Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением





Скачать 0.93 Mb.
Название Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
страница 1/3
Дата 29.03.2013
Размер 0.93 Mb.
Тип Закон
  1   2   3
Аналитическая записка

проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением


Базовым нормативным правовым актом, определяющим основы правового статуса специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением является Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 17.07.2009 № 148-ФЗ)1. В главе V данного Закона «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование» содержится следующая норма: «Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда» (ч. 11 ст. 50). Анализ данной нормы позволяет выделить следующие базовые моменты, характеризующие статус специальных учебно-воспитательных учреждений:

1) ^ Контингент обучающихся – несовершеннолетние (подростки), отвечающие следующим критериям (в комплексе):

а) с девиантным (общественно опасным) поведением;

б) достигшие возраста одиннадцати лет;

в) нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения;

г) требующие специального педагогического подхода.

2) ^ Цель создания – медико-социальную реабилитация, образование и профессиональная подготовка таких подростков;

3) Процессуальное основание направления таких подростков в данные учреждения – решение суда.

В ч. 2 ст. 11 Закона предусматривается, что учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В ч. 4 ст. 15 говорится об особенности образовательного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях: устанавливая единый государственный экзамен в качестве формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, данная норма закрепляет возможность установления иных форм проведения государственной (итоговой) аттестации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.

Общее правило, предусмотренное Законом, в соответствии с которым деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений (ч. 6 ст. 12), распространяется в полном объеме на специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.

Закрепляя общие требования к содержанию образования (ст. 14) и к организации образовательного процесса (ст. 15), Закон не устанавливает каких-либо специальных положений или оговорок применительно к специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.

Еще одним законодательным актом, устанавливающим правовые основы деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.10.2009 № 233-ФЗ)2.

Существенные изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»3, который действует в редакции Федеральных законов от 24.11.2008 № 205-ФЗ и от 30.12.2008 № 296-ФЗ. Анализ содержания данного Закона показывает, что его основное предназначение состоит в передаче полномочий по нормативному правовому регулированию отношений в различных сферах от Правительства Российской Федерации к уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти. Им внесены изменения в 132 действующих Федеральных законов и Законов Российской Федерации. В контексте настоящего исследования представляют значимость статьи 7 и 72 данного Закона, которыми вносятся изменения соответственно в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассмотренные нами выше. В части, касающейся статуса специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, указанными статьями от Правительства Российской Федерации к уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти передаются следующие полномочия:

1) по утверждению типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»);

2) по установлению порядка утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения (п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);

3) по определению категорий обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении (абз. 3 п. 10 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»);

4) по утверждению положения о психолого-медико-педагогической комиссии (абз. 4 п. 10 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»);

5) по установлению норм обеспечения на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних для учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение деятельности которых является расходным обязательством Российской Федерации (абз. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

6) по установлению перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (п. 8 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

7) по установлению типовых положений о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (п. 12 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

При этом, понимая необходимость переходного периода от прежнего к новому порядку нормативного правового регулирования во избежание образования «правового вакуума», законодатель включил норму следующего содержания: «Закрепление настоящим Федеральным законом полномочий по принятию нормативных правовых актов за федеральными органами исполнительной власти в соответствии с изменениями, внесенными в отдельные законодательные акты Российской Федерации настоящим Федеральным законом, не влечет признание утратившими силу нормативных правовых актов, принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в рамках осуществления указанных полномочий Правительством Российской Федерации» (ч. 1 ст. 133).

Закон также предусматривает, что при возникновении необходимости изменения указанных выше нормативных правовых актов они должны быть признаны утратившими силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен принять новый нормативный правовой акт (ч. 2 ст. 133). Порядок согласования нормативных правовых актов, разработанных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях осуществления полномочий, закрепленных внесенными в отдельные законодательные акты Российской Федерации рассматриваемым Федеральным законом изменениями, с иными федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 133).

Перед началом характеристики подзаконных нормативных правовых актов в сфере организации и деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, необходимо отметить, что некоторые вопросы подлежат регулированию исключительно федеральными законами. К ним относятся любое ограничение прав и свобод несовершеннолетних, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается только федеральным законом. Поэтому на подзаконном уровне, независимо от того, принимаются ли они Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, не допускается установление дополнительных ограничений к тем, которые закреплены Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Регламентация может осуществляться лишь в части порядка и условий реализации таких ограничений, но не их содержания.

Важнейшим подзаконным нормативным правовым актом в сфере организации и деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением является Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 420 (в ред. от 10 марта 2009 г.)4. Оно сохраняет юридическую силу, поскольку не признано утратившим силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен не принял новый нормативный правовой акт.

Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» были внесены изменения в целый ряд законодательных актов, включая Закон Российской Федерации «Об образовании». В частности, в пункте 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» слова «государственных образовательных стандартов» заменены словами «федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований». И в других законодательных актах данным Законом слова «государственные образовательные стандарты» дополнены словом «федеральные».

Сравнительно-правовой анализ норм Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 420 (в ред. от 10 марта 2009 г.), с одной стороны, с нормами Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 17.07.2009 № 148-ФЗ) и Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.10.2009 № 233-ФЗ), с другой, показывает целый комплекс расхождений между ними, часть из которых носит существенный характер. В связи в этим представляется необходимым внесение необходимых изменений в действующее Типовое положение либо принятие нового типового положения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации».

В настоящее время продолжает действовать постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием»5. Им закрепляется 19 классов таких заболеваний. Содержащиеся в Перечне заболевания приведены в соответствие с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10)6.

Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием по существу представляет собой неудачную попытку подменить потребность комплексного урегулирования проблемных вопросов, связанных не только с учетом состояния здоровья подростка при осуществлении в отношении его принудительного воспитательного воздействия, но и требующего детальной регламентации порядка медицинского освидетельствования, а также взаимодействия соответствующих субъектов системы профилактики в различных правовых ситуациях.

Возможные пути преодоления отмеченных дефектов предложены в проектах нормативно-правовых актов.


^ Предложения по внесению изменений в действующее Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением

Действующая редакция Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420"Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" (с изменениями от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.) дает достаточно много поводов для замечаний и предложений. Причем недостатки, содержащиеся в Типовом положении, имеют как собственную этиологию, так и вызваны переносом положений норм из действующего законодательства, которые содержат существенные дефекты. Прежде всего это касается ряда норм Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.), которые не согласованы с важнейшими положениями других действующих законов.

^ Существенные претензии следует предъявить к содержанию Раздела I. Общие положения Типового положения.

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что данный раздел состоит всего из 4 статей. Уже в силу этого факта можно сделать вывод о том, что в ходе работы над данным нормативно-правовым актом произошла недооценка общих положений создаваемого документа. Поэтому в рассматриваемом Типовом положении должным образом не определены цели правового регулирования, а также методы и основные направления юридического воздействия на отношения, связанные с функционированием специальных учебно-воспитательных заведений для детей и подростков с девиантным поведением. Это, в свою очередь, не позволяет четко определить принципы правового регулирования, которые должны определять как дальнейшее развитие системы соответствующих норм права, так и практики их применения. На основе общих принципов, а также с использованием выявленных на предыдущих этапах закономерностей правового регулирования разрабатываются юридические схемы и конструкции, а также специальные юридические термины и понятия - дефиниции (причем в ходе разработки терминологической системы используются как уже известные ювенальному законодательству, так и формулируемые вновь). Это показывает на то, что в недостаточной мере использованы научно-правовые разработки и доктринальные заключения о системе исправительно-воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Научное обоснование логики проявления нормотворческого процесса в сфере регулирования применения к несовершеннолетним индивидуально-воспитательной меры в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение предполагает тщательный учет экономических, социально-политических, исторических, национальных и других факторов развития системы исправительно-воспитательного воздействия, регулируемой создаваемыми нормативными правовыми актами.

Несмотря на то, что в Типовое положение неоднократно вносились изменения и дополнения, в нем прежде всего из-за дефектов в регулировании общих положений не были преодолены рассогласования с нормативно-правовыми актами, относящимися как к административно-правовой отрасли, так и другим отраслям права (уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.). Более того, ряд норм и вовсе изложены таким образом, что коллизируют с имеющимися выводами теории права. Так, например, ст. 2 Типового положения имеет следующую редакцию: «В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением».

Формально-логический анализ содержания приведенной нормы показывает следующие недостатки:

в качестве нормативной основы не упомянуты Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы;

даже в усеченной системе нормативно-правовых актов нарушена иерархия их юридической силы;

просматривается недооценка значения норм международного гуманитарного права в регулировании отношений с участием детей и подростков.

С учетом изложенного норму, в которой определяется нормативно-правовая основа деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением целесообразно изложить в следующей редакции: «В своей деятельности специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением руководствуется международными договорами в области защиты прав ребенка и его законных интересов, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, настоящим Типовым положением и уставом учреждения».

В Общих положениях также не содержится норм, раскрывающих цель, задачи и принципы деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.

Нормативное закрепление целей в праве не является чисто теоретическим решением, поскольку фиксация целей имеет важное значение для придания нормативно-правовому акту стройной архитектоники, а в прикладном аспекте требует установления разнообразных мер их достижения. При этом функциональная эффективность правовых средств выступает в роли основного показате­ля успешности нормотворческого процесса. Эффективность в данном случае означает не что иное, как обоснованность и целесообразность норм права и правообеспечительной деятельности, а также отношение фактически достигнутого результата в воспитании несовершеннолетних правонарушителей к той цели, для достижения которой были приняты те или иные меры. При этом следует иметь в виду, что содержание несовершеннолетних-правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (далее – СУВУЗТ), является весьма затратной мерой. Так, например, согласно Нормативам стоимости предоставления муниципальных услуг в системе образования Московской области организации предоставление общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных специальных учебно-воспитательных  учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением был определен на 2009 г. в размере 49268,00 рублей в расчете на одного воспитанника, что более чем в 10 раз выше, чем на учащегося обычного общеобразовательного учреждения.

Поэтому необходимо нормативное закрепление целей деятельности специального учебно-воспитательного учреждения, к которым следует отнести:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий со стороны воспитанников как в период их нахождения в учреждении, так и по выпуску из него;

обеспечение условий для получения воспитанниками начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и (или) начального профессионального образования.

Указанные цели требуют нормативного закрепления и в Типовом положении и основных задач специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков, к которым следует отнести:

  обеспечение прав и законных интересов воспитанников;

осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, обучении и развитии воспитанников;

изучение уровня развития воспитанников, их индивидуальных особенностей, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения и профессионального самоопределения;

разработка и реализация мероприятий по оказанию социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;

участие в организации социально значимой деятельности воспитанников, содействие в развитии подростковых и юношеских инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

взаимодействие с другими субъектами системы профилактики правонарушений в работе по преодолению вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди воспитанников, а также формированию у них навыков здорового образа жизни;

изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства;

оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации воспитанников.

Другим негативным моментом является отсутствие в Типовом положении нормы, в которой бы закреплялись принципы деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений. Этот недостаток является существенным, поскольку роль принципов не сводится только к формально-юридическими вопросам.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы международного права являются составной частью правовой системы России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал международного права не означает их обязательного закрепления в международных договорах и иных формальных источниках юридических норм. Она проявляется не только в нормотворческой деятельности государств, но и во всеобщности и постоянстве их фактической практики, прежде всего в устойчивой практике судов и иных юрисдикционных органов.

Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое предназначение. Можно констатировать наличие у них двух функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические нормы.

Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается только рамками правоприменения при пробелах в законодательстве или при противоречии отправным началам его конкретных норм. Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с правосознанием и правоотношениями, что очень важно для формирования правоисполнительной практики.

С учетом изложенного в Типовом положении необходимо ввести норму-принцип следующего содержания: «^ Принципы деятельности специального учебно-воспитательного учреждения

Деятельность специального учебно-воспитательного учреждения по содержанию, воспитанию и обучению воспитанников основывается на принципах:

законности;

демократизма;

гуманного обращения с несовершеннолетними;

поддержки семьи и взаимодействия с ней;

индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

государственной поддержки деятельности по оказанию помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних».

Рассмотренные выше недостатки в регулировании общих положений деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений являются существенными еще и по тому, что применительно к такой форме воздействия как помещение несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в современной теории и практике нет единого подхода. Достаточно распространенным является мнение о том, что данная мера по факту является формой реализацией уголовного наказания в виде лишения свободы, поскольку связана с изоляцией несовершеннолетнего правонарушителя. Такой подход не согласуется с действующим законодательством, поскольку законодателем помещение в специальное учебно-воспитательное рассматривается либо как форма замены уголовного наказания, либо как особая форма индивидуально-воспитательного воздействия в отношении лиц, не являющихся субъектами правонарушения.

Однако существующее в теории юриспруденции разнообразие мнений по данному вопросу не может не оказывать дестабилизирующего воздействия на формирование единообразного применения норм и институтов, связанных с функционированием рассматриваемой меры воздействия.

Таким образом существует потребность с заявленных выше позиций в том, чтобы в рамках общих положений также урегулировать и такие важные вопросы как:

характер взаимосвязи статуса специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением с правовыми и иными характеристиками содержащихся в нем воспитанников, а также уровнем и направленностью реализуемых учреждением образовательных программ;

контроль и надзор за деятельностью специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

гарантии обеспечения прав и законных интересов воспитанников;

ответственность специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением за нарушение прав и законных интересов воспитанников и др.

С учетом изложенного первый раздел типового положения следует изложить в следующей редакции:


^ I. Общие положения


1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.

2. В настоящем Типовом положении к специальным учебно-воспитательным учреждениям для детей и подростков с девиантным поведением относятся следующие виды учреждений:

специальная общеобразовательная школа;

специальное профессиональное училище;

специальная (коррекционную) общеобразовательная школа и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния (далее именуются - коррекционные учреждения).

Государственный статус для специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (тип и вид учреждения, определяется категорией содержащейся в нем воспитанников, а также уровнем и направленностью реализуемых учреждением образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

3. Целью деятельности специального учебно-воспитательного учреждения являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий со стороны воспитанников как в период их нахождения в учреждении, так и по выпуску из него;

обеспечение условий для получения воспитанниками начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и (или) начального профессионального образования.

4. Основными задачами специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (далее именуется - учреждение) являются:

обеспечение прав и законных интересов воспитанников;

осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, обучении и развитии воспитанников;

изучение уровня развития воспитанников, их индивидуальных особенностей, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения и профессионального самоопределения;

разработка и реализация мероприятий по оказанию социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;

участие в организации социально значимой деятельности воспитанников, содействие в развитии подростковых и юношеских инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

взаимодействие с другими субъектами системы профилактики правонарушений в работе по преодолению вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди воспитанников, а также формированию у них навыков здорового образа жизни;

изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства;

оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации воспитанников.


^ 5. Принципы деятельности специального учебно-воспитательного учреждения

Деятельность специального учебно-воспитательного учреждения
по содержанию, воспитанию и обучению воспитанников основывается на принципах:

законности;

демократизма;

гуманного обращения с несовершеннолетними;

поддержки семьи и взаимодействия с ней;

индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

государственной поддержки деятельности по оказанию помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

6. ^ В своей деятельности специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением руководствуется международными договорами в области защиты прав ребенка и его законных интересов, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, настоящим Типовым положением и уставом учреждения.

^ 7. Контроль и надзор за деятельностью специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением

Прокурорский надзор за соблюдением законов в деятельности специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.

Ведомственный контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений осуществляется органами, осуществляющими управление в сфере образования и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами.

^ 8. Гарантии обеспечения прав и законных интересов воспитанников

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением в пределах своей компетенции обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов воспитанников, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, оскорбления, грубого обращения, физического или психического насилия, а также различных форм эксплуатации.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, администрация специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, а также несовершеннолетние, их родители или иные законные представители вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью воспитанника, его имуществу, и (или) морального вреда.

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

выполнение функций, определенных уставом;

реализацию в полном объеме образовательной программы;

качество реализуемых образовательных программ;

соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников;

жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения.

В учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных учреждениях образование носит светский характер.

При осуществлении инспектирования специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением и проведении аттестации руководителей данных учреждений одним из главных критериев результатов их деятельности является показатель состояния работы по защите прав воспитанников, профилактике их безнадзорности и правонарушений.

В специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением в местах, доступных для воспитанников и их родителей (иных законных представителей), размещаются тексты уставов, правил внутреннего распорядка учреждения, а также информация об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, находящегося в учреждении.

^ В Типовом положении раздел II. «Организация деятельности учреждения» необходимо ввести норму, в которой закрепить правило о том, что: «В специальные учебно-воспитательные учреждения детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Потребность в ее ведении обусловлена тем, что в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в пп. 3 п. 4 ст. 15 содержится правило о том, что «В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данное положение заимствовано из ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, но в нем не учтено то, что законодатель в 2003 г. расширил категорию лиц, к которым может применяться данная льгота за счет несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений, относящихся к категории тяжких. Поэтому в действующей редакции УК РФ часть 2 статьи имеет следующее содержание:

^ Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

При этом в ч. 3 ст. 92 УК РФ было введен запрет на помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения несовершеннолетних, совершивших преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229.

Законодатель при введении указанных новелл в УК РФ не произвел одновременно изменений в пп. 3 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с чем данная норма конкурирует с ч. 2,3 ст. 92 УК РФ. В такой ситуации на практике приоритет нередко отдается нормам Закона о профилактике, ошибочно полагая, что они являются специальными по отношению к соответствующим нормам УК РФ. На самом деле специальной является норма, содержащаяся в ст. 92 УК РФ, поскольку установление уголовной ответственности и наказания, а также освобождения от уголовной ответственности и наказания является предметом регулирования уголовного права. Кроме того, конкуренция норм, предусмотренных в пп. 3 п. 4 ст. 15 Закона о профилактике и ч.2,3 ст. 92 УК РФ разрешается в пользу применения положений УК РФ на основании нормы-части и нормы-целого, так как в уголовном праве этот вопрос урегулирован в большем объеме.

В данном разделе также необходимо предусмотреть положения, которые позволили конкретизировать:

минимальный, оптимальный и предельно допустимый лимит наполнения специальных учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа;

закрепить в качестве основной структурной единицей учреждения группу (класс) воспитанников;

обеспечение безопасности жизни и здоровья участников образовательного процесса, соблюдения установленных норм и правил противопожарной и санитарной безопасности, применение мер по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев;

выполнение требований федеральных органов государственной власти в сфере образования в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений и др.

Раздел «Воспитанники» Типового положения целесообразно изложить в следующей редакции:

«Воспитанники в учреждении имеют право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В коррекционных учреждениях организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка воспитанников, соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность.

Воспитанники имеют право на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану и на ускоренный курс обучения в порядке, определяемом уставом учреждения и другими номативно-правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере образования.

Воспитанники, имеющие нарушения речи, получают логопедическую помощь на специально организуемых занятиях.

Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные для данных категорий детей законодательством Российской Федерации.

Воспитанники имеют право на получение юридической консультации за счет средств учреждения, предусмотренных сметой расходов по оплате внештатных работников.

Воспитанники имеют право на переписку, получение передач, посылок, бандеролей, денежных переводов, телефонные переговоры, пользование личными вещами. В исключительных случаях, если администрация учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на планирование или организацию общественно опасного деяния либо самовольный уход воспитанника из учреждения, то контроль почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных сообщений может быть осуществлен по мотивированному постановлению руководителя учреждения. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа.

В случае тяжелого заболевания воспитанника, создающего угрозу его жизни, или его смерти администрация учреждения немедленно уведомляет об этом его родителей (законных представителей), ОВД и прокуратуру по месту нахождения учреждения, а также комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного проживания воспитанника.

В случае смерти родителей (законных представителей), а также при тяжелом заболевании родителей (законных представителей) воспитанник имеет право на краткосрочный выезд к месту нахождения родителей. Расходы на проезд производятся за счет средств учреждения при наличии официальных медицинских документов, удостоверенных органами внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органом управления образованием по месту их выдачи.

В период пребывания воспитанника в учреждении закрытого типа по решению администрации учреждения он может быть отпущен на каникулы. При этом расходы на питание за дни отсутствия возмещаются воспитаннику в натуральной или денежной форме по действующим в учреждении нормам.

Воспитанники обязаны выполнять устав учреждения.

В случае самовольного ухода воспитанника за пределы специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа администрация учреждения проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения:

информирует об этом его родителей (законных представителей), органы внутренних дел по месту нахождения учреждения и по месту постоянного проживания воспитанника, территориальный орган, осуществляющий управление в сфере образования;

проводит опрос воспитанников и иных лиц, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении самовольноушедшего;

запрашивает и получает информацию из учетов работы территориальных служб органов управления здравоохранением, транспортом, МЧС, МВД и др.;

осуществляет выезд по месту предполагаемого нахождения воспитанника;

использует иные доступные источники информации, способствующие розыску воспитанника.

Если в ходе проверки по факту самовольного ухода воспитанника будет установлено, что его причиной послужило наличие неприязненных отношений к нему со стороны других воспитанников, то вопрос о возвращении воспитанника в данное учреждение или перевод в другое решается учреждением совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения и его родителями (законными представителями).

За совершенное противоправного действия (бездействие), нарушение требования устава учреждения к воспитанникам специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением могут применяться следующие меры взыскания:

предупреждение;

выговор;

строгий выговор;

сообщение родителям или иным законным представителям;

исключение из учреждения открытого типа.

Исключение из учреждения открытого типа допускается только за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного УК РФ, грубого или неоднократного нарушения требований устава учреждения (об исключении воспитанника учреждение обязано проинформировать комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника и его родителей (законных представителей).

Решение об исключении из учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.

По отношению к воспитанникам не допускается:

применение или угроза применения физического и психического насилия;

применение мер воздействия, не учитывающих возраст воспитанников, носящих антипедагогический характер, унижающих достоинство личности;

ограничение или лишение воспитанников контактов с родителями (законными представителями);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.01.1997 N 19)

уменьшение норм питания;

лишение воспитанников прогулок;

привлечение их к выполнению функций, связанных с поддержанием дисциплины.

Общественно полезный труд не должен применяться в качестве дисциплинарной меры воздействия.

Вовлечение администрацией учреждения воспитанников к работам по благоустройству территории и помещений специального учебно-воспитательного учреждения допускается с согласия воспитанников и их родителей (законных представителей).

В уставе учреждения устанавливаются меры поощрения воспитанников за добросовестное отношение к труду и учебе, примерное поведение.

Воспитанники обеспечиваются на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних. Для учреждений, обеспечение деятельности которых является расходным обязательством Российской Федерации, указанные нормы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования».

В Раздел «Работники учреждения» Типового положения целесообразно ввести следующие положения:

Учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью учреждения, утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей, устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

К педагогической деятельности в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Дополнительными основаниями для прекращения трудового договора с педагогическим работником специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением являются:

повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения. Если в уставе перечень грубых нарушений не предусмотрен, то к грубым нарушением устава образовательного учреждения следует отнести виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом. В каждом конкретном случае вопрос о том, является ли нарушение устава образовательного учреждения грубым, решается руководителем данного образовательного учреждения;

применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Педагогические и инженерно-педагогические работники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях;

4) применять в исключительных случаях, когда иные меры не дали результата, в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний, попытки суицида или причинения вреда собственному здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам и правам граждан, общества или государства.

О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь причинение иного вреда правоохраняемым интересам.

О применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения.

Необходимость введения указанных изменений и дополнений обусловлена потребностью внутриотраслевого и межотраслевого согласования норм, а также учета важнейших положений административного (Закона о профилактике, Закона об образовании, Закона о милиции), уголовного, уголовно-процессуального, трудового, гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

В заключении следует отметить, что Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении должно быть одним из самых объемных в данной категории нормативно-правовых актов, поскольку деятельность указанных учреждений предполагает обеспечение особых условий обучения и воспитания, что влечет существенные ограничения прав и свобод воспитанников. В такой ситуации важнейшие процедуры образовательного и реабилитационного процессов должны иметь детализированное нормативно-правовое регулирование данной сферы общественных отношений.


^ Обоснование предложений о ПЕРЕЧНЕ заболеваний

Вопрос правового регулирования оснований, порядка и пределов учета состояния здоровья несовершеннолетнего правонарушителя при решении вопроса о его помещении в СУВУЗТ является одним из самых проблемных как в теоретическом, так и прикладном аспекте. Неурегулированность многих организационных и правовых ситуаций на практике привели к тому, что помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ стал самым трудоемким среди всех мер уголовно-правового и иного воздействия, назначаемых судом несовершеннолетним правонарушителям. В такой ситуации сотрудники ПДН ОВД, КДН и ЗП, следователи, дознаватели, работники прокуратуры и судьи не стремятся к расширению практики ее применения.

В качестве основных факторов такого отношения установлены следующие:

1) усложненная «челночная» процедура решения вопроса осуществляемая по следующей схеме: ОВД (прокурор) - КДН и ЗП - ОВД (прокурор) - суд;

2) длительный характер сбора материалов (в 30-дневный срок подготовки материалов даже в случаях своевременного поступления материалов из следственных подразделений и прохождения документов через КДН и ЗП инспектора ПДН смогли уложиться только в 5% случаев. Поэтому, по мнению 87% сотрудников ПДН, оптимальным является 3-х месячный период «досудебной» подготовки материала);

3) малая продолжительность определяемого судом срока, помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ (срок до 1 года определяется в 70% случаев). Нередко фактически назначаемый срок пребывания несовершеннолетнего в СУВУЗТ только в 2-3 раза превышает время, потраченное на сбор соответствующих документов;

4) отсутствие должной координирующей роли КДН и ЗП, а также взаимодействия органов здравоохранения и ОВД в вопросах медицинского обследования несовершеннолетних правонарушителей;

5) осуществление прохождения медицинского обследования несовершеннолетним на общих основаниях, что занимает продолжительный пери­од времени (отсутствие талонов, очереди на прием к врачу и т.п.), а также имеют место случаи, когда сотрудниками ПДН ОВД за счет собственных средств, приобретаются медицинские аксессуары (шприцы, перча­тки и др. предметы).

6) отсутствие в законе четких критериев, которыми должны руководствоваться судьи при принятии решения по материалу, что затрудняет прогнозирование целесообразности осуществления большого объема сопроводительной работы сотрудниками ПДН ОВД в связи с чем на практики ими отдается приоритет «пресекательной мере» в виде помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, которое происходит более оперативно и требует меньшей траты времени и усилий.

К системному недостатку нормативно-правового регулирования в части учета состояния здоровья несовершеннолетних правонарушителей при решении вопроса о помещении (освобождении) их в СУВУЗТ необходимо отнести, во-первых, сведение данного вопроса преимущественно к определению Перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Во-вторых, даже само название Перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа свидетельствует о том, что при определении соответствующих заболеваний практически в равной мере учитывается как тяжесть заболевания, так и собственно проблемы их содержания и обучения в условиях СУВУЗТ, т.е. преимущественно организационно-технические, материально-бытовые и др. Так, например, в действующем Перечне к числу противопоказаний для помещения отнесены последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин, требующих индивидуального ухода за больным (Т90-Т98).

В то время как акцент необходимо делать на следующем:

а) лицо в силу, имеющегося у него заболевания, не сможет продолжить общественно опасное поведение;

б) степень общественной опасности (криминальной пораженности) личности правонарушителя в силу имеющегося у него заболевания (его прогрессирования) будет иметь тенденцию к снижению;

в) к особым «отказным» основаниям следует отнести наличие у несовершеннолетнего заболевания, предусмотренного перечнем, которое не позволяет администрации СУВУЗТ достичь в его отношении целей воспитания и обучения (например, в связи с тяжелым расстройством психической деятельности).

В этой связи необходимо учесть опыт регулирования данного вопроса в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания, поскольку в их отношении соответствующий перечень заболеваний определяется сквозь призму основания освобождения осужденных от наказания (См.: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54
«О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью»). Также положительным следует признать то обстоятельство, что содержащийся в данном нормативно-правовом акте Перечень заболеваний, хотя, и изложен в соответствии Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10), но в его тексте не приводится соответствующих кодов заболеваний, что компенсируется за счет более развернутого приведения названия заболевания. Это очень важно, поскольку во многом инициирование применения меры в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение на практике идет от сотрудников ПДН ОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которым необходима более понятная информация. Так, например, в действующей редакции Перечня к числу противопоказаний для помещения в СУВУЗТ отнесены последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин, требующих индивидуального ухода за больным обозначенных только кодами Т90-Т98. Очевидно, что не специалисту трудно определить перспективы положительного решения вопроса о помещении в СУВУЗТ в отношении лиц, перенесших какие-либо травмы.

Примечательно, что применительно к сфере исполнения уголовного наказания рассматриваемый нормативно-правовой акт был принят на два года позже, чем Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518
«Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием», но коды в ней не использовались.

С учетом изложенного в перечень целесообразно включить следующие виды заболеваний:

I
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Сборник нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебно-психиатрических
Постановление министерства здравоохранения республики беларусь, министерства внутренних дел республики...
Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Об утверждении нормативных правовых актов в области ветеринарии

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Об утверждении нормативных правовых актов в области ветеринарии

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Приказ министерства здравоохранения республики беларусь 16 декабря 1998 г. №351 о пересмотре ведомственных

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Методические рекомендации по диагностике, лечению и экстренной профилактики гриппа A/Н1N1 у детей
С учетом временных руководств, нормативных документов воз, Минздравсоцразвития Российской Федерации,...
Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения...
Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon Приказ >> от 18 октября 2002 года n 316 >> Об утверждении перечня нормативных правовых актов Минздрава

Аналитическая записка проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного и реабилитационного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением icon 1. Законодательное регулирование
Федерального закона от 21. 07. 2005 года №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы