|
Скачать 471.82 Kb.
|
Ранняя диагностика учащихся группы риска как один из этапов успешной профилактической работы в школе. Введение Профилактическая работа в школьной среде предполагает взаимодействие с учащимися, имеющими отклонения в поведении, учёбе. Чаще всего активная работа всех служб и структур профилактики направлены на учащегося, а не на устранение причин, вызывающих отклонения в поведении и обучении. Сигналом для действия чаще всего служит подростковый возраст ребёнка, когда как под действием лакмусовой бумаги на поверхность выползают все проблемы, накопившиеся на протяжении нескольких лет обучения в школе. Бороться с такими проблемами сложно, а порою поздно. Стиль поведения, характер взаимодействия со сверстниками и учителями к этому времени уже практически сформирован у подростка, при этом накоплен багаж проблем в учёбе, сложилось негативное отношение к своим способностям, личностным качествам, окружению. Усугубляет положение оценка подростком несовершенства взаимодействий его и родителей, а также стиль и методы семейного воспитания. Таким образом «раскрывшийся бутон» требует больших как психологических, так и физических затрат всей социально-педагогическиой системы школы. Как следствие, проблема лишь сглаживается под воздействием целенаправленной работы психологов, педагогов, социальных служб, но практически никогда не устраняется. Необходимо в корне пересматривать профилактическую работу и во главу ставить раннее выявление детей группы риска. Можно с уверенностью сказать, что невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, приводящих порою к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению школьной программы. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше. Таким образом, появилась программа действий, которая направлена на выявление учащихся с отклонениями в поведении, анализ причин асоциального поведения, социально-педагогическое сопровождение в трудный жизненный период учащегося. Программа основана на принципах социальной психологии, социальной педагогики обучения и воспитания детей с нарушением познавательной деятельности, общих и коррекционных методов, приёмов и форм педагогической деятельности. Она обеспечивает взаимосвязь со службами профилактики школы, администрации села и района. ^ Объектом реализации программы являются: учащиеся с девиантным поведением. Предмет исследования: причины асоциального поведение учащихся. ^ оказание психолого-педагогической помощи учащимся с отклоняющимся поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения. Реализация программы направлена на решение главных задач:
Основные направления программы:
Предполагается, что в результате реализации программы:
менее болезненно пройдёт период адаптации в школьной среде; появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с социальным педагогом, психологом, учителями; процесс социализации и становления личности подростка пройдёт естественно, бесконфликтно; снизится количество учащихся, стоящих на учёте;
тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия; профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.
^ деятельность социального педагога с профилактическими структурами школы: педагогическим консилиумом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, завучем школы, психологом; выстраивает взаимосвязь с родительскими комитетами классных коллективов, попечительским советом школы; инициирует взаимодействие с участковым инспектором, комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав, медико-педагогической комиссией, социально-правовой защитой населения; предусматривает повышение компетентности её участников. План реализации программы содержит организационный и подготовительный этапы, во время которых создаются необходимые связи с родителями, педагогами, учащимися, полностью диагностируется контингент учащихся начального, среднего и старших звеньев, с целью выявления уровней обученности и воспитанности, их нравственный и физический потенциал, степень и причины девиаций, среда проживания. ^ - низкий воспитательный потенциал родителей учащихся с проблемами в обучении, поведении; - неэффективность профилактических мер; - психолого-педагогические отклонения в развитии учащегося, слабая мотивация к обучению и самовоспитанию; - поступление в учебное заведение учащихся из других школ, с уже имеющимися проблемами в обучении и поведении. - воспитание и обучение учащегося в подопечной или опекаемой семье, контакты с родителями нерегулярные. ^
Концепция Правовую основу школьной программы «Ранняя диагностика учащихся группы риска как один из этапов успешной профилактической работы в школе» составляет: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, закон «Об образовании», Федеральный закон РФ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности». Основной концептуальной идеей программы является создание в образовательном пространстве школы благоприятной атмосферы, позволяющей реанимировать педагогически и психологически запущенных детей с проблемами в поведении и обучении для успешной адаптации и социализации. План реализации программы
Комплексная диагностика. Цель комплексного диагностирования: улучшение эффективности от реализации программы в процессе отслеживания результатов её выполнения. В процессе диагностики реализации программы создаётся банк данных на учащихся с характерными проблемами в поведении, обучении, адаптации. Важным показателем успешности реализации программы является динамика снижения количества учащихся, склонных к правонарушениям, бродяжничеству, неуспевающих по предметам, стоящих на учёте. Для анализа и последующих выводов составляется диаграмма, характеризующая полную социально-педагогическую статистику классов начального звена, с учётом уровня обученности учащихся, имеющих проблемы в адаптации и социализации. Одним из показателей успешности реализации программы является сравнительная диаграмма соотношения количества учащихся группы риска к общему количеству учащихся в классе, т.е. тенденция к снижению учащихся с девиантным поведением, трудновоспитуемым и труднообучаемым за счёт эффективной профилактической работы. Уровень социальной адаптации и обученности устанавливается путём анкетирования, опроса, наблюдения за классным коллективом. Такое исследование проводится при поступлении учащихся в школу, на первом этапе обучения в новом для него, классном коллективе, при возникших психолого-педагогических трудностях у учащихся в процессе обучения, воспитания, не реже одного раза в четверть. Главным показателем успешности реализации программы являются диагностика положительной адаптации и социализации учащихся группы риска в классных коллективах и социуме. Составляется таблица и графики уровня адаптации и социализации учащихся группы риска в разные периоды времени, влияния различных факторов на поведение и обучение учащихся в школьной среде и во внеурочное время. ^ Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. ^
^ (С.А. Беличёва)
![]() ![]()
![]()
^ Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребёнка. Восстановление ребёнка в правах предполагает учёт основных положений Концепции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное участие в жизни общества. Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребёнка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии. Реабилитация невозможна без восстановления ребёнка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребёнка как социального субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация не только связана с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и изменением представлений ребёнка о самом себе – его «Я - концепции». ^ та или иная степень неспособности, нежелания усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать. Труднообучаемость – та или иная степень низкой обучаемости, связанная с недоразвитием учебно-познавательной мотивации, умений и навыков учебного труда, низким уровнем субъективности и дисгармониями развития, вызванных психолого-педагогическими и социокультурными причинами. ^ особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующего основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи. ^ юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (не уголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм). ^ нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями. Делинквентность – (провинность) – психическая готовность к правонарушению. ^ появилась следующая схема. Её нельзя считать абсолютной, но учитывая свой опыт работы в школьном учреждении, могу утверждать, что планировать работу с учащимися группы риска необходимо своевременно.
^ социального педагога с категорией учащихся группы риска.
Осмысливая направления в своей деятельности, я пришла к выводу: лишь взаимодействие всех структур профилактики смогут оказать полноценное влияние на кризисное состояние ребёнка. Содействие заинтересованных людей создают благоприятную среду для решения самых насущных вопросов воспитания и коррекции. На каждое направление возлагалась определённая задача.
^ «Работа с семьёй». Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней формируются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Перефразируя известную пословицу «Сколько людей – столько мнений», можно с уверенностью сказать: сколько семей – столько и стилей воспитания. Семья, как зеркало общества, отражает в себе все его проблемы, кризисы, несовершенство и неустроенность. В нашей действительности институт семьи претерпел большие изменения, зачастую не в лучшую сторону. Становление «рыночных отношений» в России в полной мере отразился на образе жизни молодых семей. Жизненные неурядицы, безработица и безденежье, безразличие общества – всё это повлекло за собой разгул пьянства, попустительство и бездуховность в семьях. С появлением детей, которые чаще всего оказывались в таких семьях обузой, ситуация радикально не изменялась. Родители были заняты проблемами выживания, воспитание сводилось к минимальному контролю, дети росли самостоятельно, принимая образ жизни своей семьи за эталон поведения. В школу хлынул поток повзрослевших, но практически невоспитанных детей. Основной задачей в работе с такими семьями стало повышение культурного образа жизни семьи, а также педагогического просвещения родителей. Постепенно условия жизни в семьях улучшались, с появлением постоянного заработка, повысился уровень благосостояния, и первоочередным для многих родителей вновь стало образование и воспитание своих детей. Но пробелы в воспитании повлекли за собой и проблемы в обучении. Всё чаще в таких семьях возникают конфликтные ситуации, многие нерадивые родители пытаются переложить груз своих упущений на хрупкие плечи своих детей, что ведёт за собой вереницу подростковых проблем – бродяжничество, правонарушения, наркозависимость. Основной задачей в работе с проблемными семьями есть и остаётся тесное сотрудничество и взаимопомощь. Необходимо чётко расставить приоритеты в работе с каждой семьёй, создать свою программу оздоровления и укрепления социального статуса семьи. За мою практику мне пришлось поработать со многими родителями. Редко встречаются совсем беспомощные, равнодушные родители. Чаще всего ситуация выходит из-под контроля из-за слабых знаний родителями возрастной психологии ребёнка, низкого культурного уровня общения в семье, зачастую пьянства, что порождает у родителей затруднения в воспитании и обучении своих детей. За несколько лет работы с проблемными семьями, сформировался опыт, который ежегодно претерпевает различные изменения и усовершенствования, благодаря взаимодействию с различными социальными структурами и службами. В нашей школе работа с семьями включает в себя целый комплекс мер профилактического и просветительского характера. Одним из направлений является работа социального педагога с проблемными семьями. ^ Учитывая опыт своей работы с семьям, можно охарактеризовать их как: (Приложение №1) Каждая семья требует особого подхода. Не все родители согласны взаимодействовать и сотрудничать с педагогом. Вторжение в личные взаимоотношения в семье, проблемы вызывают у обоих родителей настороженность и протест. За привычным бытом, делами, работой многие родители не замечают или не хотят замечать боль и страдания своих несовершеннолетних детей. Поведение детей, их образ жизни кажутся обычными и нормальными. Общение со своими детьми во многих семьях сводится до указов и приказов, взросление и становление ребёнка как личности их зачастую не интересует. Незаметно для взрослых появляются проблемы во взаимоотношениях с детьми: грубость, непослушание, уход из дома, мелкие шалости и хулиганство, бродяжничество, злоупотребления и правонарушения – всё это последствия неправильного воспитания либо попустительства со стороны взрослых. Исправлять ошибки взрослых куда сложнее, чем предвидеть и не допускать их. Основная задача социального педагога при работе с проблемными семьями - своевременно заметить отклонения в воспитании детей и вовремя предупредить асоциальное поведение учащегося. Необходимо правильно выбрать пути взаимодействия, найти точки соприкосновения безболезненного общения с родителями, приложить максимум усилий для оказания востребованной и конкретной помощи семье. Не все усилия социального педагога приносят быстрый и продуктивный результат, но, порою, взаимодействие с семьёй помогает избежать более тяжких последствий искажённого воспитания. Иногда достаточно компетентной помощи со стороны, чтобы заставить родителей задуматься, принять правильное решение, увидеть и оценить свои ошибки и последствия бездействия. Многие родители охотно идут на контакт, своевременно реагируют на замечания, принимают верные меры воздействия на ребёнка. Но, порою приходится долгое время убеждать, разъяснять и «воспитывать» родителей, нежелающих что-то менять в своей жизни, во взаимоотношениях со своими детьми и друг с другом. Социальные проблемы заметно сказываются на воспитании и обучении детей в семьях. Повышенная конфликтность, нервозность, взаимные упрёки и ругань создают в семьях невыносимую обстановку для ребёнка. Справиться с беспокойством и страхом ему одному часто не под силу, в этом случае необходимо своевременно заметить отклоняющееся от норм поведение учащегося: его угнетённое состояние, растерянность, отказ от контактов. Чаще всего от безысходности и непонимания дети совершают необдуманные поступки, пускаются во все тяжкие. Общаясь с такими семьями, приходится заострять внимание на самочувствии ребёнка, объяснять нерадивому родителю, что творится в душе маленького человечка, за что они могут жестоко поплатиться. Бич современного общества – пьянство. Трудно определить, что страшнее – когда пьют оба или один родитель, и то и другое порождает кучу проблем и в проживании и в воспитании. Уговоры и назидания зачастую бессильны. Приходится действовать с привлечением социальных комиссий и служб. Но восстановить воспитательные функции удаётся не в каждой семье. Ведь за время, когда родители провели в пьяном угаре, у детей сформировалось негативное отношение к ним и дальнейшие воспитательные потуги воспринимаются не всегда адекватно. Много усилий уходит на восстановление прежних уважительных и доброжелательных отношений между членами семьи. Приступая к работе с семьей, в каждом классе заполняется социально-педагогическая карта (Приложение №2), а на каждого учащегося социальная карта семьи учащегося (Приложение №3). Регулярно ведётся журнал посещения семьи (Приложение №4). Иногда родители сами приходят за советом или со свой проблемой, в этом случае, заполняется журнал психолого-педагогической помощи родителям (Приложение №5). Всё это позволяет контролировать ситуацию с положением дел в каждой семье, своевременно выявлять семьи, нуждающиеся в помощи, поддержке, а иногда и наказании. Если в семье не удаётся изменить ситуацию в лучшую сторону, приходится обращаться за помощью в социальные и правовые органы по профилактике правонарушений и безнадзорности. Важным моментом в работе с семьями группы риска является создание более благоприятных условий как социальных, так и психолого-педагогических для полноценного воспитания, проживания и развития учащихся в этих семьях. Даже во внешне благополучных семьях бывают очень сложные конфликтные отношения с детьми, что в дальнейшем порождает ряд проблем как психологического, так и поведенческого характера. Тесное сотрудничество с семьёй, просветительская работа, систематические обследования бытовых условий проживания учащихся, связь с социальными структурами, правоохранительными органами, позволяют своевременно выявлять учащихся с отклонениями в поведении, корректировать их отношение к учёбе, вовремя предупредить правонарушения и асоциальное поведение. Приложение №1 Социально-педагогическая карта класса.
Приложение №2 Социальная карта семьи учащегося
Приложение №3 Журнал посещения семей.
^ Психолого-педагогическая помощь семьям
^ «Работа с педагогами». Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, т. е. несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям. Появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем. В этом случае одному педагогу не справиться, необходима грамотная консультация психолога, психиатра, помощь логопеда, социального педагога. Взаимосвязь всех структур способствует коррекции поведения и обучения учащегося, что в дальнейшем сказывается благоприятно на его адаптации в школьной среде. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребёнка, интеллектуальной и личностной. Избежать больших проблем в обучении учащегося поможет социально-педагогическая диагностика, проводимая совместно с учителем. ^ диагностики предполагает наблюдение. Анализируются поведенческие отклонения учащегося, его отношение к замечаниям, требованиям учителя, его настроение во время уроков, занятость на переменах, взаимоотношения со сверстниками. Появилась следующая форма: ^ Фамилия имя отчество учащегося: Смирнов Виталий Евгеньевич Год рождения: 21 октября 2000 г. Класс: 2 класс.
Итог заполнения карты позволяет выявить наиболее проблемные зоны у учащегося, ознакомить родителей с полученными наблюдениями, порекомендовать консультирование у психолога, психиатра, либо наладить сотрудничество с семьей по исправлению негативных проявлений у учащегося. ^ – это посещение семей учащихся, обследование материально-бытовых условий проживания ребёнка в семье. Выявляются семьи, где необходима либо материальная, либо психолого-педагогическая помощь. Планируется совместная работа классного руководителя и социального педагога. При выявлении семей, находящихся в социально-опасном положении, составляется ходатайство на главу администрации сельского совета о постановке семьи на учёт. В отдельных случаях семья берётся на учёт внутри школы для профилактической работы. Цель постановки семьи на внутришкольный учёт – это оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении учащихся, содействие в создании благоприятных психологических условий в семье для полноценного воспитания и обучения. В течение учебного года проводятся профилактические беседы с родителями на родительских собраниях:
Третий этап – консультирование учащегося и родителя на заседании районной медико-педагогической комиссии (осень-весна). Консультирование помогает выявить у учащихся уровень обученности, своевременно скорректировать обучение для определённой группы учащихся, получить родителям грамотные рекомендации для оказания помощи своим детям в успешном освоении учебной программы, пройти обследование и лечение у специалистов района и области. В итоге учащиеся получают необходимый вид обучения, что в дальнейшем не создаёт больших трудностей и проблем в учебном процессе. Вся работа с учителем направлена на своевременную коррекцию поведения учащегося, созданию необходимых условий для дальнейшего обучения, воспитания, адаптации. Необходимо устранить внешние и внутренние причины, вызывающие асоциальное поведение учащегося, с помощью психолога научить адекватно оценивать личностные качества, способности, дать возможность гармонически развиваться. Дальнейшее наблюдение за поведением и обучением учащегося позволяет предупреждать правонарушения, избегать негативных проявлений личности ребёнка, контролировать его склонности и зависимости. Тесное сотрудничество с педагогом, с семьёй учащегося, имеющего проблемы асоциального характера, несёт в себе большой воспитательный потенциал. Непременно имея в школьной среде социально-неблагополучные семьи, можно заметить положительную тенденцию уменьшения подростков с девиантным поведением. В работе с педагогами начального звена иногда прослеживается слабая динамика каких-либо положительных изменений в воспитательно-профилактической работе. Чаще всего это связано со средой, в которой ребёнок растёт, развивается, воспитывается. Усилия, затраченные в школьном коллективе, зачастую сводятся на нет в родительском доме. Не в силах социального педагога в одночасье создать в семье учащегося идиллию и привить родителям семейные ценности. Иногда приходится поступать более радикально – изымать ребёнка из семьи, для того, чтобы уберечь его от более тяжких последствий, либо для восстановления элементарных функций семьи. Дети помешаются в приют, направляются в реабилитационные центры, иногда в лечащие учреждения. Так, на протяжении последних трёх лет были изъяты из семей трое несовершеннолетних, одна ученица была направлена в реабилитационный областной центр, где успешно прошла курс терапии и коррекции. Одна семья смогла вернуться к нормальному образу жизни, пытаясь решать свои семейные проблемы, участвовать в воспитании и обучении своего ребёнка. Чаще стали распространять целесообразность курса реабилитации и коррекции учащихся начального звена среди семей, чьи дети испытывают трудности в обучении и поведении, что в дальнейшем позволяет избегать более тяжких последствий. Ведь зачастую в школу поступают социально- запущенные дети. ^ как объект профилактики и коррекции.
Социальная запущенность – несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям. Это такие последствия недостаточности соответствующих факторов, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, трудностями в овладении социальными ролями. Обычно такие дети развиваются в особом социальном окружении, неполноценном по структуре (отсутствие или замена одного из родителей, социальная неразвитость самих родителей и педагогов, социальная депривация и сегрегация ребёнка). Низкий культурно-образовательный уровень родителей, особенно матери, слабая культура семейного воспитания, а позднее – педагогического процесса, недостаточная общая культура окружающей ребёнка микросреды, самих педагогов являются тормозом нормального культурного развития и социализации ребёнка в детском возрасте. Вследствие этого страдает развитие его культурно-познавательных способностей, речевой и информационной культуры. Представления об окружающем мире не соответствуют действительному возрасту и возможностям самого ребёнка. ^ состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждений, школе. Совместно с классным руководителем по характерным признакам выявляется уровень социальной запущенности учащегося, планируется дальнейшая работа по реабилитации. Проводится диагностика педагогической запущенности. Таким образом, мы определяем характерные особенности личности ребёнка для развития взаимоотношений в течение учебного процесса, внеклассных мероприятий. Важной задачей является перенаправить интересы и склонности учащегося в более благоприятное русло, дать возможность развиваться полноценно, с учётом его индивидуальных особенностей. ^ Положительные особенности личности
^ 1 группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях; 2 группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучие в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподготовленность к школе; 3 группа: слабое знание ребёнка, неподготовленность родителей, непосещение ребёнком дошкольных учреждений, слабая индивидуальная работа с ребёнком, неправильное отношение педагогов к ребёнку. На основе полученных данных заполняется педагогическая карта на учащегося, имеющего признаки отставания. (Приложение №6) Далее принимается решение о необходимости консультации специалистов районной медико-психолого-педагогической комиссии для выбора специальной программы обучения учащегося. Специальная программа обучения (7-8 вид) позволяет учителю адекватно оценивать возможности учащегося, снизить риски неуспеваемости, напряжённости и конфликтности в обучении, создавать более комфортные условия освоения учащимися знаний, умений и навыков. Создаваемые классы коррекционного обучения могли частично снимать проблемы общения и социальной адаптации учащихся с отклонениями в поведении, обучении. В таких коллективах, под грамотным руководством учителя возникали более комфортные условия развития и воспитания учащихся, дети общались «на равных», не чувствуя себя в чём-то ущемлёнными, им не надо было постоянно приспосабливаться к той среде, которая искусственно их отторгала, сравнивала. В таких классах были свои лидеры, отношения складывались с учётом их способностей, индивидуальных особенностей, психологических факторов учащихся. В настоящее время, в начальном звене, в каждом классе есть учащиеся, имеющие программу 7, 8 видов обучения. Больших проблем с адаптацией на этом уровне практически не наблюдается, но есть угроза возникновения их в среднем и старшем звене. Взрослея, дети становятся менее терпимыми друг к другу, ярче проявляются лидерские качества, идёт самоутверждение личности и, зачастую, возникают конфликты среди учащихся разного уровня обучения. Постоянное сравнение личных достижений учащихся в нормальных классах приводит к тому, что дети, имеющие коррекционную программу обучения не в состоянии проявить себя должным образом. Их личностные качества уходят на второй план, появляется чувство неполноценности, а следом приступы агрессии как средство защиты и самоутверждения. Очень важно на этом этапе взросления подростков создать в классном коллективе атмосферу доверия и доброжелательности. Учащимся необходимо постоянно прививать чувство взаимовыручки, сострадания, уважения личности и опыт толерантного отношения друг к другу. Социализация должна проходить ненавязчиво и деликатно, не ущемляя достоинство каждого учащегося. Во избежание проблем в будущем, необходимо систематически проводить мероприятия профилактического характера. Начинать это надо делать ещё с младших классов. ^ направленных на благополучную адаптацию и социализацию учащихся, коррекционное обучение.
Избежать конфликтных ситуаций невозможно, но даже в этих случаях необходимо осторожно подходить к мерам воздействия и наказанию. Учащиеся с отклоняющимся поведением ранимы, спровоцировать их на конфликт очень легко, причём реакция следует мгновенно и, как правило, агрессивная. В таких случаях неизбежно вмешательство психолога. В нашей школе психолога нет, приходится обращаться за консультацией к районному психологу, либо пользоваться услугами психолога другой школы. ^ «Работа с социальными службами» Сотрудничество с социальными структурами села и района является неотъемлемой частью профилактической работы по оказанию социальных, психолого-педагогических и юридических услуг семьям, имеющим учащихся с девиантным поведением. На ранних этапах возникновения проблемы в семье результативным является вмешательство социального работника, правоохранительных органов, либо членов комиссии опеки и попечительства. Своевременное участие этих служб предупреждает усугубление проблемной ситуации, частично решает возникшие трудности, либо помогает в решении семейных конфликтов. Родители не остаются одни со своими проблемами, порою достаточно консультации грамотного специалиста, чтобы устранить трудную жизненную ситуацию. Но не всегда семья готова к этой помощи, иногда настрой родителей не располагает к сотрудничеству, отношения выстраиваются не лучшим образом, родители предпочитают «держать оборону» по отношению, как к социальному педагогу, так и к другим членам профилактических структур. С такими семьями приходится работать долгое время. Можно изменить ситуацию в семье, но гораздо сложнее изменить психологию родителей, их образовательный уровень и воспитательную компитентность. Ежегодно планируется работа с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации сельского совета. (Приложение №7) Регулярно проводятся рейды в семьи, беседы и встречи с родителями учащихся, имеющих проблемы в обучении и поведении. Многие сложные вопросы выносятся на расширенные заседания комиссии, с привлечением представителей женсовета, руководителями организаций, в которых работают родители учеников. Нерадивые родители направляются на районные заседания КДНиЗП. Главной задача всех мероприятий - уберечь семью от полной деградации, возобновить полноценные функции семьи для решения насущных вопросов воспитания и обучения. Профилактические рейды в семьи позволяют выявить неустроенность семейного быта, антисанитарные условия проживания учащихся, иногда скрытые угрозы для безопасности ребёнка. На протяжении нескольких лет прослеживается положительная тенденция к снижению семей, нуждающихся в систематическом контроле. Многие изменили своё отношение к быту, к вопросам воспитания и обучения, к оказываемой им педагогической или психологической помощи. Всё реже возникают проблемы с бродяжничеством несовершеннолетних детей в семьях, злоупотреблением спиртного обоими родителями, попустительством в воспитании и обучении. Считаю это результатом целенаправленной и совместной работы профилактических и социальных служб села и школы. Немало проблем составляют приезжие семьи. Как правило, в таких семьях долгое время неустроенный быт, много проблем с воспитанием, обучением детей. Визит социального педагога не всегда приветствуется, многие свои трудности оправдывают переездом, временной неустроенностью. Опыт показывает, что такие семьи требуют пристального внимания и систематического контроля как со стороны школы, так и социальных структур. Своевременно оказывается как моральная, так и материальная помощь, во избежание более сложных проблем. ^ с социальными структурами администрации сельского совета.
Заключение Анализируя работу, проведённую в течение всего действия программы, можно с уверенностью сказать о положительной динамике по снижению количества учащихся с девиантным поведением среди учащихся школы. Заметно снизились пропуски уроков учащихся без уважительной причины, уходы с последних уроков. Благодаря тесному сотрудничеству с классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе психологический климат во многих классных коллективах стал более благоприятный. Реже происходят конфликтные ситуации между учащимися среднего и старшего звена. В течение последних трёх лет консультацию у психолога получили более 10 учащихся. Активнее стали показывать учеников начального звена, имеющих проблемы в обучении, на районную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения вспомогательной программы обучения. В данный момент в начальном звене обучаются 15 детей, имеющих 7-8 вид обучения. Поддерживается тесная связь с медицинскими работниками, отделом опеки и попечительства по выявлению симптомов неблагополучия в семьях и своевременному реагированию. За счёт постоянного потока приезжих семей, чаще всего неблагополучных, не вполне удаётся решить проблему по снижению подростков и их семей, стоящих на учёте. Благодаря отлаженной воспитательной системе и регулярной пропаганде здорового образа жизни в школьном коллективе удалось снизить количество учащихся, употребляющих алкогольные напитки, не зарегистрировано ни одного факта употребления наркотических средств. Ситуация во многих семья, стоящих на учёте за злоупотребление спиртных напитков, улучшилась: родители ведут относительно нормальный образ жизни, занимаются воспитанием и обучением своих детей. Положительная тенденция и в семьях, имеющих детей, стоящих на учёте в ПДН РОВД за правонарушения. За последние два года не зарегистрированы случаи бродяжничества, жестокого обращения с детьми, воровства, употребления спиртного. Категория учащихся группы риска отслеживается в течение всего периода обучения в школе. Созданная атмосфера доброжелательности и взаимопомощи между родителями и учителями позволила во многом сократить риски возникновения правонарушений в школьной среде. Многие учащиеся по-иному относятся к различным конфликтным ситуациям, осознавая последствия своих действий. Правовое просвещение заметно снизило статистику случаев воровства, хулиганства среди подростков с девиантным поведением. Каждый случай, требующий внимания социального педагога, рассматривается своевременно, совместно с администрацией школы, родителями. Ведь порой шалости детей незаметно превращаются в хулиганские действия, за которые незамедлительно следует наказание. Во избежание таких рецидивов, пристального внимания требуют даже единичные случаи жестокого обращения, лжи, воровства, бродяжничества учащихся. Профилактические мероприятия по реализации программы будут продолжены в течение нескольких лет. Обозначились новые проблемы, появились особенности и факты, которые требуют более долгой проработки и более пристального внимания со стороны различных профилактических структур. Новые методы и наработанный опыт работы с данной категорией учащихся дают возможность более продуктивно реализовывать задачи, заявленные в программе. Современные требования к образовательному процессу требуют как от учителей, так и от учащихся иного подхода. Личностно-ориентированное обучение, в центре которого стоит ученик, позволяет обновить образовательную среду, создать более благоприятные условия для успешной адаптации и социализации. Необходимо, чтобы ученики, не смотря на различные факторы риска, смогли в полной мере освоить необходимый багаж знаний, умений для полноценного развития. ![]() |