|
Скачать 2.54 Mb.
|
Оглавление Пояснительная записка 25 Актуальность 25 Краткая характеристика процесса обучения 26 Условия реализации программы. 29 Учебно-тематический план 29 План 29 Количество часов 29 Поделки из природного материала 29 Поделки из бумаги и картона 30 Регулятивные действия. 58 Основные требования к уровню развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы: 89 8.ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. 137 8.1.Информационная карта программы. 137 Модель школы, содействующей укреплению здоровья 146 Выделение помещение для кабинета диагностики (ремонт) 152 Оборудование для кабинета диагностики 152 8.10.ЛИТЕРАТУРА 152 1.Программа «Здоровье», д.м.н. Касаткина В.П. Вестник образования № 12 2001 152 2.Комплексная программа «Здоровье» Марочкина М.А. Пашковская Е.П. Фестиваль педагогический идей «Первое сентября» 2006 153 3.Учебно – методическое пособиедля учителей 1-11 классы «Здоровье»под ред. В.Н.Касаткина и Л.А. Щеплягиной. Дрофа, 2003 г. 153 4. «Деятельность медицинскойслужбыв школе, содействующейздоровью» - под ред. А.Г.Румянцева. Дрофа, 2004 г. 153 5.«Организационные шаги посозданиюшколы, содействующейздоровью». Авторы:В.Н.Касаткин, С.М.Чечельницкая, Е.Л.Рачевский. Дрофа, 2003 г. 153 6.«Предупреждениеупотребленияалкоголяи наркотиков в школе».Авторы: Касаткин В.Н.,Дрофа, 2002 г. 153 7.«Программапрофилактикикуренияв школе». Авторы: Касаткин В.Н., Дрофа, 2005 г., Дрофа 2006 153 8.«Предупреждение насилия в школе».Авторы: Касаткин В.Н., Дрофа 2006 153 9.Комплексная программа «Здоровье в общеобразовательной школе» А. Маркова Директор школы № 8 2007 г. 153 ^ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения - Воткинской средней общеобразовательной школы № 1 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и согласована с общественным Советом школы. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность; развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Основная цель (миссия) нашей школы– способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей поликультурной личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях непредсказуемо изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Культурная миссия школы №1реализуется в следующих направлениях: - школа как культурная система ценностей, глубоко связанная с культурными традициями края, "месторазвития", Родины; - школа как открытая культурная система с одной стороны, постоянно вбирающая в себя ценности современного мира, взаимодействующая с ним, с другой стороны — содействующая культурному развитию социума; - школа как культурная среда развития личности, представленная многообразием личностно-ориентированных субкультур; - школа как поликультурное пространство развития; - школа как локальная неповторимая культура (дух школы, особая духовная атмосфера), школьная культура как очаг, поддерживающий живой огонь высоких культурных и нравственных устремлений. Образование выступает важнейшим средством самореализации человекакак субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развить человеческий капитал – способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач, что, в свою очередь, является условием признания такой деятельности успешной и заслуживающей высокого морального и материального поощрения. Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и внеучебной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его творческих способностей есть абсолютный критерий качества образования. Ключевым документом, определяющим как организационно-управленческую, так и содержательно-деятельностную составляющие этой миссии для нашего образовательного учреждения, выступает образовательная программа. Она позволяет соподчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеучебную деятельность достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе. Мы определяем образовательную программу нашего образовательного учреждения как свободную форму гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Поэтому при формировании основных направлений вариативной части учебного плана школы планируется изучение образовательных потребностей обучающихся и их родителей. Образовательная программа демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения программы и анализ ее результативности дают объективную и прозрачную критериальную основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и внеучебные достижения детей и одновременно выступают как концептуальная и фактологическая база публичного доклада директора школы перед социумом-заказчиком. Эти обстоятельства предопределяют наличие работоспособного, компетентного и ответственного Совета школы, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социальной (социокультурной) эффективности. ^ по ступеням образования
Образовательная программа опирается на возрастные возможности школьников, содержит перечень основных видов деятельности обучающихся и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса. ^ Младший школьный возраст - это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности - не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важным моментом для психического развития. На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника - он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной деятельности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. ^
^
^
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка: 1.Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. 2.Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. 3.Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати в школьной газете «Простые истины», конкурсов, фестивалей и т. д.) 4.Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. ^ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МОУ СОШ №1, к концу начального этапа образования. В данном разделе программы описывается состав каждой группы универсальных учебных действий, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них. При этом отдельно, в силу значимости, вынесены метапредметные результаты обучения чтению и работе с текстом. Предметные умения, формируемые в рамках каждой учебной дисциплины, а также состав универсальных учебных действий, преломлённых через её содержание, представлены в разделе 5 данной программы. (В предметных программах раздел «Чтение. Работа с текстом» отдельно не выделяется – действия, подлежащие формированию, включены в состав познавательных УУД.) ^ Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:
У выпускника могут быть сформированы:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
^ Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
^ (метапредметные результаты) Выпускник начальных классов научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации. С точки зрения поиска, освоения и использования информации выпускник научится:
Ученик получит возможность научиться:
^ . Учебный план школы составлен на основании следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.01 №196; Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.04г. №1089; Федеральный Базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.02.04г. №1312); Приказ МО РФ «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.02 №2783; Методическое письмо МО РФ от 01.06.01 №22-06-770 «О соблюдении законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в ОУ»; Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2 2821-10, утвержденные Главным санитарным врачом РФ 04.08.99; Приказ МОиН РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.» Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. № 30-51-433/16); учебных программ по всем предметам федерального компонента, разработанных на основе обязательного минимума содержания начального общего образования, временных требований к обязательному минимуму содержания общего среднего образования и рекомендованных для использования МО РФ (год издания не ранее 1999). Продолжительность учебного года: 1класс 33 учебные недели 2-8, 10, 11класс 34 учебные недели Режим работы: шестидневная рабочая неделя. Продолжительность урока: 35 минут 1 класс; 45 минут 2-11 класс. Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели, стоящие перед школой - овладение выпускниками фундаментальными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможность адаптации в современных социальных реалиях и продолжения образования; свободное, гармоничное развитие личности, способной и готовой к интеллектуальному и творческому труду. В учебном плане обозначены объемы базовой, обязательной и максимальной нагрузки на ученика. Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность адаптации в современных социальных реалиях и продолжения образования. Учебный план обеспечивает условия для реализации требований, предъявляемых к обязательному минимуму содержания образования по всем предметам федерального компонента. Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой. Учебный план традиционен в рамках базового компонента. Вариативную часть учебного плана составляет компонент образовательного учреждения, который реализуется за счет времени на освоение предметов инвариантной части («русский язык», «математика», «алгебра», «информатика и ИКТ», «литературное чтение», «основы безопасности жизнедеятельности»), а также за счет введения новых курсов (Приложения). Школьный компонент отражает цели школы: через увеличение количества часов на изучение общеобразовательных предметов обеспечить фундаментальное усвоение базового компонента и совершенствование общеучебных умений и навыков. Национально – региональный компонент представлен такими курсами как: «удмуртский язык», «удмуртская литература», «краеведение», «родное слово», «виртуальная Удмуртия», «туристические тропы Удмуртии», «музейное дело», «декоративно – прикладное искусство удмуртского народа», «риторика», «моя будущая профессия». Основные задачи реализации содержания предметных областей: ^ включает три учебных предмета: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», при этом собственно предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» предшествует курс «Обучение грамоте». Единая цель всех филологических дисциплин на начальном этапе общего образования состоит в том, чтобы, во-первых, открыть ребёнку язык, слово, книг как предмет наблюдения, изучения и практического использования; помочь осознать себя носителем конкретного языка, получить представление о многообразии языков и возможности с помощью слова передавать и получать разнообразную информацию, а во-вторых, формировать или совершенствовать способность младшего школьника пользоваться словом как средством общения применительно ко всем четырём видам речевой деятельности. ^ реализуется предметом «Математика». Основные задачи курса: развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. (ФГОС, с.19). В процессе усвоения математического содержания ученики овладевают обобщёнными видами деятельности: анализировать, сравнивать классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические фигуры); описывать ситуации, используя числа, величины, арифметические действия); моделировать математические отношения; планировать решение задачи; объяснять(пояснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ математических объектов, выделять их существенные и несущественные признаки. ^ реализуется средствами предмета «Окружающий мир». Его содержание носит интегративный характер, объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями, формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся, нравственно-этические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Важнейшей составляющей курса является воспитание духовно-нравственной личности, понимающей, принимающей и действующей согласно нравственным ценностям, принятым в обществе, ценящей опыт предшествующих поколений, желающей беречь культурное и историческое наследие предков. Личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих. В процессе изучения окружающего мира учащиеся овладевают системой элементарных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, осваивают разные методы познания мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация, что способствует успешному продолжению учения в основной школе. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности, работы с разными источниками информации у младших школьников формируются не только предметные знания и умения, но и разные виды универсальных, учебных действий, коммуникативных, регулятивных, познавательных. ^ Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. ^ включает две дисциплины: «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основные задачи:
В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и интуиция. Знакомство с лучшими произведениями музыкального и изобразительного искусства, проникнутыми любовью к Родине, красоте родной природы, народным традициям, духовным богатствам культуры ее народов, создаст условия для развития нравственных и эстетических чувств учащихся, основ их музыкальной и художественной культуры, гармоничного и оптимистичного восприятия мира. ^ ». Основная цель его изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Организация ВУД в рамках программы ОУ ( с выделением часов на ВУД в учебном плане) через ГПД- 0,25 ставки. Вся организация ВУД проходит через части, формируемы из внутренних ресурсов ОУ и организованной на базе ОУ с привлечением специалистов учреждения дополнительного образования (ЭБЦ)
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 330 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю). Программа состоит из 10 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач. ^
^
Игровая деятельность Кружок «Чемпион» Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Задачи направлены на:
^ Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры. Дети научатся играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели; знать:
уметь:
^
^ формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них. Задачи:
^ Для реализации этого вида деятельности используется УМК «Разговор о правильном питании» авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой. Программа ориентирована на детей 6 – 8 лет (младших школьников). Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:
В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах. ^
^ |