Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде





Скачать 0.75 Mb.
Название Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
страница 1/4
Дата 19.04.2013
Размер 0.75 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
Министерство образования Российской Федерации

П Р И К А З

от 28.02.2000 N 619


О концепции профилактики злоупотребления

психоактивными веществами в образовательной

среде

В соответствии с решением коллегии от 08.02.2000 N "О концеп-

ции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в обра-

зовательной среде"

ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить концепцию профилактики злоупотребления психоак-

тивными веществами в образовательной среде (далее - Концепция)

(приложение 1) и план мероприятий Минобразования России по реализа-

ции концепции профилактики злоупотребления психоактивными вещества-

ми в образовательной среде на 2000-2001 годы (далее - План) (прило-

жение 2).

2. Управлению социально-педагогической поддержки и реабилита-

ции детей (Г.Н.Тростанецкой) совместно с заинтересованным структур-

ными подразделениями Минобразования России обеспечить исполнение

Плана.

3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием

субъектов Российской Федерации осуществить комплекс мер по разра-

ботке и реализации региональных программ профилактики злоупотребле-

ния психоактивными веществами в образовательной среде с соответс-

твии с Концепцией.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за-

местителя Министра Е.Е.Чепурных.


Министр В.М.Филиппов





Приложение 1

к приказу Минобразования России

от 28.02.2000 N 619


^ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ

ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


Москва

2000 г.


Концепция разработана по заказу Минобразования России при кон-

сультативной поддержке Минздрава России авторским коллективом в

составе:


- Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения Института нарко-

логии Минздрава России;

- Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦ соци-

альной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, советник Минобразо-

вания России;

- Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Минобразования Рос-

сии;

- Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации

и коррекции личности;

- Котельникова Л.А., к.филос.н., научный сотрудник Института

философии РАН.


Под общим руководством начальника Управления социально-педаго-

гической поддержки и реабилитации детей Минобразования России

Г.Н.Тростанецкой.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение:::::::::::::::::::4

Наркотическая ситуация ::::::::::::.7

Современные представления о профилактике

наркомании ::::::::::::::::: 15

Первичная профилактика зависимости от

психоактивных веществ :::::::::::: 24

Вторичная и третичная профилактика зависимости

от психоактивных веществ ::::::::::::.28

Концепция комплексной активной профилактики

и реабилитации (КАПР):::::::.::.::..32

Заключение ...::::::::::::::::.. 44

Приложения:::::::::::::::::. 47


ВВЕДЕНИЕ


Наркомания является одной из важных проблем нашего общества,

вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в

организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами

в образовательной среде.

В изложенной Концепции профилактической антинаркотической дея-

тельности акцентируется внимание на образовательных, социальных,

психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них

носят общий характер, другие - частный, специализированный.

Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объедине-

нии образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первич-

ной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение

общего результата:

снижение спроса и, следовательно, распространенности наркоти-

ков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и

субкультуру;

снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого-

лизмом;

снижение медико-социальных последствий злоупотребления психо-

активными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций,

венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прек-

ращение образования, разрушение семей, криминализация детей и моло-

дежи.

При анализе современных публикаций, посвященных методологичес-

ким аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и

системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдель-

ных, изолированных, преимущественно ведомственных проблем, либо,

например, педагогических, психологических, социологических вопро-

сов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского

коллектива.

Следует отметить, что целый ряд важных положений прежде всего

ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в дан-

ной Концепции. К ним относятся:

приоритет первичного профилактического подхода к решению проб-

лем наркомании;

признание медико-социальной значимости профилактических мер

для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реаби-

литации наркозависимых, улучшения криминогенной обстановки в об-

ществе, снижения общей заболеваемости;

определение принципа комплексного (межведомственного) подхода

к решению проблем профилактики наркозависимости.

Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются созда-

ние организационных структур профилактики, подготовка кадров, раз-

работка программ для всех уровней профилактической деятельности,

создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оцен-

ка эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка

эффективности профилактики наркомании вызывает определенные труд-

ности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребле-

ния ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении

многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.

В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной

профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся

лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают лич-

ностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма сущест-

венно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению

наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку

снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в кри-

минальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем много-

летняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия

не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно каса-

ющиеся реабилитации детей и молодежи.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и соз-

ревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют не-

обходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к ре-

шению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребле-

ние наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические ме-

роприятия должны опираться:

на методологию формирования у детей и молодежи представлений

об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствую-

щих вовлечению в наркогенную ситуацию;

на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших

на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической

защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность

(первичная, вторичная и третичная профилактика);

на раннее выявление и диагностику наркозависимости;

на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды нар-

котизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарий

общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска,

злоупотребление психоактивными веществами и другие, социальные и

правовые основания профилактической деятельности, области реализа-

ции профилактической помощи (Приложения).


^ НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ


В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и дру-

гими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным

Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных

с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных ве-

ществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн.

человек.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершен-

нолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактив-

ных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угро-

зу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и право-

порядку.

По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков

на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению

экспертов реальная численность потребителей наркотиков в стране

превышает этот показатель в 8-10 раз.

Системный анализ показателей наркологической заболеваемости

подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998

году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2

раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикома-

нией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а

ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России сред-

ний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился

до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к ток-

сико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года

среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркома-

нией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.

Как следует из большинства социологических исследований и на-

учных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употреб-

ляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или

иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значитель-

но выше.

По существующим прогнозам рост показателей, связанных с упот-

реблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до

2005-2010 года.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими вещест-

вами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных

медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз

смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а

также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в

России среди больных СПИДом более 50 проц. наркоманов, в Европе -

70 проц.),

инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо-

леют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других забо-

леваний. ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и де-

тей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧин-

фицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной

статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает

около 10% всех смертей и 20 проц. всех госпитализаций. Причем в

настоящее время около 40 проц. госпитализаций в психиатрические

клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в

сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из

возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года),

под угрозой фактически оказалось будущее страны.

Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих нар-

котиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено

более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко-

тиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутрен-

них дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших

преступления под воздействием ПАВ.

Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотичес-

кой ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих

негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономи-

ческие, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по

масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные,

присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям,

личностям.

В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбы-

та наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на пу-

тях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной

по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес явля-

ется одним из основных средств получения денег на оружие, ведение

войн, осуществление террористических актов. В самой России и грани-

чащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан,

Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в

масштабах всей страны.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркома-

нии и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест

занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершенно-

летних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают

относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются

в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на ули-

цах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев

наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные

учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детскоподростковой

среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью

детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без

жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и сило-

вого противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения

эффективности антинаркотической профилактической работы только за

счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных

работников не представляется возможным.

Следующим важным фактором наркотизации является снижение у

большинства детей и подростков превентивной психологической защиты

и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий прини-

мать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической

ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков,

мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых

ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у

подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерян-

ность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родите-

лей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями

ПАВ.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя ал-

коголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из небла-

гополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На

сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей

степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высо-

ким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысо-

кие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с фи-

нансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньга-

ми. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо-

лодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свобод-

ное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией

как определенным стилем жизни.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом

начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими,

выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генети-

ческая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся

в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый

"вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоп-

риятной почвы для распространения наркомании вносит современная

система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные

психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой обра-

зования.

Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразо-

вательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так

называемых школ "нового типа" (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные

школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, "прог-

рессивных" методов обучения. При этом программы обучения не серти-

фицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохра-

нения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиеничес-

кой и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не

соответствуют возможностям растущего организма, что могут способс-

твовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают воз-

никновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.

Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы

с трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать

учебу и работу - это дети из низко обеспеченных семей, у которых

дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качест-

венным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем

жизни семьи.

Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающе-

гося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, про-

изводительного труда и отдыха.

Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокра-

щение охвата детей общественным дошкольным образованием (на

01.01.99 только 53,9 проц. детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают

дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности

проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дош-

кольного возраста и их родителей.

Также существенным отягощающим фактором риска возникновения

наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.

Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми нега-

тивными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значи-

тельному ухудшению показателей их здоровья.

По данным Минздрава России:

до 50 проц. гимназистов заканчивают учебный день с признаками

сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах

таких школьников 20-30 проц.;

повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся

школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хрони-

ческие болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют

морфофункциональные изменения;

в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих

на организм ребенка, у 25 проц. детей и подростков развивается

синдром астенизации физического развития, характеризующийся умень-

шением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости лег-

ких;

из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в

возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц. были зарегистрированы разные забо-

левания, основные из которых - близорукость (за время обучения чис-

ло детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания

опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нерв-

ной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих

выбор профессии, достигает 30 проц.;

распространенность психических заболеваний среди детей и под-

ростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц., частота психичес-

ких заболеваний достигает у детей 15 проц., у подростков - 20- 25

проц., психические заболевания являются причиной инвалидности с

детства в 70 проц. случаев, непригодности к военной службе - в 33

проц. случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. де-

тей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные

нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии де-

компенсации.

Отсюда следует, что современная система образования в российс-

ких школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматическо-

го и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприят-

ными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными нару-

шениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной

медицинской и психологической помощи.

Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не

только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, гео-

политических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и

взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоци-

ального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочти-

тельных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с ис-

пользованием потенциала заинтересованных государственных институтов

и общественности.

Обращает также на себя внимание низкий уровень информирован-

ности населения о профилактике наркотической патологии и малая дос-

тупность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-ре-

абилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и

превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.

Около 60 проц. опрошенных детей и подростков и 28 проц. взрослых не

представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических

проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную

наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детс-

ко-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги ком-

мерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны

профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учи-

телей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов,

врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к

решению проблем профилактики наркомании.


^ CОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ


Профилактическая деятельность, как правило, строится на комп-

лексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей,

учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников

правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затра-

ты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявле-

ние лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызыва-

ет большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и ре-

абилитационная работа в области наркологии касается явных, запущен-

ных случаев наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.

На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в

экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятель-

ности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии

на долю общественных организаций приходится до 80 проц. всех специ-

ализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана

собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консуль-

тационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные

центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентиро-

ванно в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотичес-

кой интоксикации и специализированное наркологическое лечение в

острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно раз-

ветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В

этих странах обращается особое внимание на организацию альтернатив-

ного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профи-

лактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники,

так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрос-

лым.

Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреж-

дения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании

следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного

возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и

молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутс-

твующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной

гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и

подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социаль-

ной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризис-

ные" молодежные временные убежища, ночные приюты.

Другой формой работы за рубежом является организация помощи на

рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершен-

нолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером

этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в

штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи

на рабочих местах" (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заве-

дениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем,

вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми

медицинскими специалистами программу действий. Такой подход широко

распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает

только первые шаги.

В международной практике можно выделить следующие основные мо-

дели профилактики:

медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-со-

циальные последствия наркомании и предусматривает в основном инфор-

мирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и

иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

образовательная модель направлена на обеспечение детей и моло-

дежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы

выбора при максимальной информированности.

психосоциальная модель своей главной целью утверждает необхо-

димость развития определенных психологических навыков в противосто-

янии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении

сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В настоящее время различными являются и формы законодательного

отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю "лег-

кими" наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за

распространение наркотических средств (Китай, Ирак).

Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономи-

ческой оценке. Настоящая Концепция требует дополнительного техни-

ко-экономического обоснования.

Данные, например, германских авторов показывают, что только в

медико-реабилитационной области бюджетные расходы европейского го-

сударства составляют около 20 проц., тогда как остальные затраты

приходятся на многочисленные общественные и благотворительные орга-

низации. Косвенным образом уровень необходимого финансирования мож-

но представить, рассмотрев всю инфраструктуру наркологической помо-

щи. Это особенно актуально потому, что в процессе профилактики вы-

являются также лица, нуждающиеся и в активных лечебно-реабилитаци-

онных мероприятиях. В свою очередь пациенты, прошедшие или проходя-

щие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Та-

ким образом, происходит объединение первичной, вторичной и третич-

ной профилактик.

Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия,

проводимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в шко-

лах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необхо-

димые для реализации той или иной программы. Наиболее широко (почти

в 30 странах) распространена разработанная в США программа "Скил

Лайфс" ("Успешная Жизнь"). Восемь базовых принципов этой программы

в обязательном порядке реализуются в рамках специальных занятий.

Занятия проводятся педагогами и психологами, прошедшими специализи-

рованную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия от-

водится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных уч-

реждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный эксперимен-

тальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех

лет обучения в школе.

Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть

полными без представления о материальном ущербе от потребителей

наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к

сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная

модель, которая учитывает существование различий между отдельными

регионами. Так, известно, что разница в распространенности наркома-

нии в больших и малых городах составляет 3,6 раза. Поэтому необхо-

дима разработка моделей, типичных для отдельных регионов.

Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов -
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде москва 2000

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon «Центр профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Воронежской

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon «комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактики

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг
Тема: Выявление факторов риска и разработка профилактических мероприятий злоупотребления психоактивными...
Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon Концепция превентивного обучения в области профилактики вич/спид в образовательной среде Введение

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости дети из неблагополучных семей

Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon «маркеров»
Использование аллельных и генотипических вариантов гена катехол-о-метилтрансферазы (комт) в качестве...
Приказ от 28. 02. 2000 n 619 Оконцепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде icon Методические рекомендации по теме: “Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы