Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г





Скачать 2.42 Mb.
Название Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г
страница 1/19
Обухов С.Г
Дата 29.03.2013
Размер 2.42 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство здравоохранения республики Беларусь

Гродненский государственный медицинский университет


психиатрия

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета


Гродно 2004 г.


Автор: Заведующий кафедрой психиатрии Гродненского государственного медицинского университета, доцент Обухов С.Г.


В учебном пособии освещены вопросы общей психопатологии, частной психиатрии, клинической наркологии, в соответствии с диагностическими критериями МКБ – 10.

Данное пособие будет полезным для студентов, изучающих психиатрию на медико-психологическом, лечебном факультетах медицинских ВУЗов, а также для врачей – психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов.

Подробно рассмотрены диагностические приемы, тактика проведения психиатрического обследования, клинические проявления и динамика основных психических расстройств, вопросы экспертизы, лечения и реабилитации.


Рецензенты: зав. кафедрой психиатрии Белорусского государственного медицинского университета д.м.н., профессор Е.И. Скугаревская,

зав. кафедрой психиатрии БелМАПО д.м.н., профессор Р.А. Евсегнеев.

Оглавление

Введение 5

1. Общая психопатология. Признаки и симптомы психического расстройства. 8

1.1. Введение в общую психопатологию. 8

^ 1.2. Расстройства ощущения и восприятия. 11

1.3. Расстройства памяти. 18

1.4. Расстройства эмоций. 19


1.5. Патология воли. 29

1.6. Патология мышления. 38

1.7. Патология интеллекта. 46

^ 1.8. Синдромы нарушения сознания 52

1.9. Экзогенный тип реакций 57


2. Диагностика и Классификация психических и поведенческих расстройств. 61

2.1. Диагностика в психиатрии 61

^ 2.2. Параклинические методы диагностики. 67

2.3. Классификация психических расстройств 70


3. Клиника и диагностические критерии отдельных нозологических форм психических расстройств 75

^ 3.1. F0 - Органические, включая симптоматические, психические расстройства. 75

3.2. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ 106

^ 3.3. F20-F29. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. 130

3.4. F3. Аффективные расстройства настроения. 141


3.5. F 4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства 158

^ 3.6. F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами 180

3.7. F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых 187

3.8. F7 Умственная отсталость 199

^ 3.9. F8 Нарушения психологического развития 200

3.10. F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте 201

4. законодательные основы психиатрической помощи. Лечение психически больных. экспертиза. 203

^ 4.1. Закон РБ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 203

4.2. Лечение психически больных 206


4.3. Организация и проведение психиатрических экспертиз 223

Рекомендуемая литература 235



Введение


Предмет и задачи психиатрии. Связь психиатрии с другими научными дисциплинами. Исторические этапы развития психиатрии. Этиология и патогенез психических заболеваний

Психиатрия - медицинская дисциплина, которая занимается диагностикой, терапией и профилактикой психических заболеваний человека.

Психические болезни (душевные болезни) (психозы) - болезни головного мозга, проявляющиеся разнообразными расстройствами психической деятельности. Эти расстройства могут быть продуктивными (бред, галлюцинации, кататонические расстройства) и негативными (выпадения или ослабления психической деятельности), а также проявляться общими изменениями личности. Психиатрия тесно связана с другими научными дисциплинами:

  • философией (основной вопрос философии - первичность материи или сознания),

  • психологией (соотношение нормальной и болезненной психики, законы логики и их преломление в болезненной психике, олигофрения и деменция, реагирование осмысленное и болезненное),

  • юриспруденцией (судебно-психиатрические аспекты),

  • биологическими науками (анатомией, физиологией, биохимией, патофизиологией, патологической анатомией и др.),

  • другими медицинскими дисциплинами (терапией, нервными болезнями и пр.).

Психиатрия является частью общей медицины, и отдельные направления психиатрии изучают психические расстройства при соматических заболеваниях (соматопсихиатрия), и психические причины возникновения соматических заболеваний (психосоматика).

В истории психиатрии выделяют следующие этапы формирования научных воззрений и организации помощи психически больным.

  1. ^ Донаучный период, простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

  2. ^ Эпоха древней греко-римской медицины. Началом ее условно можно считать VII или VI век до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлияние души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным.

  3. ^ Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.

  4. Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века - период становления психиатрии, как области медицины, эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы ненасилия в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц, в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.

  5. ^ Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия».

  6. ^ Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных, психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция».

Выделяют следующие виды психических болезней на основании критерия основных причин, их вызывающих:

  • Эндогенные психические болезни с невыясненной пока этиологией (Шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).

  • Экзогенные психические расстройства (соматогенные, инфекционные, травматические).

  • Психогении (реактивные психозы, неврозы).

  • Патология психического раз вития (психопатии, олигофрении).

В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность) и экзогенные (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, психотравмы).

В основе патогенеза психических расстройств лежит нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Чаще имеет место запредельное торможение, при котором нарушается фазовое состояние клеток ЦНС. Клетки могут находиться в уравнительной фазе (одинаковый ответ на разные по силе раздражители - снижение порога возбуждения, астения, эмоциональная неустойчивость), фазе парадоксальной (отсутствие ответа на сильный или обычный раздражитель и наличие ответа на слабый раздражитель, например, кататонические расстройства) и ультрапарадоксальной фазе (ответ качественно не соответствует раздражителю - бред, галлюцинации).

При исследовании патогенеза психического расстройства необходимо учитывать такое понятие, как «преморбид». Это индивидуальные особенности организма, наследственность, возраст, пол, биологическая фаза, остаточные явления перенесенных заболеваний. Преморбидные особенности способствуют, либо препятствуют развитию болезни, накладывают свой отпечаток на особенности клиники и течения заболевания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и медико-психологического

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Учебное пособие по психиатрии для студентов педиатрического факультета медицинских вузов Гродно 2004

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Методические разработки для студентов iii-го курса медико-психологического факультета Гродно, 2009

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Краткий курс интенсивной терапии учебно-методический комплекс для медико-психологического факультета

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Ю. Е. Разводовский наркология (учебное пособие для студентов медицинских университетов) Гродно, 2002

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Учебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Тесты по педиатрии для студентов 5 курса медико-психологического факультета

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Курс лекций по терапии для студентов IV vкурсов медико-психологического факультета

Учебное пособие для студентов медико-психологического факультета Гродно 2004 г icon Вопросы к зачету по общей психопатологии для студентов медико-психологического факультета

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы