Вопросы по курсу «Клиническая психология»
РосНоУ (дневное отделение)
Предмет и задачи клинической психологии. Основные дисциплины, составляющие клиническую психологию (патопсихология, нейропсихология, психосоматика) и их взаимосвязи.
Понятие о регистр-синдромах, соотношение с психопатологическими синдромами (И.А.Кудрявцев, А.В. Снежневский).
Патопсихология нарушенного восприятия. Дифференциальная диагностика иллюзий и галлюцинаций. Методы диагностики готовности к галлюцинированию.
Ведущие патогенетические факторы психосоматических расстройств.
Патопсихологический анализ расстройств памяти. Классификация амнезий.
Систематика психосоматических расстройств.
Основные виды обманов памяти (парамнезий), их клинико-психологическая характеристика. Методы патопсихологического исследования памяти.
Типы психосоматических расстройств (болевой синдром, конверсионные расстройства и т.д.).
Классификация нарушений мышления (Б.В. Зейгарник). Патопсихологический анализ нарушений критичности мышления (А.Н. Бернштейн, K. Goldstein, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.М. Блейхер и др.).
Понятие о психосоматическом заболевании, взаимосвязь соматических и психических процессов.
Виды нарушения темпа мышления, патопсихологическая характеристика.
Психосоматический подход к типологии личности на примере типологии Э.Кречмера.
Особенности аутистического мышления. Методы патопсихологической диагностики.
Психосоматический подход к типологии личности на примере типологии У.Шелдона.
Патопсихологическая характеристика вязкого мышления и резонерства.
Аффект (определение). Клинико-психологическая характеристика дисфорий и патологического аффекта.
Патопсихологическая характеристика сверхценных и навязчивых идей. Классификация.
Систематика психосоматических расстройств по возрастному признаку.
Классификация и патопсихологическая характеристика бредовых идей. Дифференциальная диагностика.
Методы выявления детей, подверженных риску психосоматических расстройств.
Патопсихологическая классификация нарушений речи.
Понятие о внутренней картине болезни. Типы личностных реакций на соматическое заболевание.
Агностические расстройства, классификация и клинико-психологическая характеристика.
Психосоматические отношения при бронхиальной астме у детей и взрослых.
Патопсихологическая характеристика нарушений эмоциональной сферы. Эйфория и депрессивные состояния. Методы патопсихологической диагностики.
Психосоматические отношения при поллинозе и пищевой аллергии у детей и взрослых.
Патопсихологическая характеристика нарушений волевой сферы. Классификация парабулий. Нозологические формы, при которых имеются нарушения влечений.
Психосоматические отношения при нейродермите у детей и взрослых.
Синдром двигательно-волевых нарушений (кататонический синдром).
Психосоматические отношения при вегетососудистых дистониях и нарушениях ритма сердца у детей и взрослых.
Синдромы расстроенного сознания. Диагностические критерии. Классификация.
Психосоматические отношения при язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки у детей и взрослых.
Функции сознания и диагностические признаки расстроенного сознания.
Общие принципы профилактики психосоматических расстройств (по-
нятие о первичной и вторичной профилактике).
Синдромы непароксизмального выключения сознания и их дифференциальная диагностика.
Роль психолога в профилактике и лечении психосоматических расстройств.
Психопатологические синдромы. Классификация по степени тяжести. Понятие о позитивных (продуктивных) и негативных (дефицитарных) синдромах.
Принцип динамической локализации функций мозга (по И.П.Павлову и А.А.Ухтомскому).
Принцип структурно-функциональной организации мозга (по А.Р.Лурия).
Синдромы пароксизмального помрачения и выключения сознания, клинико-психологическая характеристика.
Межполушарная асимметрия в мозговой организации высших психических функций.
Характеристика типов взаимоотношений психики и вегетатики, виды защитных вегетативных реакций.
Патопсихологическая характеристика онейроидного и делириозного синдромов (непароксизмального помрачения сознания).
Определения «здоровья» и «болезни», критерии психической нормы.
Проблема соматизации нервно-психических расстройств и соматогенные нервно-психические расстройства.
Понятие о подростковых психопатологические синдромах (метафизическая интоксикация, транзиторные сексуальные девиации и т.п.).
Структура клинической психологии с позиций западных исследователей. Понятие о психологической интервенции, психосоциальном здравоохранении. Внутриличностные и межличностные расстройства, их соотношение (М. Перре, У. Бауман, Bastine).
Модель болезни в психиатрии, психоанализе, психологии (св. Тереза, Гризингер, Фрейд, Мюнстерберг, Скиннер и др.).
Клинико-психологическая характеристика олигофренического и диссоциативного (шизофренического) симптомокомплексов.
Патопсихологический эксперимент. Принципы организации.
Клинико-психологическая характеристика личностно-аномального (психопатического) и органического симптомокомплексов.
Роль стресса в возникновении психосоматических расстройств. Классификация стрессогенных факторов по степени выраженности.
|