УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Красногорского муниципального района
от «01» октября 2012 года № 2295/10
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Красногорского муниципального района «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах»
г. Красногорск
2012
1. ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Красногорского муниципального района «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах»
Наименование Программы
|
Долгосрочная целевая программа Красногорского муниципального района «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах» (далее – Программа)
|
Основание для разработки Программы
|
Постановление администрации Красногорского муниципального района от 13.09.2012г. № 2076/9 «О разработке долгосрочных целевых программ Красногорского муниципального района на 2013-2015 годы в сфере образования»
|
Муниципальный заказчик
Программы
|
Администрация Красногорского муниципального района
|
Разработчик Программы
|
Управление образования администрации Красногорского муниципального района
|
Цель Программы
|
Организация психолого – медико – социального сопровождения обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Красногорского муниципального района
|
Задачи Программы
|
внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Красногорского муниципального района альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования;
применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза;
расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.;
организация работы по раннему выявлению детей с различными типами дизонтогенеза, внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Сроки реализации
Программы
|
2013-2015 годы
|
Исполнители Программы
|
Управление образования администрации Красногорского муниципального района
|
Объемы и источники финансирования Программы
|
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий: 2200,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год – 710,0 тыс. рублей
2014 год – 730,0 тыс. рублей
2015 год – 760,0 тыс. рублей
Источник финансирования – бюджет Красногорского муниципального района (далее также - Бюджет района)
|
Планируемые
результаты Программы
|
Расширение диапазона образовательных услуг для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий вариативного образования (дистанционное, инклюзивное и пр.).
Обеспечение доступности всех видов образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
Совершенствование и методологическое обновление деятельности муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии Красногорского муниципального района и психолого-медико-педагогических консилиумов МБОУ и МБДОУ.
Развитие системы ранней диагностики различных типов дизонтогенеза и ограниченных возможностей здоровья.
Создание системы преемственности между дошкольными видами КРО в условиях специализированных (логопедических) группах и логопунктах МБДОУ для детей с ТНР и образовательными учреждениями района (создание специализированных классов в МБОУ V вида для детей с ТНР).
Оптимизация сети специализированных (логопедических) групп и логопунктов МБДОУ, создание специализированных (дошкольных) групп для детей с ограниченными возможностями здоровья и сложными типами дизонтогенеза.
Развитие технологий личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений Красногорского муниципального района.
Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений Красногорского муниципального района в части психолого-педагогического и дефектолого-логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация договорных обязательств с ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» и ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» с целью совершенствования технологий вариативного образования, реализуемых в системе образования Красногорского муниципального района.
Реализация курсовых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров системы образования Красногорского муниципального района в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совершенствование теоретической подготовки и практических навыков, формирование компетентностного подхода у педагогических кадров системы образования в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
Внедрение в педагогический процесс технологий тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение уровня социальной компетентности среди родительской общественности посредством проведения тематических родительских собраний, мастер-классов, индивидуальных консультаций.
Информационное сопровождение реализации мероприятий целевой программы в СМИ, посредством организации семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов по диссеминации передового педагогического опыта в сфере работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
|
2. ХАРАКТЕРИСТИКА
проблемы и прогноз развития ситуации
с учетом реализации Программы
Актуальность реализации технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих подростков, так и всего общества.
Модернизация системы общего образования, переход на обучение в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами второго поколения, являющихся отражением социального заказа, с учетом требований к образованию, предъявляемых семьей, обществом и государством, основанных на компетентностной основе, повышение роли социально-психологической службы образовательного учреждения в работе с подростками, нуждающимися в психолого-медико-социальном сопровождении, указывает на необходимость реализации современных технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Красногорского муниципального района.
При разработке Программы учитывались следующие документы:
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ.
Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266 –1 «Об образовании».
Закон Московской области от 30.04.2009г. № 41/2009–ОЗ «Об образовании».
В муниципальной системе образования Красногорского муниципального района сложилась общая структура специального (коррекционного) образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время система коррекционно-развивающего обучения представлена специализированными (логопедическими) группами (39 логогрупп – 663 чел.) и логопунктами (50, 25 логопункта – 1206 чел.) в МДОУ, МСКОУ «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями зрения (дошкольные группы – 112 чел., начальная школа – 64 чел.), школьное отделение МОУ ППМС центра «Созвездие» (начальная школа для детей с задержками психического развития различного генеза – 93 чел., дети со сложными видами дизонтогенеза – 26 чел.), МБОУ «Центр образования» (2 класса в среднем звене – 21чел.), МБОУ гимназии № 5 – (5 классов – 45 чел.). Коррекционное отделение МОУ ППМС центра «Созвездие» ежегодно оказывает амбулаторную помощь детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2006-2007 уч. год – 348 чел., 2007-2008 уч. год – 924 чел., 2008-2009 уч. год – 1458 чел., 2009-2010 уч. год– 1970 чел., 2010-2011 уч. год – 2095 чел., 2011-2012 уч. год – 2495 чел.). Соматически ослабленные дети ежегодно реализуют свое право на образование посредством обучения по программам индивидуального (надомного) обучения (2011-2012 уч. год – 147чел., 2012-2013 уч. год – 162 чел.) дистанционного образования (2012-2013 уч. год – 12 чел.). Количество детей-инвалидов – 138 чел. Таким образом, численность детей, нуждающихся в оказании специализированной помощи ежегодно составляет 2230 чел. и отмечается устойчивая тенденция к росту численности детей с ограниченными возможностями здоровья и сложными типами дизонтогенеза.
Существующие виды обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не учитывают современного состояния проблемы детей с различными типами дизонтогенеза, при этом реализация программных мероприятий долгосрочной целевой программы Красногорского муниципального района «Реализация технологий вариативного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района в 2013 – 2015 годах» позволит не только качественным образом расширить границы коррекционно-развивающего обучения, но также апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс в ОУ Красногорского муниципального района вариативные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. дистанционные формы образования, инклюзивные формы образования, технологии личностно-ориентированного обучения детей со сложными нарушениями онтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.
^
№
п/п
|
Мероприятия по реализации
Программы
|
Источники
финансирования
|
Срок
исполнения
|
Всего
(тыс. руб.)
|
^
по годам (тыс. руб.)
|
Орган администрации Красногорского муниципального района, ответственный за выполнение
|
2013
|
2014
|
2015
|
Раздел 1. Внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Красногорского муниципального района альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования
|
1.1.
|
Организационно-методическое сопровождение деятельности муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии Красногорского муниципального района, совершенствование технологий комплексной психолого-медико-социальной диагностики несовершеннолетних в рамках деятельности МПМПК и ПМПк МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
1.2.
|
Ведение и систематическое обновление банка данных на детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза, изучение социального запроса
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
1.3.
|
Создание, апробация и внедрение технологий тьюторского сопровождения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
90,0
|
30,0
|
30,0
|
30,0
|
Управление образования
|
1.4.
|
Проведение краткосрочных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки для специалистов системы образования, реализующих коррекционно-развивающие программы для детей с различными типами дизонтогенеза и ограниченными возможностями здоровья
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
120,0
|
40,0
|
40,0
|
40,0
|
Управление образования
|
1.5.
|
Издание методических сборников из опыта работы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию, проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
60,0
|
20,0
|
20,0
|
20,0
|
Управление образования
|
1.6.
|
Диссеминация передового педагогического опыта посредством организации мастер-классов, круглых столов, семинаров и научно-практических конференций в сфере работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детей с различными типами дизонтогенеза
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
30,0
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
Управление образования
|
1.7.
|
Укрепление и совершенствование материально-технической базы службы практической психологии и психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
120,0
|
40,0
|
40,0
|
40,0
|
Управление образования
|
1.8.
|
Информационное сопровождение деятельности по апробации и внедрению вариативных форм обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
Итого по разделу 1
|
Бюджет района
|
|
420,0
|
140,0
|
140,0
|
140,0
|
|
Раздел 2. Применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза
|
2.1.
|
Организация и проведение методических и обучающих семинаров для специалистов системы образования в вопросах применения технологий гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, применения индивидуализированного и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
60,0
|
20,0
|
20,0
|
20,0
|
Управление образования
|
2.2.
|
Разработка и распространение методических сборников для специалистов системы образования в вопросах реализации технологий личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
60,0
|
20,0
|
20,0
|
20,0
|
Управление образования
|
2.3.
|
Проведение тематических родительских собраний, мастер-классов и мероприятий, направленных на информирование родительской общественности в вопросе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза в рамках реализации вариативных форм образования
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
30,0
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
Управление образования
|
2.4.
|
Организация деятельности школы компетентных родителей
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
60,0
|
20,0
|
20,0
|
20,0
|
Управление образования
|
2.5.
|
Осуществление индивидуального сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза (психология принятия, опоры и поддержки семей, находящихся в сложной жизненной ситуации)
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
Итого по разделу 2
|
Бюджет района
|
|
210,0
|
70,0
|
70,0
|
70,0
|
|
Раздел 3. Расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.
|
3.1.
|
Создание системы преемственности между обучением и воспитанием детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях МДОУ и открытие специализированных классов в МОУ для детей с ТНР
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
120,0
|
40,0
|
40,0
|
40,0
|
Управление образования
|
3.2.
|
Оптимизация сети специализированных (логопедических) групп и логопунктов в МДОУ Красногорского муниципального района, создание специализированных групп для детей дошкольного возраста со сложными типами дизонтогенеза, ограниченными возможностями здоровья (дети, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью,сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, и др.).
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
120,0
|
40,0
|
40,0
|
40,0
|
Управление образования
|
3.3.
|
Укрепление и совершенствование материально-технической базы в образовательных учреждениях, занимающихся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
120,0
|
40,0
|
40,0
|
40,0
|
Управление образования
|
3.4.
|
Внедрение технологий инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями и различными типами дизонтогенеза в МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
Итого по разделу 3
|
Бюджет района
|
|
360,0
|
120,0
|
120,0
|
120,0
|
|
^
внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
|
4.1.
|
Реализация мероприятий по проведению социологического исследования классных коллективов МОУ Красногорского муниципального района с целью выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и детей с ограниченными возможностями здоровья
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
4.2.
|
Апробация и внедрение технологий сохранения психического и соматического здоровья обучающихся посредством осуществления сано-генетического мониторинга здоровья и ведения электронных карт здоровья школьников (на базах пилотных МОУ Красногорского муниципального района)
|
Бюджет района
|
2013-1015г.г.
|
1120,0
|
350,0
|
370,0
|
400,0
|
Управление образования
|
4.3.
|
Организация межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства в вопросах раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, различными типами дизонтогенеза, нуждающимися в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, коррекции и реабилитации
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
4.4.
|
Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы на базах МОУ и МДОУ Красногорского муниципального района, МОУ ППМС центра «Созвездие»
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
4.5.
|
Проведение методических семинаров для специалистов системы образования Красногорского муниципального района в вопросах раннего выявления, психолого-педагогической и дефектолого-логопедической диагностики ограниченных возможностей здоровья у несовершеннолетних
|
Бюджет района
|
2013-2015г.г.
|
30,0
|
10,0
|
10,0
|
10.0
|
Управление образования
|
4.6.
|
Проведение супервизий специалистами МПМПК по детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в МОУ и МДОУ с целью разработки индивидуальной образовательной траектории
|
|
2013-2015г.г.
|
|
|
|
|
Управление образования
|
4.7.
|
Внедрение технологий раннего выявления соматической патологии у детей и предупреждение формирования психосоматических расстройств посредством апробации и внедрения компьютерных программ, основанных на биологически обратной связи (на базах пилотных МОУ Красногорского муниципального района)
|
Бюджет района
|
2013-1015г.г.
|
60,0
|
20,0
|
20,0
|
20,0
|
Управление образования
|
Итого по разделу 4
|
Бюджет района
|
|
1210,0
|
380,0
|
400,0
|
430,0
|
|
Итого по Программе
|
2200,0
|
710,0
|
730,0
|
760,0
|
|
^
№
п/п
|
Задачи,
направленные
на достижение
цели
|
Планируемый объем
финансирования на решение данной задачи (тыс. руб.)
|
^
|
Единица
измере-ния
|
Базовое значение показателя
(на начало реализации
Программы)
|
^
|
2013
|
2014
|
2015
|
Бюджет района
|
Другие
источники
|
1.
|
Внедрение в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Красногорского муниципального района альтернативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционных форм образования, инклюзивных форм образования
|
420,0
|
|
Доля участия тьюторов в учебно-воспитательном процессе МОУ и МДОУ
|
%
|
0
|
25
|
35
|
Не менее 45
|
Доля специалистов, прошедших курсовую подготовку по реализации программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
|
%
|
0
|
25
|
35
|
Не менее 45
|
Количество изданных методических сборников из опыта работы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию, проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
|
ед.
|
0
|
1
|
1
|
1
|
2.
|
Применение в учебно – воспитательном процессе образовательными учреждениями Красногорского муниципального района технологий личностно – ориентированного обучения детей со сложными формами дизонтогенеза
|
210,0
|
|
Количество изданных методических сборников для специалистов системы образования в вопросах реализации технологий личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза
|
ед.
|
0
|
1
|
1
|
1
|
Доля ОУ, проводящих тематические родительские собрания, мастер-классы и мероприятия, направленные на информирование родительской общественности в вопросе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза в рамках реализации вариативных форм образования
|
%
|
0
|
30
|
45
|
Не менее 60
|
Кол-во родителей, прошедших подготовку в Школе компетентных родителей
|
чел.
|
0
|
15
|
30
|
45
|
3.
|
Расширение сети специальных (дошкольных) коррекционных групп в дошкольных учреждениях и специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях с учетом типа дизонтогенеза, в частности: несовершеннолетние, страдающие детским церебральным параличом, синдромами Дауна, аутизма Каннера и Аспергера, умственной отсталостью, сочетающейся с эпилепсией, ДЦП, ТНР, аутизацией и др.
|
360,0
|
|
Количество открытых классов для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБОУ Красногорского муниципального района
|
ед.
|
0
|
1
|
1
|
1
|
Количество открытых специализированных дошкольных групп для детей со сложными формами дизонтогенеза и ограниченными возможностями здоровья
|
ед.
|
0
|
1
|
1
|
1
|
4.
|
Организация работы по раннему выявлению детей с различными типами дизонтогенеза, внедрение технологии превентивной и отдаленной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
|
1210,0
|
|
Количество ОУ, апробирующих технологии саногенетического мониторинга здоровья и реализующих технологий предупреждения соматических заболеваний, открытие центров здоровья
|
ед.
|
0
|
2
|
2
|
1
|
Количество ОУ, апробирующих технологии предупреждения соматических заболеваний
|
ед.
|
0
|
2
|
2
|
1
|
|