|
Скачать 0.59 Mb.
|
М![]() Мышление - процесс рационального познания объективной деятельности с помощью понятий, суждений и умозаключений. - целенаправленная система символов и ассоциаций, возникающих в процессе выполнения задачи и приводящее к выработке правильного решения. К любой задаче мышления должно быть эмоциональное отношение (эмоциональная направленность мышления). Направляющей силой мышления - являются эмоции. Автономный (изолированный) режим существования мышления и эмоций существует лишь при Sch происходит отщепление эмоций от мышления + «отлетает» произвольная деятельность. Понятие (понятийное мышление) - это обобщенное познание предметов и явлений с помощью установления связей и отношений между другими предметами и явлениями, между отдельными свойствами предметов и явлений на основе реальных посылок. Включает в себя: обозначение предмета, определение функциональных свойств и назначения предмета. Понятия могут быть конкретными (предметными), обобщенными, абстрактными и образными (наглядными).Понятие определяется с помощью признаков: - признак рода - обобщенный, позволяющий отнести предмет или явление к определенной категории (Пример: sch группа эндогенных психическое заболевание); - признак вида - выделение существенных свойств данного явления (Пример: sch прогредиентность, дефект, синдромотаксис и т.д.). Суждение - возникает вследствие оперирования понятиями с установлением связи между ними. Это утверждение какого-либо понятия по отношению к чему-либо и к кому-либо (Пример: sch - конкретный больной) - ^ - это утверждение какого-либо понятия; - Объект суждения - это то, к чему (кому) это относится. Обобщение суждений лежит в основе умозаключений (состоит из нескольких суждений). Виды: - индуктивные - от простого к сложному (сложный вывод основывается на простых фактах, суждениях); - дедуктивные - от сложного к простому (вывод делается на основе общих суждений) Ассоциация - основа (единица) мышления, которая возникает в процессе условно-рефлекторной (условно-безусловной, условно-условной) речевой, временной связи. Сочетание ассоциаций и связи между ними - это содержание мышления Свойства мышления: 1) непрерывность; 2) осознаваемость и неосознаваемость; 3) скорость протекания мыслительных процессов - количество ассоциаций за единицу времени; 4) подвижность и/или гибкость - способность найти нужную ассоциацию в быстро меняющихся условиях; 5) полнота мышления (объем) - обеспечивается широтой и глубиной, от которой зависит критичность; 6) логичность мышления - способность строить суждения из умозаключения, согласно законам логики (с учетом внутренней закономерности); 7) доказательность - способность доказывать и обосновывать суждения, умозаключения и принятое суждение. Принятие решения - этап волевого акта, после наступает деятельность; 8) последовательность (координированность) - подчинение внутренней целесообразности; 9) связность мышления - способность установления логических связей в последовательной цепи ассоциаций; 10) целенаправленность - направление мышления, сохранение в течение необходимого времени подчиненности направления ассоциативного процесса, определенной задаче. В патологиях это триединство может нарушаться в разных соотношениях; 11) речь - это внешнее выражение мышления, т.е. свойством мышления является грамматическая стройность – внутреннее или внешнее выражение ассоциативного процесса в определенной форме, согласно законам филологии соответствующего языка; 12) критичность мышления - умение адекватно оценивать результаты собственной ассоциативной, мыслительной деятельности; 13) продуктивность - способность полно, разнообразно, адекватно отражать объективный мир и связи между объектами и предметами объективной реальности. ^
Качество мышления - обеспечивается степенью развитости основных мыслительных операций. Мыслительные операции: 1) анализ - разложение "целого" объекта или явления на составные части, признаки; 2) синтез - соединение в "целое" различных элементов, свойств и признаков; 3) индукция - вычленение отд. элементов из сложного объекта, т.е. слож. вывод делается на основе частных, простых; 4) дедукция - частный вывод делается на основе общих суждений; 5) абстракция - процесс отвлечения от частных явлений и понятий; 6) конкретизация - оперирование конкретными понятиями в буквальном смысле в одном измерении, без понимания нюансов и разнообразия их значения; 7) обобщение - сведение частных понятий в более общие, наиболее общие понятия называются категориями; 8) ограничение - образование частных понятий из обобщенных; 9) деление - операция, которая раскрывает объем понятия ( перечень признаков, позволяющих разбить признак рода на признаки вида); 10) классификация - образование категорий по существенному признаку с общим значением. Типы мышления - определяются различными сочетаниями свойств и качества мышления. ^ (конкретное) - отражение связей между предметами и явлениями, непосредственно включенных в практическую деятельность человека, для решения конкретных задач. ^ (визуализированные представления) - оперирование образами предметов и явлений, которые в прошлом включались в деятельность (обобщающие возможности не высоки). ^ (теоретическое) - оперирование абстрактными понятиями, установление закономерностей, причинно-следственных связей на основании "теоретических" построений. ^ 1) творческое мышление - умение (талант) пользоваться механизмами мышления и материалом мышления (знания); 2) примитивное мышление - преобладание конкретных установок с невысоким уровнем мыслительных операций + небогатый запас знаний и представлений; 3) инфантильное мышление - проявляется у взрослых людей (оно характерно для детского возраста). Незрелость за счет опаздывания в развитии. Небольшая глубина суждений и умозаключений, недостаточная обоснованность и поспешность выводов, преобладание конкретного типа мышления + общая примитивность суждений; 4) архаическое мышление - разновидность примитивного. Оперирование устаревшими понятиями и представлениями, которые были свойственны людям на давних этапах развития и нередко связанными с древними мифами, легендами, предрассудками, догмами. Идет в разрез с прогрессом нации - "средневековое мышление" (мысли о колдовстве, порче, сглазе и т.п.). Трудно от DDS от бреда подобного содержания ( необходимо узнать, что человек из себя представляет); 5 ^ 1. Ясное представление или мышление (учитывает эмоциональную и волевую сферу). 2. Возникновение ассоциативных группировок в процессе выбора из множества имеющихся знаний и представлений. 3. Использование материалов мышления (запас знаний) для конкретной цели или задачи. ) магическое мышление - разновидность архаического. Фантазии и суеверные представления о действии сверхъестественных и магических сил; 6) религиозное мышление - это система понятий, суждений и умозаключений, основанная на богословских учениях и религиозных представлениях; 7) философское мышление - разновидность абстрактно-логического, основанная на философских концепциях и оперировании абстрактно-логическими понятиями; 8) механическое мышление - оперирует ассоциациями по сходству, созвучию, с B-2 ложности в пространстве и времени (коррелирует с механической памятью); 9) профессиональное мышление - особый склад мыслительной деятельности у лиц профессионально занимающихся какой -либо областью знания. ^ Динамические нарушения ассоциативного процесса. I Нарушение темпа II Нарушение подвижности III Нарушение целенаправленности I Нарушение темпа Ускорение ассоциативного процесса - на образование каждой ассоциации требуется значительно меньше времени, в связи с чем, за каждую единицу времени возникает большее число ассоциаций, чем это требовалось бы для нормального мышления. Для сформирования "полноценных" ассоциаций требуется время - обеспечивается должная глубина, логические связи, правильность выводов и т.д. Если это время сокращается, то ассоциации отличаются поверхностностью, случайностью, но сохраняется логическая связь между собой (неглубокая). Поверхностные, не достаточно продуманные выводы – поверхностное мышление. Оно характеризуется: облегченностью образования ассоциативных связей, обилием ассоциаций, их богатством, за счет привлечения других (по созвучию), т.е. не по внутренней логике развития событий. Резюме: Ослабление тормозного процесса. Ускорение мышления всегда поверхностно, но не наоборот. Страдает внимание – резко выражена отвлеченность, выводы поспешны, зачастую ошибочны, но не нелепы. ^ Облегченность ассоциирования применяется в рифмах, в ассоциациях по внешнему сходству, созвучию, смежности. Речь: речевой напор (быстроговорение, многословие, труднопрерываемость), логорея может быть с когерентностью (логичная ускоренная речь по Каплану). Клиника: • классический маниакальный Sd (в рамках МДП, sch) • в состоянии алкогольного опьянения • астено-гипоманиакальные состояния соматогенной этиологии. Ментизм (мантизм) – нарушение темпа ассоциаций – не всегда связан с ускорением ассоциативного процесса. Может быть ускорение ассоциаций вплоть до неуправляемого потока мыслей. ^ К проявлениям ментизма можно отнести аутохтонные мысли – это может быть 1 мысль, которая всплывает в сознании без связи с предыдущими. Мышление: насильственное. Речь: речевой напор, насильственное говорение, признаки инкогерентности. Клиника: в рамках sch; идеаторный вариант психомоторного автоматизма Sd Кандинского-Клерамбо. ^ В сознании длительное врем присутствует одно или несколько представлений, в связи с чем затруднено быстрое установление ассоциативных связей. Присутствует элемент собственной психической деятельности. Субъективная оценка: отупение, поглупение, ухудшение памяти Заторможенность мышления (брадифрения) Речь: замедленная и называется брадифазия (крайняя ст. – олигофазия) Клиника: Депрессивные состояния (эм. регулятор), м.б. в рамках МДП Астенические состояния (истощение психических ресурсов) Органические заболевания ГМ: эпилепсия, олигофрения. B-3 Моноидеизм – крайняя степень заторможенности мышления. Клиника: • Депрессивные состояния (тяжелые, ступорозные формы) – корреляция м/у двигательной и психической сферами • Истерические депрессии ^ Это внезапный, непроизвольный обрыв мыслей, который расценивается как патологическое явление. Больные говорят: «закупорка, блокировка мыслей» В основе – парадоксальный патологический процесс. Клиника: • Психические автоматизмы Мышление насильственное ^ «Полет» мыслей (по Каплану) – быстрая, непрерывная вербализация, со сдвигом с одного на другую, тенденция к логическим построениям. Богатая образность мыслей – игра ума. В рамках: маниакального Sd, у здоровых людей Мышление: ускоренное, высокоподвижное Речь: ускоренная Ограничение подвижности ассоциативного процесса: Обстоятельность – замедленное образование новых ассоциаций за счет длительного доминирования предыдущих ассоциаций. Вследствие патологического торможения. Затруднение или невозможность выделение главного и второстепенного. Вязкость - «утопание» в деталях невозможность оторваться от деталей. Детализация – увлечение деталями в ущерб единому и целостному содержанию. Мышление – тугоподвижное (ригидное, обстоятельное, вязкое, детализированное) Речь: медленная, детализированная, вязкая. B-4 III Нарушение целенаправленности Целенаправленность обеспечивает выполнение кокой либо мыслительной задачи, которая в свою очередь определяется мотивом. Т.о. при нарушении мотива (или мотивационного компонента) происходит нарушение целенаправленности качественные нарушения мышления. В основе - факторы влияющие на нарушение мотивации: • Скорость протекания психических процессов (чрезмерная) сверхпродукция ассоциаций. • ^ Скачкообразное течение ассоциаций Бессвязное течение ассоциаций Грамматическая разорванность Неологизмы Парафазии Эхопалия Стереотипии Персеверации Мимо-ответы Паралогии Вербигерации Без нарушения граммат. строя Соскальзывания Расплывчатость Разноплановость Логическая разорванность Витиеватость Резонерство Нарушение связности ассоциативных процессов вследствие помраченного сознания (нет восприятия объективной реальности) • Эмоциональная сфера ----- С нарушением грамматического строя Скачкообразное течение ассоциаций – чрезмерное ускорение ассоциативного процесса (переход количества в качество c потерей смысла) Fuga idearum – скорость ассоциаций достигает такой выраженности, что пропуски между отдельными ассоциациями не могут быть заполнены какими либо дополнениями. Слабость, поверхностность мышления при «скачке идей» выражается в нарушении выбора необходимого материала для последовательного течения мыслительного процесса при наличии быстрой смены цели мышления. Основным расстройством - при скачке идей является, по Липману, ослабление внимания, выражающееся в его отвлекаемости. Это ведет к нарушению связи представлений (Вернике, Крепелин), к неумению "удерживать главную ассоциацию" (Вернике), к нарушению целенаправленности мышления (Крепелин,А.А.Перельман). Невозможно по речи больного составить последовательный рассказ, например: (А.А.Перельман "Очерки расстройства мышления") - на вопрос о здоровье маниакальный больной отвечает: "Я много раз бывал в амбулаториях... я верю врачам... у вас красивый галстук... я тоже носил белые воротнички... мне нужно переменить сорочку... как часто у вас в больнице стирают белье?... у меня тоже есть очки... видит глаз, да зуб неймет... мне нужно полечить зубы, пошлите к зубному врачу". Тип мышления – апрозектическая (маниакальная) бессвязность. Речь – апрозектическая (бессвязная) Дополнительный специфический признак – маниакальный аффект. Виды «скачки идей»: 1. Мысленная скачка идей: а) богатая образами (живость и большое количество представлений, обилие острот, отвлекаемость, повышенная потребность общения с окружающими). Характерна для маниакального состояния; б) бедная образами (течение мыслей вихревое, но представлений возникает мало. Ассоциации больше по созвучию. Нарушение соотношения между речевым "натиском" и бедностью образов. Характерна для маниакальных состояний при МДП и шизофрении); 2. "^ " - "вихревой наплыв мыслей" по Перельману, близка к ментизму. Наплыв мыслей при затрудненной речевой формулировке их, "вихревая заторможенность мышления", согласно формулировке К.Шредера. Этот вихревой наплыв мыслей носит субъективно тягостный, насильственный характер. Встречается при маниакальном ступоре, МДП и начальных стадиях шизофрении. 3. ^ - высшая степень скачки идей со сверхпродукцией представлений и невозможностью отклонить ни одно из них (на высоте маниакального возбуждения в состоянии "маниакального неистовства"). B-5 Пример (А.А.Перельман "О.Р.М."): "лошадь... крестьянин... дайте приют двум детям ... полк... армия... здесь... люэс... нужны ванны... пишите... делайте дело... умения крепитания суставов... посмотрите... воспаление легких... уедем в америку... увидим атлантиду... дайте папиросу... две... покажи... карман... обыск... слова... оратор... Александр... значит бесстрашный... моя дочка Муся... и др.". ^ В основе лежит ослабление тормозного процесса с усилением возбудительного процесса и его иррадиацией в областях коры головного мозга, связанных со 2-ой сигнальной системой (А.А.Перельман). По И.П.Павлову - при ослаблении торможения отсутствует необходимая дифференцировка, благодаря чему, "что близко лежит, не различается, сливается, сменяется одно другим". При гипоманиакальных состояниях кроме ослабления активного (условного) торможения, обнаруживается и недостаточность запредельного торможения, представляющего собой один из видов пассивного (безусловного) торможения. При умеренных степенях маниакальной фазы новые ассоциации возникают стремительно, а активные тормоза - с трудом. При значительно выраженных маниакальных состояниях наблюдается появление чрезмерного запредельного торможения во 2-ой сигнальной системе, что выражается в резком замедлении и снижении качества словесных ассоциаций наряду с растормаживанием яркой аффективной пантомимики. Т.о. патофизиологической основой маниакальных состояний со скачкой идей является корковая иррадиация раздражительного процесса с его инертностью. При этом возможно появление отрицательной индукции во 2-ой сигнальной системе, ведущее к качественному снижению мышления при скачке идей. ^ (инкогеренция) Возникает у больных с аментивным помрачением сознания вследствие распада целостного восприятия окружающей действительности (дезинтеграция) с нарушением понятийной оценки событий т.к. в самом понятии должны присутствовать связи. При аменции – макс. выражена астения нет Е для образования связей. Тип мышления: инкогерентный 1 ![]() 2.Адинамическая спутанность (как бы этапы собственно инкогеренции) 3.Аментивная Астенический этап возникает на начальных этапах развития аменции. Характерно: • Нерезко выраженная бессвязность, иногда возможны короткие предложения, внутри которых, прослеживается грамматическая связь, но за счет нарастания (ухудшения) состояния, эта связность будет все меньше и меньше • Обязательно должна быть истощаемость на первые вопросы возможны правильные ответы, затем повторение вопроса, укорочение фразы, уменьшение смысла внутри фразы. • Нарастает эмоциональная лабильность раздражительность, слезы В адинамическом этапе > грубо нарушается последовательность, связность изложения, грамматический строй нарушен. Аментивный этап Полная инкогеренция: речевая бессвязность - бессмысленное повторение слов, звуков + их «нанизывание» = вербигерация. DDs с апрозектической бессвязностью (сопровождается маниакальными симптомами) При инкогеренции – речь по темпу замедлена с длительными остановками (тенденция к истощаемости) до вербигераций. ------ Без нарушения грамматического строя Соскальзывания – постепенное отклонение ассоциативного процесса от основной цели (задачи, линии разговора) без нарушений логических связей между отдельными отрезками общей мысли + сохранение грамматического строя. Переходы мыслей одного содержания к другим происходит неожиданно, внешне не мотивированно по ложной неадекватной ассоциации (часто абстрактной) и несоответствующей конечной цели мышления. Останков называл эти переходы – атактические замыкания. Больного иногда можно вернуть в русло разговора, но продуктивность мышления снижается. По Каплану и Седу – тангенциальность – неспособность к целенаправленным ассоциациям, невозможность дойти от начала до желаемой цели. Расплывчатость (аморфность) – это нарушение последовательности вследствие неясно представляемой конечной цели. Частенько цель отсутствует и непонятно «о чем хочет сказать больной». Грамматический строй не нарушен в отдельных отрезках мысли, но характерно не четкое использование понятий, в связи с чем речь становится труднопонимаемой даже в контексте. «Замыкание» в самом начале, на уровне понятия. Рассматривается как вариант соскальзываний. При активной коррекции извне – необходимо фиксировать отдельные отрезки мыслей и тормозить больного. Можно добиться понимания смысла передаваемого на уровне отдельных отрезках мыслей. Более грубое нарушение чем соскальзывание. Разноплановость – постоянная немотивированная смена оснований для построения ассоциаций, соскальзывания, в виду чего мысли лишаются основного стержня; в ней (мысль) объединяется порой не сочетаемые (взаимоисключающие) понятия, а суждения о каком либо явлении или факте, одновременно складываются на разных уровнях. И ^ |