1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи





Скачать 0.5 Mb.
Название 1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи
страница 1/2
Губина С.Т
Дата 11.04.2013
Размер 0.5 Mb.
Тип Документы
  1   2
Лекции по дисциплине «Возрастно-психологическое консультирование

(с практикумом)»

Автор-составитель: к. психол. н., доцент кафедры психологии Губина С.Т.


МОДУЛЬ 1. (Раздел 1.)


Тема 1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи.


  1. Понятие и виды психологического консультирования.

  2. Особенности разных видов психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое просвещение.

  3. Основные принципы консультирования и условия эффективности консультационной помощи.

  4. Этические вопросы оказания психологической помощи.


1. Понятие и виды психологического консультирования.

Психологическое консультирование – это профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. Консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.

Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает такие составляющие: 1. Личность клиента и его переживания; 2. Личность психолога-консультанта (наставника) в единстве его самостных и функциональных образований; 3. Взаимоотношение между клиентом и психологом.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К видам психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии: социальные, возрастные, гендерные и др.

^ Консультирование индивидуальное проводится индивидуально, где применяется метод беседы с клиентом. Консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

^ Групповое консультирование – взаимодействие клиентов в группе, обсуждение общих проблем, где эффективность подразумевает качество обратной связи.

Семейное консультирование – предполагает работу с конкретной семейной системой с определением ролей, подструктур, особенностей развития и др.

Можно разделить виды консультирования по принципу показаний: развивающее консультирование в противоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от степени вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга). 3. Организационное развитие (управленческое консультирование).


^ 2. Особенности разных видов психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое просвещение

Психологическая помощь — это многообразие теорий и практик, в которых применяются методы: от глубинного интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов медицинской психотерапии. Понятие “психологическая помощь” отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий круг проблем, в которых отражаются как особенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором отражается психологическая специфика его функционирования.

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия.

Главные области применения психологической помощи:

1) Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2) Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.).

3) Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).

4) Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).

5) Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера деятельности в России).

6) Проблемы пожилого возраста.

7) Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).

8) Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9) Школьное консультирование.

10) Профессиональное консультирование.

11) Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

12) Управленческое консультирование.

Психологическая помощь может включать в себя:

  • психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достоверность и форму сообщения несет психолог);

  • психологическая коррекцию (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная программа),

  • психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).


^ 3. Основные принципы консультирования и условия эффективности консультационной помощи

Ключевыми в работе психолога консультанта являются ниже представленные принципы.

^ 1. Принцип причинности. Психолог стремится разобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не “борется” с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальттерапии главным становится принцип “здесь и сейчас”, и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.

2. ^ Принцип соблюдения консультативного альянса: проявления доверительности, открытости обеих сторон общения, положительная обратная связь.

3. Принцип проблемности - это выявление характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.

4. Принцип соблюдения условий эффективности:

а) нестандартный подход, так как одинаковых случаев не бывает;

б) ориентация на понимание, то есть говорить на языке клиента;

в) ориентация на установки клиента;

г) использование рекомендаций и директив исключительно для определенных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где “совет срабатывает как внушение, приводящее человека к самостоятельному решению” (Р. Мэй);

д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов;

е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами;

ж) поддержание мотивации долговременной работы: предупреждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч;

з) фиксирование внимания на положительном эффекте уже на первой встрече; формулирование нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмоционального отношения к консультации;

5. Принцип психологического посредничества, то есть позиция “третейского судьи” для помощи сторонам нахождения компромисса.

6. ^ Принцип неманипулятивности - стимуляция клиента к принятию собственного решения. Директивная модель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основной идеи консультации, заключающейся в развитии клиентом своих психологических потенций.

7. ^ Принцип безоценочного принятия, когда “психолог и его клиент сливаются в одно психическое целое” (Р. Мэй).

8. Принцип профессионализма — адекватное формирование психологической задачи и несоздавание у клиента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необходимо переориентировать запрос в сторону возможного, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

9. Принцип ориентирования клиента на самого себя. Локус контроля должен быть внутренний, а не внешний.

10. Принцип результативности - фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентрироваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.


  1. Этические вопросы оказания психологической помощи

Общие нормы Этического кодекса психолога - консультанта

1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

^ 1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

^ 1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

^ 1.4. Не дискриминация

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

^ 1.7. Не нанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

^ 1.8. Неправильное использование психологических знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

^ 1.9. Неправильное использование психологов-консультантов результатов их работы

(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

^ 1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

^ 1.11. Денежное вознаграждение

Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

^ 1.12. Ведение профессиональной и научной документации

Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.


Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования. Основные показания для психологической помощи детям


  1. Состояние и проблемы возрастно-психологического консультирования.

  2. Психологическое обследование ребёнка в практике психологического консультирования.

  3. Коррекция психологического развития в детском возрасте.

  4. Работа с родителями в процессе консультирования.


^ 1. Состояние и проблемы возрастно-психологического консультирования.

Основы возрастно-психологического консультирования, составляющего специальную отрасль прикладной психологии развития, не получили еще необходимой глубокой и детальной разработки. В отечественной литературе пока отсутствуют работы, систематически излагающие переход от основных методологических и теоретических положений к принципам и содержанию деятельности психолога-консультанта при решении многообразных психологических проблем развития ребенка. Более продвинутой представляется разработка диагностических вопросов консультирования, ориентированного на проблематику взрослых людей.

В рамках консультативной практики ставится условно-вариантный прогноз развития ребенка, под которым понимаются возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития ребенка в случае реализации различных условий. Обозначается вероятный ход развития ребенка, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо, напротив, усугублены и т. д. Подобная экстраполяция касается главным образом ближайших. возрастных этапов развития и должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития.

Цель индивидуальной консультативной деятельности связана с психологическим обследованием ребенка и составлением программы помощи: прогноза, пути коррекции и др. Анализ социальной ситуации развития ребенка означает одновременный учет двух планов отношений:

  • с «общественным взрослым» как представителем социальной функции, института (воспитатель, учитель, врач и т. д.), воплощающим в своем поведении социальные нормы и требования, общественные смыслы деятельности;

  • индивидуальные, личностные отношения с близкими взрослыми (в первую очередь в семье) и детьми (главным образом сверстниками).

Данный анализ предполагает также учет опосредствованного влияния различных микросредовых условий и особенностей обстановки — всегда присутствующих тонких (или грубых) различий в условиях жизни детей. Дифференцированное, системное представление о социальной ситуации развития включает в себя все значимые для развития ребенка сферы взаимоотношений, оно необходимо как основа для поиска источников трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития.

Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка нa основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные подзадачи:

  1. ориентацию родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

  2. своевременное первичное выявление детей с различными склонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

  3. предупреждение вторичных психологических осложнений детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

  4. составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;

  5. составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);

  6. коррекционную работу в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

  7. психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.



^ 2. Психологическое обследование ребёнка в практике психологического консультирования.

Индивидуально-психологическое консультирование предполагает внимательный анализ всего хода развития ребенка и основывается на информации, получаемой из разных источников: беседы с родителями, учителями (воспитателями), самим ребенком; наблюдения за ребенком в домашней, школьной или иной обстановке; экспериментально-психологического обследования; знакомства с родителями; изучения данных предшествующих психологических обследований, медицинской и другой документации.

К перечню проблем «трудных детей» можно отнести:

  • высокую психологическую напряженность,

  • психомоторную неустойчивость,

  • психологическую незрелость (инфантилизм),

  • интрапунитивную направленность,

  • дисгармоническое развитие личности,

  • парциальные недостатки познавательных процессов,

  • расстройства двигательных функций,

  • социальную запущенность,

  • интеллектуальную недостаточность и низкую норму интеллекта.

В специальном разделе психологического консультирования рассматриваются проблемы одаренных детей.

Последовательность этапов в изучении конкретного случая представляется следующим образом:

1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;

2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;

3) сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования (если они имеются);

4) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);

5) наблюдение за ребенком в домашней, школьной или иной обстановке;

6) экспериментально-психологическое обследование; совокупный анализ всех полученных материалов (желательно обсуждение различными специалистами). Важным дополнением к обследованию служит анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений, коллекции и т. д.), а также результаты изучения личности родителей.

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа полученные сведения группируются в четыре раздела:

1) информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья;

2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или других посещаемых учреждениях);

3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях);

4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На основе этой информации психолог-консультант даёт общую оценку уровня развития ребенка, описание сущности трудностей, их сложность. Разрабатывает коррекционную программу или предложения по психотерапии. Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы ее получения.

^ Клиническое обследование предполагает умение экспериментатора фиксировать не только результат выполнения задания, но и многообразные качественные особенности психической деятельности ребенка, проявляющиеся при выполнении того или иного задания. Одно и то же задание может обнаружить и особенности внимания испытуемого, организованность его деятельности, его работоспособность и многие другие качества.


^ 3. Коррекция психологического развития в детском возрасте.

Коррекция психологического развития - это определенная форма психолого-педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. Она означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

В практике возрастно-психологического консультирования следует дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этногенезом отклонений в развитии. Особым случаем является коррекция вариантов задержки психического развития, обусловленной социально-психологическими и педагогическими причинами. Коррекция аномального развития составляет прерогативу патопсихологов, дефектологов, врачей. В каждом из этих случаев существует своя специфика целей, задач и методов коррекции. Особое место в консультативной практике занимает коррекция невротических состояний и неврозов в условиях нормального развития, составляющая сферу приложения усилий как психиатров и патопсихологов, так и возрастных психологов. В зависимости от содержательно-психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать коррекцию умственного развития, коррекцию развития личности, коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.

Коррекционные воздействия могут быть направлены как на исправления дефектов, лежащих за порогом нормального развития, так и к созданию оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».

В зависимости от форм организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач в работе психолога можно выделить три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную работу в форме индивидуальной и групповой коррекции.

Выбор целей и направленности коррекции, определяется тремя основными принципами: принципом «нормативности» развития, принципом коррекции «сверху вниз» и принципом системности развития психической деятельности. Тактика коррекционной работы, т. е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого «деятельностного» принципа коррекции.

При определении стратегии коррекционной работы, выбора ее целей необходимо исходить из сопоставления идеального «эталонного» нормативного развития и конкретных особенностей того или иного индивидуального варианта развития. Такое сопоставление помогает четко дифференцировать проблемы и трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии, подлежащими коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», предъявляемыми родителями и воспитателями к детям без учета психологических особенностей возраста.


^ 4. Работа с родителями в процессе консультирования.

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи, при обстоятельной беседе по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и, наконец, в процессе заключительной беседы по результатам обследования. Каждая из этих встреч имеет как общие, так и специфические задачи и особенности проведения. Свои особенности имеет и работа психолога с родителями, родственниками ребенка, учителями, воспитателями и другими близкими.

Беседа, проводимая психологом по итогам всестороннего изучения случая, преследует несколько целей:

1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза;

2) совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;

3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;

4) планирование последующих встреч (в случае необходимости).

Как всякая психотерапевтическая беседа, беседа консультанта с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. В связи с этим высказываются также следующие рекомендации по тактике работы с родителями:

  • подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка, — часто это придает большую убедительность выводам консультанта;

  • родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность на последующем поведении ребенка.

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями весьма желательной является форма групповой работы — руководство родительскими группами. Включение родителей в состав группы может быть рекомендовано в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие родителями ребенка в сочетании с межличностными трудностями общения.

Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.

Руководство родительскими группами может осуществляться в форме консультирования по частным проблемам, а также в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей, проведение которых получило широкое распространение в рамках семейного консультирования.

Фокус консультативного процесса не фиксируется жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей, реализуя тем самым терапевтический подход к самому родителю. Консультант воздерживается от авторитарных и оценочных суждений, а лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка и раскрывает зону альтернативных решений проблем. Право выбора того или иного решения полностью сохраняется за родителем.


МОДУЛЬ 2. (Раздел 1.)


Тема 1. Интервью и беседа как основные методы психологического консультирования. Процедура установления контакта


  1. Пространственно временные аспекты ведения консультативной беседы

  2. Мотивы и запросы обращения к психологу

  3. Принципы организации беседы с клиентом




  1. Пространственно временные аспекты ведения консультативной беседы

Необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Клиента желательно посадить спиной к двери, ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант посадки психолога и клиента – напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Желателен столик или стол, на котором можно было бы, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой, воспринимаясь как барьер. Часы на столе или на стене – важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно и динамично.

Перечень нормативов по оборудованию кабинета психологической службы:

рабочий стол, два кресла и журнальный столик, стулья, ковровое покрытие, светильники, шкаф для документации, сейф для документации с грифом «Для служебного пользования», компьютер с принтером, вспомогательные материалы (краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, бумага, игрушки и так далее), телефон.

В сейфе должны храниться следующие документы с грифом «Для служебного пользования»:

  1. Индивидуальные карты психолого-педагогического обследования (паспорта).

  2. Журнал регистрации индивидуальных консультаций (при наличии индивидуальных карт на детей в журнале регистрируются консультации педагогов и родителей).

  1. Тексты тестов, ключи, материалы тестовых обследований.

  2. Входная и выходная документация.

  3. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.

Свою консультативную работу школьный психолог отображает в «Журнале регистрации выполненных видов работ». Кроме этого у него должен быть режим его работы, утвержденный педагогическим советом образовательного заведения и заверенный его руководителем, журнал предварительной записи на индивидуальные и групповые консультации, журнал или картотека имеющихся методических материалов и литературы. Дополнительно рекомендуется иметь: а) список домашних телефонов всех членов педагогического коллектива; б) список специализированных центров и консультаций медико-психологического профиля, в том числе «телефонов доверия».

Продолжительность одной консультативной беседы может колебаться от 30 минут до 3 – 3,5 часов. Время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову. Время для каждого из этапов консультативной беседы должно планироваться в расчете, что стандартное среднее время – 1 час 10 минут:

  • Индивидуальная и групповая консультативная работа с учащимися, оформление результатов – 1,5 – 3 часа на одну беседу.

  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов – 1,5 – 2,5 часа на одну беседу.

  • Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов – 1 – 2,5 часа на одну беседу.


^ 2. Мотивы и запросы обращения к психологу

В настоящее время психологами принято следующее положение, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь.

Проблемы, относящиеся к работе психолога, можно назвать “житейскими” проблемами — это те неисчислимые индивидуальные обстоятельства, случаи, эпизоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого обращения к психологу может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация.

Во-первых, обращение к психологу может быть связано с мнительностью клиента, излишней внимательностью его к своему здоровью, внутренним проблемам.

Во-вторых, знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, загадочность нежелательных явлений собственной жизни и деятельности настораживает, требует объяснения и оправдания.

В-третьих, когда возникают кризисы, спады, конфликты, противоречие между “хочу” и “могу”, “хочу и нужно”, “ожидаю и притязаю”. Причем, обращаясь, часто ожидают готовый рецепт, ясно и просто предписывающий конкретные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни.

В-четвертых, это необходимость просто выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни.

Можно выделить условно три вида мотиваций в запросах клиентов:

а) неуверенный в себе клиент (часто причина обращения за помощью — желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвешивает доводы “за” и “против”, поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении вопроса);

б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения психолог должен выступить в роли “ведомого, который только подсказками, предположениями сможет разобраться в ситуации”);

в) клиент, все знающий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение своей проблемы или переходят в пограничные невротические состояния или уже имеют соматические заболевания, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства).

Диагностика и последующее информирование клиентов об их индивидуальных психологических особенностях обнаруживает как согласие, так и несогласие относительно правильности оценивания. Особый интерес для психолога представляет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условиями этого несогласия являются социальная неодобряемость названного качества личности, неадекватность понимаемого термина (расхождение научного и обыденного понятия) и субъективно-личностная неприемлемость. Согласие-несогласие формируется в результате сравнивания своего мнения о себе, мнения других людей и мнения психолога, а также зависит от пола и профессиональной принадлежности.

Основанием типологии консультируемых можно назвать отношение к консультации, что связано с личностными особенностями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реалистичность, самоуверенность и установка, что личный опыт не заменяет никакие психологические исследования. Для второго и третьего типов характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность — это уникальное и таинственное образование.


  1. ^ Принципы организации беседы с клиентом

Необходимо соблюдать принципы эффективности организации консультационной беседы, которые перечислены ниже.

Ограничение речи консультанта в диалоге. Присутствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1 – 2 минуты, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется:

а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом;

б) максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент;

в) следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые клиент испытывает. Обычно предлагаются 2 – 3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых легче описать свои чувства.

Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, а также качество действия. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и ничего не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально значимые слова и опять психолог вместе с клиентом пытаются сделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых переживаний.

Использование парадоксальных вопросов. Цель парадоксальных вопросов – поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Общеизвестные истины типа «грубить нехорошо», «родители всегда знают лучше, что нужно ребенку» обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями. Типичная формулировка парадоксального вопроса начинается словами «А почему бы и не…?». Например, «А почему бы Вам действительно не сказать, раз Вы так думаете?».

  • ^ Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель уточняющих и углубляющих формулировок – постепенно переводить рассказ клиента с уровня поверхностного к более глубоким уровням переживаний. Пример такой формулировки – «То есть Вы хотели бы, чтобы Ваша свекровь поняла, какая Вы хорошая, чтобы она оценила Вас, наконец, по достоинству». Каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

  • ^ Использование интерпретаций. Речь идет о том, чтобы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмоциями. Например, психолог спрашивает клиентку, почему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Клиентка отвечает: «Не могу же я унижаться!». Интерпретация психолога: «То есть Ваше молчание в отношениях со свекровью – попытка не унижаться, а, так или иначе, возвыситься над ней».

  • Перефразирование. То, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:

  • вербальный (словесный) контакт – подбадривание, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага реакцию;

  • невербальный (несловесный) контакт – контакт глаз, выражение лица, тон и громкость голоса, использование паузы.

^ Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Надо стараться не выдавать растерянность и смятение. Поза тела не должна быть напряженной (сидит на краешке стула, руки с напряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами). Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Громкость голоса можно регулировать в зависимости от стоящих перед консультантом задач. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Консультант может несколько охладить возбужденного клиента, начав говорить медленнее и тише. Клиент постарается автоматически подладиться, нормализовав, таким образом, свое состояние. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. Консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и консультант начинают бороться друг с другом за право вставить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, состоянием своим и клиента во время пауз.


  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Тема Порядок оказания помощи пострадавшим в дтп. Организационно-правовые аспекты оказания первой

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Вопросы организации первой помощи. Виды и алгоритмы оказания помощи. Оснащение для оказания само-

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Психологической безопасности все чаще поднимается в современ-ном мире и рассматривается с самых разных

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Оказание психологической помощи учителю с психотипологической изменчивостью личности

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников. Практика

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Колчина Т. В. Страхи у пожилых людей. Организация психологической помощи. Волгоград. 2011

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Онтогенетического подхода встатье рассматриваются вопросы планирования психологической помощи детям

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Организационные аспекты деятельности клинического психолога Общие сведения, принципы и подходы к

1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. Этические вопросы оказания психологической помощи icon Особенности психологического консультирования детей младшего школьного возраста в условиях детского

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы