Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2





Скачать 127.72 Kb.
Название Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2
Дата 28.03.2013
Размер 127.72 Kb.
Тип Исследовательская работа





Исследовательская работа по биологии

Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников


I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, эндо- и экзокринных желез, кровеносных и лимфатических сосудов, гладко и, отчасти, поперечнополосатой мускулатуры, а также органов чувств и трофику тканей. Она также обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды) на тканевом, органном и системном уровнях. Есть немало людей, страдающих нарушением вегетативной нервной системы, что сказывается на их реакциях, на раздражения, а значит и на здоровье. Я хотела бы в своей работе проследить, как влияет нарушение вегетативной нервной системы на успеваемость учащихся и выбор профессии.

Цель: исследовать влияние нарушения вегетативной нервной системы на успеваемость учащихся «Лицея №17»

Задачи: 1. Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы

2. Рассмотреть методики исследования вегетативной нервной системы

3. Исследовать реакции на раздражения учащихся Лицея №17

5. Сравнить успеваемость учащихся, состоящих на диспансерном учете с

вегетососудистой дистонией и здоровых учащихся (по табелю годовых оценок)

6. Сравнить успеваемость учащихся, состоящих на диспансерном учете с

вегетососудистой дистонией с преобладанием реакций симпатического или

парасимпатического типа (по табелю годовых оценок)

Методы: практикум (опыты), сравнение, анализ

Объект исследования: вегетативная нервная система

^ Предмет исследования: реакции учащихся на внешние раздражители

Гипотеза: поддерживая постоянство внутренней среды вегетативная нервная система может влиять и на отделы головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь и т. д., и в стрессовых ситуациях, которые часто возникают на уроках, экзаменах мобилизуют все внутренние резервы организма для достижения наивысшего результата, а в спокойных условиях дает возможность учащимся самостоятельно работать над изучением нового материала.

Научная новизна: данное исследование не проводилось ранее в нашем городе

^ II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретическая часть работы

Краткий анатомо-физиологический очерк.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, эндо- и экзокринных желез, кровеносных и лимфатических сосудов, гладко и, отчасти, поперечнополосатой мускулатуры, а также органов чувств и трофику тканей. Она также обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды) на тканевом, органном и системном уровнях. Анатомически вегетативная нервная система подразделяется на центральный и периферический отделы. Центральный отдел-это совокупность нервных клеток и волокон, заложенных в головном и спинном мозге. К периферическому относятся пограничный симпатический ствол с узлам, вне- и внутриорганные сплетения, отдельные клетки и их скопления в нервных стволах и сплетениях. Вегетативная нервная система состоит из двух частей: СИМПАТИЧЕСКОЙ И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОЙ, которые отличаются и в морфологическом, и в функциональном отношении. В

парасимпатической части выявляются обратные взаимоотношения. Узлы симпатического ствола находятся вне иннервируемого органа, а парасимпатические узлы – в стенке или около соответствующего органа. Имеются различия и в специфической хемотропности: возбуждающим медиатором симпатической системы является адреналин, тормозными - эрготамин, а в парасимпатической нервной системе - соответственно ацетилхолин и атропин.

Гипоталамус имеет богатые связи с различными отделами головного мозга. Он получает обширную информацию и обеспечивает сложную нервно-рефлекторную и нейрогуморальную регуляцию.

Периферический отдел вегетативной нервной системы

Основной формой её деятельности, так же как и соматической нервной системы, является рефлекс. Симпатическая нервная система (периферическая часть)

Состоит из нейронов боковых рогов грудных и L1-L3 сегментов спинного мозга (интермедиолатеральное) ядро Якубовича. Симпатический ствол имеет около 24 пар узлов (3 пары шейных – верхние, средние и нижние; 12 пар грудных, 5 поясничных и 4 – крестцовых). Парасимпатическая нервная система(периферический отдел) Состоит из нейронов, расположенных в сером веществе ствола мозга (ядра 3,7,9 и 10 пар) и в крестцовых сегментах (S1 – S4).

Симпатикотония

При функциональном (обычно врожденном, конституциональном) преобладании возбудимости симпатической нервной системы отмечается

Бледность и сухость кожи, холодные конечности, блеск глаз и легкий экзофтальм. Неустойчивость температуры, склонность к тахикардии и тахипноэ, тенденция к повышению артериального давления, запор. Повышенная работоспособность, инициативность, физическая выносливость, понижение способности к запоминанию и сосредоточенности, тревожность, неспокойный сон, мышечная дрожь, парестезии.

При преобладании влияния парасимпатической системы отмечается

Холодная, влажная, бледная кожа, гипергидроз, гиперсаливация (избыточное выделение слюны), яркий красный дермографизм, брадикардия, тенденция к артериальной. Гипотензии, дыхательная аритмия, склонность к обморокам и увеличению массы тела,

апатичность, астения. Малая выносливость, низкая инициатива, нерешительность, боязливость, склонность к депрессии.

^ Исследование вегетативно-висцеральной иннервации основывается, прежде всего, на оценке состояния и функции соответствующих органов и систем

«Общей» симпатикотонии и ваготонии не существует; можно говорить лишь о частных случаях возбуждения или торможения, например о «ваготоническом приступе» при бронхиальной астме или крапивнице, о «симпатикотоническом кризе» при ангионевротических спазмах в конечностях и т. д.

Для исследования применяются в стандартных дозах фармакологические средства или гормоны, обладающие более или менее избирательным действием (возбуждающим или тормозящим) на один из отделов – симпатический или парасимпатический.

^ Таблица средств, возбуждающих или тормозящих симпатический и парасимпатический отделы.

Возбуждает

симпатикус

Тормозит

симпатикус

Возбуждает

парасимпатикус

Тормозит

парасимпатикус

Адреналин

Хлоргидрат

Пилокарпин

Атропин

Эфедрин

Бром

Эзерин

Скополамин

Кальций




Ацетилхолин




Тиреодин




Калий










Инсулин




Значительно большее применение и большую практическую ценность имеют другие методы исследованияклинические, клинико-физиологические и биохимические.

Пиломоторные (пилоарректорные) рефлексы кожи вызываются щипковыми или Холодовыми (льдом, эфиром, реже фарадическим током) раздражениями кожи, обычно в области надплечья или затылка (с одной и другой стороны). Ограниченную (местную) или распространенную, разливающуюся на груди до области соска и ниже «гусиную кожу» (спинальный рефлекс) следует рассматривать как рефлекс симпатический; реакция при этом возникает на стороне, подвергающейся раздражению.

Потовые рефлексы кожи имеют, несомненно, большое диагностическое значение. Одно время считалось, что потовые железы кожи имеют двойную иннервацию; вызываемый парасимпатической иннервацией пот – жидкий, обильный, а симпатический - густой, «липкий», необильный, богатый солями. Однако следует считать установленным, что потовые железы имеют лишь симпатическую иннервацию, особенности пота – обилие его, концентрация в нем солей и пр. зависят от ряда других условий, предшествующих и обуславливающих секрецию.

Механизм потоотделительного рефлекса может быть различным: нарушения потоотделения может возникать при разных локализациях болезненного процесса – в церебральных, спинальных и периферических приборах.

Рефлекс Щербака, изменения которого сигнализируют о центральных нарушениях терморегуляции. После определения температуры в прямой кишке руку исследуемого погружают на 20 минут в воду с температурой 32 градуса Цельсия; в течение 10 минут эту воду постепенно нагревают до 42 градусов и затем снова измеряют ректальную температуру – сразу после согревания и через 50 минут.

Для исследования гидрофильности кожи вводится внутрикожно (шприцем хорошо притертым поршнем и тонкой иглой) 0,2 мл физиологического раствора и учитывается время исчезновения (рассасывания) полученной папулки (метод Мак-Клюра-Олдрича). В среднем быстрота исчезновения пузырька равняется 50-90 мин. Довольно широкое распространение получило исследование сердечно-сосудистых рефлексов.

Глазосердечный рефлекс (феномен Даньини-Ашнера) вызывается следующим образом. Исследуемый лежит на спине в свободном положении, спустя некоторое время у него сосчитывается пульс. После этого исследующий производит давление, лучше на оба глазных яблока одновременно большим и указательным пальцами руки (или указательным и средним). Давление рекомендуется производить не на переднюю камеру, на боковые отделы глазного яблока, причем оно должно быть достаточно интенсивным, но не болезненным для исследуемого. Через 20-30 секунд, не прекращая давления, считают пульс в течение 20 или 20 секунд. После пересчета на минуту сравнивается частота пульса до и после давления. В норме происходит замедление пульса на несколько ударов в минуту (до 10 ударов). Большее замедление расценивается как ваготонический эффект, отсутствие замедления или парадоксальное ускорение – как симпатикотанический.

Шейный рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем исследующего (или указательным и средним пальцами вместе) на область кпереди от грудино-ключично-сосцевидной мышцы, на уровне её верхней трети, ниже угла нижней челюсти – до ощущения пульсации сонной артерии. В норме происходит замедление пульса на 6-12 ударов в минуту.

Ортоклиностатическая проба состоит по сути из двух приемов. Ортоклиностатический рефлекс возникает при переходе исследуемого из горизонтального положения (лежа) в вертикальное (стоя) и выражается в норме учащением пульса, обычно на 10-12 ударов в минуту (пульс считают до пробы и в первую минуту после перемены положения).

Эпигастральный (солнечно-узловой) рефлекс вызывается при положении исследуемого на спине с максимально расслабленной мускулатурой брюшного пресса; производится измерение кровяного давления и пульса. Исследующий надавливает пальцами на область между мечевидным отростком и пупком, усиливая постепенно давление до ощущения ясной пульсации брюшной аорты. Результатом является замедление пульса и понижение кровяного давления; резкая степень этих рефлекторных явлений расценивается как показатель повышенной возбудимости парасимпатического отдела.

^ Глава 2. Исследовательская часть работы

КОНТИНГЕНТ исследуемых:

учащиеся 8-11 классов МОУ «Лицей № 17» г.Славгорода.

Количество учащихся: 8 классы 50 человек

9 классы 48 человек

10 классы 53 человека

11 классы 53 человека

Всего: 204 человека

^ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕСТНОГО ДЕРМОГРАФИЗМА:

30 человек разлитой, возвышенный, красный - преобладание парасимпатической нервной системы.150 человек красный, обычный - нормальная реакция

24 человека - белый дермографизм - преобладание симпатической нервной системы.

(см. Приложение 1)

^ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ.

Пиломоторные реакции исследовались у учащихся 10 Б класса МОУ «Лицей № 17» (30 человек).Пилоаррекция у всех учащихся распространенная, разливающаяся на груди и ниже. Особо легкое возникновение, широкое распространение и интенсивность отмечены у 5 учениц, т.е. у них в данном случае преобладает возбудимость симпатической н.с.

СЛЕДУЕТ отметить, что рефлексы дермаграфизма и пилоаррекции не всегда отчетливо определяют степень поражения вегетативной нервной системы.

^ 3. ПОТОВЫЕ РЕФЛЕКСЫ КОЖИ, аспириновая проба, согревание исследуемого, проба с пилокарпином, метод Минора, электрометрический метод НЕ ИССЛЕДОВАЛИСЬ из-за сложности их проведения в условиях школы.

^ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОКОЖНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОЖНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КОЖИ К УЛЬТРОФИОЛЕТОВЫМ ЛУЧАМ, ГИДРОФИЛЬНОСТИ КОЖИ НЕ ПРОВДИЛОСЬ из-за сложности проведения проб в условиях школы.

^ 5. ПРОБЫ С СИМПАТКОТРОПНЫМИ И ВАГОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (адреналин, ацетилхолин, гистаминовая пробы) НЕ ПРОВОДИЛИСЬ из-зи сложности их проведения в условиях школы. Довольно широкое распространение в клинической практике получило исследование сердечно-сосудистых рефлексов.

^ 6. ГЛАЗОСЕРДЕЧНЫЙ РЕФЛЕКС ( феномен Даньини-Ашнера).

Пульс до исследования, за 1 минуту.

От 60 до 65 - 70 учащихся

От 66 до 70 - 100 учащихся

От 71 до 75 - 34 учащихся.

После исследования: урежение пульса на

4-5 ударов в 1 мин 5 учащихся

6-8 ударов в 1 мин 92 учащихся

9-10 ударов в 1 мин 84 учащихся

более 10 ударов в 1 мин 10 учащихся - сильное замедление, характерно для ваготонии, повышенной вегетореактивности. Учащение пульса выявлено у 3 учащихся, отсутствие замедления 10 учащихся - характерно для симпатикотонии. (см. Приложение № 2)

ВЫВОД: У большей части учащихся при проведении пробы Ашнера установлена нормальная вегетореактивность.

^ 7. СИНОКАРОТИДНЫЙ РЕФЛЕКС (рефлекс Чермана-Геринга)

До исследования: пульс

    1. 26 учащихся

    1. 138 учащихся

    1. 40 учащихся

После исследования: в норме урежение пульса на 6-12 ударов в 1 мин

    1. 6 учащихся

    1. 77 учащихся

10-12  103 учащихся

более 12 8 учащихся (см. Приложение № 3)

^ 8. ЭПИГАСТРАЛЬНЫЙ (солнечно-узловой) РЕФЛЕКС

До исследования: пульс

    1. 56 учащихся

    1. 109 учащихся

    1. 39 учащихся

После надавливания пальцам на область солнечного сплетения в норме учащение на 4-12 ударов в мин

Менее 4 7 учащихся - симпатикотония

    1. 97 учащихся

    1. 83 ученика

Более 12 10 учеников ваготония, повышена вегетореактивность

(см. Приложение № 4)

^ 9. ОРТОКЛИНОСТАТИЧЕСКАЯ ПРОБА

Артериальное давление не учитывалось, подсчитывалась только частота пульса.

-Ортостатитический рефлекс:

До исследования: пульс

    1. 49 учащихся

    1. 120 учащихся

    1. 35 учащихся

При переходе из горизонтального положения в вертикальное положение учащение пульса на Менее10 7 учащихся

    1. 185 учащихся

Более 11 12 учащихся (повышенная вегетореактивность) (см. Приложение № 5)

-Клиностатический рефлекс

При переходе из вертикального положения в горизонтальное через 3 минуты частота сердечных сокращений должна вернуться к исходной

    1. 32 учащихся

    1. 138 учащихся

    1. 34 учащихся

Замедление через3 мин на

Менее 10 9 учащихся

10-12 185 учащихся -норма

Более 12 10 учащихся -повышенная вегетореактивность

ВЫВОД: Показатель возбудимости нервно-мышечных приборов сердца у большей части учащихся нормальный.

^ ИЗУЧЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ ЗДОРОВЫХ УЧАЩИХСЯ И УЧАЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА ДИСПАНСЕРНОМ УЧЕТЕ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ г. СЛАВГОРОДА

В г. Славгороде проживает 6 тыс. 008 детей от 0 до 18 лет. Из них учащихся 2780 детей. В возрасте от 15 до 18лет 1777. Состоят на Д учете с вегетососудистой дистонией 150 человек, что составляет 2.4% от общего количества детей и 5.4% от учащихся в школах города. В МОУ Лицей №17 учится 628 детей, учащихся 8-11 классов 204.

Состоит на диспансерном учете с диагнозом вегетососудистая дистония 35 детей, учащихся в Лице №17.Из них в начальной школе (1-4классы)-0 человек, с 5 по7 классы -12 человек, с 8 по11 классы - 23 человека. При исследовании сравнивались средние значения годовых оценок по предметам у учащихся, состоящих на учете с вегетососудистой дистониейи у здоровых детей, выявлены следующие закономерности:

  1. Средний балл по физической культуре у здоровых детей выше, чем у детей с вегетососудистой дистонией (4,5 и 4,1 соответственно)

  2. Средний балл по гуманитарным предметам (литература, русский язык, биология, история, география и т. д.) практически не отличается (4.7и 4.9)

  3. Средний балл по математике, физике, химии, также мало отличается у детей здоровых и детей, состоящих на учете с ВСД (4.6 и 4.3 соответственно)

  4. Общий средний балл по предметам у здоровых детей и у детей состоящих на Д-учете с ВСД выше, (4.4и 4.2) но незначительно. (см. Приложение №7)

ИЗУЧЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА ДИСПАНСЕРНОМ УЧЕТЕ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ г. СЛАВГОРОДА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РЕАКЦИЙ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ТИПА. Проведено сравнение средних значений годовых оценок по предметам у учащихся, состоящих на диспансерном учете с вегетососудистой дистонией с преобладанием реакций симпатического типа (26 человек) и парасимпатического типа ( 9 человек)

  1. Средний балл по физической культуре у детей с симпатической реакцией нервной системы несколько выше, чем у детей с парасимпатической(4,0 и 3,9 соответственно)

  2. Средний балл по гуманитарным предметам одинаковый(4.7 и 4.7)

  3. Средний балл по математике, физике, химии у детей с симпатикотонией выше, чем у детей с парасимпатикотонией (4.4 и 4.2 соответственно)

  4. Общий средний балл по предметам при симпатикотонии несколько выше, чем у детей с парасимпатикотонией (4.3 и 4.2) (см. Приложение №8)

III. Заключение

Выводы:

1. При исследовании вегетативных реакций у отличников учебы и учащихся со средними способностями сколько-нибудь явных различий не выявлено. У них показатели укладывались в диапазон нормальной вегетативной реактивности.

2. При исследовании вегетативных реакций у здоровых учащихся и учащихся, состоящих на Д-учете с ВСД, выявлено, что у детей с вегетодистонией значение результатов при проведении проб были либо с повышением вегетореактивности, либо с пониженной вегетореактивностью и выходили за рамки нормальной вегетореакции.

3. Успеваемость учащихся, состоящих на Д-учете с ВСД, незначительно отличается от успеваемости здоровых детей, может быть только по предметам, требующим физической выносливости, она несколько ниже.

4. В группе учащихся, состоящих на диспансерном учете с вегетососудистой дистонией успеваемость детей с симпатикотонической и парасимпатикотонической реакцей вегетативной нервной системы мало отличаются друг от друга.

5. Проведенными исследованиями заявленная гипотеза подтверждается. У основной массы учащихся выявлена нормальная вегетореактивность, что позволяет им быстро адаптироваться к различным, в том числе стрессовым, ситуациям на уроках и экзаменах, более полно запоминать изученный материал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вейн А. М., Вегетативные расстройства ООО «Медицинское информационное агентство» Москва, 1998

  2. Елесеева Ю. Ю Полный справочник невролога, «Эксмо», 2007

  3. Скоромец А. А., Топическая диагностика заболеваний нервной системы «Политехника», 1996

  4. Триумфов А. В., Топическая диагностика заболеваний нервной системы МЕДпресс- информ, 2007

  5. Материалы сайтов http://www.wikepedia.ru//

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon «Строение нервной системы организма человека». Составьте схемы: «Анатомическое строение нервной системы»;

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon 15 Физиология вегетативной нервной системы Вегетативная нервная система

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon Вегето-сосудистая дистония или соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы сердца?

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon Обоснование коррекции изменений вегетативной нервной системы у больных с переломами нижней челюсти

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon Университет Кафедра «Социальной работы и психологии»
Парасимпатическая и метасимпатическая части вегетативной нервной системы
Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon Холодилова наталья Александровна состояние вегетативной нервной системы и показателей кожного барьера

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon Взаимосвязь состояния вегетативной нервной системы, естественной цитотоксичности клеток крови, эритропоэза

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon Задачи исследования : Рассмотреть историю открытия витаминов. Изучить классификацию витаминов. Рассмотреть

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon 8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи

Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2 icon Программа санаторно-курортного лечения заболеваний нервной системы Показания: полинейропатии, другие

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы