|
Скачать 55.3 Kb.
|
8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи: развивать понятие «дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции, осуществлять гигиеническое воспитание. Оборудование: таблица «Система органов дыхания», модель торса, модель гортани, презентация. Учебник: Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1 Работа с мини –тестом «Поставь диагноз» (слайд 3)
2. По рисунку определите тип кровотечения и предложите первую помощь (Слайд 4) ^ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Значение дыхания (Слайд 7)
^ Самостоятельная работа с учебником, прочтите 3 абзац на стр. 134 и заполните схему «Этапы газообмена»). (Слайд 8) Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой, но они выполняют лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет кровеносная система. (Слайд 9) Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части. К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи (нижние дыхательные пути). ^ – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра. (Слайд 10- 11) 2.Верхние дыхательные пути. (Слайд 12) При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос, как бы критически к нему не относиться, — украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно! «Без носа человек - черт знает что — птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н. В. Гоголь. ^ При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия. (Слайд 13) Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку, затем в глотку и потом в гортань. 3. Нижние дыхательные пути (гортань, трахеи, бронхи). ^ Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель. Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути ^ Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки. Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка (Опыт со щекой и щелчком) Трахея: (слайд 19) Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. ^ Бронхи (слайд 20) Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. 4. Лёгкие, особенности строения в связи с выполняемыми функциями. ^ Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыты легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. (Слайд 22) Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. (Слайд 23) Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие. Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты. (Слайд 24) 5. Инфекционные и хронические заболевания. (Слайд 25-27) 6. Влияние курения на дыхательную систему (слайд 28) III. Закрепление изученного. 1. Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником. (Слайд 29-30)
2. Работа с рисунком. Подпишите названия органов дыхательной системы (слайд 31- проверка) IV. Домашнее задание. Прочитать § 26, 27 (п. 1) учебника, знать строение и выполняемые функции органов дыхания. |