
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Определение
1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология»
1.3. Общая характеристика ООП (бакалавриата/ специалитета)
1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения ООП
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника
2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника
^
3.1. Общекультурные (универсальные, надпредметные) компетенции выпускника
3.2. Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции выпускника
^
4.1 Календарный учебный график
4.2 Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин
4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся
^
^
7.1. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата и специалитета
7.2. Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации
8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
9. Приложения
Общие положения
1.1 Основная образовательная программа, реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» и специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.
ОПП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
^
Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее Типовое положение о вузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки (специальности) высшего (среднего) профессионального образования бакалавриат (специалитет), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от «24» декабря 2010 года, № 2057;
Приказ Минобрнауки России от 31.05.11 № 1975 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.06.2011 N 21200)
Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.09 № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;
Инструктивное письмо Минобрнауки России 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;
Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утверждена ____________________
Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет».
^
Цель (миссия) ООП
Целью ООП является развитие у студентов профессионально значимых личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология»
Целью конкретной образовательной программы является подготовка квалифицированных специалистов, способных ответить на современные вызовы общества в области охраны, профилактики и восстановления психического здоровья граждан, повышения качества жизни людей с трудностями адаптации и самореализации вследствие физического, психического, социального и духовного неблагополучия, а также их семьям, Подготовка профессионала по специальности 030401 «Клиническая психология» отвечает запросам общества на деятельность специалистов, способных решать комплексные задачи в выявлении и преодолении дезадаптивных расстройства психики и поведения человека, преодолении различного рода зависимостей, приводящих к разрушению жизни как самого человека, так и его близких. Реализация ООП позволит выпускнику решать как фундаментальные научные задачи, так и прикладные вопросы психологической диагностики, экспертизы, психологической коррекции и психотерапии в учреждениях здравоохранения, образования, исправительных и реабилитационных учреждениях, разработки и реализации психолого-педагогических и реабилитационных технологий.
Концептуальная разработка и наполнение данной ООП опирались как на международный и отечественный опыт подготовки специалистов данного профиля и научно-практическое сотрудничество с учреждениями социальной защиты, образования и здравоохранения, включая зарубежных партнеров.
^
Срок освоения ООП по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификации специалист 5,5 лет.
^
Трудоемкость освоения студентом ООП ВПО - 330 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
Таблица 1
Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП по направлению подготовки (специальности) 030401
«Клиническая психология»
^
|
Учебные циклы и разделы
|
Трудоемкость, зачетные единицы (часы)*
|
С.1
|
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
40
|
^
|
36
|
Вариативная часть
|
4
|
С.2
|
Математический и естественнонаучный цикл
|
24
|
^
|
16
|
Вариативная часть
|
8
|
С.3
|
Профессиональный цикл
|
208
|
^
|
198
|
Вариативная часть
|
10
|
С.4
|
Физическая культура
|
2
|
С.5
|
Учебная и производственная практики, супервизия, научно-исследовательская работа
|
46
|
С.6
|
Итоговая государственная аттестация
|
10
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы
|
330
|
^
При поступлении по направлению подготовки (специалист) 030401 «Клиническая психология» абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании или о среднем (полном) общем образовании.
^
Область профессиональной деятельности специалистов включает: исследовательскую и практическую деятельность в сфере клинической психологии, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и психологической помощи гражданам в учреждениях здравоохранения, образования и социальной помощи населению, общественных и хозяйственных организациях, административных и правоохранительных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а так же в сфере частной практики – предоставление психологических услуг или продукции физическим лицам и организациям.
^
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы и процессы охраны, профилактики и восстановления здоровья;
распространение информации и формирование знаний о психологических факторах психического здоровья и здоровом образе жизни;
изучение психологических факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний;
изучение психологических факторов формирования поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья;
выявление лиц с повышенным риском развития заболеваний, психологической и социальной дезадаптации;
психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам коррекции, развития и адаптации личности;
психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;
психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.
^
Специалист по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
психодиагностическая;
консультативная и психотерапевтическая (психологическое вмешательство);
экспертная;
преподавательская;
психолого-просветительская;
организационно-управленческая;
проектно-инновационная.
^
Специалист по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем и профилем подготовки:
научно-исследовательская деятельность:
реализация основных процедур теоретического анализа проблем, связанных с дезадаптацией человека, с функционированием людей с ограниченными возможностями, с расстройствами психики при различных заболеваниях;
обзор и анализ существующей психологической литературы по вопросам концептуализации методологии психодиагностической и консультативной (коррекционной и психотерапевтической) деятельности;
формирование конкретных гипотез, целей и задач психологического исследований;
выбор методов исследования, соответствующих поставленной проблеме;
планирование научного исследования;
разработка дизайна исследования, оценка его соответствия современным требованиям, целям исследования и этико-деонтологическим нормам;
разработка новых и адаптация существующих методов психологического исследований (в том числе, с использованием новых информационных технологий);
самостоятельное проведение исследования;
выбор и применение номотетических и идеографических методов обработки и анализа психологических данных, моделей интерпретации полученных результатов, подготовка заключений и рекомендаций;
проведение научной экспертизы (экспертная оценка актуальных и потенциальных исследовательских проектов),
письменное, «устное» и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;
организация и участие в научных и профессиональных собраниях и конференциях.
Психодиагностическая деятельность (применение на практике психологических и связанных с ними методов, концепций, теорий, моделей и знаний)
эффективное взаимодействие с пациентом (или клиентом), медицинским персоналом и заказчиком услуг с учетом клинико-психологических, социально-психологических и этико-деонтологических аспектов взаимодействия;
выявление и анализ информации о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического (биографического) метода и др. клинико-психологических методов;
определение целей, задач и программы (выбор методов и последовательности их применения) психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования;
составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций с учетом современных представлений о системном характере психики человека в норме и патологии;
предоставление обратной связи: обеспечение пациента (клиента), медицинского персонала и других заказчиков услуг информацией о результатах диагностики с учетом потребностей и индивидуальных особенностей пользователя психологического заключения.
Консультативная и психотерапевтическая (психологическое вмешательство) деятельность (применение на практике психологических методов, концепций, теорий, моделей и знаний)
определение целей, задач и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
разработка программы (определение конкретных методов и последовательности их применения) психологического вмешательства в соответствии с нозологическими, синдромальными и индивидуально-психологическими характеристиками пациентов (клиентов) и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;
проведение психологического вмешательства с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;
оценка эффективности психологического вмешательства;
консультирование медицинского персонала, работников социальных служб, педагогов, руководителей и пр. по вопросам взаимодействия с людьми для создания «терапевтической» среды и оптимального психологического климата;
психологическое консультирование населения с целью выявления индивидуально-психологических и социально-психологических факторов риска дезадаптации, первичной и вторичной профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств;
Экспертная деятельность
постановка целей и задач психологического исследования в рамках различных видов экспертизы совместно с заказчиком;
выбор методов психологического исследования, адекватных задачам конкретного вида экспертизы;
проведение психологического исследования в рамках судебной психиатрической (в том числе, комплексной судебно-психолого-психиатрической), военной, медико-социальной и медико-психолого-педагогической экспертизы;
составление экспертного психологического заключения;
предоставление обратной связи: обеспечение заказчика
информацией о результатах экспертного психологического исследования.
Преподавательская деятельность:
разработка целей, стратегии и плана обучения;
определение содержания обучения, выбор и использование различных обучающих (в том числе, современных компьютерных) технологий;
разработка различных материалов для повышения эффективности обучающего процесса (например, написание учебников, создание инструментария, обучающих моделей);
проведение обучения в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные методы обучения);
организация самостоятельной работы и консультирование субъектов образовательного процесса;
разработка критериев и оценка результатов обучения;
оценка и совершенствование программ обучения и развития.
Психолого-просветительская деятельность (распространение психологических знаний, принципов, методов и стандартов):
стимулирование интереса к психологическим знаниям и практике;
распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;
формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром;
подготовка и презентация программ здоровья для общественных и государственных организаций (например, программы профилактики курения, программы для родителей, просветительские программы о психологических услугах в области здоровья);
подготовка и презентация программ раннего психологического вмешательства для групп риска (например, профилактика наркозависимости, СПИДа, школьного насилия);
подготовка, презентация, координация и оценка обучающих психологических программ, семинаров и мастер - классов для различных групп (например, для персонала в образовательных и юридических системах, в коммерческих организациях, для медицинских работников);
проведение экспертизы и оказание консультативных психологических услуг федеральным, региональным органам и советам (например, органам здравоохранения, правоохранительным органам) и другим организациям, участвующим в общественной жизни;
распространение психологических знаний и повышение их ценности в массовом сознании с помощью СМИ (например, интервью и статьи в прессе, выступления по радио и телевидению);
создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессиональных стандартов (включая Этический кодекс) для организаций и частных практиков, работающих в области психологических услуг.
Организационно- управленческая деятельность:
управление психологической (диагностической и консультативной) деятельностью для эффективного удовлетворения потребностей клиента, создание здоровой, безопасной и продуктивной рабочей среды, обеспечение соответствия психологических продуктов и услуг стандартам качества;
управление исполнением (распределение работы, согласование целей и рабочих планов с коллективом и отдельными сотрудниками, оценка работы рабочей группы и отдельных сотрудников и предоставление обратной связи);
развитие продуктивных рабочих взаимоотношений с коллегами –психологами, другими специалистами и руководителями (например, с работниками здравоохранения, административным персоналом, общественными организациями и другими структурами);
профессиональное и личностное развитие сотрудников и команд для повышения эффективности работы;
планирование и подготовка проектов;
координация реализации проектов;
оценка процесса планирования и реализации проекта;
координация и поддержка программ развития человеческих ресурсов.
Проектно-инновационная деятельность:
Проведение клиноко-психологических исследований в различных областях клинической психологии;
Выбор и применение клинико-психологических технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в различных областях профессиональной практики;
Методическая и профессиональная готовность к работе над междисциплинарными проектами.
|