Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon

Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1





Скачать 439.93 Kb.
Название Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1
Дата 31.01.2013
Размер 439.93 Kb.
Тип Закон

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

контрольно-счетной палаты Владимирского городского Совета


народных депутатов по результатам проверки оказания платных медицинских услуг муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения в 2002 году.


г. Владимир «28» февраля 2003 г.

Вступительная часть



Заключение по результатам проверки оказания платных медицинских услуг (далее – ПМУ) муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения в 2002 году подготовлено на основании решения Владимирского городского Совета народных депутатов (далее по тексту горсовет) от 20.06.2002 г. № 82 «О плане работы городского Совета народных депутатов на 2 полугодие 2002 г.» и распоряжений председателя контрольно-счетной палаты горсовета о проведении целевых проверок оказания ПМУ муниципальными учреждениями здравоохранения от 10.12.2002 г. № 33-р, от 23.12.2002 г. № 34-р, от 09.01.2003 г. № 35-р, от 28.01.2003 г. № 36-р.

В ходе подготовки заключения проверяющие руководствовались следующими законодательными и иными нормативными правовыми актами:

  1. Бюджетным кодексом РФ;

  2. Гражданским кодексом РФ;

  3. Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 г. № 1499-1;

  4. Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»;

  5. Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 г. № 41 «О мерах по выполнению закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»;

  6. Постановлением Правительства РФ от 26.10.1999 г. № 1194 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи»;

  7. Постановлением Главы администрации Владимирской области от 25.09.1998 г. № 670 «О мерах по совершенствованию порядка оказания платных медицинских услуг во Владимирской области»;

  8. Постановлением Главы администрации Владимирской области от 20.09.2000 г. № 619 «О практике предоставления платных услуг учреждениями социальной сферы во Владимирской области»;

  9. Постановлением Главы администрации Владимирской области от 26 марта 1999 года № 189 «О ходе выполнения постановлений главы администрации области от 25.09.1998 г. № 670 «О мерах по совершенствованию порядка оказания платных медицинских услуг во Владимирской области»;

  10. Письмом МФ РФ и МНС РФ от 15.09.99 г. № 24-02/11 (без названия);

  11. Приказом отдела здравоохранения администрации г. Владимира от 03.09.1996 г. № 172 «О платных медицинских услугах»;

  12. Решением горсовета от 27.05.99. № 112 «Об утверждении типового положения о порядке предоставления населению медицинских услуг на платной основе дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях г. Владимира»

  13. Иными нормативными правовыми актами РФ и органов местного самоуправления.


Для проведения анализа использованы документы бухгалтерского и статистического учета, экономические расчеты, калькуляции, приказы, положения, отчетные данные за 2002 год, предоставленные городским отделом здравоохранения (далее – ГЗО) и лечебно-профилактическими учреждениями г. Владимира (далее - ЛПУ).

В ходе подготовки заключения проведено:

  • изучение нормативных документов, регулирующих оказание платных медицинских услуг населению в сфере здравоохранения;

  • анализ планирования объемов платных услуг на 2002 год;

  • анализ действующего механизма ценообразования на оказание платных услуг в ЛПУ города;

  • анализ общей структуры средств, направленных на здравоохранение в 2002 году в разрезе источников финансирования (бюджетные ассигнования, средства ОМС и ДМС, платные услуги);

  • проверка организации платных услуг и порядка их предоставления в 3 учреждениях здравоохранения г. Владимира;

  • анализ действующих положений об оплате труда за оказанные платные услуги населению в ЛПУ города;

  • Проверка расходования средств, получаемых от оказания платных услуг населению на медикаменты в 3 ЛПУ;

  • Проверка начисления и выплаты заработанной платы персоналу лечебного учреждения за оказанные платные услуги в одном ЛПУ;

  • Состояние учета и отчетности по платным услугам;

  • Анализ контрольно-ревизионной работы ГЗО по вопросу оказания платных услуг населению лечебными учреждениями.


В ходе проверки проверяющими (аудитором КСП Бойковой Е.В. и главным специалистом, инспектором Жолобовой Н.М.) оформлены справки о проведении проверки порядка организации и оказания платных услуг в:

  1. Городской поликлинике № 2 (справка о результатах проверки от 10 января 2002 года);

  2. Детской городской стоматологической поликлинике (справка о результатах проверки от 24 января 2003 года);

  3. Городской клинической больнице скорой медицинской помощи (справка о результатах проверки от 10 февраля 2003 года).


^ 1.Состояния нормативной базы организации платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения города.


С целью привлечения дополнительных средств в учреждения здравоохранения, удовлетворения спроса на дополнительные медицинские услуги, не входящие в Программу обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Владимирской области, расширения объема и видов медицинской помощи, услуг, сервисного обслуживания больных, укрепления материально-технической базы ЛПУ и обеспечения частичной самоокупаемости нового медицинского оборудования, в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Владимира организовано оказание платных медицинских услуг.

Всеми ЛПУ в контрольно-счетную палату для проверки были предоставлены документы, регламентирующие организацию платных медицинских услуг.

Платные услуги предоставляются населению непосредственно самими ЛПУ в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг и через систему добровольного медицинского страхования.

В соответствии с требованиями действующего законодательства все ЛПУ города имеют лицензии и сертификаты на право осуществления лечебной деятельности. Только у городской поликлиники №1 истек срок действия лицензии и в момент подготовки данного Заключения поликлиника оформляет новую лицензию в областной администрации.

У всех ЛПУ города имеется разрешение Департамента здравоохранения областной администрации на предоставление платных услуг населению.

Перечни и прейскуранты платных медицинских услуг утверждены главными врачами ЛПУ и согласованы с отделом цен и тарифов администрации г. Владимира. Только в городской поликлинике №1 в 2002 году, в нарушение действующего законодательства, действовал прейскурант цен не согласованный с отделом цен и тарифов городской администрации.

Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг в ЛПУ города в целом соответствуют Типовому положению о порядке предоставления населению медицинских услуг на платной основе дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) г. Владимира, утвержденному решением городского Совета от 27.05.99 г. № 112.


^ 2.Анализ планирования объемов платных услуг на 2002 год.


Объем средств, запланированных к поступлению от оказания ЛПУ платных медицинских услуг населению, на 2002 год утвержден решением Горсовета от 24.01.2002 г. № 5 «О городском бюджете на 2002 год и взаимоотношениях с бюджетами внутригородских муниципальных образований поселков Юрьевец, Энергетик, Лесной» в размере 11 320 тыс. руб., в том числе:

  • для больниц и родильных домов в сумме 5120 тыс. руб.;

  • для поликлиник, амбулаторий, диагностических центров в сумме 6000 тыс. руб.;

  • для станции скорой и неотложной помощи – 200 тыс. руб.1

С учетом изменений, принятых решениями городского Совета от 18.07.2002 г. № 96 и № 101, уточненный годовой план составил 18930,9 тыс. руб., план на 9 месяцев 2002 года – 16109,9 тыс. руб.

Исполнено за 9 месяцев 2002 года, согласно отчету финансового управления администрации г. Владимира – 18931,2 тыс. руб. или 100 % уточненного годового плана (167,2 % к первоначально утвержденному плану) и 117,5 % к уточненному плану на 9 месяцев 2002 года.


Прогноз поступления доходов от оказания платных услуг на 2002 год составлен городским отделом здравоохранения (во исполнение Постановления главы администрации города от 23.05.2001 г. № 124) на основании смет ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности, представленных ЛПУ в городской отдел здравоохранения.

В соответствии с требованиями ст.42 и ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ, составление сметы доходов и расходов по предпринимательской деятельности (платным услугам) муниципальных бюджетных учреждений, должно проводится на основе прогнозируемых объемов предоставления муниципальных услуг, установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а так же с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.

В ходе ознакомления в городском отделе здравоохранения с расчетами больниц к сметам ожидаемых доходов и расходов по платным услугам, проверяющие сделали вывод, что отдельные больницы планируют поступление доходов от платных услуг без учета прогнозируемых объемов предоставления ПМУ и финансовых затрат на их предоставление (в данном случае нормативами финансовых затрат являются утвержденные цены на предоставляемые платные услуги), что противоречит положениям ст.161 Бюджетного Кодекса РФ.


Так, в расчетах МСЧ ВТЗ, городской больницы №3 доходы от оказания платных услуг на 2002 год спрогнозированы исходя из перечня оказанных платных услуг в отделениях и поликлинике, их количества и цены в 2000 году. В Стоматологической поликлинике № 2 - исходя из среднемесячного поступления доходов в 2001 году, умноженного на 12 месяцев. При этом, не учтены предстоящие изменения цен платных услуг (как правило, цены на платные услуги пересматриваются ежегодно).

В ГЗО отсутствуют расчеты-обоснования доходов от предоставления платных услуг населению на 2002 год таких ЛПУ как: городская поликлиника №1, городская детская больница скорой медицинской помощи, МСЧ Стройтрестов и ДСК.

В городском отделе здравоохранения имеется свод расходов ЛПУ по каждой статье экономической классификации расходов.

Однако, и к планированию расходов, производимых за счет средств платных услуг, в ЛПУ города нет единого подхода.

Анализ расходов по статьям экономической классификации бюджетного финансирования и платных медицинских услуг приведен в приложении №1.

Так, по статье «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» объем средств планируется исходя из прогнозируемого количества посещений в поликлиниках и койко-дней в стационарах, а так же затрат лекарственных средств на их предоставление. Планируемая стоимость медикаментов на 1 врачебное посещение колеблется в разных ЛПУ города: от 2,41 руб. в КБ «Автоприбор и Точмаш» до 9,17 руб. в Родильном доме № 1. В стоматологических поликлиниках: от 10,38 руб. в поликлинике № 1 до 22,17 руб. в поликлинике № 3.

Однако, в расчетах-обоснованиях сметы расходов средств от предпринимательской деятельности самих лечебных учреждений таких нормативов нет, обоснования к расходам средств платных услуг по статье «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» представляют собой перечень необходимых лекарственных средств на год, без увязки с объемом и перечнем платных услуг.

По статье «Продукты питания» в своде расходов больниц, составленному городским отделом здравоохранения, запланирована стоимость питания больного в день от 12 руб. в МСЧ ВТЗ до 37 руб. в родильном доме № 2. С учетом планируемого количества платных койко-дней «рассчитана» общая сумма расходов по статье. Так, для КБ «Автоприбор и Точмаш» запланирован расход продуктов питания в сумме 12 руб. на одного больного в день при годовом плане – 2250 койко-дней. В тоже время для этой же больницы расход медикаментов для лечения стационарных больных не планируется.

В своде ГЗО по статье «Транспортные услуги» сумма расходов лечебных учреждений на горюче-смазочные материалы запланирована с учетом их потребности и цены на бензин. При этом, в расчетах самих ЛПУ обоснования такой потребности не представлено, цены на бензин во всех ЛПУ города тоже разные и колеблются от 6,3 руб. до 7,2 руб. У некоторых учреждений здравоохранения обоснования расходов на горюче-смазочные материалы отсутствуют совсем (например, в городской больнице №3).

В расчетах большинства больниц и в своде ГЗО, нет обоснований сумм расходов по статье «Оплата коммунальных услуг». Только расчет МСЧ «Стройтрестов и ДСК» на коммунальные платежи составлен, исходя из удельного веса времени, затраченного медперсоналом на проведение платных процедур в общем фонде рабочего времени, и удельного веса площади кабинетов, в которых проводится платный прием пациентов в общей площади больницы скорректированных на сумму фактических расходов по коммунальным услугам.

Результаты проверок 3-х муниципальных ЛПУ так же показали, что планирование сметы осуществляется преимущественно с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода, а также с учетом выделенных бюджетных ассигнований. Недостаток бюджетного финансирования по отдельным статьям расходов планируется покрывать за счет средств платных услуг, что и находит отражение в смете расходов по платным услугам.

Например, при анализе утвержденной сметы за 9 месяцев 2002 года в КГБ СМП удельный вес планируемых расходов на медикаменты и перевязочные средства в утвержденной смете занижен. Это подтверждает выполненный в ходе проверки анализ расходов на медикаменты и перевязочные материалы в калькуляциях стоимости услуг и предоставленный объем их населению по отчетности за 3 квартал 2002 года.

Так, удельный вес расходов на медикаменты в калькуляции хирургической операции «лапароскопическая холецистоктомия» составляет 47,5% (доходы от таких операций за указанный период составили 19,5% в общих доходах, поступивших от платных услуг), удельный вес расходов на медикаменты в калькуляции хирургических операций колопроктологии составляют 24,9% (доходы от таких операций за указанный период составили 20,8% в общих доходах, поступивших от платных услуг). Наименьший удельный вес расходов на медикаменты (от 2,8% до 7%) складывается на медицинские услуги, связанные с процедурами УЗИ, УВЧ, консультации врачей, однако, их объем в полученных доходах за анализируемый период составил только 3,6%.

Исходя из приведенных данных следует, что запланированный удельный вес расходов на медикаменты и перевязочные материалы в смете расходов платных услуг в размере 14,6% явно занижен, что подтверждается и фактическим расходом (фактический удельный вес расходов на медикаменты по отчету за 9 месяцев 2002 года составил 20,2%).

По другим статьям экономической классификации расходов КГБ СМП можно привести пример когда утверждены расходы на 9 месяцев 2002 г. на коммунальные услуги в сумме 260 тыс.руб., а фактически израсходовано только 30,5 тыс.руб.

В смете не предусматривались такие расходы как приобретение мягкого инвентаря, командировки, транспортные услуги и расходы на приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования, фактически израсходовано соответственно 1,6тыс.руб., 21,2тыс.руб., 0,9тыс.руб. и 33,6тыс.руб. Значительно выше сметы составили прочие расходные материалы (63,9тыс.руб. при плане 15тыс.руб.) и расходы на связь (29,9тыс.руб. при плане 9,3тыс.руб.). Увеличен удельный вес прочих текущих расходов в общем объеме расходов на платные услуги (13,7%) против утвержденных в смете (5,2%), что повлекло дополнительные расходы в сумме 66тыс.руб.

Анализ утвержденной сметы доходов и расходов по платным услугам городской поликлиники №2 показал, что в основу её разработки не принимались данные об ожидаемом исполнении сметы за 2001 год, а распределение по статьям экономической классификации расходов абсолютно не соответствует ожидаемым расходам за 2001 год. Наибольшие расходы запланированы по статье «Оплата коммунальных услуг». Если удельный вес расходов на коммунальные услуги в общем объеме расходов по поликлинике составляет 14,6%, то в утвержденной смете расходов платных услуг такие расход запланированы в доле - 61,5%.

Аналогично, расходы по статье «Продукты питания» (расходы на спец питание медперсоналу): из общей суммы расходов на питание, утвержденной в целом по больнице в смете на 2002 год 25 тыс. руб. - включены в смету платных услуг 22 тыс. руб., в то время как объем платных медицинских услуг, оказываемых рентген кабинетом, сотрудники которого получают спец. жиры в соответствии с вредными условиями труда, составил за 9 месяцев 2002 года только 15,8 тыс.руб.

Недостатки в составлении сметы доходов и расходов ПМУ и её дальнейшем исполнении характерны и для ^ Детской стоматологической поликлиники. Так, в смете не предусматривались такие расходы как приобретение мягкого инвентаря и расходы на связь, а фактически за 9 месяцев 2002 года израсходовано 5,7 тыс.руб. и 8,4 тыс.руб. соответственно. Значительно превышены расходы против утвержденной сметы на оплату командировок (10тыс.руб. при плане 0,5тыс.руб.) и транспортные расходы (13,3тыс.руб. при плане 0,7тыс.руб.). В общем объеме расходов на платные услуги против утвержденных в смете, увеличен удельный вес расходов на текущий ремонт оборудования, что повлекло дополнительные расходы в сумме 5,5 тыс.руб.

В тоже время, при росте расходов по выше перечисленным экономическим статьям расходы на оплату труда снижены против утвержденных в смете на 2,9 тыс. руб., хотя рост объема выполненных платных услуг составил 101тыс.руб. или 44,6 %. Это привело к снижению удельного веса расходов на оплату труда в общих расходах на платные услуги до 10,2% (против 16,2% в смете).


^ 3.Проверка действующего механизма ценообразования на оказание платных медицинских услуг в лечебных учреждениях города.


В ходе проверки проведен сравнительный анализ ценообразования оказываемых платных медицинских услуг. При этом муниципальные медицинские учреждения были объединены в две группы: одна - стоматологические поликлиники и вторая - прочие лечебные учреждения.

^ Для стоматологических поликлиник анализ выполнен на сравнении стоимости одной условной единицы трудоемкости врачей-стоматологов и зубных врачей (далее – 1 УЕТ), так как стоимость каждой стоматологической услуги (терапевтическое отделение) оценивается в количестве УЕТ согласно приказу Минздрава СССР №50. Чем сложнее вид работы, тем больше количество УЕТ применяется для оценки её стоимости.

В ходе анализа установлено следующее:

1. Стоматологические поликлиники №1, №3 не обеспечили своевременное изменение прейскурантов на 2002 год, соответственно из-за разного времени их разработки и согласования с отделом цен администрации города в стоимости 1УЕТ расходы на оплату труда с начислениями, на медикаменты и другие материальные ресурсы отличаются из-за изменений тарифов и стоимости материальных ресурсов за период 2000г.-2001г.

2.В расчетах заработной платы за аналогичные процедуры приняты разные затраты времени одних и тех же специалистов, например зав отделением в поликлинике №1 – 7минут, в поликлиниках №№ 2,3 – по 5 минут, аналогично: - медрегистратор – 5мин, 5мин, 3мин.; старшая медсестра - 5мин, 3мин, 3мин.).

3.В стоимости 1 УЕТ в расчетах средств на оплату труда не предусмотрены расходы на дополнительную заработную плату. Под дополнительной заработной платой понимаются выплаты компенсационного характера (за работу в ночное время, оплата очередных и доп. отпусков, за работу в праздничные и выходные дни и т.д.). Отдельные выплаты из этого перечня могут быть в ЛПУ, однако только в стоматологической поликлинике №3 сделан расчет дополнительной заработной платы и включен в стоимость 1 УЕТ.

4.В расходах по статье «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» в расчет принят различный перечень медикаментов и их расход на 1 посещение (например, в пол.№1 включены одноразовые перчатки, в других поликлиниках их расход не предусмотрен). Кроме того, в поликлинике №2 в расчет расходов на медикаменты в стоимость 1 УЕТ включены расходы на пломбировочный материал, что искажает общую сумму расходов на 1 УЕТ, которые используются для расчета цен на платные услуги больных терапевтического отделения и за счет этого происходит искажение цен.

5.Только в расчетах поликлиники №3 предусмотрены расходы на инструменты, используемые врачами-стоматологами, частично их расход учтен в поликлинике №2 при расчете износа оборудования.

6.В поликлинике №2 рентабельность просчитана без учета накладных расходов, соответственно стоимость 1 УЕТ занижена на 8,23руб.


^ Для прочих лечебных учреждений анализ проведен на сравнении стоимости таких платных медицинских услуг, как медосвидетельствование водителей, УЗИ брюшной полости, флюорография. Установлено следующее:

1.Во всех предоставленных расчетах отсутствуют расходы на дополнительную заработную плату, аналогично стоматологическим поликлиникам.

2.На осмотр специалистами водителей при мед. освидетельствовании нет расходов на медикаменты в горбольнице №3, в МСЧ ВТЗ., в других лечебных учреждениях есть.

3.В горбольнице №1 цены на 2002 год утверждены главным врачом (без согласования с отделом цен администрации города) на основании действующих цен в 2001 году, скорректированных на коэффициент 1,83, который учитывает повышение заработной платы в бюджетной сфере 2002 году.

4.В расчетах амортизационных отчислений на используемое при оказании ПМУ оборудование, общее время его использования в КБ ПО «Автоприбор и Точмаш», городской больнице №3 принято 24 часа в сутки, в других лечебных учреждениях 12 часов. Норма износа на одно и тоже оборудование в разных лечебных учреждениях различное. Например, в городской больнице №3 расходы на износ оборудования начисляются с учетом его остаточной стоимости, а в случае приобретения оборудования в текущем году амортизация вообще не начисляется, так как по объяснению главного бухгалтера расходы на его приобретение прошли за счет накладных расходов.

5.Практически во всех расчетах расходов на оплату труда в перечень персонала включен медрегистратор, а в горбольнице №3 расходы на зарплату медрегистратора включены во все составляющие платной услуги по мед. освидетельствованию водителя, что увеличило расходы оплату труда. В КБ ПО «Автоприбор и Точмаш» расходы на зарплату медрегистратора включены только в одной составляющей этой платной услуги.

6.В цену платной услуги по мед освидетельствованию водителя КБ ПО «Автоприбор и Точмаш» не включены расходы на анализ крови RW, в других лечебных учреждениях включены.


В структуре цены на ПМУ накладные расходы составляют значительную долю. Их объем определяется через коэффициент накладных расходов по отчетности базового года. Величина этих коэффициентов по лечебным учреждениям имеет большой разброс от 0,59 в МСЧ ВТЗ до 4,5 в стоматологической поликлинике №3. Одной из причин такого разброса является, например, из объяснения главного бухгалтера стоматологической поликлиники №3, направление в базовом году больших средств на текущий ремонт зданий и оборудования учреждения, что, по мнению КСП, существенно влияет на расчеты расходов стоимости услуг в следующие периоды и требует тщательного обоснования.

Таким образом, несмотря на наличие Рекомендаций о порядке ценообразования на платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения г. Владимира, утвержденных приказом городского отдела здравоохранения от 3.09.96. №172, в ЛПУ существует различный подход к ценообразованию платных медицинских услуг, в результате чего цены в разных ЛПУ на одинаковые услуги существенно отличаются.

Проверка вопроса ценообразования в трех лечебных учреждений (справки проверок прилагаются) кроме аналогичных несоответствий в механизме ценообразования установила, что утвержденные цены на ПМУ не покрывают материальных расходов на их оказание.

Например, в горполиклинике №2 цены на услуги установлены ниже расчетной их величины на 15% - 70%, а например, по таким услугам как рентген, утвержденная цена покроет затраты только на закупку рентген пленки.

В детской стоматологической поликлинике платные услуги оказываются населению через систему добровольного страхования, при которой цены ПМУ не контролируются муниципальными органами власти, а утверждаются главным врачом по согласованию со страховой компанией. Однако цены на отдельные услуги ЛПУ в действующем прейскуранте не обеспечивают покрытие даже материальных затрат на их оказание, т.е. не обеспечивают решения одной из поставленных задач «укрепление материально-технической база ЛПУ».

Так, например, стоимость лечения кариеса с пломбой из отечественного композиционного материала для пациентов, согласованная со страховой компанией (по утвержденному прейскуранту) не достигает и половины расчетной стоимости услуги, а по платной услуге «Лечение кариеса с использованием импортного композиционного материала цитрикс», цена по прейскуранту меньше расчетной стоимости услуги почти в 3 раза.

Кроме того, утвержденные цены на постановку пломбы с использованием отечественного композиционного материала едва компенсируют затраты на медикаменты, а на постановку пломбы с использованием импортного композиционного материала меньше необходимых затрат на медикаменты на 20 – 38 %.

Фактически, утвержденные цены, согласованные со страховой компанией, не только не позволяют привлечь в детскую стоматологическую поликлинику дополнительные средства для укрепления материально-технической базы и обеспечить частичную самоокупаемость нового медицинского оборудования, но не покрывают даже прямые затраты поликлиники на оказанные платные стоматологические услуги. То есть заведомо предусматриваются убытки Учреждения от оказания платных услуг, при этом возникает вопрос: за счет каких средств поликлиника компенсирует затраты на медикаменты, расходуемые на такие платные услуги?

Источников может быть два:

  1. Оплата части расходов за счет средств ВОФОМС или бюджета;

  2. Оказание услуг населению (детям) не в полном объеме, предусмотренном ценой.


^ 4. Анализ средств, направленных на здравоохранение в 2002 году в разрезе источников финансирования.


Структура медицинских услуг по источникам финансирования за 9 месяцев 2002 года проанализирована по 17 муниципальным учреждениям здравоохранения и представлена в приложении к заключению № 2.

Всего в период с 01.01.2002 г. по 30.09.2002 г. лечебными учреждениями города оказано медицинских услуг населению на сумму 225640 тыс. руб. В том числе:

  • за счет бюджета – на сумму 83 222,7 тыс. руб., что составляет 36,9 % от общего объема медицинских услуг;

  • за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования – на сумму 122 669,1 тыс. руб. или 54,4 % в общем объеме произведенных услуг;

  • за счет средств добровольного медицинского страхования – на сумму 2648,2 тыс. руб. или 1,2 % от общей суммы полученных средств;

  • за счет средств от предоставления лечебными учреждениями платных услуг населению – 19748,2 тыс. руб. или 7,6 % в общей структуре медицинских услуг.

Наибольший объем медицинских услуг, за счет бюджетных средств оказан Клинической городской больницей скорой медицинской помощи – 24 235,2 тыс. руб. (или 96,8 % в общей сумме поступлений больницы). Так же более 60 % от общей суммы полученных средств составляет бюджетное финансирование в родильных домах № 1 и № 2 и детской городской больнице № 1.

Преимущественное финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования (более 80% всех средств) имеют такие лечебные учреждения как: городская поликлиника № 1 (89,4 %), городская больница № 3 (84,6 %) и МСЧ «Стройтрестоов и ДСК» (81,6 %).

Из 17 лечебно-профилактических учреждений 8 ЛПУ оказывает медицинские услуги через систему добровольного медицинского страхования. При этом в 4 из них, удельный вес ДМС в общем объеме медицинских услуг составляет от 0,1 % (в КГБ СМП) до 1,3 % (в стоматологической поликлинике № 3) и только в в родильном доме № 2 и детской стоматологической поликлинике он составляет 13,8% и 11,9 % соответственно.

Оказанием платных услуг населению наиболее активно занимаются три стоматологические поликлиники г. Владимира (доля ПМУ составляет от 64% до 74,7% в общем объеме медицинских услуг). В КБ «Автоприбор и Точмаш удельный вес ПМУ в общем объеме финансирования составляет 8,2 % , в остальных лечебных учреждениях - от 0,1 % (Детская городская больница) до 6,9 % (в родильном доме № 1).


^ 5.Организация платных медицинских услуг и порядок их предоставления в отдельных лечебных учреждениях.


Проверка порядка организации платных услуг проведена в трех муниципальных медицинских учреждениях, при этом была проверена полнота информированности граждан по данному вопросу.

В соответствии с пунктом 2.14. «Положения о порядке предоставления населению платных медицинских услуг», утвержденного Постановлением Главы администрации Владимирской области от 25.09.98 г. №670 «Медицинское учреждение обязано информировать граждан в доступной форме, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения, режиме его работы, перечне платных медицинских услуг, с указанием их стоимости, о порядке и условиях предоставления и получения этих услуг, о специалистах, оказывающих платные услуги, а также необходимые сведения об обеспечении бесплатной медицинской помощью с указанием источников финансирования.

В Типовом положении о порядке предоставления населению медицинских услуг на платной основе дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в муниципальных ЛПУ г. Владимира, утвержденного решением Горсовета от 27.05.99. №112, в п. 7 (которым определены обязанности главного врача по организации ПМУ) в перечне информации для граждан отсутствует наличие необходимых сведений об обеспечении бесплатной медицинской помощью с указанием источников финансирования.

Ни в одном из проверенных ЛПУ такой информации в доступной форме на стенде не было. Отсутствовала информация и о специалистах, оказывающих ПМУ, об их квалификации и сертификации.

Кроме того, проверкой установлено следующее:

Клиническая городская больница скорой медицинской помощи (КГБ СМП)

1.В нарушение положений Гражданского Кодекса РФ, а так же п.2.11 и п.2.12 Постановления Главы администрации Владимирской области от 25.09.98 г. №670, в течение 2002 года администрацией КГБ СМП не заключались договоры с пациентами на предоставление платных медицинских услуг c указанием условий сроков получения медицинской помощи, порядка расчетов, прав, обязанностей и ответственности сторон.

Оформление платных услуг сводилось к выписке квитанции пациенту об оплате платных услуг. В отдельных случаях делалась отметка в медицинской карте стационарного больного. В ходе проверки квитанций об оплате были запрошены и просмотрены 6 медицинских карт стационарного больного, и только в одной сделана отметка о платности операции и подтверждено согласие больного на оплату медицинской услуги.

Со второй половины декабря 2002 года, т.е. после начала проверки КСП, в КГБ СМП введена форма индивидуального договора на оказание платных медицинских услуг.

2.Информация для населения о порядке получения платных медицинских услуг в КГБ СМП представлена в соответствии с Положением о порядке предоставления платных услуг населению в КГБ СМП, и решением горсовета от 27.05.99. №112.

3.Оплата медицинских услуг больными в КГБ СМП производится по квитанции установленной формы, на основании прейскуранта, утвержденного главным врачом ГКБ СМП от 22.02.2002г. и согласованного с отделом цен и тарифов администрации города 26.02.2002г.

4.Проверкой порядка оказания ПМУ через систему добровольного медицинского страхования установлены нарушения Федерального Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»: в отдельных договорах со страховыми компаниями нет программ страхования, не проводилась специалистами страховых компаний медико-экономическая экспертиза, во всех договорах не указаны сведения о численности застрахованных.


^

Городская больница №2


Информация для населения о платных услугах размещена в холле поликлиники на информационном стенде, но представлена не в полном объеме, в соответствии с требованиями п.2.14 Постановления администрации Владимирской области от 25 сентября 1998 г. № 670 (с изменениями и дополнениями от 10.04.2002 г. № 185).

Имеется Перечень и Прейскурант оказываемых платных услуг (без отметок об их утверждении соответствующими инстанциями), но при этом часть услуг, оказываемых поликлиникой (в соответствии с полученной лицензией и утвержденным прейскурантом) не включена в перечень услуг, представленный к информации населению. Например, не включены такие виды услуг как лечения заболеваний хирургического профиля, или в перечне, размещенном на стенде, 6 видов рентгенологических услуг, а в утвержденном прейскуранте - 37 видов.

Отсутствует информация о порядке и условиях предоставления и получения платных медицинских услуг, о специалистах, оказывающих платные услуги, режиме их работы, а так же необходимые сведения об обеспечении бесплатной медицинской помощью с указанием источников финансирования.

Отсутствует информация о категориях населения, имеющих льготы на получение медицинских платных услуг.

При обращении проверяющего в регистратуру по вопросу получения платной стоматологической услуги, регистратор предложил обратиться в расположенную рядом областную стоматологическую поликлинику. На настойчивое требование посетить врача именно в этой больнице проверяющий был отправлен в 33 кабинет, на двери которого так же не было ни какой информации о порядке предоставления платных услуг.

Оплата за услуги производится в учреждении на основании квитанции (по форме утвержденной Минфином РФ) в которой указывается наименование предоставленной услуги и ее стоимости, однако, квитанции заполняются неразборчиво. Оборотная сторона квитанции служит типовым договором на предоставление платных медицинских услуг, в котором отсутствуют полные данные о пациенте, имеется только подпись потребителя платных услуг.

^

Детская стоматологическая поликлиника


Учитывая, что данное ЛПУ оказывает ПМУ только через систему добровольного страхования, проведена проверка полноты обеспечения граждан доступной информацией о порядке получения медицинских услуг в рамках Программы добровольного медицинского страхования в отделении № 2 Детской городской стоматологической поликлиники (ул. Егорова 10-б) и в отделении № 1 (ул. Студеная гора, 7).

В отделении № 1 и № 2 информация для населения представлена не в полном объеме, определенным Положением о порядке предоставления услуг по добровольному медицинскому страхованию в Детской городской стоматологической поликлинике г. Владимира:

  • отсутствует информация об условиях предоставления и получения услуг;

  • нет сведений о льготах для отдельных категорий граждан (детям-инвалидам, детям ликвидаторов ЧАЭС, детям из многодетных семей, детям родителей, погибших в локальных конфликтах);

  • не указаны сведения о специалистах, оказывающих услуги в рамках Программы ДМС, их квалификации и сертификации, режиме работы и местонахождении кабинетов по приему пациентов по программе ДМС.

Фактически, из всего объема необходимой информации, в холлах отделений ДГСП имеется только «^ Прейскурант цен на платные медицинские услуги», который фактически является Прейскурантом на медицинские услуги, оказываемые застрахованным по программам ДС ОАО «Росгосстрах – Владимир» по состоянию на 1 марта 2002 года. Наглядно для граждан нет информации, что предлагаемые ПМУ являются услугами добровольного страхования. То есть, из сведений, размещенных в поликлинике для населения, пациент может сделать вывод только о том, что в данном ЛПУ предоставляются платные медицинские услуги.

При обращении пациента в регистратуру по поводу получении платной стоматологической услуги, ему разъясняют, что платные услуги оказываются в форме добровольного медицинского страхования и предлагают оформить страховой полис.

Форма страхового полиса, выдаваемого на руки пациенту в поликлинике, не соответствует форме страхового медицинского полиса добровольного страхования граждан, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 41.

Страховой полис, выдаваемый в ДГСП, не может удостоверить факт добровольного медицинского страхования, так как:

  • с клиентом не заключается договор страхования (ст.4 Закона о медицинском страховании),

  • в роли страхователя выступает регистратор поликлиники,

  • полис выдается на руки после наступления страхового случая,

  • сумма взноса (за конкретную услугу в соответствии с Прейскурантом), уплачиваемая лицом, обратившимся в лечебное учреждение, совпадает по времени и величине с суммой произведенной выплаты, в связи с чем страховщик не имеет возможности накопить необходимые средства для гарантирования ему при возникновении страхового случая получения медицинской помощи;

  • выдаваемые полисы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

  • отдельные медицинские услуги, оказываемые гражданам под предлогом оформления полиса добровольного медицинского страхования, предусмотрены программой обязательного медицинского страхования, что дает основание предполагать двойную оплату одной и той же услуги. (например, терапевтическое лечение кариеса + пломба, пульпит и периодонтит + пломба).

То есть выдаваемый страховой полис на медицинские услуги является фактически монополисом, применение которого не является страховой деятельностью.

Кроме того, страховой полис, выдаваемый клиенту в детской стоматологической поликлинике при получении платной медицинской услуги, одновременно является страховым полисом «удостоверяющим факт заключения договора страхования от несчастного случая на основании Правил индивидуального страхования от несчастного случая № 26 от 05.04. 95 г.». При этом, как и в случае добровольного медицинского страхования, договор страхования с клиентом не оформляется, а страховая премия по страхованию уменьшает сумму, подлежащую оплате и перечислению в поликлинику страховой компанией.

В ходе проверки были сделаны расчеты дополнительных доходов детской стоматологической поликлиники от обслуживания клиентов по действующим прейскурантам, но без участия страховых компаний, которые составили 143тыс.руб.


^ 6. Анализ расходования средств от платных медицинских услуг на заработанную плату персоналу лечебных учреждений.


В соответствии с действующим законодательством, порядок оплаты труда специалистов, занятых оказанием платных медицинских услуг населению, в каждой конкретной больнице должен определяться Положением о порядке оплаты труда работников, занятых оказанием ПМУ, утвержденным главным врачом каждой больницы и согласованным с трудовым коллективом.

На момент запроса информации по ПМУ (24,25 декабря 2002 г.) Положения об оплате труда разработаны и действовали в 4 ЛПУ города2. В 3 лечебных учреждениях имеются Положения (приказы) о порядке распределения средств, поступивших в учреждение от оказания ПМУ, в которых подробно расписан порядок распределения заработанных средств между сотрудниками больниц3. В 3-х лечебных учреждениях общий норматив денежных средств, направляемых на выплату заработанной платы, определен в Положении о порядке предоставления ПМУ населению, а заработанные средства распределяются между сотрудниками ЛПУ ежемесячно в соответствии с индивидуальными трудовыми договорами и протоколами собраний трудовых коллективов4.

В большинстве ЛПУ города определение фонда оплаты труда производится посредством установления среднего норматива отчислений на оплату труда (на основе калькуляции затрат на оказание конкретных видов платных услуг) от суммы полученного дохода. Оплата труда непосредственному исполнителю производится с учетом выполненных при оказании ПМУ обязанностей по нормативу, утвержденному Положением, либо Протоколом собрания трудового коллектива. В некоторых ЛПУ часть заработанных средств централизуется и направляется на премирование и оплату отпусков.

В детской городской стоматологической поликлинике, городской поликлинике № 1, городской поликлинике № 2 распределение денежных средств на заработанную плату не регламентировано никакими документами, так как оплата труда за предоставленные населению ПМУ, сотрудникам этих ЛПУ не производится.

Проверкой правильности начисления заработанной платы специалистам, занятым оказанием платных медицинских услуг в городской поликлинике № 2, установлено, что начисление заработанной платы специалистам отделения платных услуг в 2002 году не производилось, за исключением оплаты труда кассира. За 9 месяцев 2002 года за счет средств платных услуг производились только единовременные выплаты сотрудникам поликлиники, не связанным с оказанием ПМУ (материальная помощь, премии). Согласно объяснениям главного бухгалтера ЛПУ, заработанная плата сотрудникам поликлиники, занятым оказанием платных услуг, не начисляется в связи с решением главного врача и трудового коллектива о направлении всех денежных средств на оплату коммунальных услуг и ремонт поликлиники. В соответствии с этим не утверждено и штатное расписание, и не ведутся табели учета рабочего времени, так как врачи ведут прием по платным мед услугам в свое рабочее время. Однако, согласно Положению о порядке оказания платных медицинских услуг населению, утвержденному приказом главного врача городской поликлиники № 2 и согласованному с профсоюзным комитетом больницы, на заработанную плату персоналу (с начислениями), должно направляться не более 20 % доходов от оказания медицинских услуг на платной основе. При этом проверяющими отмечено, что данный норматив не позволит компенсировать трудовые затраты врачей и прочего медицинского персонала при оказании платных услуг, так как он утвержден без учета удельного веса зарплаты в структуре цены на платные медицинские услуги. Так, например, оплата труда (с начислениями) врачей, занятых проведением медицинских осмотров (а доля медосмотров занимает около 70 % всех доходов от платных услуг) в структуре цены составляет 53,1 %, зубного врача – более 35 %.

Таким образом, у врачей, отсутствует материальная заинтересованность предоставлять платные услуги населению и оказывать их качественно, что в конечном итоге приводит к тому, что доля средств ПМУ, поступающих в поликлинику в общем объеме финансирования составляет всего 6,5 %.


Такая же ситуация в Детской городской стоматологической поликлинике, и в городской поликлинике № 1.


Всего за 9 месяцев 2002 года, согласно отчетным данным ЛПУ об исполнении сметы доходов и расходов средств по предпринимательской деятельности, было начислено заработанной платы сотрудникам, занятым оказанием ПМУ, в общей сумме 7324,3 тыс. руб., что в общих расходах ЛПУ, произведенных за счет средств платных услуг, составляет 36,6 %.(расходы на заработанную плату с начислениями составляют 49,7 %). Т.е. расходы на оплату труда, в целом по городским ЛПУ не превышают норматив, установленный Постановлением главы администрации Владимирской области от 25.09.1998 г. № 670 и решением городского Совета от 27.05.1999 г. № 112 : «медицинское учреждение вправе направлять на заработанную плату с начислениями до 50 % заработанных средств». Анализом средств платных услуг, направленных на выплату заработанной платы (без начислений) в разрезе ЛПУ, отмечено, что в разных лечебных учреждениях удельный вес заработанной платы в общей сумме фактических расходов составляет:

  • –в стоматологических поликлиниках и КБ «Автоприбор и Точмаш» - от 36 до 46 %;

  • в городских поликлиниках № 1 и № 2 и в детской стоматологической поликлинике- соответственно 0,8%, 6,4% и 10,3 %;

  • в остальных ЛПУ – от 26% до 35%.

Подробный анализ приведен в приложении № 3 к Заключению.


^ 7.Анализ расходования средств от оказания ПМУ на медикаменты.


Фактические расходы по статье «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» всех городских ЛПУ, занятых оказанием ПМУ, согласно отчетным данным за 9 месяцев 2002 года, составили 2281,5 тыс. руб., или 11,4 % от суммы фактических расходов на платные услуги.

(Приложение № 3 к заключению)

Из всего перечня ЛПУ города, наибольший удельный вес расходов на приобретение лекарственных средств имеют учреждения здравоохранения, оказывающие стационарную помощь и, в первую очередь - Клиническая городская больница скорой медицинской помощи. Самые большие расходы на приобретение медикаментов произведены в Городской детской стоматологической поликлинике – 134,9 тыс. руб. или 46,3 % от суммы фактических расходов, стоматологических поликлиниках № 1 и № 2 – соответственно 16,9 % и 6,5 % от произведенных расходов. В остальных ЛПУ города удельный вес расходов на медикаментозное обеспечение составил: от 0,7 % в городской больнице № 3 до 9,4 % в КБ ПО «Автоприбор и Точмаш».

В ходе проведенной выборочной проверки расходования средств ПМУ на медикаменты, установлены следующие недостатки.

^ В Клинической городской больнице скорой медицинской помощи:

Проверка проведена в колопроктологическом отделении КГБ СМП, у главной медицинской сестры больницы и в централизованной бухгалтерии при городском отделе здравоохранения.

За период с 01.01.2002 г. по 30.10.2002 г. у старшей медицинской сестры отделения и главной медицинской сестры больницы отдельный учет лекарственных средств, поступающих за счет средств бюджета и за счет средств платных медицинских услуг раздельно не велся, что нарушает требования Положения о порядке предоставления населению платных медицинских услуг, утвержденного Постановлением Главы администрации Владимирской области 25.09.1998 г. № 679.

В ходе проверки оборотных ведомостей по учету лекарственных средств по сч.062 и счет - фактур в централизованной бухгалтерии установлено, что объем и перечень медицинских препаратов, поступивших в больницу в период с 01.01.2002 г. по 30.09.2002 г. за счет средств от предоставления платных услуг населению, явно недостаточен для проведения платных операций и медицинских процедур.

Закупки лекарственных средств осуществляются в больнице в основном по муниципальному заказу, проводимому отделом здравоохранения администрации г. Владимира. При анализе заявки КГБ СМП на 3 квартал 2002 года установлено, что из необходимого перечня лекарственных средств для проведения платных услуг в колопроктологическом отделении заказывались только: марля, перчатки хирургические, спирт этиловый, раствор промедола и шприцы.

Т.е. можно сделать вывод, что необходимые лекарственные средства для проведения платных операций в колопроктологическом отделении приобретаются или за счет бюджетных средств, или за счет личных средств граждан, находящихся на бесплатном лечении в отделении. Подтверждением этому являются проведенный опрос больных отделения и перечень лекарственных средств, закупаемых за счет бюджетных средств (оборотная ведомость по сч. 062/1).


^ В городской поликлинике № 2:

Расходы по статье 110310 «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы», согласно отчетным данным за 9 месяцев 2002 года, составили 15 тыс. руб., что составляет около 5 % в структуре всех фактических расходов поликлиники, осуществленных за счет средств платных услуг. Более 80 % всех расходов по данной статье составили расходы поликлиники на оплату бактериологических исследований. За 9 месяцев 2002 года в регистрах бухгалтерского учета по учету медикаментозных средств, приобретенных за счет средств платных услуг, отражен расход только по одной позиции – жидкого азота для проведения криодеструкции, т.е. при предоставлении населению таких платных медицинских услуг как: ЭКГ, УЗИ, лабораторных исследований, стоматологических услуг, рентгена, использовались медикаментозные средства, приобретенные за счет таких источников финансирования, как ОМС или бюджет, так как закупка лекарственных средств, необходимых для осуществления вышеперечисленных медицинских услуг за счет средств платных услуг не производилась.


^ 8.Состояние учета и отчетности по платным медицинским услугам.


Состояние учета и отчетности о ПМУ проверено в 3 муниципальных учреждениях здравоохранения: КГБ СМП, Детской городской стоматологической поликлинике и в городской поликлинике № 2.

В ходе проверки было установлено следующее.

8.1. В КГБ СМП и в Детской городской стоматологической поликлинике отсутствует отдельный расчетный счет по учету средств платных услуг. Централизованными бухгалтериями не составляются самостоятельные финансовые балансы в этих ЛПУ, что нарушает положения их Уставов и требования по организации бухгалтерского учета. Не ведется отдельная Главная книга – главный регистр бухгалтерского учета. Отдельно ведется аналитический учет к счетам бухгалтерского учета, составляются сметы учреждений и отчеты об их исполнении.

8.2. В соответствии с п. 2.5. Постановления Главы администрации Владимирской области от 25.09.1999 г. № 670 в проверенных ЛПУ организован и ведется отдельный бухгалтерский учет и отчетность по основной деятельности и по результатам предоставления ПМУ.

8.3. Оплата медицинских услуг больными в ЛПУ производится по квитанциям установленной формы, на основании цен, утвержденных главными врачами ЛПУ. Выборочная сверка квитанций за платные медицинские услуги с прейскурантами подтвердила правильность их применения.

8.4. В результате отсутствия в бухгалтерии Детской стоматологической поликлиники реестров пролеченных больных, счет - фактур за оказанные мед услуги, договора со Страховой компанией на предоставление лечебно-профилактической помощи по ДМС, сверка взаимных расчетов между бухгалтериями ЛПУ и СК «Россгострах – Владимир» не проводится, расчеты со страховыми компаниями по ДМС не отражаются в бухгалтерском учете , т.е. фактически со стороны бухгалтерии ЛПУ отсутствует контроль за полнотой и своевременностью оплаты оказанных медицинских услуг.

8.5.В детской стоматологической поликлинике часть сопутствующих расходов по так называемому страхованию выполняется поликлиникой без дополнительной оплаты со стороны страховой компании. Например, функцию оформления страхового полиса, сбора платы страховой суммы осуществляют работники поликлиники (медрегистраторы) в свое рабочее время за дополнительную плату по индивидуальному договору со страховой компанией (1% от суммы полученных страховых взносов). Не оплачиваются хранение денег страховой компанией в сейфе в регистратуре поликлиники, аренда помещения для страхования клиентов.

8.6. В некоторых отделениях городской поликлиники № 2 не организован учет оказанных медицинских платных услуг пациентам, нет учета выполненных объемов платных услуг врачами, часть платных услуг оказывается в основное рабочее время медперсонала.

8.7.В поликлинике № 2 установлены факты не соответствия оказанных пациентам медицинских услуг (по ОМС и за отдельную плату) записям в медицинской амбулаторной карте больного.


^ 9.Анализ контрольно-ревизионной работы городского отдела здравоохранения в части платных услуг.


В целях усиления контроля за организацией предоставления населению медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями и во исполнение приказа Департамента здравоохранения области от 12.07.2002 г. № 275 «О мерах по предотвращению негативных тенденций в развитии платных медицинских услуг», городским отделом здравоохранения приказом от 03.09.2002 г. № 306 создана постоянно-действующая комиссия для проведения проверок предоставления платных медицинских услуг ЛПУ города.

В соответствии с утвержденным графиком, на 2002 – 2003 г.г. запланировано проверить 10 лечебных учреждений города; из которых проверено 3 ЛПУ: Первая городская поликлиника г. Владимира, Владимирская городская больница № 3 Городской кардиологический центр и Родильный дом № 2.

В ходе проверок выявлены существенные недостатки в организации и предоставлении платных услуг населению.

Так, в нарушение требований Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г . № 27, Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг, утвержденного Постановлением администрации Владимирской области от 25 сентября 1998 г. № 670, решения городского Совета народных депутатов от 27.05.1999 г. № 112 и соответствующих приказов городского отдела здравоохранения, в городской поликлинике № 1 организованы платные услуги, оказываемые на договорной основе и по договорным ценам без согласования с администрацией города Владимира. Приказом главного врача без согласования с отделом здравоохранения, утверждено «Положение о порядке предоставления платных услуг на договорной основе по желанию пациента», определяющее порядок распределения этих средств между сотрудниками учреждения и Прейскурант цен на оказываемые услуги, который не утвержден отделом цен и тарифов администрации города Владимира. Взимание платы за оказанные услуги производится в форме благотворительного взноса на хозяйственные нужды поликлиники. Например: За срочное внеочередное обследование на УЗИ на сугубо добровольной основе установлена оплата в виде благотворительного взноса на хозяйственные нужды поликлиники 250руб. Время обследования согласовывается с врачом кабинета УЗИ до оплаты.

Кроме того, при оказании платных услуг населению в соответствии с Положением о порядке предоставления платных медицинских услуг, утвержденным заведующим отделом здравоохранения, главным врачом 1-ой городской поликлиники самостоятельно, в нарушение требований законодательства РФ, изменен прейскурант путем введения в цену налога с продаж (с 29.12.2001 г.) и повышающего коэффициента 1,83 (с 11.03.2002 года). Во время проверки КСП, городская поликлиника №1 так же предоставила прейскурант, не согласованный с отделом цен городской администрации.

Не определен порядок распределения средств, полученных от платных услуг между сотрудниками ЛПУ. Несмотря на то, что в приказах по поликлинике упоминается отделение платных услуг, фактически документов о его организации в лечебном учреждении нет, не определен врачебный и иной персонал, занятый оказанием платных услуг, нет результатов контрольных мероприятий за 2002 год.

Плата за аренду помещений взимается в ничтожно малых суммах. Так, аптека № 122 за использование 12 кв.м. площади вносит 150,41 руб. в квартал, арендная плата для врача-стоматолога, ведущего частный прием определена в сумме 201 руб. (вместе с использованием стоматологической установки и мебели), со вторым врачом-стоматологом договор аренды вообще не заключен. Без взимания арендной платы в поликлинике хранится рентген пленка аптеки № 86 и ЧП Кирсанов

Имеют место случаи оказания платных медицинских услуг врачами в свое рабочее время.

За 8 месяцев 2002 года выполнено по платным услугам 5507 посещений, что составляет менее 2 % от всех посещений за этот же период, из них наибольший удельный вес составляют профилактические осмотры.

В ходе проверки порядка ведения бухгалтерского учета установлены многочисленные нарушения.

При проверке Родильного дома № 2 установлено, что в целом, при организации платных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством, имеются отдельные нарушения утвержденных нормативных документов.

Так, в нарушение Постановления Главы администрации Владимирской области от 30.08.2001 г. № 496 «О программе государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2002 год» платные услуги по мини-абортам женщин из района обслуживания женской консультации № 2 оказываются незаконно, подменяя собой бесплатную медицинскую помощь.

Миниаборты на платной и бесплатной основе проводятся в одних и тех же условиях, сервисных услуг, включая дополнительные виды обезболивания – нет.

Не уделяется должного внимание развитию в роддоме услуг УЗИ. Так, в прейскуранте цен заложена только одна услуга УЗИ, а у ЧП Яневского В.В. проводится УЗИ щитовидной железы, УЗИ молочной железы, акушерское исследование, абдоминальное исследование. Хотя цены у ЧП Яневского в 2 раза выше, посещаемость на 45 % больше.


Действующее (на момент проведения проверки ГЗО) в роддоме Положение об оказании платных медицинских услуг не соответствовало Типовому положению, утвержденному решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 27.05.1999 г. № 112:

  • не определен порядок расходования средств на заработанную плату непосредственному исполнителю и работникам административно-управленческого аппарата;

  • отсутствует раздел о предоставлении льгот;

  • не указан клинический минимум бесплатных медицинских услуг, в результате в прейскуранте утверждены цены на общий анализ крови крови и мочи , которые должны проводиться бесплатно;

В нарушение действующего порядка установления цен, врачом-стоматологом взимаются денежные средства за установку пломбы, однако, данная услуга не согласована с отделом цен и не отражена в прейскуранте.

Имеют место случаи оказания медработниками платных медицинских услуг в свое основное рабочее время. Не определены лица, осуществляющие контроль за оказанием платных услуг в учреждении, не проводятся регулярные проверки.

Отсутствует должный контроль руководителей за состоянием договорных отношений с арендаторами. Так, в 5 договорах на аренду отсутствуют лицензия и Распоряжение комитета по управлению имуществом, разрешающее заключить договор аренды.

Выявлен ряд нарушений ведения бухгалтерского учета.

В целом же, доля платных услуг и ДМС в родильном доме № 2 в 2001 году составила около 20 % от всех поступивших средств. За счет спецсредств приобретено новое оборудование: аппарат УЗИ «Эхотомоскоп» и компьютер «Pentium» с двумя принтерами.

В ходе проверки городской больницы № 3 серьезных нарушений Порядка предоставления платных услуг населению не выявлено. При этом специалистами ГЗО отмечено, что спектр оказываемых платных услуг недостаточно широк, в больнице не планируется введение каких либо новых методов обследования и лечения больных, отличных от других лечебных учреждений. Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимают медицинские осмотры и ультразвуковые исследования. При этом в 1 полугодии 2002 года УЗИ, оказанные на платной основе, составляют 34,2 % от всех проведенных ультразвуковых исследований, услуги функциональной диагностики – 2,2 %, лабораторных исследований – 0,004 %.

Так же имеют место отдельные нарушения ведения бухгалтерского учета средств платных медицинских услуг.


Выводы:


1.В соответствии с требованиями действующего законодательства, все ЛПУ города имеют необходимые документы на организацию ПМУ за исключением городской поликлиники № 1, которая работает по лицензии с истекшим сроком действия (в настоящее время, данное учреждение оформляет новую лицензию) и применяет прейскурант, не согласованный с отделом цен городской администрации.


2. Отсутствует единая методика составления смет доходов и расходов средств, полученных от предпринимательской деятельности. Существующее в ЛПУ города на момент проверки планирование доходов и расходов средств платных услуг, не учитывает прогнозируемые объемы муниципальных услуг и затраты на их оказание согласно утвержденным калькуляциям. В отдельных ЛПУ вообще отсутствуют расчеты-обоснования к сметам доходов и отдельным статьям расходов от оказания ПМУ.


3.В лечебных учреждениях, несмотря на наличие Рекомендаций «О порядке ценообразования на платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения г. Владимира», утвержденных приказом городского отдела здравоохранения от 03.09.96. № 172, существует различный подход к ценообразованию платных медицинских услуг, в результате чего цены в разных ЛПУ на одинаковые услуги существенно отличаются.


4. В отдельных лечебных учреждениях утвержденные действующие цены значительно меньше расчетной величины стоимости услуг, что по отдельным видам услуг не позволяют компенсировать необходимые расходы на оказание этих платных услуг.


5.Из 17 лечебно-профилактических учреждений - 8 ЛПУ оказывают медицинские услуги через систему добровольного медицинского страхования, в детской стоматологической поликлинике платные услуги оказываются только через систему ДМС и их удельный вес составляет 11,9 % в общих медицинских услугах.


6.Большинством учреждений здравоохранения платные услуги представляются населению в небольших объемах, наиболее активно оказывают ПМУ городские стоматологические поликлиники (доля ПМУ составляет от 64% до 74,7% в общем объеме медицинских услуг) и КБ «Автоприбор и Точмаш» (8,2%).


7.Типовое положение о порядке предоставления населению ПМУ на платной основе дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях г. Владимира, утвержденное решением горсовета от 27.05.99. № 112 не содержит всех требований по оказанию ПМУ, определенных Положением о порядке предоставления населению платных медицинских услуг, утвержденного Постановлением Главы администрации Владимирской области 25.09.1998 г. № 679 (в редакции Постановления Губернатора Владимирской области от 10.04.2002. №185).


8.В информации о платных услугах для граждан, в проверенных ЛПУ отсутствуют сведения о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих платные услуги. В горполиклинике №2 и детской стоматологической поликлинике отсутствует почти вся необходимая информация (кроме перечня ПМУ с указанием их стоимости).


9.В течение 2002 года администрацией КГБ СМП не заключались договоры с пациентами на предоставление платных медицинских услуг. В горполиклинике №2 применяемая форма договора требует приведения в соответствие с требованиями ГК РФ.


10. Проверкой порядка оказания ПМУ через систему ДМС установлены отдельные нарушения ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ» – отсутствует программа страхования, в договорах отсутствуют сведения о численности застрахованных. В Детской городской стоматологической поликлинике имеет место оказание медицинской помощи на платной основе посредством продажи гражданам монополисов при обращении их в лечебное учреждение.


11.Проводимая в Детской стоматологической поликлинике деятельность по добровольному медицинскому страхованию не выполняет основную цель медицинского страхования – гарантировать гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Событие рассматриваемое в качестве страхового не соответствует требованиям, изложенным в статье 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», так как не является страховым риском и не обладает признаками случайности и вероятности. Объект добровольного медицинского страхования не является страховым риском (ст.3 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»), связанным с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.


12.При проведении добровольного медицинского страхования в Детской стоматологической поликлинике проводится страхование клиентов от несчастного случая. В отделении 2 этой поликлиники, страховая премия по страхованию от несчастного случая не увеличивает стоимость медицинской услуги (стоимость за медуслугу взимается с клиента по прейскуранту с учетом страховой премии за страхование от несчастного случая), а уменьшает сумму подлежащую оплате и перечислению в поликлинику страховой компанией.

13.При условии оказания Детской стоматологической поликлиникой платных услуг без привлечения страховой компании поликлиника могла бы получить за год около 143тыс. руб. дополнительных доходов.


^ 14. При ДМС в КГБ СМП и Детской стоматологической поликлинике страховыми компаниями не проводится медико-экономическая экспертиза оказанных услуг.


15.В большинстве лечебных учреждениях г. Владимира расходование средств от предоставления платных медицинских услуг на оплату труда персонала осуществляется посредством установления среднего норматива отчислений на оплату труда (на основе калькуляции затрат на оказание конкретных видов платных услуг) от суммы полученного дохода. Оплата труда непосредственному исполнителю производится с учетом выполненных при оказании ПМУ обязанностей по нормативу, утвержденному Положением, либо Протоколом собрания трудового коллектива.


16. В детской городской стоматологической поликлинике, городской поликлинике № 1, городской поликлинике № 2 распределение денежных средств на заработанную плату не регламентировано никакими документами, так как оплата труда за оказанные населению ПМУ, сотрудникам этих ЛПУ не производится. Это является нарушением трудового законодательства, способствует компенсации произведенных трудовых затрат за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования, а так же сдерживает развитие в учреждениях платных услуг, так как у медработников нет материальной заинтересованности предоставлять качественные платные услуги населению.


17.В отдельных ЛПУ норматив отчислений от доходов, поступивших от ПМУ, на оплату труда медперсоналу утвержден без учета удельного веса расходов на оплату труда в структуре цен на ПМУ.


18.Выборочная проверка расходования средств платных медицинских услуг на медикаменты показала, что при оказании ПМУ используются медикаменты, приобретенные не только за счет средств платных услуг, но и за счет бюджетных средств , средств фонда ОМС, либо за счет личных средств граждан.


19.В Клинической городской больнице скорой медицинской помощи за период с 01.01.2002 г. по 30.10.2002 г. у старшей медицинской сестры колопроктологического отделения и главной медицинской сестры больницы отдельный учет лекарственных средств, поступающих за счет средств бюджета и за счет средств платных медицинских услуг раздельно не велся, что нарушает требования Положения о порядке предоставления населению платных медицинских услуг, утвержденного Постановлением Главы администрации Владимирской области 25.09.1998 г. № 679.


20.В КГБ СМП и Детской стоматологической поликлинике имеет место нарушение положений Устава, являющегося, в соответствии со статьей 52 Гражданского Кодекса РФ, основным документом, определяющим порядок управления деятельностью юридического лица: эти лечебные учреждения не имеют отдельного расчетного счета, централизованными бухгалтериями не составляется самостоятельный баланс ЛПУ.


21.В городской поликлинике № 2 имеют место факты не соответствия оказанных пациентам медицинских услуг (по ОМС и за отдельную плату) записям в медицинской амбулаторной карте больного.


^ 22.В некоторых отделениях городской поликлиники №2 не организован учет оказанных медицинских платных услуг, нет учета о выполненных объемах платных услуг врачами.


^ 23. В отдельных ЛПУ платные услуги оказываются населению врачами в их основное рабочее время.


24.Со стороны Детской стоматологической поликлиники отсутствует контроль за полнотой и своевременностью оплаты страховой компанией оказанных платных услуг по системе ДМС, а расходы поликлиники, связанные со страхованием клиентов не компенсируется страховой компанией.


25. Проведенные специалистами городского отдела здравоохранения, проверки порядка оказания платных медицинских услуг населению, выявили многочисленные нарушения, часть из которых не устранена и на момент подготовки Заключения КСП, что говорит о недостаточном контроле ГЗО за устранением медицинскими учреждениями выявленных нарушений.


Предложения:


Городскому отделу здравоохранения:


1.В соответствие с Положением о порядке предоставления населению платных медицинских услуг в редакции Постановления Губернатора Владимирской области от 10.04.2002. №185 подготовить изменения в Типовое положение о порядке предоставления населению медицинских услуг на платной основе дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях г. Владимира, утвержденного решением горсовета от 27.05.99. № 112.


2.Во исполнение требований ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и пунктов 2.7. и 2.8. Положения о порядке предоставления населению платных медицинских услуг в редакции Постановления Губернатора Владимирской области от 10.04.2002. №185:

  • разработать методические рекомендации по составлению лечебными учреждениями города сметы доходов и расходов средств от оказания платных медицинских услуг населению (на основе прогнозируемых объемов муниципальных услуг и нормативов затрат на их оказание);

  • внести изменения в Рекомендации о порядке ценообразования на ПМУ в учреждениях здравоохранения г. Владимира, утвержденные приказом отдела здравоохранения города Владимира от 3.09.96. №172. Для расчета себестоимости услуг использовать рекомендации Положения «О порядке и условиях предоставления медицинских услуг населению на платной основе сверх Программы обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Владимирской области», утвержденного приказом департамента здравоохранения Владимирской области от 20.12.99. №557.


3.С целью развития и расширения видов платных медицинских услуг в ЛПУ города проанализировать динамику ПМУ в муниципальных ЛПУ за последние годы, изучить существующий рынок платных медицинских услуг в городе и разработать план развития этих услуг на 2-3 года.


4. Рассмотреть вопрос о совершенствовании взаимоотношений со страховыми компаниями в части оказания ПМУ; усилить контроль за организацией платных медицинских услуг через систему ДМС с целью соблюдения требований ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ».


^ 5.Усилить ведомственный контроль за организацией и порядком оказания платных услуг в ЛПУ, за оперативным исправлением выявленных в них при проверках недостатков.


.Муниципальным учреждениям здравоохранения:


^ 1.Обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства в части составления и исполнения сметы доходов и расходов на платные медицинские услуги.


2.Обеспечить полноту и доступность информации для граждан о всех видах и формах медицинских услуг, оказываемых в ЛПУ, в том числе платных медицинских услуг а также необходимых сведений об обеспечении бесплатной медицинской помощью с указанием источников финансирования.


3.Разработать и утвердить Положение о порядке оплаты труда работников, занятых оказанием ПМУ в ЛПУ, оказывающих такие услуги, либо внести в действующее Положение изменения с учетом замечаний, отмеченных настоящим Заключением.


4.Руководителям Детской городской стоматологической поликлиники, городских поликлиник № 1 и № 2 обеспечить, в соответствии с действующим законодательство, оплату труда работникам, занятым оказанием ПМУ. Не допускать случаев утверждения цен на ПМУ ниже затрат на их оказание.


^ 5.Составление заявок на закупку лекарственных средств для проведения платных услуг проводить в соответствии с расчетом планируемых к оказанию ПМУ.


6.Ведение бухгалтерского и статистического учета платных медицинских услуг привести в соответствии с требованиями нормативных актов. Наладить отдельный бухгалтерский учет расходов на медикаменты для оказания платных медицинских услуг.

^ 7.Исключить практику применения монополисов при оказании платных медицинских услуг.


Отделу цен администрации города Владимира


Не допускать случаев согласования цен на платные медицинские услуги, не покрывающих затраты ЛПУ на их оказания.


Председатель контрольно-счетной

палаты городского Совета С. К. Князьков

1 Платные услуги оказываются по договорам с администрациями близлежащих к г. Владимиру территорий (на доставку больных в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи).

2 Городская больница № 3 (Городской кардиологический центр), КБ «Автоприбор и Точмаш», стоматологическая поликлиника № 1, родильный дом № 1.

3 Родильный дом № 2, МСЧ «Стройтрестов и ДСК», стоматологическая поликлиника № 2.

4 МСЧ ВТЗ, стоматологическая поликлиника № 3, КГБ СМП.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской
Ичалковского муниципального района (далее учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие...
Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Здравоохранение. Фармация
«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» установлен порядок регистрации юридических...
Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Распоряжение губернатора Иркутской области от 05. 12. 2005 n 514-р "об обязательном медицинском страховании

Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Наименование подпрограммы «Модернизация здравоохранения Московской области» (далее подпрограмма)

Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Решением областной
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Правилами обязательного медицинского...
Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев...
Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Месяца – инициированные Минздравсоцразвития изменения законодательства, вновь грубо нарушающие жизнь

Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Сведения о лице, с просьбой о страховании которого подано настоящее заявление

Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий

Законом РФ «О медицинском страховании граждан в рф» от 28. 06. 1991 г. №1499-1 icon Директива совета от 28 января 1991 г по условиям здоровья животных, регулирующих торговлю овцами

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы