|
Скачать 456.28 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕРЕХТА И НЕРЕХТСКИЙ РАЙОН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
^ по биологии 8 класс Учитель В.В. Веселкова Нерехта, 2011 Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ. Программа знакомит учащихся с особенностями анатомии и физиологии организма человека. Школьный курс «Биология. Человек.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук: анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курсов «Биология. Растения.» и «Биология. Животные.» и частью специального курса цикла биологических дисциплин При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности организма человека, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной и гуморальной системами. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения к своему здоровью. Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно. Программа реализуется с помощью учебника: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007. В рамках курса «Биология. Животные» модулем изучается «Экология человека». Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Для изучения курса «Биология. Человек.» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Результаты изучения курса «Биология. Человек.» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности. Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся: - текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы); - аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы); - аттестация по итогам года; - формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.) Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения; - исключение психотравмирующих факторов; - сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; - развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы; - развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка. По сравнению с примерной программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника на темы: « Выделительная система ,» «Индивидуальное развитие организма» добавлено по 1 часу. Сокращено количество часов на темы «Строение и функции организма»-2 часа, «Клеточное строение организма»-3 часа. ^
^ Введение.(1 час) Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных. Науки о человеке: анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина. История и методы изучения человека. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. ^ - определение и методы наук анатомия, физиология, психология, гигиена; - вклад учёных в развитие наук о человеке. ^ - соблюдать правила личной и общественной гигиены; - находить общность и различие человека и млекопитающих животных; - работать с учебником: с текстом, рисунками. ^ Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека. Обучающиеся должны знать: - систематическое положение человека; - строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людях; - становление рас. ^ - использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов. ^ Общий обзор организма. (1час) Уровни организации организма. Структура тела. Органы и системы органов. ^ ). Внешняя и внутренняя среда. Строение животной клетки. Строение и функции ядра. Органоиды клетки и их функции (клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы). Деление клетки. Жизненные процессы клетки (обмен веществ и энергии, рост и развитие клетки, покой и возбуждение клеток). Ферменты. Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Особенности строения и функции тканей. ^ «Рассматривание клеток и тканей под микроскопом». Рефлекторная регуляция органов и систем организма. (1 час) Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. ^ - расположение внутренних органов; - строение животной клетки; - особенности строения и функции основных тканей; - функцию нервных клеток. ^ - распознавать органы и их топографию; системы органов; - пользоваться анатомическими таблицами; -пользоваться микроскопом; - анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги. ^ Значение опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Макроскопическое и микроскопическое строение кости. Типы костей. Функции скелета. Осевой скелет: череп, туловище. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Гиподинамия. Осанка. Предупреждение и лечение плоскостопия. Понятия: ушибы, переломы, растяжение связок, вывихи суставов, первая помощь. Лабораторные работы: «Утомление при статической работе». «Выявление наличия или отсутствия плоскостопия» ^ - строение и функции скелета и мышц; - о приспособлении организма к труду и прямохождению; - о нервной регуляции работы мышц; - о тренировочном эффекте и вреде гиподинамии. ^ - выявлять нарушение осанки и плоскостопие; - оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах. ^ Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость – как внутренняя среда живого организма. Кровь – соединительная ткань. Значение крови и её состав. Клетки крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Функции крови: транспортная, информационная, защитная, поддержание постоянства температуры тела, сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаз). Болезни крови. Значение анализа крови для диагностики заболеваний. Лимфа, её движение, свойства и значение. Тканевая совместимость и переливание крови. Кроветворные органы человека. Иммунная система человека. Иммунный ответ организма. Открытие и обоснование процесса фагоцитоза И.И. Мечниковым. Вакцинация. Инфекционные заболевания. Профилактика гриппа, СПИДа. Аллергические заболевания человека. Резус-фактор. ^ - состав крови, лимфы, тканевой жидкости; - об иммунной системе; - причины возникновения и способы профилактики инфекционных заболеваний; - о переливании крови; - о пересадке органов и преодолении тканевой несовместимости. ^ - определять форменные элементы крови; - распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения; - бороться с болезнетворными микроорганизмами. ^ Органы кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды: артерии вены и капилляры. Лимфатическая система. Строение артерий, капилляров, вен и лимфатических сосудов. Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения. Сердце, его строение и функции. Особенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца и их функции. Кровоснабжение и проводящая система сердца. Работа сердца. Пульс. Болезни сердца. Кровяное давление. Влияние различных факторов окружающей среды на работу сердца. Курение и алкоголь – факторы риска. Первая помощь при стенокардии, кровотечениях. Лабораторная работа: «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». ^ - как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы; - работу сердца; - как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов; - что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях. ^ - с помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы; - подсчитывать число пульсовых ударов; - оказывать первую помощь при кровотечениях. ^ ) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания: рефлекторная и гуморальная. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Курение как фактор риска. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Основные заболевания дыхательной системы, их лечение и профилактика. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание. Лабораторная работа: «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе». ^ - строение и функции органов дыхания, голосообразование; - способы укрепления дыхательных мышц и повышение жизненной ёмкости лёгких; - как предупредить заболевания органов дыхательной системы; - меры первой помощи при утоплении, завалах землёй, электротравмах; - клиническая и биологическая смерть и способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. ^ - определять состояние миндалин и аденоидов; - измерять обхват грудной клетки; - проводить дыхательные функциональные пробы; - оказывать доврачебную помощь при нарушении дыхания. ^ Пища – источник энергии и строительного материала. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Рецепторы вкуса. Этапы процессов пищеварения. Строение зубов. Уход за зубами. Заболевания зубов. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Нервная регуляция пищеварения. Условные и безусловные рефлексы. Гуморальная регуляция пищеварения. Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Лабораторная работа: «Действие слюны на крахмал». ^ - строение и функции органов пищеварения; - значение пищеварительных желёз; - строение зубов; - условные и безусловные рефлексы. ^ - определять местоположение желудка, печени, аппендикса; - распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать первую помощь при их проявлении; - соблюдать правила ухода за зубами. ^ Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Обмен жиров, углеводов, белков, воды, минеральных солей. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Авитаминоз. Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа: «Составление пищевых рационов». ^ - превращения белков, жиров и углеводов в организме, о значении воды и минеральных солей в организме; - подготовительную, основную и заключительную фазы обмена - об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых веществ; - правила рационального питания; - значение витаминов. ^ - составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат; - проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы. ^ Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Терморегуляция организма. Закаливание. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке. ^ Значение выделения. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Нефроны. Болезни органов выделения, их предупреждение. ^ - защитную роль кожных покровов от потери влаги и микроорганизмов; - участие кожных покровов в поддержании температуры тела; - как происходит удаление жидких продуктов распада из организма; - как регулируется содержание питательных веществ в крови. ^ - ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью; - предупреждать заболевания кожи; - оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе; - закаливать организм; - предупреждать заболевания почек. ^ Значение и строение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Строение и функции отделов головного мозга и спинного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Лабораторная работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». ^ - строение и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов; - врождённые и приобретённые рефлексы; - функционирование соматического и автономного (вегетативного) отделов нервной системы. ^ - проводить функциональные пробы, позволяющие выявить особенности нервной деятельности. Анализаторы. (5часов) Анализаторы. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Значение зрения. Положение и строение глаза. Строение сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Предупреждение глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости, косоглазия. Катаракта. Травмы глаз. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение органа слуха. Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо. Гигиена органов слуха. Органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Орган вкуса. Иллюзия. Компенсация одних анализаторов другими. ^ - строение и работу органов чувств. Обучающиеся должны уметь: - оценивать работу органов чувств; - предупреждать возможные нарушения органов чувств; - овладеть некоторыми методами тренировки ряда анализаторов. ^ Понятие высшая нервная деятельность. И. М. Сеченов и И. П. Павлов, их вклад в разработку учения о высшей нервной деятельности. Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Торможение условного рефлекса. Метод условных рефлексов. Разные формы торможения. Доминанта. Врождённые и приобретённые программы поведения. Сон и сновидения. Потребности людей и животных. Речь. Познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение, мышление. Воля, эмоции, внимание. Стресс. ^ - врождённые и приобретённые программы поведения; - природу сна и сновидений, памяти, мышлении, об эмоциях и волевых действиях; - значение речи и трудовой деятельности. ^ - разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов; - оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путём тренировок улучшать их. ^ Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Функция желёз внутренней секреции. ^ - действие гормонов на организм; - признаки эндокринных нарушений и способы их устранений у людей. Обучающиеся должны уметь: - определять расположение некоторых эндокринных желёз; - распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний. ^ Размножение: бесполое и половое. Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. Сифилис. Гепатит В. Рост и развитие ребёнка. Темперамент. Характер. Индивид и личность. Интересы, склонности, способности. ^ - развитие человеческого организма; - изменения в организме в подростковом возрасте; - болезни передающиеся половым путём; - типы темперамента и особенности характера; - понятие интерес и склонности, о развитии способностей к той или иной деятельности. ^ - доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами; - определять темперамент; - различать интересы и склонности; - использовать знания о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути. ^ (3часа)
^ В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Нормы и критерии оценивания: Оценивание устного ответа учащихся Отметка «5» ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка «4»: 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. ^ (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка «2»: 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. ^ Отметка «5» ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка «3» ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. ^ ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. ^ Отметка «5» ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2. допустил не более одного недочета. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка «2» ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. Литература и средства обучения
|