|
Скачать 2.73 Mb.
|
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ», ДВГГУ, 2012г. Оглавление1 Понятие о процессах непосредственного познания. Закономерности ощущения и восприятия. Их развитие в онтогенезе. Методы изучения и диагностики особенностей непосредственного познания человека. 1 2 Виды и формы мышления. Их развитие в фило- и онтогенезе. Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция. 5 3 Процессы опосредованного познания. Высшие психические функции и их развитие в онтогенезе в свете культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 10 4 Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения. 13 5 Виды и функции речи и слова. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых нарушений и их компенсация. 16 6 Память в системе познавательной деятельности. Виды, функции, процессы памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Коррекция нарушений памяти. 20 7 Общая характеристика внимания. Ее развитие в онтогенезе. Диагностика нарушений внимания. 24 8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе. Диагностика и их формирование в процессе обучения. 27 9 Эмоции и чувства. Методы изучения и развития эмоциональной сферы личности. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений. 30 10 Общее понятие о воле и произвольности в психологии. Волевые качества личности. Развитие воли в онтогенезе и проблема нарушений волевой регуляции. 33 11 Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности. Структура темперамента и характера. Акцентуации характера как проблема возрастной психологии и патопсихологии. 36 12 Психология о проблемах личности и индивидуальности. Проблема периодизации и развития личности. Методы исследования. Личность в контексте психологического консультирования. 40 13 Категория сознания в психологии. Сознание как уровень психического отражения в фило- и онтогенезе. Самосознание в структуре сознания. 45 14 Категория деятельности в психологии. Проблема выделения видов деятельности. Деятельностный подход в психологии. 48 15 Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов, их развитие в онтогенезе. Диагностика и развитие мотивационной сферы личности. 51 16 Проблема предмета психологии. Научная и практическая психология. Отрасли современной психологии. 55 17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития. 58 18 Проблемы психического развития ребенка от рождения до школы. Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза. 61 19 Психология младшего школьника. Особенности работы психолога с детьми младшего школьного возраста. 66 20 Характеристика психического развития подростков. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков. 68 21 Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профориентационных консультации и профотбора. 71 22 Психология зрелости и старости. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем в зрелом возрасте. 74 23 Психология педагогической деятельности. Формы и методы преподавания психологии в школе и в вузе. 79 24 Основные понятия психологии обучения. Соотношение обучения и развития (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. и др.). 83 25 Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.) 87 26 Категория общения в возрастных и социальных аспектах. Развитие коммуникативной компетентности в процессе активного социально-психологического обучения. 91 27 Группа как социально-психологический феномен. Методы изучения групповых взаимоотношений. Конфликты в группах и пути их разрешения. 95 28 Проблема методов психологического исследования. Постановка психологического диагноза и выбор стратегии психолого-педагогической помощи. 99 29 Современная семья как объект психологического изучения. Особенности семейного консультирования. Диагностико-коррекционная работа с семьей 102 30 Понятие интеллекта, проблемы его исследования. Развитие интеллекта в онтогенезе (Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). 106 1 Предмет и структура клинической психологии, ее дефиниции. Объект и направленность клинической психологии. 109 2 Категории психического здоровья, «нормы», болезни, используемые в медицине и клинической психологии. 111 3 Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов. 113 4 Диагностика как первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач. 114 5 Клиническая психология как один из основных разделов работы школьных психологов; психологическая помощь детям и семьям с аномалиями детского возраста. 116 6 Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановления нарушенных ВПФ в нейропсихологии. 119 7 Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии. 122 8 Методы патопсихологии. Специфика применения их на различных этапах исследования. 123 9 Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека. 127 10 Основные этапы становления теоретических и методологических основ отечественной патопсихологии, представьте, как излагались идеи распада и развития психики в работе отечественных ученых. 129 11 Особенности объекта, предмета исследования, задач патопсихологического исследования в детской патопсихологии. 131 12 Нарушения восприятия, произвольных движений и действий. 132 13. Основные виды психологического консультирования: цели, задачи, предмет. 136 14 Нарушения эмоциональной сферы у детей и взрослых. 138 15 Виды психологического воздействия в процессе консультирования, этапы в консультировании, механизмы лечебного воздействия групповой психотерапии. 140 16 Виды экспертиз, в которых принимает участие клинический психолог. Характер экспертных задач, решаемых в них. 144 17 Характеристика нарушений сознания и самосознания у детей и взрослых. 146 18 Основные требования к условиям проведения патопсихологического исследования. 151 19. Вклад нейропсихологии в изучении мозговых механизмов высших психических функций человека на материале локальных поражений мозга и других моделей. 152 20 Проблема восстановление нарушенных высших психических функций. 155 21 Типы синдромов в нейропсихологии и патопсихологии. 160 22 Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психосоматических страданий в свете различных теорий. 163 23 Психологические обоснования реабилитационных и коррекционных программ для детей и взрослых. 167 24 Ребенок с особыми образовательными потребностями. Общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития. 169 25 Основные положения историко-генетического и социокультурного подхода Н.Н. Малофеева, объясняющего становление, оформление и развитие системы специального образования. Факторы, оказывающие влияние на развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды. 171 26 Система специального образования. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство. 173 27. Приоритетные направления исследований в специальной психологии на современном этапе развития. 176 28. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, используемые в современной психологии и дефектологии. 179 29. Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении. 181 30. Психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители в процессе оказания помощи ребенку с отклонениями в психике и поведении. Особенности организации системы комплексных психолого-педагогических служб. 183 3 задание 184 Раздел 1. |