|
Скачать 119.11 Kb.
|
Нормативные документы Министерства образования РФ. Концепции Приложение 1 (часть 1) к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619 КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Москва 2000 г. Концепция разработана по заказу Минобразования России при кон- сультативной поддержке Минздрава России авторским коллективом в составе: - Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения Института нарко- логии Минздрава России; - Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦ соци- альной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, советник Минобразо- вания России; - Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Минобразования Рос- сии; - Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации и коррекции личности; - Котельникова Л.А., к.филос.н., научный сотрудник Института философии РАН. Под общим руководством начальника Управления социально-педаго- гической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г.Н.Тростанецкой. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение:::::::::::::::::::4 Наркотическая ситуация ::::::::::::.7 Современные представления о профилактике наркомании ::::::::::::::::: 15 Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ :::::::::::: 24 Вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ ::::::::::::.28 Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР):::::::.::.::..32 Заключение ...::::::::::::::::.. 44 Приложения:::::::::::::::::. 47 ВВЕДЕНИЕ Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. В изложенной Концепции профилактической антинаркотической дея- тельности акцентируется внимание на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общий характер, другие - частный, специализированный. Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объедине- нии образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первич- ной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата: снижение спроса и, следовательно, распространенности наркоти- ков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру; снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого- лизмом; снижение медико-социальных последствий злоупотребления психо- активными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прек- ращение образования, разрушение семей, криминализация детей и моло- дежи. При анализе современных публикаций, посвященных методологичес- ким аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдель- ных, изолированных, преимущественно ведомственных проблем, либо, например, педагогических, психологических, социологических вопро- сов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского коллектива. Следует отметить, что целый ряд важных положений прежде всего ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в дан- ной Концепции. К ним относятся: приоритет первичного профилактического подхода к решению проб- лем наркомании; признание медико-социальной значимости профилактических мер для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реаби- литации наркозависимых, улучшения криминогенной обстановки в об- ществе, снижения общей заболеваемости; определение принципа комплексного (межведомственного) подхода к решению проблем профилактики наркозависимости. Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются созда- ние организационных структур профилактики, подготовка кадров, раз- работка программ для всех уровней профилактической деятельности, создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оцен- ка эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка эффективности профилактики наркомании вызывает определенные труд- ности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребле- ния ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении многих лет, не позволяют оценить ее однозначно. В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают лич- ностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма сущест- венно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в кри- минальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем много- летняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно каса- ющиеся реабилитации детей и молодежи. Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и соз- ревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют не- обходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к ре- шению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребле- ние наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические ме- роприятия должны опираться: на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствую- щих вовлечению в наркогенную ситуацию; на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика); на раннее выявление и диагностику наркозависимости; на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды нар- котизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика). Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарий общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска, злоупотребление психоактивными веществами и другие, социальные и правовые основания профилактической деятельности, области реализа- ции профилактической помощи (Приложения). НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и дру- гими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных ве- ществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие и для России употребление несовершен- нолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактив- ных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угро- зу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и право- порядку. По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз. Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикома- нией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России сред- ний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к ток- сико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркома- нией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза. Как следует из большинства социологических исследований и на- учных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употреб- ляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значитель- но выше. По существующим прогнозам рост показателей, связанных с упот- реблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 года. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими вещест- вами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50 проц. наркоманов, в Европе - 70 проц.), инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо- леют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других забо- леваний. ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и де- тей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧин- фицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20 проц. всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40 проц. госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны. Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих нар- котиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко- тиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутрен- них дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления под воздействием ПАВ. Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотичес- кой ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономи- ческие, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям. В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбы- та наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на пу- тях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес явля- ется одним из основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и грани- чащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в масштабах всей страны. Среди основных причин, влияющих на распространенность наркома- нии и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершенно- летних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на ули- цах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детскоподростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и сило- вого противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным. Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий прини- мать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерян- ность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родите- лей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ. Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя ал- коголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из небла- гополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высо- ким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысо- кие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с фи- нансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньга- ми. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо- лодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свобод- ное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни. На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генети- ческая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый "вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоп- риятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой обра- зования. Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразо- вательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так называемых школ "нового типа" (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, "прог- рессивных" методов обучения. При этом программы обучения не серти- фицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохра- нения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиеничес- кой и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способс- твовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают воз- никновение заболеваний органов зрения у 40% школьников. Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы с трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать учебу и работу - это дети из низко обеспеченных семей, у которых дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качест- венным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем жизни семьи. Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающе- гося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, про- изводительного труда и отдыха. Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокра- щение охвата детей общественным дошкольным образованием (на 01.01.99 только 53,9 проц. детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дош- кольного возраста и их родителей. Также существенным отягощающим фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся. Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми нега- тивными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значи- тельному ухудшению показателей их здоровья. По данным Минздрава России: до 50 проц. гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школьников 20-30 проц.; повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хрони- ческие болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют морфофункциональные изменения; в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25 проц. детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся умень- шением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости лег- ких; из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц. были зарегистрированы разные забо- левания, основные из которых - близорукость (за время обучения чис- ло детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нерв- ной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30 проц.; распространенность психических заболеваний среди детей и под- ростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц., частота психичес- ких заболеваний достигает у детей 15 проц., у подростков - 20- 25 проц., психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70 проц. случаев, непригодности к военной службе - в 33 проц. случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. де- тей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии де- компенсации. Отсюда следует, что современная система образования в российс- ких школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматическо- го и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприят- ными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными нару- шениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи. Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, гео- политических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоци- ального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочти- тельных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с ис- пользованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности. Обращает также на себя внимание низкий уровень информирован- ности населения о профилактике наркотической патологии и малая дос- тупность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-ре- абилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60 проц. опрошенных детей и подростков и 28 проц. взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детс- ко-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги ком- мерческой наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учи- телей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании. |