8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи





Скачать 55.3 Kb.
Название 8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи
Дата конвертации 02.03.2013
Размер 55.3 Kb.
Тип Документы
8 класс


Строение и функции дыхательной системы


Задачи: развивать понятие «дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемы­ми функциями, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать зависи­мость строения органа от выполняемой им функции, осуществ­лять гигиеническое воспитание.


Оборудование: таблица «Система органов дыхания», модель торса, модель гортани, презентация.


Учебник: Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл.


Ход урока


I. Проверка домашнего задания.


1 Работа с мини –тестом «Поставь диагноз» (слайд 3)

1. У пострадавшего темно-красная кровь вытекает из раны равномерной, непрерывной и не пульсирующей струей. Кровь вытекает медленно и в большом количестве.

А - капиллярное,


Б - венозное;


В - артериальное кровотечение

2. При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета.

3 Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика?


2. По рисунку определите тип кровотечения и предложите первую помощь (Слайд 4)


^ II. Изучение нового материала.


1. Дыхание и его значение (Беседа) (Слайд 6)

Дыхание
– это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Значение дыхания (Слайд 7)

  • Обеспечение организма кислородом

  • Удаление углекислого газа

  • Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности

  • Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

^ 2. Этапы газообмена (Самостоятельная работа с учебником, прочтите 3 абзац на стр. 134 и заполните схему «Этапы газообмена»). (Слайд 8)

Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой, но они выполняют лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет кровеносная система. (Слайд 9)

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи (нижние дыхательные пути).
^ Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра. (Слайд 10- 11)

2.Верхние дыхательные пути. (Слайд 12)

При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос, как бы критически к нему не относиться, — украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек - черт знает что — птица не птица, гражданин не гражданин,

- просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н. В. Гоголь.

^ А если серьезно? Как вы думаете для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков человекообразных обезьян — его не было!

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия. (Слайд 13)

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку, затем в глотку и потом в гортань.

3. Нижние дыхательные пути (гортань, трахеи, бронхи).

^ Гортань (слайд 14)

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель. Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути


^ Образование звука (слайд 15-18)

Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка (Опыт со щекой и щелчком)

Трахея: (слайд 19) Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. ^ Как вы думаете какое это имеет значение?


Бронхи (слайд 20)

Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.


4. Лёгкие, особенности строения в связи с выполняемыми функ­циями.


^ Легкие (слайд 21)

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыты легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха.

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. (Слайд 22)

Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. (Слайд 23)

Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие. Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты. (Слайд 24)

5. Инфекционные и хронические заболевания. (Слайд 25-27)

6. Влияние курения на дыхательную систему (слайд 28)

III. Закрепление изученного.

1. Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником. (Слайд 29-30)

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

2. Работа с рисунком. Подпишите названия органов дыхательной системы (слайд 31- проверка)

IV. Домашнее задание. Прочитать § 26, 27 (п. 1) учебника, знать строение и выполняемые функции органов дыхания.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Функции дыхательной системы

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы»

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Анатомия, физиология и гигиена человека вопросы и ответы к экзамену 9 класс Клетка : строение и функции

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Задачи: Раскрыть значение биологического окисления; > Показать роль органов дыхания для поддержания

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Питание и пищеварение
Оборудование: модель торса человека, таблица “Схема строения органов пищеварения”, презентация “Строение...
8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Задачи: Рассмотреть по литературе строение вегетативной нервной системы 2

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Задачи патофизиологии-2 модуля: сформировать знания по механизмам возникновения и развития основных

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon «Строение нервной системы организма человека». Составьте схемы: «Анатомическое строение нервной системы»;

8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Строение и функции органов дыхания. 9 класс
Оборудование и материалы: Таблица «Ткани животного организма», текст учебника с рисунками, вата для...
8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи icon Программа для поступающих на направление подготовки магистратратуры 020400 «биология»
Строение и принципы жизнедеятельности клетки; единство и разнообразие клеточных типов; воспроизведение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина