Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс icon

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс





Скачать 456.28 Kb.
НазваниеПриказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс
В.В. Пасечника
Дата31.01.2013
Размер456.28 Kb.
ТипРабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕРЕХТА

И НЕРЕХТСКИЙ РАЙОН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ



«Согласовано»

Руководитель МО

_______Н.Ю Тырченкова

Протокол № ______

от «____» _________ 2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 4»

_____________ Шипунова Г.В.


«___» ___________ 2011__г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 4

_____________Маурина Е.Н.

Приказ № __________

от «____» _________ 2011 __ г.




^ Рабочая программа

по биологии

8 класс


Учитель В.В. Веселкова


Нерехта, 2011

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

Программа знакомит учащихся с особенностями анатомии и физиологии организма человека.

Школьный курс «Биология. Человек.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук: анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курсов «Биология. Растения.» и «Биология. Животные.» и частью специального курса цикла биологических дисциплин

При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности организма человека, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной и гуморальной системами.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения к своему здоровью.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

  • понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

  • сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  • дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;

  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.


В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.

Программа реализуется с помощью учебника: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.

В рамках курса «Биология. Животные» модулем изучается «Экология человека».

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Для изучения курса «Биология. Человек.» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Биология. Человек.» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка. По сравнению с примерной программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника на темы: « Выделительная система ,» «Индивидуальное развитие организма» добавлено по 1 часу. Сокращено количество часов на темы «Строение и функции организма»-2 часа, «Клеточное строение организма»-3 часа.


^ Учебно-тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

^ Всего часов

В том числе

Уроков

Л/р

^ Контрольных работ,

экскурсий

1.

Введение

1

1










2.

Происхождение человека.

3

3










3.

Строение и функции организма:

55

53










3.1

Общий обзор организма.

1

1










3.2

Клеточное строение организма.

2

2










3.3

Рефлекторная регуляция организма и систем организма.

1

1










3.4

Опорно-двигательная система.

7

7










3.5

Внутренняя среда организма.

3

3










3.6

Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

6










3.7

Дыхательная система.

4

4










3.8

Пищеварительная система.

6

6










3.9

Обмен веществ и энергии.

3

3










3.10

Покровные органы. Терморегуляция.

3

3










3.11

Выделительная система.

2

1




1




3.12

Нервная система человека.

5

5










3.13

Анализаторы.

5

5










3.14

ВНД. Поведение. Психика.

5

5










3.15

Эндокринная система.

2

2










4

Индивидуальное развитие организма.

6

6










5

Повторение. Летние задания.

3

3













Итого

68

67




1






^ Содержание программы

Введение.(1 час)

Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных.

Науки о человеке: анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина. История и методы изучения человека.

Значение знаний о человеке для охраны его здоровья.


^ Обучающиеся должны знать:

- определение и методы наук анатомия, физиология, психология, гигиена;

- вклад учёных в развитие наук о человеке.


^ Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- находить общность и различие человека и млекопитающих животных;

- работать с учебником: с текстом, рисунками.


^ Происхождение человека. (3 часа)

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей.

Расы человека.


Обучающиеся должны знать:

- систематическое положение человека;

- строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людях;

- становление рас.


^ Обучающиеся должны уметь:

- использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов.


^ Строение и функции организма организма. ( 55 часов)


Общий обзор организма. (1час) Уровни организации организма. Структура тела. Органы и системы органов.

^ Клеточное строение организма Ткани. (2часов). Внешняя и внутренняя среда.

Строение животной клетки. Строение и функции ядра. Органоиды клетки и их функции (клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы). Деление клетки. Жизненные процессы клетки (обмен веществ и энергии, рост и развитие клетки, покой и возбуждение клеток). Ферменты.

Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Особенности строения и функции тканей.

^ Лабораторная работа «Рассматривание клеток и тканей под микроскопом».

Рефлекторная регуляция органов и систем организма. (1 час) Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга.


^ Обучающиеся должны знать:

- расположение внутренних органов;

- строение животной клетки;

- особенности строения и функции основных тканей;

- функцию нервных клеток.


^ Обучающиеся должны уметь:

- распознавать органы и их топографию; системы органов;

- пользоваться анатомическими таблицами;

-пользоваться микроскопом;

- анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.


^ Опорно-двигательная система. (7часов)


Значение опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Макроскопическое и микроскопическое строение кости. Типы костей.

Функции скелета. Осевой скелет: череп, туловище. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы.

Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Гиподинамия. Осанка. Предупреждение и лечение плоскостопия. Понятия: ушибы, переломы, растяжение связок, вывихи суставов, первая помощь.


Лабораторные работы:

«Утомление при статической работе».

«Выявление наличия или отсутствия плоскостопия»

^ Обучающиеся должны знать:

- строение и функции скелета и мышц;

- о приспособлении организма к труду и прямохождению;

- о нервной регуляции работы мышц;

- о тренировочном эффекте и вреде гиподинамии.


^ Обучающиеся должны уметь:

- выявлять нарушение осанки и плоскостопие;

- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах.


^ Внутренняя среда организма. (3часа)


Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость – как внутренняя среда живого организма. Кровь – соединительная ткань. Значение крови и её состав. Клетки крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Функции крови: транспортная, информационная, защитная, поддержание постоянства температуры тела, сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаз). Болезни крови. Значение анализа крови для диагностики заболеваний. Лимфа, её движение, свойства и значение. Тканевая совместимость и переливание крови.

Кроветворные органы человека. Иммунная система человека. Иммунный ответ организма. Открытие и обоснование процесса фагоцитоза И.И. Мечниковым. Вакцинация. Инфекционные заболевания. Профилактика гриппа, СПИДа. Аллергические заболевания человека. Резус-фактор.


^ Обучающиеся должны знать:

- состав крови, лимфы, тканевой жидкости;

- об иммунной системе;

- причины возникновения и способы профилактики инфекционных заболеваний;

- о переливании крови;

- о пересадке органов и преодолении тканевой несовместимости.


^ Обучающиеся должны уметь:

- определять форменные элементы крови;

- распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения;

- бороться с болезнетворными микроорганизмами.


^ Кровеносная и лимфатическая системы организма.(6часов)


Органы кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды: артерии вены и капилляры.

Лимфатическая система. Строение артерий, капилляров, вен и лимфатических сосудов.

Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения.

Сердце, его строение и функции. Особенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца и их функции. Кровоснабжение и проводящая система сердца. Работа сердца. Пульс. Болезни сердца. Кровяное давление.

Влияние различных факторов окружающей среды на работу сердца. Курение и алкоголь – факторы риска. Первая помощь при стенокардии, кровотечениях.


Лабораторная работа:

«Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».


^ Обучающиеся должны знать:

- как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы;

- работу сердца;

- как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов;

- что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях.


^ Обучающиеся должны уметь:

- с помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы;

- подсчитывать число пульсовых ударов;

- оказывать первую помощь при кровотечениях.


^ Дыхательная система. (4часа)


Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания: рефлекторная и гуморальная. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Курение как фактор риска.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

Основные заболевания дыхательной системы, их лечение и профилактика. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.


Лабораторная работа:

«Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе».


^ Обучающиеся должны знать:

- строение и функции органов дыхания, голосообразование;

- способы укрепления дыхательных мышц и повышение жизненной ёмкости лёгких;

- как предупредить заболевания органов дыхательной системы;

- меры первой помощи при утоплении, завалах землёй, электротравмах;

- клиническая и биологическая смерть и способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.


^ Обучающиеся должны уметь:

- определять состояние миндалин и аденоидов;

- измерять обхват грудной клетки;

- проводить дыхательные функциональные пробы;

- оказывать доврачебную помощь при нарушении дыхания.


^ Пищеварительная система. (6часов)


Пища – источник энергии и строительного материала. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Рецепторы вкуса. Этапы процессов пищеварения.

Строение зубов. Уход за зубами. Заболевания зубов.

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Нервная регуляция пищеварения. Условные и безусловные рефлексы. Гуморальная регуляция пищеварения.

Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.


Лабораторная работа:

«Действие слюны на крахмал».


^ Обучающиеся должны знать:

- строение и функции органов пищеварения;

- значение пищеварительных желёз;

- строение зубов;

- условные и безусловные рефлексы.


^ Обучающиеся должны уметь:

- определять местоположение желудка, печени, аппендикса;

- распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать первую помощь при их проявлении;

- соблюдать правила ухода за зубами.


^ Обмен веществ и энергии. (3 часа)


Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Обмен жиров, углеводов, белков, воды, минеральных солей.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Авитаминоз.

Энерготраты человека и пищевой рацион.


Лабораторная работа:

«Составление пищевых рационов».


^ Обучающиеся должны знать:

- превращения белков, жиров и углеводов в организме, о значении воды и минеральных солей в организме;

- подготовительную, основную и заключительную фазы обмена

- об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых веществ;

- правила рационального питания;

- значение витаминов.


^ Обучающиеся должны уметь:

- составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат;

- проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.


^ Покровные органы. Терморегуляция.( 3часа)


Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Терморегуляция организма. Закаливание. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

^ Выделительная система.. (2час) Значение выделения. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Нефроны.

Болезни органов выделения, их предупреждение.


^ Обучающиеся должны знать:

- защитную роль кожных покровов от потери влаги и микроорганизмов;

- участие кожных покровов в поддержании температуры тела;

- как происходит удаление жидких продуктов распада из организма;

- как регулируется содержание питательных веществ в крови.


^ Обучающиеся должны уметь:

- ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью;

- предупреждать заболевания кожи;

- оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе;

- закаливать организм;

- предупреждать заболевания почек.

^ Нервная система. (5 часов)


Значение и строение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Строение и функции отделов головного мозга и спинного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.


Лабораторная работа:

«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».


^ Обучающиеся должны знать:

- строение и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов;

- врождённые и приобретённые рефлексы;

- функционирование соматического и автономного (вегетативного) отделов нервной системы.


^ Обучающиеся должны уметь:

- проводить функциональные пробы, позволяющие выявить особенности нервной деятельности.


Анализаторы. (5часов)

Анализаторы. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.

Зрительный анализатор. Значение зрения. Положение и строение глаза. Строение сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Предупреждение глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости, косоглазия. Катаракта. Травмы глаз.

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение органа слуха. Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Орган вкуса. Иллюзия. Компенсация одних анализаторов другими.


^ Обучающиеся должны знать:

- строение и работу органов чувств.


Обучающиеся должны уметь:

- оценивать работу органов чувств;

- предупреждать возможные нарушения органов чувств;

- овладеть некоторыми методами тренировки ряда анализаторов.


^ Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.(5часов)


Понятие высшая нервная деятельность. И. М. Сеченов и И. П. Павлов, их вклад в разработку учения о высшей нервной деятельности. Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Торможение условного рефлекса. Метод условных рефлексов.

Разные формы торможения. Доминанта. Врождённые и приобретённые программы поведения.

Сон и сновидения. Потребности людей и животных. Речь.

Познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение, мышление.

Воля, эмоции, внимание. Стресс.


^ Обучающиеся должны знать:

- врождённые и приобретённые программы поведения;

- природу сна и сновидений, памяти, мышлении, об эмоциях и волевых действиях;

- значение речи и трудовой деятельности.


^ Обучающиеся должны уметь:

- разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;

- оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путём тренировок улучшать их.

^ Железы внутренней секреции. Эндокринная система. (2 часа)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Функция желёз внутренней секреции.


^ Обучающиеся должны знать:

- действие гормонов на организм;

- признаки эндокринных нарушений и способы их устранений у людей.


Обучающиеся должны уметь:

- определять расположение некоторых эндокринных желёз;

- распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.


^ Индивидуальное развитие организма. (6часов)


Размножение: бесполое и половое. Система органов размножения; строение и гигиена.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. Сифилис. Гепатит В.

Рост и развитие ребёнка. Темперамент. Характер. Индивид и личность. Интересы, склонности, способности.


^ Обучающиеся должны знать:

- развитие человеческого организма;

- изменения в организме в подростковом возрасте;

- болезни передающиеся половым путём;

- типы темперамента и особенности характера;

- понятие интерес и склонности, о развитии способностей к той или иной деятельности.


^ Обучающиеся должны уметь:

- доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами;

- определять темперамент;

- различать интересы и склонности;

- использовать знания о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути.


^ Повторение. Летние задания. (3часа)





^ Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Виды деятельности

Формы контроля

л/р

оборудование

1

Вводный инструктаж по Т Б. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о человеке.

ИНМ

Анатомия, физиология, гигиена, Психология, экология, этология.

Работа с текстом.

Устный опрос




Таблицы

2

Систематическое положение человека.

ИНМ

Систематика, таксоны, рудименты, атавизмы.

Составление конспекта.

Индивид. опрос




Динамическое пособие Классификация.

3

Историческое положение человека.

СЗУН

Дриопитеки, австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

Составление таблицы.

Индивид. опрос




Таблицы

4

Расы человека.

СЗУН

Раса, народность, национальность, расизм, социальный дарвинизм.

Составление характеристики.

Фронтальный опрос




Таблицы

5

Общий обзор организма. Введение в экологию человека. Адаптация и адаптогенные факторы.

ИНМ

Уровни организации, орган, система органов, гормоны.

Работа стекстом.

Биологический диктант




Таблицы

6

Клеточное строение организма.

КУ

Органоиды, обмен веществ, рост, развитие, ферменты.

Составление таблицы.

Фронтальный опрос




Таблицы

7

Ткани. Т Б Л/р.Рассматривание клеток и тканей под микроскопом.

СЗУН

Ткань, нейрон, нейроглия, синапс.

Выполнение л/р

Фронтальный опрос

+

Таблицы, микроскопы, микропрепараты

8

Рефлекторная регуляция.

КУ

Рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, рефлексогенная зона, прямые и обратные связи.

Составление конспекта.

Индивид. опрос




Таблицы

9

Значение опорно - двигательной системы, ее состав.

КУ

Костная ткань, надкостница, типы костей.

Работа с текстом.

Индивид. опрос




Таблицы, срезы костей

10

Скелет человека. Осевой скелет.

КУ

Скелет, осевой скелет.

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос




Скелет человека

11

Добавочный скелет. Соединение костей.

КУ

Добавочный скелет, сустав.

Работа с моделью скелета человека.

Работа по карточкам




Скелет человека, таблицы

12

Строение мышц. Общий обзор мышц человека.

КУ

Мышцы- антагонисты, мышцы- синергисты, фасция.

Составление таблицы.

Индивид. опрос




Таблицы видеофильм

13

Работа скелетных мышц и их регуляция. Т Б Л/р Утомление при статистической работе.

СЗУН

Тренировочный эффект, биологическое окисление, динамическая и статистическая работа, гиподинамия.

Выполнение л/р.

Фронтальный опрос

+

Таблицы, безмен, гантели

14

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Т Б Л/р Выявление наличия или отсутствия плоскостопия.

СЗУН

Осанка ,гиподинамия.

Выполнение л/р.

Фронтальный опрос

+

Таблицы, отпечаток стопы

15

Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах суставов.

ОС

Ушиб, перелом, растяжение, вывих.

Участие в практической деятельности, решение биолог. задач.

Тестирование




Таблицы, перевязочный материал

16

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

ИНМ

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гемоглобин, фагоцит, фагоцитоз.

Самост. работа,

индивид. Опрос Фронтальный опрос




Таблицы, микроскопы, микропрепараты

17

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды.

ИНМ

Иммунитет, антигены, антитела, воспаление, ворота инфекции, интерферон.

Составление опорной схемы.

Устный опрос




Таблицы

18

Иммунология на службе здоровья. СПИД. Предупреждение СПИДа.

КУ

Иммунология, прививка, вакцина, лечебная сыворотка, аллерген, донор ,реципиент.

Решение биологических задач.

Биологический диктант




Таблицы

19

Транспортные системы организма.

ИНМ

Артерии, аорта, вены, капилляры.

Составление опорных схем.

Индивидуальный опрос




Таблицы видеофильм

20

Круги кровообращения.

КУ

Кровообращение.

Самост. работа

Фронтальный опрос




Таблицы

21

Строение и работа сердца.

КУ

Сердечный цикл, автоматизм, адреналин, норадреналин.

Составление конспекта.

Работа по карточкам




Таблицы, макет сердца

22

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Т Б Л/р Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

СЗУН

Давление крови, пульс, гипертония, гипотония, инсульт, тонометр.

Выполнение л/р.

Фронтальный опрос

+

Лупы, нитки

23

Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

СЗУН

Электрокардиограмма, гангрена, гематома.

Составление памятки.

Фронтальный опрос




Таблицы, перевязочный материал

24

Первая помощь при кровотечениях.

СЗУН

Капиллярное, венозное, артериальное кровотечения.

Самост. работа, решение биолог. задач.

Фронтальный опрос




Перевязочный материал

25

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Голосообразование.

ИНМ

Альвеолы, артикуляция, тембр, бронхиальное древо.

Работа с текстом.

Индивидуальный опрос




Таблицы

26

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

КУ

Ворота легких, плевральная полость, диффузия.

Составление конспекта.

Устный опрос




Таблицы

27

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Т Б Л/р Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе.

КУ

Диафрагма, дыхательный центр, никотин.

Выполнение л/р.

Фронтальный опрос

+

Таблицы, сантиметровая лента

28

Болезни и травмы органов дыхания. Приемы реанимации.

КУ

Жизненная емкость легких, флюорография, искусственное дыхание.

Решение практических задач.

Тестирование




Таблицы ,видеофильм

29

Питание и пищеварение.

ИНМ

Пластический обмен , энергетический обмен, пищеварение, перистальтика.

Работа с текстом.

Фронтальный опрос




Таблицы

30

Пищеварение в ротовой полости.

КУ

Рецепторы вкуса, эмаль, дентин, пульпа, кариес, пульпит.

Самост. работа

Фронтальный опрос




таблицы

31

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке, действие ферментов. Т Б Л/р Действие слюны на крахмал.

СЗУН

Пепсин, трипсин, дизбактериоз.

Выполнение л/р.

Фронтальный опрос

+

Таблицы лабораторное оборудование

32

Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени. Всасывание.

КУ

Всасывание, гликоген, аппендикс, перитонит.

Составление таблицы.

Фронтальный опрос




Таблицы

33

Повторный инструктаж по Т Б Регуляция пищеварения.

КУ

Фистула, безусловные и условные рефлексы.

Работа с текстом.

Фронтальный опрос




Таблицы

34

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

СЗУН

Ботулизм, анаэробы, карантин.

Составление памятки.

Биологический диктант




Таблицы, видеофильм

35

Обмен веществ и энергии- Основное свойство всех живых организмов.

ИНМ

Обмен веществ, микро- макроэлементы, заменимые и незаменимые аминокислоты.

Работа с текстом.

Устный опрос




Таблицы

36

Витамины. Экологические аспекты хронобиологии.

ИНМ

Авитаминоз, гиповитаминоз.

Состваление конспекта, решение биологических задач.

Тестирование




Таблицы

37

Энерготраты человека и пищевой рацион. Т Б Л/р Составление пищевых рационов.

СЗУН

Энергетическая емкость продуктов, нормы питания.

Выполнение л/р

Фронтальный опрос




Таблицы

38

Кожа- наружный покровный орган. Гигиенические факторы и их влияние на организм.

ИНМ

Эпидермис, дерма, гиподерма, терморегуляция.

Самост. работа,

индивидуальный опрос Фронтальный опрос




Таблицы

39

Гигиена кожи, одежды, обуви. Болезни кожи и их предупреждение.

ОС

Гормональные и витаминозные нарушения.

Составление памятки.

Работа по карточкам




Таблицы

40

Терморегуляция организма. Закаливание.

ИНМ

Теплообразование, теплоотдача, закаливание.

Работа с текстом.

Индивидуальный опрос




Таблицы

41

Выделение.




Нефрон, первичная моча, вторичная моча.

Составление конспекта.

Биологический диктант




Таблицы

42

Контроль и учет знаний по теме «Покровные органы. Выделение.»

КУУЗ




Выполнение контр. работы.

Тематический







43

Значение и строение нервной системы.

ИНМ

Потребность, активность, субъективное отражение, нейрон.

Работа с текстом.

Индивидуальный опрос




Таблицы

44

Спинной мозг.

ИНМ

Нервы, нервный узел, восходящие и нисходящие пути, шок.

Составление таблицы.

Фронтальный опрос




Таблицы

45

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга. Т Б Л/р Пальценосная проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.

СЗУН

Отделы мозга, полушария мозга желудочки мозга.

Выполнение л/р

Фронтальный опрос

+

Таблицы, макет головного мозга

46

Функции переднего мозга.

КУ

Таламус, гипоталамус, старая и новая кора.

Составление таблицы.

Индивидуальный опрос




Таблицы

47

Соматический и автономный отделы нервной системы.

КУ

Симпатическая и парасимпатическая подсистемы, блуждающий нерв, вегетативные узлы.

Составление опорной схемы.

Биологический диктант




Таблицы, видеофильм

48

Анализаторы. Гравитационные воздействия в жизни человека.

ИНМ

Анализаторы, модальность, галлюцинации, иллюзии.

Составление конспекта.

Работа по карточкам




Таблицы

49

Зрительный анализатор.

КУ

Бинакулярное зрение .слепое пятно Ресничное тело

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос




Таблицы, влажный препарат глаза

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

КУ

Конъюнктива, близорукость, дальнозоркость, диоптрия, бельмо.

Составление памятки.

Индивидуальный опрос




Таблицы

51

Слуховой анализатор. Влияние на организм человека вибрации, шума и излучения.

ИНМ

Стереофоническое звучание, тугоухость.

Установление межпредметных связей, работа с текстом.

Устный опрос




Таблицы

52

Органы равновесия, кожно - мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

ИНМ

Вестибулярный аппарат, осязание, вкусовые рецепторы.

Работа с текстом.

Устный опрос




Таблицы

53

Врожденные и приобретенные программы поведения.

ИНМ

Торможение, временная связь, доминанта, инстинкты, эмоции, навыки, привычки.

Составление опорной схемы.

Фронтальный опрос




Таблицы

54

Вклад отечественных ученых в разработку учения о В Н Д Социальные факторы негативно влияющие на организм.

КУ

Рефлексы.

Составление конспекта.

Индивидуальный опрос




Видеофильм

55

Сон и сновидения. Биологические часы.

КУ

Биологические ритмы, сновидения.

Составление конспекта.

Устный опрос




Таблицы

56

Особенности В Н Д человека. Речь и сознание. Реакции детского организма на телевидение и компьютер.

ИНМ

Сознание, интуиция, ощущения, восприятие, мышление, ум.

Составление конспекта.

Фронтальный опрос







57

Воля, эмоции, внимание .Стресс, его последствия.

КУ

Волевое действие, внушаемость, аффект, стресс.

Составление конспекта.

Устный опрос







58

Роль эндокринной регуляции. Строение эндокринной системы.

ИНМ

Эндокринная система, нейрогормоны.

Самост. работа

Фронтальный опрос







59

Функции желез внутренней секреции. Гормоны.

КУ

Гипофиз, акромегалия, гормоны.

Работа с текстом.

Тестирование




Таблицы

60

Жизненные циклы. Размножение. Реакции детского организма на курение и алкоголь.

КУ

Оплодотворение, сперматозоиды, яйцеклетки.

Работа с текстом.

Индивидуальный опрос




Таблицы

61

Развитие зародыша и плода. Проблема детской наркомании и токсикомании.

КУ

Биогенетический закон, онтогенез, филогенез.

Работа с текстом, составление конспекта.

Биологический диктант




Таблицы

62

Наследственные и врожденные заболевания.

КУ

Гемофилия, Д Ц П.

Составление плана.

Устный опрос




Таблицы

63

Развитие ребенка после рождения.

ИНМ

Пубертат, индивид, личность.

Составление таблицы.

Устный опрос




Таблицы

64

Интересы, склонности, способности.

КУ

Темперамент, характер, экстраверты, интроверты.

Работа с текстом.

Индивидуальный опрос







65

Обобщение. Организм человека- открытая система.

КУ

Система.

Коллективно – распределительная деятельность.

Фронтальный опрос







66

Экология и здоровье человека.

КУ

Экология, факторы среды.

Составление конспекта.

Фронтальный опрос







67

Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека

КУ

Гиподинамия, вредные привычки

Решение биологических задач.

Фронтальный опрос







68

Летние задания.

КУ




Участие в обсуждении.












^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • основы экологии человека

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Нормы и критерии оценивания:

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1.   Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2.   Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3.   Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1.   Знание всего изученного программного материала.

2.   Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3.   Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

^ Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1.   Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2.   Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.   Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1.   Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2.   Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.   Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

^ Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1)   правильно определил цель опыта;

2)   выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3)   самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4)   научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5)   проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6)   эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1.   опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2.   или было допущено два-три недочета;

3.   или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4.   или эксперимент проведен не полностью;

5.   или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1.   правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2.   или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3.   опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4.   допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

^ Отметка «2» ставится, если ученик:

1.   не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2.   или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3.   или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4.   допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

^ Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.   выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.   допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1.   не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2.   или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1.   не более двух грубых ошибок;

2.   или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.   или не более двух-трех негрубых ошибок;

4.   или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5.   или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1.   допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2.   или если правильно выполнил менее половины работы.


Литература и средства обучения


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.




  1. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2006.




  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconПриказ № 2011 год. 2011 год. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 11 класс
Рабочая программа создана на основании Положения о рабочей программе в моу сош с. Серпиевка, утверждённого...
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии 8 класс Учитель-Баранова Н. И

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая учебная программа Элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний» (наименование

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconПриказ № от 20 г. Рабочая программа педагога горшкова Александра Александровича по обж 11 класс Рассмотрено

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» класс 9 класс

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconПрограмма по биологии IХ класс

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconПриказ №165 от 01. 09. 2011 Рабочая программа кружка «юид»

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconПрограмма использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек)

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс iconВопросы по биологии 9 класс Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии в государственных

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы