Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г





Скачать 119.11 Kb.
Название Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г
Дудко Т.Н
Дата 29.03.2013
Размер 119.11 Kb.
Тип Документы
Нормативные документы Министерства образования РФ. Концепции

Приложение 1 (часть 1)
к приказу Минобразования России
от 28.02.2000 № 619
 

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Москва
2000 г.

     Концепция разработана по заказу Минобразования России при кон-
сультативной поддержке Минздрава  России   авторским  коллективом  в
составе:

     - Дудко Т.Н.,  к.м.н., руководитель отделения Института нарко-
логии Минздрава России;
     - Вострокнутов Н.В.,  д.м.н., руководитель отделения ГНЦ соци-
альной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, советник Минобразо-
вания России;
     - Гериш А.А.,  к.м.н.,  главный специалист Минобразования Рос-
сии;
     - Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации
и коррекции личности;
     - Котельникова Л.А.,  к.филос.н.,   научный сотрудник Института
философии РАН.

     Под общим руководством начальника Управления социально-педаго-
гической  поддержки  и  реабилитации   детей  Минобразования  России
Г.Н.Тростанецкой.


                            ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение:::::::::::::::::::4
Наркотическая ситуация ::::::::::::.7
Современные представления о профилактике
наркомании ::::::::::::::::: 15
Первичная профилактика зависимости от
психоактивных веществ :::::::::::: 24
Вторичная и третичная профилактика зависимости
от психоактивных веществ ::::::::::::.28
Концепция комплексной активной профилактики
и реабилитации (КАПР):::::::.::.::..32
Заключение ...::::::::::::::::.. 44
Приложения:::::::::::::::::. 47


                             ВВЕДЕНИЕ

     Наркомания является  одной  из важных проблем нашего общества,
вызвавшей острую необходимость решительных и   активных  действий  в
организации  профилактики злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде.
     В изложенной Концепции профилактической антинаркотической дея-
тельности акцентируется внимание  на   образовательных,  социальных,
психологических  и медицинских проблемах профилактики.  Одни из них
носят общий характер, другие - частный, специализированный.
     Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объедине-
нии образовательных,  социальных и медицинских мер в рамках первич-
ной,  вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение
общего результата:
     снижение спроса и,   следовательно, распространенности наркоти-
ков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и
субкультуру;
     снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого-
лизмом;
     снижение медико-социальных последствий злоупотребления  психо-
активными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов,  ВИЧ-инфекций,
венерических заболеваний,  психических расстройств, суицидов, прек-
ращение образования, разрушение семей, криминализация детей и моло-
дежи.
     При анализе современных публикаций, посвященных методологичес-
ким аспектам профилактики,  отмечается отсутствие концептуального и
системного подходов.  Как правило,   доминирует рассмотрение отдель-
ных,  изолированных,  преимущественно ведомственных проблем,  либо,
например,  педагогических,  психологических, социологических вопро-
сов,  объединенных профессиональным интересом автора или авторского
коллектива.
     Следует отметить,  что целый ряд важных положений прежде всего
ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в дан-
ной Концепции. К ним относятся:
     приоритет первичного профилактического подхода к решению проб-
лем наркомании;
     признание медико-социальной   значимости  профилактических  мер
для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реаби-
литации  наркозависимых,  улучшения   криминогенной обстановки в об-
ществе, снижения общей заболеваемости;
     определение принципа   комплексного (межведомственного) подхода
к решению проблем профилактики наркозависимости.
     Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются созда-
ние организационных структур профилактики,   подготовка кадров, раз-
работка  программ  для  всех уровней профилактической деятельности,
создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оцен-
ка эффективности профилактических мероприятий.   Вместе с тем оценка
эффективности профилактики наркомании вызывает   определенные  труд-
ности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребле-
ния ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении
многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.
     В Концепции определены роль и значение вторичной  и  третичной
профилактики.  Они  заключаются в том,   что своевременно начавшиеся
лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают лич-
ностный  и социальный статус детей и молодежи,   но и весьма сущест-
венно ограничивают возможности наркогруппировок по  распространению
наркотиков  и совершению других противоправных действий,  поскольку
снижается потребность в приеме наркотиков и,   следовательно, в кри-
минальном добывании денег для их приобретения.   Вместе с тем много-
летняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия
не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно каса-
ющиеся реабилитации детей и молодежи.
     Реальная наркотическая ситуация,   сложившаяся в стране, и соз-
ревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют не-
обходимость комплексного,  концептуально осмысленного подхода к ре-
шению проблемы профилактической помощи,   предупреждающей употребле-
ние наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические ме-
роприятия должны опираться:
     на методологию  формирования   у детей и молодежи представлений
об общечеловеческих ценностях,  здоровом образе жизни, препятствую-
щих вовлечению в наркогенную ситуацию;
     на формирование у детей и молодежи,   а также у лиц, вступивших
на путь первых проб ПАВ,  умений и навыков активной психологической
защиты от вовлечения в наркотизацию и   антисоциальную  деятельность
(первичная, вторичная и третичная профилактика);
     на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
     на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды нар-
котизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
     Концепция профилактики   злоупотребления ПАВ содержит глоссарий
общих понятий:  профилактика,  субъекты профилактики, группы риска,
злоупотребление  психоактивными   веществами и другие,  социальные и
правовые основания профилактической деятельности,  области реализа-
ции профилактической помощи (Приложения).

                    
                    НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

     В конце ХХ века злоупотребление алкоголем,  наркотиками и дру-
гими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным
Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных
с заболеваниями,  вызванными приемом   различных  психоактивных  ве-
ществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн.
человек.
     В последнее  десятилетие и для России употребление несовершен-
нолетними и молодежью алкоголя,   наркотических и других психоактив-
ных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угро-
зу здоровью населения,  экономике страны, социальной сфере и право-
порядку.
     По данным Минздрава России количество потребителей  наркотиков
на первое полугодие 1999 г.  составило 315 тыс.   человек. По мнению
экспертов реальная численность  потребителей   наркотиков  в  стране
превышает этот показатель в 8-10 раз.
     Системный анализ  показателей   наркологической  заболеваемости
подростков  и  населения в целом свидетельствует о том,  что в 1998
году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков  был  в  2
раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикома-
нией - в 8 раз.  Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а
ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
     Происходит неуклонное "омоложение" наркомании.  В России сред-
ний  возраст  начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился
до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к ток-
сико-наркотическим  веществам  снизился соответственно до 14,2 года
среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
     За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркома-
нией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.
     Как следует  из большинства социологических исследований и на-
учных публикаций,  в нашей стране 8% молодежи периодически употреб-
ляют  наркотики.  Среди студенчества наркоманией охвачено в той или
иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значитель-
но выше.
     По существующим прогнозам рост показателей,  связанных с упот-
реблением  психоактивных  веществ,  может   продолжаться  вплоть  до
2005-2010 года.
     Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими вещест-
вами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных
медико-социальных последствий наркомании.   Это возросшая в 7-11 раз
смертность,  увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а
также сопутствующих наркомании болезней:  в первую очередь СПИДа (в
России среди больных СПИДом более 50 проц.   наркоманов,  в Европе -
70 проц.),
     инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо-
леют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других забо-
леваний.  ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и де-
тей в возрасте 11-14 лет,  но и у младенцев, заразившихся от ВИЧин-
фицированных матерей,  больных наркоманией. По данным международной
статистики  весь круг заболеваний,   связанных с наркоманиями,  дает
около 10%  всех смертей и 20 проц.  всех госпитализаций.  Причем  в
настоящее  время  около  40 проц.   госпитализаций в психиатрические
клиники составляют подростки с делинквентными формами  поведения  в
сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из
возрастных особенностей большинства   наркозависимых  (13-24  года),
под угрозой фактически оказалось будущее страны.
     Очень высока криминогенность среди лиц,  злоупотребляющих нар-
котиками  и другими ПАВ.  В 1998 году несовершеннолетними совершено
более 11 тыс.  преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко-
тиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутрен-
них дел выявлено более  1,3  тыс.   несовершеннолетних,  совершивших
преступления под воздействием ПАВ.
     Дифференцированный анализ   отечественной и мировой наркотичес-
кой ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих
негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономи-
ческие,  социально-идеологические и биомедицинские  факторы,  а  по
масштабу их действия - глобальные,   геополитические,  региональные,
присущие отдельным слоям общества,   микрогруппам населения, семьям,
личностям.
     В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбы-
та наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на пу-
тях мировых потоков наркотиков,  а также стала пограничной  страной
по отношению к тем странам и регионам,  в которых наркобизнес явля-
ется одним из основных средств получения денег на  оружие,  ведение
войн, осуществление террористических актов. В самой России и грани-
чащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан,
Казахстан  и  др.,  что  влияет  на распространенность наркотиков в
масштабах всей страны.
     Среди основных причин, влияющих на распространенность наркома-
нии и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест
занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершенно-
летних,  употребляющих наркотики и токсические  средства,  отмечают
относительную несложность их приобретения.   Наркотики приобретаются
в школах,  на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на ули-
цах,  в парках,  а также на квартирах распространителей и торговцев
наркотиками.  Наркодельцы давно определили для себя образовательные
учреждения  как  мини-рынки  сбыта   наркотиков в детскоподростковой
среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью
детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без
жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и  сило-
вого противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения
эффективности антинаркотической профилактической работы  только  за
счет усилий воспитателей,  учителей, врачей, психологов, социальных
работников не представляется возможным.
     Следующим важным  фактором   наркотизации  является  снижение у
большинства детей и подростков превентивной психологической  защиты
и низкий ценностный барьер.   Несовершеннолетний,  начинающий прини-
мать наркотики,  находится в своеобразной социально-психологической
ситуации:  с  одной  стороны - массовое распространение наркотиков,
мощный прессинг рекламных предложений нового стиля  жизни  и  новых
ощущений,  связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у
подростка мотивами любопытства и подражания;   с другой -  растерян-
ность и некомпетентность педагогов,   социальных работников, родите-
лей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями
ПАВ.
     Ситуация усугубляется тем,  что в недалеком прошлом ранняя ал-
коголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из небла-
гополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На
сегодняшний  день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей
степени подростками из благополучных слоев общества,  семей с высо-
ким достатком.  Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысо-
кие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с фи-
нансовой свободой подростков,  связанной с легко доступными деньга-
ми.  Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо-
лодежную субкультуру,  ведущими ценностями которой являются свобод-
ное,  гедонистическое времяпровождение в сочетании с  наркотизацией
как определенным стилем жизни.
     На уровне личностных факторов,   являющихся пусковым механизмом
начала  употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими,
выделяются индивидуальная дисгармоничность,   наследственная генети-
ческая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся
в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств.  Немалый
"вклад"  в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоп-
риятной почвы для  распространения   наркомании  вносит  современная
система  воспитания  и  порой   недостаточно обоснованные чрезмерные
психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой обра-
зования.
     Низкий качественный уровень подготовки в массовой  общеобразо-
вательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так
называемых школ "нового типа" (гимназии,   колледжи и т.п.). Элитные
школы являются экспериментальной базой для внедрения новых,  "прог-
рессивных" методов обучения.  При этом программы обучения не серти-
фицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохра-
нения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиеничес-
кой и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не
соответствуют возможностям растущего организма,   что могут способс-
твовать инвалидизации.  Например, с компьютеризацией связывают воз-
никновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.
     Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы
с трудовой деятельностью.  Как правило, дети, вынужденные совмещать
учебу  и  работу - это дети из низко обеспеченных семей,  у которых
дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно  качест-
венным  питанием  и другими факторами,   связанными с низким уровнем
жизни семьи.
     Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающе-
гося,  несбалансированных режимов его умственной деятельности, про-
изводительного труда и отдыха.
     Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокра-
щение  охвата  детей  общественным   дошкольным   образованием   (на
01.01.99 только 53,9 проц.  детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают
дошкольные учреждения)  дополнительно   сказывается  на  возможности
проведения  соответствующей   воспитательной работы среди детей дош-
кольного возраста и их родителей.
     Также существенным отягощающим   фактором  риска  возникновения
наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.
     Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми нега-
тивными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значи-
тельному ухудшению показателей их здоровья.
     По данным Минздрава России:
     до 50 проц.  гимназистов заканчивают учебный день с признаками
сильного и выраженного переутомления,  в общеобразовательных школах
таких школьников 20-30 проц.;
     повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся
школ нового типа,  а более половины учеников этих школ имеют хрони-
ческие болезни.  Среди практически здоровых - две трети детей имеют
морфофункциональные изменения;
     в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих
на  организм  ребенка,  у  25 проц.   детей и подростков развивается
синдром астенизации физического развития,   характеризующийся умень-
шением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости лег-
ких;
     из 6  млн.  подростков,   прошедших  профилактические осмотры в
возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц. были зарегистрированы разные забо-
левания, основные из которых - близорукость (за время обучения чис-
ло детей с близорукостью увеличивается  в   пять  раз),  заболевания
опорно-двигательного аппарата,  органов дыхания, пищеварения, нерв-
ной системы,  причем распространенность заболеваний, ограничивающих
выбор профессии, достигает 30 проц.;
     распространенность психических заболеваний среди детей и  под-
ростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц.,   частота психичес-
ких заболеваний достигает у детей 15 проц.,  у подростков - 20-  25
проц.,  психические  заболевания   являются  причиной инвалидности с
детства в 70 проц.  случаев,  непригодности к военной службе - в 33
проц. случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. де-
тей,  а в приютах практически все дети имеют клинически  выраженные
нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии де-
компенсации.
     Отсюда следует, что современная система образования в российс-
ких школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматическо-
го и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприят-
ными влияниями повседневной жизни.  Учащиеся с перечисленными нару-
шениями  относятся к группам риска и нуждаются в специализированной
медицинской и психологической помощи.
     Таким образом,  эпидемия   наркомании  в  стране обусловлена не
только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, гео-
политических  и других факторов,  но и их сложным взаимодействием и
взаимопроникновением.  Такое понимание этого сложного биопсихосоци-
ального  явления  диктует выбор определенных стратегий и предпочти-
тельных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с  ис-
пользованием потенциала заинтересованных государственных институтов
и общественности.
     Обращает также  на  себя внимание низкий уровень информирован-
ности населения о профилактике наркотической патологии и малая дос-
тупность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-ре-
абилитационной помощи детям и подросткам,   больным  наркоманией,  и
превентивной  помощи лицам,  лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.
Около 60 проц. опрошенных детей и подростков и 28 проц. взрослых не
представляли,  куда  можно  обратиться   при появлении наркотических
проблем.  Причем,  в основном, население ориентировано на анонимную
наркологическую помощь.  В стране отсутствуют государственные детс-
ко-подростковые реабилитационные центры,  а оплачивать услуги  ком-
мерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
     В этой ситуации возникает особая   ответственность  со  стороны
профессиональных групп лиц,  работающих с детьми и молодежью - учи-
телей,  воспитателей,  школьных психологов,   социальных  педагогов,
врачей,  которые  нуждаются в выработке совершенно нового подхода к
решению проблем профилактики наркомании.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon «Центр профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Воронежской

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon «комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактики

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon Концепция превентивного обучения в области профилактики вич/спид в образовательной среде Введение

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг
Тема: Выявление факторов риска и разработка профилактических мероприятий злоупотребления психоактивными...
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости дети из неблагополучных семей

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon «маркеров»
Использование аллельных и генотипических вариантов гена катехол-о-метилтрансферазы (комт) в качестве...
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000 г icon Методические рекомендации по теме: “Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы