ОНР отсутствуют. Дисорфография в стадии разрешения. Чтение улучшилось – дислексии нет. Значительно улучшился почерк. Письмо стало плавным, безотрывным. Количество ошибок значительно уменьшилось. Медикаментозная поддержка не проводилась. ^ "Курсы помогли. Стал учиться лучше. Учительница изменила к нему отношение. Перестал бояться отвечать на уроке, стал поднимать руку. Повысилась мотивация к учебе. Улучшил оценки по химии. Улучшенный почерк сохранился." *** Лизавета И., 15.05.1985 г.р. Анамнез: беременность – пиелонефрит 35-36 неделя – 50 уколов пенициллина, во время родов перевернулась, сразу не закричала. Речь появилась к 2 годам. В детском саду первый год в логопедической группе, однако горловой "р" остался. К 6 классу практически не умела читать, писать, считать. С 6-ого класса 3,5 года занималась с репетитором русского языка. В 8-ом классе оставлена на 2-ой год. ^ Проблемы с письмом начались с первого класса. В тетрадях было много специфических ошибок: замены согласных по оптическому признаку, пропуски согласных, трудности в написании твердого и мягкого знаков. Частично эти ошибки встречаются и в старших классах. В диктантах делает по 12-15 ошибок. Очень много орфографических ошибок. Скрытое левшество. Недостаточный уровень пространственных и временных представлений. Лиза достаточно закрытый, неуверенный в себе человек, очень недоверчивая. За внешней грубостью часто прячет повышенную тревожность, "неуютность" в своих мироощущениях. Она нелегко сходится с людьми, в школе частые конфликты с преподавателями. ^ астено-невротические реакции. Нарушения письма на фоне нейродинамических расстройств. Школьная депривация. Отсутствует самоконтроль. Низкая самооценка. Врач-психоневролог Стержанова О.М. к.п.н. дефектолог Воронова Г.Г. ^ заняла пренебрежительно-недоверчивую позицию. Чувствовалось внутреннее сопротивление. Почти два часа она просидела, ничего не делая, с ухмылкой на губах. Только во второй половине открыла рот и начала что-то тихо проговаривать. Работала нехотя. ^ швырнула тетрадь через весь класс и с выкриком: "В гробу я видела ваши диктанты! Не буду писать!" – выбежала из класса. Ход занятий: первые дни ничего не делала. Иногда демонстративно сидела, не выполняя то, что говорили всем. Игнорировала домашние задания. Бывала груба, имели место вспышки скрытой и явной агрессии. Заниматься понемногу начала со второй половины цикла. Как потом сама говорила, что жалеет о потерянном времени. Постепенно в работу втянулась. С радостью выполняла любые контрольные работы и упражнения. Ошибок ещё много, но старательно их находит, исправляет и анализирует. На заключительной консультации в КДЦ сказала, что сразу поверила Татьяне Владимировне, хотя это не так, но хорошо, что период сомнений у неё в памяти не зафиксировался. ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-11 класса: отвечала активно, ликовала от правильных ответов. Очень высоко поднимала руку. Письменный тест для абитуриентов – 3 неверных ответа. В школе: не смотря на успехи на курсах, за диктанты она продолжала получать "2". По её словам: более уверенно на уроках она почувствовала себя только в конце IV четверти, но уже заканчивался учебный год. Стала лучше писать, видеть свои ошибки, в том числе и запятые. Улучшился почерк. Со слов мамы: у Лизы улучшились взаимоотношения с окружающими, в том числе и с родными. Читая свои старые записи, она удивляется, что делала так много ошибок. ^ в КДЦ её попросили написать под диктовку несколько предложений из научного текста по дефектологии. Она сделала только 1 ошибку, правда перестаралась с запятыми (раньше она их игнорировала). ^ астено-невротические реакции в норме. Нарушения письма на фоне нейродинамических расстройств не обнаружено. Значительное изменение общей грамотности. Повышение мотиваций к обучению. Повышение уровня самоконтроля. Повышение самооценки. Медикаментозная поддержка не проводилась. Врач-психоневролог Стержанова О.М. к.п.н., дефектолог Воронова Г.Г. психолог Шершнева Т.В. ^ у Лизы тоже очевидные успехи. Её сочинение по трагедии Шекспира "Отелло" произвело впечатление на специалистов. Из-за конфликта девочка перешла в другую школу. ^ частная школа, класс маленький –10 человек. Лиза – лидер. Учителя не нахвалятся: "Какая на редкость добросовестная, активная, внимательная к окружающим и справедливая девочка". Лиза несколько раз прибегала сияющая в гости. Показывала дневник: там только "4" и "5". Подарила Татьяне Владимировне 2 картины, которые нарисовала сама. *** Екатерина К., 13.01.1988 г.р. Анамнез: роды в 39 лет, 11-я беременность, угроза выкидыша, роды N; физическое развитие N; до 2-х лет не говорила, затем "каша во рту". Травм, болезней нет. Проблемы: обратились по поводу проблем по русскому языку и математике. ^ До школы 2 года посещала логопедический детский сад. Звукопроизношение смазано. В тетради ошибки .Проблемы с первого класса. Память (средне). Бывают конфликты с детьми. В 6-ом классе тяжело перенесла смерть брата, которого убили в армии, были истерики. Занимается с репетитором по русскому языку, математике, в течение 2-х месяцев французский и английский. Английский язык изучает с 6 лет. В письме допускает массу ошибок. В общении дерзка. Друзей в школе мало. Растет "скрытым" ребёнком. На приеме – самооценка завышена. Проблемы свои понимает. К школе относится нормально. Гиперопекаема матерью. По дому не имеет особых поручений. У девочки выражены особенности личности, чрезмерно чистолюбива. ^ стертая форма дизартрии, нарушения письма на фоне нейродинамической слабости, невротические реакции. Элементы дисграфии. Врач-психоневролог Стержанова О.М. Дефектолог Симонова И.А. ^ : работала очень старательно. Из отзыва мамы, опубликованного в московском журнале "Где учиться?": "На курсы Т.В. Зотовой Катю привела проблема с русским языком: огромное количество ошибок в диктантах, контрольных работах, незнание и непонимание материала по русскому языку, ужасный почерк (дисграфия). На курсах "Ликвидатор безграмотности"® Катя отзанималась 15 дней. Все дни, начиная с первого, она занималась с огромным интересом и удовольствием. Домашние задания выполняла самостоятельно, без всякого давления со стороны родителей, с большой охотой. К концу занятий у нее изменился почерк, буквы стали понятными и правильно написанными, количество ошибок в письменных работах заметно уменьшилось, повысилась скорость выполнения заданий. Мне кажется, что она стала более уверенной, так как материал ею усвоен полностью. В школе диктант по русскому языку написала на два, но количество ошибок резко уменьшилось. Научилась находить и исправлять ошибки. Итоговую (городскую) работу по математике написала на "4+". С уважением, мама Кати Колотилиной. 20 мая 2000 г." Повторное заключение КДЦ после обучения от 29. 05. 2000 г.: признаков дизартрии не обнаружено, нарушений письма нет, темп письма и мыслительной деятельности улучшился. Нейродинамической слабости нет. Невротические реакции не наблюдаются, ведет себя ровно, уверенно, смотрит прямо. Дисграфии нет. Высокий контроль в написании текстов. Структурирует, выделяя главное, свои мысли. Врач-психоневролог Стержанова О.М. Дефектолог Симонова И.А. ^ пришла сияющая. Сама написала отзыв: "после курсов "Ликвидатор безграмотности"®, которые я прошла год назад, у меня:
*** Юрий Д., 01.07.1990 г.р., 10 лет. 5 класс. Анамнез: беременность – токсикоз, роды N, развитие речи N. Детский сад – 1,6 год. Школа – с 7 лет (1-3). Проблемы с письмом появились в начальной школе. Чтение с запинками в сложных словах. ^ В семье четверо детей, старший брат живет отдельно, младшей сестре 4 года. Тетя озабочена тем, что мать не занимается детьми, просила поговорить с матерью; психолог не может вмешиваться, если нет запроса. Ребёнок предоставлен себе, мама "ударилась" в религию ("занялась духовностью"), ходит на занятия в секту, домой приезжает после 21.00. ребёнок много смотрит телевизор. ^ специфические ошибки: слитное написание слов, замены и-у, ш-щ, б-д, У-Ч, пропуски, недописывание окончаний. Средний уровень сформированности слухового восприятия. Элементы левшества. Темп деятельности – ниже среднего уровня. ^ элементы тревожности, неуверенность в себе. Сбегает с уроков. Рассеянность, отсутствие концентрации. Ребенок о проблемах: "Не успеваю писать диктанты". Школа и ребёнок: учебная мотивация среднего уровня. К школе относится с немалой долей тревоги, присутствует страх перед учителем, перед ответом. Считает, что учителя его недолюбливают. ^ церебрастенический синдром. Недостаточность сформированности произвольной деятельности. Замедленный темп психической деятельности. Элементы дисграфии, дислексии. Дисорфография. Оленева Г.А. Психолог к.п.н. Ростягайлова Л.И. ^ часто на занятия приходил голодным и грязным, приходилось мыть, кормить, успокаивать. После первых дней зажатости, ершистости, боязни ответов стала улучшаться речь, заметно улучшилось письмо, стал намного спокойнее, наладил отношения с членами семьи. Занятия закончил хорошо. Работал 25 дней. На фронтальном опросе ответил правильно на 40 вопросов (отмечал папа). Появилось желание измениться. Улучшились (подтверждается наблюдениями специалистов и анкетой родителей): пространственная ориентация, почерк, умение правильно расположить информацию на бумаге, словарный запас, звуко-буквенное восприятие и воспроизведение, аналитическая деятельность, психологическое состояние, концентрация внимания, выполнение домашних заданий, трудолюбие, отношения в семье, состояние здоровья. Улучшилась (подтверждается наблюдениями специалистов и анкетой родителей): пространственная ориентация, почерк, умение правильно расположить информацию на бумаге, словарный запас, звуко-буквенное восприятие и воспроизведение, аналитическая деятельность, психологическое состояние, концентрация внимания, выполнение домашних заданий, трудолюбие, отношения в семье, состояние здоровья. ^ церебрастенический синдром в талии компенсации, произвольная деятельность – N, психическая деятельность – N, улучшилась речь и письмо. Элементы дисграфии и дислексии отсутствуют. Еще встречаются дисорфографические ошибки. Медикаментозная поддержка не проводилась. Оленева Г.А. Психолог к.п.н. Ростягайлова Л.И. ^ "Дела средне. По русскому языку "3", двоек нет. Надо заниматься постоянно. У него в голове только гулять и компьютер. Помощь есть, но надо поддержать. Возраст такой, что надо подгонять. Тяжело учеба идет. Однако стал намного лучше." *** Григорий С., 11 лет, 6 класс Анамнез: беременность II N, роды без патологий. С 2-х лет диатез и астматический кашель. С 9 лет – астма. ^ С 3-его класса учился с логопедами читать. Дисграфия, дислексия. Нет желания учиться трудности с русским языком. Боится ездить в метро. Контактен. Охотно включается в работу. Речь дизартрична, моторно неловок. Во время письма крайне напряжен. Тревожен. Интеллектуально сохранен. Темп деятельности занижен. Работоспособность не равномерна. Повышены вегетативные реакции – мокрые ладони. Часто жалуется на скуку. ^ неврозоподобный синдром, тревожно-фобические расстройства (субдепрессия), несформированность произвольной деятельности с замедлением темпа. Дисграфия, дислексия. ^ Гриша стал намного увереннее, аккуратнее. Улучшился почерк. Стал рассудительный, любит вступать во взрослые разговоры. ^ неврозоподобный синдром снят. Тревожно-фобические расстройства и субдепрессия отсутствуют. Улучшился темп произвольной деятельности, речь четкая. Дисграфии и дислексии нет. ^ ® (мама принесла целую тетрадь с наблюдениями за детьми и отзывом – опубликован в № 29 2001 г. журнал "Где учиться?", стр. 48. Приводим опубликованный текст полностью.). Как правильно сказать: "Мои дети ходят в школу" или "Мои дети учатся в школе?" Я бы хотела, чтобы мои дети в школе учились. Но как это сделать? Как научить? Как пробудить в ребенке интерес к учебе? Как научить получать удовольствие от обучения и взросления? Такие вопросы должны вставать перед родителями, учителями и теми, кто заботится о будущем страны. Т.В. Зотова создала методику, которая позволяет изучить русский язык до такой степени, когда тонкости языка становятся понятными, а, следовательно, появляется и интерес к обучению. На примере моих детей я хочу показать, как это было достигнуто. Между рождением Нади и Гриши разница 1 год 10 месяцев. С появлением Гриши Надя сразу стала "большой". У детей много общего, но естественно, каждый индивидуален – разное здоровье, детские коллективы, учителя, кругозор, интересы и т.д., и, естественно, цели, которые перед ними ставились, были у каждого свои. Надежда, 8 класс Поступила на куры "Ликвидатор безграмотности"®, чтобы поддержать младшего брата. Понимая, что в школе по русскому языку можно получить лишь отрывочные знания, и учитывая гуманитарные способности дочери, я ставила целью получение Надеждой осознания русского языка как системы. Я хотела, чтобы она видела красоту родного языка, как он образуется, как идет перетекание из одной части речи в другую, чтобы она воспринимала наш мощный язык как живой организм, родной и близкий. В первый день Надя сопротивлялась. Она не понимала, зачем ей, хорошей ученице, нужны эти курсы. Однако увлекшись русским языком с первого же дня занятий, Надя с интересом работала до самого их окончания. У неё не было срывов. Она хорошо ела, спала, с удовольствием гуляла, легко отказывалась от просмотра любимых телепередач. Последние два дня плохо спала ночью, но начала спать днем, до занятий. Надежда закончила курсы в числе первых трех человек. Надя получила цветное объемное изображение русского языка. ^ Из КДЦ справка о состоянии здоровья также содержит много сложных диагнозов: неврозоподобный синдром (тревожно-фобические расстройства, субдепрессия). Несформированность произвольной деятельности с замедлением темпа. Дисграфия, дислексия. Несмотря на этот страшный диагноз, наши цели в обучении достигнуты. Григорий, 6-ой класс У Гриши хорошие оценки в школе по всем предметам, кроме русского языка. По 80 ошибок и еще 2-3 недописанных предложения в конце диктанта – это для него не редкость. Во 2-ом классе Гриша занимался русским языком и чтением дополнительно с учителем после уроков – 4 раза в неделю, почти целый учебный год. У него хорошо получалось, если учительница диктовала ему медленно, по слогам. Текст в первый раз он читал с трудом, но сразу запоминал прочитанное, и во второй раз уже почти не делал ошибок. В третьем классе с Гришей 2 месяца занималась логопед, которая учила Гришу правильно дышать при чтении вслух. После этих занятий он перестал "прокашливать" каждое слово. В 5-ом классе Гриша занимался с логопедом III-ю и IV-ю четверти, а половину прошлого лета писал каждое утро упражнения. Результаты были невелики. В 6-ом классе от помощи логопедов Гриша отказался. В школе на его неуспехи махнули рукой и ставили в четверти тройки. Естественно, нас не устраивало такое положение дел, и как только до меня дошла информация об авторской методике преподавания языков к.п.н. Т.В. Зотовой, я привела Гришу учиться на курсы. Цель ставилась серьезная:
Гриша, повидавший много логопедов и учителей, отчаянно сопротивлялся, но после первого занятия его настроение значительно улучшилось. Он заинтересовался. Итак, мы начали. Гриша старательно и с удовольствием прописывал буквы и их детали, с интересом изучал словари, школьные домашние задания выполнял новым красивым почерком. Иногда Гриша ленился, но здоровое соперничество с Надей не позволяло ему надолго расслабиться. За все время обучения у моих детей не возникло ненависти к русскому языку. Они ни разу не заскучали и не отказались идти на занятия. Все задания выполняли сознательно, как взрослые, серьезные люди. Только однажды произошел случай, который можно было бы отнести к курьезным и поучительным. Когда Надя закончила СУП, Гриша напал на нее в коридоре, крича: "Зачем ты первая закончила учиться?! Что же я, теперь один должен?!" Конечно, он тут же все понял: и как надо учиться, и кто первый заканчивает. Больше таких стычек у моих дружных детей не было. Надя и Гриша работали очень старательно. Это в школе можно не хотеть и не делать. а здесь так не получится, иначе можно пропустить что-то интересное. Таким образом, поставленные цели достигнуты, а попутно решены и некоторые другие Гришины проблемы. Сейчас он может самостоятельно ездить в метро, уже прочитал "Приключения Тома Сойера" и дочитывает "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена; он стал активно интересоваться историей России. Мне бы очень хотелось понять, как к.п.н. Т.В. Зотова и ее коллектив добиваются таких результатов. Жизненный опыт подсказывает – дети хорошо учат тот предмет, который ведет любимый учитель. За что можно полюбить учителя? Т.В. Зотова так начала свою работу, что сразу увлекла пришедших к ней детей. Она им доказала, что они могут справиться с возникшими у них трудностями, заставила поверить в свои силы. Первый день занятий – это и её первая победа. Благодаря методике "Ликвидатор безграмотности"® каждый ученик овладевает знаниями в своем темпе. Учебный процесс составлен таким образом, что творческие усилия педагога равномерно распределяются и на успевающих, и на отстающих. При необходимости группа делится на несколько потоков, и никто из учеников не остается без внимания. Каждый из детей видит перспективы своего развития. В группе была создана атмосфера здоровой конкуренции, но никто не считал себя неспособным и неудачником. Каждый из моих детей спокойно и заинтересованно двигался к цели. Работая с группой. Т.В. Зотова работает и с каждым индивидуально. Ни разу дети не пожаловались мне, что "училка на кого-то орала". Методика Т.В. Зотовой формирует интерес к предмету изучения, основываясь не непосредственных потребностях учащихся, а не на страхе быть наказанным за допущенные ошибки и невыполненные задания. Дети на курсах работали по 5-7 уроков, в отличие от школы, им не надоело, они не чувствовали себя несчастными, не уставали, т.к. устаешь, если не понимаешь или не интересно. А теперь им стал интересен русский язык! В доступной форме Т.В. Зотовой весь школьный материал подан за несколько дней. Кроме этого, методика Т.В. Зотовой учит систематизировать полученную информацию, правильно располагать на тетрадном листе, повышает словарный запас, учит выполнять некоторые формальности, экономящие время, УЧИТ УЧИТЬСЯ. Боюсь, что в наших школах многие учителя не видят смысла своей работы, но работают творчески, не развиваются сами и из-за этого не достигают таких результатов, как Т.В. Зотова. Я уверена, что закончившим этот курс будут интересен русский язык и многие другие предметы. Не секрет, что интересным бывает то, что хорошо знаешь и любишь. *** Екатерина К., 08.03.1984 г.р. Анамнез: беременность N, роды преждевременные – 8 месяцев. Закричала сама. До года развивалась – N; речь – фраза к 2 годам; частые простуды, болеет очень много. В детском саду – с 1,5 лет до школы. В школу пошла в 7 лет (1-3). ^ Идет на серебряную медаль, учится в 11 классе школы-экстерната. Готовится в вуз. Несколько лет работала с репетитором. До 9 класса русский язык знала хорошо, писала по интуиции. А в 9-ом классе начала зубрить правила и стало больше ошибок. ^ почерк нуждается в коррекции; редкие орфографические ошибки; достаточно много стилистических ошибок. Тем деятельности средний. Работоспособность высокая. Самоконтроль и самоорганизация достаточны. Быстро забывает информацию. Сейчас стала испытывать трудности в написании сочинений, чего раньше не было. Конфликтов с учителями не бывает, отношение к ним и к школе ровное, спокойное, критичное. Высокая учебная мотивация. ^ сон плохой – засыпает с трудом, плохо спит, просыпается; метеозависима, частые головные боли; эмоционально лабильна. ^ церебрастенический синдром, повышенная нервно-психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, нарушены функции активного внимания и памяти. Гипервозбудима – признаки общего эмоционального и двигательного беспокойства. Головные боли, напряжения. Повышенная тревожность. простые диссомнии. Врач-невролог к.м.н. Суворинова Н.Ю. к.п.н. дефектолог Воронова Г.Г. Обучалась 16 дней, добросовестно все выполняла. Итоговое тестирование – блестяще. Поступила в вуз. ^ церебрастенический синдром в стадии разрешения, нервно-психической истощаемости не обнаружено, эмоциональная устойчивость - в норме. Внимание и память- N. Признаков общего эмоционального и двигательного беспокойства нет. Головные боли не наблюдаются, сон восстановлен, повышенная тревожность отсутствует, диссомния не наблюдается. Наблюдается явный прогресс в написании сочинений, постановке знаков препинания в сложных предложениях. Дисграфических и орфографических ошибок нет. Невролог к.м.н. Суворинова Н.Ю. Логопед к.п.н. Воронова Г.Г. Психолог к.п.н. Дунаева З.М. *** Полина Б., 26.07.1988 г.р. Анамнез: беременность N, роды N, развитие речи N. К школе готовилась с логопедом. Год назад укусила кошка. Проблемы были всегда: чтение, письмо. Темп работы – ниже среднего. Пространственные и временные представления не сформированы. Низкий уровень слухового восприятия. Высокий уровень скрытой вербальной агрессии. ^ Мать считает, что основная причина всех проблем в учебе – ослабленное здоровье: частые ангины, тонзилит, бронхит, ренит. На учете у невропатолога по поводу судорожного синдрома. Бродяжничает. Несколько раз уходила из дому. Девочка ворует безделушки и деньги у одноклассников, знакомых, родителей и др. (клептомания). ^ "Не люблю читать. Не могу вовремя применить правило". Осознает, что с чтением проблема, потому что трудно читать. Считает себя толстой и переживает из-за этого. Школа: часто меняла школу. Налаживание контактов на новом месте учебы каждый раз вызывало затруднения. К учителям отношение спокойное. Жалуется на плохие взаимоотношения с одноклассниками. Чувствуется некоторая раздражительность с ее стороны. ^ считает свою маму "агрессивной", признается, что боится её. Но в то же время в тесте незаконченных предложений называет мать лучшим другом. ^ церебрастенический синдром вследствие ММД у подростка с невысоким интеллектом. Элементы ОНР. Дисорфография вследствие нейродинамической слабости. Дислексия. Несформированность произвольной деятельности. Психиатр Ишевская Т.А. Психолог Минкова Э.А. ^ в первые дни занятий часто беспричинно плакала. В тетрадях – грязь. Не всегда все выполняла, периодически проявляла усердие. В первом диктанте до занятий сделала 48 ошибок. Текст читался с большим трудом. Улучшились (подтверждается наблюдениями специалистов и анкетой родителей): пространственная ориентация, почерк, умение правильно расположить информацию на бумаге, словарный запас, звуко-буквенное восприятие и воспроизведение, аналитическая деятельность, психологическое состояние, концентрация внимания, выполнение домашних заданий, трудолюбие, отношения в семье, состояние здоровья (судорожный синдром не наблюдается). ^ – фронтальный устный опрос в присутствии родителей, сотрудников, письменное тестирование по программе 1-8 класса: правильно ответила на 61 вопрос школьного курса. Письменное тестирование по программе 1-8 "хорошо". ^ "Полина стала свободным и раскованным человеком, нет той "забитости", она умеет и хочет отстаивать свое мнение, её речь стала плавной, она хорошо формирует свои мысли и предложения, как говорит она сама, и я это вижу и в общении со мной, и с её друзьями у неё есть чувство уверенности в себе. На данный момент у нее исчезла депрессия. Когда она пользуется всеми знаниями и навыками, приобретенными на курсах "Ликбез", с учебой у нас все нормально, намного лучше, чем было, это даже заметила учитель алгебры и геометрии, когда после курсов Полина быстро усвоила пропущенный материал, Галина Михайловна поинтересовалась, с кем она занималась дома, на самом деле никто ничего не учил." Курсы "Ликбез" – это не узкое направление избавления от ошибок в русском языке, я бы сказала, что это широкий диапазон и лечение детей в психическом и неврологическом статусе, и формирование личности, может быть, даже перестройка отношений между ребёнком и родителями, если можно так сказать. Я безмерно рада, что мы пошли на эти курсы. С уважением и благодарностью Близнюк Г.Н. (мама)". ^ (занятия прервали, продолжат в новом учебном году) от 25.04.2001 г.: церебрастенический синдром вследствие ММД в стадии разрешения. Отмечается повышение интеллектуального развития. Элементы ОНР отсутствуют. Дисорфографии и дислексии нет. Произвольная деятельность сформирована. В школе повысилась успеваемость по всем предметам. Медикаментозная поддержка не проводилась. Психиатр Ишевская Т.А. Психолог Минкова Э.А. ^ исключительно все, а главное, все быстро, чётко отработано; удивительное отношение к детям, как к людям, как к себе равному. Сентябрь 2001 г.: в школе "4". Ноябрь 2001 г.: пришла завершить программу средней школы (5 дней) – успешно. Зарекомендовала себя в школе хорошисткой. Стала стройной, ушли комплексы, не ворует и не злословит, ведет себя ровно. Сама пришла на День открытых дверей и со сцены поделилась со зрителями своими успехами в школе. ^ геометрия, английский, русский - "3", литература, алгебра, история, обществознание, география, физика, химия – "4", биология, технология, ОБЖ – "5". 11.01.2000г Иван З., 11 лет. Консультирован по поводу аутистических черт характера и психоорганического синдрома с нарушением тонной моторики и высших корковых функций. Рекомендуется: Индивидуализированное обучение по программе массовой школы. Консультация нейропсихолога. Занятие с логопедом и дефектологом. Курсовые приёмы ноотропов (пантогам). ^ : ЗПР, замедленный темп психической деятельности, несформированность произвольной деятельности. Элементы дисграфии. Дисорфография вследствие остаточных явлений ОНР (общего недоразви- тия речи). Психиатр Психолог Дефектолог Занятия на курсах «Ликвидатор безграмотности» ^ Ивана З. 29.01.02 вторник Сегодня первый день занятий на курсах. Занятия проходили вместе с родителями. Мощно! Меня поразило, как Татьяна Владимировна умеет увлечь ребят, расположить их к себе, Необыкновенно легко и просто преподать материал по ненавистному для них русскому языку. Если вначале занятия дети были насторожены, то в конце занятий улыбка на лице ребенка о многом говорит. Да и нам было интересно, узнали много нового, получили ценные советы. 30.01.02 среда После занятий все дети выбегали из класса довольные и счастливые, в том числе и мой Ваня. На вопрос, что же делали на занятиях, он ответил, что писали букву «а». «И что это так интересно?» - спросила я. «Да, очень», - ответил он. И это говорит мой Ваня, который до этого просто швырял ручки и тетради, когда дело доходило до письма. 31.01.02 четверг На занятиях сильно устает, но очень старается, работает в полную силу. После занятий ужин, ванна, сон. 07.02.02 четверг Вчера был свободный от занятий день. Ваня уговорил меня съездить к сестре Лене в Бронницы. Возвращаясь, очень спешил на занятия, боялся как бы не опоздать, хотя времени было достаточно. Так спешили, что , впрыгивая в отходящий автобус, забыли у Лены взять свою сумку с вещами. На занятиях очень старался, даже Татьяна Владимировна разрешила нам посмотреть, как наши дети усердно занимаются. Когда вечером посмотрела незаметно его тетрадь, то увидела, как ребенок сильно устал от поездки. Написано хуже, чем до сих пор, зачеркивания. Вывод: ребенок и так работает на пределе своих возможностей и поездка к Лене пошла только во вред. Надо было убедить Ваню поехать домой и один день просто отдохнуть. 10.02.02 воскресенье С утра помогал папе чистить снег у гаража. После работы с большой неохотой сел за занятия. Дома делать занятия не хочет, или не может, а в центр бежит с удовольствием. Приходит на несколько часов раньше основных занятий и делает домашнее задание. 11.02.02 понедельник Начали работать со словарем. Писать дома не захотел, так что работал устно. По очереди угадывали слова по его значению. Ване было интересно. 12.02.02 вторник Сегодня Ваня был очень счастлив. Его избрали героем дня и фотографировали с Татьяной Владимировной у доски. Всю дорогу домой его лицо светилось радостью. Ваня поверил в себя, в свои возможности. 14.02.02 четверг Сегодня день Святого Валентина. Над Ваниной кроватью повесила смешную мягкую игрушку. До чего же трогательна его улыбка! На занятия пошел с приподнятым настроение. Сильно устает. Ужин. Ванна. Сон. 15.02.02 пятница На занятия приходит очень сложный и важный этап обучения – ищет свои ошибки. Это ему дается с очень большим трудом. Во-первых, ошибок много при списывании, во-вторых, трудно их найти. Последние страницы его тетради просто красные от исправлений. Ко мне подошла Татьяна Владимировна и сказала, что будет лучше, если Ваня перепишет последние самые красные страницы. Работа большая, но другого пути нет. 17.02.02 воскресенье На курсах сегодня выходной. Мы дома. С трудом и с неохотой садится за выполнение домашнего задания. Заметила, что стал читать с большим интересом. Правда читает пока только журналы про компьютер, но зачитывается так, что оторвать невозможно. Если проявил интерес, значит стало легче читать, стал понимать прочитанное. 21.02.02 четверг Ваня заболел, не доучившись до «однодневки» всего два дня. Собирались на курсы, а попали в больницу. Дальше пишу не по дням, потому что все остальные события слились для меня в один трудный длинный день. Почти каждый день ездила в больницу. В больнице Ваня быстро адаптировался. Дали ему телефон. Что меня порадовало и обрадовало, так это то, что появился желание читать не только технические журналы, но и художественную литературу. Сначала мальчик дал ему книгу почитать, а потом Ваня попросил, чтобы принесли книги. Приближался праздник 8 марта. Из нескольких открыток, которые я принесла в больницу. Ваня выбрал самую красивую и подписал, поздравил Татьяну Владимировну с праздником, Ваня старался, делал с желанием, получилось красиво, даже ему самому понравилось, сделал всего одну ошибку. Но про ошибку я ему не сказала, чтобы не испортить настроения. «Однодневку» Ваня закончил в марте, перед тем как во второй раз лечь в больницу. Несмотря на то, что в школе не учился с февраля и до середины апреля, сначала посещал курсы, а потом болел, догнал почти все предметы. Закончил 8 класс с двумя тройками: по русскому языку и по химии. |