|
Скачать 72.96 Kb.
|
Содержание
Первый этап.Второй этап. Третий этап |
УДК 157 (075, 8) Н.Н. Черкашина, И.В. Батманов (психолого-медико-педагогическая комиссия «Камертон» г. Мыски Кемеровской области) МАТЕРИАЛЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ С ПОЗИЦИИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В статье рассматриваются вопросы планирования психологической помощи детям с позиции онтогенетического подхода. Проблемы адаптации и дезадаптации детей к школьному обучению являются актуальными. Данные аспекты все чаще привлекают к себе внимание специалистов разных областей (в педагогике, медицине, психологии), становятся объектом социальной психологии и имеют большое практическое значение. Значимость этой проблемы вытекает из необходимости разработки адекватных подходов к изучению проблем школьной дезадаптации. Это, на наш взгляд, возможно с позиций выявления причинно-следственных связей. Это предполагает разработку программ скрининговых обследований больших контингентов детского населения, основанных на изучении факторов риска с ранжированием по степени вероятностного воздействия. Решение этих задач невозможно без комплексного изучения ребенка педагогами, психологами, врачами различных направлений и др. Эта проблема многогранна, ее значимость резко возросла в связи со снижением рождаемости, увеличением числа детей, испытывающих трудности при обучении, дезадаптированных к школьному процессу, и современными требованиями к образовательному пространству. Задачей проводимого исследования является изучение распространенности нарушений высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые рассматриваются нами с позиций особенностей пре-, пери- и постнатального онтогенеза (развитие ребенка с периода зачатия и после рождения). Особое внимание уделяется изучению ВПФ с позиций конкордантности (от лат. сoncordare – согласовываться, сходство по гено-типу между данными особями) признаков у родителей и ближайших родственников. Системно-унифицированный подход позволил нам подойти к изучению рассматриваемой проблемы с позиций выявления причинно-следственных связей, т.е. тех факторов риска, которые влияют на развитие высших корковых функций. Разрабатываемая программа направлена на раннее, или донозологическое (предболезненное), формирование групп риска с ранжированием по степени вероятностного воздействия. Проведение таких исследований, по нашему мнению, должно осуществляться с соблюдением основных принципов "золотого стандарта". Это предполагает:
Проводимые нами популяционные исследования нарушений ВПФ среди детей дошкольного и школьного возраста осуществляются с соблюдением вышеописанных требований и условно делятся на 4 этапа. ^ В течение 25-летнего периода, в процессе безвыборочного изучения городской популяции детей численностью 5164, родившихся с 1981 по 1985 гг., были выявлены различные клинически значимые факторы риска возникновения суборганических нарушений ЦНС, трактуемые как минимальная мозговая дисфункция (ММД). Уточнен популяционный риск их возникновения, который оказался равным 16, 6 % (±0,5). Было высказано предположение о взаимосвязи различных проявлений ММД и так называемой функциональной асимметрии мозга (ФАМ), что клинически проявлялось в левшестве и амбидекстрии. На этом этапе нами были теоретически обоснованы подходы к проведению популяционных исследований, учения о факторах риска. ^ Проводится популяционное исследование среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Его цель – изучение частоты и структуры нарушений ВПФ, которые рассматриваются с позиций влияния наследственности, особенностей течения беременности и родов, а также последующего развития. На этом этапе проведено безвыборочное обследование 838 младших школьников. Выделены 2 основные группы. К первой группе отнесены 348 детей (41,5% ± 1,7), у которых имелись те или иные нарушения ВПФ, препятствующие адаптации к школьному процессу. Как правило, эти дети нуждались в коррекционном сопровождении, реабилитационной помощи психолога и логопеда, а половина из них, в связи с церебростеническими нарушениями, наблюдаются у невропатолога и им назначается медикаментозное лечение. Дети, хорошо адаптированные к школьному процессу или не имеющие отклонений, составили вторую (контрольную) группу. В первой группе различные проявления ФАМ имели место у 142 (40,8% ±2,6) , из них у 16 определялось левшество, у остальных – амбидекстрии, которые более отчетливо обозначились в дошкольном возрасте. Среди детей контрольной группы эти признаки выявлялись в 2,7 раза реже (t=8,6), чем в первой группе. Амбидекстрия отмечалась в нарушении почерка, слабости в руке при письме и др., которые вполне объяснимы с позиций суборганического поражения мозга, задержки темпа созревания функций, а также нарушений интегративной (межполушарной) функции мозга. Изучение генеалогических (наследственных) данных, а также особенностей течения беременности и родов, показателей здоровья в дошкольном возрасте позволяет определить 4 основные группы факторов риска, которые могли повлиять на развитие ВПФ или могли быть выявленными в раннем и дошкольном возрасте ребенка. Семейная отягощенность по ФАМ среди ближайших родственников (1-2-ая степень родства) обнаружена нами не менее чем у 75% детей, испытывающих трудности при обучении. В контрольной группе эта отягощенность встречается значительно реже (t=16,6). В этой связи становится актуальным изучение различных проявлений ФАМ среди популяции. Среди родившихся в 1992-1998 гг. 2582 ребенка популяционной группы, обучаются в школе или находятся под нашим наблюдением. Различные проявления ФАМ среди родственников отмечены в 19% случаев (±0,5). Эти проявления, в свою очередь, распределены по уровню пенетрантности (от лат. penetrare – проникать, частота проявления в популяции того или иного признака) левшества на 5 групп: высокий уровень пенетрантности (4-5-я группа) – наличие ФАМ у ближайших родственников – или у матери, или у отца, или у братьев (не менее 3 случаев). Эта группа составила 10% и соответствует истинной распределенности левшества среди населения. Менее высокий уровень левшества у 2-3-й степени родства определен у 5,2% ±0,3. В особую группу (193 случая), где имелись нарушения, связанные с проявлениями ФАМ (заикание, тахилалия, специфические трудности обучения у родителей), входили только те случаи, когда нарушения у родственников не сочетались с проявлениями ФАМ. При последних эти нарушения встречались с высокой частотой. Таким образом, не менее чем у 19% детей городской популяции имеются те или иные проявления ФАМ. Среди детей с нарушениями ВПФ они встречаются в 2,1 раза чаще, чем в популяции (t=7,8). Среди детей с нарушениями ВПФ аналогичные отклонения у ближайших родственников обнаружены в 64% случаев. К ним были отнесены наследственно-детерминированные: особенности мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, дисграфия и т.д. Различные проявления ММД, диагностированные невропатологом среди детей I группы школьников, отмечались значительно чаще (5,6 раза), чем среди детей контрольной группы. Эти нарушения достаточно полно описаны в литературе и проявлялись в виде задержек моторно-статических функций, темповых нарушений речи, церебрастенических нарушений, легкой асимметрии рефлекторной сферы, моторной неловкости и т.д. Факторы риска возникновения ММД за истекший 15-20 -летний период имеют тенденцию к увеличению распространенности, которое в большей степени происходит за счет таких социально значимых факторов, как:
В этой связи отмечается значительный рост числа детей, рождаемых с признаками энцефалопатии. Как справедливо указывает Т.Б. Филичева (2003 г.), в Москве, по данным медицинской статистики, с признаками энцефалопатии рождается не менее 89 % детей. ^ осуществляется в настоящее время. Его задачей является изучение особенностей ВПФ с позиций ФАМ и генетических данных среди детей в зависимости от характера ФАМ (истинное, в том числе генетически обусловленное левшество, компенсированная форма, сочетающаяся с ММД и т.д.). Эти особенности исследуются и в группе детей, отнесенных к категории праворуких. Предварительный анализ имеющихся данных позволяет нам утверждать, что определенный ряд закономерностей предполагает различный подход к формированию групп риска в раннем и дошкольном периодах. При этом основные факторы риска рассматриваются с позиций предотвратимости: предотвратимые, условно предотвратимые (влияние которых можно ослабить) и т.д. На основании этих данных разрабатывается система математического моделирования групп риска развития ВПФ на различных стадиях онтогенеза, создается программа скрининг-обследования больших детских коллективов. Четвертый (заключительный) этап предполагает разработку методических рекомендаций, направленных на раннюю донозологическую диагностику нарушения ВПФ, ранжированного формирования групп риска, отработки взаимодействия различных служб, решения целого ряда проблем, связанных с совершенствованием детской психологической службы. Таким образом, предложенная система мероприятий будет способствовать совершенствованию психологической помощи детскому населению. |